0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронекатер проекта 191М (СССР)

Пр.191

Содержание

Описание

Опытный малый речной бронированный катер проекта 191 разработан под руководством конструктора Ю.Ю. Бенуа в начале 1945 г. для замены уже полностью истративших свой потенциал к модернизации бронекатеров проекта 1124 и 1125.

Был построен один опытный образец, который, как и предполагалось, показал неудовлетворительно низкие скоростные характеристики, уступая пр. 1124 на 6 узлов (11,1 км/ч). Поэтому дальнейшее строительство бронекатеров велось уже по скорректированному проекту 191М с дизельными двигателями М-50.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Катер скомпонован по классической цитадельной схеме. Весь корпус разделён на три сварных стальных части:

  • Средняя часть представляет собой бронированную коробку – цитадель. Цитадель выполнена из вертикальных 7 мм листов по бортам и 10 мм листу стальной гомогенной брони на крыше. В цитадели находится боевое отделение башни ГК и машинное отделение.
  • Оконечности из не броневой стали, собираются отдельно и привариваются к цитадели. В кормовой оконечности находятся топливные баки и помпы. В носовой оконечности – помпы.

В дополнение к бронированию цитадели по борту вдоль всего корпуса размещён наклонный экран из 7 мм стальной гомогенной брони.

Рубка бронирована 14 мм листами, крыша рубки – 10 мм листом. Башня ГК защищена 30 мм круговой бронёй и 20 мм крышей.

В итоге корабль имеет весьма внушительное, эффективное и даже уникальное бронирование. Существенным отличием от бронезащиты катеров проекта 1124 является наличие бортового экрана, размещённого под углом. В средней части корабля экран образует с бронёй цитадели двойную защиту, спасая от огня бронебойных снарядов крупнокалиберных (14,5 мм) пулемётов и даже автопушек. Рубка так же хорошо защищена от огня пулемётов, поэтому катер хорошо держит неприцельный огонь или случайные попадания, получая только незначительные повреждения корпуса. Довольно часто обстрел пулемётов винтовочного калибра даже с близких дистанций остаётся просто незамеченным из-за отсутствия повреждений.

В то же время при прицельном огне стойкость катера и ощущение защищённости заметно падают. Оконечности корабля закрыты экраном только с нижней стороны, что спасает от осколков разрывных снарядов, но никак не спасает от кучной стрельбы, направленной на поражение носа или кормы. В носовой части, к сожалению, сидит около 40% экипажа, а во время боя со сведущим в схеме вашего бронирования противником носовая часть почти гарантированно превращается в решето. В кормовой части находятся топливные баки, что приводит к частым пожарам, так как крыша кормы тоже не бронирована. БК главного калибра размещён не внутри цитадели, а в носовой части, но из-за достаточного расстояния от борта взрывы БК случаются редко.

В итоге мы имеем хорошо защищённый от огня пулемётов, но не живучий катер с действительно действующей бронёй, которая, тем не менее, не даёт ему значительных преимуществ в сражении против артиллерийских катеров, вооружённых автопушками,

Подвижность

Подвижность катера на неудовлетворительном уровне. Максимальной скорости не хватит для своевременного перемещения между точками, а манёвренности для ведения ближнего боя или тем более для уклонения от снарядов противника.

Набор 29 км/ч (полный ход) и остановка происходит за

15,2 секунды. Максимальная скорость заднего хода в 11 км/ч достигается за

Переложить руль с крайне левого в крайне правое положение удаётся за

14 секунд. Описывает полный круг катер за

40 секунд, при этом катеру свойственно дрейфовать в сторону поворота, что увеличивает радиус циркуляции.

Вооружение

Главный калибр

Это танковое 85-мм орудие ЗиС-С-53, аналогичное стоящему на Т-34-85 и Т-44, в специальной морской установке МК-85. Задумывалась установка еще во время войны, но до серийного производства в войну её довести не успели. Доступны осколочно фугасные и каморные снаряды. Каморные снаряды – хорошая сторона этого орудия, позволяющая взрывать боеукладки при умелой стрельбе или просто при случайных попаданиях, что тоже нередко случается. Их рекомендуется заряжать против других бронекатеров или против кораблей побольше.

Огромный недостаток ГК – несовершенная стабилизация орудия. При волнении вести прицельную стрельбу даже оставаясь на месте почти невозможно, что делает ГК абсолютно бесполезным. При отсутствии волнения из ГК можно эффективно вести огонь на дальние дистанции (1500-2000 м), на которых пропадает эффективность пулемётов.

К преимуществу ГК стоит отнести его удобное расположение. Катер удобно может вести огонь по всему переднему сектору.

Зенитная артиллерия

Не менее важной частью вооружения пр.191 являются две пулемётные башни, по 2 ДШК в каждой. 4 пулемёта – отличный выбор для ведения ближнего боя. Пулемёты, к тому же, весьма эффективно сбивают самолёты.

Необходимо только помнить, что задняя пулемётная башня не может вести огонь в передней полусфере (мешает рубка).

Применение в бою

Пр.191 интересный и во многом новый бронекатер, расширяющий тактические возможности предыдущих бронекатеров. Эффективной тактикой игры на пр.191 будет снайперский отстрел кораблей противника из укрытия с больших дистанций, поддержка союзных кораблей. Пули на расстояниях > 1500 метров не пробивают вашу броню, а если противник проходит близко, то стоит переключиться на пулемётное вооружение, так как на ближних дистанциях пулемёты эффективнее ГК из-за большего сектора обстрела и скорострельности. Корпус следует держать немного повёрнутым в сторону противника, закрывая таким образом корму. Или полностью носом в сторону противника, уменьшая ширину силуэта. Башня ГК позволяет вести огонь, даже находясь частично в укрытии. Подставляться под огонь или идти в атаку в первых рядах не рекомендуется. Броня катера не спасёт от обстрела с ближних дистанций, а вашего вооружения не достаточно для быстрого обезвреживания угрозы.

Достоинства и недостатки

В общем и целом катер не способен ни наносить большой урон, ни своевременно занимать выгодные для стрельбы позиции, из-за чего результативность боёв на пр.191 довольно сильно зависит от многих факторов. Например, при волнении катер просто теряет возможность вести стрельбу из ГК. А при отсутствии волнения, результат зависит от количества детонаций вражеских БК. ГК не хватает скорострельности, а пулемётам – огневой мощи.

Резюмируя, можно сказать, что пр.191 готовит нас к ознакомлению с намного более совершенным кораблём – пр.191М.

  • Отличное бронирование;
  • 85-мм орудие ГК;
  • 2 защищённые пулемётные башни.
  • Низкая скорострельность ГК;
  • Очень низкая максимальная скорость;
  • Слабая подвижность и манёвренность;
  • Малочисленный экипаж — > низкая живучесть.
Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.640 (СССР)

Историческая справка

В 1932 году Управление кораблестроения выдала КБ под руководством Ю.Ю.Бенуа задание спроектировать большой и малый речные катера. В результате этого появились катера проекта 1124 и 1125. С тех пор задания проектировать непременно и большой и малый речные катера стали традицией строительства речных бронекатеров СССР, хотя эффективность такого решения сейчас вызывает сомнения, так как катера могли получаться не уступающими боевой эффективностью друг другу, но номинально слишком узкоспециализированными.

Так, катера довоенного периода проектов 1124 и 1125 начали исчерпывать свой модернизированный потенциал ещё до начала войны. Опыт войны дал видение абсолютно нового катера, показав недостатки довоенных катеров. В первую очередь, необходимо было усилить бронирование, так как не защищённая от осколков носовая часть во время боя благодаря им (осколкам), начинала пропускать воду. В результате, катер терял плавучесть при неповреждённой цитадели. Кроме того, требовалось усилить вооружение ПВО, увеличить скорость хода и усилить артиллерийское вооружение. Со всеми этими требованиям так же катер не должен был превышать массы в 80 тонн для возможности транспортировки по железной дороге.

Почти всё это удалось воплотить в пр.191. Был построен и испытан один экземпляр. Катер уступал предыдущем поколению в скорости из-за неподходящих двигателей.Но зато катер содержал новые технологичные решения по бронированию и компоновке. Экранирование корпуса давала ощутимые преимущества в отношении защищённость к массе, а форма корпуса обеспечивала хорошие ходовые качества и технологичное производство. В дальнейшем выпуск катера проходил по усовершенствованному проекту 191М, с установкой двигателей М-50 и более мощного пулемётного вооружения. Некоторые изменения и поправки вносились во время серийного производства, поэтому катера могли отличаться между собой, так как индекс наименования не менялся.

Всего было выпущено 118 катеров проекта 191М и один опытный катер проекта 191. К сожалению, выпуск самого мощного бронекатера опоздал на 5-7 лет, и пр.191М появился уже в то время, когда острая необходимость на подобного рода корабли отпала.

Бронекатер проекта 191М (СССР)

Технический проект 191 «малого» БКА был закончен в начале 1945 года. Опытный катер заложили 27 апреля на заводе № 344 в Молотове и спустя 18 месяцев (в октябре 1946 года) он вступил в строй. Проведенные и том же году испытания подтвердили худшие опасения — скорость хода корабля составила всего 15 уз, то есть оказалась на 6 уз меньше, чем у бронекатера проекта 1124. Дальнейшее строительство признали целесообразным вести только по корректированному проекту 191М с дизелями М-50, серийное производство которых началось в 1947 году. В 1947 году в Молотове были построены первые восемь катеров проекта 191М установочной серии, после чего всю документацию и оснастку передали на Ижорский завод в Колпино. Постройка катеров осуществлялась поточно-позиционным методом. Для упрощения технологии сборки корпус разбивался на три секции (цитадель, носовая и кормовая оконечности). Одновременно в постройке могло находится до пяти бронекатеров, а цикл постройки каждого из них составлял 30 рабочих дней. Нетрудно подсчитать, что Ижорский завод мог выпускать 50 кораблей в год (фактически — в два раза меньше).

В процессе серийного производства в конструкцию катера постоянно вносились различные непринципиальные изменения, улучшающие его ТТЭ (13 — по вооружению и корпусу, шесть — по механической части и 14 — по электрооборудованию), поэтому катера постройки 1951-1952 годов несколько отличались от первых серий, хотя номер проекта оставался прежним (в дальнейшем были разработаны проекты переоборудования и модернизации 191А, 191Ри 191ТКБ-2). Всего в 1948-1952 годах Ижорский завод построил 110 кораблей проекта 191М, большинство из которых вошло в состав Амурской и Дунайской речных флотилий.

Бронекатер проекта 191М имел традиционную для речных боевых кораблей форму корпуса с плоским днищем, округлой скулой, туннельной кормой, развалом носовых шпангоутов, завалом бортов в средней части и корме, транцевой кормой и наклонным форштевнем. Оптимизированная с точки зрения обеспечения минимальной осадки подобная форма корпуса, вполне оправдавшая себя на тихоходных (8-12 уз) речных мониторах, преподнесла целый ряд сюрпризов создателям катеров. Так, еще при испытаниях первых кораблей проектов 1124 и 1125 обнаружилось очень неприятное явление: на полном ходу (20-21 уз) катера выходили на режим, близкий к глиссированию.

Теоретически плоское днище очень выгодно для создания необходимой для глиссирования гидродинамической подъемной силы. Однако в этом режиме судно с плоским днищем обладает очень плохой поворотливостью и после отклонения руля под действием силы инерции дрейфует в сторону, противоположную перекладке руля, описывая пологую кривую. На волнении такое судно при встрече с волной теряет устойчивость на курсе, им практически невозможно управлять. Выходом из положения было бы придание днищу небольшой килеватости (оптимально плоско-килеватое днище с отгибом у скулы), но на это не пошли -прежде всего, по технологическим причинам. На бронекатере проекта 191М это явление напомнило о себе вновь. На максимальной скорости катер имел ходовой дифферент на корму (около 3°), что ухудшало устойчивость на курсе и не позволяло вести огонь прямой наводкой из башни МК-85 на нулевых курсовых углах. Для уменьшения ходового дифферента на бронекатерах постройки 1951-1952 годов обводы кормовой оконечности между 19 и 20 шп. были выполнены более полными, что позволило уменьшить дифферент почти в два раза.

Корпус изготавливался из стали марки Ст.3 и броневой стали марки 2П и был полностью сварным, система набора — продольная, а в оконечностях — поперечная, величина шпации — от 500 до 1500 мм. Корпус делился поперечными водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Сообщение между отсеками осуществлялось через люки в палубе и лазы в переборках. На палубе в средней части корпуса располагались 85-мм одноорудийная башенная артиллерийская установка МК-85 и ходовая рубка с пулеметной башенкой 2М-6-2 на ней, за рубкой находились сигнальный мостик и мачта, а в кормовой части — вторая пулеметная башенка 2М-6-2.

Конструктивно бронекатер проекта 191М представлял собою корабль с цитадельной схемой броневой защиты. Вся средняя часть корпуса (20-38 шп.) выполнялась в виде броневой коробки (цитадели), которая защищала носовое подбашенное отделение, моторное отделение, радиорубку и кормовой пулеметный отсек. Бронирование борта в районе цитадели было экранированным, наружная броня (экран) толщиной 7 мм завалена внутрь под углом 9°. Экран продолжается в нос до 20 шп. и в корму от 38 шп. на 500 мм. Броня внутреннего борта была вертикальной и имела толщину 7 мм. Между нижними кромками экрана и внутреннего борта устанавливался 7-мм наклонный броневой лист, который являлся верхним листом топливных цистерн. Броня борта опускалась ниже конструктивной ватерлинии на 250 мм. Между листами экрана и внутренним бортом устанавливались диафрагмы из стали Ст.3. Броневая защита траверзов (20 и 38 шп.) была также экранированной (7-1-7 мм). Палуба в районе 19-39 шп. состояла из броневых листов толщиной 10 мм.
Существенным отличием схемы бронирования нового катера от предшественников являлось наличие 7-мм броневого пояса в нос и в корму по ватерлинии и по транцу, который опускался под ватерлинию на 250 мм. Дело в том, что на кораблях проектов 1124 и 1125 относительно короткая цитадель при затоплении не защищенных броней носовых или кормовых отсеков не обеспечивала необходимой плавучести. Осколками от близких разрывов наружный борт в оконечностях превращался в «решето», и при неповрежденной цитадели катер тонул, даже избежав прямых попаданий. Теперь же наличие противоосколочной брони в оконечностях существенно улучшало живучесть. Правда, для экономии веса оконечности имели меньшую высоту борта по сравнению с центральной частью, и катер приобрел характерный «горбатый» силуэт. Бронирование стенок боевой рубки было также экранированным. Внутренний и наружные листы толщиной по 7 мм устанавливались вертикально. В горизонтальной плоскости наружные листы рубки по отношению к внутренним устанавливались под углом 9°. Крыша рубки выполнялась из однослойной брони толщиной 10 мм. Сигнальный мостик за ходовой рубкой защищался 7-мм броней. Общая масса брони составляла 20,8 % от полного водоизмещения (у проекта 1124 — 11,2%).

Читать еще:  Рейдовый тральщик Проект 10750 (СССР)

В 1949 году был проведен интересный натурный эксперимент. Полностью сформированный корпус БКА проекта 191М (естественно, без насыщения) на полигоне подвергли обстрелу 12,7 и 14,5-мм бронебойно-зажигательными пулями, а также 20 и 23-мм снарядами. Результаты признали удовлетворительными, однако было высказано мнение о необходимости увеличения толщины бортового бронирования. Дело в том, что экранированная система бронирования относится к типу так называемых пассивных защит, которые включают в себя разрушающиеся (различные типы экранов, покрытия типа «Zlmmerit») или расходуемые (контейнеры динамической защиты) элементы. По конструктивному исполнению экранированная защита может быть навесной или встроенной. Навесная защита получила широкое распространение на танках периода Второй мировой войны и предназначалась прежде всего для защиты от кумулятивных снарядов. Относительно легкие экраны толщиной 4-5 мм при попадании такого снаряда вызывали преждевременное формирование кумулятивной струи на дистанции больше оптимальной.

Своеобразными экранами могли служить закрепленные на корпусе и башне танка ящики для инструментов, траки, цепи и даже мешки с песком. Встроенная экранированная защита в 1940-е годы нашла применение только на танке ИС-3 (30-мм фальшборт перед наклонной 90-мм бортовой броней). В дальнейшем в танкостроении эволюция встроенной экранированной защиты привела к появлению многослойного (комбинированного) бронирования. На всех современных танках имеются легкие навесные противокумулятивные бортовые экраны. Неприятной особенностью экранированной (динамической) защиты является резкое снижение ее эффективности по мере разрушения экрана (расходования ее элементов). Если замена выполнивших свое назначение навесных экранов не представляет особой сложности и может выполняться в полевых условиях силами экипажа, то замена сильно поврежденного встроенного экрана часто требует ремонта в заводских условиях.

Катер проекта 191М вооружался одной башенной установкой МК-85 и двумя спаренными 14,5-мм пулеметными установками 2М-6-2. Башня МК-85 имела угол обстрела по горизонту 150° на каждый борт, ее поворот осуществлялся от электродвигателя и вручную (вертикальное наведение — только вручную). Боезапас из 100 выстрелов располагался в подбашенном отсеке, было предусмотрено место для приема на борт еще 50 выстрелов в перегруз. Броня стенок имела толщину 30 мм, крыши — 20 мм. Такое равномерное круговое бронирование казалось более предпочтительным по сравнению с дифференцированным бронированием танковой башни. Лоб пулеметных башен защищался экранированной (7-1-7 мм) броней, а крыша — однослойной 10-мм. В перегруз бронекатер мог принять восемь мин заграждения типа Р-1 или «Мираб».

Механическая установка катера состояла из двух V-образных 12-цилиндровых дизелей М-50 мощностью по 1000 л.с., управление которыми осуществлялось из ходовой рубки и моторного отделения. Электроэнергетическая система включала в себя два генератора ГСК-1500, навешенных на главные двигатели (сеть постоянного тока напряжением 24 В), и дизель-генератор ПН-85 (сеть постоянного тока напряжением 110 В). В качестве резервных источников тока использовались четыре аккумуляторные батареи. Моторное отделение бронекатера отличалось высокой плотностью компоновки, доступ ко многим агрегатам был затруднен. Главные двигатели устанавливались на фундаментах без амортизации, отсутствовала и звукоизоляция, поэтому уровень шума в моторном отделении на полном ходу составлял 127 дБ, а в жилых помещениях -103 дБ; для сравнения: уровень шума двигателей взлетающего реактивного самолета не превышает 110 дБ.

Поскольку катер проекта 191М предназначался для действия на реках и в пределах видимости берега, штурманское вооружение было очень скромным и состояло из одного 75-мм компаса (за ходовой рубкой предусматривалось место для 125-мм компаса). Для обеспечения радиосвязи на катере устанавливались радиостанции Р-607 (KB) и Р-609 (УКВ). Специфической особенностью речного БКА было наличие специального устройства для снятия с мели, состоящего из двух свай с талями, по-походному располагавшимися на палубе в носу.

Транспортировка катера проекта 191М по железной дороге вначале осуществлялась на одной четырехосной 60-т платформе (под оконечности подводились двухосные 20-т платформы). В начале 1950-х годов такая схема начала вызывать возражения со стороны МПС, так как максимальная скорость транспортировки не превышала 50 км/ч. В дальнейшем она осуществлялась на сцепе из двух 60-тонных платформ. При транспортировке с катера снимались: пулеметная башня на ходовой рубке, привальный брус, козырьки газового выхлопа, приборы на крыше ходовой рубки, мачта и брызгоотражатели.

БКА проекта 191М опоздал своим появлением минимум на пять-семь лет и не успел принять участие в сражениях Великой Отечественной войны. Если РККА незадолго до начала войны уже имела пусть еще «сырой», но обладающий огромными модернизационным потенциалом средний танк Т-34, который постепенно заменял в танковых частях устаревший Т-28, то ситуация с «речными танками» в ВМФ была совершенно противоположной. Модернизационные возможности проектов 1124 и 1125 полностью исчерпались после корректировки в 1938-1940 годах, и все дальнейшие попытки существенно улучшить их ТТЭ не увенчались успехом. В результате новый корабль пришлось проектировать уже в ходе войны практически с «чистого листа». Самый мощный в мире бронекатер появился, когда острая надобность в нем, увы, отпала.

Технические характеристики катера проекта 191М
Водоизмещение:
— полное — 52,8 т,
— стандартное — 49,7 т;
главные размерения:
— длина наибольшая — 25,96 м,
— ширина наибольшая — 4,43 м,
— углубление наибольшее — 0,65 м;
бронирование:
— палуба над цитаделью 10 мм,
— пояс цитадели 7 + 7 мм,
— пояс в оконечностях 7 мм,
— траверзы 7 + 7 мм,
— крыша боевой рубки 10 мм,
— стенки боевой рубки 7 + 7 мм;
силовая установка: два дизельных двигателя М-50 суммарной мощностью 2000 л.с.;
скорость хода: полная — 20,8 уз, экономическая — 10,0 уз;
дальность плавания расчетное при полном запасе топлива (3,3 т) экономическим ходом — 517 миль;
вооружение: 1 х 1 85-мм универсальное орудие МК-85 в обеспечении ПУС МБК-191, 2×2 14,5-мм пулемета Владимирова в башенной установке 2М-6-2;
экипаж — 15 человек
#вмфсссрроссииснг

Читать еще:  Десантный транспорт-док типа «Whidbey Island» (США)

Книга Поход на Вену, страница 1. Автор книги Александр Широкорад

Онлайн книга «Поход на Вену»

Ночь на 22 июня выдалась светлой и теплой. На обоих берегах пограничной реки стояла тишина. Увы, она была обманчивой.

В 4 ч. 45 мин. с полуострова Сату-Ноу румынская артиллерия открыла ураганный огонь по порту и городу Измаилу. Одновременно румынская и германская авиация бомбила город.

Немедленно наши корабли и береговые батареи открыли ответный огонь. К 6 ч. 30 мин. все огневые средства румын на полуострове Сату-Ноу были полностью подавлены.

С 24 июня Румыния начала высаживать десанты на наш берег. Но они были отражены силами Дунайской флотилии и 14-го стрелкового корпуса (25-я и 51-я стрелковые дивизии). Советские десанты сами начали высаживаться на румынской территории.

На рассвете 25 июня с наших бронекатеров и катеров-тральщиков рота пограничников высадилась на полуостров Сату-Ноу. Десант был поддержан огнем мониторов «Ударный» и «Мартынов». Румынский гарнизон сдался без боя. В плен было взято 70 солдат, а остальные разбежались по плавням. По показаниям пленных, гарнизон составляли две армейские роты, взвод пограничников и взвод жандармов с пулеметами и двумя замаскированными орудиями. Эти орудия и десять пулеметов стали нашими трофеями.

На следующее утро бронекатера и катера-тральщики переправили через Килийское гирло Дуная 23-й стрелковый полк 25-й стрелковой дивизии. С нашего берега десант поддерживал огнем 99-й артиллерийский полк этой дивизии.

Десантники стремительно атаковали румын, и уже в 8 ч. 28 мин. городок Старая Килия был взят. Румыны потерпели полный разгром. 700 человек сдались в плен, до 200 были убиты, остальные в панике разбежались, и их с бреющего полета обстреливали самолеты 96-й эскадрильи. Десантники захватили 8 орудий, до 30 пулеметов, около 1000 винтовок, много боеприпасов и снаряжения.

Наши потери составили 5 человек убитыми, 7 ранеными. Три бронекатера получили незначительные повреждения.

Для охраны Старой Килии был оставлен батальон 23-го стрелкового полка. К исходу дня 26 июня частями Красной Армии и пограничниками без боя были заняты село Пардина и остров Татару.

С захватом полуострова Сату-Ноу, населенных пунктов Старая Килия и Пардина и острова Татару Дунайская флотилия овладела обоими берегами Дуная от села Периправа до устья реки Репида, получив, таким образом, маневренный плацдарм на протяжении 76 км.

Итак, на Украине и в Белоруссии танковые дивизии врага вклинились на сотни километров вглубь нашей территории, пали Минск, Львов и Рига. А тут, на Дунае, война шла в согласии с довоенным лозунгом — «на чужой территории, малой кровью!»

Когда впервые русские суда появились на Дунае, установить невозможно. Во всяком случае, в X веке у киевского князя Святослава здесь было несколько сотен гребных судов.

Первая русская регулярная флотилия была создана в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Осенью 1770 г. армия Румянцева подошла к Дунаю. Для борьбы с многочисленной неприятельской речной флотилией, обеспечения переправы сухопутных войск и действий против прибрежных турецких крепостей было решено создать Дунайскую флотилию.

Весной 1771 г. на Дунае было начато строительство судов. Кроме того, во флотилию включили пять 24-метровых галиотов, захваченных у турок в крепости Тульча.

Летом 1771 г. в Дунайской флотилии было уже 5 галиотов, 7 галер и до 20 малых судов: кончебасов, полукончебасов и других. В 1772 г. к ним присоединились четыре 12-пу-шечные шхуны, построенные по чертежам контр-адмирала Чарльза Ноульса, который в 1772 г. командовал флотилией. Несмотря на слабое вооружение и плохую мореходность, суда флотилии с 1772 г. не только охраняли устье Дуная, но даже выходили в море для наблюдения за движением турецких судов и совершали переходы до берегов Крыма.

В 1789 г. на Дунае вторично (после 1772 г.) создается русская военная флотилия. В этом году из Днепра на Дунай прибыл отряд судов под командованием капитана 1 ранга Ф.А. Ахматова.

2 октября 1790 г. Потемкин приказал гребной Лиманской флотилии генерал-майора де Рибаса войти в Дунай. На переходе с моря ее должна была прикрывать Севастопольская эскадра Ушакова. Флотилия де Рибаса состояла из 33 судов (22 лансонов [1] , 6 дубель-шлюпок, двух катеров, двух шхун и одного бомбардирского корабля «Константин»), 48 казацких лодок и нескольких транспортов. В середине октября флотилия прошла морем из Днепро-Бугского лимана в устье Дуная.

19 октября флотилия де Рибаса напала на турецкие суда в Сулинском устье (гирле) Дуная. В ходе двухдневного боя одно большое гребное судно турок было взорвано, захвачено 7 купеческих судов. На берег высадились 600 гренадер и взяли штурмом две турецкие батареи.

Авангард Дунайской флотилии под командованием капитана Ф.А. Ахматова 6 ноября подошел к турецкой крепости Тульча. Навстречу ему вышла флотилия из 17 турецких судов. В ходе жаркой артиллерийской дуэли два «турка» взлетели на воздух, а остальные сочли за благо уйти вверх по течению. Их команды высадились на берег и стали волочь свои суда бечевой, как бурлаки.

Ахматов приказал преследовать турок. Две русские канонерки и шесть казацких лодок пошли на веслах против течения. С остальных же судов были высажены на берег 50 гренадеров и бечевщики [2] . Впереди по берегу шли гренадеры, а за ними бечевщики волокли остальные суда отряда Ахматова.

Турки, увидев погоню, пришли в замешательство и оставили четыре канонерки на произвол судьбы. Их перехватили русские. А ночью турки подожгли остальные свои суда. Зрелище горящих судов напугало гарнизон в крепости, и ее защитники, открыв ворота, ринулись в степь, кто куда. На рассвете 7 ноября десантники Ахматова вошли в пустую Тульчу.

К крепости Исакча подошел отряд гребных судов капитан-лейтенанта Литке. Турки при виде русских подожгли 32 своих судна, команды которых спешно переправились на берег. Затем случилось то же, что было в Тульче — гарнизон Исакчи испугался горящих судов и бросил крепость. Русские десантники нашли там большие запасы провианта и боеприпасов. В отряде Литке не было ни убитых, ни даже раненых.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector