2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десантный катер на воздушной подушке типа LCAC (США)

Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC

Артиллерия главного калибра:

  • 2 × пулемёта M-2HB или 2 × 40-мм автоматических гранатомёта Mk-19 Mod. 3.

LCAC прошел боевые испытания в Сомали, Бангладеш, Либерии, Гаити и Кувейте, был задействован во время ликвидации последствий различных стихийных бедствий.

Содержание

История

LCAC (аббревиатура от англ. Landing Craft Air Cushion ) разрабатывался в начале 1970-х годов как транспортное средство, способное доставлять груз на неподготовленный берег. Основан на прототипе Jeff B от Bell Aerospace (Нью-Орлеан, Луизиана), который испытывался ВМФ США с 1977 по 1981 год и был утвержден к серийному производству. Предназначался для замены устаревших десантных катеров LCM-8. Основной упор при разработке сделали на грузоподъемность.

JEFF B обошел опытный образец JEFF A, сделанный Aerojet General (Калифорния), и снабженный четырьмя пропеллерами. Оба образца испытывались с помощью USS Spiegel Grove (LSD-32).

Испытания LCAC проводились в Панама-Сити (Флорида), затем в Калифорнии, Австралии и на Аляске. В арктических условиях эксплуатация LCAC оказалась менее эффективной (из-за обледенения двигателя и плохой приспособленности к морским волнениям).

Первые 33 катера были построены в 1982-1986 годах, 15 катеров — в 1989 году, по 12 в 1990, 1991 и 1992 годах, 7 катеров в 1993 году.

Первый катер на воздушной подушке класса LCAC был поставлен ВМС США в 1984 году, последний — в 2001-м.

На 2001 год американскому флоту был поставлен 91 катер. Из них 15 построено компанией Avondale Gulfport Marine, а 76 — компанией Textron Marine and Land Systems.

В 1994 году правительством США было дано разрешение на продажу шести LCAC Японии.

Описание конструкции

LCAC является амфибийным судном — то есть, имеет по периметру корпуса гибкое ограждение воздушной подушки (юбку), что позволяет ему выходить на берег и преодолевать невысокие препятствия (в отличие от скеговых судов с жестким ограждением, которые могут двигаться только по водной поверхности).

Юбка образует под днищем замкнутое пространство и частично ограничивает растекание воздуха, нагнетаемого туда двигателями. Уменьшение контакта с водой снижает сопротивление воды, что, в свою очередь, повышает скорость движения. На катерах LCAC используется четыре двигателя, в случае необходимости он может работать с двумя.

Водитель катера посредством радиогарнитуры получает указания с корабля-дока, управление производится Y-образным штурвалом и ножными педалями. Для находящихся на борту во время движения катер имеет сходство с самолетом при высокой турбулентности. Образуется много шума и пыли, большое количество брызг сильно ограничивает поле зрения водителя. В последние годы конструкция юбки была скорректирована в сторону уменьшения разбрызгивания.

Для управление LCAC требуются определенные свойства восприятия и психомоторные навыки, а так же способность трезво оценивать обстановку и быстро принимать решения. Первое время (пока не была разработана специальная программа отбора кандидатов) это вызывало большую текучку кадров среди операторов и инженеров LCAC.

Тактико-технические характеристики
  • Длина: без подушки — 24,9 метра, с подушкой — 28 метров
  • Ширина: без подушки — 14,2 метра, с подушкой — 14,6 метра
  • Высота над поверхностью: с подушкой — 5,8 метра, без подушки — 7,8 метра
  • Высота подушки: полтора метра
  • Водоизмещение: 88,6 тонн пустой, 173-185 тонн с полной нагрузкой
  • Носовая аппарель для погрузки/разгрузки грузов длиной около 8,8 метра, кормовая аппарель — 4,6 метра.
  • Энергетическая установка: четыре газовые турбины Avco-Lycoming TF-40B (обычно две используются для поднятия над поверхностью, две — для передвижения; являются взаимозаменяемыми). Общая мощность: 16000 л.с.
  • Пропеллеры: два 4-лопастных обратимых пропеллера диаметром 3,58 метра для приведения в движение, четыре вентилятора диаметром в 1,6 метра для создания подъемной силы
  • Запас топлива: 19000 литров
  • Дальность плавания с полной нагрузкой: 300 миль со скоростью 35 узлов, 200 миль со скоростью 40 узлов
  • Скорость при полной нагрузке при волнении моря в 2 балла: 92,6 км/час (50 узлов)
  • Скорость при полной нагрузке при волнении моря в 3 балла: 64,8 км/час (35 узлов)
  • Скорость при полной нагрузке на суше: 46,3 км/час (25 узлов)
  • Грузоподъемность: 68 тонн (перегруженный — 75 тонн)
  • Грузовая палуба: 20х8,2 метра (168 кв.м)
  • Навигационное оборудование: система Marconi LN-66, спутниковая и инерционная системы навигации.
  • Вооружение: два пулемёта M-2HB калибра 12,7 мм или два 40-мм автоматических гранатомёта Mk-19 Mod.3, пулемет М-60.
  • Радиосвязь: две радиостанции УВЧ/УКВ, ВЧУ и портативные радиостанции
  • Экипаж: пять человек
  • Размещение экипажа и десанта: правый борт — на верхней палубе командир, бортинженер, штурман, командир десанта и руководитель десантирования, на нижней палубе — семь десантников; левый борт — на верхней палубе специалист по загрузке, на нижней палубе механик и 16 десантников
  • Расчетное время работы: шестнадцать часов в день.

Модернизация

В 2005 году началась работа по модернизации катеров LCAC (или программа по увеличению продолжительности жизни SLEP ) — это продлит срок их службы с 20 до 30 лет. Заменяется двигатель (на ETF-40B), подвергшиеся коррозии детали, электроника, юбка воздушной подушки, вспомогательное оборудование (такие, как экраны, клавиатура и др.), кондиционеры. Радары LN-66 заменены на более современные P-80.

Новая юбка уменьшает лобовое сопротивление, увеличивает ходовые характеристики и более проста в техническом обслуживании, а новая электроника более надежна, экономична и выделяет меньше тепла, что обеспечивает экипажу более комфортные условия.

Сумма работ с одним катером составляет около $9 млн. В 2015 году программа по плану должна завершиться (будет обработано 72 функционирующих на данный момент катера).

Читать еще:  Транспорт снабжения «Supply» (США)

Применение

LCAC используется для высадки десанта (до 180 человек) с больших кораблей-доков и перевозки грузов. Вместимость составляет около 68 тонн (в перегруженном состоянии с потерей характеристик — до 75 тонн).

Типичная загрузка LCAC: 52-тонный танк М60А1 плюс пять загруженных джипов или полная батарея из шести 105-мм/155-мм гаубиц (с расчетами) и загруженными тягачами.

Способен перемещаться по пересеченной местности с различной топографией, в том числе — по болотам, мокрому снегу, тонкому люду, песчаным дюнам, через зону прибоя. На мелководье может использоваться в качестве тральщика.

Дальность действия LCAC позволяет высаживать десант из загоризонтных точек, что снижает риск для кораблей и увеличивает фактор внезапности.

Катерами LCAC могут комплектоваться несколько типов кораблей-доков:

Список десантных кораблей, использующих LCAC
  • Tarawa (LHA) — 1 катер LCAC,
  • Wasp (LHD) — 3 катера LCAC,
  • Anchorage (LSD) — 4 катера LCAC,
  • Austin (LPD) — 1 катер LCAC,
  • Whidbey Island (LSD) — 4 катера LCAC,
  • San-Antonio (LPD) — 2 катера LCAC.
из истории

В июле 1987 года LCAC 04 произвел первую высадку LCAC на территории иностранного государства.

В январе 1991 года четыре отряда из одиннадцати катеров заступили на службу в Персидском заливе для поддержки операции «Буря в пустыне».

LCAC использовался для помощи жителям островов Бангладеш во время циклона 1991 года.

В настоящее время основная часть катеров прикреплена к кораблям амфибийных эскадр. Десять штук находятся в запасе (на пониженной боевой готовности), два используются для научных исследований и семь — как вспомогательные суда.

Дальнейшее развитие

Поскольку срок службы LCAC подходит к концу (с 2015 года они будут постепенно списываться), в США начато строительство новых катеров на воздушной подушке для военно-морского флота — SSC ( Ship-to-Shore Connector ). Первые катера должны поступить уже в мае 2017-го с принятием на вооружение в 2020-м году.

Новый десантный катер SSC будет эволюционной заменой LCAC. Длина и ширина останутся прежними, скорость составит более 35 узлов (мощность двигателей увеличится на 20% при падении потребления топлива на 11%), грузоподъемность — 74 тонны, радиус действия — 200 морских миль. Винты станут 6-лопастными (вместо четырех), сложная коробка передач будет производить и толкание и подъем, в системах используются электрические гидравлические приводы. Катер будет иметь улучшенную прочность палубы и цифровую систему управления. Использование в конструкции технологий по снижению сопротивления обеспечит повышенную маневренность и экономичность эксплуатации. Для увеличения устойчивости к коррозии в конструкции будет использован алюминий 5083.

Разработка нового судна обошлась в 570 миллионов долларов. Планируется построить 80 SSC (из них 8 — для испытаний и тренировок).

Катер на воздушной подушке LCAC

Катер на воздушной подушке (Landing Craft Air Cushion, LCAC) является высокоскоростным средством высадки десанта с больших десантных кораблей-доков. Он способен перевозить около 68-ми тонн полезной нагрузки (до 75 тонн в перегруженном состоянии). Катер используется для транспортировки систем вооружения, оборудования, грузов и личного состава с корабля на берег или вдоль береговой черты. Основным преимуществом десантных катеров на воздушной подушке является то, что LCAC способны перемещаться через болота и другие прибрежные препятствия, с большой скоростью перевозя при этом тяжелые грузы, например, такие, как танк Абрамс M-1, и может быть оснащен для перевозки личного состава в количестве до 180 человек. LCAC способен выполнять поставленную задачу независимо от глубины воды, подводных препятствий, отмелей или неблагоприятных приливов.

Он способен перемещаться на воздушной подушке, несмотря на препятствия высотой до полутора метров и независимо от местности или топографии, в том числе илистых, песчаных дюн, канав, болот, берегов рек, мокрого снега или скользких и обледенелых береговых линий. Оборудование, такое как грузовики и гусеничная техника может быть выгружено своим ходом через носовую и кормовую рампы, сократив тем самым критически важное время выгрузки. Таким образом, LCAC способен высадить войска на 70 процентов береговой линии в мире, по сравнению с лишь 17-ю процентами для обычных десантных кораблей.

LCAC были разработаны с целью удовлетворить потребность в транспортных средствах на воздушной подушке, способных доставлять войска, артиллерию, боевую технику, танки и другие основные элементы боевой техники и техники поддержки на неподготовленный берег. Эти катера на воздушной подушке основаны на специально изготовленном прототипе, который прошел всеобъемлящие испытания ВМФ США в период с 1977-го по 1981-й год. 29-го июня 1987-го года LCAC был утвержден к серийному производству. В 1989-м году было осуществлено финансирование сорока восьми десантных катеров на воздушной подушке. В 1990-м году было выделено $219.3 миллионов на постройку ещё девяти катеров, в 1991-м были полностью профинансированы ещё 12 LCAC. В 1992-м году были профинансированы 24 катера. По состоянию на 2001-й год ВМФ США был поставлен 91 LCAC. Катера производились на Textron Marine and Land Systems/Avondale Gulfport Marine. Судостроительная компания Lockheed была выбрана на конкурсной основе в качестве второго потенциального производителя. Катера LCAC 1-12, 15-17, 19, 20, 22-26, 28-30, 37-57, 61-91 были построены Textron Marine and Land Systems; 13, 14, 18, 21, 27, 31-33, 34-36, 58-60 Avondale Gulfport Marine.

Испытания LCAC были проведены в Панама-Сити, штат Флорида. Впоследствии LCAC был испытан в Калифорнии, Австралии и в арктических водах. Испытания на Аляске марта 1992 включали оценку оперативной эффективности LCAC в арктических условиях. В ходе испытаний выяснилось, что LCAC оказались мало эффективными для проведения операций Арктике и даже применение специального комплекта для холодной погоды не способен изменить ситуацию. Испытания также показали, что при низких температурах мощность двигателя увеличивается до предела возможностей коробки передач, но обледенение и состояние моря нейтрализуют это преимущество. С тех пор LCAC были использованы в двух учениях в Арктике, одно из которых включало в себя операции при температуре в минус 10°С и сложных погодных условиях. На основе этих учений было принято решение об отсутствии необходимости дальнейшей опытной эксплуатации. LCAC продемонстрировали способность передвигаться по тонкому льду и открытой воде в довольно спокойном море. Расстояние пройденное за выход варьировались от 4-х до 16-и км в одну сторону. Обледенение, возникающее при определенных условиях, требовало периодического прерывания миссии для удаления льда. При испытаниях в Арктике использовалось топливо JP-5, облегчающее проблемы с засорением фильтров. Кроме того, LCAC принимал участие в ряде учений по тралению, где показал себя как потенциально эффективный тральщик на мелководье.

Читать еще:  Тральщик-искатель мин типа «Osprey» (США)

Впервые LCAC был развернут в 1987-м году, когда десантные катера с бортовыми номерами 02, 03 и 04 были приняты на борт корабля USS Germantown (LSD-42). В июле 1987-го года LCAC 04 преодолел Бакнер-Бей на Окинаве и прозвел первую высадку LCAC на территории иностранного государства. Крупнейшее развертывание LCAC состоялось в январе 1991-го года, когда четыре отряда из одиннадцати катеров заступили на службу в Персидском заливе для поддержки операции «Буря в пустыне».

Пользователи десантных катеров на воздушной подушке отмечают некоторое сходство между LCAC и самолетом. «Пилот» катера располагается в «кабине», надев радиогарнитуру. Он получает указания с пункта управления воздушным движением расположенным рядом с кормовыми воротами корабля-дока. Во время движения экипаж испытывает те же ощущения, что и на самолете при высокой турбулентности. Пилот управляет Y-образным штурвалом, его ноги находятся на педалях управления, и он «летит как шайба в аэрохоккее». LCAC также похож на вертолет, он обладает шестью измерениями движения.

С такой дорогой и опасной по своей природе машиной, как LCAC, здравое мышление и принятие правильных решений играют ключевую роль. Обеспокоенность по поводу стоимости обучения, прогнозы на увеличение числа LCAC и их экипажей, а также высокая текучесть кадров в учебных подразделениях привели флот к осознанию важности разработки более точных методов отбора кандидатов. Таким образом, текучесть операторов и инженеров сократилась с начального уровня в 40% в 1988-ом году до 10-15% в настоящее время.

LCAC прошел успешный боевой опыт в Сомали, Бангладеш, Либерии, Гаити и Кувейте. Он также оказал неоценимую помощь во время ликвидации последствий стихийных бедствий, включая цунами и ураганы.

Тринадцать лет назад ВМС США приняли решение модернизировать свои десантные катера на воздушной подушке и продлить срок их эксплуатации с 20 до 30 лет. Реальная работа началась в 2005-ом году, и на сегодняшний день 30 десантных судов на воздушной подушке было модернизировано, либо они находятся в самом её разгаре (семь LCAC сейчас проходят этот процесс). Сумма модернизации составляет порядка $9 миллиона за каждый. Еще 72 катера находятся в эксплуатации, десять состоят в резерве (в качестве замены), и два используются для исследований и разработки. Весь процесс займет более десяти лет.

В процессе модернизации заменяется двигатель (в тех случаях, где возможно избежать замены, он подвергается капитальному ремонту), заменяются элементы конструкции поврежденные коррозией, и устанавливается новая электроника и другое вспомогательное оборудование.

Процессу модернизации подверглась система «C4N» (командование, управление, связь, компьютеры и навигация), заменены радары LN-66 на более современные и более мощные радары P-80. Новая электроника по открытой архитектуре на основе современного коммерческого оборудования обеспечивает наиболее быструю интеграцию точных навигационных систем, новых систем связи и т.п. Новые светодиодные экраны и светодиодная клавиатура потребляют меньше энергии, чем старые электронно-лучевые трубки и индикаторы лампочного типа, а также выделяют меньше тепла. В сочетании с новым кондиционером установленным в командной рубке это обеспечивает экипаж катера на воздушной подушке улучшенными условиями труда. Кроме этого, модернизацию прошли двигатели до конфигурации ETF-40B, обеспечивающую дополнительную мощность и подъемную силу (это особенно важно при температурах выше 40 градусов по Цельсию), снижение расхода топлива, снижение периодичности обслуживания.

Были заменены элементы корпуса подверженные коррозии на новые более прочные из некорозирующих материалов. Новая юбка воздушной подушки уменьшает лобовое сопротивление, увеличивает ходовые характеристики над водой и сушей, а также облегчает требования к техническому обслуживанию. После выше описанных процедур и покраски модернизированные катера выглядят как новые, но со значительными улучшениями. Модернизированные LCAC проще в обслуживании, более надежны и обладают лучшими характеристиками.

Шестого июля 2012-го года с компанией Textron Inc был заключен контракт на разработку замены приближающемуся к концу срока своей службы LCAC. Новый десантный катер SSC (Ship-to-Shore Connector) будет эволюционной заменой существующего парка катеров на воздушной подушке. SSC повысит тактические возможности загоризонтных средств десантирования. Они будут обладать повышенной надежностью и ремонтопригодностью, снизят совокупную стоимость эксплуатации, а также будут удовлетворить растущим требованиям к полезной нагрузке программы Морской экспедиционный батальон-2015. Программа подразумевает постройку в общей сложности 73 катеров (один для испытаний и тренировок и 72 для принятия на вооружение). Поставки запланированы на 2017-й финансовый год с принятием на вооружение в 2020-м финансовом году.

Тактико-технические характеристики:
Длина без подушки: 24.9 метра
Длина с подушкой: 28 метров
Ширина без подушки: 14.2 метра
Ширина с подушкой: 14.6 метра
Высота над поверхностью с подушкой: 5.8 метра
Высота над поверхностью без подушки: 7.8 метра
Высота подушки 1.5 метра
Водоизмещение: 88.6 тонн пустой; 173-185 тонн с полной нагрузкой
Энергетическая установка: четыре газовых турбины Avco-Lycoming TF-40B (2 для приведения в движение / 2 для создания подъемной силы) мощностью в 3955 лошадиных сил каждая
Пропеллеры: 2 четырех лопастных обратимых пропеллера с регулируемым шагом диаметром 3.58 метра для приведения в движение; 4 вентилятора диаметром в 1.6 метра, центробежные или смешанного потока для создания подъемной силы
Запас топлива: 19,000 литров
Средний расход топлива: 3,700 литров в час
Дальность плавания с полной нагрузкой: 200 миль при скорости в 40 узлов или 300 миль при скорости в 35 узлов (на 90 процентах топлива)
Скорость при полной нагрузке при состоянии моря в 2 балла: 50 узлов (92.6 км в час)
Скорость при полной нагрузке при состоянии моря в 3 балла: 35 узлов (64.8 км в час)
Скорость при полной нагрузке на суше: 25 узлов (46.3 км в час)
Грузоподъемность: 68 тонн (перегруженный 75 тонн)
Грузовая палуба: 20х8.2 метра, 168 кв.м
Экипаж: 5 человек
Размещение экипажа и десанта: по правому борту на верхней палубе командир, бортинженер, штурман, руководитель десантирования и командир десанта, на нижней палубе 7 десантников; по левому борту на верхней палубе специалист по загрузке, на нижней палубе механик и 16 десантников
Вооружение: 2 пулемета калибра калибра 12.7 мм; автоматический 40-мм гранатомет Mk-19 Mod3; пулемет М-60
Навигационное оборудование: навигационный радар Marconi LN 66 мощностью в 25 кВт, I band, спутниковая и инерционная системы навигации
Радиосвязь: 2 радиостанции УВЧ/УКВ, ВЧУ и портативные радиостанции

Читать еще:  Эскадренные миноносцы типа «Gearing» (США)

Доступность LCAC в сутки (из общего числа 54)
День первый — 52
День второй — 49
День третий — 46
День четвертый — 43
День пятый — 40
Рассчетное время работы: 16 часов в день
Время выхода при перевозке автотранспорта: 6 часов 8 мин
Время выхода при перевозке грузов: 8 часов 36 мин
Количество выходов в день при перевозке автотранспорта: 2.6
Итого: 104 выхода LCAC в день при использовании 40 LCAC
Количество выходов в день при перевозке грузов: 1.86
Итого: 74 выхода LCAC в день при использовании 40 LCAC
Десант: 145 морских пехотинцев или 180 гражданских
Автотранспорт за один выход: 12 HMMWV/ 4 БТР/ 2 плавающих БМП/ 1 танк M1A1/ 4 грузовика M923/ 2 5-тонных грузовика M923 и 2 гаубицы M198 и 2 HMMWV
Для десантирования пехотного полка необходимо:
269 ​​HMMWV — 23 выхода
10 5-тонных грузовиков — 3 выхода
Для десантирования танкового батальона:
58 M1A1 — 58 выходов
95 HMMWV — 8 выходов
23 5-и тонных грузовиков — 6 выходов
8 бензовозов — 4 выхода
Для десантирования батальона БТР:
110 БТР — 28 выходов
29 HMMWV — 3 выхода
23 5-и тонных грузовиков — 6 выходов
8 бензовозов — 4 выхода

Возможность базирования на кораблях-доках:
Класс LSD 41 — 4 LCAC
Класс LSD 36 — 3 LCAC
Класс LHA 1 — 1 LCAC
Класс LHD 1 — 3 LCAC
Класс LPD 4 — 1 LCAC

ВМС США получили десантный катер на воздушной подушке нового типа SSC

Американская корпорация Textron Systems 9 марта 2020 года сообщила, что 6 февраля передала ВМС США головной десантный катер на воздушной подушке SSC 100 (LCAC 100) нового типа SSC (Ship-to-Shore-Connector). Катер был построен на верфи Textron Systems в Новом Орлеане в качестве головного опытного образца типа SSC и начал заводские ходовые испытания 10 апреля 2018 года, которые, однако, затянулись до конца 2019 года. Теперь катер должен в составе ВМС США пройти цикл государственных испытаний.

Головной десантный катер на воздушной подушке SSC 100 (LCAC 100) нового типа SSC (Ship-to-Shore-Connector), построенный для ВМС США Textron Systems (с) Textron Systems

В июле 2012 года ВМС США на конкурсной основе выдали корпорации Textron Systems (в кооперации с компаниями L-3 Communications и Аlcoa Defense) контракт cтоимостью 212,72 млн. долл на осуществление полномасштабной разработки и строительство головного образца нового десантного катера на воздушной подушке программы SSC (Ship-to-Shore-Connector), предназначенного для замены находящихся сейчас в составе американского флота аналогичных десантных катеров LCAC (строителем которых в свое время также выступала Textron).

В контракт был включен опцион на приобретение еще восьми первых серийных единиц SSC, с увеличением суммы контракта до 570,45 млн. долл. В бюджетах 2017-2019 финансовых годов ВМС США получили суммарно 665 млн долл еще на 10 серийных катеров SSC, однако ввиду задержек с реализацией программы Textron пока что не получила твердых контрактов на их постройку.

Всего перспективными планами ВМС США предуматривается приобретение 72 серийных катеров SSC (помимо головного) для замены к 2028 году всех наличных 74 катеров LCAC, с оценочной стоимостью всей программы SSC до 4,054 млрд. долл, при этом предполагалось, что на этапе серийного строительства Textron будет сдавать 12 катеров в год.

Условия контракта предусматривали передачу ВМС США головного опытного катера SSC в феврале 2017 года, со сдачей восьми опционных первых серийных катеров начиная с 2019 финансового года, с достижением серийными катерами SSC оперативной готовности в 2020 финансовом году. Фактически головной катер был сдан с опозданием на три года.

Относительно первого серийного катера SSC 101 (LCAC 101), Textron сообщила, что его заводские ходовые испытания .были начаты в октябре 2019 года, а его сдаточные испытания для ВМС США начнутся весной 2020 года. Сейчас в разных стадиях постройки находятся уже 13 серийных катеров SSC.

Катер SSC по своей архитектуре является аналогом LCAC, но должен обеспечить перевозку большего груза — весом 74 тонны при крейсерской скорости 35 узлов (LCAC при аналогичных условиях перевозит на этой скорости груз в 60 тонн). Катер SSC оснащается четырьмя газотурбинными двигателями Rolls-Royce MT7, которые является фактически корабельным вариантом турбовинтовых двигателей Rolls-Royce T406, устанавливаемых на конвертопланах Bell Boeing V-22 Osprey. Срок службы катера SSC определен в 30 лет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector