0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десантные корабли типа HMS Fearless (Великобритания)

Десантные корабли типа HMS Fearless (Великобритания)

Когда в начале 1960-х годов британцы приступили к постройке двух новых универсальных десантных кораблей, их будущее применение виделось в операциях против сил Варшавского договора в Европе или в полицейских акциях в рамках Британского Содружества. Входе Второй Мировой войны для десантных операций в США и Великобритании создали специализированные средства для высадки танков и иной боевой техники. В 1950-е годы развитие вертолетов привело к появлению десантных вертолетоносцев, на которых были предусмотрены места для размещения нескольких сотен морских пехотинцев, хранения их вооружения и оборудования, а также средств доставки на берег того и другого — десятка или более транспортных вертолетов. Оба способа доставки десанта (по воде и по воздуху) имеют свои плюсы и минусы, и к началу 1960-х годов появилась радикальная идея объединить их в одном корабле.

Однако большие размеры (полетная палуба и ангар для вертолетов) уже не позволяли такому кораблю, в отличие от танкодесантных LST, подходить близко к берегу. Поэтому для доставки по воде новые корабли получили высадочные средства меньшего размера — плашкоуты, способные перевозить 50-60-тонные танки, и десантные катера для перевозки автомобилей и личного состава. А для удобства погрузки-разгрузки плашкоуты и катера могли заходить внутрь корабля-носителя — для этого была оборудована доковая камера, во время плавания закрытая воротами. Такие корабли получили на Западе обозначение Landing Platform Dock — LPD, a в советской военной терминологии именуются «десантные вертолетоносцы — корабли-доки» — ДВКД. Одними из первых таких кораблей стали британские ДВКД типа HMS Fearless.

Головной корабль HMS Fearless, заложили 25 июля 1962 года на верфи «Harland and Wolff» в Белфасте. Спустя полгода шотландская верфь «Джон Браун» начала строить второй корабль этого типа HMS Intrepid. Вся задняя часть корабля представляет собой «скорлупу» с тонкими бортами и днищем, прикрытую сверху тонкой взлетно-посадочной вертолетной площадкой, а сзади — рампой. Большинство корабельных систем, вооружения и помещений сосредоточены в передней части и развитой надстройке. Задняя часть корабля представляет собой доступный с кормы мини-порт, который используют прежде всего танкодесантные плашкоуты LCU Мк 9 (Landing Craft Utility).

Плашкоут — плоскодонное судно длиной чуть менее 30 м и водоизмещением около 260 т, оснащено носовой апарелью и способно перевозить один основной боевой танк, или четыре тяжелых грузовика, или 240 пехотинцев. Во время перехода все четыре имеющиеся LCU находятся внутри дока, задняя рампа корабля закрыта, и док осушен. При подходе к зоне высадки ДВКД набирает балластную воду, обеспечивая дифферент на корму — док заполняется водой, рампу открывают, и плашкоуты могут свободно заходить и выходить внутрь корабля. Погрузка и разгрузка значительно ускоряются и упрощаются. Спереди от затопляемого дока оборудован грузовой ангар, где располагалась вся техника и грузы десантников.

Помимо «тяжелых» высадочных средств, HMS Fearless располагал и более легкими десантными катерами LCVP (Landing Craft Vehicle Personnel) — по конструкции подобными LCU, но значительно меньшего размера. 20-тонные катера длиной 15 м перевозили грузовик, или два «Лэндровера», или 35 пехотинцев. Размещались они не в доке, а на шлюпбалках, и могли использоваться и без открывания задней рампы и наполнения балластных цистерн. Вооружение выглядело несколько неадекватным назначению корабля, поскольку средства огневой поддержки десанта полностью отсутствовали — получив четыре ПУ «Си Кэт» и пару 40-мм зениток (довоенного образца!), HMS Fearless мог бороться лишь с авиацией.

Читать еще:  Плавбаза типа «Emory S. Land» (США)

HMS Fearless вошел в строй 25 ноября 1965 года — новинки, которыми он был оснащен, потребовали продолжительных испытаний. Он был в числе первых ДВКД в мире и одним из крупнейших. Его первой серьезной задачей стала полицейская операция в Адене. В 1972 году он доставил в охваченную гражданской войной Северную Ирландию спецтехнику для разрушения зданий и баррикад. Летом 1976-го рутину мирной службы прервал приятный эпизод, когда HMS Fearless (совсем новый корабль на то время) снялся в финальном эпизоде очередного фильма «бондианы» — «Шпион, который меня любил». HMS Intrepid вошел в строй только в марте 1967-го. Спустя два года его первым из британских кораблей оснастили системой спутниковой связи. Великобритания в 1970-е годы переживала не лучшие времена, и королевский флот начал таять на глазах.

В 1976 году HMS Intrepid, один из новейших кораблей, отправился в резерв. Через три года он вернулся в строй только для того, чтобы позволить стать на ремонт своему близнецу. Когда ремонт завершился, было объявлено об очередном сокращении флота, и в начале 1982-го HMS Intrepid начали готовить к продаже в Аргентину. В апреле эти планы изменились радикально. Оба корабля приняли участие в операции «Корпорэйт» — отвоевании Фолклендов. HMS Fearless стал флагманом десантных сил, но HMS Intrepid тоже вошел в историю — именно на нем аргентинский гарнизон подписал капитуляцию. В 1989-1990 годах HMS Fearless прошел ремонт и модернизацию, во время которой его зенитное вооружение значительно изменилось, став чисто артиллерийским. HMS Intrepid к этому моменту находился в плачевном состоянии, и его ремонт признали нецелесообразным. HMS Intrepid списали в 1999-м, а HMS Fearless — в марте 2002 года.

Основные характеристики HMS Fearless

Десантные вертолетоносцы-корабли-доки (ДВКД) типа «Фиалесс»

«Бесстрашный» — именно так переводится с английского языка название десантного вертолетоносца-корабля-дока «Фиалесс» (Fearless). За долгие 37 лет службы он принял участие в 16 различных операциях, включая Фолклендскую войну.

ВКД «Фиалесс» был седьмым кораблем Британского Королевского флота, который носил это имя. Все «Фиалессы» славно сражались, не стал исключением и этот десантный корабль-док.

НЕСПОКОЙНЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

Менее чем через год после принятия на вооружение корабль был оправлен к берегам Йемена для проведения контрпартизанских операций в Адене, где вспыхнуло антибританское восстание. Операции «Фейт» и «РэФен», в которых принимал участие «Фиалесс», не дали результата. Неоднократные партизанские атаки против британских войск продолжались, и британцы были вынуждены 25 августа 1967 года начать вывод своих войск из Йемена через Аден (операция «Магистр»).

В 1966 году корабль был срочно переброшен к берегу южной Африки для поддержки вывода британских войск из Дурбана. После Аденских событий, в 1968-м, «Фиалесс» стал местом проведения переговоров между премьер-министром Великобритании Гарольдом Уилсоном и премьер-министром самопровозглашенного государства Родезия Яном Смитом о будущем страны- В рамках проведения операции «Диоген», 8 октября, в Гибралтаре на десантном корабле были размещены делегации Британии и Родезии. В конце марта 1969 года финальный раунд переговоров под кодовым названием «операция «Эстимейт» проходил в Лагосе. «Фиалесс» прибыл туда из Мальты 15 марта.

Читать еще:  Эскадренные миноносцы проекта 956 «Современный» (СССР)

БЕЛФАСТ

31 июля 1972 года британская армия начала операцию «Мотормен» с целью восстановления контроля над запретными зонами, которые были заняты ирландскими республиканскими полувоенными формированиями в Белфасте и Дерри.

Операция «Мотормен» была крупнейшей британской военной операцией со времен Суэцкого кризиса 1956 года и самой большой в Ирландии после Ирландской войны за независимость.

«Фиалесс» совместно с четырьмя другими десантными кораблями производил доставку танков и инженерных машин на основе танка «Центурион» для разрушения баррикад в Западном Белфасте.

ФОЛКЛЕНДСКАЯ ВОЙНА

Звездным часом корабля стало участие в Фолклендской войне (2 апреля — 14 июня 1982 г.). «Фиалесс» и его брат-близнец «Интрепид» 21 мая 1982-го начали десантную операцию. Используя малые десантные суда и вертолеты, британцы высадились там, где их совсем не ждали — в проливе Сан-Карлос (пролив, разделяющий Фолклендские острова), закрепились на плацдармах и обеспечили беспрепятственную переброску основных сил. Оставаясь на большом удалении от берега под надежным прикрытием, эти ДВКД также осуществляли и снабжение десантных сил.

Несомненной заслугой «Фиалесса» стало спасение 41 члена команды ракетного фрегата «Антилопа» (F170), потопленного аргентинской авиацией 24 мая 1982 года. На помощь гибнущему кораблю был направлен один из четырех десантных LCVP катеров, «Фокстрот-7» (рулевой — мичман Алан Байт). В настоящее время «Фокстрот-7» находится в Музее королевской морской пехоты в Портсмуте.

ОПЕРАЦИЯ «ОФФКАТ»

В 1982 году в Ливане разгорелась гражданская война. Она быстро переросла в международный конфликт с участием Израиля, США, Сирии, которую поддерживал Советский Союз, и других арабских стран. Операцию «Оффкат» проводили в рамках поддержки Королевским флотом многонациональной сил в Ливане после резни палестинских беженцев. Операция должна была защитить как миротворцев, так и граждан Ливана. «Фиалесс» и еще пять кораблей британского флота действовали в этом регионе между 18 ноября 1983-го и 23 марта 1984 года.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СЛУЖБЫ

После трехлетнего ремонта, начавшегося в 1985 году, «Фиалесс» принял участие еще в нескольких боевых операциях. Он доставлял технику в начале первой войны в Персидском заливе, участвовал в борьбе с наркоторговцами в Пуэрто-Рико.

В 1997 году стоял на рейде Гонконга в процессе передачи острова Китаю после 99 лет британской аренды.

Последним заданием корабля-дока стала операция «Силкмен» в 2000 году в Сьерра-Леоне. Британские войска проводили эвакуацию иностранцев из страны, охваченной гражданской войной, и восстанавливали мир и порядок.

Десантные корабли-доки типа Albion

HMS Albion и HMS Bulwark

Поскольку эти суда были построены в 1960-х годах и не могли больше выполнять боевые задачи наравне с более совершенной техникой, 18 июля 1996 года министерство обороны Великобритании заключило контракт с Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd (VSEL) на 450 миллионов фунтов стерлингов на их замену в Барроу-ин-Фернесс.

Задачи кораблей данного типа заключаются в следующем:

  • Создание водного места дислокации командования амфибийных и десантных сил военно-морского флота Великобритании на месте проведения операции.
  • Отправка, десантирование, развертывание и возврат войск с оборудованием и транспортными средствами, которые являются частью десанта.
  • Поддержка воздушных войск в ходе операции.
Читать еще:  Десантный катер Проект 1176 "Ондатра"

Десантные корабли-доки типа Albion являются частью программы модернизации британского амфибийного флота, в которую входят вертолетоносец HMS Ocean и десантные корабли типа Bay вспомогательного Королевского флота. отличие от кораблей типа Fearless HMS Albion и HMS Bulwark больше и технологичней.

В 2010 году командованием Королевского флота было принято решение о том, что для сокращения расходов на содержание кораблей, без потери боеготовности необходимо чтобы один из кораблей типа Альбион находился в полной боевой готовности к выполнению операций. В тоже время второе судно должно быть в повышенной боеготовности или пришвартовано. Ротация производится на протяжении всего срока службы кораблей. Таким образом осуществлена возможность в своевременном прохождении ремонтов и обслуживания кораблей без потери боеспособности ВМС Великобритании. Первым в состояние повышенной боевой готовности был приведен HMS Albion, так как второе судно только завершило капитальный ремонт. Расходы на подготовку Альбиона составили около 2,5 миллионов фунтов стерлингов, ежегодные расходы на поддержание корабля в немедленному введению в строй составляют 300 000 фунтов. Альбион был введен обратно в строй в 2016 году, на регенерацию корабля понадобилось два года. В полной боевой готовности эксплуатация судна типа Альбион обходится Британским ВМФ от 17.7 миллионов до 39 миллионов фунтов стерлингов в год. В настоящее время HMS Bulwark в состоянии повышенной боеготовности, а е второй корабль типа – в строю.

ДКДТ Альбион имеют длину 176 метров (577 футов), ширину 28,9 метра (95 футов) и осадку 7,1 метра (23 фута).

Водоизмещение нормальное — 14 000 тонн и при полной загрузке – 21560 тонн (23000 тонн при затоплении дока).
Экипаж корабля составляет 325 моряков, дополнительно суда вмещают до 405 военнослужащих включая их транспорт.
Энергетическая установка состоит из двух дизельных генераторов Wärtsilä Vasa 16V 32E общей мощностью 17 000 л.с.
Движение осуществляется с помощью двух дизельных двигателей 4R 32 LNE (4 213 л. с.) на валах и двух подруливающих устройств.
Впервые на надводных боевых кораблях Великобритании были установлены ГЭУ. Ранее такие энергетические установки применялись на океанографических кораблях (с 1960-х гг.). Использование дизель-электрических ГЭУ позволило уменьшить экипаж машинного отделения на 66 процентов в сравнении с Fearless.

На корме судна есть два посадочных места для самолетов размером с боевой вертолет, но нет ангара, то есть имеется возможность поддержки и снабжения авиации в районе боевых действий.
Транспортная палуба способна вместить тридцать шесть больших и тридцать малых транспортных средств или шесть танков Challenger 2 и тридцать бронетранспортеров.
Док корабля вмещает четыре катера Landing Craft MK10, достаточно больших, чтобы перевозить и десантировать основные боевые танки (катера выпускаются путем затопления части дока), а также четыре небольших катера MK5, перевозящих 35 человек или два грузовика. Малые катера находятся в шлюзах под надстройкой корабля.

    Защитное вооружение представлено в виде:

      Colledge, J. J.; Warlow, Ben (2006) [1969]. Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy (Rev. ed.). London: Chatham Publishing.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector