Атомная подводная лодка типа «Sturgeon» (США)
Подводные лодки типа «Стерджен»
Подводные лодки типа «Стерджен» (Sturgeon — пер. англ. «Осетр») были усовершенствованной и немного увеличенной версией лодок типа «Трешер»/«Пермит». АПЛ получили дополнительную защиту от шумоизлучения и новые электронные системы. Серия строилась в период с 1965-го по 1974 год. До появления лодок типа «Лос-Анджелес» это была самая крупная серия кораблей с ядерной энергетической установкой. АПЛ этого типа создавались как охотники за советскими подводными лодками и были «рабочими лошадками» подводного флота США на протяжении большей части холодной войны. Кроме того, на лодки данной серии возлагались разведывательные задачи у берегов вероятного противника.
Контракт на строительство головной лодки серии был получен 30 ноября 1961 года компанией «Электрик Боат Дивижн» — подразделением корпорации «Дженерал Дайнемикс» (г. Гротон, шт. Коннектикут). АПЛ «Стерджен» была заложена 10 августа 1963 года. Спущена на воду 26 февраля 1966 года и вошла в строй 3 марта 1967-го.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Субмарины типа «Стерджен», как и АПЛ предшествовавшего типа, предназначались главным образом для борьбы с подводными лодками. Это обусловило особенность их компоновки. Так, торпедные аппараты были расположены у миделя (в центральной части корпуса) позади боевой рубки — по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки. Такое расположение торпедного отсека обеспечило быстрый выбор оружия и перезарядку аппаратов.
Это позволило также разместить в носовой части сонар больших размеров, чем на лодках с носовыми торпедными аппаратами. Для улучшения эффективности работы гидроакустической станции (ГАК) носовая обшивка сонара была выполнена из поликарбонатных материалов.
«Стерджен», в отличие от конусообразных «быстроходных» корпусов ранних типов лодок, имел длинный, низкий надводный борт, параллельный продольной оси, что позволило обеспечить больший внутренний объем лодки. Обводы легкого корпуса были плавными и гладкими, лишенными ненужных выступов, которые могли стать причиной повышения шумности.
На патрулировании «Стерджен» должна была двигаться главным образом на малых скоростях не только для того, чтобы ограничить возможности обнаружения противником, но и для уменьшения влияния шума воды, возникавшего при обтекании корпуса, на свои средства обнаружения.
Горизонтальные рули, установленные на рубке, были спроектированы таким образом, что могли устанавливаться в вертикальное положение. Они могли использоваться для раскалывания нетолстого льда при всплытии в высоких широтах Северного Ледовитого океане.
Винт большого диаметра за крестообразно расположенными рулями вращался валом, проходившим вдоль диаметральной линии лодки.
ВООРУЖЕНИЕ И АКУСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Лодки типа «Стерджен» через торпедные аппараты в центральной части корпуса могли использовать, в зависимости от вида цели, оружие, соответствующее калибру торпедных аппаратов. Это могли быть дистанционно управляемые торпеды Мк 48. применяемые против подводных и надводных целей на дальностях до 50 км, противокорабельные ракеты «Гарпун» для внезапных атак надводных целей, противолодочные ракеты «Саброк» с ядерными зарядами для уничтожения важных подводных целей на больших дальностях или мины. На АПЛ устанавливался активный ГАК AN/BQS-6 с большим количеством отдельных приемоизлучающих систем, вписанных в сферу диаметром 4,5 м. Для ведения разведки применялся также пассивный ГАК AN/ BQR-7. Кроме носового при выполнении разведывательных задач использовался также буксируемый сонар, так как он был более чувствительным.
ОПЕРАЦИЯ «ХОЛИ СТОУН»
Последние девять единиц АПЛ имели удлиненный корпус для размещения электронной аппаратуры. Этот факт не афишировался, так как «удлиненные» лодки принимали участие в одной из самых секретных разведывательных программ холодной войны — «Холи стоун», которая началась еще в конце 1960-х годов. Программа включала использование лодок этого класса для скрытного слежения за советскими ПЛ и для сбора разведывательных данных вблизи побережья СССР и других недружественных США государств. Именно по этой причине так часто американские субмарины оказывались вблизи советских ПЛ, что становилось предпосылкой для столкновений. В 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской АПЛ «К-211» с американской подлодкой. Комиссия установила, что американская лодка следила за нашей, оставаясь для нее в акустической тени. Когда наша подлодка изменила курс, американская потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму советской АПЛ. По отдельным деталям удалось установить, что столкновение произошло именно с лодкой класса «Стерджен».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АПЛ «СТЕРДЖЕН»
Водоизмещение, т:
надводное: 3698
подводное: 4714
Размерения, м:
длина: 89,08 (у девяти «удлиненных»
лодок проекта-92,1)
ширина: 9,65
осадка: 8,9
ГЭУ: реактор с водяным охлаждением под давлением «Вестингауз» S5W, две паровые турбины мощностью 2 х 11,2 МВт
Скорость, узлов:
надводная: 15
подводная: 26
Глубина погружения, м:
рабочая: 400
предельная: 600
Вооружение: 4 х 533-мм торпедных аппарата Мк 63, шесть противолодочных ракет «Саброк» (позднее заменены 15 противолодочными торпедами Мк 48, четырьмя «Саброк» и четырьмя противокорабельными ракетами «Гарпун» с подводным стартом) или 46 мин Мк 57, Мк 60 или Мк 67; к концу 1980-х гг. типовой боекомплект включал 15 торпед Мк48, четыре ракеты «Гарпун» с подводным стартом и четыре крылатые ракеты «Томахок»
Экипаж, чел.: 107 (из них 14 офицеров)
Подводные лодки типа “Sturgeon”
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Многоцелевые атомные подводные лодки типа “Sturgeon” и опытные АПЛ “Narwhal”, “Glenard P. Lipcomb”.
SSN-637 “Sturgeon” 10.08.1963 / 26.02.1966 / 03.03.1967
SSN-638 “Whale” 27.05.1964 / 12.10.1966 / 12.10.1968
SSN-639 “Tautog” 27.01.1964 / 15.04.1967 / 17.08.1968
SSN-646 “Grayling” 12.05.1964 / 22.06.1967 / 11.10.1969
SSN-647 “Pogy” 04.05.1964 / 03.06.1967 / 15.05.1971
SSN-648 “Aspro” 23.11.1964 / 29.11.1967 / 20.02.1969
SSN-649 “Sunfish” 15.01.1965 / 14.10.1966 / 15.03.1969
SSN-650 “Pargo” 03.06.1964 / 17.09.1966 / 05.01.1968
SSN-651 “Queenfish” 11.05.1964 / 25.02.1966 / 06.12.1966
SSN-652 “Puffer” 08.02.1965 / 30.03.1968 / 09.08.1969
SSN-653 “Ray” 01.04.1965 / 21.06.1966 / 12.04.1967
SSN-660 “Sand Lance” 15.01.1965 / 11.11.1969 / 25.09.1971
SSN-661 “Lapon” 26.07.1965 / 16.12.1966 / 14.12.1967
SSN-662 “Gurnard” 22.12.1964 / 20.05.1967 / 06.12.1968
SSN-663 “Hammerhead” 29.11.1965 / 14.04.1967 / 28.06.1968
SSN-664 “Sea Devil” 12.04.1966 / 05.10.1967 / 03.01.1969
SSN-665 “Guitarro” 09.12.1965 / 27.07.1968 / 09.09.1972
SSN-666 “Hawkbill” 12.09.1966 / 12.04.1969 / 04.02.1971
SSN-667 “Bergall” 16.04.1966 / 17.02.1968 / 13.06.1969
SSN-668 “Spadefish” 21.12.1966 / 15.05.1968 / 14.08.1969
SSN-669 “Seahorse” 13.08.1966 / 15.06.1968 / 19.09.1969
SSN-670 “Finback” 26.06.1967 / 07.12.1968 / 04.02.1970
SSN-672 “Pintado” 27.10.1967 / 16.08.1969 / 11.09.1971
SSN-673 “Flying Fish” 30.06.1967 / 17.05.1969 / 29.04.1970
SSN-674 “Trepang” 28.10.1967 / 27.09.1969 / 14.08.1970
SSN-675 “Bluefish” 13.03.1968 / 10.01.1970 / 08.01.1971
SSN-676 “Billfish” 20.09.1968 / 01.05.1970 / 12.03.1971
SSN-677 “Drum” 20.08.1968 / 23.05.1970 / 15.04.1972
SSN-678 “Archerfish” 19.06.1969 / 16.01.1971 / 17.12.1971
SSN-679 “Silversides” 13.10.1969 / 4.06.1971 / 5.05.1972
SSN-680 “William H. Bates” (быв. “Redfish”) 4.081969 / 11.12.1971 / 5.05.1973
SSN-681 “Batfish” 9.02.1970 / 9.10.1971 / 1.09.1972
SSN-682 “Tunny” 22.05.1970 / 10.06.1972 / 26.01.1974
SSN-683 “Parche” 10.12.1970 / 13.01.1973 / 17.08.1974
SSN-684 “Cavalla” 4.06.1970 / 19.02.1972 / 9.02.1973
SSN-686 “L. Mendel Rivers” 26.06.1971 / 2.06.1973 / 1.02.1975
SSN-687 “Richard B. Russell” 19.10.1971 / 12.01.1974 / 16.08.1975
SSN-671 “Narwhal” 17.01.1966 / 9.09.1967 / 12.07.1969
SSN-685 “Glenard P. Lipscomb” 4.08.1969 / 11.12.1971 / 5.05.1973
С 1977 г. после более чем 20-летнего перерыва со времени принятия на вооружение С-С “Regulus-I” БНК и ПЛ ВМС США стали оснащаться КР нового поколения – ПКР “Harpoon”, которые отличались от С-С типа “Regulus” малыми габаритами и массой (не более, чем у торпед), подводным стартом и возможностью запуска из ТА ПЛ. Возможность размещения на ПЛ ПКР “Harpoon” вместо торпед и небольшой объем аппаратуры, обслуживающей ракетный комплекс, позволили вооружать новыми ПКР не только перспективные (разрабатываемые) ПЛ, но строящиеся и находящиеся в строю ПЛ. В числе последних были АПЛ ВМС США типа “Sturgeon”, строившиеся на пяти верфях в период 1967-1975 гг. Основным назначением этих кораблей являлась борьба с ПЛ противника, обеспечения патрулирования американских ПЛАРБ и нанесения ударов по надводным кораблям противника. АПЛ типа “Sturgeon”, являясь дальнейшим развитием многоцелевых АПЛ типа “Permit”, имеют одинаковый архитектурно-конструктивный облик и компоновку вооружения и основного оборудования, но отличаются главным образом улучшенной акустической защитой, усовершенствованным РЭВ и средствами обеспечения живучести, разработанными по программе SUBSAFF после гибели АПЛ ВМС США “Thresher” (затонул 10.04.1963 г. во время глубоководных испытаний в Атлантическом океане на глубине 2800 м в 220 милях от Бостона). АПЛ типа “Sturgeon” спроектированы с хорошо обтекаемыми наружными обводами в форме тела вращения. Характерной особенностью этих АПЛ, как и АПЛ типа “Permit”, является смешанный (одно-двухкорпусный) архитектурно-конструктивный тип с вынесенными из носовой оконечности к средней части ПЛ ТА, установленные под углом к ДП корабля. В носовой оконечности ПЛ размещена акустическая антенна сферической формы.
Основные ТТХ многоцелевых АПЛ типа “Sturgeon” следующие:
Водоизмещение, т:
– надводное 4250-4460
– подводное 4780-4960
Длина наибольшая, м 89,0-92,1
Ширина корпуса наибольшая, м 9,7
Осадка средняя, м 8,8
Архитектурно-конструктивный тип смешанный (одно-двухкорпусный)
Глубина погружения, м 400
Экипаж, чел 107-136
Энергетическая установка:
– тип атомная
– паропроизводящая установка:
– число и тип ядерных реакторов 1BBP S5W
– паротурбинная установка:
– число паровых турбин в составе ГТЗА 2
– число x мощность ГТЗА, л.с. 1×15000-17500
– число АТГ 2
– число гребных валов 1
– тип АБ свинцово-кислотная TLX-39B “Gould”
– число групп АБ x число элементов в группе 1×126
Скорость хода, уз:
– наибольшая надводная 15,0
– наибольшая подводная 28,0
Вооружение:
Торпедно-ракетное:
– число x калибр (тип) носовых ТА, мм 4×533 (Мк 63)
– боезапас торпед и КР 24-26
– тип торпед Mk 14-6, Mk 37-1,3, Mk 37NTS, Mk 48, Mk 48 ADCAP
– тип КР “Tomahawk” (TASM), ПКР “Harpoon”
– вид старта КР подводный, из ТА
Радиоэлектронное:
– тип СБУ Мк 117
– тип ГАК BQQ-5C (BQQ-5D)
– тип РЛС BPS-15 (BPS-14)
Основным видом оружия АПЛ типа “Sturgeon” после вступления в строй были противолодочные ракеты “Sub Roc” и торпеды разных модификаций. Вооружение рассматриваемых АПЛ ПКР “Harpoon”, а затем КР “Tomahawk” не привело к существенной перекомпоновке вооружения и оборудования ПЛ и изменениям ТТХ кораблей. При этом были заменены НК, СБУ, частично средства связи, а ТА приспособлены для ввода данных в КР. После оснащения ПКР “Harpoon” из состава вооружения АПЛ типа “Sturgeon” были исключены противолодочные ракеты Sub Roc” и торпеды старых образцов. Типовой боекомплект рассматриваемых АПЛ включает четыре ПКР “Harpoon”, восемь КР “Tomahawk” и 12-14 торпед Мк-48 разных модификаций.
Созданная в США в конце 70-х годов ПКР “Harpoon” UGM-84A имеет следующие основные характеристики:
Длина КР (с ускорителем), м 3,84(4,58)
Диаметр, м:
– ракеты 0,343
– пускового контейнера 0,533
Размах крыла, м 0,914
Стартовая масса, кг 667
Скорость полета, км/ч (М) 1100(0,9)
Дальность полета максимальная, км ок. 100
Двигатель:
– маршевый:
– тип ТВлРД 402-СА-400 “Teledyne”
– тяга, кг 273
– стартовый ускоритель:
– тип РДТТ “Aerojet General”
– тяга, кг 6600
Боевая часть:
– тип ядерная W-80 Mod O (200 кг) или осколочно-фугасная
– масса, кг 250
Вид старта подводный, в пусковом контейнере из ТА
Система наведения – активная РЛГСН
На ПЛ КР “Harpoon” находится в герметичной капсуле – пусковом контейнере, который при запуске ракеты выстреливается из ТА и после выхода из воды разделяется на три части и тонет. Полет ракеты продолжается при работе стартового ускорителя. При этом автоматически раскрываются консоли крыла запускается и выходит на рабочий режим маршевый двигатель, а стартовый ускоритель отделяется от КР. Полет ракеты в район нахождения цели, координаты которой определяются СБУ по данным ГАС ПЛ, происходит на сравнительно малой высоте (30 м). После захвата цели активной РЛГСН на конечном участке полета ракета спускается к самой поверхности воды и поражает цель или набирает высоту, пикируя на нее. После создания КР и по настоящее время ракеты “Harpoon” постоянно совершенствуются. В 1982 г. был принят на вооружение улучшенный вариант КР “Harpoon” Block 1B с меньшей, чем у первых ракет, высотой полета. В конце 80-х – начале 90-х годов стали серийно выпускаться КР Block 1D с усовершенствованными ГСН, увеличенными объемами памяти бортовых ЭВМ и дополнительными емкостями для горючего. В результате дальность полета КР “Harpoon” Block 1C была увеличена до 130 км, а Block 1D – 200 км. При этом длина собственно ракеты увеличилась до 4,65 м, а со стартовым ускорителем – до 6,7 м, стартовая масса составила 675 кг. В 1995-1997 гг. на американские АПЛ поставлялись КР модификации “Harpoon” Block 1G, отличающиеся от ранних модификаций ракет возможностью проведения повторной атаки цели и повышенной устойчивостью ракеты к средствам ПРО противника. В 1998 г. началась разработка новой модификации КР “Harpoon” Block 2, которые будут обладать возможностью поражать цели (корабли), не только, находящиеся в море, но и в близи побережья, а также в акватории портов и баз. Новые КР будут оснащены более современными системами наведения с использованием глобальной спутниковой системой определения местонахождения GPS. ПКР “Harpoon” новых модификаций войдут в состав вооружения американских многоцелевых АПЛ типов “Los-Angeles”, “Seawolf” и “Virginia”. Что касается АПЛ типа “Sturgeon”, то к концу 90-х годов они в большинстве были выведены в резерв и частично утилизированы. По состоянию на середину 1999 г. в строю оставались три АПЛ, переоборудованные в корабли специального назначения (десантно-транспортную, подводный носитель глубоководных средств и спасательных подводных аппаратов DSRV). ПКР “Harpoon” также были на вооружение опытных многоцелевых АПЛ ВМС США “Narwhal” и “Glenard P. Lipscomb”. Состав торпедно-ракетного вооружения этих АПЛ бал таким же как АПЛ типа “Sturgeon”, а отличались они от серийных АПЛ типом и составом АЭУ.
На АПЛ “Narwbal” (SSN-671), построенной на верфях “Newport News Shipbuildings” и сданной флоту в 1969 г., был установлен один ВВР с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура. АПЛ вывели из состава флота и утилизировали в 1999 г.
Опытная АПЛ “Glenard P. Lipscomb”, построенная на верфях “Ingall Shiplbuilding Co” (Pascagoula) и находившаяся в строю с 1974 г., имела атомную турбогенераторную установку. В настоящее время АПЛ утилизирована
USS Parche (SSN-683) – атомная подводная лодка для специальных операций
13 января 1973 года; подводная лодка USS Parche (SSN-683) сходит на воду, пока еще как
обычная серийная атомная подлодка типа Sturgeon:
Подводная лодка USS Parche (SSN-683) на испытаниях, июнь 1974 года:
В 1978 году лодка была переоборудована для проведения секретных подводных специальных
операций, таких как обнаружение подводных кабельных линий связи Вооруженных сил СССР
и установка на них подслушивающих устройств. С 1979 по 1987 годы лодка приняла участие
по крайней мере в 7 тайных подводных операциях, включая рекордный 124-дневный поход
в 1982 году и операции по поиску и подъему с морского дна фрагментов советской ракеты,
потерянной при испытательных стрельбах. За эти операции лодка была удостоена пяти
Благодарностей от Президента США и трех Благодарностей от командующего Флотом США.
В этот период лодка выглядела так (фото 1985 года, в районе Пирл-Харбора):
С 1987 по 1991 год лодка проходит еще одно кардинальное переоборудование. Ее корпус был
удлинен, получив 100-футовую (30,48 м) “вставку” перед рубкой и принял такой вид, как на
схеме в начале поста. Были модернизированы навигационное и электронное оборудование и
антенный комплекс, лодка получила два новых сонара – направленных вверх (для подледных
работ), новую систему датчиков и видеокамер. Уникальная форма корпуса требовала особых
навыков управления лодкой, т.к. по сравнению с обычной подводной лодкой управление
USS Parche стало гораздо сложнее. Вид лодки после переоборудования:
Фазы модернизаций USS Parche наглядно показаны на схеме:
После этого переоборудования лодка проводит еще ряд секретных специальных операций. За это
она была удостоена еще четырех Благодарностей от Президента США и семи Благодарностей от
командующего Флотом – что сделало USS Parche самым титулованным кораблём в истории ВМС США.
В общей сложности за годы службы лодка была награждена 9 Благодарностями от Президента США,
10 Благодарностями от командующего Флотом, и 13 Морскими экспедиционными медалями.
Еще несколько фото лодки в этот период службы:
По истечении срока службы, 18 июля 2005 года атомная подводная лодка USS Parche была
исключена из состава флота. Ее утилизация проходила на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд
(Бремертон, штат Вашингтон) и была окончательно завершена 30 ноября 2006 года.
В знак уважения к уникальным заслугам USS Parche, ее рубка (ограждение выдвижных устройств)
была сохранена и установлена в качестве памятника и экспоната на набережной города Бремертон:
На рубке нанесены все регалии, заслуженные лодкой:
Нашивка с гербом атомной подводной лодки USS Parche (SSN-683):