0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десантный катер типа LCM 6 (США)

Десантные катера LCM

Для США флот всегда имел огромное значение, так как страна удачно отгородилась от остального мира двумя океанами. В годы Второй мировой войны в США создали целую серию хороших десантных судов, которые широко применялись на разных театрах военных действий: и в Европе, и на Тихом океане. Помимо легко узнаваемых десантных катеров LCVP, известных также как лодки Хиггинса, в США большой серией строились более крупные десантные средства LCM (Landing Craft, Mechanized). Такие катера могли доставить на берег не только пехоту, военное имущество и различное вооружение, но и танки.

У десантных катеров LCM британские корни

Десантный катер LCM появился благодаря британцам, которые задумались над созданием сравнительно большого десантного средства сразу после завершения Первой мировой войны. Во многом работы над созданием нового десантного корабля были напрямую связаны с появлением на поле боя танков, доставить которые на место высадки было очень проблематично. Если с задачей высадки пехоты на побережье флот ещё мог справиться, то для транспортировки тяжелой техники и танков необходимо было десантное судно специальной конструкции с рампой, которая облегчала бы процесс погрузки/выгрузки военной техники. В годы Второй мировой войны необходимость поддержки десанта бронетехникой стала ещё более очевидной, поэтому работы по созданию танкодесантных средств были ускорены.

Первый десантный катер с рампой был готов в Великобритании уже в начале 1920 годов и с 1924 года принимал участие в различных учениях, став первым построенным десантным судном, способным доставить в зону высадки танк. В дальнейшем с незначительными изменениями, которые не затрагивали самой концепции, данный катер превратился в LCM (Landing Craft, Mechanized). Серийное их производство в Великобритании удалось развернуть уже после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Расшифровывалось название следующим образом: Landing Craft – десантное средство, Mechanized – для перевозки техники. Проектированием подобных судов в Великобритании занималась компания «Торникрофт». Дебют десантных катеров LCM пришелся на норвежскую кампанию, они использовались для высадки союзников в Нарвике.

Возможностей LCM-1 хватало для перевозки легких французских танков Hotchkiss H-39 боевой массой 12 тонн, которые и были доставлены в Норвегию. При длине чуть менее 15 метров данные десантные катера имели грузоподъемность до 16 тонн. В движение их приводила силовая установка, состоящая из двух бензиновых двигателей, максимальная скорость хода не превышала 6 узлов (11 км/ч). При этом в некоторых местах конструкция десантных судов была усилена бронелистами, также на LCM-1 имелось вооружение – два легких 7,7-мм пулемета Льюиса.

Катера LCM-1 имели типичную для всех последующих судов серии компоновку. Внешне они представляли собой катера-плашкоуты с длиной чуть менее 15 метров. Всю носовую и среднюю часть десантных судов занимал открытый сверху грузовой трюм, где и располагался десант, техника, грузы и другое военное имущество. В корме располагалось моторное отделение, над которым устанавливалась рулевая рубка, которая могла защищаться броней. Со временем размеры этих кораблей только росли, но первые британские модели имели водоизмещение до 36 тонн и могли доставить на берег 60 человек десанта или танк, если его боевая масса не превышала 16 тонн.

Десантные катера для танка «Шерман»: LCM-3 и LCM-6

Для перевозки средних танков периода Второй мировой войны британские LCM уже не годились. При этом на подобные десантные катера обратили внимание в США, где смогли нарастить им «мускулы», а также наладить полноценное крупносерийное производство, выпуская десантные катера тысячами штук. Первоначально американцы выпускали почти точную копию британских LCM-1, но со своей силовой установкой. Такие катера, получившие обозначение LCM-2, дебютировали уже в августе 1942 года во время сражения за Гуадалканал. Они хорошо подходили для десантирования пехоты и артиллерийских орудий, но не могли перевозить современные средние танки.

Поэтому достаточно быстро американская промышленность освоила выпуск десантного катера LCM-3. Катер отличался увеличенными размерами, его полное водоизмещение составляло уже 52 тонны (в загруженном состоянии), а грузоподъемность выросла до 30 тонн, что позволяло перевозить один средний танк, до 60 солдат или 27 тонн различных грузов. Отличительной особенностью данных катеров стала механизированная рампа. При этом LCM-3 получил два дизельных двигателя мощностью 225 л.с. каждый компании Grey Marine, работавших на два гребных винта. Возросла и скорость десантного средства – примерно до 8,5 узлов (16 км/ч) в загруженном состоянии. Одновременно с этим запаса топлива в 400 галлонов хватало, чтобы преодолеть 125 миль, но естественно, судно не было рассчитано на такие переходы, в том числе из-за недостатка мореходности. Использовать подобные десантные средства при сильном волнении моря было невозможно. Только с 1942 по 1945 год в США было построено более 8 тысяч подобных десантных судов.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.640 (СССР)

Следующей вехой развития проекта LCM стала американская модель LCM-6, которая также была достаточно массовой. Объем выпуска составил более 2,5 тысяч единиц. Именно LCM-6 стал самым совершенным танкодесантным катером США в годы Второй мировой войны. От предшественника он вновь отличался увеличенными размерами и слегка измененным корпусом. Главное отличие было во вставке длиной два метра, которая довела длину корпуса до 17 метров, ширина корпуса составляла – 4,3 метра. При этом грузоподъемность выросла до 34 тонн, что позволяло принимать на борт все модели средних танков «Шерман», либо до 80 пехотинцев.

На новом десантном катере устанавливалось два мощных дизельных двигателя Detroit 8V-71, развивавших максимальную мощность до 304 л.с. каждый. Скорость катеров с полной загрузкой составляла 9 узлов (16,6 км/ч). Одним из главных отличий было увеличение высоты борта, что позволило повысить мореходность катера. Полное водоизмещение катера в загруженном состоянии выросло до 64 тонн. При этом диапазон использования остался практически прежним – 130 миль.

Массовое строительство подобных десантных средств американская промышленность наладила в 1943 году, при этом LCM-6 широко использовались на всех ТВД: как в Европе, так и на Тихом океане. Они приняли участие во всех десантных операциях заключительного периода Второй мировой войны. После завершения Второй мировой войны LCM-6 снова нашлось применение. Большое количество десантных плашкоутов переделали в бронекатера и подобие плавучих бронетранспортёров, которые использовались американскими военными на реках Вьетнама, в том числе на реке Меконг и её многочисленных притоках.

Десантный катер для основных боевых танков LCM-8

Ситуация с десантными средствами снова изменилась уже после Второй мировой войны. При этом вектор развития кораблей был прежним – создание всё более крупных десантных средств, подходящих для новой боевой техники. Так спроектированные и строящиеся для замены LCM-6 десантные катера LCM-8 превосходили предшественников по большинству основных параметров. В первую очередь они обладали большим водоизмещением, лучшей грузоподъемностью и увеличенной скоростью хода. При этом LCM-8 мог принять на борт и основные боевые танки, к примеру, танк M60, различные разновидности которого до сих пор остаются на вооружении некоторых армий мира.

Размеры десантного средства выросли еще сильнее. Длина – до 22,26 метра, ширина – до 6,4 метра, полное водоизмещение (в нагруженном состоянии) – до 111 тонн. При этом максимальная грузоподъемность выросла до 54,5 тонн, что позволяло перевозить на борту LCM-8 послевоенные танки – средний танк M48 Patton III и основной боевой танк M60. Также за один рейс такой десантный катер мог доставить на берег до 200 военнослужащих со всем вооружением и обмундированием.

Обычно экипаж состоял из 4 человек, но при выполнении суточных миссий увеличивался до 6 человек: два машиниста, два рулевых и два моряка. Также как и LCM-6, данные катера использовались на вьетнамских реках с экипажем из 6 человек и размещением различного стрелкового вооружения на борту. Стандартным считалось вооружение из двух крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов M2, которое можно было дополнить. За счет установки двух мощных 12-цилиндровых дизельных двигателей Detroit Diesel 12V71 суммарная мощность силовой установки выросла до 912 л.с. За счёт этого возросла и скорость хода. Без груза на борту LCM-8 развивал скорость 12 узлов (22 км/ч), с грузом – 9 узлов (17 км/ч).

LCM-8 приняли на вооружение в 1959 году, на флоте модель пришла на смену десантным катерам LCM-3 и LCM-6. Впервые десантные суда LCM-8 массово использовались во время войны во Вьетнаме и продолжают оставаться на вооружении и сегодня. Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях. В ближайшем будущем американские военные планируют заменить катера LCM-8 на более совершенные MSL(V), способные доставить на берег основной боевой танк «Абрамс» или до двух колесных бронетранспортёров «Страйкер».

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Десантные катера типа LCM-6 — малые «танконосцы»

Еще до начала Второй мировой войны во флотах ведущих стран мира стали задумываться над проблемой доставки на берег во время проведения десантных операций тяжелой техники — танков, автомобилей и прочего.

Решение проблемы тяжелой техники виделось в создании десантного катера, достаточно вместительного для перевозки одного танка и в то же время имеющего габариты, позволяющие транспортировать его на палубах транспортных судов, опуская на воду посредством грузовых стрел. Для выгрузки техники на необорудованное побережье катер следовало снабдить опускаемой рампой.

ДЛЯ КОРОЛЕВСКОГО ФЛОТА

Первую попытку создать подобное десантное средство предприняли англичане — фирма «Торникрофт» в 1938 году спроектировала катер LCM-1. Это стальное плавсредство имело длину 14,8 м и грузоподъемность 16,25 т. Два бензомотора обеспечивали груженому катеру скорость шесть узлов. Конструкция LCM-1 в некоторых местах была усилена броневыми листами, а вооружение состояло из пары легких пулеметов «Льюис». Компоновка катера стала типичной для всех последующих катеров серии LCM: всю носовую и среднюю часть корпуса занимал открытый сверху грузовой трюм, в корме находилось моторное отделение, а над ним — рулевая рубка.

Читать еще:  Крейсер-вертолетоносец типа «Jeanne D'Arc» (Франция)

Построили около 500 таких катеров. Впервые в бою они применялись во время Норвежской кампании -13 мая 1940 года с LCM-1 высаживались французские танки Н39 у Нарвика. В 1944 году Королевский флот пополнили 77 несколько усовершенствованных катеров LCM-4.

АМЕРИКАНСКИЕ «КЛОНЫ»

В 1941 -1942 годах американские фирмы «Америкен Кар энд Фаундри» и «Хиггинс» построили 147 катеров LCM-2, отличавшихся от британского прототипа более мощными двигателями, усиленным бронированием и вооружением из двух 12,7-мм пулеметов «Браунинг». Грузоподъемность составляла 14 т. Дебютировали в бою они в августе 1942 года на Гуадалканале, где 48 LCM-2 участвовали в высадке морской пехоты, перевозя на берег тяжелые артиллерийские орудия, грузовики и легкие танки. В ноябре 1942 года LCM-2 принимали участие в высадке союзников в Северной Африке (операция «Торч»). Ранние катера LCM в общем успешно справлялись с поставленными заданиями.

Тем не менее очень скоро их грузоподъемность перестала удовлетворять военных — ведь катера могли перевозить лишь легкие танки. С целью обеспечить десантирование более тяжелых боевых машин был создан катер LCM-3. Отличаясь лишь несколько увеличенными размерами, он мог перевозить 27 т груза и доставлять на берег средние танки М4 «Шерман». Вершиной развития малых «танконосцев» времен Второй мировой войны стал катер LCM-6. В отличие от предшественников, он получил не бензиновую, а дизельную силовую установку мощностью 348 л. с. (на поздних сериях-460 л. с).

Длина увеличилась на 1,8 м за счет вставки в среднюю часть корпуса, а грузоподъемность достигла 34,5 т. Более поздние LCM-6 имели корпус немного другой конструкции — надводный борт был увеличен по высоте до уровня капа машинного отделения. Палуба за десантным отсеком стала ровной по всей ширине катера. Глубина трюма осталась такой же, просто фальшборт более чем наполовину «ушел в корпус». Вид катера поменялся кардинально, но по основным параметрам обе модификации катера не различаются. Увеличенная высота борта увеличила мореходность и непотопляемость за счет увеличения объема отсеков.

Подводная часть не изменилась по сравнению с ранними LCM-6. Американская судостроительная промышленность развернула массовую постройку LCM-6 с 1943 года, изготовив более 2,5 тыс. таких катеров. Они принимали деятельное участие во всех десантных операциях завершающего этапа войны — как на Тихоокеанском, так и на Европейском ТВД.

В НОВОЙ ИПОСТАСИ

Во время войны во Вьетнаме значительное количество LCM-6 было переоборудовано в бронекатера АТС (Armoured Troop Carrier) — своего рода речные бронетранспортеры, активно применявшиеся на реке Меконг и ее многочисленных притоках.

Помимо бронирования, катера АТС получали и усиленное вооружение. Как правило, оно включало 40-мм гранатомет, две 20-мм пушки и четыре 7,62-мм пулемета.

Некоторые катера, прозванные «Зиппо», вооружались огнеметами, другие переоборудовались в импровизированные мониторы, получая дополнительно 81-мм миномет и 105-мм гаубицу. Наконец, часть АТС с расширенным составом связного оборудования использовалась в качестве штабных катеров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕСАНТНОГО КАТЕРА LCM-6

  • Полное водоизмещение, т: 65
  • Размерения, м:
    — длина: 17,1
    — ширина корпуса: 4,3
    — осадка: 5,84 (5,8)
  • ГЭУ: два дизеля «Детройт Дизель» 6V-71 или 8V-71 суммарной мощностью 348 или 460 л. с.
  • Максимальная скорость хода, узлов: 9
  • Дальность плавания, миль/скорость, узлов: 130/9
  • Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета «Браунинг» М2НВ
  • Экипаж, чел.: 5
  • Грузоподъемность, т: 34,5 (один танк М4)
  • Вместимость, чел.: 60-80

LCM десантные катера союзников фото

LCM десантные катера союзников фото, еще до начала Второй мировой войны во флотах ведущих стран мира стали задумываться над проблемой доставки на берег во время проведения десантных операций тяжелой техники — танков, автомобилей и прочего.
Решение проблемы тяжелой техники виделось в создании десантного плавсредства, достаточно вместительного для перевозки одного танка и в то же время имеющего габариты, позволяющие транспортировать его на палубах транспортных судов, опуская на воду посредством грузовых стрел. Для выгрузки техники на необорудованное побережье катер следовало снабдить опускаемой рампой.

Разработчик Таулер с Джимом Саутвортом, одна из моделей катера LCM на стадии разработки

Первую попытку создать подобное десантное средство предприняли англичане — фирма «Торникрофт» в 1938 году спроектировала катер LCM-1. Аббревиатура LCM расшифровывается как Landing Craft Mechanized — «десантный катер для механических средств». До июля 1942-го британские транспортные суда этого класса обозначались MLC (Mechanized Landing Craft), но впоследствии их обозначения привели в соответствие с американскими.

Разгрузка фюзеляжа «Валти» из десантного катера для механических средств (LCM-1) на Араканском побережье Бирмы.

Это стальное плавсредство имело длину 14,8 м и грузоподъемность 16,25 т. Два бензомотора обеспечивали груженому судну скорость шесть узлов. Конструкция LCM-1 в некоторых местах была усилена броневыми листами, а вооружение состояло из пары легких пулеметов «Льюис». Компоновка стала типичной для всех последующих образцов этой серии «Landing Craft Mechanized»: всю носовую и среднюю часть корпуса занимал открытый сверху грузовой трюм, в корме находилось моторное отделение, а над ним — рулевая рубка. Построили около 500 таких плавсредств. Впервые в бою они применялись во время Норвежской кампании — 13 мая 1940 года с LCM-1 высаживались французские танки Н39 у Нарвика. В 1944 году Королевский флот пополнили 77 несколько усовершенствованных тип LCM-4.

Читать еще:  Десантный катер типа LCU 1610 (США)

LCM-1 (слева) и LCM-2. Высадка в Дьеппе. Франция, Вторая мировая война

Десантные катера союзников фото в корме имел крытую кабину для экипажа, в то время как морские пехотинцы были буквально набиты как селедка в бочке на основной палубе, она же грузовая площадка. Высокие борта служили защитой от винтовочного огня противника. Так же могли крепится дополнительные защитные пластины. Сами катера спускали на воду с кораблей посредством кранов, так же кранами осуществлялась погрузка расходных материалов и транспортных средств. Морские пехотинцы поднимались и опускались на десантные катера по канатной сети.

LCM-3 (десантный катер для механических средств) с войсками у берега на Иводзиме. 6 марта 1945 г

Британский десантный корабль на пляже Дьепп

В 1941-1942 годах американские фирмы «Америкен Кар энд Фаундри» и «Хиггинс» построили 147 катеров LCM-2, отличавшихся от британского прототипа более мощными двигателями, усиленным бронированием и вооружением из двух 12,7-мм пулеметов «Браунинг». Грузоподъемность составляла 14 т. Дебютировали в бою они в августе 1942 года на Гуадалканале, где 48 штук второй серии участвовали в высадке морской пехоты, перевозя на берег тяжелые артиллерийские орудия, грузовики и легкие танки. В ноябре 1942 года LCM-2 принимали участие в высадке союзников в Северной Африке (операция «Торч»). Ранние LCM в общем успешно справлялись с поставленными заданиями. Тем не менее очень скоро их грузоподъемность перестала удовлетворять военных — ведь они могли перевозить лишь легкие танки. С целью обеспечить десантирование более тяжелых боевых машин был создан катер LCM-3. Отличаясь лишь несколько увеличенными размерами, он мог перевозить 27 т груза и доставлять на берег средние танки М4 «Шерман».

LCM использовались во время сражения в заливе Лейте 1944 год

Высадка с десантного катера LCVP, четвертый дивизион морских пехотинцев начинает атаку с пляжа на Иводзима, 19 февраля 1945 года, чуть правее горит (LVT), за ним укрылись пехотинцы на берегу

Вершиной развития малых «танконосцев» времен Второй мировой войны стал катер LCM-6. В отличие от предшественников, он получил не бензиновую, а дизельную силовую установку мощностью 348 л. с. (на поздних сериях — 460 л. е.).

Перевозка танк «Шерман», на десантном катере типа LCM-5, форсирование Рейна, Рурская операция март 1945

Длина увеличилась на 1,8 м за счет вставки в среднюю часть корпуса, а грузоподъемность достигла 34,5 т. Более поздние LCM-6 имели корпус немного другой конструкции — надводный борт был увеличен по высоте до уровня капа машинного отделения. Палуба за десантным отсеком стала ровной по всей ширине катера. Глубина трюма осталась такой же, просто фальшборт более чем наполовину «ушел в корпус». Вид корабля поменялся кардинально, но по основным параметрам обе модификации не различаются. Увеличенная высота борта увеличила мореходность и непотопляемость за счет увеличения объема отсеков. Подводная часть не изменилась по сравнению с ранними LCM-6.

Тихоокеанский театр боевых действий, высадка американских морских пехотинцев на пляж Иводзимы 19 Февраля 1945г

Американская судостроительная промышленность развернула массовую постройку LCM-6 с 1943 года, изготовив более 2,5 тыс. таких катеров. Они принимали деятельное участие во всех десантных операциях завершающего этапа войны — как на Тихоокеанском для высадок на островах Тихого океана против японцев., так и на Европейском театре военных действий в Сицилии, Северной Африке, Анцио и Нормандии.
ТТХ LCM-6 десантные катера союзников фото

  • Полное водоизмещение, т: 65
  • Размерения, м: длина: 17,1 ширина корпуса: 4,3 осадка: 5,84 (5,8)
  • ГЭУ: два дизеля «Детройт Дизель» 6V-71 или 8V-71 суммарной мощностью 348 или 460 л. с.
  • Максимальная скорость хода, узлов: 9
  • Дальность плавания, миль/ скорость, узлов: 130/9
  • Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета «Браунинг» М2НВ
  • Экипаж, чел.: 5
  • Грузоподъемность, т: 34,5 (один танк М4)
  • Вместимость, чел.: 60-80

Во время войны во Вьетнаме значительное количество «Landing Craft Mechanized» было переоборудовано в бронекорабли АТС (Armoured Troop Carrier) — своего рода речные бронетранспортеры, активно применявшиеся на реке Меконг и ее многочисленных притоках.

десантные катера союзников LCM-2 на моделях лучше видны различиям

десантный корабль LCM-3 Mk III

Десантный катер LCA 651

Помимо бронирования, модификации серии АТС получали и усиленное вооружение. Как правило, оно включало 40-мм гранатомет, две 20-мм пушки и четыре 7,62-мм пулемета. Некоторые транспортеры, прозванные «Зиппо» по аналогии с известной фирмой по производству зажигалок, вооружались огнеметами, другие переоборудовались в импровизированные мониторы, получая дополнительно 81-мм миномет и 105-мм гаубицу. Наконец, часть АТС с расширенным составом связного оборудования использовалась в качестве штабных караблей.
В настоящее время несколько десятков катеров LCM-б все еще остаются на вооружении флотов ряда стран.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector