0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Атомный авианосец «Charles de Gaulle» (Франция)

Атомный авианосец «Charles de Gaulle» (Франция)

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Авианосец «Шарль де Голль» ВМС Франции. Франция является второй после США страной, ВМС которой имеют в своем составе авианосцы с ядерной энергетической установкой. Решение о строительстве двух новых авианосцев Bretagne и Provence, оснащенных ядерной энергетической установкой было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 г. . Авианосцы должны были заменить авианосцы Clemenceau и Foch постройки 60-х годов.

Авианосец Шарль де Голль – видео

Контракт на строительство первого из них, получившего название Richelieu, был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 г. В основу проекта были положены разработки атомного авианосца РН-75, выполненные в 1981 г., а также созданные впоследствии варианты проектов РА-78, РА-82 и РА-88. Закладка корабля состоялась 14.04.1989г., на воду был спущен 14.05.1994 г., ходовые испытания проводились с 1995 г., в строй корабль вступил 30.09.2000 г. (по другим данным – в июле 2000 г.) под обозначением R 91 Charles de Gaulle. Весьма существенная задержка со вступлением корабля в строй объясняется многочисленными дефектами механизмов, выявленными в ходе испытаний. При этом даже официально принятый командованием ВМС Франции после всех ремонтов корабль в первом же своем походе потерял из-за заводского дефекта часть лопасти гребного винта и вернулся на базу.

Основные архитектурные и конструктивные решения авианосца Charles de Gaulle достаточно традиционны. Он представляет собой авианосец с оборудованной паровыми катапультами угловой полетной палубой и надстройкой островного типа, сдвинутой к правому борту. Корпус корабля изготовлен целиком из стали, все соединения выполнены методом электросварки. Основные несущие конструкции, включая полетную палубу, сделаны из броневой стали. По длине корпус разделен водонепроницаемыми переборками на ряд главных водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость корабля при затоплении любых трех смежных отсеков. Имеется также второе дно, которое является конструктивной зашитой от навигационных повреждений. Специальную конструктивную защиту имеет реакторный отсек, а также погреба боезапаса и авиатоплива.

Угловая полетная палуба расположена под углом 8,3° к диаметральной плоскости корабля. Она достаточно больших размеров (21,6 х 195 м), однако для обеспечения нормального взлета самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С Hawkeye ее длину планируется увеличить на 4 м. Взлет самолетов осуществляется с помощью двух паровых катапульт C-13F американской конструкции, изготовленных во Франции по лицензии. Они имеют длину стартовой дорожки 75 м и обеспечивают взлет самолетов взлетной массой до 25 т.

За катапультами авианосца «Шарль де Голль» смонтированы отражатели газовой струи реактивных самолетов при взлете, которые представляют собой охлаждаемые панели сотовой конструкции и в нерабочем состоянии заваливаются заподлицо с полетной палубой. Сама полетная палуба в районе старта покрыта алюминиевыми охлаждаемыми водой панелями, предотвращающими корродирование палубы.
Под полетной палубой расположен одноярусный ангар вместимостью до 40 летательных аппаратов размерами 29 х 138 м и высотой 6,1 м. В самом ангаре и в расположенных в непосредственной близости от него помещениях смонтированы приборы и оборудование, позволяющие проводить техническое обслуживание и текущий ремонт летательных аппаратов и их аппаратуры, а также осуществлять заправку топливом, кислородом и сжатым воздухом. Здесь же производится пополнение боекомплекта самолетов. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 млн л, погребов авиационного боезапаса – 4900 м3.

Подача самолетов из ангара на полетную палубу производится с помощью двух самолетоподъемников, расположенных по правому борту. Оба они бортового типа. По одному такому самолетоподъемнику было смонтировано наряду с палубным самолетоподъемником на авианосцах типа Clemenceau. Опыт их совместной эксплуатации показал явное преимущество бортовых самолетоподъемников: они не требуют больших вырезов в полетной палубе, которые не только снижают их прочность, но и препятствуют взлету самолетов при опущенном самолетоподъемнике. Кроме того, за счет возможности выхода хвостового оперения самолета за пределы грузовой платформы существенно расширяется типаж базирующихся на авианосце летательных аппаратов. Время полного подъема (опускания) подъемника не превышает 15 с.

В связи с размещением самолетоподъемников в средней и кормовой частях корабля надстройка сдвинута в его носовую часть и расположена по правому борту. Благодаря отсутствию дымовой трубы и воздухоприемных шахт котельных вентиляторов, размеры надстройки сокращены до минимума. В ней оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения. На случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки в надстройке устроен также флагманский командный пост.

При проектировании надстройки и корабля особое внимание уделялось повышению живучести за счет снижения радиолокационной и акустической заметности, усилению мер безопасности в отношении находящихся на борту боеприпасов, запасов авиационного топлива и т. п. Значительного снижения эффективной площади рассеивания удалось достичь за счет плавного изменения углов наклона бортовых поверхностей надводной части корпуса и надстройки, закругленного сопряжения элементов конструкций, оптимального размещения оружия и технических средств. Все наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Кроме того, применяется специальная краска с повышенной степенью поглощения сигналов РЛС.

Для снижения уровня акустического поля, основной составляющей которого являются шумы, создаваемые гребными винтами и корабельными механизмами, применяются специальные малошумные винты, амортизаторы механизмов и средства вибропоглощения. Живучесть корабля обеспечивается комплексом мер конструктивной защиты, автоматическими противопожарными и водоотливной системами, а также средствами защиты от оружия массового поражения. В частности, основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционньгх установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, а также необходимые приборы для контроля уровней заражения.

Читать еще:  Эскадренный миноносец Проект 956 «Современный» (СССР)

Размещение экипажа на корабле «Шарль де Голль» соответствует достаточно высоким стандартам обитаемости. Есть отдельные зоны для отдыха, приема пиши и сна. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом на авианосце предусмотрена возможность размещения на некоторое время полка морской пехоты численностью около 800 человек.
Авианосец имеет 2-вальную ядерную главную энергетическую установку с двумя атомными реакторами К15, изготовленными французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Суммарная мощность ГЭУ – 76 200 л.с., кампания активных зон реакторов составляет 5 лет. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага.

Авианосец «Шарль де Голль» способен развивать и в течение длительного времени поддерживать наибольшую скорость хода 27 узлов. Автономность по запасам составляет 45 суток, благодаря наличию специального оборудования возможно пополнение запасов в море. Электроэнергетическая установка включает 4 турбогенератора мощностью по 4000 кВт, 4 турбогенератора мощностью по 250 кВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1100 кВт. Таким образом, суммарная мощность электроэнергетической установки равна 21 400 кВт.

В состав базирующейся на авианосце «Шарль де Голль» авиагруппы предполагается включить до 36 истребителей-бомбардировщиков Super Etandard или Rafale M, 2-3 самолета ДРЛО Е-2С Hawkeye и 2 поисково-спасательных вертолета AS.565 MB Panther. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие ЛА, предназначенных для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок, и наличие сильного ударного ядра – по числу истребителей-бомбардировщиков Charles de Gaulle лишь в 1,5 раза слабее, чем американский авианосец типа Nimitz, в то время как его полное водоизмещение меньше в 2,5 раза.
Состав установленного на авианосце артиллерийского и ракетного оборонительного вооружения соответствует американской концепции, которая возлагает задачи противовоздушной и противолодочной обороны авианосца прежде всего на корабли охранения авианосной ударной группы. Поэтому артиллерийское и ракетное вооружение собственно авианосца предназначено в основном для поражения воздушных целей, случайно преодолевших зоны ПВО кораблей охранения. Оно включает две 6-зарядные пусковые установки ЗРК Sadral, две 16-зарядные установки вертикального пуска ракет А50 ЗРК Aster-15 и восемь одноствольных 20-мм артустановок GIAT-20F2.

На авианосце «Шарль де Голль» имеется самое современное радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система SENTT 8, РЛС обнаружения воздушных целей DRBJ-11В, 3-координатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV-15D, РЛС дальнего обнаружения воздушных целей DRBV-26D, 2 навигационные РЛС DRBN-34 (Decca 1229), РЛС управления полетами Racal-1229 и NPBP-20A, РЛС управления огнем ЗРК Arabel и оптико-электронная станция обнаружения воздушных и надводных целей DIBV-I Vampir. Имеются также системы радиоэлектронной борьбы ARBR-17 и ARBR-33, 4 пусковые установки системы AMBL 2А Sagaie (постановка завес из противорадиолокационных отражателей) и система противоторпедной защиты SLAT.

Постройка авианосца Charles de Gaulle обошлась Франции в 3,2 млрд долларов. Это произвело на французских законодателей такое же сильное впечатление, какое на американских сенаторов – расходы на создание первого в мире атомного авианосца Enterprise. Поэтому запланированная закладка второго французского авианосца была отменена и в обозримом будущем вряд ли состоится.

Тактико-технические характеристики авианосец Шарль де Голль

Изготовитель: DCNS
Строительство начато: 14 апреля 1989 года
Спущен на воду: 7 мая 1994 года
Введён в эксплуатацию: 18 мая 2001 года

Водоизмещение авианосца Шарль де Голль

– 42 000 тонн полное

Размеры авианосца Шарль де Голль

– Длина: 261,5 м
– Ширина: 64,36 м
– Высота: 75 м

Двигатели авианосца Шарль де Голль

– Два водяных атомных реактора К15
– Скорость хода: 27 узлов
– Автономность плавания: 45 дней

Экипаж авианосца Шарль де Голль

– 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование

Вооружение авианосца Шарль де Голль

Авиапарк включает до 40 самолётов следующих типов:
– истребителей палубного базирования: Rafale M
– модифицированных для палубного взлёта и посадки штурмовиков: Super Étendard
– самолётов ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye
– вертолётов: SA-365

Средства ПВО включают:
-ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие – по левому борту в задней части корабля, дальность поражения аэродинамической цели ЗУР “Астер 15” составляет 30 км.;
-ЗРК «Садрал» (Sadral): две 6-контейнерные пусковые установки по правому и по левому борту, 35-45 м сзади от пусковых установок ЗРК «Астер»;
– 8 20-мм одноствольных артиллерийских установок Giat 20F2 (720 выстр./мин).

Фото авианосца Шарль де Голль

Пуск зенитной ракеты Aster-15 с авианосца «Шарль де Голль»

Charles de Gaulle встал на карантин в Тулоне

Авианосец Charles de Gaulle прервал миссию в Атлантике и на две недели раньше вернулся к французским берегам. Больше половины его экипажа оказались заражены COVID-19. Тяжелое испытание для французского флота и урок для адмиралов и генералов других стран, боящихся отступать перед эпидемией, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Charles de Gaulle — флагман французского флота, единственный атомный авианосец Европы. С 2001 года он принимал участие во всех заморских военных операциях Франции, его самолеты летали и на Ближнем Востоке, и в Африке. На нем недавно завершили плановый ремонт, в ходе которого заменили топливо двух его ядерных реакторов, модифицировали электронику и пополнили его авиакрыло усовершенствованными самолетами Rafale-M вместо устаревших Super Etendard. Модернизация обошлась более чем в €1 млрд и заняла 18 месяцев.

Читать еще:  Подводная лодка Type 206 (Германия)

21 января авианосная группа во главе с Charles de Gaulle отправилась в боевой поход. В Средиземном море он участвовал в операции Chammal против исламистов в Ираке, затем вышел в Атлантику. Военные обозреватели уверяли, что с его реконструкцией флот получил, по сути, новый, еще более мощный флагман. Единственным уязвимым местом гиганта оказался его экипаж.

Один из вариантов — заражение во время пополнения запасов с корабля обеспечения, с которым Charles de Gaulle встретился в море. Не было непосредственного контакта экипажей, но вирус мог быть передан вместе с грузом. Возможно также, что вирус был занесен во время стоянки в Бресте, где авианосец находился с 13 по 16 марта и команда получила увольнительную на берег. Многие из моряков были уроженцами региона и воспользовались отпуском, чтобы повидать родных. Карантин 17 марта застал корабль уже в море.

Париж смирился с продлением карантина до 11 мая

Первые заболевшие появились на борту в субботу, 4 апреля, когда Charles de Gaulle был у берегов Португалии. К понедельнику ситуация стала авральной. Корабельный госпиталь в 13 коек был мгновенно переполнен. Командование приказало идти домой, на авианосец перебросили врачей, и Charles de Gaulle, превращаясь по пути в плавучий госпиталь, направился в порт приписки Тулон.

Авианосец не круизный лайнер, где туристов могли запереть в каютах. В кубриках военного корабля, в ангарах, в арсенале, на боевых постах, в центральной рубке, на инструктажах пилотов военнослужащие находились в постоянном и тесном контакте. В довершение несчастья перед вспышкой болезни на корабле проходили учения по отражению ядерной атаки. На несколько часов все помещения были герметически закрыты и снабжались воздухом посредством внутренней циркуляции, что разносило заразу.

Сразу же по прибытии в порт 24 моряка были отправлены в военный госпиталь Святой Анны, двое из них оказались в реанимации. Затем количество зараженных росло по мере того, как поступали результаты тестов, которые сдала команда. Сначала говорили о 668 инфицированных, сейчас носителями вируса признаны 1046 из 2010 военнослужащих Charles de Gaulle и пришедшего в Тулон вместе с ним фрегата Chevalier Paul.

Глава Генштаба генерал Франсуа Лекуантр потребовал расследования — «не для того, чтобы судить, наказывать и порицать, но чтобы лучше понять случившееся и сделать выводы на будущее», а командующий французскими военно-морскими силами (ВМС) адмирал Кристоф Празюк уже распорядился о его начале. Моряки, находившиеся на борту, дают интервью журналистам и на условиях полной анонимности делятся обидой и разочарованием. Армия пытается отмыться от обвинений. В частности, пресс-секретарь ВМС капитан первого ранга Эрик Лаво категорически отверг версию, что командир авианосца Марк Антуан де Сен-Жермен предлагал командованию отменить выход в море, но министерство обороны настояло на продолжении миссии.

Почему тестирование экипажа авианосца Theodore Roosevelt на коронавирус удивило Пентагон

Министра Флоранс Парли ждут в парламентской комиссии. Дело не только в здоровье моряков, хотя это очень важно. Несчастье с Charles de Gaulle один в один повторяет историю с заражением на американском авианосце Theodore Roosevelt (см. “Ъ” от 1 апреля), но если у США располагают 11 авианосцами, Франция — только одним. По сведениям минобороны он сможет вернуться в море не раньше лета. Корабль, управляемый персоналом высочайшей квалификации, должен дожидаться полного выздоровления всех моряков и пилотов. Кроме того, ему предстоит пройти полную дезинфекцию, на эту работу брошены военнослужащие химзащиты из Марселя. Между тем вплоть до 2040 года «Шарль де Голль» наряду с ракетными подводными лодками должен оставаться одним из ключевых элементов стратегических сил Франции. Базирующиеся на авианосце истребители-бомбардировщики Rafale-M имеют на вооружении ядерные боеприпасы. И что бы ни говорили в странах, не имеющих подобных возможностей, о том, что авианосцы — это вчерашний день военно-морских сил, они по-прежнему и мощнейшее оружие для локальных конфликтов, и впечатляющий инструмент внешней политики.

Авианосец «Charles de Gaulle» (R91) ВМС Франции

Авианосец «Charles de Gaulle» («Шарль де Голль»), бортовой номер R91, в настоящее время является флагманом военно-морского флота и единственным действующим авианосцем ВМС Франции. Также первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Назван в честь французского государственного деятеля и генерала Шарля де Голля.

Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль.

Пришёл на замену устаревшему авианосцу «Clemenceau» R 98 («Клемансо»).

Контракт на строительство был подписан с французской государственной оборонной компанией по строительству военных кораблей DCNS (город Брест) 03 февраля 1986 года.

Подготовительные работы начались в ноябре 1987 года, однако в 1988 году программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 года. 07 мая 1994 года авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду. Летом 1994 года были установлены реакторы. В феврале 1997 года принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 года были установлены гребные винты. 07 декабря 1998 года на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 года прошли первые ходовые испытания. 06 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандар» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 03 августа 1999 года совершена первая посадка самолёта «Хокай». 17 октября 1999 года был поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4,4 метра для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 года начались новые испытания. 28 сентября 2000 года корабль был официально передан французскому ВМФ. Авианосец стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции. 18 мая 2001 года введен в эксплуатацию. Порт приписки Тулон.

Читать еще:  Эскадренный миноносец УРО типа «Suffren» (Франция)

Основные характеристики: Водоизмещение полное 42000 тонн. Длина 261,5 метра, ширина 64,36 метра, высота 75 метров. Скорость хода 27 узлов. Автономность плавания 45 дней. Экипаж: 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование

Двигатели: Два водяных атомных реактора К15.

Авиационная группа: до 40 летательных аппаратов: Super Étendard , Rafale M , E-2C , SA-365

04 октября 2000 года авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. После этого совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (штат Вирджиния) во время которого 09 ноября в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 года на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 05 марта 2001 года на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

С 18 мая 2001 года находится на активной службе. С 21 мая по 01 июня 2001 года принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» («Trident d’or») в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 года проходил ремонт в доке из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа. В декабре 2001 года участвовал в операции «Длительная свобода» («Enduring Freedom») в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай» совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Ламотт-Пике» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная подводная лодка «Рюби».

Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

24 сентября 2009 года над морем в 30 км от г. Перпиньян, расположенного поблизости от французско-испанской границы, столкнулись в воздухе и упали в Средиземное море у берегов страны два многоцелевых истребителя Rafale ВМС Франции. Самолёты вылетели с авианосца «Шарль де Голль».

В 2010 году впервые прибыл в порт Лимассол, Кипр.

13 января 2015 года покинул порт приписки Тулон и направился в Индийский океан, тем самым приступил к выполнению пятимесячной военной задачи. Авианосец примет участие в военной операции Франции в Ираке и окажет помощь международной коалиции в борьбе с ИГ. Утром 23 февраля прибыл в Персидский залив, начав участвовать в операции против террористической организации «Исламское государство» на территории Ирака. По сообщению первые истребители Rafale в понедельник утром, 23 февраля, уже вылетели с палубы авианосца в направлении Ирака. В авианосную ударную группу авианосца FS «Charles de Gaulle» (R91) входят: французские эсминец FS «Chevalier Paul» («Шевалье Поль») и танкер FS «Meuse» («Меус»), а также фрегат HMS «Kent» (F78) Королевского флота Великобритании. По сообщению от 05 ноября авианосец присоединяется к международной коалиции, ведущей борьбу с экстремистами «Исламского государства». Французские истребители днем 23 ноября совершили первые вылеты в рамках операции против экстремистской группировки «Исламское государство» с борта авианосца, который в настоящее время развернут в восточной части Средиземного моря. Истребителями был нанесен удар по объектам ИГ в городах Мосул и Рамади на территории Ирака.

20 сентября 2016 годаавианосец отправился из Тулузы, для участия в операции «Непоколебимая решимость». В сентябре вернулся в Персидский залив. По сообщению от 30 сентября французские истребители Rafale начали наносить авиаудары по позициям экстремистской организации «Исламское государство» с авианосца. 16 октября прибыл с визитом в порт Лимассол, Кипр, где пробудет несколько дней.

Утром 08 февраля 2017 года прибыл в сухой док военно-морской базы в Тулоне для проведения модернизации, которая продлится 18 месяцев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: