11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Атомные подводные лодки типа «Astute» (Великобритания)

Атомные подводные лодки типа «Astute» (Великобритания)

Заказанная министерством обороны для ВМС Великобритании подводная лодка типа «Эстьют» относится к классу АПЛ (атомных ударных подводных лодок). Этот тип разработан для замены пяти действующих атомных ударных подводных лодок типа «Свифтшур» заложенных в 1970-1977 гг. и введенных в состав флота в 1974-1981 гг., в связи с чем срок нахождения их в строю подходит к концу. В июле 1994 г. министерство обороны объявило условия тендера на постройку сначала трех подводных лодок с возможностью дальнейшего увеличения заказа еще на две единицы, и в декабре 1995 г. основным подрядчиком была определена компания «GEC – Маркони» (в настоящее время «ВАЕ Системе Марин»). Как и было оговорено условиями тендера, сначала было заказано три лодки, но позднее министерство обороны объявило, что оно планирует расширить заказ еще на три подводные лодки вместо двух, определенных ранее. Заключение контракта на вторую партию лодок ожидалось в 2002 г., но состоялось, вероятно, только в 2004 г. со сроком сдачи флоту заказанных подводных лодок в 2012-2014 гг.

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Эстьют», по существу, представляют собой усовершенствованные характеристики лодок типа «Трафальгар бэтч 1» («Трафальгар – серия 1»), входивших в состав 2-й эскадры подводных лодок ВМС Великобритании с местом базирования в Девонпорте. Предъявленные к проекту требования включали увеличение на 50 процентов боевого комплекта (количества боеприпасов) и значительное снижение уровня шумности. В проекте были учтены все доказавшие свою эффективность новшества, использованные в полностью модернизированных лодках типа «Трафальгар» с удлиненным ограждением рубки и двумя оптико-электронными перископами «Оптроникс» СМОЮ компании «Тейлз» (прежде «Пикингтон»), перископные шахты которых не пронизывают корпуса лодок.
Основным подрядчиком стала компания «ВАЕ Системз Марин», получившая первоначальный заказ в марте 1997 г. на постройку подводных лодок «Эстьют бэтч 1» в Барроуин-Фёрнес». Первый металл был заготовлен в конце 1999 г., предварительная сборка отдельных секции позволила в январе 2001 г. официально заложить первую подводную лодку. В соответствии с планом предусматривался спуск на воду этой лодки в январе 2005 г.

Начальная серия из трех единиц.
Подводные лодки типа «Эстьют бэтч 1» получат названия «Эстьют», «Эмбуш» и «Атфул», а их ввод в состав действующего флота планируется на 2008, 2009 и 2010 гг. соответственно. Основу электроники подводных лодок составляет система ACMS (Astute Combat Management System – боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Эстьют») – усовершенствованный вариант системы SMCS (Submarine Command System), применяемой на всех находящихся в составе флота британских подводных лодках. В БИУС ACMS поступают данные от всех ГАС и других средств обнаружения, которые после обработки с использованием современных алгоритмов, в реальном масштабе времени отражают обстановку на пультах управления. Заводская приемка действующей модели состоялась в июле 2002 г. В комплексе с БИУС ACMS действует система WHLS (Weapon Handling and Launch System – система управления применением оружия), созданная компанией «Стрэчн энд Хеншоу».

Основными средствами поражения дальнего действия лодок типа «Эстьют», применяемыми через 21-дюймовые (533-мм) торпедные аппараты, являются крылатые ракеты класса «подводная лодка – берег» «Томагавк» Block III компании «Рейсеон» (прежде «Дженерал дайнемикс»), снаряженные главным образом обычным ВВ, а не с ядерными боеголовками, и противокорабельные ракеты «Гарпун» с подводным стартом компании «Боинг» (прежде «Макдоннелл Дуглас»), Ракеты «Томагавк» используют инерциальную систему наведения с аппаратурой TERCOM (Terrein Contour Mapping – следования рельефу местности) для обеспечения точной дальней навигации, модификация Block III имеет ряд усовершенствований, таких, как увеличенная тяга двигателя, более точное наведение на конечном участке траектории полета, усовершенствованная система навигации за счет применения приемника глобальной системы определения места (GPS). Ракета «Гарпун» с подводным стартом следует над водой с высокой дозвуковой скоростью, имеет радиус действия 80 миль (129 км) и оснащена активной РЛС наведения на цель на конечном участке траектории полета.

Средства обнаружения.
Для пуска ракет, а также торпед, которые составляют основные средства поражения ближнего радиуса действия, подводные лодки типа «Эстьют» имеют шесть 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов и будут вооружаться торпедами «Спиэфиш» или минами в качестве альтернативного варианта.
Боекомплект состоит из 36 ракет или мин. Торпеда «Спиэфиш» производства компании «ВАЕ Системз» – это управляемая по проводам торпеда с активно-пассивным самонаведением, радиусом действия 65 км (40,4 мили), скоростью хода 60 уз и усовершенствованной боеголовкой направленного действия.
Комплект аппаратуры радиоразведки и радиопротиводействия включает комплекс РЭР «Рейкал» UAP 4 и ложные цели, использованные также и на других лодках выдвижные устройства производства компаний «Тэйлс оптроникс» и «Мактаггарт Скотт», шахты которых не пронизывают корпус. Министерство обороны также представило технические требования для новой системы CESM (Communications-band Electronic Support Measures – средств связи и радиотехнического обеспечения) подводных лодок типа «Эсть-ют», а также лодок типов «Трафальгар» и «Свифтшур». Система разрабатывается для обеспечения подводных лодок всеми возможными средствами перехвата, распознавания, определения места целей и общего наблюдения за широким спектром сигналов средств связи.
Подводные лодки типа «Эстьют» оснащаются однополосными навигационными РЛС и имеющими гораздо большее значение ГАК типа 2076 компании «Тэйлз андевотэ системз» (бывшая «Томсон Маркони сонар») – объединенным комплексом активно-пассивного поиска и управления стрельбой с носовыми, бортовыми гидрофонами и гидроакустической антенной на буксирно-кабельном устройстве. Этот ГАК будет также установлен на четырех подводных лодках типа «Трафальгар». Компания «Атлас хидрографик» обеспечивает поставку высокоточных эхолотов DESO 25, способных измерять глубину до 10 000 м. (32 810 футов). Два выдвижных устройства «Тейлз» СМОЮ, серьезно доработанные компанией «Мактаггарт Скотт», предназначены для установки теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, телевизионной системы ночного видения и цветного бинокулярного телевизионного средства обнаружения. Компания «Рейсеон системз» поставляет запросчики-ответчики системы опознавания «свой – чужой».

Читать еще:  Тральщик-искатель мин типа «Osprey» (США)

Усовершенствованная энергетическая установка Значительное количество энергии, необходимое для этих подводных лодок больших размеров, обеспечивает ядерный реактор «Роллс-Ройс» PWR 2 и две турбины компании «Элстом» (бывшая «Дженерал электрик корпорейшн»), вращающие один вал и водометный движитель производства компании «Роллс-Ройс». Последний состоит из обеспечивающих «реактивное» движение роторных лопастей в неподвижной водопроточной трубе. Имеются два запасных дизеля, а также аварийный ходовой двигатель, вращающий убирающийся вспомогательный движитель. Интегрированные управляющие цифровые системы и сопутствующие системы управления рулем, регулирования глубины погружения и в целом контролирующие состояние подводной лодки поставляются компанией «CAE Электронике».
PWR 2 – ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением второго поколения, первоначально разработанный для подводных лодок типа «Вэнгард» с БРМБ «Трайдент». Между тем существующие реакторы с водяным охлаждением под давлением обеспечивают дальность плавания. сопоставимую с 20 кругосветными путешествиями, PWR 2 с защищенной активной зоной имеет почти вдвое большие возможности, что на практике означает отсутствие необходимости его перезагрузки в течение всего срока службы. Основные элементы реактора PWR 2 – проточный контейнер компании «Бэбкок энерджи», основные насосы для подачи охладителя компаний «Дженерал электрик корпорейшн» и «Виз», защита реактора и системы управления компаний «Сименс плес-сей» и «Сон отомэйшн».

Британские подлодки класса Astute

Военно-морские силы Великобритании располагают атомной ударной подводной лодкой, способной заменить сразу несколько типов подлодок класса Swiftsure, выпускавшихся в середине 70-х годов и успевших выработать ресурс эксплуатации. Новая субмарина относится к классу Astute.
Британское минообороны планировало приобрести три новых субмарины, однако в последствии было решено делать заказ сразу на 6 подлодок класса Astute. Все без исключения характеристики субмарины нового класса превосходят аналогичные показатели подлодок класса Trafalgar. При этом в Лондоне решили, что новая гроза морских глубин и надводных целей будет размещаться на базе Faslane, которая находится в Шотландии.

Подлодки класса Astute производятся в генеральном партнерстве с корпорацией BAE Systems. При этом сама корпорация уже успела поучаствовать в проектировании и производстве подводных лодок на имеющейся в ее распоряжении судоверфи. Серия Astute уже получила перечень названий. Помимо S119 (Астьют), есть S120 (Ambush) и S121 – Artful. Британцы называют эти подлодки ААА-триадой, способной сокрушить любого противника. На вооружение британских ВМС эти субмарины вводились поэтапно в течение 3-лет: с 2009-го по 2011-й. В 2007 году в Лондоне был заключен еще один контракт с BAE Systems, который был направлен на изготовление подлодки S122. Это субмарина Audacious – так называемое четвертое «А» британского подводного флота. Ее спуск на воду запланирован в 2013 году.

Читать еще:  Головной фрегат Type 22 Batch 1 «Broadsword» (Великобритания)

Командование британских ВМС сообщает, что к 2022 году последняя субмарина класса Trafalgar будет списана как отслужившая верой и правдой свой срок. Списание же подлодок это типа идет уже в течение 3-х лет.

Перейдем к непосредственному рассмотрению функциональной базы субмарин класса Астьют.

Если говорить об управлении субмарин, то оно базируется на ACMS, снабженном модулем Sustem Indyte от корпорации BAE. Кроме того, задействована усовершенствованная система командования SMCS, использовавшаяся и в других классах субмарин британских ВМС. Здесь получение данных идет непосредственно от сонаров с помощью инновационных алгоритмов обработки информационных потоков. Все эти потоки анализируются в режиме онлайн и отображаются на специальных панелях управления. Контракт на разработку программного обеспечения для систем управления был заключен еще 10 лет назад. Работу вели программисты нескольких компаний. При этом работа над системой пуска ракет и другими системами вооружения велась компанией Strachan&Henshaw. В 2008-м году был заключен контракт с компанией NGSM, которая реализовала системы платформенного управления, предназначенные для субмарины S122.

Теперь перейдем к рассмотрению ракетного вооружения. Как и ожидалось, все субмарины класса Astute получили или получат тактические ракеты «Томагавк». Стрельба будет производиться и крылатыми ракетами из торпедных отсеков.

Ракеты класса «Томагавк» имеют специальную систему горизонтальной навигации, комбинирующей радарные измерения, полученные с помощью высотомера, и картографические данные по ландшафту. Получается, что ракета имеет серьезную электронную начинку, которая уже успела пройти испытания в условиях ливийского конфликта. Кроме того, на ракете есть и корреляционный сегмент, повышающий точность стрельбы по заданным целям. Третьим блоком управления ракеты является пропульсивная установка, согласованная с системой глобального позиционирования. Такая интеграция функционала позволяет отслеживать скоростные данные военнослужащим-операторам.

Эти ракеты способны поражать цели на расстоянии до 1600 км.

Существует и четвертый блок, обеспечивающий обмен сигналом через спутник. Это позволяет оператору производить корректировку полета ракеты даже тогда, когда она уже находится в полете. Такая система имела место быть и на подлодках класса Трафальгар.

Кстати, с торпедами Астьюты тоже не распрощались. Классика жанра представлена в виде торпед Спирфиш, а также минного арсенала Корпорация BAE Systems отметилась и здесь: именно ее специалисты выступили авторами разработки торпед для Astute. У торпеды имеется особая боеголовка направленного потока энергии.

Радиоэлектронное подавление в новых подлодках использует систему ложных целей, а также компоненты радиоразведки. К ним относится набор датчиков ПК (прицельных комплексов), имеющих многофункциональные комплекты антенн.

Новая система электронной поддержки в особом диапазоне волн используется в несколько модернизированном в сравнении с классом Трафальгар виде.
Субмарины класса Astute также оснащены новой системой электронной поддержки. Эту систему создала британская фирма DML в тесном сотрудничестве с американскими партнерами из Argon ST. Пройдя испытания в 2007-м, система показала себя надежной при перехвате сигналов, пеленгации, рекогносцировке, а также при «прослушке» переговоров судов противника. Теперь система запущена для полномасштабного использования на подлодках класса Астьют.

Навигация подлодок описываемого типа производится за счет системы радаром. Радиоперехват и противодействие глушению сигналов объединяются в единый комплекс, связанный, кроме того, и с активно-пассивным поиском. 2076-й гидролокатор в нынешнем виде поступил на вооружение еще в 2003 году.

С помощью высокоточного эхолота Астьют обеспечивает формирование атласа гидрографии в районе нахождения субмарины. Этот эхолот имеет маркировку DESO 25. Даже 10-километровая глубина не способна укрыть противника от этого эхолота. Другими словами, единственным местом мирового океана, где можно укрыться от эхолота Астьюта является Марианский желоб. При этом подлодки используют и тепловизионные системы слежения за состоянием водного пространства вокруг лодки.

И в заключении стоит коснуться двигателя лодки такого класса как Astute. Ядерный реактор создан фирмой Rolls-Royce. Компания позаботилась о том, что ядро реактора не потребует замены топливных элементов в течение всего срока службы А-субмарин. Помимо ядерного реактора используются и пара дизельных генераторов, вырабатывающих переменный ток. В придачу к этому британцы решили добавить еще и запасной двигатель, что называется, на всякий пожарный случай. Все эти силовые агрегаты позволят А-субмаринам до 40 раз обогнуть Землю!

Читать еще:  Сторожевой корабль Проект 11540 (СССР)

Атомные подводные лодки типа «Эстьют»

Новейшие субмарины типа «Эстьют» — самые большие и мощные многоцелевые атомные подводные лодки британского Королевского военно-морского флота. «Эстьют» (Astute) переводится как «Хитроумная». Это подчеркивает, что в боевой обстановке ее главная задача — перехитрить противника.

Разработка проекта АПЛ «Эстьют» началась в 1991 году. В качестве прототипа была выбрана атомная подлодка «Трафальгар», но задание на проектирование предусматривало существенное увеличение боезапаса (38 ракет или торпед вместо прежних 20) и снижение уровня собственных физических полей. Контракт на постройку головной АПЛ был заключен с фирмой BAE Systems («Бритиш Эйроспейс», бывшая компания «Виккерс») в марте 1997 года; изготовление секций началось на верфи в Барроу в конце 1999 года. В настоящее время две лодки находятся в строю, четыре других — в постройке. Планировалась выдача заказа еще на три корабля, однако из-за значительного превышения реальной стоимости программы по сравнению с расчетной эти планы скорректированы в меньшую сторону.

ОПИСАНИЕ

АПЛ «Эстьют» — однокорпусная, одновальная, с малошумным движителем насосного типа pump jet. Снаружи лодка имеет противоакустическое покрытие из 39 тысяч специальных пластин, поглощающих сигналы сонара. По сравнению со своими предшественницами «Эстьют» более приспособлена для действий в прибрежных мелководных акваториях.

Главная энергетическая установка включает ядерный реактор водо-водяного типа PWR2, аналогичный установленному на атомных ракетных подлодках типа «Вэнгард», и две паровые турбины французской фирмы «Альстом», работающие через редуктор на один вал. Реактор PWR2 не нуждается в перезарядке в течение 25-летнего срока эксплуатации: по сообщениям печати, за это время АПЛ «Эстьют» способна совершить 40 кругосветных плаваний. Для повышения автономности лодка оснащена системой выработки кислорода из морской воды. Вооружение АПЛ «Эстьют»: шесть 533-мм торпедных аппаратов, из которых также можно стрелять крылатыми ракетами UGM-109 «Томагавк» и противокорабельными ракетами UGM-84D-2 «Гарпун». Дальность полета ракеты «Томагавк» данной модификации — 1 600 км, вес боеголовки — 454 кг.

Из радиоэлектронного оборудования имеются система боевого управления ACMS фирмы BAE Systems, навигационная РЛС компании «Келвин Хьюз» 1007, высокоточный эхолот DESO 25 и многофункциональный гидроакустический комплекс типа 2076. Последний может вести активно-пассивный поиск целей, перехват и глушение акустических сигналов. На лодках также установлены принципиально новые дистанционно управляемые перископы «Тэйлс Оптроникс» типа СМОЮ (2 единицы) со встроенными видеокамерами и инфракрасными датчиками. Мачты-перископы устроены так, что не проникают внутрь прочного корпуса и тем самым повышают живучесть субмарины.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Если предыдущие типы британских многоцелевых АПЛ «Трафальгар» и «Свифтшур» были прежде всего атакующими (противолодочными), то после окончания холодной войны концепция применения субмарин изменилась. АПЛ типа «Эстьют» создавались как универсальные, предназначенные для действий и в составе соединений флота, и самостоятельно в отрыве от основных сил.

Основные задачи субмарин: борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника, нанесение ударов по наземным целям, ведение дальней разведки. Кроме того, АПЛ типа «Эстьют» могут осуществлять доставку и высадку диверсионных групп. Для этого на субмаринах позади рубки устанавливается специальный контейнер, в котором, в частности, размещается аппарат для доставки боевых пловцов Mk8 Mod1 SDV. Конструкция контейнера позволяет диверсионной группе покидать субмарину при ее нахождении в подводном положении.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АПЛ «ЭСТЬЮТ»

  • Водоизмещение, т:
    надводное: 6600
    подводное: 7519
  • Размерения, м:
    длина: 97
    ширина: 11,3
    осадка: 10
  • ГЭУ: 1 реактор Rolls-Royce PWR2, 2 паровые турбины Alsthom общей мощностью 27 500 л. с., 2 вспомогательных электродвигателя
  • Максимальная скорость хода, узлы: 29
  • Дальность плавания: неограниченная
  • Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов (боезапас — крылатые ракеты UGM-109 «Томагавк», UGM-84D-2 «Гарпун», торпеды «Спиэфиш» или мины — всего 38 единиц оружия)
  • Экипаж, чел.: 98 (включая 12 офицеров)
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: