Атомные подводные лодки пр.661 (СССР)
Атомные подводные лодки пр.661 (СССР)
Проектирование многоцелевой атомной подводной лодки, вооруженной крылатыми ракетами «Аметист» было начато по Постановлению СМ от 28 августа 1958 года. Новая лодка пр.661 должна была решать задачи уничтожения крылатыми ракетами и торпедами надводных кораблей противника из состава его корабельных соединений. ПЛ пр.661 должна была стать первой высокоскоростной ПЛ с корпусом из титанового сплава, с атомной энергетической установкой 2-го поколения и ракетным комплексом, крылатые ракеты которого стартуют из-под воды. Проектирование лодки вело ЦКБ-16, главным конструктором был Н.Н.Исанин, а затем Н.Ф.Шульженко, главными наблюдающими от ВМФ были Ю.Г.Ильинский, а затем В.Н.Марков. Всего в создании лодки пр.661 участвовало свыше 400 организаций и предприятий. Предэскизный проект был выполнен к июлю 1959 года. Основные тактико-технические элементы ПЛ были утверждены 9 апреля 1959 года. Технический проект был утвержден в конце 1961 года.
Конструктивно торпедная лодка пр.661 относилась к двухкорпусным ПЛ с прочным легким (наружным) корпусами. Легкий корпус в поперечном сечении имел круговую форму. Носовая часть прочного корпуса состояла из двух цилиндров диаметром 5500 мм каждый, расположенных один под другим (в сечении это представляло собой «восьмерку») и разделенных между собой прочной платформой, рассчитанной на давление в 15 кг/см. Верхний цилиндр являлся первым, а нижний – вторым отсеками. Кормовая часть «восьмерки» – третий отсек – отделалась от них поперечной переборкой. Начиная с четвертого отсека, основной прочный корпус имел цилиндрическую форму (его диаметр в районе мидель-шпангоута равнялся 9000 мм). К нему и «притыкалась» «восьмерка». Разница в диаметрах ее цилиндров и цилиндрической оболочки основного корпуса позволила разместить в районе первого, второго и третьего отсеков (между легким и прочным корпусами), с наклоном в сторону носа корабля 10 контейнеров для крылатых противокорабельных ракет «Аметист», по пять контейнеров побортно. Эти контейнеры имели постоянный наклон к горизонту. Остальной прочный цилиндрический корпус делился с помощью поперечных водонепроницаемых переборок, рассчитанных на давление 15 кг/см на шесть отсеков (в целом же АПЛ состояла из девяти отсеков).
Компоновка оружия и технических средств, размещенных поотсечно, была следующей: в первом отсеке – 4 торпедных аппарата, предназначенных для стрельбы 533-мм торпедами (4 торпеды в аппаратах и 8 запасных), устройство быстрого заряжания со стеллажами для запасных торпед, пост управления ПКР «Аметист» (ракеты находились в контейнерах); во втором отсеке – аппаратура гидроакустики, одна группа лодочной аккумуляторной батареи и трюмный пост; в третьем отсеке размещались жилые помещения личного состава, вспомогательные выгородки и вторая группа элементов аккумуляторной батареи; четвертый отсек включал в себя центральный пост, пост управления энергетической установкой, рубки различного назначения, вспомогательные выгородки и жилой блок; пятый отсек был отведен под паропроизводительные установки (они входили в состав двух автономных групп правого и левого бортов); шестой – под две паротурбинные установки( каждая включала главный турбозубчатый агрегат, входивший в группу правого или левого борта); седьмой -под автономные турбогенераторы со щитами; восьмой – под вспомогательные механизмы и оборудование, обратимые парообразователи со щитами, холодильные машины и компрессоры и девятый – под рулевые приводы и трюмный пост.
Энергетическая установка ПЛ состояла из двух автономных групп правого и левого борта. Каждая группа включала атомную паропроизводящую установку, турбозубчатый агрегат и автономный турбогенератор. Мощность ГТ3А на полном переднем ходу 2×40000 л.с., номинальная тепловая мощность водо-водяных реакторов 2×177,4 МгВт, паропроизводительность ППУ при номинальной мощности реактора 2×250 т пара в час, мощность турбогенератора переменного трехфазного электрического тока 2×3000 кВт. Для питания основных потребителей электроэнергии принят переменный трехфазный ток напряжением 380В, частотой 50 Гц. В качестве аварийного источника электроэнергии установлена аккумуляторная батарея, состоящая из двух групп серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждом. Мощная атомная энергетическая установка в сочетании с рядом новых конструктивных решений в части архитектурных форм корпуса позволила получить высокие скоростные характеристики, превосходящие в то время аналогичные характеристики отечественных и зарубежных ПЛ. При мощности реактора 90-92% на государственных испытаниях полная скорость составила 42 узла вместо 37-38 узлов по проекту, а в период опытной эксплуатации была зафиксирована скорость 44,7 узла.
Высокие пропульсивные качества (повышение пропульсивного коэффициента) на двухвальной движительной схеме опытной ПЛ были достигнуты впервые в практике подводного кораблестроения Это удалось осуществить за счет оптимизации формы кормовой оконечности путем ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими размещение гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения. Подобная архитектурная форма корпуса получила название «раздвоенная корма». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой и определения своего местонахождения на ПЛ был установлен зенитный светочувствительный перископ «Орион» с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и состоянии моря до 5 баллов.
Уже в 1962 году, после получения части титана для изготовления прочного корпуса завод №402 в Северодвинске приступил к строительству опытной лодки по проекту 661. 28 декабря 1963 года состоялась официальная закладка ПЛ, получившей тактический номер К-162. Из-за задержек титана и различного комплектующего оборудования строительство К-162 надолго затянулось и лишь 14 декабря 1968 года состоялся ее спуск на воду. Акт о приемке лодки в состав ВМФ был подписан 31 декабря 1969 года, то есть почти десять лет спустя после начала работ по ее созданию. В ходе государственных испытаний был отмечен ряд конструктивных недостатков лодки. При высоких скоростях подводного хода обнаружились явления, до сих пор ранее не замечавшиеся на атомных ПЛ. Так, на скорости хода более 35 узлов «начинал возрастать внешний гидродинамический шум», создававшийся турбулентными потоками при обтекании корпуса ПЛ. Этот шум напоминал «гул самолета». А на государственных испытаниях, во время 12-часового режима полного хода, при скорости лодки в 42 узла на циркуляции сорвало входную дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель буя. К лодке пр.661 действительно лучше всего подходило ее американское прозвище – «Ревущая корова».
Кроме того, лодка имела существенный тактический недостаток. При массированном ракетном ударе по противнику для выпуска всего боекомплекта ракет требовалось произвести два раздельных залпа. Интервал между залпами составлял около 3 минут, что резко снижало боевую эффективность ракетной атаки. Устранение отмеченного недостатка и выпуск всех ракет в одном залпе приводили к необходимости коренным образом переделать систему одержания АПЛ на стартовой глубине. Это, в свою очередь, связывалось с проектными изменениями подводной лодки и увеличением ее водоизмещения. С января 1970 года по декабрь 1971 года лодка К-162 находилась в опытной эксплуатации и лишь после этого переведена в боевой состав Северного флота. В 1988 году АПЛ К-162 исключена из боевого состава Северного флота.
Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 661
Водоизмещение нормальное,м 5197
Главные размерения:
а) длина наибольшая, м 106,92
б) ширина, м 11,5
в) ширина наибольшая по стабилизаторам, м 16,7
Осадка средняя в надводном положении, м 8,0
Глубина погружения, м 400
Скорость хода:
а) надводная, уз. 16
б) подводная, уз. 42
Автономность, сут. 75
Команда, чел. 80
Номинальная мощность реакторов, мВт 2×177
Мощность ГТ3А, л.с. 2×40 000
Мощность турбогенераторов, кВт 2×3000
Навигационный комплекс “Сигма-бб1”
Гидроакустический компас “Рубин”
Ракетное вооружение
Число пусковых установок комплекса “Аметист” 10
Глубина запуска ракет “Аметист”, м 30
Торпедное вооружение
533-мм носовых торпедных аппаратов 4
Запас торпед, включая запасные, шт. 12
Глубина безпузырчатой торпедной стрельбы 200
Система управления торпедной стрельбой “Ладога”
Список проектов подводных лодок ВМФ СССР и России
Здесь приводится весь список проектов подводных лодок ВМФ СССР и России (с 1945 г. по наши дни), соответствующий списку с бывшего сайта «Атрина», а теперь находящихся в одноименном разделе сайта «Отвага». Дополнительные модификации (если они есть) указаны на странице описания каждого из основных проектов ПЛ, указанных в этом списке.
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
НОМЕР ПРОЕКТА
ШИФР ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ГОЛОВНОГО КОРАБЛЯ
КОД США И НАТО
ГОД ПОСТРОЙКИ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
АТОМНЫЕ
639
658
К-19
HOTEL-I
667
667-А
«Навага»
К-137 «Ленинец»
YANKEE-I
667-Б
«Мурена»
К-279
DELTA-I
667-БДР
«Кальмар»
К-441
DELTA-III
667-БДРМ
«Дельфин»
К-51
DELTA-IV
941
«Акула»
ТК-208
TYPHOON
955
«Борей»
«Юрий Долгорукий»
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
АВ-611
«Волна»
Б-67
ZULU-V
629
Б-41
GOLF-I
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
АТОМНЫЕ
П-627-А
653
659
К-45
ECHO-I
675
К-166
ECHO-II
670
«Скат»
К-43
CHARLIE-I
661
«Анчар»
К-162
PAPA
949
«Гранит»
К-525
OSCAR-I
667-АТ
«Груша»
К-423
YANKEE NOTCH
885
«Ясень»
«Северодвинск»
GRANAY
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
644
С-158
WHISKEY TWIN CYLINDER
665
С-61
WHISKEY LONG BIN
651
К-156
JULIETT
645
К-27
NOVEMBER
671
«Ёрш»
К-38
VICTOR-I
705
«Лира»
К-64
ALFA
671-РТМ
«Щука»
К-524
VICTOR-III
945
«Барракуда»
К-239
SIERRA-I
658
«Плавник»
К-278 «Комсомолец»
MIKE
971
«Щука-Б»
К-284 «Акула»
AKULA
616
617*
С-99
WHILE
613
С-80
WHISKEY-I
611
Б-61
ZULU-I
615*
М-254
QUEBEC
633
С-350
ROMEO
654
655
641
Б-94
FOXTROT
641-Б
«Сом»
Б-443
TANGO
877
«Варшавянка»
Б-248
KILO
677
«Лада»
«Санкт-Петербург»
LADA
СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОПЫТОВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (* атомные)
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ-МИШЕНИ
690
«Кефаль»
СС-368
BRAVO
СВЕРХМАЛЫЕ И МАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
1851*
АС-11
X-RAY
1910*
«Кашалот»
АС-15
UNIFORM
10831*
АС-12
PALTUS
«Тритон»
865
«Пиранья»
МС-520
LOSOS
«Пиранья-2»
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
666
С-63
WHISKEY Mod
940
«Ленок»
БС-486
INDIA
ТРАНСПОРТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ
632
648
664*
748*
717*
927
621
626
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
657
1840
БС-555
LIMA
1710
«Макрель»
СС-533
BELUGA
09774
БС-411
YANKEE STRETCH
ПОДВОДНЫЕ АВТОНОМНЫЕ АППАРАТЫ
Армия
Техника и оружие
Русская «Хиросима»: как это было
Самая знаменитая советская подлодка К-19 вошла в строй 56 лет назад
12 ноября 1960 года в состав советского Военно-морского флота был передан первый в СССР атомный подводный ракетоносец — подлодка К-19, головная субмарина проекта 658. Она стала первой советской подводной лодкой с баллистическими ракетами на борту и атомной энергетической установкой и самой знаменитой отечественной субмариной. Лодка с драматичной судьбой положила начало строительству атомных подводных ракетоносцев — ключевого элемента стратегических ядерных сил России.
К созданию проекта 658 советские кораблестроители из Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18, нынешнее ЦКБ «Рубин») подошли, имея за плечами, с одной стороны, опыт постройки первых отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Ленинский комсомол» (проект 627 и 627А, «Кит»), с другой — первых дизель-электрических подлодок с баллистическими ракетами на борту.
Лодка проекта 658 предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами с ядерными зарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.
Главным конструктором проекта был утвержден будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда 37-летний Сергей Ковалев, который в конце 1940-х входил в группу советских специалистов, изучавших в Германии достижения немецких кораблестроителей.
Работа над проектом началась в августе 1956 года, а уже 12 ноября 1960-го был подписан приемный акт на головную подлодку серии К-19.
Быстрые решения
Субмарина 658-го проекта представляла собой подводную лодку двухкорпусного типа (внешний «прочный» корпус и внутренний «легкий»), состоящую из десяти отсеков. Длина корпуса — 114 м, ширина — 9,2 м. Водоизмещение — около 4030 тонн.
Подробнее:
На подлодки «Колумбия» США потратят $100 млрд
В отличие от первых советских атомных подлодок проекта 627, имевших скругленную эллипсовидную форму носа, проект 658 получил заостренные обводы носовой оконечности.
Такое решение было принято для улучшения мореходных качеств К-19 в надводном положении. Изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении.
Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный, 5-й — дизельный, 6-й — реакторный, 7-й — турбинный, 8-й — электромоторный, 9-й — вспомогательных механизмов, 10-й — кормовой.
Как и в первых советских атомных подлодках, главная энергоустановка К-19 имела мощность 35 тыс. л.с. и включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт с парогенераторами, вращавшими два двигательных агрегата. Кроме того, у новой субмарины было два электродвигателя «подкрадывания» по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора.
При 80% мощности обеих паропроизводящих установок корабля в подводном положении максимальная скорость субмарины составляла около 24 узлов (44 км/ч).
На такой скорости дальность плавания достигала около 28 тыс. миль (до 50 тыс. км). При стопроцентной нагрузке силового агрегата можно было развить скорость около 26 узлов (46 км/ч). Автономность подлодки составляла 50 суток непрерывного пребывания в море без пополнения судовых запасов масла, топлива, провизии, пресной и дистиллированной воды.
Ракетное оружие состояло из трех баллистических ракет Р-13 с надводным стартом, размещенных в вертикальных шахтах. Такие же жидкостные ракеты, разработанные специальным конструкторским бюро №385 (СКБ-385) в Златоусте Челябинской области под руководством конструктора Виктора Макеева, стояли на первых советских подводных ракетоносцах — дизель-электрических субмаринах проекта 629.
Ограниченная ширина корпуса и солидные габариты 14-тонных ракет и их стартовых устройств сделали возможной установку ракетных шахт только в один ряд.
Каждая из трех ракет оснащалась полуторатонной ядерной боевой частью мощностью 1 Мгт (примерно в 50 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) и могла доставить ее на расстояние до 600 км от места пуска с отклонением до 4 км.
В целях обеспечения пожарной безопасности ракеты хранились заправленными только окислителем — АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте), а непосредственно топливо ТГ-02 размещалось в специальной емкости, вне прочного корпуса и отдельно для каждой ракеты. Оно подавалось на изделие перед стартом. Пуск трех ракет занимал 12 минут после всплытия лодки.
Подробнее:
Таблоиды пугают европейцев и американцев российской ракетой «Сармат»
Торпедное вооружение подлодки состояло из четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед) и двух малогабаритных 400-миллиметровых кормовых (6 торпед). Последние предназначались для самообороны и ведения огня противолодочными торпедами на глубине до 250 м, 533-миллиметровые торпеды могли использоваться на глубине до 100 м.
Необходимость всплытия для пуска ракет и, следовательно, автоматической демаскировки подлодки существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации атомной подводной лодки по проекту 658М была предусмотрена установка трех пусковых установок СМ-87-1 и ракет Р-21 с подводным стартом.
Одноступенчатая жидкостная 20-тонная ракета Р-21 могла взлететь из-под воды и доставить боевой блок на дальность 1400 км с отклонением в 3 км.
По условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин — «стартовом коридоре». Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40–60 м от донного среза ракеты при скорости лодки до 2–4 узлов (4–7 км/ч) и волнении моря до 5 баллов. Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску занимало около 30 минут. Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут.
При этом воздействие импульсов, возникающих во время старта ракет, приводило к всплытию подлодки на 16 м, что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты. Комплекс специальных средств, удерживающих субмарину в нужном диапазоне глубин, получил название «системы одержания».
Перед подводным пуском ракет шахты К-19 заливались водой, а для ликвидации разбаланса на лодке использовались специальные балластные цистерны с системой перекачки воды.
После выхода ракет из шахт необходимо было принять около 15 кубометров воды в «уравнительную цистерну».
Специальный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на вычислительные приборы, которые учитывали поправки на вращение Земли и наводили ракету на заданную цель.
Строились первые советские ракетные атомоходы на заводе в Северодвинске. Головную лодку 658-го проекта К-19 заложили 17 октября 1958 года. На воду она была спущена 8 апреля 1959-го, а в строй вступила через полтора года. В 1961 году Северный флот пополнился атомным ракетоносцем К-33, в 1962-м — К-55 и К-40, в 1963-м — К-16 и К-145, а в 1964 году — К-149 и К-176.
Таким образом, за шесть лет была реализована программа строительства серии из восьми атомных субмарин, которые несли в общей сложности 24 баллистические ракеты с ядерными боевыми частями.
Первая и последняя К-19
Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года. В 1961-м подводная лодка вовсю отрабатывала задачи боевой подготовки: сделала три выхода в море, прошла под водой 5892 мили (11 тыс. км), над водой — 529 миль (980 км).
Подробнее:
Американские военные эксперты назвали пять лучших подводных лодок за всю историю
3 июля 1961 года в 4.00 утра на атомоходе в подводном положении произошла авария правого реактора.
К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта. В результате разгерметизации первого контура реактора возник мощный радиационный фон во всех отсеках.
Во время борьбы за жизнь подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 30 человек (15 – через несколько часов, девять — через несколько дней, шестеро — в течение года).
Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу. В постсоветское время инцидент стал широко известен, были опубликованы воспоминания участников событий, а в 2002 году был снят художественный фильм «К-19» с Харрисоном Фордом в роли капитана советской лодки. В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев выдвинул экипаж подлодки на Нобелевскую премию мира, настаивая на том, что героические действия экипажа спасли мир от страшной катастрофы и даже возможной ядерной войны: если бы погибшие моряки не предотвратили взрыв реактора, в США могли принять инцидент за попытку атаки своей военно-морской базы в этом районе.
После аварии лодка получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима», но после ремонта продолжила службу.
Проблему растрескивания трубок первого контура на АПЛ решили заменой нержавеющей стали на титан.
К-19 у моряков-подводников считалась невезучим кораблем. Несчастные случаи происходили с ней регулярно. 15 ноября 1969 года атомоход столкнулся в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 Gato, которая пыталась вести скрытное слежение за советской субмариной. Оба корабля получили повреждения.
24 февраля 1972 года, когда лодка находилась в 1300 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд, на борту «Хиросимы» вспыхнул пожар, в котором погибли 28 членов экипажа в 5-м, 8-м и 9-м отсеках.
При этом служба других подлодок 658-го проекта проходила благополучно. К-115 в 1963 году совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, за шесть суток пройдя подо льдами 1,6 тыс. миль (3 тыс. км). В 1968 году подледный переход повторила К-55, уже с ядерным оружием на борту.
Несмотря на высокую шумность и другие недостатки, подлодки проекта 658М оставались в строю в 1970-е годы, патрулируя океан в непосредственной близости от американского побережья, и обеспечивали минимальное подлетное время своих ракет. Это затрудняло для США меры противодействия ракетному удару, но одновременно делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения задачи очень проблематичным.
Подробнее:
Ракета «Булава» самоликвидировалась в полете
Служба последних атомных подлодок проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до конца существования СССР. К-16, К-33, К-40 и К-149 были списаны в 1988–1990 годах. Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе.
Последней в 1991 году военно-морской флаг спустила как раз головная подлодка серии К-19.
Первый ракетный атомоход советского производства по сравнению с аналогичным американским кораблем типа «Джордж Вашингтон» обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью, увеличенной глубиной погружения, однако уступал «американцу» по уровню скрытности и характеристикам информационных средств. Проект 658 весьма существенно проигрывал кораблю ВМС США по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения. Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракеты «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения субмарины, то на лодке советского производства эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.