Атомные подводные лодки пр.675 (СССР)
Атомные подводные лодки пр.675 (СССР)
Проектирование атомных ракетных подводных лодок пр.675 было начато ЦКБ-18 по Постановлению СМ от 9 февраля 1959 года. Главный конструктор проекта – П.П.Пустынцев, главные наблюдающие от ВМФ – М.С.Фадеев и В.Н.Иванов. Лодка пр.675 явилась логическим продолжением АПЛ пр.659, поэтому ее проектирование началось с разработки технического проекта, минуя стадию эскизного проектирования. Технический проект подвергался корректировке дважды.
При первой корректировке, выполненной к июню 1959 года, предусматривалась установка более совершенного противорадиолокационного покрытия, шумопеленгаторной станции кругового обзора и замена на новые образцы с повышенной производительностью пароэжекторных холодильных машин. Корректировка привела к увеличению водоизмещения на 250 м и диаметра прочного корпуса в районе нескольких отсеков с 6,8 до 7,0 м. Вторая корректировка была проведена в связи с новыми предложениями конструкторского бюро по дальнейшему улучшению проекта. Главное содержание этих предложений состояло в увеличении числа крылатых ракет с шести до восьми единиц и в установке нового гидроакустического комплекса с более высокими тактико-техническими данными. Это привело к увеличению длины прочного корпуса на 2,4 м и к дальнейшему росту водоизмещения. В ходе корректировки удалось перекомпоновать отсеки и помещения АПЛ в целях улучшения обитаемости и эксплуатации боевой техники. Окончательный вариант техпроекта 675 был закончен в сентябре 1960 года.
Лодка двухкорпусная, имела десять отсеков. В состав энергетической установки лодки входили два реактора на тепловых нейтронах ВМ-А. Их активные зоны должны были обеспечить работу энергетической установки на мощности 100% в течение 2500 часов для носового и 2000 часов для кормового реакторов. Пароэнергетическая установка являлась главной и обеспечивала подводный и надводный ход и зарядку аккумуляторной батареи. Дизель-генераторная установка была вспомогательной и обеспечивала малый надводный ход, зарядку аккумуляторной батареи и продувание цистерн главного балласта отработавшими газами.
Головная лодка завода №402 К-166 прошла государственные испытания в Белом море с 11 июня по 31 октября 1963 года. В ходе испытаний лодка прошла в надводном положении 2190 миль и в подводном 1172 мили. В ходе испытаний проведено погружение лодки на глубину 300 м с замером деформаций и напряжений в узлах прочного корпуса. На момент начала госиспытаний пуски ракет П-6 производились только с береговых установок и с К-166 были проведены первые пуски П-6 в корабельных условиях. Первая серия испытаний П-6 на К-166 включала в себя: два одиночных пуска (контейнеры 7 и 5), одиночный пуск из контейнера №1 с последующим разворотом на 20°, стрельба серией из двух ракет из контейнеров №4 и №8 с интервалом 15,7 сек. Из пяти выпущенных ракет прямое попадание в цель-мишень пр. 1784 имела только одна ракета. Что касается остальных, то одна ракета упала рядом с ПЛ из-за несрабатывания левого стартового двигателя, две не попали в цель из-за отказов бортовой аппаратуры на конечном участке траектории полета и, наконец, одна ракета самоликвидировалась из-за отклонения за пределы безопасной зоны в связи с ошибкой в выработке исходных данных корабельной системой «Аргумент». В связи с неудовлетворительными результатами стрельб были проведены доработки бортовой аппаратуры ракет и корабельной системы «Аргумент».
Повторные испытания комплекса П-6 проведены 30.10.63 г. тремя ракетами, из которых две были запущены серией с интервалом 11 сек. Стрельба была проведена при ветре 10-15 м/с и волнении моря 4-5 баллов, на трассе ракет была сплошная облачность со снежными зарядами. Две ракеты имели прямое попадание в цель пр. 1784, а одна самоликвидировалась и приводнилась за целью на 25-30 км из-за неисправности линии телеуправления. Испытания комплекса П-5Д были проведены двумя пусками ракет из контейнеров №4 и №8. Обе ракеты достигли боевого поля и имели отклонения в пределах установленных норм. Испытания торпед производились стрельбой ходовыми торпедами на скорости лодки 15 узлов. 31 октября 1963 года был подписан приемный акт ПЛ К-166. Всего с 1963 года по 1967 год в строй было введено 29 АПЛ пр.675. Лодки параллельно строились на двух заводах.
При проектировании АПЛ пр.675 были зарезервированы веса для установки ракетного комплекса П-7, но в связи с прекращением работ по нему ракетное вооружение осталось без изменений (П-6 и П-5Д). В 1975 году на вооружение АПЛ пр.675 принимается ракетный комплекс П-500 Базальт. На АПЛ пр.675К и 675MK был установлен корабельный комплекс целеуказания «Касатка-Б», предназначенный для приема и обработки разведывательной и навигационной информации от искусственных спутников земли, В 80-х годах не менее двух лодок (К-1, К-35) было переоборудовано в пр.675МКВ с установкой ракетного комплекса 3М-70 «Вулкан» с системой наведения и управления «Аргон-675КВ». Первый старт ракеты «Вулкан» с ПЛ пр.675МКВ состоялся 22.12.1983 г. АПЛ К-86 была переделана в лодку – носитель боевых пловцов.
Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 675
Главные размерения, м:
а) длина наибольшая 115.4
б) ширина наибольшая с горизонтальными стабилизаторами 12,8
в) осадка наибольшая 7,42
Водоизмещение нормальное (в тоннах): 4415
Водоизмещение объемное, м
а) нормальное надводное по крейсерскую ватерлинию 4350
б) подводное 7390
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 29
Глубина погружения, м:
а) перископная (по глубиномеру ЦП) 10
б) рабочая 240
в) предельная 300
Время продувания главного балласта:
а) ВВД с перископной глубины, сек. 75
Длительность непрерывного пребывания под водой, час. 1140
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Реакторы:
а) число, тип 2-ВМ-А
б) номинальная мощность, кВт 2×70 000
в) энергозапас, мгВт час; 2х70000
– носового реактора 175 000
– кормового реактора 140 000
Парогенераторы:
а) число, тип 2-ПГ-13/1
б) производительность при 100 % мощности ППУ, т/час 2×88
Главные турбозубчатые агрегаты:
а) число, тип 2-ГТ3А-601
б) мощность ГТ3А на гребных валах при 100 % мощности ППУ, л.с.2×15 470
Гребные электродвигатели:
а) число, тип 2-ПГ-116
б) мощность, л.с. 2×450
Аккумуляторная батарея:
а) тип 38СМ
б) количество групп 2
в) количество элементов в группе 112
СКОРОСТИ ХОДА., уз. (об/мин. гребного вала)
В надводном положении:
а) при работе ГТ3А на винт 14,0 (310)
б) при работе обоих гребных электродвигателей на винт 7,6 (130)
В подводном положении
а) при полной мощности обоих гребных электродвигателей 6,0 (140)
б) при полной мощности обоих ГТ3А 22-23,0
в) при мощности ГТ3А, составляющей 80% мощности ППУ 22,0 (450) ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, миль
В подводном положении полной скоростью хода 25 000-30 000
В подводном положении 22-узловым ходом 26 400-31 600
В надводном положении под обоими гребными электродвигателями 580
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, час.
– при 80 % мощности ППУ 2600
КОРАБЕЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ И АВТОНОМНОСТЬ, т
Топливо ДС (для дизель-генераторов) 21,23
Питательная вода 22,7
Пресная вода 32,4
Воздух высокого давления, м 51,1
Автономность плавания, сут. 50-60
ШТУРМАНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Навигационный комплекс 1-Сила-Н-675
Дистанционный магнитный компас 1-КДЭ-П
Эхолот 1 -НЭЛ-6
Эхоледомер 1-ЭЛ-1
Автоматический радиопеленгатор 1-АРПР-53Р
Перископы 2-ПЗНГ-10
Звукометрическая станция 1 -МГ-17
РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Стартовые установки, число, тип 8
Число и тип ракет 8 (П-5Д или П-6)
Угол подъема стартовой установки, град. 15
Время старта ракет после всплытия, мин.:
– первой ракеты 3
Интервал стрельбы крылатыми ракетами, сек:
– П-5Д до 25
– П-6 11
Максимальное число ракет в серии:
– П-5Д 8
– П-6 4
Система приборов управления стрельбой крылатых ракет П-5Д 1-Север-Д-675
Система приборов управления стрельбой крылатых ракет П-6 1-Аргумент
Положение ПЛ при старте крейсерское
Скорость хода при старте, уз. 6-10
Состояние моря при старте, баллов 4-5
ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Носовые торпедные аппараты калибра 533 мм 4
а) число торпед к ним: – в аппаратах 4
б) наибольшее число торпед в залпе 4
в) глубина торпедной стрельбы, м 100
Кормовые торпедные аппараты калибра 400 мм 2
а) число торпед к ним:
– в аппаратах 2
– на стеллажах 4
б) наибольшее число торпед в залпе 2
в) глубина торпедной стрельбы, м 200
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Станция кругового обзора 1-РЛК-101
Станция поиска работающих РЛС 1-Накат-М
Аппаратура опознавания 1 -Нихром-М
Гидроакустическая станция 1 -Арктика-М
Гидроакустическая станция для обнаружения мин 1-Плутоний
Гидроакустическая станция связи 1-МГ-15
Шумопеленгаторная станция 1 -МГ-10
Гидроакустическая станция обнаружения работающих гидролокаторов 1-МГ-13
СТАБИЛИЗАТОР КУРСА
а) число, тип 1-Гранит-2
СТАБИЛИЗАТОР ГЛУБИНЫ (на ходу/ без хода)
а) число, тип 1-Мрамор-2
б) предельная глубина работы, м 300/120
Атомные подводные лодки проекта 675 — охотники за авианосцами
В годы холодной войны одной из главных угроз для Советского Союза считались американские авианосные группировки. Для противодействия им были созданы мощные противоавианосные силы, важной составляющей которых были атомные подлодки с дальнобойными противокорабельными ракетами. В конце 1950-х годов в опытно-конструкторском бюро В. Челомея на базе крылатой ракеты П-5, предназначавшейся для стрельбы по наземным целям, была создана противокорабельная ракета П-6 (4К44). В отличие от первых советских ПКР, дальность стрельбы которых не превышала нескольких десятков километров, у П-6 этот параметр мог достигать 300 км. Это позволяло рассчитывать на преодоление ракетой глубоко эшелонированной системы ПВО авианосного соединения. Для более надежного поражения вражеского авианосца следовало обеспечить залповый пуск нескольких ракет.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНАЯ СИСТЕМА
Применение ПКР с подлодки по авианосному соединению на дистанции в сотни километров требовало привлечения сторонних средств поиска цели. Поэтому одновременно с разработкой субмарины, проект которой получил номер 675, в Киевском НИИ радиоэлектроники шло создание авиационной разведывательной системы «Успех». Она размещалась на специально оборудованных самолетах Ту-16РЦ и Ту-95РЦ и включала радиолокаторы обнаружения надводных целей и средства передачи данных на подлодки. Комбинация подводных лодок-носителей ракет и авиационных средств обнаружения образовала первую в СССР разведывательно-ударную систему.
На подлодке проекта 675 устанавливали корабельную автоматизированную систему «Аргумент». Она обеспечивала управление полетом одновременно нескольких ракет, а также наведение их на цель при помощи радиолокационного визира. Имелась возможность трансляции с ракеты на подлодку радиолокационного изображения целей и выбора одной из них по команде с под лодки.
Алгоритм применения разведывательно-ударной системы был следующим. После получения боевого распоряжения о применении ракетного оружия субмарина всплывала на перископную глубину и выходила на связь с самолетом разведки и целеуказания. С последнего на борт субмарины передавали информацию о надводных целях. Информация отображалась на экранах системы «Аргумент» и анализировалась командиром подлодки. После выбора цели, по которой следовало нанести удар, определяли ее координаты, которые вводили в систему управления ракетным комплексом. Лодка ложилась на боевой курс, в подводном положении производилась предстартовая подготовка ракет, затем субмарина всплывала в надводное положение и производила залп (не более четырех ПКР одновременно). Управление полетом каждой ракеты осуществлял один оператор по отметкам пеленга на радио локационном индикаторе. При выходе ПКР на расчетный рубеж включался радиолокационный визир и линия передачи данных на субмарину. После того как радиолокационный визир ракеты захватит цель, она по команде оператора переводилась в режим самонаведения. Существенным недостатком ПКР П-6 являлся надводный старт, а также необходимость нахождения подлодки в надводном положении в течение всего полета ракет к цели.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ПОДЛОДКИ
Проектирование атомной субмарины-носителя ПКР было осуществлено в конструкторском бюро «Рубин» под руководством П. Пустынцева. Проект, представленный на утверждение в октябре 1958 года, был создан на базе атомной подлодки проекта 659 — носителя крылатых ракет П-5, предназначавшихся для стрельбы по береговым целям. Однако новая субмарина существенно отличалась от предшественницы.
В частности количество ракет увеличилось с шести до восьми, прочный корпус удлинили на 4 м, был установлен более совершенный гидроакустический комплекс МГК-100. Помимо аппаратуры «Аргумент», обеспечивающей управление ПКР П-6, на субмарины проекта 675 была установлена и аппаратура управления КР П-5, хотя основным оружием считались все-таки противокорабельные ракеты. Сверхзвуковые ракеты П-6 имели солидные габариты: длина — 10,8 м, стартовая масса — 5300 кг. Они комплектовались обычной фугасной либо ядерной боевой частью. Восемь ПКР размещали в цилиндрических контейнерах, расположенных попарно в верхней части легкого корпуса. В походном положении они располагались горизонтально, а для запуска ракет поднимались на угол 14°.
После всплытия в надводное положение на подготовку первого залпа требовалось три минуты, второй мог быть произведен через 12 минут. Максимальное количество ракет в одном залпе — четыре единицы. При проведении предстартовой подготовки подлодка могла в любой момент ее прервать и погрузиться даже с незакрытыми крышками ракетных контейнеров (но не более, чем у трех контейнеров). Ракетное вооружение дополнялось торпедным: на лодке имелось четыре 533-мм торпедных аппарата (боекомплект четыре торпеды) и два 400-мм (шесть торпед).
КОНСТРУКЦИЯ И СЛУЖБА
Конструкция субмарин проекта 675 была подобной атомным подлодкам ранних проектов (627, 658, 659).
Как и все более ранние советские атомные субмарины, лодка проекта 675 была двухкорпусной, с развитым ограждением рубки и надстройки. Прочный корпус делился водонепроницаемыми переборками на десять отсеков: 1 — носовой торпедный; 2 — жилой и аккумуляторный; 3 — пост управления ракетами; 4 -центральный пост; 5 — дизель-генераторный; 6 — реакторный; 7 — турбинный; 8 — турбогенераторов и электродвигателей; 9 — жилой; 10 — кормовой торпедный.
Главная энергетическая установка также была «унаследована» от подлодок предыдущих проектов. Она была двухвальной и состояла из двух реакторов ВМ-А, двух паровых турбин и двух главных турбозубчатых агрегатов. Имелось также два аварийных дизель-генератора ДГ-400 и два электромотора «подкрадывания» суммарной мощностью 1800 л. с.
ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА
Головная лодка проекта 675 — К-166 — была заложена на заводе №402 в Северодвинске 30 мая 1961 года и вступила в строй 31 октября 1963 года. До конца 1966 года на этом предприятии построили в общей сложности 16 таких субмарин. Параллельно постройку лодок этого проекта освоили в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199, где в 1963-1968 годах изготовили 13 подлодок проекта 675.
Подводные ракетоносцы проекта 675 несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов, совершая также походы на боевое дежурство в Индийский океан. Увы, не обошлось при этом и без трагических происшествий. Ночью 14 июня 1973 года в заливе Петра Великого подлодка К-56 столкнулась в надводном положении с исследовательским судном «Академик Берг». Лодка затонула, погибли 27 человек. В 1976 году К-47 пострадала из-за пожара, возникшего в подводном положении. Погибли три человека, но лодка уцелела и впоследствии была отремонтирована. А вот авария, возникшая в 1989 году на К-172 (течь первого контура реактора), привела к серьезному повреждению главной энергетической установки и списанию субмарины. Трагические последствия (гибель десяти человек и облучение нескольких сотен) имела радиационная авария на находившейся в ремонте лодке К-431, произошедшая 10 августа 1985 года. В результате была списана не только К-431, но и стоявшая рядом с ней лодка К-42 (проекта 627А), получившая радиационное загрязнение.
МОДЕРНИЗАЦИИ
Подлодки проекта 675 несколько раз подвергались модернизациям. Три субмарины (К-47, К-48 и К-125) были доработаны в вариант 675К с установкой аппаратуры «Касатка», обеспечивающей получение целеуказания от спутников. Еще два варианта модернизации предусматривали замену устаревших ракет более современными. В 1977-1986 годах десять лодок переоборудовали в вариант 675МК под ПКР П-500 «Базальт» (масса 4800 кг, дальность стрельбы до 500 км). Помимо новых ракет субмарины получили аппаратуру космического целеуказания «Касатка-Б» и систему управления ракетной стрельбой «Аргон-К», обеспечивающую запуск всех восьми ракет одним залпом.
В 1986-1990 годах четыре лодки прошли модернизацию по проекту 675МКВ (на пятой субмарине модернизация не была завершена). Получили еще более совершенные ПКР П-1000 «Вулкан» с дальностью стрельбы 700 км, систему управления ракетной стрельбой «Аргон-КВ» и аппаратуру космического целеуказания «Касатка-Б». Доработки по проектам 675МК и 675МКВ существенно повысили боевые возможности субмарин, но не устранили их основной недостаток — необходимость всплывать на поверхность для пуска ракет. Поэтому в первой половине 1990-х годов эти подлодки были списаны как морально устаревшие. В 1986 году подлодка К-86 прошла переоборудование в носитель сверхмалой субмарины и боевых пловцов. С нее демонтировали ракетное вооружение, а также все сопутствующее оборудование. Взамен установили специальную разведывательную аппаратуру, оборудовали помещения для размещения боевых пловцов и их выхода под водой, а также шлюз и крепления для сверхмалой подлодки проекта 1861. После переоборудования К-86 получила обозначение КС-86 и использовалась в интересах Главного управления глубоководных исследований — секретного подразделения Министерства обороны СССР, занимавшегося разведкой.
Проект 675
В США, после того, как в ноябре 1960 г. был принят на вооружение комплекс БР «Polaris A1», интерес к КР как к стратегическому оружию угас. Как средство борьбы с надводными кораблями они также мало интересовали американцев, имевших мощную палубную авиацию. В нашей стране дело обстояло иначе. По целому ряду причин ей начали искать альтернативу, одной из которых и стали КР. Такой подход во многом определялся взглядами Н.С. Хрущева на вопросы развития ВМФ. Он полагал, что самолет морально устарел, и что ракетное оружие будет гораздо более эффективным средством ведения войны на море.
Если БР, оснащенные СБЧ, могли с успехом использоваться для нанесения ударов по береговым объектам, то для борьбы с движущимися морскими целями они мало годились. Прежде всего, из-за сложности обеспечения целеуказания и наведения боевой части на конечном участке траектории полета, в том числе, и при использовании МКРЦ «Легенда». Вместе с тем, сама по себе идея оказалась настолько привлекательной, что в нашей стране с середины 60-х по конец 70-х годов прошлого столетия ее пытались реализовать в комплексе Д-5 с ракетой Р-27К. Хотя результаты его испытаний сочли успешными, заказчик данной системой вооружения не заинтересовался.
В нашей стране, создавая лодочный ПКРК первого поколения, проблему целеуказания решили за счет использования морской разведывательной авиации (впоследствии, за счет уже упоминавшейся МКРЦ «Легенда»), а проблему наведения – за счет использования телеуправления и радиолокационной головки самонаведения.
В процессе развития отечественных противокорабельных ракетных комплексов оперативного назначения целеуказание так и не удалось обеспечить радиотехническими средствами носителя.
В западных ПКРК, находившихся на вооружении подводных лодок, данную проблему решили, главным образом, за счет сравнительно небольшой дальности полета ракет и совершенства самих радиотехнических средств. Возможные ошибки в распределении целей вполне компенсировались массированным применением ракет. Необходимо отметить, что зарубежные ПКРК, как правило, были универсальны по носителям. Данное обстоятельство позволяло использовать палубную или базовую авиацию не только для нанесения ударов по корабельным группировкам противника, но и для ведения разведки в интересах других носителей – надводных кораблей и подводных лодок. Несмотря на очевидный прогресс в развитии технологий, проблема избирательного наведения ПКР на цели во время нанесения удара по крупной корабельной группировке и в настоящее время остается трудно разрешимой задачей, особенно в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В 50-х годах прошлого столетия о непреодолимых препятствиях старались не думать, и руководство Советского Союза видело в ПКР реальную возможность достижения паритета с ВМС США. Считалось, что именно они станут наиболее эффективным средством борьбы с авианосными соединениями вероятного противника, составлявшими основу ударной мощи его флота. В первом квартале 1956 г. (т.е. за три года до принятия на вооружение П-5) в ОКБ-52 в инициативном порядке начались работы над самонаводящимся самолетом-снарядом, получившем литерное обозначение П-6. Предполагалось, что он будет являться модификацией П-5, оснащенной радиолокационной головкой самонаведения и новой БСУ. Инициативу ОКБ-52 сначала поддержал руководитель ЦКБ-18 П.П. Пустынцев, а затем и Главком ВМФ.
Как следствие, 17 августа 1956 г. вышло постановление Правительства, предусматривавшее создание двух противокорабельных ракетных комплексов с самолетами-снарядами П-35 и П-6. Первый должен был стоять на вооружении надводных кораблей и частей береговой обороны, а второй – на вооружении лодок-носителей комплекса П-5. Собственно последнее требование и предопределило конструктивные особенности каждой из этих ракет.
Изначально предполагалось получить П-6 простым внедрением на П-5 радиолокационной головки самонаведения. С целью испытаний был построен самолет-снаряд П-5РГ. Помимо головки самонаведения он имел новую БСУ. В частности, автопилот прототипа получил доплеровский измеритель пути и сноса. Кроме того, вместо барометрического был использован радиовысотомер, дозволявший более точно поддерживать заданную высоту полета самолета-снаряда.
Однако уже после первых испытаний стало очевидным, что обеспечить П-6 эффективное боевое использование, ограничившись лишь этими нововведениями, практически невозможно. С одной стороны, радиотехнические корабельные средства не позволяли обнаруживать цели на дистанции, равной дальности ее полета. С другой стороны, даже значительным образом модернизированная БСУ этого самолета-снаряда не обеспечивала требуемой точности стрельбы, и в момент выхода на заданную дальность цель могла не попасть в сектор обзора головки самонаведения.
Таким образом, проблема обеспечения целеуказания стала одной из основных в процессе разработки первого лодочного ПКРК. Для ее разрешения, П.П. Пустынцев и В.Н. Челомей сначала предложили разместить на каждом из носителей этого комплекса один или два малогабаритных беспилотных самолета-разведчика. По габаритам эти аппараты должны были быть меньше, чем ПКР П-6 и по два размещаться в штатном контейнере. Предполагалось, что они будут обнаруживать корабельные группировки противника и передавать информацию о них на носитель.
В процессе проведения проектных работ от использования беспилотных самолетов-разведчиков было решено отказаться. Задачу обеспечения целеуказания возложили на специальные самолеты берегового базирования с большим радиусом действия (Ту-95РЦ или Ту-16РЦ), а задачу наблюдения за целью, уточнения координат, передачи данных на носитель и ракеты залпа – на одну из ракет этого залпа.
Данное решение привело к необходимости размещения на корабле двух дополнительных (по сравнению с АПЛ пр. 659) антенных устройств с соответствующей аппаратурой. Первое из них называлось «Аргумент» и размещалось в носовой части ограждения рубки. Оно предназначалось для двухсторонней связи с ракетами залпа, корректировки траектории их полета и распределения между ними целей. Второе устройство – «Успех» – служило для приема целеуказания от самолетов базовой авициии, патрулировавших в районе действия АПЛ. Его антенный пост располагался на одном из ПМУ корабля.
В июне 1958 г. ЦКБ-18 выступило с предложением о разработке пр. 675 на основе дополнений к ТТЗ на пр. 659, которые вытекали из необходимости установки ПКРК П-6. Данное предложение было поддержано совместным решением ВМФ и Госкомитета Совмина по судостроению. Технический проект 675 ЦКБ-18 представило на утверждение в октябре 1958 г. Он был разработан под руководством П.П. Пустынцева и под наблюдением М.С. Фадеева, а затем В.Н. Иванова.
В отличие от базового проекта АПЛ пр. 675 вооружалась ПКРК П-6 (в случае необходимости стратегическими КР П-5Д) и имела восемь (а не шесть) ТПК, а также более длинный (на четыре метра) ПК за счет внедрения дополнительного отсека, в котором размещались системы «Аргумент» и «Успех». Кроме того, корабль должен был получить ГАК «Керчь» (вместо ГАС «Арктика-М»). Изначально предполагалось, что в двух носовых контейнерах будут храниться исключительно ПКР П-6, а в шести других – либо ракеты П-5Д, либо П-6. Во всем остальном АПЛ пр. 675 повторяла прототип и также была в высокой степени унифицирована с АПЛ пр. 658и пр. 627А. Так как к моменту принятия на вооружение ГАК «Керчь» (1967 г.) большая часть кораблей пр. 675 была уже построена, их было решено оснастить теми же гидроакустическими средствами, что и АПЛ пр. 659. «Штатное» гидроакустическое вооружение они получали в процессе средних ремонтов или модернизаций.
Главные размерения, м:
– длина наибольшая 115,4
– ширина корпуса наибольшая 9,3
– осадка средняя 7,9
Запас плавучести, % 27
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный