12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Базовый тральщик Проект 1265 «Соня» (СССР)

Базовые тральщики – искатели мин типа «Соня» (проект 1260 «Яхонт»)

Олигархи утопят атомный крейсер «Адмирал Лазарев» Большим Камнем

Завод «Звезда» мог бы спасти наш самый мощный на Тихом океане ударный корабль. Но отечественному бизнесу важнее другое.

Кто и зачем обстрелял российскую авиабазу Хмеймим на 9 мая?

Прошедший праздник 9 мая был очень необычным из-за «карантинных» условий. Что гораздо хуже, именно в этот день российские военные в Сирии подверглись очередному нападению.

Преимущества новых прицельных систем РФ над лазерными

Российский военно-промышленный комплекс достиг новых высот в разработке прицелов для стрелкового вооружения. Россия усовершенствовала прицельные комплексы для отечественного оружия. Об этом рассказал обозреватель журнала «Огневой рубеж» Александр Бутырин.

Почему американцам не понравилось появление у России Як-130

«Летающая парта» Як-130 все чаще подвергается «нападкам» американских изданий. Но почему, учебный самолет, который существует уже несколько десятков лет, попал под пристальное внимание «экспертов» из США? На то есть свои причины.

“Кинжальный” авиаполк: Россия формирует в Сибири мощный оперативный кулак

Вооруженный гиперзвуковыми ракетами “Кинжал” авиаполк начнет формирование Сибири уже в следующем году. Полностью на инновационное вооружение воинская часть будет переведена к 2024 году.

Sohu рассказало, чем для Японии обернется штурм Курил

Попытка Японии разрешить с Россией территориальный спор обернется большими проблемами для Токио. Такие выводы были сделаны китайскими журналистами.

Россия, вслед за «Кинжалом», создала еще одну гиперзвуковую ракету

Ракетоносец Ту-22М3М стал еще опасней для НАТО.

Почему КВ-85Г выпуска 1943 года не был допущен до испытаний

Поскольку 76,2 мм пушка танка КВ-1С уже не соответствовала боевым реалиям компании 1943 года, было решено вооружить тяжелые танки орудиями более крупного калибра.

Кто-то точно блефует: США не верят в «Кинжалы» Путина

Новый виток гонки вооружений окончательно поставит крест на договоре СНВ-3.

Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы.

Запад в тупике: акция устрашения в Баренцевом море провалилась

Запад, обозначая свои претензии на Арктику, решил устроить акцию устрашения в Баренцевом море, считает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

«Штурм Курил» не пройдет: Японию напрасно удивляет мощь армии России

Военный эксперт Алексей Леонков считает, что Россия проводила укрепление обороноспособности Курильских островов на фоне дипломатической риторики Японии касательно принадлежности этих территорий.

Что за секретную гиперзвуковую ракету испытал Ту-22М3

С самолета Ту-22М3 была испытана перспективная оперативно-тактическая гиперзвуковая ракета, которая создается совместно головным предприятием АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в Королеве и АО «ГосМКБ «Радуга» в Дубне в рамках программы «Гиперзвуковая управляемая ракета» (ГЗУР).

Генерал Власов. Путь от спасителя Москвы до предателя

«Никаких колебаний не имел. Всегда стоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся».

На чем «потянут» американские танки к границам Беларуси и России

Польские вооруженные силы намерены приобрести более сотни тягачей с прицепами для транспортировки танков и другой бронетехники.

О превосходстве МиГ-31 над F-22, или Нелепости по-американски

Не так давно западные обозреватели вновь удивили мир, представив, казалось бы, совершенно некорректное сравнение старого советского перехватчика с истребителем F-22. Попробуем понять, где здесь правда, а где — не совсем.

В ООН «заметили» украинские удары по Донбассу и ранения детей

Представители ООН раскритиковали украинских военнослужащих за удары по ДНР и ЛНР.

Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина.

Странное заявление НАТО: Наше ядерное оружие несет мир, а российское – опасность

По мнению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, программа ядерного сдерживания Альянса необходима не для разжигания войн и конфликтов, а наоборот – для обеспечения мира и безопасности в мире.

Как советские МБР ликвидировали американские ЗРК

К середине 1960-х в США была создана мощнейшая в мире система ПВО, опирающаяся на сверхзвуковые перехватчики и ЗРК. Однако бурное развитие в СССР баллистических ракет обесценило американские достижения.

Что стоит за требованием США к России отказаться от новых систем вооружений

Завершение борьбы с пандемией COVID-19 (во всяком случае, с первой ее фазой), хочется верить, не за горами. Вот только очень похоже на то, что сразу же после нее начнется новая борьба – «за мир».

Трехствольный уничтожитель из КНДР – самая секретная самоходка 90-х годов

Казалось бы, в наше время уже трудно кого-то чем-то удивить, но, когда семь лет назад в Сети появился северокорейский документальный фильм о деятельности Ким Чен Ира, то многие военные эксперты были просто озадачены.

Бои после Победы: как Красная Армия воевала в Дании

Уже после официальной капитуляции Третьего Рейха 9 мая войска маршала Рокоссовского при поддержке моряков-балтийцев адмирала Трибуца высадились на датском острове Борнхольм. Официально – чтобы пленить не хотевших сдаваться СССР внушительные силы Вермахта. Неофициально – чтобы избавить «горячие.

Какие страны могли выступить на стороне Гитлера и почему они это не сделали

К концу 1942 года, в самый разгар битвы за Сталинград, Турция на границе с СССР сосредоточила порядка 750 000 солдат и офицеров. Поражение на Волге могло стать сигналом для начала войны против Советского Союза, но капитуляция 6-й армии Паулюса привела к отказу Турции от нападения СССР.

Сатановский о подбитом корабле в Иране: От этого никто не застрахован

Политолог Евгений Сатановский уверен, что ничего особенного не произошло, а подобные летальные инциденты частое явление во время испытаний боевой техники. Он подчеркнул, что ни одна армия мира не застрахована от несчастных случаев во время выполнения военных маневров.

Войны в Чечне: легендарные ветераны – ПТ-76 прикрыли бойцов огнем и броней

Обычно, когда речь идет об использовании танков во время событий на Северном Кавказе, то, когда вспоминают первую Чеченскую, говорят о Т-72 и Т-80. Во вторую войну воевали уже, в основном, Т-62 и Т-72.

Шансы шведского истребителя JAS 39 Gripen против российского Су-35

Шведский самолет JAS 39 Gripen называют серьезным конкурентом российского многоцелевого истребителя Су-35. Ряд западных СМИ даже пишет о превосходстве Gripen.

В Токио не оставили надежд Кремлю: Курилы японцы грозят захватить быстро

Тихоокеанский флот способен ответить на агрессию, но у него есть «ахиллесова пята».

Леонков: российский флот удержит противника за 4000 морских миль

Военный эксперт Алексей Леонков сравнил возможности российского и американского ВМФ. По мнению специалиста, РФ обладает меньшим количеством кораблей, но они куда лучше вооружены.

Вьетнамские Т-90 показали работу “красных глаз” комплекса “Штора”

Бойцы элитной 201-й танковой бригады Вьетнамской народной армии продемонстрировали командованию свои новые танки – Т-90С и командирские Т-90СК. Показали и работу “красных глаз”- комплекса оптико-электронного подавления “Штора”.

Каким неядерным оружием ВМФ РФ может поражать авианосцы США: примеры

Авианосцы – важнейший компонент боевой мощи флота вероятного противника. Поскольку у России в настоящее время всего один авианесущий корабль (и тот на ремонте), вопрос о том, как поражать вражеские авианосцы, остается актуальным.

Федутинов объяснил, почему сверхзвуковой БПЛА РФ будет лучше истребителей

Военный эксперт, ведущий специалист в области беспилотной авиации Денис Федутинов специально для «ПолитРоссии» рассказал о российском БПЛА, который сможет нести гиперзвуковое оружие.

Флот США в Баренцевом море: американцы провели репетицию ядерной войны

Американские корабли в Баренцевом море могли репетировать начало ядерной войны между Россией и США. Как сообщает ФАН, к российским берегам подошли корабли типа Destroyer, представляющие опасность для военно-морских баз РФ.

Один за всех: БТР-80/82 превратили в универсальную боевую машину

Российские бронетранспортеры семейства БТР-80/82 постоянно модернизируются. Наиболее совершенной версией считается БТР-82АТ. Для нее предусмотрено не менее 12 различных боевых модулей.

Российский пистолет «Удав» стал самым мощным в своем калибре

Федеральная служба по интеллектуальной собственности признала изобретением 9-мм самозарядный пистолет «Удав», созданный в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР). Об этом РИА Новости рассказали в пресс-службе Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения.

Норвежцы предвкушают реакцию России на установку нового радара ПРО США

Многие норвежцы, особенно проживающие в самой северной части страны, граничащей с Россией, уже предвкушают реакцию Москвы на установку нового радара системы «Глобус» ПРО США в тех краях. Как сообщает телеканал NRK, жители норвежского города Варде, в фюльке Финнмарк, реально нервничают, боятся и.

Когда прекратятся израильские удары по Сирии?

Израиль опять разбомбил объект в Сирии и Россия опять ничего не делает. Почему.

Читать еще:  Десантный вертолетный корабль-док типа L50 «Galicia» (Испания)

Почему Россия должна дать вторую жизнь атомным «Орланам»

Российский военно-морской флот переживает не лучшие времена. Его надводная компонента откровенно слаба, а программа строительства крупных кораблей дальней морской зоны фактически остановлена.

Для российских бронемашин создали новую сталь

По словам представителей компании, броневая марка 500-го класса демонстрирует четвертый класс бронезащиты, а при определенных углах обстрела достигается и пятый.

Норвежцы испугались реакции России на новый американский радар

Жители и власти норвежского рыбацкого городка Вардё, который расположен в 28 километрах от российской границы, обеспокоены и испуганы тем, что местную радиолокационную систему начали модернизировать новым американским оборудованием.

Кедми: Россия не даст американцам победить Китай

Если Соединенные Штаты рискнут атаковать Китай, они могут столкнуться с военной мощью России. Такое мнение в эфире телеканала Iton TV высказал бывший руководитель службы «Натив» Яков Кедми.

Птицы над Москвой. Животные-шпионы на службе ЦРУ

Шестьдесят лет назад в США стартовала секретная программа, от которой у любого защитника природы волосы встали бы дыбом. Центральное разведывательное управление несколько десятилетий работало над превращением животных в шпионов.

Секрет Полишинеля. Почему Израиль не присоединился к ядерному договору

Впервые Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был подписан при содействии Комитета по разоружению ООН в 1968 году и вступил в силу в 1970-м. Изначально он рассчитывался на 25 лет с возможностью последующего продления, но в 1995 году стал бессрочным.

Баранец: бомбардировщик с «Кинжалом» достанет и Аляску, и Калифорнию

Пентагон признал свое отставание от России в сфере разработок гиперзвукового оружия и президент США Дональд Трамп этим, конечно же, недоволен.

Наука побеждать: как Красная армия изменилась к 1945 году

Что нужно для победы — лучшее оружие, храбрые солдаты или что-то другое? В чём секрет? И почему Красная армия побеждала в 1945 году, а в 1941 — проигрывала? Мы разобрались.

Польские СМИ обеспокоены переброской русских танков в Белоруссию

Польские политики и СМИ потребовали от НАТО незамедлительно усилить своё военное присутствие на территории страны из-за переброски в Белоруссию пяти российских танков Т-72Б3.

Изандлвана: Тевтобургский лес британской армии

Могут ли дикари с копьями в руках разгромить современную армию, вооружённую современными винтовками? У зулусов это получилось. В чём был секрет их успеха и почему Изандлвану сравнивали с битвой в Тевтобургском лесу и Литтл-Бигхорном — сейчас расскажем.

Леонков объяснил, почему ВМС США не могут вычислить атомные подлодки России

Российские атомные подлодки типа «Ясень» и «Борей», а также дизель-электрическая субмарина «Варшавянка» отличаются исключительными характеристиками, которые ставят в затруднительное положение ВМС США. Об этом военный эксперт Алексей Леонков рассказал в интервью порталу Baltnews.

Как США подставили Норвегию сбором развединформации против России

Вооружение и техника Запада с каждым годом все ближе и ближе подбирается к границам Российской Федерации, что создает серьезную опасность для безопасности России. По этому поводу уже не раз высказывались российские эксперты и представители власти, предупреждая другие страны, чтобы они не вели.

Войны Саддама Хусейна

Казнь иракского лидера Саддама Хусейна, как считают западные страны и США, положило конец правления одного из самых жестоких руководителей государств в новейшей истории. Хусейн управлял Ираком на протяжении более чем трёх десятилетий. И все эти тридцать лет регион сотрясали войны, разрушая богатое.

Базовый тральщик Проект 1265 «Соня» (СССР)

Морской тральщик “Контр-Адмирал Хорошкин”, СССР, 70-е гг.

Водоизмещение полное 790 т

мощность дизелей 10 000 л. с., скорость хода 19 узлов.

Длина наибольшая 61 м, ширина 10 м, среднее углубление 3,5 м.

четыре 30-мм и четыре 25-мм автомата, 2 РБУ, до 10 мин.

Обозначение НАТО: “Натя”.

69. Морской тральщик “Сахалинский комсомолец”, СССР, 50-е гг.

Водоизмещение полное 580 т

мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов.

Длина наибольшая 58 м, ширина 8,4 м, среднее углубление 2,1 м.

четыре 37-мм автомата, восемь 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, до 16 мин.

Обозначение НАТО: Т-43.

70. Базовый тральщик “Коломенский комсомолец”, СССР, 70-е гг.

Водоизмещение 450 т

мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов.

Длина наибольшая 48 м, ширина 8,8 м, среднее углубление 2 м.

Вооружение: два 30-мм и два 25-мм автомата.

Обозначение НАТО: “Соня”.

71. Рейдовый тральщик, СССР, 70-е гг.

Водоизмещение полное 90 т

мощность дизеля 850 л. с., скорость хода 11 узлов.

Длина наибольшая 26 м, ширина 6,1 м, среднее углубление 1,5 м.

Вооружение: два 25-мм автомата.

Обозначение НАТО: “Евгения”.

72. Морской тральщик “Орлик”, Польша, 1964 г.

Водоизмещение 500 т

скорость хода 16 узлов.

Длина наибольшая 58 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 2,5 м.

Вооружение: шесть 25-мм автоматов.

Всего построено 12 единиц.

73. Базовый тральщик “Кондор”, ГДР, 1968 г.

Водоизмещение полное 320 т

мощность дизелей 4000 л. с., скорость хода 21 узел.

Длина наибольшая 52 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 2 м.

Вооружение: два 25-мм автомата.

Всего построено 62 единицы в двух немного различающихся сериях.

В то и говорить, тральщики в иерархии современных флотов занимают весьма скромное место. И служба на них для непосвященного человека кажется непрестижной. Зато среди моряков профессия “флотских саперов” всегда вызывала уважение. Еще бы, они-то знают, что тральщики — это единственные корабли ВМФ, которым в мирное время доводится выполнять не только учебные, но и боевые задачи, идти подчас на смертельный риск, не имея права на ошибку.

. Тральщик “Сахалинский комсомолец” находился в самом центре минного поля, когда его внезапно окружили четыре израильских катера. Они непрерывно пересекали курс советского корабля, имитируя столкновение и пытаясь оттеснить его на близлежащую коралловую отмель, но тральщик невозмутимо продолжал следовать боевым курсом. Ситуация обострилась до предела: на катерах расчехлили пулеметы, а один из них, резко сбавив ход, остановился прямо на пути следования тральщика. Расстояние между кораблями неуклонно сокращалось. Вот до борта израильского катера осталось десять метров, девять. Что же дальше — международный инцидент? Но тут нервы командира катера не выдержали, он резко дал полный ход и убрался восвояси. Очередной раунд “игры на нервах” выиграли советские моряки.

Этот эпизод был далеко не единственным в период, когда с июля по ноябрь 1974 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота оказывал помощь Арабской Республике Египет в уничтожении минных полей в Суэцком заливе. Советские тральщики успешно выполнили свою работу: на ходовой рубке “Сахалинского комсомольца” рядом с эмблемой отличного корабля появились три красные звезды — по числу уничтоженных им мин.

Опасность минной угрозы была полностью осознана руководством советского ВМФ еще в годы Великой Отечественной войны, и после ее окончания тральные силы продолжали развиваться достаточно быстрыми темпами. Советский противоминный флот уверенно выходил на первое место в мире, и в зарубежных военно-морских справочниках один за другим появлялись новые типы наших кораблей с весьма странными наименованиями.

Традиция называть корабли и самолеты неприятеля кличками, обычно женскими или мужскими именами, пришла в страны НАТО от американских морских летчиков, участвовавших в боях на Тихом океане. Действительно, система марок и названий японских самолетов была очень запутанной, и гораздо проще было выпалить в микрофон краткое “Бетти!” вместо “двухмоторный морской бомбардировщик типа “Ноль” фирмы “Мицубиси”. После войны этот принцип был перенесен и на корабли “вероятного противника”, поскольку чаще всего натовским специалистам были неизвестны ни номера проектов наших кораблей, ни их названия. На долю советских тральщиков достались, в частности, русские мужские и женские имена — во всяком случае, то, что казалось таковыми западным морским экспертам. Впрочем, первые две послевоенные серии советских тральщиков таких кличек получить еще не успели.

Корабли типа Т-43, постройка которых началась с конца 40-х годов, вобрали в себя лучшие черты как наших кораблей военного времени, так и немецких морских тральщиков, значительное число которых попало в Советский Союз в качестве трофеев. Удачная конструкция обеспечила им долгую жизнь не только в нашем флоте, но и в ВМС Алжира, Болгарии, Индонезии, Сирии, Китая и ряда других стран. Пришлось им побывать и в настоящих морских боях. Один из сирийских кораблей этого типа, “Хит-тине”, в 1973 году погиб в бою с израильскими катерами у города Да-миетта.

За кораблями типа Т-43 последовали морские тральщики типа Т-58, строившиеся в конце 50-х — середине 60-х годов. Они оказались самыми крупными из советских тральщиков (по зарубежным данным, их полное водоизмещение достигало 900 т) и отличались высокой скоростью хода и мощным вооружением (четыре 57-мм автомата и реактивные бомбометы). Однако слишком большая масса стального корпуса и значительная осадка снижали их возможности в связи с резко возросшей чувствительностью современных неконтактных взрывателей мин. По данным западных экспертов, в конце 70-х годов большая часть этих кораблей была переоборудована в суда воздушного наблюдения с установкой на них зенитных ракет.

Читать еще:  Подводная лодка Type 210 «Ula» (Норвегия)

На последующих сериях были приняты все меры по снижению физических полей: размеры кораблей уменьшились, а их корпуса начали делать из немагнитных материалов. Первыми морскими тральщиками с корпусами из алюминиевых сплавов стали корабли, получившие натовскую кличку “Юрка”. На их долю выпало немало работы в самых разных уголках земного шара.

Первый экзамен корабли этого типа сдали в 1972 году, когда правительство Республики Бангладеш обратилось за помощью к Советскому Союзу. Более двух лет — с апреля 1972-го по май 1974 года — отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота трудился по очистке порта Читтагонг — главных морских ворот вновь образовавшейся республики — от мин и затонувших судов, оставшихся там после индо-пакистанской войны 1971 года. Экспедиция работала в очень сложных условиях: при высокой температуре, мутной воде и сильных течениях. Тем не менее фарватер длиной 30 миль и обширная акватория порта были успешно протралены. Действия наших кораблей получили высокую оценку в Бангладеш. В частности, министр коммуникаций этой страны отметил: “Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни”.

Следующим испытанием советских тральщиков стала работа в Суэцком заливе, когда с июля по ноябрь 1974 года группа советских кораблей прошла с тралами более 17000 миль, очистив 1250 км2 акватории. “Сахалинский комсомолец” и другие советские корабли показали не только хорошую боевую выучку, но и отменную живучесть. Один из тральщиков в результате взрыва донной мины у самого борта получил тяжелые повреждения; вода залила оба машинных отделения. Однако аварийные партии справились со столь тяжелыми последствиями, и корабль был спасен. Кстати, в этой операции участвовали и советские вертолеты противоминной обороны, базировавшиеся на крейсере “Ленинград”.

Дальнейшим развитием советских морских тральщиков стала серия кораблей, получившая в НАТО неудобоваримое обозначение “Натя” (что оно должно обозначать, вряд ли знают сами западные специалисты). Они оказались способными не только тралить мины, но и противостоять угрозе с моря и воздуха, выполняя роль кораблей эскорта. Им пришлось сдавать экзамен в этой роли совсем недавно — в Персидском заливе.

Последняя боевая операция советских тральщиков по обеспечению безопасности судоходства в этом взрывоопасном районе затянулась надолго. В разное время там действовали “Контр-адмирал Хорошкин”, “Курский комсомолец”, “Снайпер”,”Зенитчик”, “Турбинист” и ряд других кораблей.

В результате ирано-иракской войны с 1980 года в Персидском заливе сложилась очень сложная обстановка. Обе стороны активно использовали мины, ракеты, быстроходные катера, экипажи которых составляли одетые в белое смертники, готовые в любой момент пустить в ход оружие. Жертвами боевых действий стали несколько сотен кораблей разных стран. В их числе оказались и два советских торговых судна: в мае 1987 года “Маршал Чуйков” подорвался на мине, а “Иван Каротеев” получил повреждения от атаки скоростных катеров. В этих условиях корабли нашего флота были вынуждены конвоировать транспортные суда, проводя их за тралами и охраняя от нападения с моря и воздуха. В результате принятых мер ни одно из советских судов более не попало на мину и не подверглось атаке.

Менее бурные “биографии” имели небольшие по размерам базовые и рейдовые тральщики. Быстро выяснилось, что они приобретают все большее значение. Основной угрозой стали различные донные мины, которые могут выставляться лишь на небольших глубинах, а значит — вблизи от берега. Для их обнаружения и траления необходимы корабли с малой осадкой.

Первыми послевоенными базовыми тральщиками стали стальные корабли, получившие на Западе обозначение “Саша” и ставшие развитием знаменитых “стотонников”. Этих 250-тонных кораблей с гладкопалубным корпусом было построено относительно немного, зато следующая серия (ласково названная в штабе НАТО “Ваня”) оказалась очень многочисленной. Эти тральщики имели деревянный корпус и все отличительные особенности искателей мин. Они же, по западным данным, могут служить кораблями управления для радиоуправляемых рейдовых тральщиков, экипажи которых с началом боевого траления покидают свои суда.

Следующая большая серия современных тральщиков-искателей (за рубежом обозначаемых как тип “Соня”) появилась, по западным данным, в начале 70-х годов. Водоизмещение по сравнению с “Ванями” резко возросло, а корпус изготавливался из композитных материалов на основе дерева и стеклопластика. Корабли этого типа служат во флотах Кубы, Болгарии, Сирии, Вьетнама.

Третья “ветвь”, по которой пошло развитие наших послевоенных тральщиков, имеет свои исторические “корни” в катерных тральщиках времен Великой Отечественной войны. Это малые рейдовые корабли, имеющие водоизмещение менее 100 т. Начиная с середины 70-х годов западные справочники обогатились последовательно 50-тонными “Олями”, 85-тонными “Илюшами” (которые могут, в частности, служить радиоуправляемыми тральщиками) и, наконец, современными искателями мин типа “Евгения”. Эти удачные корабли с корпусами из стеклопластика имеют современное тральное оборудование, включая гидроакустическую станцию и телевизионную систему поиска.

Советские тральщики получили широкое распространение и в странах Варшавского Договора. Только Польша и ГДР строили корабли по своим собственным проектам. 12 польских тральщиков типа “Орлик” очень сильно напоминали несколько уменьшенные Т-43, но имели итальянские дизели фирмы ФИАТ. Немецкие корабли были более оригинальными, хотя и в них четко проглядывается их “прародитель” — германский тральщик типа М-40. После того как были построены первые 6 кораблей типа “Хабихт”, выяснилась необходимость в более мощном радиолокационном оборудовании, и на следующих 6 единицах корпус был удлинен примерно на 7 м и введена мощная решетчатая мачта, на которой расположились антенны радаров. Серия из 10 тральщиков типа “Краке” явилась дальнейшим развитием “Хабихтов”: новые корабли были на 150 т больше, имея ту же скорость и вооружение.

К началу 70-х годов все эти корабли устарели как физически, так и морально: требовались небольшие противоминные искатели с корпусами из немагнитных материалов. Большинство “Краке” и “Хабихтов” было выведено из состава флота ГДР или переклассифицировано во вспомогательные суда, а их место заняли базовые “Кондоры”. Новые тральщики строились в двух сериях — как учебные и как боевые, несколько отличаясь водоизмещением и вооружением (“настоящие” тральщики имели на четыре 25-мм автомата больше).

В целом страны Варшавского Договора сегодня располагают мощными противоминными силами. Всего в составе их флотов, по данным зарубежной печати, около 600 тральщиков, из них более 420 — советские. Это примерно в 2,5 раза больше, чем у стран НАТО. Однако подобный дисбаланс Западу не угрожает: ведь тральщик — это корабль обороны, а не нападения. Корабль, роль которого в будущем должна возрасти еще больше.

Статья подготовлена по материалам иностранной печати. Технические данные советских кораблей . заимствованы из английского справочника “Джейн’с файтинг шипс”

В. Кофман, П. Боженко

Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько

Базовый тральщик Проект 1265 «Соня» (СССР)

КОРАБЛИ МОРСКИХ САПЕРОВ

В то и говорить, тральщики в иерархии современных флотов занимают весьма скромное место. И служба на них для непосвященного человека кажется непрестижной. Зато среди моряков профессия “флотских саперов” всегда вызывала уважение. Еще бы, они-то знают, что тральщики — это единственные корабли ВМФ, которым в мирное время доводится выполнять не только учебные, но и боевые задачи, идти подчас на смертельный риск, не имея права на ошибку.

. Тральщик “Сахалинский комсомолец” находился в самом центре минного поля, когда его внезапно окружили четыре израильских катера. Они непрерывно пересекали курс советского корабля, имитируя столкновение и пытаясь оттеснить его на близлежащую коралловую отмель, но тральщик невозмутимо продолжал следовать боевым курсом. Ситуация обострилась до предела: на катерах расчехлили пулеметы, а один из них, резко сбавив ход, остановился прямо на пути следования тральщика. Расстояние между кораблями неуклонно сокращалось. Вот до борта израильского катера осталось десять метров, девять. Что же дальше — международный инцидент? Но тут нервы командира катера не выдержали, он резко дал полный ход и убрался восвояси. Очередной раунд “игры на нервах” выиграли советские моряки.

Этот эпизод был далеко не единственным в период, когда с июля по ноябрь 1974 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота оказывал помощь Арабской Республике Египет в уничтожении минных полей в Суэцком заливе. Советские тральщики успешно выполнили свою работу: на ходовой рубке “Сахалинского комсомольца” рядом с эмблемой отличного корабля появились три красные звезды — по числу уничтоженных им мин.

Опасность минной угрозы была полностью осознана руководством советского ВМФ еще в годы Великой Отечественной войны, и после ее окончания тральные силы продолжали развиваться достаточно быстрыми темпами. Советский противоминный флот уверенно выходил на первое место в мире, и в зарубежных военно-морских справочниках один за другим появлялись новые типы наших кораблей с весьма странными наименованиями.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.А615 (СССР)

Традиция называть корабли и самолеты неприятеля кличками, обычно женскими или мужскими именами, пришла в страны НАТО от американских морских летчиков, участвовавших в боях на Тихом океане. Действительно, система марок и названий японских самолетов была очень запутанной, и гораздо проще было выпалить в микрофон краткое “Бетти!” вместо “двухмоторный морской бомбардировщик типа “Ноль” фирмы “Мицубиси”. После войны этот принцип был перенесен и на корабли “вероятного противника”, поскольку чаще всего натовским специалистам были неизвестны ни номера проектов наших кораблей, ни их названия. На долю советских тральщиков достались, в частности, русские мужские и женские имена — во всяком случае, то, что казалось таковыми западным морским экспертам. Впрочем, первые две послевоенные серии советских тральщиков таких кличек получить еще не успели.

Корабли типа Т-43, постройка которых началась с конца 40-х годов, вобрали в себя лучшие черты как наших кораблей военного времени, так и немецких морских тральщиков, значительное число которых попало в Советский Союз в качестве трофеев. Удачная конструкция обеспечила им долгую жизнь не только в нашем флоте, но и в ВМС Алжира, Болгарии, Индонезии, Сирии, Китая и ряда других стран. Пришлось им побывать и в настоящих морских боях. Один из сирийских кораблей этого типа, “Хит-тине”, в 1973 году погиб в бою с израильскими катерами у города Да-миетта.

За кораблями типа Т-43 последовали морские тральщики типа Т-58, строившиеся в конце 50-х — середине 60-х годов. Они оказались самыми крупными из советских тральщиков (по зарубежным данным, их полное водоизмещение достигало 900 т) и отличались высокой скоростью хода и мощным вооружением (четыре 57-мм автомата и реактивные бомбометы). Однако слишком большая масса стального корпуса и значительная осадка снижали их возможности в связи с резко возросшей чувствительностью современных неконтактных взрывателей мин. По данным западных экспертов, в конце 70-х годов большая часть этих кораблей была переоборудована в суда воздушного наблюдения с установкой на них зенитных ракет.

На последующих сериях были приняты все меры по снижению физических полей: размеры кораблей уменьшились, а их корпуса начали делать из немагнитных материалов. Первыми морскими тральщиками с корпусами из алюминиевых сплавов стали корабли, получившие натовскую кличку “Юрка”. На их долю выпало немало работы в самых разных уголках земного шара.

Первый экзамен корабли этого типа сдали в 1972 году, когда правительство Республики Бангладеш обратилось за помощью к Советскому Союзу. Более двух лет — с апреля 1972-го по май 1974 года — отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота трудился по очистке порта Читтагонг — главных морских ворот вновь образовавшейся республики — от мин и затонувших судов, оставшихся там после индо-пакистанской войны 1971 года. Экспедиция работала в очень сложных условиях: при высокой температуре, мутной воде и сильных течениях. Тем не менее фарватер длиной 30 миль и обширная акватория порта были успешно протралены. Действия наших кораблей получили высокую оценку в Бангладеш. В частности, министр коммуникаций этой страны отметил: “Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни”.

Следующим испытанием советских тральщиков стала работа в Суэцком заливе, когда с июля по ноябрь 1974 года группа советских кораблей прошла с тралами более 17000 миль, очистив 1250 км2 акватории. “Сахалинский комсомолец” и другие советские корабли показали не только хорошую боевую выучку, но и отменную живучесть. Один из тральщиков в результате взрыва донной мины у самого борта получил тяжелые повреждения; вода залила оба машинных отделения. Однако аварийные партии справились со столь тяжелыми последствиями, и корабль был спасен. Кстати, в этой операции участвовали и советские вертолеты противоминной обороны, базировавшиеся на крейсере “Ленинград”.

Дальнейшим развитием советских морских тральщиков стала серия кораблей, получившая в НАТО неудобоваримое обозначение “Натя” (что оно должно обозначать, вряд ли знают сами западные специалисты). Они оказались способными не только тралить мины, но и противостоять угрозе с моря и воздуха, выполняя роль кораблей эскорта. Им пришлось сдавать экзамен в этой роли совсем недавно — в Персидском заливе.

Последняя боевая операция советских тральщиков по обеспечению безопасности судоходства в этом взрывоопасном районе затянулась надолго. В разное время там действовали “Контр-адмирал Хорошкин”, “Курский комсомолец”, “Снайпер”,”Зенитчик”, “Турбинист” и ряд других кораблей.

В результате ирано-иракской войны с 1980 года в Персидском заливе сложилась очень сложная обстановка. Обе стороны активно использовали мины, ракеты, быстроходные катера, экипажи которых составляли одетые в белое смертники, готовые в любой момент пустить в ход оружие. Жертвами боевых действий стали несколько сотен кораблей разных стран. В их числе оказались и два советских торговых судна: в мае 1987 года “Маршал Чуйков” подорвался на мине, а “Иван Каротеев” получил повреждения от атаки скоростных катеров. В этих условиях корабли нашего флота были вынуждены конвоировать транспортные суда, проводя их за тралами и охраняя от нападения с моря и воздуха. В результате принятых мер ни одно из советских судов более не попало на мину и не подверглось атаке.

Менее бурные “биографии” имели небольшие по размерам базовые и рейдовые тральщики. Быстро выяснилось, что они приобретают все большее значение. Основной угрозой стали различные донные мины, которые могут выставляться лишь на небольших глубинах, а значит — вблизи от берега. Для их обнаружения и траления необходимы корабли с малой осадкой.

Первыми послевоенными базовыми тральщиками стали стальные корабли, получившие на Западе обозначение “Саша” и ставшие развитием знаменитых “стотонников”. Этих 250-тонных кораблей с гладкопалубным корпусом было построено относительно немного, зато следующая серия (ласково названная в штабе НАТО “Ваня”) оказалась очень многочисленной. Эти тральщики имели деревянный корпус и все отличительные особенности искателей мин. Они же, по западным данным, могут служить кораблями управления для радиоуправляемых рейдовых тральщиков, экипажи которых с началом боевого траления покидают свои суда.

Следующая большая серия современных тральщиков-искателей (за рубежом обозначаемых как тип “Соня”) появилась, по западным данным, в начале 70-х годов. Водоизмещение по сравнению с “Ванями” резко возросло, а корпус изготавливался из композитных материалов на основе дерева и стеклопластика. Корабли этого типа служат во флотах Кубы, Болгарии, Сирии, Вьетнама.

Третья “ветвь”, по которой пошло развитие наших послевоенных тральщиков, имеет свои исторические “корни” в катерных тральщиках времен Великой Отечественной войны. Это малые рейдовые корабли, имеющие водоизмещение менее 100 т. Начиная с середины 70-х годов западные справочники обогатились последовательно 50-тонными “Олями”, 85-тонными “Илюшами” (которые могут, в частности, служить радиоуправляемыми тральщиками) и, наконец, современными искателями мин типа “Евгения”. Эти удачные корабли с корпусами из стеклопластика имеют современное тральное оборудование, включая гидроакустическую станцию и телевизионную систему поиска.

Советские тральщики получили широкое распространение и в странах Варшавского Договора. Только Польша и ГДР строили корабли по своим собственным проектам. 12 польских тральщиков типа “Орлик” очень сильно напоминали несколько уменьшенные Т-43, но имели итальянские дизели фирмы ФИАТ. Немецкие корабли были более оригинальными, хотя и в них четко проглядывается их “прародитель” — германский тральщик типа М-40. После того как были построены первые 6 кораблей типа “Хабихт”, выяснилась необходимость в более мощном радиолокационном оборудовании, и на следующих 6 единицах корпус был удлинен примерно на 7 м и введена мощная решетчатая мачта, на которой расположились антенны радаров. Серия из 10 тральщиков типа “Краке” явилась дальнейшим развитием “Хабихтов”: новые корабли были на 150 т больше, имея ту же скорость и вооружение.

К началу 70-х годов все эти корабли устарели как физически, так и морально: требовались небольшие противоминные искатели с корпусами из немагнитных материалов. Большинство “Краке” и “Хабихтов” было выведено из состава флота ГДР или переклассифицировано во вспомогательные суда, а их место заняли базовые “Кондоры”. Новые тральщики строились в двух сериях — как учебные и как боевые, несколько отличаясь водоизмещением и вооружением (“настоящие” тральщики имели на четыре 25-мм автомата больше).

В целом страны Варшавского Договора сегодня располагают мощными противоминными силами. Всего в составе их флотов, по данным зарубежной печати, около 600 тральщиков, из них более 420 — советские. Это примерно в 2,5 раза больше, чем у стран НАТО. Однако подобный дисбаланс Западу не угрожает: ведь тральщик — это корабль обороны, а не нападения. Корабль, роль которого в будущем должна возрасти еще больше.

П. БОЖЕНКО, В. КОФМАН

Статья подготовлена по материалам иностранной печати. Технические данные советских кораблей . заимствованы из английского справочника “Джейн’с файтинг шипс”.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: