33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большие десантные корабли проекта 775 (СССР)

Большие десантные корабли проекта 775

Характеристики больших десантных кораблей проекта 775

История появления и проектирования десантных судов проекта 775

Теория применения морского десанта в СССР предполагала 3 типа десантных судов:

  • Большие десантные корабли (БДК), для перевозки и десантирования батальона морской пехоты с боевыми машинами.
  • Средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты.
  • Малые десантные корабли (МДК), обеспечивающие боевые действия взвода морской пехоты.

К началу 1970-х в составе флота имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К), а вот с СДК вышла накладка — существующие суда проектов 770, 771 и 773 выполнить возложенные на них задачи были не способны и их требовалось заменить.

В 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по заданию на проектирование нового СДК. Серия получила индекс «проект 775» и должна была стать первой серией десантных кораблей специальной постройки — до этого для целей высадки десанта использовались в основном переделанные сухогрузы.

Большой десантный корабль проекта 775

Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия «Северная верфь» («Stocznіa Polnocna») в г. Гданьске. Руководителем проекта был инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина.

Уже в ходе проектных работ разрабатываемый средний десантный корабль из-за постоянного роста водоизмещения, бsk переквалифицирован в большой десантный корабль. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Конструкция и серийная постройка десантных судов проекта 775

Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта.

В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 кораблей. Вторая серия состоящая из 16 кораблей строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения и радиолокационным оборудованием. Строительство третьей серии не было даже начато в связи с развалом СССР. В настоящее время практически все БДК проекта 775 выведены из состава флота.

Десантный корабль проекта 775 это многопалубное, плоскодонное судно океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По всей длине корабля проходит танковая палуба, в носовой части судна размещена аппарель для спуска на сушу техники и пехотинцев, а на корме — кормовой лацпорт для выгрузки и загрузки плавающей техники.

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Также БДК проекта 775 могут использоваться для постановки минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров.

Применение десантных судов проекта 775

  • 1986 г. БДК проекта 775 приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене.
  • В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии.
  • В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой российского миротворческого контингента на территории Югославии.
  • В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота «Ямал» (БДК-67 проект 775) и «Саратов» (проект 1171) высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты.
Читать еще:  Фрегаты проекта 22350 (Россия)

источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет

Большой десантный корабль проекта 775

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 775 предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Корабли были заложены и построены на судоверфи “Stocznia Polnocna” в Гданьске (Польша) в период с 1974 по 1985 годы. Всего построено 17 кораблей данного проекта.

БДК проекта 775 – многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В имеется танковый трюм. Его длина составляет 95 м, ширина и высота – по 4,5 м.

Имея нормальное водоизмещение, составляющее 4080 тонн, корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.). Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую сходню, которая опускается с помощью гидравлического привода.

Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, дальностью стрельбы до 16 км и боекомплектом в 1000 снарядов. Скорострельность – 100 выстрелов в минуту. Снаряды могут быть оснащены как контактными, так и бесконтактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей типа MR-302, двумя навигационными РЛС и развитыми средствами радиосвязи. Предусмотрены также пассивные системы радиоэлектронной борьбы. Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из двух дизельных двигателей мощностью до 10500 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора мощностью до 500 кВт.

Дальность плавания корабля скоростью хода 18 узлов при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль. Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 30 суток. Экипаж насчитывает около 75 человек.

Тактико-технические характеристики большого десантного корабля проекта 775
Длина, м – 112,5
Ширина, м – 15
Осадка, м – 3,7
Экипаж, чел – 75
Десант, чел – 190
Грузоподъёмность, тонн -480
Водоизмещение, тонн – 4080
Скорость максимальная, узлов – 18
Дальность при максимальной скорости, миль – 4000
Автономность, суток – 30

Большой десантный корабль Азов (фото)

Большие десантные корабли проекта 775 (Ropucha I по классификации НАТО) — серия советских БДК. Предназначены для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Корабли серии являются основой российского десантного флота. На смену десантным кораблям проекта 775 должна была прийти серия кораблей нового проекта 778. После распада СССР, в 1992 году оба недостроенных корабля были разрезаны на стапелях.

Большие десантные корабли проекта 775

Большие десантные корабли проекта 775 (кодификация NATO – Ropucha (жаба по-польски)) — это серия БДК, постройка которых производилась в Польской Народной Республике, в Гданьске, по заказу Военно-Морского Флота. Корабли необходимы для переброски грузов и войск, а также для высадки морского десанта на необорудованное побережье. Также в возможности входит транспортировка разнообразных видов бронетехники. Им отведена главенствующая роль в десантном флоте РФ. До 1977 года по классификации принадлежали к средним десантным кораблям. В дальнейшем планировалось их заменить БДК проекта 778, постройка которых ожидалась также в Гданьске. Но в 1992 году два корабля этого проекта в недостроенном виде разрезали на стапелях.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.617 (СССР)

Содержание:

1. Фотографии

2. Видео

3. История

3.1 История разработки

Военно-Морскому Флоту было необходимо заменить устаревающие большие десантные корабли проекта 1171, созданные на основе сухогруза. Их последователи должны были быть спроектированными специально для десантных операций, обладать большей живучестью и мощностью вооружения. Новые корабли должны были по значимости встать между БДК проекта 1174 («Носорог») и средними десантными кораблями. Проектирование 775 осуществлялось в Польской Народной Республике.

3.2 История службы

БДК данного проекта неоднократно участвовали в разнообразных операциях, причем без потерь. В их число входят, например:

  • Эвакуация граждан СССР из порта Аден во время гражданской войны в Адене в 1986 году.
  • Эвакуация с острова Нокра (Эритрея, тогда Эфиопия) в 1991 году.
  • Функционирование в качестве сухогрузов при обеспечении флотских частей на Сахалине, Камчатке и Курильских островах.
  • Участие в международной кампании по оказанию помощи иностранным государствам в зонах военных действий в акватории Индийского океана.
  • Доставка с апреля 2014 года по настоящее время грузов правительству Сирии (в рамках кампании Сирийский экспресс).

Весной 2014 года команда одного из кораблей этого проекта, «Константина Ольшанского», БДК Военно-Морских сил Украины, подняла Андреевский флаг. По состоянию на август 2014 года данное судно входит в 197 бригаду десантных кораблей ЧФ РФ.

4. Конструкция

Корабли серии оборудованы развитой кормовой надстройкой. На корме есть герметичный откидной лацпорт, необходимость в котором возникает при погрузке техники с пирса в случае швартовки кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса и соединяет лацпорт и носовую аппарель. При помощи носовой аппарели проходит десантирование амфибийной техники на воду в условиях четырехбалльного волнения.

5. Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 2900 т (порожнее), 3450 т (нормальное), 4400 т (полное)
  • Длина: 112,5 м (наибольшая)
  • Ширина: 15 м (наибольшая)
  • Осадка: 3,7 м (при полном водоизмещении)
  • Двигатели: 2 дизельных двигателя, 3 × дизель-генератора, 16 ZVB 40/48
  • Мощность: 2 × 9600 л. с., 3 × 750 кВт
  • Движитель: 2 × кормовые выдвижные ВРК, 2 × ВФШ
  • Скорость хода: 17,5 узла (полная)
  • Дальность плавания: 3500 миль (на 16 узлах), 6000 миль (на 12 узлах)
  • Автономность плавания: 30 суток
  • Экипаж: 87 человек (8 офицеров).

5.2 Вооружение

  • Навигационное вооружение: НРЛС «Дон» или «Миус» или «Вайгач» или «Наяда»
  • Радиолокационное вооружение: РЛСО НЦ и ВЦ МР-302 «Рубка» (пр. 775/II) или
  • МР-352 «Позитив» (пр. 775/III), две РЛС МР-212/201
  • Радиоэлектронное вооружение: СУО МР-103 «Барс» или МР-123/176 «Вымпел» (пр. 775/III), СУО ПС-73 «Гроза», 2 × 82 мм ПУ комплекса ПК-16 и комплекс РЭБ МП-405 «Старт» (пр. 775/III)
  • Артиллерия: 2 × АК-725 или 1 × АК-176 (пр. 775/III)
  • Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М (пр. 775/III)
  • Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М» (всего – 320 НУРС), 2 × ПЗРК «Стрела-3» или «Игла».

5.3 Десантные возможности

БДК проекта 775 способны перевозить 10 танков и 225 десантников либо усиленную роту морских пехотинцев. Масса грузового отсека – до 480 т, его размеры – 95×4,5×4,5 м. Жилые места для десантников располагаются в 4-местных офицерских каютах и в кубриках.

6. Состав серии

Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1) была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.

  • СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
  • СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
  • СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
  • СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
  • СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
  • СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
  • СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
  • СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
  • СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
  • СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.
  • БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
  • БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
  • БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
  • БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
  • БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
  • БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
  • БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
  • БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
  • БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
  • БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
  • БДК-67, «Ямал»; Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.
  • БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
  • БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
  • БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: