7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Атомная подводная лодка типа «Seawolf» (США)

Атомные подводные лодки типа “Seawolf” (США)

Разработка американской АПЛ четвертого поколения “Seawolf” («морской волк») приходится на 80-е годы прошлого века. Именно в этот период противостояние между СССР и США в Мировом океане достигло пика. В связи с совершенствованием советских подводных лодок, ВМС США потребовалась подлодка с более высокими боевыми характеристиками, чем у строившихся в то время ПЛ типа “Los Angeles”.

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа “Seawolf” связан с новой военно-морской стратегией (“Maritime strategy”) ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функ­ции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны. Термин «бастион» фигурирует в статьях о Морской Стратегии, в качестве обозначения вод, полностью контролируемых ВМФ СССР. По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких “бастио­нов” относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа “Seawolf” была начата в 1983 году с образования рабочей группы “Tango”, сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

  • высокая скорость хода;
  • низкий уровень шумности;
  • большая глубина погружения;
  • большой боезапас;
  • большое количество торпедных аппаратов;
  • способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР. Собственно, “Seawolf” разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 «Щука-Б». Поэтому основным назначением АПЛ типа “Seawolf” было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ “Turbulent” (вторая АПЛ серии “Trafalgar”). Водо­метный движитель, установленный на АПЛ типа “Seawolf”, не является копией британского водомета, но при его разработке британский опыт, вероятно, был использован.

Вторым направлением работ по снижению шумности АПЛ “Seawolf” было дальнейшее совершенствование формы ее корпуса (измене­ние соотношения главных размерений, установка в носовой части ограж­дения выдвижных устройств обтекателя, уменьшающего интенсивность подпорного вихря). Некоторые зарубежные источ­ники отмечают, что улучшение маневренных качеств АПЛ типа “Seawolf” связано и с установкой обтекателя в носовой части ограждения. Усложне­ние конструкции носовой части ограждения, вызванное появлением об­текателя, уменьшающего интенсивность подпорного вихря, потребовало самого высокого размещения активной ГАС в носовой части ограждения (практически, непосредственно под крышей ограждения).

Среди мер по снижению шумности АПЛ типа “Seawolf”, важное значение имело применение покрытий наруж­ного корпуса. От технологии нанесения покрытий отдельными пластина­ми отказались и перешли к наформовке резиноподобной массы на корпус. В дальнейшем эта технология была использо­вана на АПЛ типа “Virginia”.

Снижение уровня шумности советских подлодок потребовало также увеличения возможостей гидроакустического комплекса новых многоцелевых АПЛ. В результате, в состав гидроакустического во­оружения “Seawolf” была включена новая носовая сферическая гидроакустическая станция ГАК AN/BQQ-10, низкочастотная подковоо­бразная гидроакустическая антенна, а также размещенные по бортам АПЛ широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5D. Эти новшества заметно изменили облик “Seawolf”: носовая оконечность приобрела вид параболоида вращения (вместо эллипсоида вращения как на АПЛ типа “LosAngeles” и других лодках предыдущих проектов), а на бортах лодки (ниже оси корпуса) разместились по три отчетливо выдающихся антенны, которые вследствие однокорпусной архитектуры лодки не могли быть “спрятаны” в обвод. Характерной особенностью широкоапертурных антенн является их установка с регулярным шагом по длине АПЛ.

Снижение уровня шумности “Seawolf” по отношению к АПЛ предыдущих серий, а также снижение помех в работе гидроакустических средств позволило повысить малошумную скорость хода (по некоторым данным до 10 уз). Также возросла поисковая скорость хода лодки, при ко­торой гидроакустические средства АПЛ продолжают работать достаточно эффективно (по некоторым данным до 25 уз).

Повышение скрытности АПЛ типа “Seawolf” по отношению к АПЛ предыдущих серий не привело к отказу от использования на этих лодках средств гидроакустического противодействия (ложных целей, средств акустического подавления). Пусковые установки средств ГПД размещают­ся на АПЛ типа “Seawolf” в районе кормового отсека.

С учетом использования новых АПЛ, главным образом, в Арктике, было решено полностью отказаться от вертикальных пусковых установок для запуска крылатых ракет, которые могли применяться только в условиях свободно ото льда воды. Вместо этого количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц. Определенную роль в принятии этого решения сыграла необходимость осмотра контейнеров и ракет в услови­ях длительного подводного плавания. При этом ракеты “Tomahawk” и “Harpoon” были включены в боезапас подлодки, как главное средство для поражения надводных кораблей и нанесения ударов по береговым целям, но их запуск производится из торпедных аппаратов.

Ракеты “Tomahawk” в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет “Tomahawk” ядерными боеголовками. Противокорабельные ракеты “Harpoon” обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км.

Торпеды “Gould Mk-48”, входящие в боезапас АПЛ “Seawolf”, могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обе­спечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу “самовыхода”, что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании оружия. В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ “Seawolf” включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM).

Система управления огнем “Lockheed Martin BSY-2” включает около 70 процессоров фирмы “Motorola”. Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой “Raytheon Mk 2”.

Проникновение американских АПЛ в контролируемые ВМФ СССР воды было сопря­жено с большим риском их уничтожения. Предполагалось, что с началом войны СССР начнет активные противолодочные мероприятия, в частности, развернет постановку мин, закрывающих проход ПЛ противника в основные районы использования советских подлодок. Поэтому на АПЛ типа “Seawolf” была увеличена автономность плавания, чтобы подлодка могла выполнять боевую задачу в водах противника как можно дольше, и не подвергалась излишнему риску при прорыве рубежей ПЛО. С это же целью был увеличен боезапас.

В целом компоновка АПЛ типа “Seawolf” осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа “Los Angeles”. В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м.

Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа “Seawolf” составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа “LosAngeles”. Средняя осадка – 11 м.

Увеличение водоизмещения АПЛ типа “Seawolf” определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные за­пасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР.

Рабочая глубина погружения “Seawolf” составляет 480 м, максимальная – 600 м.

Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа “Seawolf” по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гаран­тированным пределом текучести 70 кг/мм 2 ). Замена материала прочного корпуса привела к определенным проблемам в ходе постройки головной АПЛ “Seawolf”.

Читать еще:  Ракетный катер типа «Hugin» (Швеция)

В 1991 году было выявлено образование трещин в сварных швах корпуса АПЛ (брак 16% выполненных швов). Причина брака, оказалось, была связана со сварочной проволокой, содержащей повышенное содер­жание углерода. Вероятно, дефектные сварные швы были вырублены и заварены заново.

Несмотря на проблемы, возникшие в ходе постройки и испытаний, головная АПЛ “Seawolf” (SSN-21) выдержала все испытания и продемонстрирова­ла высокие ТТХ. В 1997 году АПЛ “Seawolf” была принята в состав ВМС США. За время нахождения в составе флота АПЛ “Seawolf” совершила не­сколько походов (из них один – в Арктику, и один – в Средиземное море). В августе 2000 года АПЛ “Seawolf” пришла на ВМБ Гротон и была поставлена в док для осмотра и возможного ремонта. Официально объявлено, что причина постановки в док – обнаруженные дефекты сварочных работ на двух балластных цистернах.

Подлодка “Sea­wolf” получилась чрезвычайно дорогой. Общая стоимость двух первых АПЛ “Sea­wolf” оценивалась в 4,759 млрд. долларов (1995 год). Для сравнения, стоимость постройки одной подлодки типа “Los Angeles” составляла 220 млн. долларов. Однако, мир изменился, и битвы с советскими подлодками, под которые был «заточен» “Seawolf” стали маловероятны. С окончанием Холодной войны огромные затраты на постройку подлодок этого типа оказались нецелесообразными.

В январе 1992 года было заявлено о финансировании постройки третьего корабля, однако средства на него не отпускались до 1996 года.

Третью АПЛ типа “Seawo­lf” (SSN-23, “Jimmy Carter”) решили строить по измененному проекту, которым предусматривается врезка в корпус лодки допол­нительной секции длиной 100 футов (ок. 30,5 м). Длина корпуса подлодки увеличилась до 138 м. В межбортном пространстве врезки размещаются необитаемые подводные аппараты и другие специальные под­водные средства. Кроме того, в этом районе размещена шлюзовая камера диаметром около 1,5 м, предназначенная для выпуска и приема сил спецназа и водолазов. В прочном корпусе АПЛ размещены жилые помещения, рассчитанные на 50 бойцов спецназа, а также пульты дистанционного управления НПА. Для обеспечения более высоких манев­ренных качеств АПЛ “JimmyCarter” для действий на малых скоростях в условиях мелководья оснащена дополнительной винто-рулевой колонкой, расположенной в носовой оконечности.

Водоизмещение АПЛ “Jimmy Carter” выросло до 10468 т в надводном положении, и 12158 т – в подводном. В соответствии с ростом водоизмещения АПЛ “Jimmy Carter” выросла и стоимость этой АПЛ по отно­шению к базовому кораблю. Если “Connecticut”, вторая подлодка серии “Seawolf”, стоила 2,4 млрд. долл., то постройка “Jimmy Carter” обошлась в 3,2 млрд. долл.

Подлодка “Jimmy Carter”, введенная в состав флота в 2005 году, стала третьим и последним кораблем типа “Seawolf”. От их дальнейшего строительства было решено отказаться в пользу новейших АПЛ типа “Virginia”. Эти подлодки лучше подходят для действий в прибрежной зоне (что важно в условиях региональных конфликтов), и обладают меньшей стоимостью, чем “Seawolf” (1,8 млрд. долларов).

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Цена совершенства: многоцелевые АПЛ Seawolf

Создание нового образца техники с повышенными характеристиками, превосходящего предшественников, всегда связано с применением новых технологий, а также с повышенными тратами. Прекрасным примером этого может считаться американская программа строительства многоцелевых атомных подлодок типа Seawolf. При всех своих преимуществах, они оказались слишком дорогими – и планы по серии сократили в десять раз.

Порождение новой стратегии

Появлению проекта Seawolf предшествовала научная работа по анализу сложившейся обстановки и перспектив развития основных флотов мира. Аналитики ВМС США отмечали, что вероятный противник в лице ВМФ СССР постоянно наращивает свой потенциал, и его подводные силы по количественным и качественным показателям приблизились к американским. Соответственно, для достижения желаемого соотношения сил американскому флоту требовалось создавать новые стратегии и образцы техники.

В начале восьмидесятых командование ВМС разработало новую стратегию развития и применения флота, затрагивавшую в т.ч. подводные силы. Она предусматривала сохранение дежурства существующих многоцелевых АПЛ на рубежах противолодочной обороны в океане. Кроме того, предлагалось создать новую подлодку для активных действий в районах, полностью контролируемых флотом вероятного противника.

Необходимость работы в опасной близости от кораблей и подлодок противника приводила к появлению новых строгих требований. Перспективная АПЛ должна была отличаться пониженной заметностью, но при этом нести улучшенные средства обнаружения, а также современное противокорабельное и противолодочное оружие.

Разработка новой лодки стартовала в 1983 г. и велась компанией General Dynamics Electric Boat. Ей же предстояло освоить строительство кораблей. Головная АПЛ нового проекта, равно как и вся серия, получила имя Seawolf – в честь одной из первых атомных субмарин ВМС США. Проект отнесли к новому 4 поколению АПЛ.

Техническое превосходство

По требованию заказчика, новые лодки Seawolf должны были иметь ряд преимуществ перед существующими Los Angeles. Для этого в проекте пришлось предусмотреть массу новшеств разного рода. Предлагались новые конструкционные материалы, перспективные приборы и т.д.

Проект Seawolf предусматривал увеличение габаритов в сравнении с предыдущим Los Angeles. Длина осталась на уровне 108 м, но ширина выросла до 12 м. Водоизмещение новой лодки по исходному проекту – более 9,1 тыс.т. Новый прочный корпус из стали сорта HY-100 позволял увеличить допустимую глубину погружения, а также отличался большими внутренними объемами для размещения необходимых средств и систем.

Основой энергоустановки стал водо-водяной реактор S6W мощностью 34 МВт, соединенный с двумя паровыми установками и двумя турбозубчатыми агрегатами. За движение отвечает главный электродвигатель, соединенный с водометным движителем. При разработке последнего американские инженеры воспользовались опытом британских коллег, ранее создавших проект АПЛ Trafalgar.

При помощи таких систем подлодки Seawolf смогли развивать максимальную скорость на уровне 35 узлов. Малошумная скорость подводного хода – не менее 10 узлов; на 20-25 узлах сохраняется возможность полноценного использования гидроакустических систем. Дальность хода практически неограниченна.

Субмарина несет развитый комплекс гидроакустических средств. Под носовым обтекателем скрывается сферическая антенна ГАК AN/BQQ-10. На бортах предусматривается по три широкоапертурные ГАС AN/BQG-5D. За счет этого АПЛ способна следить за обстановкой как в передней, так и в боковых полусферах. Компоновка и характеристики ГАК повышают возможную ситуационную осведомленность, оставляя минимальные мертвые зоны.

Проект Seawolf предусматривал применение боевой информационно-управляющей системы General Electric AN/BSY-2, объединяющей все средства наблюдения и вооружения. Аналогичные приборы устанавливались на АПЛ типа Los Angeles Flight III. С БИУС интегрировали современные средства навигации, радиолокационный комплекс AN/BPS-16, систему РЭБ AN/AVLQ-4(V)1, перископы и другие приборы разного назначения.

Интересной особенностью бортовой электроники стало широчайшее использование внутренних акустических датчиков. На лодке разместили 600 приборов, отслеживающих ее собственные шумы. Для сравнения, предыдущий проект многоцелевой АПЛ включал только 7 датчиков.

Комплекс вооружений включал восемь 660-мм торпедных аппаратов. Они помещались на бортах корпуса, за счет чего удалось высвободить носовой отсек под крупную ГАК. Для снижения акустической заметности пуск торпед осуществлялся методом т.н. самовыхода – без стрельбы сжатым воздухом.

В боекомплект подлодки вошли торпеды нескольких типов, морские мины, а также ракеты UGM-109 Tomahawk и UGM-84 Harpoon. В отсеке вооружений размещается 52 ракеты и/или торпеды. Количество и типы загружаемого оружия определяются в соответствии с поставленной боевой задачей.

Экипаж корабля состоит из 140 человек, в т.ч. 14 офицеров. Для них предусматриваются общие кубрики и отдельные каюты. Приняты меры по повышению комфорта пребывания и службы.

Цена характеристик

Согласно первоначальным планам, ВМС США в течение девяностых годов должны были получить 29 подлодок нового типа. Однако еще на стадии проектирования стало ясно, что применение новых материалов и технологий приведет к неприемлемому росту стоимости готового корабля. Из-за этого начались сокращения планов. Сначала, еще до начала строительства головной АПЛ, решили уменьшить серию до 12 единиц при общей стоимости более 33 млрд долл.

9 января 1989 г. компания GDEB получила контракт на строительство головной АПЛ нового проекта. Закладка USS Seawolf (SSN-21) состоялась в конце октября того же года. На строительство планировалось потратить ок. 3 миллиардов, что стало поводом для критики. Для сравнения, АПЛ типа Los Angeles в то время стоила ок. 900 миллионов.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.617 (СССР)

Уже в 1990-м зазвучали призывы отменить дальнейшее строительство и ограничиться одной лодкой. Тем не менее, в 1991 г. Конгресс все же выделил средства на строительство второго корабля. Заказ на третью субмарину одобрили в 1992-м, но финансирование отложили на несколько лет.

Строительство головной подлодки оказалось сложным и длительным. Спуск на воду состоялся только в июне 1995 г. Два года ушли на ходовые испытания, и 19 июля 1997 г. USS Seawolf (SSN-21) вошла в состав ВМС. От закладки до сдачи прошло 7 лет и 9 месяцев – так долго не строилась ни одна американская субмарина.

Второй корабль USS Connecticut (SSN-22) заказали в мае 1991-го и заложили в сентябре 1992 г. Спуск на воду состоялся 1 сентября 1997 г. Лодку сдали заказчику в декабре следующего года.

Третья в серии

Только в 1995 г. в военный бюджет на следующий год внесли траты на строительство третьей АПЛ типа Seawolf – USS Jimmy Carter (SSN-23). Контракт на ее строительство подписали в июне 1996 г., а закладка прошла в конце 1998-го. Через несколько месяцев появился дополнительный заказ. Многоцелевую АПЛ следовало превратить в специальную субмарину, способную решать особые задачи. Дополнительные работы увеличили стоимость проекта на 890 млн долл.

В конструкцию лодки включили дополнительный отсек Multi-Mission Platform длиной ок. 30 м. В нем предусматриваются дополнительные кубрики для 50 бойцов, командный пост, шлюзовая камера, помещения для хранения специальной аппаратуры и снаряжения и т.д. Также отсек MMP несет различные дистанционно управляемые подводные аппараты. При помощи MMP подлодка способна перевозить боевых пловцов и обеспечивать их работу, выполнять различные разведывательные и диверсионные задачи.

Вследствие установки дополнительного отсека длина подлодки увеличилась до 138 м, а полное водоизмещение превысило 12,1 тыс. т. Из-за увеличения габаритов в носовой части корабля пришлось установить винторулевую колонку. Штатное вооружение и оснащение осталось на своих местах. При этом боевые и специальные возможности заметно расширились.

USS Jimmy Carter (SSN-23) спустили на воду в мае 2004 г. В феврале 2005-го корабль вошел в состав ВМС. На этом строительство АПЛ типа Seawolf завершилось.

Подлодки на службе

Головная USS Seawolf (SSN-21) вступила в строй в 1997 г. и вскоре отправилась в свой первый поход. С начала 1999 г. на боевую службу выходит и второй корабль, USS Connecticut (SSN-22). Две многоцелевые АПЛ выполняют задачи поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника. Также их привлекают к сопровождению корабельных групп разного назначения.

За прошедшие десятилетия два корабля неоднократно участвовали в боевом развертывании и в различных учениях. Между этими мероприятиями выполнялись мелкие и средние ремонты с постановкой в док. В целом две первые субмарины типа Seawolf стали полноправными боевыми единицами подводных сил и дополнили существующие лодки Los Angeles. При этом по боевой эффективности они превосходили предшественников в 2,5-3 раза.

Более интересна служба третьего корабля серии, оснащенного специальным отсеком MMP и соответствующей аппаратурой. USS Jimmy Carter (SSN-23) регулярно выходит в море, решает некие задачи и возвращается на базу. При этом ВМС не спешат уточнять цели подобных походов, а наличие особой аппаратуры на борту служит намеком на особый характер миссий.

По разным данным, слухам и оценкам, подлодка с отсеком MPP используется для обеспечения спецопераций в удаленных регионах. В частности, несколько лет назад в некоторых изданиях упоминалась секретная операция по установке контролирующей аппаратуры на кабелях связи вероятного противника. Насколько правдивы такие сообщения – неизвестно.

Стоимость-эффективность

Целью проекта Seawolf было создание перспективной многоцелевой АПЛ, способной эффективно выполнять боевые задачи в условиях противодействия развитой ПЛО противника. Для этого пришлось применить массу новых технологий, что привело к неприемлемому росту стоимости. Целесообразность таких трат вызывала сомнения, а завершение Холодной войны фактически поставило крест на дорогой кораблестроительной программе. ВМС США получили только три АПЛ Seawolf, причем одну из них решили перестроить для специальных операций.

Несмотря на резкое сокращение программы строительства прорывных Seawolf, ВМС нуждались в новой многоцелевой АПЛ. Стартовал новый проект Virginia – менее смелый, но более дешевый. Строительство таких лодок началось в 2000 г., и к настоящему времени флот получил 18 боевых единиц; еще 11 строятся.

В условиях нового мира, возникшего после Холодной войны, решающим фактором стали не только характеристики, но и цена. А с точки зрения параметров «стоимость-эффективность» проект Seawolf уступал как предшествующим, так и последующим разработкам.

Атомная подводная лодка типа «Seawolf» (США)

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА «SEAWOLF» (США)
NUCLEAR SUBMARINES OF THE TYPE «SEAWOLF» (USA)

Подводную лодку ВМС США Jimmy Carter заподозрили в причастности к прослушке телефонов и просмотре электронной почты. Как пишет американская пресса, данная подлодка могла использоваться для незаконного сбора данных с подводных телекоммуникационных кабелей. По мнению экспертов, с помощью подводной лодки на кабели могли устанавливаться специальные устройства, собирающие информацию, которая потом собиралась и анализировалась спецслужбами.
PortNews

30.08.2015

21 августа после шестимесячного плавания атомная ударная подлодка USS Seawolf (SSN 21, «Морской волк») вернулась в порт приписки ВМБ Китсап-Бремертон, сообщает US Navy 25 августа.
Субмарина провела обычные тренировки подо льдами Северного Ледовитого океана с выходом на поверхность в районе Северного полюса, тем самым подтвердив способность американского флота достичь любого уголка планеты.
ВМС США отрабатывают учебно-боевые задачи в Арктике в течение десятилетий, активность плавания может повыситься из-за увеличения морских перевозок в арктическом регионе.
Большинство нынешнего экипажа «Сивулф» впервые посетило Северный полюс, получив уникальный опыт. Один из моряков говорит, что чувстуется, как лодка пробивает лед, выходя на поверхность, а выход из субмарина на лед было фантастикой. Это «холодная снежная пустыня», заявил он (cold, snowy desert — прим. ВП).
Военный Паритет

05.06.2017

В сети появилась видеозапись обнаружения американской подлодки, всплывшей в Арктике, российским вертолетом. АПЛ типа «Сивулф» была обнаружена вертолетом типа Ми-8, опознаваемым по остеклению кабины. Указывается, что инцидент произошел в 2015 году, однако видео появилось только сейчас.
В также наличествующей в сети версии данного видео с несколько отличающейся временной разбивкой, экипаж вертолета комментирует увиденное кратким эмоциональным высказыванием.
На записи отсутствуют люди, однако видны следы применения дымовой шашки красного цвета, используемой при подаче сигнала бедствия. Детали произошедшего не сообщаются.
По официальным американским данным, весной-летом 2015 года АПЛ SSN-21 «Сивулф» провела полугодовую боевую службу в Арктике, со всплытием в районе Северного полюса. Лодка покинув военно-морскую базу Китсап в штате Вашингтон, прошла в Северный ледовитый океан через Берингов пролив, и более двух месяцев находилась подо льдами. О всплытии ее еще где-либо, помимо Северного полюса, и каких-либо инцидентах во время похода не сообщается, при этом удаленность Северного полюса на 900 километров от ближайшей российской авиабазы Нагурское на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа исключает достижение полюса вертолетами типа Ми-8, дальность полета которых составляет в наиболее распространенных модификациях около 600 километров.
Кроме того, на видео заметно повреждение надстройки субмарины – обтекатель гидроакустической антенны в носовой части рубки сорван, возможно, вследствие экстренного всплытия через лед. При этом на снимках всплытия «Сивулфа» на полюсе обтекатель находится на месте.
Лента.ру

В пятницу крупнейшая американская военная судостроительная компания Huntington Ingalls Industries сообщила, что ее судостроительный дивизион Newport News Shipbuilding получил контракт на проектирование верфи с потенциальной общей стоимостью 454,1 млн долл для атомных подводных лодок. Верфь будет выполнять работы по модернизации, конверсии и вывода из эксплуатации АПЛ разных типов. Newport News это одна из двух американских верфей, способных проектировать и строить атомные подводные лодки, а также является проектным агентом и верфью, на которой выполняются, частности, работы по снижению стоимости эксплуатации ударных подводных лодок типов Los Angeles и Seawolf.
Военный паритет

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА «SEAWOLF»

Подлодка «USS Seawolf» является образцом американского революционного дизайна и технологий судостроения. Субмарина, которая переводится как «морской волк» занимает особое место в мировом океане, став неуловим и смертельно опасным оружием. Подлодка «USS Seawolf» сложнейшее техническое устройство на земле. Тысяча рабочих строила этот корабль в течение 10 лет, а американские подводники тренировались годами, чтобы попасть в экипаж подлодки. Однако чтобы получить статус хозяйки морей эта подлодка прошла сложнейших путь новейших разработок и комплекс суровых морских испытаний.
Субмарины «USS Seawolf» были призваны заменить подводные лодки класса «Los Angeles». Изначально планировалась постройка серии из 30 субмарин, но после распада СССР строительство серии сократили до трех единиц, которые оказались самыми совершенными по комплексу характеристик и самыми дорогими подлодками из всех построенных ранее: «USS Seawolf» (SSN-21), «USS Connecticut» (SSN-22), «USS Jimmy Carter» (SSN-23).
Разработка американской АПЛ четвертого поколения «Seawolf» («морской волк») приходится на 1980-е годы прошлого века. Именно в этот период противостояние между СССР и США в Мировом океане достигло пика. В связи с совершенствованием советских подводных лодок, ВМС США потребовалась подлодка с более высокими боевыми характеристиками, чем у строившихся в то время ПЛ типа «Los Angeles».
Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа «Seawolf» связан с новой военно-морской стратегией (“Maritime strategy”) ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны. Термин «бастион» фигурирует в статьях о Морской Стратегии, в качестве обозначения вод, полностью контролируемых ВМФ СССР.
Снижение уровня шумности советских подлодок потребовало также увеличения возможостей гидроакустического комплекса новых многоцелевых АПЛ. В результате, в состав гидроакустического вооружения «Seawolf» была включена новая носовая сферическая гидроакустическая станция ГАК AN/BQQ-10, низкочастотная подковообразная гидроакустическая антенна, а также размещенные по бортам АПЛ широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5D. Эти новшества заметно изменили облик «Seawolf»: носовая оконечность приобрела вид параболоида вращения (вместо эллипсоида вращения как на АПЛ типа «LosAngeles» и других лодках предыдущих проектов), а на бортах лодки (ниже оси корпуса) разместились по три отчетливо выдающихся антенны, которые вследствие однокорпусной архитектуры лодки не могли быть «спрятаны» в обвод. Характерной особенностью широкоапертурных антенн является их установка с регулярным шагом по длине АПЛ.

Читать еще:  Минный заградитель типа N82 «Falster» (Дания)

Снижение уровня шумности «Seawolf» по отношению к АПЛ предыдущих серий, а также снижение помех в работе гидроакустических средств позволило повысить малошумную скорость хода (по некоторым данным до 10 уз). Также возросла поисковая скорость хода лодки, при которой гидроакустические средства АПЛ продолжают работать достаточно эффективно (по некоторым данным до 25 уз).
Повышение скрытности АПЛ типа «Seawolf» по отношению к АПЛ предыдущих серий не привело к отказу от использования на этих лодках средств гидроакустического противодействия (ложных целей, средств акустического подавления). Пусковые установки средств ГПД размещаются на АПЛ типа «Seawolf» в районе кормового отсека.
Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.
Боевая информационно-управляющая система на «Сивулфах» — AN/BSY-2 (компания General Electric) — объединяет в себе до 70 процессоров, поставляемых компанией Motorola. Аналогичная БИУС уже прошла апробацию на нескольких последних АПЛ типа «Усовершенствованный Лос-Анджелес» (начиная с субмарины SSN-751 «Сан Хуан»), зарекомендовав себя с наилучшей стороны.

Управление всеми видами корабельного оружия, также как и подводной лодкой в целом, осуществляется при помощи автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа Mk2 (Raytheon Mk2 tactical command and control system), которая имеет централизованную структуру с частичной федерализацией. Разработчик АСБУ, как видно из названия, — компания Raytheon.
Комплекс ракето-торпедного вооружения подлодки — довольно мощный и разнообразный. Он включает восемь торпедных аппаратов (ТА) калибра 660 мм (в некоторых источниках приводится калибр 762 мм, но это диаметр ТА по внешнему кольцу) по бортам. Такое расположение ТА является традиционным на американских подводных лодках уже в течение последних нескольких десятков лет. Это позволяет избежать в процессе проектирования ограничений при размещении в носовой части антенны и аппаратуры гидроакустической станции. На корабле установлена система послезалпового осушения ТА типа Mk21 (air turbine torpedo discharge pump).
Несмотря на проблемы, возникшие в ходе постройки и испытаний, головная АПЛ «Seawolf» (SSN-21) выдержала все испытания и продемонстрировала высокие ТТХ. В 1997 году АПЛ «Seawolf» была принята в состав ВМС США.

Подлодка «Seawolf» получилась чрезвычайно дорогой. Общая стоимость двух первых АПЛ «Seawolf» оценивалась в 4,759 млрд. долларов (1995 год). Для сравнения, стоимость постройки одной подлодки типа «Los Angeles» составляла 220 млн. долларов. Однако, мир изменился, и битвы с советскими подлодками, под которые был «заточен» «Seawolf» стали маловероятны. С окончанием Холодной войны огромные затраты на постройку подлодок этого типа оказались нецелесообразными.
Заказ на первую АПЛ серии был выдан в 1989 году, и в 1990 году предполагалось ограничиться постройкой единственного корабля. В результате жарких спров в конгрессе США в 1991 году все-таки были выделены средства на постройку второго корабля (SSN-22, «Connecticut»), который вошел в строй в 1999 году.
В январе 1992 года было заявлено о финансировании постройки третьего корабля, однако средства на него не отпускались до 1996 года.
Третью АПЛ типа «Seawolf» (SSN-23, «Jimmy Carter») решили строить по измененному проекту, которым предусматривается врезка в корпус лодки дополнительной секции длиной 100 футов (ок. 30,5 м). Длина корпуса подлодки увеличилась до 138 м. В межбортном пространстве врезки размещаются необитаемые подводные аппараты и другие специальные подводные средства. Кроме того, в этом районе размещена шлюзовая камера диаметром около 1,5 м, предназначенная для выпуска и приема сил спецназа и водолазов. В прочном корпусе АПЛ размещены жилые помещения, рассчитанные на 50 бойцов спецназа, а также пульты дистанционного управления НПА. Для обеспечения более высоких маневренных качеств АПЛ «JimmyCarter» для действий на малых скоростях в условиях мелководья оснащена дополнительной винто-рулевой колонкой, расположенной в носовой оконечности.
Водоизмещение АПЛ «Jimmy Carter» выросло до 10468 т в надводном положении, и 12158 т – в подводном. В соответствии с ростом водоизмещения АПЛ «Jimmy Carter» выросла и стоимость этой АПЛ по отношению к базовому кораблю. Если «Connecticut», вторая подлодка серии «Seawolf», стоила 2,4 млрд. долл., то постройка «Jimmy Carter» обошлась в 3,2 млрд. долл.
Подлодка «Jimmy Carter», введенная в состав флота в 2005 году, стала третьим и последним кораблем типа «Seawolf». От их дальнейшего строительства было решено отказаться в пользу новейших АПЛ типа «Virginia». Эти подлодки лучше подходят для действий в прибрежной зоне (что важно в условиях региональных конфликтов), и обладают меньшей стоимостью, чем «Seawolf» (1,8 млрд. долларов).

Водоизмещение, т:
— нормальное 7460
— подводное 9150 или 12 1391
Главные размерения, м:
— длина наибольшая 107,6 или 138,11
— ширина наибольшая 12,9
— осадка средняя 10,9
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусный или смешанный

Глубина погружения, м:
— оперативная 450
— испытательная 600
Автономность по запасам провизии, сут 70
Экипаж, чел 130

Главная энергетическая установка:
— тип АЭУ ППУ
— количество х тип (индекс) ЯР 1xBBP(S6W) ПТУ
— количество х мощность ГТЗА, л.с 1 х 45 000
— количество х тип движителей 1 х малошумный ВФШ в насадке типа Pump-Jet
ЭЭС:
— количество х мощность (тип) резервных источников, кВт свинцово-кальциевая АБ
Вспомогательная энергетическая установка:
— количество х мощность (тип) РСД, кВт 1 или 2 х ВПК с приводом от ГЭД фирмы Wistinghouse
Скорость хода, уз:
— наибольшая подводная под ГТЗА 34,0-35,0
— наибольшая надводная под ГТЗА 18
Ракетное вооружение:
— наименование комплекса КР Tomahawk
— боезапас (наименование и индекс) КР в счет торпедного боезапаса (стратегические BGM-109A, BGM-109C и BGM-109D или тактические BGM-109B и BGM-109E) или 8
— вид старта из 660,4-мм (Н) ТА или подводный из ВПУ вне ПК
— СУРС подсистема АСБУ AN/BSY-2
— наименование ПКРК Harpoon
— боезапас (наименование и индекс) ПКР в счет торпедного боезапаса (VGM-84)
— вид старта из 660,4-мм (Н) ТА
— СУРС подсистема АСБУ AN/BSY-2
Торпедное вооружение:
— количество х калибр ТА, мм 8 (Н) х 660,4
— боезапас (индекс) торпед 50 (Мк. 48 ADSAP)
— ПУТС подсистема АСБУ AN/BSY-2
Минное вооружение:
— боезапас (индекс и название) мин в счет торпедного боезапаса 100 (Мк.60 Captor и Мк.67 Mobile)
Специальное:
количество посадочных мест для ПА типа DDS 1
количество посадочных мест для ОПА типа ASDS или НПА UUVs 1

Радиотехническое:
— АСБУ AN/BSY-2 в обеспечение единой тактической системы распределения информации AN/USC-38
— навигационный центр NAVDAC в обеспечении двух инерциальных систем SINS WSN-2 или WSN-7B1
— ПРН-И спутниковых и радиолокационных навигационных систем AN/BRN-6 и AN/BRN-7
— РЛК AN/BPS-16
— комплекс средств РЭБ ANAVLQ-4(V)1
— комплексный перископ тип 86
— перископ атаки тип 8 mod.3
— астронавигационный перископ тип 18

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: