0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Атомный авианосец «Enterprise» (США)

Прощай, «Энтерпрайз»!

1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась церемония деактивации «ядерного сердца» могучего авианосца «Энтерпрайз». Пятьдесят лет службы во имя демократии пролетели как один день – и вот, 340-метровый корабль навсегда замер у причальной стенки.

С марта по ноябрь 2012 года «Энтерпрайз» совершил свой последний боевой поход в зону Персидского залива. Увы, интересная конспирологическая гипотеза о принесении старого корабля в жертву в качестве повода для нападения на Иран не подтвердилась – авианосная группировка отработала задачи в Аравийском море и благополучно вернулась в Норфолк.

Еще при приближении к берегам Северной Америки, прямо в открытом океане, началась операция по выгрузке боезапаса: днем и ночью на протяжении нескольких дней элеваторы поднимали на полетную палубу тысячи боеприпасов, которые потом, с помощью вертолетов, доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты снабжения. 1260 вертолетных рейсов потребовалось, чтобы опорожнить гигантские погреба старого авианосца. В настоящий момент проводится выгрузка ядерного топлива из восьми реакторов авианосца «Энтерпрайз»: в его мощном корпусе безжалостно вырезаются огромные технологические отверстия для извлечения реакторных отсеков целиком.

Безоружный и неподвижный корабль будет находиться в составе флота еще как минимум до середины 2013 года. Только после спуска на воду нового атомного авианосца «Gerald R. Ford» состоится официальная церемония выведения «Энтерпрайза» из состава ВМС. В карьере первого в мире атомного авианосца наступит завершающая фаза: начнется разделка корабля на металл. Работы по утилизации «Энтерпрайза» должны завершиться к 2015 году.

Предложение о превращении «Энтерпрайза» в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца – его надстройка-«остров», которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.

Жизнь и смерть ударного авианосца

«Энтерпрайз» (уважительно именуемый моряками «Большой Е») был своего рода эпохальным кораблем в морской истории – первый атомный авианосец, заложенный в 1958 году, на долгие десятилетия превратился во всемирное пугало, олицетворяя своим зловещим и фантастическим обликом американский империализм.
Первое же боевое задание «Энтерпрайза» едва не поставило мир на грань ядерной катастрофы. Во время блокады Кубы (Карибский кризис, 1962 г.) новейший атомный авианосец был одним из «козырей» Пентагона.

Пользуясь всемирной популярностью «Энтерпрайза», американцы постарались по максимуму «раскрутить» свой супер-корабль: 31 июля 1964 года из Гибралтара вышло «Оперативное соединение 1» в составе атомного авианосца «Энтерпрайз», атомного крейсера «Лонг Бич» и легкого атомного крейсера «Бэйнбридж». Целью операции «Морская орбита»* стало кругосветное плавание с целью демонстрации возможностей ВМС США и устрашения всех геополитических противников. За 65 дней «кругосветки» эскадра прошла 30 тысяч морских миль, совершив заходы в порты Карачи (Пакистан), Сидней (Австралия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия).

*Повторение пропагандистского кругосветного похода 16 американских броненосцев (1907- 1909 гг.).


На счету «Энтерпрайза» — квинтэссенции всех передовых научных достижений, было немало других мировых рекордов:

— первый атомный авианосец в 60-е годы удерживал звание самого крупного корабля (полное в/и «Энтерпрайза» 93 тысячи тонн),
— на «Энтерпрайзе» впервые появился радар с фазированной антенной решеткой (SCANFAR),
— первый корабль, с чисто авиационным вооружением (перерасход средств вынудил конструкторов отказаться от каких-либо систем самообороны, только в 1967 году на корабле установили первые ЗРК «Си Спэрроу»)
— на борту «Энтерпрайза» установлено самое большое количество ядерных реакторов – целых 8 штук (сомнительное достижение, говорящее лишь о несовершенстве ядерных технологий в 50-е годы),
— первый корабль с ядерной силовой установкой, принявший участие в боевых действиях,
— в декабре 1969 г., во время Войны во Вьетнаме, самолеты с авианосца «Энтерпрайз» установили до сих пор непобитый рекорд, выполнив за сутки 178 боевых вылетов,
— самая долгая служба в действующем составе флота (51 год),
— наконец, «Энтерпрайз» — первый из атомных авианосецев-гигантов, который должен пройти процесс утилизации.

За яркими дотижениями и интересными техническими подробностями скрываются боевые будни: кровавый след протянулся за «Энтерпрайзом» через весь Земной шар. Вьетнам, Ирак, танкерная война и погром иранского флота (операция «Богомол»), Филиппины, Балканы, Афганистан… график боевых походов был столь интенсивен, что активная зона реакторов выгорала за два года вместо запланированных 13 лет эксплуатации.
Увы, никто из жертв не успел поквитаться со своим обидчиком – «Энтерпрайз» разбомбил их всех и спокойно почил во славе и благополучии.

Однако, «Энтерпрайзу» за все его гнусные дела однажды отомстила сама природа: 14 января 1969 года новейший супер-авианосец едва не сгорел у побережья Гавайев. Сюжет прост: небрежно припаркованный тягач со вспомогательной силовой установкой вызвал нагрев боеприпасов, подвешенных под крылом готового к вылету «Фантома». Бах! Это сдетонировала 127 мм ракета «Зуни», вся корма «Энтерпрайза» в один миг превратилась адское пекло.


Под грохот детонирующих бомб и вспышки фейрверков от разлетающейся шрапнели экипаж бросился тушить свой корабль. Как было установлено позднее, на палубе прогремело 18 взрывов (в т.ч. сдетонировало восемь бомб массой 227 кг и нескольких десятков тонн авиационного керосина)! Сквозь пробоины в броневой полетной палубе пламя спустилось в ангар, где бушевало более трех часов – от многих самолетов остались только тугоплавкие элементы конструкции двигателя.
В катастрофе погибло 27 моряков, 300 получили ранения и ожоги. Огонь уничтожил 15 самолетов, еще десять машин получили повреждения. Взрывы серьезно повредили конструкцию полетной палубы, ремонт «Энтерпрайза» продолжался целый месяц.

Нынешний «Энтерпрайз» (оперативный код CVN-65) – восьмой военный корабль в истории США с этим названием, был в свою очередь наречен в честь героя Второй мировой войны, тяжелого авианосца «Энтерпрайз» (типа «Йорктаун»).
1 декабря 2012 года, во время церемонии деактивации авианосца «Энтерпрайз», министр Военно-морских сил Рэй Мабус объявил, что его имя, по традиции, перейдет к будущему авианосцу CVN-80 (тип «Форд»). Заявление было встречено бурными аплодисментами.
В качестве завещания для экипажа будущего «Энтерпрайза», моряки нынешнего корабля приготовили 200-фунтовую «капсулу времени», которая будет встроена в конструкцию нового авианосца. В ней – записки, сувениры, пожелания, частицы корпуса старого корабля. Что ни говори, авианосец «Дерзновенный» (именно так можно перевести «Энтерпрайз») красиво закончил свою жизнь.
Теперь количество американских авианосцев уменьшилось до 10 единиц, и данная ситуация будет сохраняться до 2015 года.

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт Aeritalia G.222 / C-27J Spartan (США-Италия)

Главное оружие мировой демократии: история строительства американских атомных авианосцев

По данным СМИ, симптомы болезни у Крозье были замечены до его освобождения от должности. В настоящий момент военный моряк соблюдает карантин на базе ВМС США на острове Гуам. По состоянию на 4 апреля известно, что коронавирус выявлен у 155 членов экипажа авианосца. Для обеспечения дополнительного места с корабля сошли около тысячи человек. Начальник штаба ВМС США адмирал Майкл Гилдей заявил, что Пентагон не намерен возвращать авианосец в порт, несмотря на распространение инфекции.

Авианосец Theodore Roosevelt — четвертый корабль типа Nimitz, названный в честь 26-го президента США Теодора Рузвельта. Корабль введен в состав флота в октябре 1986 года, и его постройка обошлась американской казне в 4,5 миллиарда доллароов.

Корабль считается одним из самых активных авианосцев своего типа. Он был задействован практически во всех боевых операциях, которые вели США с 1990 г. по настоящее время. С его палубы взлетали самолеты во время операции «Буря в пустыне», во время которой было совершено 4200 боевых вылетов и сброшено более 2100 тонн боеприпасов, что превышает показатели любого другого авианосца, участвовавшего в операции. В 1999 году принимал участие в войне против Югославии, а затем и Ирак. В общем, самолеты с тоннами груза «демократии» многим показали «кузькину мать» — наделали проблем.

Чтобы начать рассказ об авианосцах типа Nimitz, нужно рассказать о первом поколении авианесущих кораблей, которых в общем было не так уж и много — всего один — легендарный Enterprise, ставший

Первое поколение атомных авианосцев США: USS Enterprise

Постройка первого в мире атомного авианосца стартовала 15 ноября 1957 года на верфи Newport News Shipbuilding. Имя Enterprise было дано не случайно, он был назван в честь самого знаменитого авианосца типа Yorktown ВМС США — USS Enterprise (CV-6). В январе 1962 года корабль впервые вышел в море на ходовые испытания, а вскоре принял участие в «боевом крещении» — во время Карибского кризиса корабль участвовал в блокаде Кубы. Затем был Вьетнам, Ирак, Афганистан, Сомали. Даже с пиратами боролся.

В 2012 году корабль был выведен из состава флота и поставлен к причалам для выгрузки боезапаса. Чтобы опустошить погреба гигантского авианосца потребовалось несколько дней и 1260 вертолетных рейсов. В тоже время началась деактивация ядерных реакторов корабля.

Несмотря на мнение общественности, которая требовала превратить корабль в музей, ВМС США поступили мудро — музеефикация такого гигантского корабля потребует много денег, и государство их не выделит. Стоит учесть, что практически все музейные корабли США были превращались в музеи за частные деньги. Поэтому было принято решение — деактивация, а затем утилизация, которая началась 2 мая 2015 года на том же заводе и в том же доке, в котором он был заложен.

Длина этого гиганта была 342 метра, а ширина 78,4 метра. Максимальная скорость 33,6 узлов. Сердцем корабля были 8 атомных реакторов и 4 турбины. Экипаж — 3000 человек плюс 1800 человек из авиакрыла (пилоты и службы). В состав авиационной группы могло входить до 90 самолетов и вертолетов.

Второе поколение атомных авианосцев США: тип Nimitz

После эксперимента с первым атомным авианосцем Enterprise ВМС США поняли — нужны еще авианосцы, больше атомных авианосцев! Демократия может это позволить. Первым кораблем новой серии стал Nimitz, названный в честь адмирала Честера У. Нимица. Он был построен в 1975 году. За ним, в период с 1977 по 2009 годы, было построено еще 9 кораблей.

В настоящий момент это основной тип авианосцев ВМС США. За время своей эксплуатации корабли широко применялись в различных военных конфликтах, в том числе в Югославии и Ираке.

Интересная история произошла с головным кораблем проекта в 2008 году. В один из февральских дней два самолета Ту-95МС ВКС РФ сымитировали атаку на авианосец, пролетев поблизости от него. Для перехвата российских самолетов было поднято четыре самолета F17. В итоге один самолет был перехвачен и пролетел в 90 км от корабля, а второму самолету удалось пройти над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.

Чтобы понять, в чем же уникальность этой ситуации, важно знать, что американские авианосцы никогда не ходят в море в одиночку. В состав АУГ (авианосная ударная группа) входят 8-10 кораблей охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, многоцелевые атомные подлодки и суда обеспечения.

Длина авианосцев данного типа: 333 метра, а ширина 78,4 метра. Максимальная скорость 30 узлов. Сердцем кораблей служат 2 атомных реактора A4W Westinghouse, 4 паровые турбины и 4 дизельных двигателя

Экипаж — 3200 человек плюс 2480 человек из авиакрыла (пилоты и службы). В состав авиационной группы могло входить до 90 самолетов и вертолетов.

Третье поколение атомных авианосцев США: тип Gerald R. Ford

Разработка нового поколения стартовала еще в далекие 80-е и 90-е годы, но окончательно готов был проект только к 2004 году. В 2009 году, практически сразу после выхода последнего корабля типа Nimitz на испытания, ВМС США подписали контракт на $5,1 миллиарда на проектирование и строительство авианосца с компанией Northrop Grumman Shipbuilding. Постройка нового корабля велась там же, где строились остальные атомные авианосцы — на верфи Newport News Shipbuilding.

В отличие от кораблей предыдущего типа они более автоматизированы, а также более экономичны, что весьма странно звучит — ведь это атомный авианосец, самый недешевый в мире носитель военной техники (самолетов и др. видов). При конструировании и постройке активно применялись технологии, позволяющие снизить его заметность.

Читать еще:  Фрегат УРО типа «Floreal» (Франция)

Длина авианосцев данного типа: 337 метра, а ширина 78 метра. Максимальная скорость более 30 узлов. Сердцем кораблей служат 2 атомных реактора A4W Westinghouse, 4 паровые турбины и 4 дизельных двигателя. Экипаж — 2500 человек плюс 2480 человек из авиакрыла (пилоты и службы). В состав авиационной группы могло входить до 90 самолетов и вертолетов. Сама конструкция корабля схожа с предыдущими кораблями типа Nimitz, но надстройка, она же «командная рубка», сдвинута ближе к корме и частично даже за линию борта.

Планируется, что постепенно они заменят все корабли класса Nimitz. В настоящий момент построен один корабль этого типа: Gerald R. Ford. Второй корабль, John F. Kennedy, заложен в 2015 году. Планируется, что в апреле 2020 года будет заложен третий корабль серии — Enterprise.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

USS Enterprise (1960)

Авиагруппа (на 2010 г.)

  • 4 x EA-6B Prowler;
  • 36 x F/A-18 Hornet;
  • 22 x F/A-18 Super Hornet;
  • 4 x E-2C Hawkeye;
  • 6 x SH-60 Seahawk.
  • 3 x 8 x Sea Sparrow Mk 29;
  • 3 х Vulcan Phalanx CIWS Mk15.

Содержание

Общие сведения

Enterprise или «Большой «Э», как уважительно его называют моряки, унаследовал свое имя от корабля — героя второй мировой войны авианосца USS Enterprise (CV-6). Первоначально планировалась постройка серии из пяти однотипных кораблей, однако стоимость затрат была сопоставима со стоимостью двух авианосцев типа Kitty Hawk, близких ему по боевым характеристикам. В результате USS Enterprise так и остался уникальным в своем роде кораблем, обладателем ряда громких титулов и рекордов, воплощением передовых достижений ВМФ США времен холодной войны.

История создания

Предшественники

Предшественником послужили авианосцы типа Kitty Hawk. USS Enterprise унаследовал от них основные черты конструкции корпуса, конструкцию полетной палубы, практически аналогичный состав авиагруппы.

Предпосылки к созданию

В связи с появлением первых экономичных и надежных ядерных энергетических установок, возник вопрос оснащения ими кораблей надводного и подводного флота. На первый план выходила высокая автономность плавания которую давали ЯСУ. В случае с авианосцами преимущество в виде автономности самого корабля перечеркивалось низкой автономностью авиагруппы. При интенсивных боевых действиях авиационное топливо и боезапас требовали пополнения уже через 7-8 дней. Тем не менее командованию ВМС США удалось добиться утверждения проекта постройки атомного авианосца. Одним из активных сторонников был адмирал Хайман Риковер (Hyman G.Rickover), названный в последствии «отцом» американского атомного военного флота.

Проектирование

За основу при создании корабля были взяты авианосцы типа Китти Хок. В результате размещения ЯСУ состоящей из 8-и реакторов с системами охлаждения и обеспечения радиационной безопасности ширина корпуса заметно увеличилась. Для того чтобы избежать потери ходовых качеств и в первую очередь скорости решено было увеличить и длину корпуса. В результате на время введения в строй USS Enterprise стал самым длинным кораблем в мире. За счет того, что отпала необходимость в размещении на борту корабля котельного топлива, увеличилось количество авиационного горючего, а, следовательно и автономность авиагруппы. Отсутствие кожухов выхлопных труб позволило существенно уменьшить размеры надстройки и, как следствие, увеличить площадь полетной палубы.

Описание конструкции

Корпус

Корпус гладкопалубный с закрытой носовой оконечностью, односторонней угловой палубой. Бронированная полетная палуба обеспечивает дополнительную прочность корпуса в продольном направлении. Корпус разделен на отсеки водонепроницаемыми переборками доходящими до ангарной палубы. Противоторпедная защита как и на авианосце предшественнике обеспечивалась продольными переборками и двойным дном на протяжении всего корпуса. Непосредственно под полетной располагалась галерейная палуба, создававшая дополнительную верхнюю защиту ангара и служившая опорой полетной палубе, особенно выступающим за борт ее частям. В галерейной палубе находились жилые помещения экипажа, посты управления авиационно-техническими средствами, командирские и флагманские помещения. Главной палубой авианосца является ангарная. Высота ангара составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности, наряду с системами тушения, ангарная палуба оборудована разворачиваемым огнеупорным экраном. Подъем техники осуществлялся четырьмя авиаподъемниками. Три по правому борту и один в кормовой части по левому. Надстройка-остров представляла из себя кубическую конструкцию на более тонком основании. Столь специфическая форма «острова» была обусловлена размещенном по его периметру неподвижной решетки радара фазированного типа.

На палубах USS Enterprise располагались 4 авиационные катапульты, при одновременном задействовании которых самолеты могли подниматься в воздух каждые 15-20 секунд.

Бронирование

Основная защита предусмотрена от атак сверху, в виде бронированной полетной палубы. Кроме этого на авианосце были установлены несколько бронированных продольных переборок.

Энергетическая установка и ходовые качества

На авианосце USS Enterprise установлены 8 водо-водяных реакторов A2W. С целью обеспечения дополнительной безопасности и живучести энергетическая установка была разделена на 4 эшелона. Каждый из эшелонов включает в себя два ядерных реактора, восемь парогенераторов, турбину, турбозубчатый агрегат и приводит в движение отдельный гребной вал. Движителем являются 4 пятилопастных винта. С целью улучшения маневренности и уменьшения радиуса циркуляции за каждым винтом установлен свой руль. Общая мощность энергетической установки составляет 280 000 л.с., что позволяет разгоняться авианосцу до 33 узлов. Дальность хода без замены активной зоны реактора составляет до 400 000 миль.

Экипаж и обитаемость

Экипаж авианосца насчитывает 3 200 человек, состав авиакрыла 2 480 человек.

Вооружение

Авиационное вооружение

Авиационная группа могла насчитывать до 90 единиц техники. В начале эксплуатации в нее входили самолеты A-5 Vigilante, F-4 Phantom II, F-8U Crusader. После переоборудования 1974 года авиагруппа получила новейшие для того времени истребители F-14 Tomcat. Во время полувекового юбилея на USS Enterprise базировались истребители F/A-18 Hornet, F/A-18E/F Super Hornet, Grumman EA-6 Prowler, самолеты радиолокационной разведки Grumman E-2C Hawkeye, многоцелевые вертолеты Sikorsky SH-60 Sea Hawk.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Первоначально при вступлении в строй авианосец не располагал ни каким вооружением кроме авиагруппы.

  • 1966 год — во время модернизации на него были установлены 2 зенитно ракетных комплекса (ЗРК) Sea Sparrow Mk 25.
  • 1979 год — ЗРК заменены на 3 более современных Sea Sparrow Mk 29 и добавлены три зенитных артиллерийских комплекса Vulcan-Phalanx Mk.15

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

SCANFAR — экспериментальный радар с фазированными антенными решетками. Именно этому устройству Enterprise обязан уникальной среди авианосцев ВМС США кубической формой надстройки -«острова». Демонтирован во время переоборудования в 1981 году и заменен на радар трехмерного обзора AN/SPS-48 и радар наведения ракет AN/SPG-55

Читать еще:  Десантный катер Проект 1176 "Ондатра"

Модернизации и переоборудования

  • 1966 год — установлены ЗРК Sea Sparrow; установлено оборудование новой системы спутниковой связи SSC-3 (Shipboard Satellite Communications)
  • 1969 год — замена активной зоны ЯСУ
  • 1973 год — переоборудование под новейшие истребители F-14A Tomcat
  • 1979-1982 годы — капитальный ремонт; установлены новые РЛС ОВЦ типов AN/SPS-48C и AN/SPS-49 с антеннами вращающегося типа; пусковой установки Sea Sparrow заменены на более современные модификации, увеличено их количество; установлены АЗК Vulkan-Falanx; установили систему постановки активных помех SRBOC.
  • 1990-1994 годы — замена реактора; ремонт и модернизация электронных систем межкорабельного взаимодействия и управления авиагруппой.
  • 2004 год. — капитальный ремонт корпуса, двигательной установки; оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями (Tactical Flag Communications Center — TFCC) и центр классификации и анализа данных о подводных целях (Antisubmarine Classification and Analysis Center-ASCAC). Таким образом корабль превратился из простого авианосца в оперативно-тактический центр.

История службы

Карибский кризис

Боевое крещение авианосец прошел в 1962 году во время «карибского кризиса». Как ответ на экспансию военных баз США и размещение ядерного оружия в тактической близости от Советского Союза, в республике Куба были размещены баллистические ракеты СССР. В результате, как одна из ответных мер, Соединенными Штатами была организована экономическая и транспортная (морская) блокада острова. В составе соединения кораблей атлантического флота США USS Enterprise участвовал в морской блокаде Кубы.

Кругосветное плавание «Морская орбита»

1961 год ознаменовался таким историческим событием как первый полет человека в космос. 20 февраля 1962 года первый американский космонавт Джон Гленн совершает орбитальный полет и становится национальным героем. Во время этого полета на борту авианосца находилась одна из станций радиолокационного контроля обеспечивающая безопасность и слежение. В 1964 году USS Enterprise, покинув Средиземное море в составе соединения кораблей-пионеров военного атомного флота, принял участие в кругосветном походе с символическим названием «Sea Orbit» («Морская Орбита»). Кроме авианосца в состав так называемой «Оперативной Группы №1» входили первый в мире военный корабль с ядерной энергетической установкой — крейсер [[Navy:USS_Long_Beach_(1959)|USS Long Beach] и первый в истории атомный фрегат Bainbridge. Цель похода была продемонстрировать всему миру недостижимую до того времени автономность плавания на которую способны только корабли с ЯСУ. Плавание продлилось 65 суток. Акция носила пропагандистский характер. Прообразом «Морской Орбиты», в какой-то степени, послужила кругосветка «Великого Белого Флота» 1907-1909 годов.

Вьетнамская война

В декабре 1965 года USS Enterprise в составе Седьмого Флота США передислоцировался в юго-восточную Азию и принял участие в Вьетнамской войне. Авианосец стал первым боевым кораблем с ЯЭУ который принял участие в военных действиях. С этим периодом связан еще один рекорд корабля: во время военных операций авиагруппа совершала до 165 вылетов в сутки. Способный решать боевые задачи на расстоянии до 1500 км USS Enterprise был в относительной безопасности от ответного огня противника, однако, однажды и он оказался на краю гибели. 14 января 1969 года в кормовой части полетной палубы прогремел взрыв и возник сильный пожар. Причиной взрыва по одним данным послужило падение и детонация 255-кг авиабомбы, по другим — самозапуск неуправляемой авиационной ракеты вследствие перегрева от реактивной струи рядом расположенного самолета. Пожар быстро набирал силу и привел к многочисленным взрывам боекомплекта. Через пробоины полетной палубы огонь распространился на ангар. Появилась вполне реальная угроза потери корабля.

Бушевавший в течении 3 часов пожар удалось потушить ценой самоотверженных усилий команды и подоспевшего на помощь эсминца USS Rogers (DD-876). В результате инцидента погибли 28 членов команды и более 350-и получили ранения и ожоги различной степени тяжести. 15 самолетов были уничтожены, еще десять получили тяжелые повреждения. Корабль вернулся в строй лишь после длительного ремонта.

Операция «Пустынный Лис»

В 1998 году USS Enterprise принял участие в военной операции с целью свержения режима Саддама Хусейна в Ираке. Операция носила названия «Пустынный Лис». В результате массированных авиаударов был нанесен огромный ущерб инфраструктуре государства, уничтожено большое количество промышленных и военных объектов. Предлогом для авиаударов послужили предположения о создаваемом на территории Ирака оружии массового уничтожения. По словам историков и аналитиков, никогда еще силы коалиции не были так близки к основной цели — свержения правительства Хусейна, как в то время. В последующие годы USS Enterprise в составе соединения кораблей участвовал в прикрытии наступательных операций против армии талибов в Афганистане, патрулировал западную часть Индийского океана с целью пресечения активности сомалийских пиратов.

Завершение службы

Авианосцу USS Enterprise принадлежит рекорд по продолжительности службы боевого корабля в составе ВМС США. С момента вступления в строй срок его службы составил 51 год. В 2012 году было принято решение о выводе USS Enterprise из состава флота и подготовке к разделке на металл. Идея сохранить авианосец в качестве корабля-музея не нашла поддержки из-за высокой стоимости и небезопасности работ. 1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась церемония вывода из состава флота и деактивации ядерных реакторов. Так завершилась более чем полувековая служба первого в мире атомного авианосца.

Командиры

  • Vincent P. de Poix
  • Frederick Hayes Michaelis
  • James L. Holloway III
  • Kent Liston Lee
  • Forrest S. Petersen
  • Ernest Eugene (Gene) Tissot Jr.
  • Carol Castleman Smith, Jr.
  • James Willis Austin
  • Robert J. Kelly
  • Robert L. Leuschner, Jr.
  • Robert Johnson (Rocky) Spane
  • Harry Taylor Rittenour
  • Daniel Clark Roper
  • Richard Joseph Naughton
  • Michael Dennis Malone
  • Evan Marthy («Marty») Chanik
  • James Alexander «Sandy» Winnefeld, Jr.
  • Eric Christian Neidlinger
  • Lawrence Scott («Larry») Rice
  • Ronald Horton
  • Owen Paul Honors, Jr.
  • Dee Leon Mewbourne
  • William Christopher Hamilton, Jr.

Награды

Авианосец за время своей долгой службы был удостоен множеством наград. Среди них — за заслуги в борьбе с терроризмом, за выполнение боевых операций во Вьетнаме, благодарности командования, памятные медали и т.п.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector