1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Атомный авианосец «Nimitz» (США)

Атомный авианосец USS «Nimitz» (CVN-68) ВМС США

Атомный авианосец USS «Nimitz» (CVN-68) является головным в серии из 10 кораблей типа «Нимиц» («Nimitz») ВМС США. Назван в честь Честера У. Нимица — главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.

Авианосцы типа «Нимиц» («Nimitz») с максимальным водоизмещением до 106 тысяч тонн являются самыми большими военными кораблями в мире. Они предназначены для действия в составе авианосных ударных групп и поражения крупных надводных целей, обеспечения противовоздушной обороны военно-морских соединений, а также для проведения военно-воздушных операций. Общая масса боезапаса 1954 тонн.

Авианосец USS «Nimitz» (CVN-68) был заложен 22 июня 1968 года на верфи Newport News Shipbuilding, расположенной в городе Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния). Спуск на воду состоялся 13 мая 1972 года. 03 мая 1975 года, при участии президента Джеральда Форда, был введён в состав флота.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 98425 тонн. Длина наибольшая 332,8 метра, по ватерлинии 317 метров. Ширина наибольшая 76,8 метра, по ватерлинии 40,8 метра. Максимальная осадка 12,5 метра, нормальная 11,3 метра. Максимальная скорость хода 31,5 узла. Дальность плавания не ограничена. Автономность плавания 20 лет. Экипаж 3200 человек плюс 2480 человек авиакрыла.

Двигатели: 2 ядерных реактора Westinghouse A4W, 4 паровых турбины.

Мощность: 260000 лошадиных сил. Движитель: 4.

Радиолокационное вооружение: РЛС воздушного обзора: AN/SPS-48E, AN/SPS-49(V)5.

РЛС управления огнём: AN/SPQ-9B, 4 × Mk 91 ЗРК Sea Sparrow, 4 × Mk 95 ЗРК Sea Sparrow.

РЛС управления воздушным движением: AN/SPN-46, AN/SPN-43C.

РЛС управления посадкой: AN/SPN-41.

Радиоэлектронное вооружение: Система РЭБ AN/SLQ-32A(V)4. Система противоторпедной защиты AN/SLQ-25A.

Ракетное вооружение: 2х ЗРК Sea RAM, 2х ЗРК Sea Sparrow.

Авиационная группа: 90 самолётов и вертолётов.

Свой первый поход совершил в Средиземное море, став первым за десять лет американским кораблём с ядерной силовой установкой, зашедшим в Средиземное море.

В 1986—1987 годах был совершён переход из Норфолка к новому месту приписки городу Бремертон.

В 1988 году авианосец обеспечивал безопасность во время проведения Олимпийских игр в Сеуле

В 1991 году совершил поход в Персидский залив, участвовал в операции Буря в пустыне.

С 2003 года участвует в войне в Ираке.

С 2012 года портом приписки является Эверетт, штат Вашингтон, США.

C 2011 года по 2013 год проходил ремонт силовой установки в Бремертоне.

11 мая 2013 года прибыл в южнокорейский порт Пусан для участия в совместных учениях.

В первой декаде июня 2013 года на борту авианосца во время перехода в Индийском океане произошел пожар. Никто из членов экипажа не пострадал. Авианосец не прекращал своего движения. Пожар был быстро потушен.

С 13 по 16 июня 2014 года авианосец с дружеским визитом находится в порту Эскимолт (Esquimalt), Канада.

13 января 2015 года прибыл на военно-морскую верфь Puget Sound Naval в Китсап-Бремертон для проведения запланированного ремонта. 05 октября 2016 года покинул верфь для прохождения ходовых испытаний. 10 октября прибыл в Сан-Диего.

16 февраля 2017 года в Сан-Диего завершил заключительный этап испытаний, который проводился Советом инспекции и обследования Inspection and Survey (INSURV), на день раньше, чем ожидалось. 13 марта покинул военно-морскую базу Китсап-Брементон, чтобы принять участие в учениях Composite Training Unit Exercise ( COMPTUEX) и Joint Task Force Exercise (JTFEX). По сообщению от 17 апреля будет направлен в район Корейского полуострова. 21 апреля завершил учения COMPTUEX перед предстоящим развертыванием. 01 июня покинул порт приписки для запланированного развертывания в зоне ответственности 5-го и 7-го флота США. 05 июня покинул Сан-Диего, где к ударной группе присоединились следующие корабли: эсминцы класса «Arleigh Burke» USS «Howard» (DDG 83) и USS «Pinckney» (DDG 91), а также ракетный крейсер класса «Ticonderoga» USS «Princeton» (CG 59). 21 июня прибыл в зону ответственности 7-го флота США. 13 июля покинул завань индийского порта Ченнаи, чтобы начать морскую фазу трехсторонних учений «Malabar 2017» в Бенгальском заливе. 23 июля совмест но с USS «Princeton» (CG 59) и USS «Shoup» (DDG 86) про следовал через Ормузский пролив на север и вошел в Персидский залив. 28 июля совместно с кораблем поддержки сблизились с патрульными кораблями иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в центральной части Персидского залива, которые вели наблюдение и контроль за действиями американских военных. Авианосец и корабль поддержки запустили сигнальные ракеты и покинули соответствующую акваторию, иранские корабли продолжили выполнение соответствующих задач. 25 октября прибыл в зону ответственности 7-го флота США, завершив трехмесячное развертывание в зоне ответственности 5-го флота США. 28 октября прибыл с визитом в порт Коломбо, Шри-Ланка. 10 декабря вернулся на военно-морскую базу Китсап-Бремертон (штат Вашингтон).

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт Aeritalia G.222 / C-27J Spartan (США-Италия)

16 января 2018 года General Dynamics National Steel и Shipbuilding Co.-Bremerton получили контракт стоимостью 33,2 млн долларов США на проведение капитального ремонта и модернизации авианосца. 01 марта прибыл в сухой док военно-морской верфи в Пьюджет-Саунд близ Бремертона (штат Вашингтон) для проведения ремонта, который продлится 15 месяцев.

Авианосцы типа Nimitz

  • 86 самолётов и вертолётов.
  • до 2 х ЗРК Sea RAM;
  • до 4 х ЗРК Sea Sparrow.
  • 2 х трехтрубный торпедный аппарат 324-мм.
  • 4 х Mark 15 Phalanx CIWS 4.

USS Nimitz (CVN-68), USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69), USS Carl Vinson (CVN-70), USS Theodore Roosevelt (CVN-71), USS Abraham Lincoln (CVN-72), USS George Washington (CVN-73), USS John C. Stennis (CVN-74), USS Harry S. Truman (CVN-75), USS Ronald Reagan (CVN-76), USS George H.W. Bush (CVN-77).

Содержание

История создания

Первый корабль типа Nimitz был заложен 22 июня 1968 года. Строительство производилось компанией Newport News Shipbuilding, построившей все атомные авианосцы ВМС США и большую часть атомных подводных лодок ВМС США. Компания подписала контракт па постройку десяти авианосцев, последний из которых, USS George H.W. Bush (CVN-77), должен стать переходным кораблем от авианосцев типа Nimitz к более совершенным кораблям типа Gerald R. Ford, первый из которых, USS Gerald R. Ford (CVN-78) был заложен 13 ноября 2009 года и ровно 4 года спустя, 13 ноября 2013 года спущен на воду. Ввод в эксплуатацию головного авианосца серии «Gerald R. Ford» планируется на 2016 год.

Предпосылки

Предшественником авианосцев типа Nimitz является авианосец USS Enterprise (CVN-65), первый в мире атомный авианосец, заложенный в 1958 году. Он имел 8 атомных установок A2W, обеспечивающий непрерывность плавания, по разным оценкам, от 5 до 13 лет и должен был заменить неатомные авианосцы, требующие постоянной дозаправки топливом. Итоговая стоимость CVN-65 составила 451 млн долларов США, и генералы ВВС убедили Пентагон свернуть проект, однако опыт Вьетнамской войны доказал пользу атомных авианосцев, и ВМС США заказали авианесущие корабли нового типа. Конструкция Nimitz подразумевала всего 2 более технически продвинутых атомных реактора A4W. И, несмотря на возросшую стоимость, командование ВМС США заказало к постройке корабли типа Nimitz.

Описание конструкции

По сравнению с другими авианосцами, конструкция Nimitz осталась без особых изменений. Однако строительство проходит не по классической схеме «снизу вверх». Корабль состоит из 160 модулей, которые собираются по отдельности и затем свариваются вместе в доке. Это позволяет значительно сократить срок строительства авианосца. Для строительства используется самый большой кран в Западном полушарии.
Каждый Nimitz оснащен двумя якорями по 30 тонн весом, четырьмя пяти-лопастными гребными винтами диаметром 6.4 метра и двумя рулями, которые обеспечивают диаметр циркуляции 1500—1800 метров.

Корпус

Корабли типа Nimitz имеют классический корпус с надстройкой по правому борту, именуемой «островом». Из ангара на палубу самолеты поднимают 4 лифта, 1 с левой стороны и 3 с правой стороны, 1 позади «острова» и 2 спереди. Так же Nimitz имеет 4 паровых катапульты, размещение которых позволяет запуск двух самолетов одновременно.
Сам корпус сварной, состоящий из стальных листов. Всего на авианосец может уйти до 60 000 тонн и стали 1360 тонн присадочных материалов. Полетная палуба покрыта броневыми стальными листами с возможностью замены при повреждении.
Под полетной палубой (общая площадь которой составляет 18200 м 2 ) проходит галерейная палуба, где размещен центр управления катапультами, а так же аэрофинишером, и боевой пост управления. Здесь же находится часть кают. Галерейная палуба проходит вдоль всего корабля. Под ней находится ангарная палуба, где находятся самолеты. В высоту она достигает 8 метров и имеет площадь около 6814.5 м 2 , в случае пожара может быть разделена на 3 герметичных отсека. Под ангарной палубой находится еще 9 палуб различного предназначения. Атомные реакторы, а так же запас авиационого топлива находятся на самых нижних палубах.

Бронирование

На данный момент информация засекречена по причине использования авианосцев Nimitz по сегодняшний день, однако некоторые источники утверждают об использовании бронирования в 63.5 мм из кевларовых пластин. По различным оценкам, этого недостаточно для обеспечения живучести корабля при прямом попадании современных противокорабельных ракет, однако предполагается, что ни один самолет до авианосца не долетит. В качестве системы дальнего обнаружение используется самолет ДРЛО, постоянно патрулирующий воздушное пространство. В случае, если были замечены объекты противника, первыми на защиту Nimitz вступают корабли, входящие в состав авианосной ударной группировки (АУГ), так же Nimitz имеет для защиты собственные зенитные и зенитно-ракетные комплексы.

Читать еще:  Подводная лодка типа Harushio (Япония)

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка — это 2 ядерных реактора Westinghouse A4W/A1G с тепловой мощностью по 90 МВт. Они приводят в действие 4 паровые турбины общей мощностью в 280 000 л.с. Между плановой заменой ядерного топлива Nimitz способен провести 13-15 лет в плавании и пройти более миллиона миль.
Резервная энергетическая установка — 4 дизельных двигателя общей мощностью 10720 л.с.

Оборудование для взлета и посадки

Взлет самолетов с авианосцев типа Nimitz производится при помощи катапульт С13 длиной 92,1 и 94,5 м. Всего на этом типе авианосцев установлено 4 катапульты. Работа катапульт производится при помощи пара, который при пуске заполняет 2 цилиндра, где находятся поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Для лучшей компрессии, чтобы пар не вырывался из катапульты, поверх поршней проложены полосы гибкого металла, работающие по принципу застежки-молнии. Они предотвращают стравливание пара, и, как следствие, потерю давления в катапульте, что пропорционально ее мощности. Одна такая катапульта разгоняет самолет до 200 км/час.

Посадка на авианосец происходит на специальной посадочной полосе, направленной в сторону, в море. В таком случае траектория заходящего на посадку самолета проходит мимо других самолетов на стартовых площадках, что позволяет в случае промаха пойти на повторную посадку. Торможение самолета на посадочной полосе происходит при помощи троса останавливающего устройства. При посадке самолет цепляет крюком один из трех тросов, соединенных с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Этот цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся по мере постепенно, по мере поступления жидкости.

Экипаж

Экипаж корабля включает 3200 моряков и 2480 человек летного состава. Так же на авианосце может находиться на боевом дежурстве контингент КМП США и от одной до нескольких команд флотского спецназа США «Морские котики» (англ. US Navy SEALs), для которых авианосец работает в качестве базы снабжения при проведении операций.

Вооружение

Для противостояния противокорабельным ракетам на малой дальности на авианосцах Nimitz установлены зенитные комплексы Mark 15 Phalanx CIWS и зенитно-ракетные комплексы RIM-7 Sea Sparrow/RIM-116A Sea RAM. Данные комплексы установлены на многих кораблях ВМС США, а так же кораблях других стран.

Тактико-технические характеристики

Mark 15 Phalanx CIWS
  • Тип оружия: 6-ствольная автоматическая пушка М61А1
  • Калибр — 20×102 мм
  • Длина ствола, калибров — 76
  • Принцип работы автоматики — от внешнего привода
  • Скорострельность, выстрелов/мин — 3000
  • Масса снаряда, кг — 0,102
  • Начальная скорость снаряда, м/с — 1036
  • Максимальный угол возвышения, град. — 85, минимальный — −28
  • Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с — 92
  • Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с — 126
  • Время реакции, с — 2-3
  • Эффективная дальность стрельбы, км — 1,47
  • Досягаемость по высоте, м — 1470
  • Тип снаряда — ОФЗ, З-Т, БПС-Т
  • Количество готовых к стрельбе выстрелов — до 1470
  • Масса артустановки, т — 5,42
RIM-7 Sea Sparrow
  • Масса:

230 кг

  • Длина: 3,64 метра
  • Диаметр: 0,203 м
  • Размах крыльев: 1,02 м
  • Дальность стрельбы:
  • Минимальная — 1,5 км
  • Максимальная — 20-30 км
  • Высота поражения:
  • Минимальная — 6 м
  • Максимальная — 15240 м
  • Боевая часть: осколочно-фугасная WDU-27/B
  • Масса БЧ: 40,5 кг
  • Двигательная установка: РДТТ Hercules MK-58
  • Скорость полёта: > 3,5 М
  • Пусковая установка: 8-зарядная Mk 29 Mod 1, УВП Mk 41 и Mk 48
  • Система управления стрельбой: Mk 91
  • Стоимость: $165 400
  • RIM-116A Sea RAM
    • Дальность действия максимальная: 10000 м
    • Дальность действия минимальная: 500 м
    • Минимальная высота перехвата: 4 м
    • Скорость полёта: 1,5-2,0 М
    • Длина ракеты: 2,8 м
    • Диаметр корпуса ракеты: 0,127 м
    • Размах крыльев: 0,43 м
    • Стартовая масса: 70 кг
    • Масса боевой части: 11-13 кг

    Так же поздние корабли серии оснащаются двумя трехтрубными торпедными аппаратами 324-мм, расположенными по кильватеру.

    Авиагруппа

    Авианосцы типа Nimitz могут нести до 86 самолетов и вертолетов, но практически никогда наличный авиапарк не превышает 70 единиц техники различного предназначения. Стандартный состав авиагруппы:

    • 24 F/A-18F SuperHornet
    • 24 F/A-18C Hornet
    • 4 самолета ДРЛО E-2C Hawkeye
    • 4 самолета РЭБ EA-18G Growler
    • 2 логистических самолета C-2 Greyhound
    • 10 противолодочных ветролетов MH-60 Seahawk

    Авианосец «Нимиц» – старый морской волк

    Более полувека основу военно-морской мощи США составляют авианосцы. Ни одна другая морская держава не имеет в составе флота такого количества этих плавучих аэродромов, и ни один авианосец другой страны не может сравниться с ними по размерам. Старейшим авианесущим кораблём на службе сейчас является «Нимиц», а большинство других построено по аналогичному проекту.

    Более сорока лет корабли типа «Нимиц» – сильнейшие американские авианосцы, а новый тип «Джеральд Форд» – по существу дальнейшее развитие предшественников. Но головной корабль серии, названный в честь выдающегося адмирала, уйдёт на покой ещё не скоро.

    Создание и устройство

    История американских сверхтяжёлых авианосцев началась вскоре после Второй Мировой Войны. Уже в 1951 году был заложен первый из них – «Форрестол». Четыре корабля этого проекта отличались от предыдущих образцов не только своими размерами и численностью авиагруппы.

    Читать еще:  Фрегат типа F81 «Santa Maria» (Испания)

    При их строительстве впервые применили, например, угловую полётную палубу и паровые катапульты. А в 1958 году началось строительство первого авианосца с атомной силовой установкой – «Энтерпрайз». Он должен был стать головным в серии, но высокая стоимость вынудила отказаться от постройки «систершипов». Но ненадолго, через десять лет, заложили новый атомный авианосец, получивший имя адмирала флота Честера Нимица.

    Внешне «Нимиц» почти не отличался от предыдущей серии кораблей типа «Китти Хок».

    Но при его постройке учли опыт боевой эксплуатации авианосцев во Вьетнаме. Практика показала, что возможность эффективно обеспечивать действия авиагруппы важнее повышенной живучести, поэтому запасы авиационного горючего и оружия значительно увеличили.

    Впрочем, этому помогло и существенное отличие «Нимица» от «Энтерпрайза» – восемь реакторов A2W заменили двумя A4W, занимавшими меньше места при той же суммарной мощности. Пар, произведённый двумя реакторами, передаётся на четыре турбины, вращающие четыре вала. Четыре бронзовых винта корабля имеют диаметр 7,6м каждый.

    Как и предшественники, на полётной палубе «Нимиц» имеет четыре паровые катапульты. Торможение садящихся самолётов обеспечивают четыре троса-аэрофинишера. Три самолётоподъёмника расположены по правому борту, один – с левого. Надстройка-«остров» размещена между вторым и третьим подъёмниками. Подобная схема хорошо зарекомендовала себя ещё на кораблях «Китти Хок». В 1983 году «Нимиц» получил кевларовое бронирование толщиной 64 мм.

    Вооружение

    Собственное вооружение «Нимица» сводится к средствам противовоздушной защиты. Изначально оно состояло из трёх-четырёх пусковых установок зенитных ракет малой дальности RIM-7 «Sea Sparrow» и зенитных пушек «Phalanx» калибра 20мм. После модернизации старое вооружение было дополнено (а частично – заменено) зенитными ракетами RIM-116.

    Для самообороны присутствуют турели с крупнокалиберными пулемётами и 25мм орудиями.

    Радиоэлектронное вооружение включает в себя помехопостановщики и пусковые установки инфракрасных ловушек и дипольных отражателей (для защиты от ракет с тепловым и радиолокационным наведением).

    Главную защиту авианосца обеспечивают корабли ударной группы, в число которых могут входить крейсера и субмарины. В 2013 году группа сопровождения «Нимица» состояла из шести эсминцев типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога».


    В настоящее время к «Нимицу» приписано 11-е палубное аваиакрыло, состоящее из девяти эскадрилий:

    • 146-я и 147-я ударные эскадрильи вооружены самолётами F/A-18E;
    • 154-я – его двухместным вариантом F/A-18F;
    • входящая в состав крыла 323-я эскадрилья Корпуса Морской Пехоты летает на более ранней модификации F/A-18C;
    • 142-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы использует самолёты EА-18;
    • для дальнего радиолокационного обнаружения применяются самолёты E-2;
    • логистические задачи решают лёгкие транспорты C-2;
    • две вертолётные эскадрильи вооружены вертолётами MH-60.

    Среди самолётов, базировавшихся на «Нимице» в прежние времена – истребители F-14, штурмовики А-7 и А-6, противолодочные самолёты S-3.

    История службы

    «Нимиц» вошёл в строй в мае 1975 года, а уже в июле следующего года он вышел в первый поход в Средиземное море. Этот поход, как и последующие, прошли без происшествии, а во время третьего, в конце 1979 года, «Нимиц» перебросили в Индийский океан. Для освобождения американских заложников в Иране с борта авианосца должны были отправиться спецназовцы. Операция не удалась, а корабль вернулся в США.

    В 1981 году америанские корабли, в том числе и «Нимиц», проводили учения в заливе Сидра, провозглашённом Муаммаром Каддафи территориальными водами Ливии. Во время учений два ливийских истребителя неожиданно выпустили ракету по приближающимся американским F-14. В ответ оба ливийца были сбиты. Американские истребители принадлежали к авиакрылу «Нимица».

    В течение 1985 года корабль находился у берегов Ливана, а его самолёты бомбили Бейрут. После шестого похода в Средиземное море в 1986 году, «Нимиц», обогнув мыс Горн, присоединился к Тихоокеанскому флоту. В октябре 1988 года обеспечивал безопасность танкеров в Аравийском море.

    В начале 90-х совершал боевые походы в Персидский залив, но непосредственного участия в войне с Ираком не принимал.

    С 1998 по 2001 год находился на обслуживании, включающем перезарядку реакторов. С 2003 года принимал участие в операциях против Ирака и Афганистана. В 2017 году самолёты авианосца наносили удары по объектам в Сирии. С марта 2018 года «Нимиц» встал в сухой док для очередного обслуживания.

    Характеристики корабля в сравнении с другими авианосцами

    Сказать о том, что «Нимиц» не имел аналогов – преувеличением не будет. Он действительно их не имел. Великобритания после войны тяжёлых авианосцев не строила. Большинство других государств, имеющих в составе флота авианесущие корабли, использовало проданные им модернизированные авианосцы военного времени.

    Проводить сравнения можно только для демонстрации превосходства «Нимица». Для примера возьмём современный на тот момент французский «Клемансо» и новейший (в семидесятые) британский «Инвинсибл»

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector