8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельная подводная лодка пр.629 (СССР)

Дизельная подводная лодка пр.629 (СССР)

До 16.06.1960 и с 20.05.1966 классифицировались как большие подводные лодки. Переклассифицированы в большие опытовые подводные лодки К-110, 153, в большие подводные лодки-ретрансляторы Б-42 28.12.1973, Б-125 28.12.1974, Б-146 28.12.1973, Б-167, в большую подводную лодку специального назначения Б-109 28.12.1973


Крейсерская подводная лодка проекта 629 – Общий вид


Крейсерская подводная лодка проекта 629Б – Общий вид


Крейсерская подводная лодка проекта 629А – Общий вид


Крейсерская подводная лодка проекта 601 – Общий вид


Крейсерская подводная лодка проекта 605 – Общий вид


Опытная подводная лодка проекта 619 – Общий вид


Подводная лодка ретранслятор связи проекта 629Р – Общий вид

История создания проекта

Пр.629А – 14 единиц: Северодвинск СРЗ №891 («Звездочка») – Б-26 в 9.10.1965-3.12.1967, Б-40 в 26.12.1969-25.12.1972, Б-41 в 8.08.1967-30.12.1968, Б-45 в 30.08.1964-28.12.1966, Б-48 в 15.09.1965-30.11.1967, Б-92 в 29.11.1967-19.12.1969, К-93 в 16.12.1969-31.12.1971, К-142 в 22.12.1966-30.09.1968, Владивосток «Дальзавод» – Б-46 в 3.01.1970-20.12.1971, Б-51 в 20.03.1965-13.01.1968, Б-93 в 17.07.1967-25.01.1969, Б-103 в 29.01.1964-13.01.1968, Б-113 в 14.11.1968-28.01.1970, К-163 в 26.01.1971-30.12.1972. 2792/3518 т, РК Д-4 (3 ПУ СМ-87 БР Р-21 (4К55)), 16500 миль (8 уз), 4500 миль (14,5 уз), /12700 миль (8 уз под РДП), /290 миль (2 уз), /15 миль (12,5 уз), РЛК-101 «Альбатрос», РЛС РТР «Накат-М», аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-КМ», ГАС МГ-200 «Арктика-М», ГАС МГ-17 (Б-95), ГАС шумопеленгавания МГ-10 «Кола», ГАС обнаружения ГАС «Свет-М», ГАС звукоподводной связи МГ-15 «Свияга», ГАС гидрологической разведки МГ-23 (Б-95), гидроакустический маяк МГС-29, НК «Сигма-629А» (нет на Б-109, на Б-95 – «Сегмент»), ПУ ВИПС (24 СГАПД МГ-24)
Пр.601 – 1 единица: Б-149 в 30.10.1968-28.12.1976 в Северодвинске «Звездочка». 4159/? т, длина 117,6 м, РК Д-9 (6 ПУ БР Р-29 (4К75)), 3х1900 л.с. дизели 2Д42, 13/13,5 уз, 7300 миль (8 уз), 5000 миль (13 уз), /6600 миль (6 уз под РДП), /95 миль (2,3 уз), /12 миль (13,5 уз), 98 чел, РЛК-101 «Альбатрос», РЛС РТР «Накат-М», аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-КМ», ГАС МГ-200 «Арктика-М», ГАС МГ-23, ГАС шумопеленгавания МГ-10 «Кола», ГАС звукоподводной связи МГ-15 «Свияга», ГАС звукоподводной связи МГ-13, БИУС «Альфа-2», НК «Мост-У-601»
Пр.605 – 1 единица: К-102 в 5.11.1974-15.08.1975 в Северодвинске «Звездочка». 3642/? т, длина 116 м, РК Д-5К (4 ПУ БР Р-27К(4К18)) – СУ «Рекорд-2», 13,7/11,7 уз, 8150 миль (8 уз), 4490 миль (13,7 уз), /5570 миль (6 уз под РДП), 132 мили (2,3 уз), 13,5 миль (11,7 уз), 99 чел, РЛК-101 «Альбатрос», РЛС РТР «Накат-КМ», аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-КМ», ГАС МГ-200 «Арктика-М», ГАС МГ-23, ГАС шумопеленгавания МГ-10М «Кола», ГАС звукоподводной связи МГ-15 «Свияга», ГАС звукоподводной связи МГ-13, НК «Сигма-605», система космического ЦУ «Касатка-Б-605»
Пр.619 – 1 единица: К-153 в 1975-78 в Северодвинске «Северное машиностроительное предприятие». 2820/3090 т, осадка 8 м, РК Д-19 (1 ПУ БР Р-39 (3М65))
Пр.629Р – 3 единицы: во Владивосток «Дальзавод» – Б-29 в 23.01.1974-30.12.1976, Б-42 в 1.01.1977-30.06.1979, Б-125 в 1.01.1975-30.12.1977. Подводные лодки – ретрансляторы связи: 2760/? т, осадка 7,9 м, сняты РК и КТА, 14/12 уз, 9600 миль (8 уз), 4350 миль (14 уз), /4100 миль (7 уз под РДП), /200 миль (2 уз), 12 силь (12 уз), 92 чел, 60 сут, РЛК-101 «Альбатрос», РЛС РТР «Накат-М», аппаратура госопознавания – «Нихром-КМ», ГАС МГ-200 «Арктика-М», ГАС шумопеленгавания МГ-10 «Кола», ГАС звукоподводной связи МГ-15 «Свияга», ГАС звукоподводной связи МГ-13, НК «Мост-V-629Р»
Б-109 13.01.1968-20.12.1969 во Владивосток «Дальзавод» оборудована для выполнения разведывательных задач
Рейдовые плавучие зарядовые станции: РЗС-97 (ПЗС-65, Б-146) 19.04.1978, РЗС-439 (Б-149) 21.06.1986
Нереализованные модификации: пр.629М – вариант с ЯЭУ, пр.В629 – с БР Р-15, пр.629Д-6 – с комплексом Д-6, пр.629Д-7 – переоборудование пр.629Б под комплекс Д-7

Распределение по флотам

СФ: Б-29 (с 27.10.1971 ТОФ), 40 (с 26.11.1976 БФ), 41 (с 26.11.1976 БФ), 42 (с 1964 ТОФ), 45 (с 10.11.1976 БФ), 92 (с 14.10.1976 БФ), 95 (с 1968 ТОФ), 121, 125 (с 26.10.1973 ТОФ, с 13.11.1978 СФ), 146 (с 1974 ТОФ), 149, К-91 (с 12.09.1968 ТОФ), К-93 (с 14.10.1976 БФ), 110, 142 (с 14.10.1976 БФ), 153 (с 13.11.1978 ЧФ)
ТОФ: Б-46, 51, 93, 103,109, 113, К-163

Б-26: 210(К-36), 459(1968), 438(1968), 558(1982)
Б-29: 444(1969), 161?(К-61)
Б-40: 162(1964), 489(1988), 484(1989)
Б-41: 170(1965)
Б-42: 509(1980), 525(1980)
Б-45: 281(1966)
Б-46: 249(1961), 429(К-75), 529(1982), 534, 521(1987)
Б-48: 199(1966), 457(1966), 521, 512(1981), 540(1984)
Б-51: 609(К-99), 858(1975), 543(1977)
Б-92: 127(1958), 281(1960), 203(1964)
Б-93: 457(1967), 503(К-126), 557(Б-126), 560(1982)
Б-103: 775(пр.629А), 724(1966), 173(1967), 574(1968), 722(1968)
Б-113: 535(Б-139)
Б-121: 205(1964), 451(К-102)
Б-125: 444(1982), 203(1983)
К-91: 199, 457(1968)
К-93: 210(1967), 467, 462
К-110: 488?(1974)
К-142: 777(1962), 212(1965), 426, 414(1990)
К-153: 575(1990)
К-163: 201(1967), 531(1982)

1968 – Б-103 (8.03 затонула в районе Гавайских островов)
1979 – К-110 (9.02)
1980 – Б-109 (22.06), Б-121 (3.07)
1986 – Б-45 (12.10), Б-48 (12.10)
1987 – Б-92 (19.09), К-163 (16.09)
1988 – Б-42 (17.07)
1989 – Б-26 (14.03), Б-29 (25.04), Б-40 (30.05), Б-41 (30.05), Б-46 (3.05), Б-93 (8.06), Б-149 (1.06), К-93 (14.03)
1990 – Б-51 (19.04), Б-113 (19.04), К-142 (19.04), К-153 (21.08)
1991 – Б-125 (24.06)

Китай: 1 единица
Пр.031G достроена по лицензии в Даляне: №1101, затем №200 (до 1961 зав.№138). 1 ПУ БР JL-1. В 1968 добавлена 1 ПУ БР JL-2, в 1995 снята ПУ БР JL-1

Дизельная подводная лодка пр.629 (СССР)

Проектирование дизельной ПЛ пр,629 было начато согласно Постановлению СМ №136-75 от 26.01.1954 года «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих ракет технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением». Тактико-техническое задание на разработку проекта было выдано ВМФ в январе 1956 года. Разработкой проекта руководил главный конструктор Н.Н.Исанин, главным наблюдающими от ВМФ были Б.Ф.Васильев, затем И.И.Лягин и В.И.Литошенко. В отличие от ракетных ПЛ, которые создавались путем переоборудования находившихся в строю или строившихся торпедных ПЛ первого послевоенного десятилетия, новая ПЛ была спроектирована специально под ракетный комплекс с ракетами надводного старта.

При разработке технического проекта ПЛ в качестве базового был определен проект больших дизель-электрических торпедных ПЛ пр.641, строительство которых велось с 1956 года. Однако из этого проекта без изменений были приняты лишь электромеханическая установка для надводного и подводного хода, состав гидроакустического, радиолокационного вооружения, средства радиосвязи и использовались по возможности другие виды корабельного оборудования, вооружения, аппаратуры. Большие габариты и масса ракетного комплекса, а также требования задания, направленные на повышение боеспособности корабля и эффективности его вооружения, привели к существенному изменению главных измерений, водоизмещения, размеров прочного корпуса, формы теоретического чертежа, архитектуры корпуса и других кораблестроительных элементов ПЛ по сравнению с подобными на ПЛ базового проекта.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.640 (СССР)

ПЛ двухкорпусного типа состояла из восьми отсеков, ее прочный корпус образован из цилиндра и усеченных конусов в оконечностях. В районе IV отсека, где размещены три шахты с подъемно-поворотными и пусковыми устройствами, прочный корпус имел восьмерочное сечение. Стартовые установки обеспечивали хранение, транспортировку и пуск трех ракет. Пуск ракет производился при положении пускового стола у верхнего среза шахты. Стрельба ракетами могла производиться при плавании ПЛ в надводном положении при волнении моря 4-5 баллов, скорости до 15 узлов включительно и при любых метеорологических условиях. Время на пуск первой ракеты Р-11ФМ после всплытия составляло 4 минуты, а общее время пуска всех трех ракет за одно всплытие – 12 минут.

Полное время подготовки старта трех ракет составляло около 1 часа. Ракеты поднимались на ПЛ в полностью заправленном и снаряженном виде, обеспечивающем их хранение без дополнительных заправок и снаряжения и надежный пуск в течение трехмесячного плавания ПЛ. Для управления ракетной стрельбой устанавливалась система приборов, состоящая из одного комплекта счетно-решающих приборов «Доломит» и трех комплектов приборов подготовки и производства старта (ИНЭСУ).

Лодка пр.629 первоначально проектировалась под ракетный комплекс Д-1 (ракеты Р-11ФМ и пусковые установки СМ-60). Позже было решено приспособить их для пуска ракет Р-13. Переоборудование лодок пр.629 и пусковых установок СМ-60 под ракеты Р-13 было относительно несложным. Для этого производился монтаж систем заправки топливом ракеты Р-13, замена эксцентриков в приборе №40 системы «Доломит», переделка трубопровода подачи воздуха и азота к шахтам и ряд других небольших изменений. С ноября 1959 года по август 1960 года с ПЛ Б-92 на Северном флоте было запущено 13 ракет Р-13, из них 11 пусков были удачными. Для испытаний на взрывостойкость ракетного вооружения ПЛ пр.629 с августа по октябрь 1960 года в Кольском заливе были проведены испытания натурного отсека РО-629, соответствовавшего штатному отсеку ПЛ пр.629.

Целью испытаний было определение сравнительной живучести ракетного вооружения и корпуса ПЛ пр.629 при подводном ядерном взрыве. В частности проверялась степень воздействия на ракеты в средней и кормовой шахтах, особенно их ядерных боеголовок, пусковых установок СМ-60 и аппаратуры систем управления.
Испытания проводились неконтактными взрывами глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитировавших по ударной волне атомные подводные взрывы. Всего было проведено 6 испытаний, по результатам которых были выработаны рекомендации для улучшения взрывобезопасности ракет. Было также предложено хранить ракеты на ПЛ заправленными только окислителем, а горючее хранить в емкостях подводной лодки. Эти и другие предложения по повышению взрывостойкости ракет были вскоре реализованы.

Модернизация лодок по пр.629А

Постановлением СМ от 2.07.1962 г. было решено модернизировать ПЛ пр.629 в пр.629А с установкой нового ракетного комплекса Д-4 с ракетами подводного старта Р-21. Главным конструктором пр.629А был Н.Н.Исанин, главным наблюдающим от ВМФ – И.И.Лягин. При разработке проекта 629А конструкторы уже имели опыт размещения комплекса на экспериментальной ПЛ пр.613-Д4. Приобретенный опыт позволил сразу приступить к разработке технического проекта (минуя стадию эскизного проекта) и осуществить его в короткие сроки. Технический проект 629А был утвержден в октябре 1962 года. При разработке технического проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема монтажных, демонтажных и корпусных работ. Основные изменения коснулись IV отсека, где размещался новый комплекс ракетного оружия, и района междубортного пространства IV отсека. B III отсеке изменения произведены в объеме, необходимом для установки нового навигационного комплекса. Остальные помещения корабля и состав оборудования сохранились такими же, какими они были на ПЛ с ракетами надводного старта.

ПЛ вооружалась тремя ракетами Р-21, которые размещались в вертикальных шахтах, расположенных в IV отсеке. Установленные в шахтах пусковые установки обеспечивали хранение, транспортировку и производство подводного старта ракет. Из-за принципиальных конструктивных отличий пусковых установок ракетных комплексов при переоборудовании ПЛ пришлось установить новые ракетные шахты СМ-87. Переход на подводный старт обусловил необходимость принятия мер по одержанию лодки в заданных пределах глубины старта и вызвал коренные изменения корабельной системы предстартовой подготовки и обслуживания. В новой системе перед стартом ракет заполнялся кольцевой зазор, образующийся между внутренней поверхностью шахты и наружными габаритами ракеты. Для этого на ПЛ предусматривались специальные цистерны водяного балласта и перекачивающие средства. В междубортном пространстве IV отсека удалось разместить балластные цистерны кольцевого зазора только для двух шахт. Таким образом, для ракетного залпа могли быть подготовлены только две ракеты. Стрельба третьей ракетой была возможна лишь после пуска одной из первых двух ракет.

Ракеты подавались на ПЛ полностью заправленными в ампулизированном состоянии, что обеспечивало их хранение на ПЛ в течении трех месяцев. По истечении этого срока их должны были выгружать на технической позиции для проверки. Стрельба ракетами производилась с глубины 40-50 м, считая от нижнего среза ракеты, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Подводный старт производился с неподвижного стола пусковой установки, размещенного в нижней части шахты. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут. Предстартовая подготовка третьей шахты, как отмечено выше, могла начинаться только после выстрела из одной ранее подготовленной шахты. Первый пуск ракет Р-21 из подводного положения с лодки пр.629А был произведен 24 февраля 1962 года.

модернизация

Подводная лодка К-129 погибла во врЭксплуатация лодок и их последующая емя боевого патрулирования 8 марта 1968 года в точке с координатами Ш – 40°06′ сев, Д – 179’57’ на удалении 1230 миль от берегов Камчатки. Наиболее вероятная причина гибели лодки – таран американской атомной ПЛ «Суордфиш», которая через три дня пришла на ВМБ Йокосука (Япония) со смятой передней частью ограждения боевой рубки. В течение ночи был скрытно произведен ремонт. Впоследствии около полугода лодка не участвовала в каких-либо мероприятиях американского ВМФ. С экипажа «Суордфиш» была взята подписка о неразглашении причин аварии. В 1975 году американцами с помощью специального судна «Гломар Эксплорер» была сделана попытка поднять лодку К-129 с глубины свыше 5 км. В ходе подъема корпус лодки разломился по линии трещины в районе кормовой части центрального отсека. Носовая часть (1,11 и часть 111-го отсека) была поднята, а кормовая затонула.

Подводная лодка К-118 в декабре 1976 года была переоборудована по пр.601 для испытаний ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29. Главный конструктор пр.601 – В.В.Борисов. На лодке было установлено шесть новых шахт, длина ПЛ увеличилась до 117,6 м. ПЛ К-153 в 1978 году была переоборудована по пр.619 для испытаний ракетного комплекса Д-19. Проект 619 был разработан в ЦКБ-18, главный конструктор – Ю.Н.Корлицкий. На лодке была установлена одна шахта для пуска ракет Р-39. Лодка была переведена на Черное море, где с нее было запущено 7 ракет с целью отработки подводного и надводного старта из «сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления. ПЛ К-102 с ноября 1962 года переоборудовалась по пр.605 в Северодвинске в качестве опытного корабля для испытаний ракетного комплекса Д-5. На лодке установлены 4 пусковые установки для ракет Р-27.

Читать еще:  Фрегат УРО типа «Oliver Hazard Perry» (США)

ПЛ К-87, К-107, К-96 в 1973-1979 годах переоборудованы на Дальзаводе по пр.629Р в подводные лодки-ретрансляторы. Ракетные шахты и кормовые торпедные аппараты сняты. ПЛ К-113 переведена на ТОФ, установлена на Дальзаводе для переоборудования в минный заградитель по пр.629Н. В 1974 году К-113 исключена из состава ВМФ. ПЛ К-36 и К-91 в 1980 году исключены из состава ТОФ. Дизельные ПЛ, вооруженные баллистическими ракетами, не попадали под действие Договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ. Нельзя лишь было строить новые и модернизировать имевшиеся. В связи с этим ПЛ К-372, 79, 93, 94, 142 и 183 были переведены на Балтийский флот, где несли боевое дежурство в Рижском заливе до 1991 года.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 629
Основные размерения (м):
а) длина:
– наибольшая 98,9
– непроницаемого корпуса 86,7
– прочного корпуса 77,3
б) ширина:
– наибольшая 8,2
– наибольшего прочного корпуса 5,8
в) размах стабилизаторов 10,0
г) средняя осадка при нормальном водоизмещении, м 5,47
– от нижней кромки киля в районе IV отсека 8,05
Водоизмещение (т):
– стандартное 2458
– надводное (нормальное) 2854
– надводное с усиленным запасом топлива 3090
– подводное 3609
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 26
Глубина погружения (м):
а) перископная 13,5
б) рабочая 260
в) предельная 300
Время погружения без хода из крейсерского в подводное положение с заранее заполненной цистерной быстрого погружения (сек.) ок.70
Длительность непрерывного пребывания под водой, час 600
Гребные винты:
а) бортовые: 2-шестилопастные
б) средний: 1-шестилопастной

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ:
Главные двигатели: для подводного хода
– число, тип 3-“37Д”
– полная мощность, л.с. (число оборотов в мин.) 3×2000 (500)
Гребные электродвигатели:
1. Для полного подводного хода:
а) средний:
– тип ПГ-102
– полная мощность, л.с.(об/мин.) 2700(550)
б) бортовые:
– число, тип 2-ПГ-101
– полная мощность, л.с. (об/мин.) 2×1350 (450)
2. Гребные электродвигатели для экономического подводного хода:
– число, тип 1-ПГ-104
– полная мощность, л.с. 140
Аккумуляторная батарея:
– тип 46СУ
– количество аккумуляторов 448

СКОРОСТЬ ХОДА.уз.
Над водой с нормальным запасом топлива:
– полным ходом 15-15,5
– экономическим ходом под двумя бортовыми двигателями 8-9
Над водой с усиленным запасом топлива полным ходом
Под водой:
– полным ходом 12,5-13,0
– экономическим ходом (под электродвигателями экономического хода) 2
– под РДП максимальная 8

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, мили
В надводном положении с нормальным запасом топлива:
– полным ходом 5000
– экономическим ходом под двумя бортовыми двигателями 20 000
В надводном положении с усиленным запасом топлива:
– полным ходом 7100
– экономическим ходом под двумя бортовыми двигателями 27 000
В подводном положении:
– полным ходом 12,5-13,0
– экономическим ходом со скоростью 7-7,5 узлов, под РДП при усиленном запасе топлива 16 000-14 000
– под электродвигателем экономического хода, со скоростью 2 узла 300

КОРАБЕЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ И АВТОНОМНОСТЬ, т
а) Нормальный запас топлива 355
б) Усиленный запас топлива 545
в) Пресная вода питьевая 16,4
г) Воздух высокого давления, м 28,7
д) Автономность плавания, сут. 70

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Стартовые установки (число, тип) 3-СМ-60
Предельные горизонтальные углы разворота, град. по 200 на борт
Ракеты на стартовых установках (число, тип) 3-Р-13
Дальность максимальная, км 150
Дальность минимальная, км 50
Время старта ракеты после всплытия ПЛ, мин.:
– первой ракеты 4
– второй ракеты после выпуска первой 4
– третьей ракеты после выпуска второй 4
Общее время старта трех ракет 12
Время подготовки старта ракеты, час. 2

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
а) число торпедных аппаратов для торпед калибра 533 мм:
– в носу 4
– в корме 2
б) Число торпед в торпедных аппаратах 6
в) Наибольшее число торпед в залпе:
– в носовом 4
– в кормовом 2
г) Глубина торпедной стрельбы, м 80

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Радиолокационная станция обнаружения подводных целей 1 -“Флаг”
Радиолокационная станция поиска и разведки 1-“Накат”
Радиолокационная станция опознавания l-”Хром-К”
Гидроакустическая станция связи 1-”МГ-15”
Шумопеленгаторная станция 1 -“Арктика-М”
Гидроакустическая станция обнаружения работы гидролокаторов 1-“Свет-М”

Дизельная подводная лодка пр.629 (СССР)

БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629. LARGE MISSILE SUBMARINE OF PROJECT 629

БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629

LARGE MISSILE SUBMARINE OF PROJECT 629

Понимая специфику эксплуатации и боевого применения ракетного оружия на кораблях, ВМФ и промышленность добились осуществлять разработку специализированного комплекса. Первым отечественным комплексом ракетного оружия, специально разработанным для вооружения подводных лодок, стал комплект Д-2 с ракетой Р-13. Постановление от 19 июня 1955 г. наряду с разработкой техпроекта Р-11ФМ, оснащенной тактическим спецбоеприпасом, обязало НИИ-88 представить результаты эскизной проработки новой морской ракеты с таким же зарядом, рассчитан¬ной на дальность 400 км. В развитие этого, другим Постановлением СМ СССР №1240-631 от 21 августа1956 года была задана разработка ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13, для вооружения дизельных ПЛ проекта 629 (разработчик ЦКБ-16, гл. конструктор Н.Н.Исанин) и атомных ПЛ проекта 658 (разработчик ЦКБ-18, гл. конструктор С.Н.Ковалев), проектирование ракеты передали из перегруженного ОКБ-1 в СКВ-385.
Некоторое время над эскизным проектом комплекса Д-2 с ракетой Р-13 под научно-техническим руководством С.П.Королева совместно работа¬ли специалисты ОКБ-1 и уральского СКБ-385. Все дальнейшие работы по этому комплексу Постановлением Правительства от 31 августа 1958 года были полностью переданы СКБ-385. С этого момента практически все ракетные комплексы морского базирования принимавшиеся и состоящие на вооружении отечественного ВМФ создавались в этом бюро.
При разработке Р-13 началась формироваться морская кооперация ракетчиков отличная от сложившейся при создании первых сухопутных. Бортовая автономная система управления разрабатывалась в свердловском СКБ-626 (НИИ-592, гл. конструктор Н.А.Семихатов), ЖРД в ОКБ-2 НИИ-88 (гл. конструктор А.М.Исаев), пусковая установка в КБ-1 ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк), ядерный боеприпас в НИИ-1011 (руководитель К.И.Щелкин). Задача увеличения дальности решалась как увеличением массы и габаритов ракеты так и повышением ее весо-энергетического совершенства.
Одноступенчатая ракета Р-13 со стартовой массой 13700 кг несла отделяемую ГЧ, снаряженную мощным (1 Мт) термоядерным зарядом. Двигатель ракеты работал на горючем ТГ-02 и окислителе АК-27И. Дальность пуска составляла 650 км, круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 4 км, что по прежнему обеспечивало поражение лишь площадных целей, в первую очередь – крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз.

Согласно правительственным решениям в ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин, заместители гл. конструктора В.В.Борисов и А.С.Смирнов) для вооружения ракетами Р-13 был разработан проекта 629 дизель-электрической подводной лодки нормальным водоизмещением в 2820-2860 м3 с двухкорпусной стальной конструкцией. Размещение трех ракет большой длины в шахтах за боевой рубкой подводной лодки потребовало увеличить общее ограждение рубки с ШПУ, которое имело высоту над прочным корпусом 7,3 м и длину в 27,9 м. Прочный корпус в районе этого отсека в поперечных сечениях имеет форму “восьмерки”, а нижняя наделка легкого корпуса выступает за линию киля на 2,55 м. ПЛ спроектирована с легким корпусом с штевневым носом и стабилизирующей кормой, имеет развитое ограждение рубки — обтекатель ракетных шахт и килевую наделку в районе ракетного отсека Отработка формы корпуса подводной лодки проводились на модельных испытаниях в ЦНИИ-45 и ЦАГИ. По корпусу, энергетике, частично по торпедному вооружению и РЭВ ПЛ проекта 629 унифицирована с торпедными ПЛ проекта 611 и проекта 641.

Читать еще:  Дизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка» (Россия)

Энергетическая установка корабля дизель-электрическая с тремя дизелями 37Д мощностью по 2000 л.с. и главными электродвигателями ПГ-102 (один мощностью 2700 л.с.) и ПГ-101 (два мощностью по 1350 л.с.). Экономический ход в подводном положение обеспечивал электродвигатель ПГ-104. Аккумуляторные батареи были объедены в четыре группы, всего 448 типа 40СУ. Дальность плавания в подводном положении была 300 миль при скорости хода 2 узла, под РДП — 12000 миль. Запас плавучести ПЛ был 26%, глубина погружения достигала 300 м.
Ракеты Р-13 расположены в стационарных вертикальных шахтах пусковой установки СМ-60, спроектированной ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк), внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Принцип действия и состав основных узлов ПУ был в основном аналогичен стартовой установке, разработанной в ОКБ-1 ранее для ПЛ проектов В611 и АВ611. В тоже время, механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60, имели оригинальные технические решения.
Управление ракетным комплексом осуществляла система ИПЭСУ. Для определения местоположения ПЛ в НИИ-49 (гл. конструктор П.М.Зеленцов) был разработан и в дальнейшем использовался на подводных лодках комплекс счетно-решающих приборов «Доломит». Старт ракет был надводный при волнении моря — до 4-х баллов и при скорости хода ПЛ до 12 узлов и осуществлялся со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты.
Конструкция ракеты и ее система управления позволяют выполнить следующие основные операции при нахождении на подводной лодке: контроль состояния и поддержание ракеты в боевой готовности во время патрулирования; предстартовую проверку и подготовку бортовой аппаратуры ракеты и ее двигательной установки, проверку работоспособности аппаратуры боевого блока; пуск ракеты с верхнего среза шахты из надводного положения лодки.
Перечисленные операции производятся на подводной лодке дистанционно со специальных пультов. Ракета не требует для обслуживания доступа личного состава в течение всего автономного плавания. Общее время на пуск одной ракеты не превышает 3–4 мин. Последовательный пуск ракет осуществляется за 13–14 мин. Безопасность ракеты при взрывах глубинных бомб, не приводящих к разрушению прочного корпуса подводной лодки, подтверждена специальными испытаниями. На подводной лодке ракета сохраняет свои боевые качества в течение шести месяцев вместо заданных трех.
Торпедное вооружение лодок проекта 629 состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, два из которых были кормовыми, с общим боезапасом в шесть торпед, приборов управления торпедной стрельбой «Ленинград-629».

На корабле были установлены: навигационный комплекс «Плутон-629» («Плутон-1»), система радионавигации АРП-53, аппаратура стабилизации ПЛ по глубине погружения «Мрамор» и курсу «Гранит», гидроакустические станции «Арктика-М», «Тулона», «Свет-М» и «Свияга», РЛС «Накат», «Хром-К» и «Флаг». ПЛ оборудовалась двумя перископами ПР-12 «Лира-1» и ПЗН-9. С 1960 года на ПЛ проекта 629 устанавливались следующие средства гидроакустики и радиосвязи: шумопеленгаторная станция МГ-10, станция определения скорости звука в воде «Береста», радиопередатчик Р-641 «Искра», новые радиоприемники и радиоразведки, заваливающаяся радиоантенна К-651 «Ива».
Навигационный комплекс (НК) «Плутон-1» (гл. конструктор Э.И.Эллер) был разработан московским МНИИ-1. Его состав принципиально не отличался от состава НК «Сила Н». В состав «Плутона» входили два гирокомпаса «Маяк», гироприбор «Сатурн», астронавигационная система «Лира-1» и др. Комплекс был рассчитан на работу в диапазоне широт ±80°. В отличие от НК «Сила Н» в состав НК «Плутон-1» входил автомат выработки пеленга и дистанции до цели «Марс», решавший обратную геодезическую задачу по введенным вручную координатам цели и текущим координатам ПЛ, автоматически поступавшим из АП «Терек». Осреднение курсов ГК в этом комплексе не предусматривалось.
Испытания ракет Р-13 проводились с июля 1959 года по март 1960 года на ГЦП-4 (Капустин Яр) с неподвижного и качающегося стендов, за время которых было произведено 19 пусков с качающегося стенда СМ-49 (из них 15 успешных). По результатам проведения ЛКИ Государственная комиссия допустила ракеты Р-13 к совместным (Государственным) летным испытаниям с подводной лодки проекта 629.

Корабельные испытания Р-13 были проведены с ноября 1959 г. по август 1960 г. с ПЛ проекта 629, выполнено 13 пусков с ПЛ (из них 11 успешных). Стрельбы проводились из района острова Кильдин по боевому полю «Чижа», расположенному восточнее горла Белого моря. Обеспечивал морские испытания комплекса переоборудованный тральщик проекта 254 «Борис Сафонов». Испытаниями ракетного комплекса руководил председатель комиссии контр-адмирал Н.Г. Кутузов, техническим руководителем испытаний боеголовки был Г.П.Ломинский. Ракетный комплекс Д-2 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР №1109-461 от 13 октября 1960 года.
В Северодвинске на заводе №402 для проверки взрывостойкости ракет с боеголовкой построили ракетный отсек РО-629 (разработчик ЦКБ-16) подводной лодки проекта 629. Испытания проводились на Северном флоте в сентябре-октябре 1960 г. с имитацией подводной ударной волны атомного взрыва с помощью шнуровых зарядов. При взрывах на безопасных для подводной лодки радиусах боеголовка сохраняла работоспособность.
Строительство ПЛ проекта 629 велось на заводе №402 (директор Е.П.Егоров, гл. строитель К.И.Коробцев) на Севере и заводе им. Ленинского комсомола (директор Г.К.Волик, гл. строитель А.А.Танклевский) на Дальнем Востоке. Всего в 1959-1962 гг. было построено 23 корабля по проекту 629.
Стремление иметь в составе флота как можно больше подводных лодок – носителей баллистических ракет и отставание с готовностью комплекса Д-2 привело к тому, что первые пять ПЛ (зав. №801-805) проекта 629, построенных на заводе №402, сдавались с ракетой Р-11ФМ. В дальнейшем они прошли модернизацию на заводе «Звездочка» под ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13. В 1959 году на испытания было предъявлено два головных корабля для Северного флота — Б-92 (с января 1960 г. — К-96, зав. №801, старший строитель П.А.Смоленский, командир Р.Б.Радушкевич, командир БЧ-2 З.Б.Хаблиев), для Тихоокеанского — Б-93 (К-126, зав. №131, командир В.Д.Подольский, командир БЧ-2 А.В.Клемин).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: