Авианосцы типа «Nimitz» (США)
Авианосцы типа Nimitz
- 86 самолётов и вертолётов.
- до 2 х ЗРК Sea RAM;
- до 4 х ЗРК Sea Sparrow.
- 2 х трехтрубный торпедный аппарат 324-мм.
- 4 х Mark 15 Phalanx CIWS 4.
USS Nimitz (CVN-68), USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69), USS Carl Vinson (CVN-70), USS Theodore Roosevelt (CVN-71), USS Abraham Lincoln (CVN-72), USS George Washington (CVN-73), USS John C. Stennis (CVN-74), USS Harry S. Truman (CVN-75), USS Ronald Reagan (CVN-76), USS George H.W. Bush (CVN-77).
Содержание
История создания
Первый корабль типа Nimitz был заложен 22 июня 1968 года. Строительство производилось компанией Newport News Shipbuilding, построившей все атомные авианосцы ВМС США и большую часть атомных подводных лодок ВМС США. Компания подписала контракт па постройку десяти авианосцев, последний из которых, USS George H.W. Bush (CVN-77), должен стать переходным кораблем от авианосцев типа Nimitz к более совершенным кораблям типа Gerald R. Ford, первый из которых, USS Gerald R. Ford (CVN-78) был заложен 13 ноября 2009 года и ровно 4 года спустя, 13 ноября 2013 года спущен на воду. Ввод в эксплуатацию головного авианосца серии «Gerald R. Ford» планируется на 2016 год.
Предпосылки
Предшественником авианосцев типа Nimitz является авианосец USS Enterprise (CVN-65), первый в мире атомный авианосец, заложенный в 1958 году. Он имел 8 атомных установок A2W, обеспечивающий непрерывность плавания, по разным оценкам, от 5 до 13 лет и должен был заменить неатомные авианосцы, требующие постоянной дозаправки топливом. Итоговая стоимость CVN-65 составила 451 млн долларов США, и генералы ВВС убедили Пентагон свернуть проект, однако опыт Вьетнамской войны доказал пользу атомных авианосцев, и ВМС США заказали авианесущие корабли нового типа. Конструкция Nimitz подразумевала всего 2 более технически продвинутых атомных реактора A4W. И, несмотря на возросшую стоимость, командование ВМС США заказало к постройке корабли типа Nimitz.
Описание конструкции
По сравнению с другими авианосцами, конструкция Nimitz осталась без особых изменений. Однако строительство проходит не по классической схеме «снизу вверх». Корабль состоит из 160 модулей, которые собираются по отдельности и затем свариваются вместе в доке. Это позволяет значительно сократить срок строительства авианосца. Для строительства используется самый большой кран в Западном полушарии.
Каждый Nimitz оснащен двумя якорями по 30 тонн весом, четырьмя пяти-лопастными гребными винтами диаметром 6.4 метра и двумя рулями, которые обеспечивают диаметр циркуляции 1500—1800 метров.
Корпус
Корабли типа Nimitz имеют классический корпус с надстройкой по правому борту, именуемой «островом». Из ангара на палубу самолеты поднимают 4 лифта, 1 с левой стороны и 3 с правой стороны, 1 позади «острова» и 2 спереди. Так же Nimitz имеет 4 паровых катапульты, размещение которых позволяет запуск двух самолетов одновременно.
Сам корпус сварной, состоящий из стальных листов. Всего на авианосец может уйти до 60 000 тонн и стали 1360 тонн присадочных материалов. Полетная палуба покрыта броневыми стальными листами с возможностью замены при повреждении.
Под полетной палубой (общая площадь которой составляет 18200 м 2 ) проходит галерейная палуба, где размещен центр управления катапультами, а так же аэрофинишером, и боевой пост управления. Здесь же находится часть кают. Галерейная палуба проходит вдоль всего корабля. Под ней находится ангарная палуба, где находятся самолеты. В высоту она достигает 8 метров и имеет площадь около 6814.5 м 2 , в случае пожара может быть разделена на 3 герметичных отсека. Под ангарной палубой находится еще 9 палуб различного предназначения. Атомные реакторы, а так же запас авиационого топлива находятся на самых нижних палубах.
Бронирование
На данный момент информация засекречена по причине использования авианосцев Nimitz по сегодняшний день, однако некоторые источники утверждают об использовании бронирования в 63.5 мм из кевларовых пластин. По различным оценкам, этого недостаточно для обеспечения живучести корабля при прямом попадании современных противокорабельных ракет, однако предполагается, что ни один самолет до авианосца не долетит. В качестве системы дальнего обнаружение используется самолет ДРЛО, постоянно патрулирующий воздушное пространство. В случае, если были замечены объекты противника, первыми на защиту Nimitz вступают корабли, входящие в состав авианосной ударной группировки (АУГ), так же Nimitz имеет для защиты собственные зенитные и зенитно-ракетные комплексы.
Энергетическая установка и ходовые качества
Главная энергетическая установка — это 2 ядерных реактора Westinghouse A4W/A1G с тепловой мощностью по 90 МВт. Они приводят в действие 4 паровые турбины общей мощностью в 280 000 л.с. Между плановой заменой ядерного топлива Nimitz способен провести 13-15 лет в плавании и пройти более миллиона миль.
Резервная энергетическая установка — 4 дизельных двигателя общей мощностью 10720 л.с.
Оборудование для взлета и посадки
Взлет самолетов с авианосцев типа Nimitz производится при помощи катапульт С13 длиной 92,1 и 94,5 м. Всего на этом типе авианосцев установлено 4 катапульты. Работа катапульт производится при помощи пара, который при пуске заполняет 2 цилиндра, где находятся поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Для лучшей компрессии, чтобы пар не вырывался из катапульты, поверх поршней проложены полосы гибкого металла, работающие по принципу застежки-молнии. Они предотвращают стравливание пара, и, как следствие, потерю давления в катапульте, что пропорционально ее мощности. Одна такая катапульта разгоняет самолет до 200 км/час.
Посадка на авианосец происходит на специальной посадочной полосе, направленной в сторону, в море. В таком случае траектория заходящего на посадку самолета проходит мимо других самолетов на стартовых площадках, что позволяет в случае промаха пойти на повторную посадку. Торможение самолета на посадочной полосе происходит при помощи троса останавливающего устройства. При посадке самолет цепляет крюком один из трех тросов, соединенных с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Этот цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся по мере постепенно, по мере поступления жидкости.
Экипаж
Экипаж корабля включает 3200 моряков и 2480 человек летного состава. Так же на авианосце может находиться на боевом дежурстве контингент КМП США и от одной до нескольких команд флотского спецназа США «Морские котики» (англ. US Navy SEALs), для которых авианосец работает в качестве базы снабжения при проведении операций.
Вооружение
Для противостояния противокорабельным ракетам на малой дальности на авианосцах Nimitz установлены зенитные комплексы Mark 15 Phalanx CIWS и зенитно-ракетные комплексы RIM-7 Sea Sparrow/RIM-116A Sea RAM. Данные комплексы установлены на многих кораблях ВМС США, а так же кораблях других стран.
Тактико-технические характеристики
Mark 15 Phalanx CIWS
- Тип оружия: 6-ствольная автоматическая пушка М61А1
- Калибр — 20×102 мм
- Длина ствола, калибров — 76
- Принцип работы автоматики — от внешнего привода
- Скорострельность, выстрелов/мин — 3000
- Масса снаряда, кг — 0,102
- Начальная скорость снаряда, м/с — 1036
- Максимальный угол возвышения, град. — 85, минимальный — −28
- Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с — 92
- Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с — 126
- Время реакции, с — 2-3
- Эффективная дальность стрельбы, км — 1,47
- Досягаемость по высоте, м — 1470
- Тип снаряда — ОФЗ, З-Т, БПС-Т
- Количество готовых к стрельбе выстрелов — до 1470
- Масса артустановки, т — 5,42
RIM-7 Sea Sparrow
- Масса:
230 кг
RIM-116A Sea RAM
- Дальность действия максимальная: 10000 м
- Дальность действия минимальная: 500 м
- Минимальная высота перехвата: 4 м
- Скорость полёта: 1,5-2,0 М
- Длина ракеты: 2,8 м
- Диаметр корпуса ракеты: 0,127 м
- Размах крыльев: 0,43 м
- Стартовая масса: 70 кг
- Масса боевой части: 11-13 кг
Так же поздние корабли серии оснащаются двумя трехтрубными торпедными аппаратами 324-мм, расположенными по кильватеру.
Авиагруппа
Авианосцы типа Nimitz могут нести до 86 самолетов и вертолетов, но практически никогда наличный авиапарк не превышает 70 единиц техники различного предназначения. Стандартный состав авиагруппы:
- 24 F/A-18F SuperHornet
- 24 F/A-18C Hornet
- 4 самолета ДРЛО E-2C Hawkeye
- 4 самолета РЭБ EA-18G Growler
- 2 логистических самолета C-2 Greyhound
- 10 противолодочных ветролетов MH-60 Seahawk
Центр военно-политических исследований
Вы здесь
Авианосцы стран мира как атрибуты сверхдержав: Нимиц
В этом обзоре хотелось бы поговорить об одном из обязательных атрибутов военных супердержав – авианосцах. Иметь таковой в своем арсенале – статусная, хоть и совсем недешевая, задача.
В настоящее время существует всего 10 стран, в ВМФ которых есть авианосцы. Всего насчитывается 22 действующих авианосца (21, если не считать не используемый американский Энтерпрайз и до сих пор не переданный Индии Викрамадитья).
Безоговорочное первое место по количеству авианосцев занимают США. Эта страна может похвастаться 11 находящимися на вооружении кораблями.
Второе место с 2 авианосцами в строю у каждой делят Италия и Испания.
Третье место занимает группа стран, в распоряжении которых, на данный момент, имеется по 1 авианосцу. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Тайланд, Индия (в ближайшем будущем присоединится ко второй группе с 2 авианосцами) и Великобритания.
Учитывая относительно небольшое количество действующих авианосцев, приведем их перечень, в порядке ввода в эксплуатацию:
- Энтерпрайз, США (не используется с декабря 2012, должен быть списан в марте 2013)
- Нимиц, США
- Дуайт Эйзенхауэр, США
- Карл Винсон, США
- Илластриэс, Великобритания
- Джузеппе Гарибальди, Италия
- Теодор Рузвельт, США
- Вираат, Индия
- Принц Астурийский, Испания
- Авраам Линкольн, США
- Адмирал Кузнецов, Россия
- Джордж Вашингтон, США
- Джон Стеннис, США
- Гарри Труман, США
- Чакри Нарубет, Тайланд
- Сан-Пауло, Бразилия
- Шарль де Голь, Франция
- Рональд Рейган, США
- Граф Кавур, Италия
- Джордж Буш, США
- Хуан Карлос, Испания
- Ляонин, КНР
- Викрамадитья , Индия (еще не сдан)
Мы начинаем нашу серию публикаций с атомного авианосца ВМФ США – старейшего авианосца из действующих.
Авианосец Нимиц ВМФ США
Авианосец Нимиц (USS Nimitz (CVN-68)) был заложен в далеком 1968, спущен на воду в 1972 и введен в эксплуатацию в 1975 году. Назван в честь Честера Уильяма Нимица – адмирала флота, главнокомандующего Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны, человека, подписавшего 2 сентября 1945 года акт о капитуляции Японии от имени США .
“Нимиц” участвовал в операциях “Орлиный коготь”, “Буря в пустыне” и в войне в Ираке. Обеспечивал безопасность Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году.
Авианосцы класса “Нимиц” были самыми большими, произведенными в 20 веке военными кораблями.
Наименование: USS Nimitz (CVN-68)
Прозвище: Old Salt (бывалый моряк, “морской волк”)
Классификация: Суперавианосец типа “Нимиц”
Изготовитель: Newport News Shipbuilding
В строю: с 3 мая 1975 года
Срок эксплуатации: до 2025 года (50 лет)
Приблизизительная стоимость: 4,5 миллиарда долларов при вводе в эксплуатацию в ценах 1975 году (примерно 8,3 миллиарда в ценах 2007 года)
Стоимость годовой эксплуатации: 160 миллионов долларов
Порт приписки: Naval Station Everett, 47° 59′ 33.54″ N, 122° 13′ 5.79″ W
Девиз корабля: Teamwork, a Tradition (командная работа – традиция)
ТТХ авианосца Нимиц
Водоизмещение: 98425 стандартное
Длина: 317 м по ватерлинии
332,8 м наибольшая
Ширина: 40,8 м по ватерлинии
76,8 м наибольшая
Осадка: 11,3 м нормальная
12,5 м предельная
Бронирование: секретная информация (кто найдет – тому спасибо!)
Двигатели: 2 ядерных реактора Westinghouse A4W
4 паровых турбины, 4 движителя,
Мощность: 260000 л.с.
Скорость: до 31,5 узла (58,3 км/ч)
Дальность плавания: неограничена
Автономность работы: 20-25 лет
Экипаж: Команда: 3200 человек
Авиакрыло: 2480 человек
Вооружение
РЛС воздушного обзора:
AN/SPS-48E
AN/SPS-49(V)5
РЛС управления огнём:
AN/SPQ-9B
4 × Mk 91 ЗРК Sea Sparrow
4 × Mk 95 ЗРК Sea Sparrow
РЛС управления воздушным движением:
AN/SPN-46
AN/SPN-43C
РЛС управления посадкой:
AN/SPN-41
Система РЭБ
AN/SLQ-32A(V)4
Система противоторпедной защиты
AN/SLQ-25A
Ударная группа авианосца Нимиц
Авианосец Нимиц является частью 11-й ударной авианосной группы (Carrier Strike Group Eleven, CSG-11), на его борту размещается 11-е авиакрыло (Carrier Air Wing Eleven, CVW-11). Нимиц является флагманом боевой группы и штабом командира 23-й эскадры эсминцев (Destroyer Squadron 23).
Корабли эскадры эсминцев DESRON-23
- USS Curts (FFG 38)
- USS Vandegrift (FFG 48)
- USS John Paul Jones (DDG 53)
- USS Pinckney (DDG 91)
- USS Sampson (DDG 102)
- USS William P. Lawrence (DDG-110)
- USS Spruance (DDG-111)
Эскадрильи авиакрыла CVW-11
- 154-я эскадрилья ударных истребителей (Strike Fighter Squadron 154, VFA-154) “Черные рыцари” (Black Knights), F/A-18F Super Hornets
- 323-я эскадрилья морских истребителей (Marine Fighter Attack Squadron 323, VMFA-323) “Смертельные гремучие змеи” (Death Rattlers), F/A-18C Hornets
- 146-я эскадрилья ударных истребителей (Strike Fighter Squadron 146, VFA-146) “Голубые бриллианты” (Blue Diamonds), F/A-18C Hornets
- 146-я эскадрилья ударных истребителей (Strike Fighter Squadron 147, VFA-147) “Аргонавты” (Argonauts), F/A-18E Super Hornets
- 142-я эскадрилья РЭБ (Electronic Attack Squadron 142, VAQ-142) “Серые волки” (Gray Wolves), EA-6B Prowlers
- 117-я эскадрилья ДРЛО (Carrier Airborne Early Warning Squadron 117, VAW-117) “Уоллбэнгерс” (Wallbangers), E-2C Hawkeyes
- 6-я морская эскадрилья боевых вертолетов (Helicopter Sea Combat Squadron 6, HSC-6) “Кричащие индейцы” (Screamin’ Indians), MH-60S
- 75-я морская ударная вертолетная эскадрилья (Helicopter Maritime Strike Squadron 75, HSM-75) “Волчья стая” (Wolf Pack), MH-60R
- 3-е отделение 30-й вспомогательной транспортной эскадрильи флота (Fleet Logistics Support Squadron 30 Detachment 3, VRC-30) “Поставщики” (Providers), C-2A Greyhounds
Текущие события
12 ноября 2012 года авианосец Нимиц, 11-я ударная авианосная группа (CSG-11) и 11-е авиакрыло (CVW-11) успешно завершили совместные учения (Joint Task Force Exercise, JTFEX), сообщает зарубежный источник. Эти учения были направлены на проверку способности группы действовать во враждебной и сложной обстановке совместно с другими силами США и коалиции.
Интегрированные учения объединяют отдельные зоны военных действий с целью подготовки предстоящего развертывания ударной группы.
“Нимиц, CSG-11 и CVW-11 продемонстрировали огромную устойчивость и компетентность при выполнении учебных задач в качестве интегрированной силы на учениях JTFEX,” сообщил командующий 11-й ударной авианосной группой контр-адмирал Пит Гуматаотао (Pete Gumataotao). “После интегрированных учений я уверен, что в настоящее время мы полностью боеспособны и готовы к бою для того, чтобы быстро отреагировать на любую морскую операцию.”
Более 8000 моряков работали вместе над совершенствованием своих оперативных навыков в подготовке к предстоящему развертыванию. По завершении учений, командующий 3-м флотом США вице-адмирал Джеральд Бимен (Gerald Beaman) подтвердил готовность 11-й ударной авианосной группы к выполнению “важнейших боевых операций” и к развертыванию. По его словам, CSG-11 способна поддержать любую морскую стратегическую миссию ВМФ США и до своего развертывания.
“Я чрезвычайно горд действиями 11-й боевой группы в течение прошедших двух месяцев интегрированных и совместных учений,” сказал контр-адмирал Гуаматаотао. “Мы готовы к поддержке миссий ВМФ США в любом месте, в любое время.”
3-й флот США ведет морские силы в восточной части Тихого океана от западного побережья Северной Америки и отвечает за проведение реалистичных и значимых учений, необходимых для глобальной эффективности ВМФ США.
23 ноября 2012 года другой зарубежный источник сообщил, что на авианосце Нимиц были установлены технические проблемы, которые удержат его у берега по меньшей мере в течение двух месяцев.
Помимо тщательной проверки стареющих военно-морских сил США, из-за проблемы Нимица с силовой установкой в Персидском заливе останется только один авианосец, впервые с декабря 2010 года.
При расчетной продолжительности срока службы в 50 лет, Нимиц находится более чем в 10 годах от возможного вывода их эксплуатации. Эта продолжительность срока службы ожидается при условии регулярного технического обслуживания и капитальных ремонтов, подобных выполненному на Нимице в Бремертоне, Вашингтон в 2011 году.
Авианосец провел больше года в порту на техническом обслуживании и вернулся в строй в марте 2012 года, и степень неисправности силовой установки после столь обширного капитального ремонта все еще подлежит подтверждению ВМФ США.
Тем временем другой авианосец класса Нимиц – Дуайт Эйзенхуаэр (USS Dwight D. Eisenhower CVN-69) будет ослаблен и прикроет ротацию Нимица в Персидском заливе. Он уже находится в этой части света с 5-м флотом США в Бахрейне, но будет возвращен в свой порт приписки в Норфолк для обновления покрытия взлетно-посадочной палубы перед тем, как ляжет на обратный курс.
График замены – это часть жизни ВМФ США, члены экипажей и их семьи изо всех сил стараются помнить об этом, следуя по течению. Но это также и нарушение жизненного графика каждого участника данных событий, сообщает источник.
Устройство авианосца типа Нимиц
25 мая 2005 года: авианосец USS Nimitz CVN-68 ведет группу кораблей ВМФ США и Морских сил самообороны Японии в Тихом океане
12 октября 1997 года: USS Nimitz CVN-68 в Персидском заливе
6 сентября 2003 года: USS Nimitz CVN-68 в Индийском океане,поддержка операции Iraqi Freedom
USS Nimitz CVN-68 в сухом доке
2010 год: USS Nimitz CVN-68 на базе ВМФ Коронадо / Сан-Диего, Калифорния, 32° 41′ 57″ N, 117° 12′ 55″ W . Рядом – USS Ronald Reagan CVN-76
5 ноября 2012 года: Досуг экипажа авианосца USS Nimitz CVN-68, соревнование “Пирогом в лицо”. Впечатления участников соревнования (офицеры):
“Меня отправили (на соревнования) от моего отделения, чтобы позаботиться о нем и представлять его достойно. Мы хорошо провели время. Я смог расслабиться и немного побыть вне рабочей обстановки, сменить ее. “
“Это событие было моральным стимулятором, дающим морякам возможность позабавиться с членами их рабочих центров, размазав по их лицам взбитые сливки. Это хороший способ снять стресс от морских походов и не является формой насмешки. Это развлечение, в чистом виде.”
Материалы по данной тематике:
Авианосец «Нимиц» – старый морской волк
Более полувека основу военно-морской мощи США составляют авианосцы. Ни одна другая морская держава не имеет в составе флота такого количества этих плавучих аэродромов, и ни один авианосец другой страны не может сравниться с ними по размерам. Старейшим авианесущим кораблём на службе сейчас является «Нимиц», а большинство других построено по аналогичному проекту.
Более сорока лет корабли типа «Нимиц» – сильнейшие американские авианосцы, а новый тип «Джеральд Форд» – по существу дальнейшее развитие предшественников. Но головной корабль серии, названный в честь выдающегося адмирала, уйдёт на покой ещё не скоро.
Создание и устройство
История американских сверхтяжёлых авианосцев началась вскоре после Второй Мировой Войны. Уже в 1951 году был заложен первый из них – «Форрестол». Четыре корабля этого проекта отличались от предыдущих образцов не только своими размерами и численностью авиагруппы.
При их строительстве впервые применили, например, угловую полётную палубу и паровые катапульты. А в 1958 году началось строительство первого авианосца с атомной силовой установкой – «Энтерпрайз». Он должен был стать головным в серии, но высокая стоимость вынудила отказаться от постройки «систершипов». Но ненадолго, через десять лет, заложили новый атомный авианосец, получивший имя адмирала флота Честера Нимица.
Внешне «Нимиц» почти не отличался от предыдущей серии кораблей типа «Китти Хок».
Но при его постройке учли опыт боевой эксплуатации авианосцев во Вьетнаме. Практика показала, что возможность эффективно обеспечивать действия авиагруппы важнее повышенной живучести, поэтому запасы авиационного горючего и оружия значительно увеличили.
Впрочем, этому помогло и существенное отличие «Нимица» от «Энтерпрайза» – восемь реакторов A2W заменили двумя A4W, занимавшими меньше места при той же суммарной мощности. Пар, произведённый двумя реакторами, передаётся на четыре турбины, вращающие четыре вала. Четыре бронзовых винта корабля имеют диаметр 7,6м каждый.
Как и предшественники, на полётной палубе «Нимиц» имеет четыре паровые катапульты. Торможение садящихся самолётов обеспечивают четыре троса-аэрофинишера. Три самолётоподъёмника расположены по правому борту, один – с левого. Надстройка-«остров» размещена между вторым и третьим подъёмниками. Подобная схема хорошо зарекомендовала себя ещё на кораблях «Китти Хок». В 1983 году «Нимиц» получил кевларовое бронирование толщиной 64 мм.
Вооружение
Собственное вооружение «Нимица» сводится к средствам противовоздушной защиты. Изначально оно состояло из трёх-четырёх пусковых установок зенитных ракет малой дальности RIM-7 «Sea Sparrow» и зенитных пушек «Phalanx» калибра 20мм. После модернизации старое вооружение было дополнено (а частично – заменено) зенитными ракетами RIM-116.
Для самообороны присутствуют турели с крупнокалиберными пулемётами и 25мм орудиями.
Радиоэлектронное вооружение включает в себя помехопостановщики и пусковые установки инфракрасных ловушек и дипольных отражателей (для защиты от ракет с тепловым и радиолокационным наведением).
Главную защиту авианосца обеспечивают корабли ударной группы, в число которых могут входить крейсера и субмарины. В 2013 году группа сопровождения «Нимица» состояла из шести эсминцев типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога».
В настоящее время к «Нимицу» приписано 11-е палубное аваиакрыло, состоящее из девяти эскадрилий:
- 146-я и 147-я ударные эскадрильи вооружены самолётами F/A-18E;
- 154-я – его двухместным вариантом F/A-18F;
- входящая в состав крыла 323-я эскадрилья Корпуса Морской Пехоты летает на более ранней модификации F/A-18C;
- 142-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы использует самолёты EА-18;
- для дальнего радиолокационного обнаружения применяются самолёты E-2;
- логистические задачи решают лёгкие транспорты C-2;
- две вертолётные эскадрильи вооружены вертолётами MH-60.
Среди самолётов, базировавшихся на «Нимице» в прежние времена – истребители F-14, штурмовики А-7 и А-6, противолодочные самолёты S-3.
История службы
«Нимиц» вошёл в строй в мае 1975 года, а уже в июле следующего года он вышел в первый поход в Средиземное море. Этот поход, как и последующие, прошли без происшествии, а во время третьего, в конце 1979 года, «Нимиц» перебросили в Индийский океан. Для освобождения американских заложников в Иране с борта авианосца должны были отправиться спецназовцы. Операция не удалась, а корабль вернулся в США.
В 1981 году америанские корабли, в том числе и «Нимиц», проводили учения в заливе Сидра, провозглашённом Муаммаром Каддафи территориальными водами Ливии. Во время учений два ливийских истребителя неожиданно выпустили ракету по приближающимся американским F-14. В ответ оба ливийца были сбиты. Американские истребители принадлежали к авиакрылу «Нимица».
В течение 1985 года корабль находился у берегов Ливана, а его самолёты бомбили Бейрут. После шестого похода в Средиземное море в 1986 году, «Нимиц», обогнув мыс Горн, присоединился к Тихоокеанскому флоту. В октябре 1988 года обеспечивал безопасность танкеров в Аравийском море.
В начале 90-х совершал боевые походы в Персидский залив, но непосредственного участия в войне с Ираком не принимал.
С 1998 по 2001 год находился на обслуживании, включающем перезарядку реакторов. С 2003 года принимал участие в операциях против Ирака и Афганистана. В 2017 году самолёты авианосца наносили удары по объектам в Сирии. С марта 2018 года «Нимиц» встал в сухой док для очередного обслуживания.
Характеристики корабля в сравнении с другими авианосцами
Сказать о том, что «Нимиц» не имел аналогов – преувеличением не будет. Он действительно их не имел. Великобритания после войны тяжёлых авианосцев не строила. Большинство других государств, имеющих в составе флота авианесущие корабли, использовало проданные им модернизированные авианосцы военного времени.
Проводить сравнения можно только для демонстрации превосходства «Нимица». Для примера возьмём современный на тот момент французский «Клемансо» и новейший (в семидесятые) британский «Инвинсибл»