Атомная подводная лодка типа «Vanguard» (Великобритания)
Подводные лодки типа «Вэнгард»
Субмарины типа «Вэнгард» (англ. Vanguard class, по классификации НАТО — SSBN Vanguard) — серия из четырех атомных подлодок с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ), которые были построены в Великобритании в 1990-х годах.
Решение о создании ПЛАРБ «Вэнгард» было принято правительством Великобритании 15 октября 1980 года. Новая ПЛАРБ (по задумке англичан) должна была нести 16 американских баллистических ракет «Трайдент-И D5» (Trident-II D5). Мощные «Трайденты» были более крупными по габаритам, чем ракеты «Поларис» (которые стояли на вооружении устаревших английских субмарин типа «Резолюшн»). 11 марта 1982 года англичане подписали с США соглашение о покупке (аренде) ракет «Трайдент», а также чертежей и технологии постройки ракетного отсека. Через некоторое время с британской компанией Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd был заключен контракт на поставку 48 пусковых шахт для ракет «Трайдент-II D5». Эти шахты были установлены на трех лодках типа «Вэнгард» (начиная со второй). Для головной ПЛАРБ пусковые шахты изготовила американская компания Electric Boat Div. Головную лодку серии заложили 3 сентября 1986 года на верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd в городе Барроу-ин-Фернессе (Barrow-in-Furness). Технология строительства британских субмарин типа «Вэнгард» почти полностью повторила технологию, примененную на американской верфи компании «Дженерал Дайнемикс» в Гротоне при постройке американских ПЛАРБ типа «Огайо». 14 августа 1992 года «Вэнгард» была передана Королевскому военно-морскому флоту Великобритании (КВМФ). А 23 сентября 1993-го вошла в его боевой состав.
КОНСТРУКЦИЯ
ПЛАРБ «Вэнгард» — однокорпусная лодка. Ее корпус сделан из высокопрочной американской стали марки HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт составляет 12,8 м. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля располагаются цистерны главного балласта. Ракетный банкет на «Вэнгарде» такой же, как и на ПЛАРБ типа «Резолюшн» (он плавно сопрягается с носовой частью корпуса). Но, по сравнению с «Резолюшн», носовые горизонтальные рули перенесены ближе к ограждению прочной рубки. Наружная часть корпуса облицована полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305 х 305 мм и толщиной 100 мм. В новой ПЛАРБ (по сравнению с «Резолюшн») внесены изменения в главную энергетическую установку (ГЭУ). Они позволили увеличить срок жизни реактора PWR-2 до 25 лет и использовать ГЭУ без перезарядки в течение всего жизненного цикла. Вместо традиционного малошумного винта фиксированного шага «Вэнгард» оснащен водометным движителем типа «Памп-Джет» (Pump-Jet). На случай аварии ГЭУ предусмотрены два дизель-генератора мощностью 2700 л. с. Экипаж подлодки составляет 134 человека.
ВООРУЖЕНИЕ
В январе 2008 года все лодки проекта располагали 50 ракетами «Трайдент-Н D5» производства американской компании Lockheed Martin Missiles and Space. Каждая ракета может быть оснащена боеголовкой с восемью разделяющимися боевыми частями (британского производства), каждая из которых несет заряд мощность до 150 Кт. Пуск ракеты (массой 57,5 т) возможен с глубины до 30 м. Ракета поражает цель с отклонением не более 120 м. Все ракеты взяты в аренду у США и проходят регулярное обслуживание на базе ВМФ США.
В носовой части лодки имеются четыре торпедных аппарата (ТА) для пуска торпед Tigerfish и Spearfish, разработанных компанией BAE Systems. Все подлодки серии входят в состав 1-го дивизиона подводных лодок королевского флота и базируются в Шотландии на военно-морской базе в городе Фаслэйн (Faslane). Постоянно одна из них несет боевое дежурство в океане. Срок плавания при несении боевого дежурства составляет около 70 дней. С 1998 года и по настоящее время имеется пять подготовленных экипажей для лодок типа «Вэнгард», которые служат попеременно на трех лодках (находящихся в оперативной готовности).
В ночь с 3 на 4 февраля 2009 года подлодка «Вэнгард» столкнулась в Атлантическом океане с атомной французской субмариной «Триумфатор». Британская подлодка получила вмятины на корпусе и вернулась на свою базу уже на буксире. А в июле 2012 года «Вэнгард» закончила ремонт и прошла модернизацию, включавшую перезагрузку ядерного реактора.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБМАРИНЫ «ВЭНГАРД»
- Водоизмещение, т:
— надводное: 15 130
— подводное: 15 900 - Размерения, м:
— длина: 149,9
— ширина: 12,8
— осадка: 12 - ГЭУ: 1 ядерный реактор «Роллс-Ройс» PWR-2,2 турбины GEC мощностью 27 500 л.с;
— вспомогательная дизельэлектрическая: 2 дизель-генератора мощностью 2700 л. с. - Скорость, узлы:
— надводная: 20
— подводная: 25 - Глубина погружения, м: до 400
- Автономность плавания: 70 суток
- Вооружение: 4 носовых 533-мм ТА (телеуправляемые торпеды Spearfish и/или Tigerfish); 16 пусковых установок Мк.14 для ракет «Трайдент-П D5» (UGM-133A)
- Экипаж, чел.: 134
Подводные лодки типа Vanguard
Барроу-ин-Фернесс (Barrow-in-Furness) компанией “Vickers Shipbuilding and Engineering“
Содержание
Общие сведения
Субмарины типа Vanguard были построены в качестве атомных баллистических ракетоносцев включавших в себя лучшие черты от других подводных лодок Великобритании. На данный момент являются самыми большими подлодками когда – либо построенными в Соединённом Королевстве и по совместительству занимают третье место по размеру среди кораблей ВМФ Великобритании в целом.
История создания
Предшественники
Предшественниками субмарин Vanguard был тип Resolution, представлявший собой первый проект атомной подводной лодки с баллистическими ракетами разработанной на основе АПЛ Valiant. Основным вооружением выступали ракеты типа “Polaris”, которые на протяжении всей службы подлодок претерпевали множество модификаций: от “Polaris A3” до “Polaris A3TK”. Тип Resolution активно участвовал в холодной войне начиная с 1968 года, однако уже к середине 70-х стало ясно, что как и сами субмарины, так и ракетный комплекс вскоре устареют. Ракеты, несмотря на модернизации, были неспособны к полётам на большие расстояния, из-за чего лодкам приходилось оперировать ближе к вражеским позициям тем самым подвергая себя опасности, в то время как сами подводные лодки были неспособны нести другие типы ракетного вооружения из-за особенностей конструкции.
Предпосылки к созданию. Программа Trident
На момент 80-ых годов перед правительством Великобритании встала задача о постройке современных субмарин не уступавших советским аналогам и при этом способных преодолевать рубежи противолодочной обороны.
На суд британскому парламенту было предоставлено два варианта развития событий:
1. Великобритания сама разрабатывает и создаёт новые баллистические ракеты;
2. Оставить старые ракеты, но создать новые подлодки, которые могли бы компенсировать недостатки устаревшего вооружения.
Первый вариант был отвергнут в связи с тем, что технология проектирования подобного оружия не затрагивалась британскими инженерами ещё с 60-х годов, таким образом разработка заняла бы как огромное количество времени на испытания, так и предвещала непостижимые для страны затраты.
Второй же вариант также постчитали недееспособным, так как лодки были бы способны вооружаться только ракетами Polaris, т.е. в случае непредвиденных обстоятельств перевооружение не представлялось возможным. Не говоря уже о том, что в обслуживании ракеты обходились недёшево, у Великобритании их оставалось не так много и закупать, в связи с их устаревшим статусом, было не у кого.
Тогда правительство сошлось на мнении, что за основную идею для создания нового типа подводных лодок необходимо взять возможность использования баллистических ракет “Trident-1”, которые показывали высокую боевую эффективность с умеренными, оправдывающими себя затратами. В качестве ориентира при создании новых субмарин выступал тип подводных лодок США – Ohio. Для Великобритании был особенно важен их опыт разработки из-за массогабаритных параметров ракет, потому между двумя правительствами были подписаны соглашения как о передаче чертежей и технологий по проектированию подлодок, так и о продаже уже более новых на то время ракет типа “Trident-2 D5”.
Проектирование и постройка
Так как необходимых верфей для постройки подводных лодок у Великобритании не было, то в начале 1985 года как HMNB Clyde, так и Королевский военно-морской склад вооружений Coulport в Фаслейне прошли обширную реконструкцию в рамках подготовки к строительству класса Vanguard и разработке ракет “Trident-2”.
Первоначально планировалось построить 6—7 ракетоносцев проекта Vanguard, но с распадом СССР необходимость в них в качестве силы ядерного сдерживания отпала, и поэтому число ПЛАРБ было сокращено до 4 единиц.
Замена
18 мая 2011 года британское правительство одобрило начальную фазу оценки для строительства нового класса из четырех подводных лодок, проложив путь для заказа первых длинномерных изделий и подготовки к основной сборке, которая должна начаться в будущем. Этот новый класс подводных лодок, теперь известный как класс Dreadnought, сохранит существующие ракеты “Trident-2” и будет включать в себя новый ядерный реактор PWR3, а также технологию, разработанную для атомных подводных лодок Королевского флота класса Astute. 18 июля 2016 года в Палате общин было проведено голосование по программе обновления “Trident”, и было решено, что Великобритания должна приступить к строительству подводных лодок следующего поколения. Ожидается, что новый флот подводных лодок будет введен в эксплуатацию не ранее 2028 года и, конечно, к 2030-м годам. Класс Dreadnought продлит жизнь программы “Trident” как минимум до 2060-х годов.
Описание конструкции
Корпус
ПЛАРБ типа Vanguard является лодкой однокорпусной архитектуры. Прочный корпус сделан из высокопрочной американской стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт равен 12,8 метров. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля находится большая часть ЦГБ (Цистерн Главного Балласта). Они прикрыты легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы. Одной из главных особенностей лодки (также как и на ПЛАРБ типа Resolution) является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой частью корпуса, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако при этом их перенесли ближе к ограждению прочной рубки (по сравнению с Resolution). Это было сделано для обеспечения более благоприятных условий работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса были облицованы полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305×305 мм и толщиной 100 мм.
Энергетическая установка и ходовые качества
Новый водо-водяной ядерный реактор, Rolls-Royce PWR 2, был разработан специально для класса Vanguard. PWR 2 имеет удвоенный срок службы по сравнению с предыдущими моделями, и предполагается, что подводная лодка класса Vanguard могла бы совершить кругосветное плавание 40 раз без дозаправки. Реактор приводит в движение две паровые турбины GEC, соединенные с одноцилиндровым реактивным движителем насоса, обеспечивая максимальную скорость погружения подводных лодок более 25 узлов. Вспомогательное питание обеспечивается парой паротурбинных генераторов мощностью 6 МВт, поставляемых компанией “WH Allen”, и двумя дизельными генераторами “Paxman” мощностью 905 кВт / с для обеспечения резервного источника питания.
Экипаж и обитаемость
Штатный экипаж подлодки класса Vanguard состоит из 135 человек. Для личного состава оборудованы кают-компании, объединяющие в себе столовую, актовый зал и комнаты отдыха. Члены экипажа могут совместно со службой улучшать своё образование, для чего на лодке имеется большая библиотека. Отличительной чертой ПЛАРБ класса Vanguard является предоставление членам экипажа максимально возможного комфорта, благодаря которому легче переносятся длительные (до 3 месяцев) походы в Северной Атлантике и Норвежском море.
Вооружение
Подводные лодки класса Vanguard оснащены 16 пусковыми шахтами Mk14 в которых располагаются 16 баллистических ракет типа “Trident-2 D5”. В дополнение к ракетным трубам подводные лодки оснащены четырьмя 533 мм торпедными аппаратами стреляющими торпедами “Spearfish”, позволяя им поражать подводные или надводные цели на расстоянии до 65 километров . Также установлены две пусковые установки SSE Mark 10, позволяющие лодкам развертывать приманки типа 2066 и типа 2071.
Минно-торпедное вооружение
Субмарины оснащены телеуправляемыми торпедами с водомётным двигателем “Spearfish”, которые способны преодолевать расстояние в 54 км со скоростью до 150 км/ч (80 узлов). Они предназначены для борьбы как с надводными, так и с подводными целями благодаря настраиваемому взрывателю: боеголовка может сдетанировать либо при контакте с целью, либо с помощью радиовзрывателя (Например, для подрыва киля надводного корабля). В торпедах встроен микропроцессор позволяющий принимать автономные тактические решения в момент атаки: стоит торпеде промахнуться по мишени, как она сразу же предпримет попытку на повторный заход и так до тех пор, пока цель не будет поражена.
Ракетное вооружение
Теоретически лодки могут нести не более 192 боеголовок (64 БПРЛ “Trident-2 D5”) с независимой нацеленностью или MIRV с немедленной готовностью к стрельбе, однако же на практике их количество для каждой из субмарин было сокращено до 16 в связи с исполнением намерений Министерства Обороны Великобритании иметь лишь одну боеспособную подлодку находящуюся на патрулировании. Подводный запуск ракет осуществляется с помощью парогазовых смесей. Пуск можно произвести с глубины до 30 метров после чего ракеты, после выхода из воды, посредством маршевого двигателя первой ступени сразу же направятся к цели. Каждая ракета может быть перенацелена с помощью системы управления ракетной стрельбой с подводной лодки. Благодаря инерциальной системе управления Mark 6, настроенной для ориентации по звездам, ракета может попасть в цель с точностью до 120 метров.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- Сонар: Marconi/Plessey Type 2054 имеет три антенны с разными частотами действия; буксируемый низкочастотный сонар (тип 2046), встроенный в корпус сонар (тип 2043) выполняет как пассивный, так и активный поиск.
- Локатор/радар: 1 Kelvin Hughes Type 1007, 1 Dowly Sema SMCS.
- Системы управления огнём: Dowty SAFS 3 FCS.
- Средства противодействия: 2 пусковых установки SSE Mk 10 для Type 2066 и ложных целей ESM 2071; Racal UAP 3.
- Перископ: поисковый СК51 и боевой СН91, изготовленные компанией “Thales Optronics”, снабжены видеокамерами и тепловизорами.
В декабре 2008 года завершено оснащение лодок боевыми информационно-управляющими системами «Submarine Command System Next Generation» (SMCS NG). Основой SMCS NG являются многофункциональные компьютерные терминалы с особой операционной системой, базирующейся на Windows XP.
Модернизации и переоборудования
Силовая установка
Каждая из субмарин была подвергнута модернизации энергетической установки, а точнее замене ядерного реактора с PWR1 на PWR2. Основным отличием второго поколения от первого является отсутствие надобности в дозаправке, т.е. время нахождения подводных лодок в действии ограничено только лишь запасом продовольствия, а не топлива. Однако переход на ядерную энергию не остался без последствий: как выяснилось позже, при проектировании реактора была допущена ошибка способная привести к утечке радиации, что и случилось в Январе 2012 года на подлодке Vanguard. Позже данная оплошность была устранена на всех субмаринах с данным реактором.
Системы обнаружения
Установленные на подлодках гидроакустические комплексы модели 2054 в настоящее время не представляются релевантными. Lockheed Martin намерен модернизировать их по технологии Acoustic Rapid Commercial-off-the-shelf Insertion (ARCI), применяемой в гидроакустическом оборудовании ВМС США с 1998 года. Модернизированное оборудование будет построено по принципу «открытой архитектуры», что надолго решит проблему его возможного старения, так как дальнейшую модернизацию в этом случае можно будет проводить путём простой замены электронных блоков. Усовершенствование всех четырех подлодок займёт приблизительно семь лет.
Вооружение
В планы модернизации входят торпеды “Spearfish”, которым планируют улучшить следующие характеристики: систему наведения, усилить боеголовки и увеличить дальность и длительность нахождения торпеды в воде. Предполагается, что усовершенствование закончится в конце 2019 года.
ПЛАРБ класса «Successor» – узкоспециализированные «преемники» «Вэнгарда» или гигантские плавучие арсеналы?
Тенденции мирового подводного кораблестроения XXI века, собственно как и производства любого другого вида военно-морского вооружения, обычно стремятся к минимизации размеров боевой единицы с одновременным приданием ей максимального ударного потенциала, отличной скрытности, должных оборонительных возможностей, а также высокого информационного освещения экипажа. Данными параметрами обладают практически все современные ракетные подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, так называемые ПЛАРК, состоящие на вооружении наиболее развитых государств мира. В российском флоте это МАПЛ пр. 885 «Ясень», уровень шумности которых не превышает показателей дорогущей американской «Sea Wolf» и РПКСН пр. 955 «Борей» со сверхтихим водомётным движителем; в ВМС США – малошумные МАПЛ «Sea Wolf», напичканные 600 корпусными акустическими датчиками для снижения уровня шумности на средних скоростях хода в подводном режиме, а также аналогичные, но более дешёвые многоцелевые атомные подлодки класса «Вирджиния», в ВМС Франции – ПЛАРБ класса «Le Triompant», обладающие одной из наиболее технологически прогрессивных атомных энергетических установок, где парогенераторы не устанавливаются отдельно от активной зоны водо-водяного реактора К-15, а интегрированы с ним в единый модуль (плюс имеется резервный выдвижной движетель, питающийся от аварийных дизель-генераторов). Исполнение энергетической установки получилось максимально компактным, с возможностью сохранения подвижности субмарины даже в экстренных ситуациях.
Китай на текущий момент ещё не отличился самостоятельной разработкой атомной подводной лодки-носителя межконтинентальных баллистических ракет. Так, в конце 80-х гг. была достроена и принята на вооружение ПЛАРБ проекта 092 «Ся», корпус которой повторял основные конструктивные элементы устаревших американских ПЛАРБ класса «Джордж Вашингтон», а конфигурация энергетической установки, движителя и ракетного банкета с пусковыми шахтами была аналогична первому проекту французской ПЛАРБ класса «Редутабль». Это абсолютно не случайно, ведь после пограничного военного конфликта на острове Даманский, Поднебесная резко на целых 20 лет сместила вектор сотрудничества в сторону Запада. Затем, в начале 90-х гг., стремительно развивался проект 094 «Цзинь». Этот ракетный подводный крейсер стратегического назначения создавался при заметной технологической поддержке нашего ОКБ «Рубин». Первая подлодка класса, известного также как «Тип 09-IV», была заложена под бортовым номером «409» в 1999 году на верфи «CSIC’s Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co. Ltd.», а спущена на воду уже в 2004 году. Ракетный банкет ПЛАРБ пр. 094 «Цзинь» достаточно высокий и имеет очень выраженную угловатую («коробчатую») форму, похожую на исполнение в отечественных РПКСН начиная от проекта 667А «Навага» и заканчивая пр. 667БДРМ «Дельфин». Тем не менее, уровень шумности этих подлодок в разы превосходит показатели американских МАПЛ класса «Лос-Анджелес». Сегодня китайцы только учатся проектировать перспективные сверхмалошумные субмарины. Наиболее амбициозным проектом являются МАПЛ «Тип 095» со встроенным в корпус водомётным движителем, водный поток в которые подходит из 2-х узких водозаборников в задней части подлодки.
Будем надеяться, что этот концепт станет прорывным для китайского подводного кораблестроения, а пока рассмотрим весьма интересный британский проект атомной подводной лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту следующего поколения, который уже успел получить в СМИ прозвище «Британский батон».
На вэб-страничке британского Минобороны, 1 октября 2016 года, было опубликовано первое изображение перспективной атомной подводной лодки 5-го поколения, которая будет проектироваться в соответствии с программой «Successor» (в переводе с англ.- «Преемник»). Изображение новой субмарины прилагается к заявлению министра обороны Великобритании Майкла Феллона о реализации контракта стоимостью 1300 млн. фунтов стерлингов по разработке технического проекта с подробными чертежами передовой ПЛАРБ следующего поколения, за который возьмётся известнейшая в Западной Европе корпорация «BAE Systems». В ближайшие несколько лет будет проходить так называемый проектный этап «Delivery Phase-1», в ходе которого будет создаваться и чётко прорабатываться тактико-техническое задание под новую подлодку, оцениваться все затраты на эксплуатацию 4-х запланированных к постройке бортов, а также продумываться последовательность замены РПКСН предыдущего поколения «Вэнгард».
Изображение головной МАПЛ класса «Successor», являющееся неплохим монтажом, уже сейчас может раскрыть долгосрочные планы Минобороны и ВМС Великобритании относительно стратегии на глобальном театре военных действий. Действующий класс атомных подлодок «Vanguard» может рассматриваться как основной инструмент военно-политического сдерживания на Европейском и Североатлантическом ТВД. Четыре серийные субмарины (S.28 «Vanguard», S.29 «Victorious», S.30 «Vigilant» и S.31 «Vengeance») несут на борту в общей сложности 58 межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования «Trident-2D5», хотя имеется 64 шахты (по 16 на каждой подлодке). Сделано это было из экономических соображений (всего одна ПЛАРБ на патрулировании). Но учитывая с каждым годом всё более ухудшающиеся отношения в рамках «Россия-НАТО», а также непредсказуемые последствия для ЕС от потока мигрантов из стран Ближнего Востока (мало ли, что может произойти на континентальной части Старого Света спустя десяток лет), Великобритания может полностью укомплектовать свою ядерную подводную компоненту 64 «Трайдентами». Новые подлодки имеют по 12 шахт под БРПЛ, а поэтому для полного задействования всех 64 ракет потребуется оставить на вооружении хотя-бы одну подлодку класса «Вэнгард».
Облик класса «Successor» достаточно грозный: особенно выделяется большая ширина корпуса, рубка с отсутствующими антенно-мачтовыми устройствами, судя по внешнему виду, изготовленная по законам сниженной радиолокационной заметности, а также абсолютно не выделяющийся ракетный банкет. Судя по всему, водоизмещение «Преемника» значительно превысит водоизмещение «Вэнгардов» и составит около 20 тыс. тонн, что может говорить о подгонке внутренних объёмов под большие арсеналы торпед и стратегических крылатых ракет «Tomahawk», запускаемых из стандартных 533-мм торпедных аппаратов. Данный проект подлодок формирует общие представления об облике британского флота XXI века, где большой упор будет сделан на многоцелевые АПЛ-носители и крылатых и баллистических ракет как с возможностями сдерживания, так и с возможностями нанесения массированных неатомных ударов большим количеством СКР.
Механизм программы «Successor» будет запущен на следующей неделе на одном из предприятий «BAE Systems» в Барроу-ин-Фернёссе, где состоится церемония первой резки стали для создания атомного реактора головной подлодки проекта. В ней поучаствует и сам Майкл Феллон. Основные этапы постройки подлодок серии будут проходить в начале 20-х гг., а об их деталях мы узнаем не ранее 2025 года.