Дизельная подводная лодка пр.640 (СССР)
Дизельная подводная лодка пр.640 (СССР)
В связи с увеличением скорости и радиуса действия самолетов встал вопрос об увеличении дальности обнаружения летящих самолетов противника в морских секторах противовоздушной обороны страны. Эта задача могла решаться путем размещения мощных радиолокационных станций на кораблях, несущих дозорную службу на определенном удалении от нашего побережья. При этом ПЛ были предпочтительнее надводных кораблей, так как они могут скрытно занимать позицию, уклоняться от обнаружения самолетами, погружаться под воду и обладают большей автономностью, чем надводные корабли.
В марте 1955 года СМ СССР принял решение о переоборудовании ПЛ пр.613 в ПЛ радиолокационного дозора (пр.640). Разработка комплекса радиолокационного вооружения для проекта 640 поручалась ЦНИИ-49. Предэскизный проект выполнялся ЦКБ-18 по тактико-техническому заданию, выданному Управлением кораблестроения ВМФ. Предэскизный проект был закончен в ноябре 1955 года и по результатам его разработки было откорректировано ТТЗ, утвержденное заместителем Главнокомандующего ВМФ Н.В.Исаченковым в январе 1956 года. В первой половине 1956 года, минуя стадию эскизного проекта, был разработан технический проект. Главным конструктором проекта 640 был Я.Е.Евграфов, его заместителем – Г.В.Соловьев.
Размещение радиолокационной станции обнаружения самолетов «Касатка» было произведено за счет снятия одной группы аккумуляторной батареи (IV отсек), запасных торпед, кормовых торпедных аппаратов, зенитной артиллерийской установки 2М-8, устройства РДП и некоторой перекомпоновки размещения оборудования в отсеках и надстройке. Для ПЛ радиолокационного дозора не менее важное значение, чем обнаружение самолетов, имело своевременное и надежное оповещение противовоздушной обороны (ПВО) об обнаруженных целях. Для этого на лодке устанавливалась дополнительная аппаратура радиосвязи, в том числе и быстродействующая аппаратура, а также командно-трансляционная установка «Нерпа» в сокращенной комплектации для связи оператора станции «Касатка» с командиром корабля и рубкой радиосвязи. По произведенным расчетам установленный состав средств связи обеспечивал надежную круглосуточную связь на расстоянии до 300 миль.
Снимаемое с ПЛ оборудование было в 1,5 раза тяжелее вновь устанавливаемого. Разница в весах составляла около 53 тонн и была компенсирована твердым балластом. Новое оборудование располагалось преимущественно на высоте, превышающей центр тяжести лодки. Поэтому для сохранения величины остойчивости в подводном положении в допустимых пределах часть балласта была размещена в специальном киле коробчатого сечения, установленном ниже основной линии. Всего твердого балласта было 85 тонн. Наиболее сложным конструктивным узлом явилось поворотное устройство антенны станции «Касатка». Это устройство должно было обеспечивать вращение с определенной скоростью антенны, имеющей большой вес и размеры, как вокруг вертикальной, так и вокруг горизонтальной оси, при стабилизации ее на качке при состоянии моря до 6-7 баллов. Вращение станции обеспечивалось электроприводом, а стабилизация – устройством стабилизации, работающим от автономной системы гидравлики. Все требования ТТЗ были выполнены полностью и в июле 1956 года технический проект был утвержден совместным решением МСП и ВМФ.
Для переоборудования в лодку радиолокационного дозора была выделена ПЛ пр.613 С-149, зав. № 305, постройки завода «Красное Сормово». Энергетическая установка соответствовала проекту 613, за исключением второй группы аккумуляторной батареи и устройства РДП, которые были сняты. Выпуск рабочих чертежей фундаментов для нового оборудования и изменения чертежей монтажных судовых систем, связанных с переоборудованием лодки, были возложены на ЦКБ-112. А ЦКБ-18, помимо технического проекта 640, разработало рабочие чертежи поворотного устройства антенны «Касатка» и других принципиально новых конструкций, а также внесло необходимые изменения в принципиальные схемы всех судовых систем и устройств.
Переоборудование ПЛ производилось на заводе «Красное Сормово» и на его сдаточной базе в Баку в 1957 году. Заводские ходовые испытания проводились с 15 ноября по 12 декабря 1957 года на Каспийском море. Государственные испытания были закончены 28 февраля 1958 года и был подписан приемный акт. Переделки, которые выполнялись при переоборудовании в основном состояли в следующем:
– вместо запасных торпед в I отсеке было размещено 25 спальных мест;
– увеличена радиорубка II отсека за счет ликвидации каюты командира;
– на место устройства РДП устанавливалось подъемно-поворотное устройство совмещенной антенны РЛС «Накат» с ответчиком «Нихром»;
– было снято подъемное устройство РЛС «Факел-МО»;
– в IV отсеке вместо снятой группы аккумуляторной батареи и обслуживающих ее механизмов были установлены рубка с приборами станции «Касатка» и «Нихром», система воздушного охлаждения приборов этих станций, автономная система гидравлики для обеспечения стабилизации антенны, шестиместная каюта.
Поворотное устройство антенны «Касатка» размещалось в отдельной прочной рубке, которая имела общее ограждение с боевой рубкой лодки. Камбуз был перенесен из IV отсека в VII, а трубы кормовых торпедных аппаратов были использованы в качестве провизионки. Были произведены и другие более мелкие изменения. Особое внимание было уделено защите личного состава, находящегося на ходовом мостике и радиоэлектронных устройств от воздействия мощного высокочастотного излучения станции «Касатка». С этой целью по рекомендации ЦНИИ-49 на ограждении рубки была установлена экранная решетка из вертикально расположенных металлических труб диаметром 12 мм с расстоянием между их центрами не более 25 мм.
Высота защитной решетки не превышала высоту козырька ограждения рубки. Государственные испытания показали, что экранная решетка обеспечивает безопасное длительное пребывание личного состава на мостике при работе станции «Касатка». При этом обеспечивается также одновременная работа аппаратуры средств связи, штурманских приборов, средств радиолокации, за исключением работы станции «Накат» в десятисантиметровом диапазоне, когда происходило выгорание кристаллов аппаратуры этой станции при одновременной ее работе со станцией «Касатка». Комиссия Государственной приемки согласилась с отказом от десятисантиметрового диапазона у станции «Накат». Скорости и дальности плавания ПЛ в часовом подводном режиме уменьшились по сравнению с проектом 613 из-за снятия одной группы аккумуляторной батареи, увеличения сопротивления подводной лодки, вызванного установкой антенны станции «Касатка», и увеличения поверхности ограждения рубки. Дальность плавания экономической скоростью уменьшилась по тем же причинам, а также вследствие увеличения расхода электроэнергии из-за работы станции «Касатка».
Проведенные государственные испытания ПЛ С-149 показали, что ее тактико-технические данные соответствуют спецификационным, что опытный образец станции «Касатка» достаточно надежен и выдержал испытания по всем пунктам программы. При волнении 6-7 баллов система стабилизации антенны работала надежно, поворотное устройство антенны работало устойчиво. Успешное проведение государственных испытаний ПЛ-149 и размещение на ней радиолокационной опытной станции «Касатка» позволили комиссии Государственной приемки рекомендовать «переоборудовать первую партию подводных лодок проекта 613 по проекту 640. Всего было переоборудовано четыре ПЛ.
Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 640
Водоизмещение нормальное, м 1062
Длина наибольшая, м 76
Ширина наибольшая, м 6,3
Осадка средняя (по спецификации), м 5,1
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 28
Начальная метацентрическая высота в надводном положении, м 0,50 Команда, чел. 56
Время непрерывного пребывания под водой, час. 500
Наибольшая надводная скорость при нормальном запасе топлива(18,76), уз. 17,5
Дальность плавания экономическим надводным ходом 7-8 уз. (расчетное), мили 7500
Дальность плавания экономической подводной скоростью 3 узла, мили 90
Вооружение
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 4
Средства навигации, наблюдения и связи
Радиолокационная станция обнаружения самолетов “Касатка”, компл. 1
Радиолокационная станция обнаружения надводных целей “Флаг”, компл. 1
Радиолокационное запросно-ответное устройство “Нихром”, компл. 1
Радиолокационная станция обнаружения и опознавания работающих РЛС “Накат”, компл. 1
Гидролокационная станция “Тамир-5Л”, компл. 1
Шумопеленгаторная станция “Феникс”, компл. 1
Командно-транспортная аппаратура “Нерпа”, компл. 1
Дизельный подводный флот России
Более ста лет в состав Российского флота входят подводные лодки. Именно дизельные подводные лодки были первыми, поступившими на вооружение Императорского флота еще до Первой мировой войны. Но и сейчас после появления атомных подводных лодок (АПЛ), которые превосходят дизель-электрические почти по всем параметрам, дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) остаются в строю, верфи строят новые. В этой статье попробуем рассмотреть что же из себя представляет дизельный подводный флот ВМФ РФ .
Все данные взяты из открытых источников. Проанализированы путем сопоставления и состыковки публикаций и поэтому носят примерный характер.
Дизель-электрические подводные лодки в отличии от атомных обладают меньшими размерами и это остается их плюсом. Там где АПЛ тесно и где для них нет задач, их место занимают дизель-электрические подводные лодки. ДЭПЛ предназначаются для уничтожения других лодок, надводных кораблей и судов противника, защиты портов и морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.
Поэтому в составе Черноморского и Балтийского флотов только дизельные лодки. На вооружении Северного и Тихоокеанского стоят подводные лодки обоих типов, ввиду огромных морских пространств. А вот Каспийская флотилия имеет только надводный флот.
- На 2019 год Северный флот имеет самое большое количество ДЭПЛ, это связано с важностью данного флота, он самый сильный в Российском ВМФ. Именно он обеспечивает прикрытие Арктики и наше присутстаие в Атлантике.
В составе Северного флота 9 ДЭПЛ, из которых семь проекта 877 “Палтус”, одна проекта 677 “Лада” и одна эксперементальная проекта 20120.
- Проект 877 “Палтус” достался нашему флоту от СССР, этот проект был кульминацией ДЭПЛ Советского ВМФ. Данные лодки были удачные, незря их построили несколько десятков, в том числе и на экспорт. Именно их на западе назвали “Черная дыра”, за их потресающую малошумность. При водоизмещении до 3000 тонн, предельном погружении до 300 метров и экипаже в 57 человек, лодка была вооружена 18 торпедами или 24 минами в шести 533 мм торпедных аппаратах. Скорость порядка 20-21 узла.
1 узел равен 1.852 км в час
Лодка даннаго проекта была в строю всех четырех флотов Советского ВМФ и по наследству перешла России. Сейчас на Северном флоте 7 таких лодок.
“Новороссийск”, “Вологда”, “Ярославль”, “Калуга”, “Владикавказ”, “Магнитогорск” и “Липецк”
Две из них в резерве и ждут утилизации. Все они постройки 80-х -начала 90-х годов и их ближайшее списание вполне предсказуемо.
Что же собой представляет собой самая новейшая ДЭПЛ России. Лодка стала меньше на несколько сот тонн, экипаж снизился до 35 человек, автономность осталась прежней-45 суток, скорость осталось прежней, а предельная глубина повысилась до 300м. Вооружение состоящие из 18 торпед или 44 мин (на проекте 877-24 мины), а также ракет Калибр, запускающихся через торпедные аппараты, которых попрежнему шесть.
Итого в составе Северного флота пять старых, две готовящихся к утилизации, одна в опытной эксплуатации и одна эксперементальная. Из позитивного что две-четыре лодки проекта 677 “Лада” вступят в строй в ближайшие лет пять-семь.
2. На данный момент самым мощным и современным подводным дизельным флотом обладает наш славный Черноморский флот. В строю здесь ДЭПЛ двух типов. Это ПЛ “Алроса” проекта 877 “Палтус” ( О данном проекте рассказано выше)
На данный момент в процессе модернизации и по некоторым публикациям будет переведена на Балтику по окончанию оной
А также 6 ПЛ проекта 636.3 ” Варшавянка”.
“Новоросийск”, ” Ростов-на-Дону”, ” Старый Оскол”, ” Колпино” , “Краснодар” и ” Великий Новгород”
Проект 636 является дальнейшим развитием проекта 877 (ее экспортной можификации). Данный проект также перенял прозвище “Черная дыра”. Для ВМФ России строиться последняя модификация под литерой “636.3”. Они еще лучше тех, которые мы поставляли Вьетнаму, Алжиру, Китаю и возможно будем поставлять Индии.
- Все шесть ПЛ построены сравнительно недавно, в период с 2014 по 2016 года, но уже не раз участвовали в учениях, переходах и боевых стрельбах из акватории Средиземного моря по боевикам в Сирии. Лодки данного проекта вооружены 18 торпедами 533 мм, часть которых может быть заменена минами или ракетами Калибр.
Запуск ракеты Калибр происходит через носовые торпедные аппараты
Экипаж 52 человека, автономность плавания 45 суток, предельная глубина погружения 300м, максимальная (подводная) скорость 20 узлов.
Данная бригада ДЭПЛ Черноморского флота патрулирует не только воды Черного моря, но и восточного Средиземноморья и появления там новых и современных ДЭПЛ усилило наш южный фланг.
3. Тихоокеанский флот охраняет самые большие морские просторы на востоке страны, огромные пространства от Чукотки до Приморья.
В составе флота семь ДЭПЛ проекта “Палтус” постройки 1988-1994г.г.
“Святой Николай Чудотворец”, “Нурлат”,”Усть-Камчатск”, “Усть-Большерецк”, “Комсомольск-на-Амуре”, ” Краснокаменцк”
Одна из них уже в резерве ( “Святой Николай Чудотворец”). Оставшиеся шесть тоже старые и походили немало, именно поэтому после получения Черноморским флотом шести ДЭПЛ проекта 636.3, Министерство обороны заказало следующие шесть (бригадный комплект, если можно так сказать) именно для Тихоокеанского флота. Эти шесть лодок должны войти в состав флота в 2019-2022г.г
“Петропавловск-Камчатск”, “Волхов”, “Магадан”, “Уфа”, “Можайск”, “?”
4. Балтийский флот обладает самым слабым подводным флотом. На вооружении всего две лодки проекта 877 “Палтус”
“Выборг” и “Дмитров”
Ну и как уже было сказано выше скорее всего после ремонта однотипная “Алроса” Чероморского флота также войдет в состав этой бригады ДЭПЛ.
Остается надеятся что следующие шесть “Варшавянок” после Тихоокеанского флота будут строить именно для Балтики.
Что молучаем а итоге. Все хорошо только на Черноморском флоте, Северный и Тихоокеанский флоты в стадии обновления, а вот с Балтийским флотом пока перспективы непонятны, возможно туда начнут переводить “Палтусы” с Тихого океана, которых будут вытеснять “Варшавянки”, чтобы как-то сформировать полноценную бригаду из шести лодок. Но главное, что разработки и заказ новых ДЭПЛ идут.
Также предлагаю ознакомится со статьями на смежные темы:
Если Вам нравяться военные, исторические и политические обзоры подписывайтесь на канал и ставьте лайк
Дизельные подводные лодки ВМФ России (фотообзор)
Предлагаю вашему вниманию фотообзор всех ДПЛ стоящих на вооружении и строящихся для ВМФ России.
Проект 636.3 «Варшавянка»:
1. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-261 «Новороссийск». Вступление во флот — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
3. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-262 «Старый Оскол». Спуск на воду — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
4. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка Б-265 «Краснодар». Заложена — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
5. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-268 «Великий Новгород». Заложена — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
6. Подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-271 «Колпино». Заложена — 2014 год. Водоизмещение — 3950 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
7. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» Б-585 «Санкт-Петербург». Переименовали в феврале, перезакладут в марте под названием Вступление во флот — 2010 год. Водоизмещение — 1760 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
8. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» Б-586 «Кронштадт». Заложена — 2005 год. Водоизмещение — 1760 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
9. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» Б-587 «Великие Луки». Заложена — 2006 год. Водоизмещение — 1760 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
Проект 877 «Палтус»:
10. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-260 «Чита». Вступление во флот — 1981 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
18. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЛПМБ «Палтус» Б-800 «Калуга». Вступление во флот — 1989 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
19. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-459 «Владикавказ». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн. Статус — находится на ремонте. Спущена на воду.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
20. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-471 «Магнитогорск». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
21. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-464 «Усть-Камчатск». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
22. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-494 «Усть-Большерецк». Вступление во флот — 1990 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
23. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-177 «Липецк». Вступление во флот — 1991 год. Водоизмещение — 3040 тонн. 
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
24. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-187. Вступление во флот — 1991 год. Водоизмещение — 3040 тонн. Статус – находится в ремонте.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
25. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» Б-190 «Краснокаменск». Вступление во флот — 1992 год. Водоизмещение — 3040 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
Проект 877ЭКМ
Проект 641
28. Дизель-электрическая подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б «Сом». Вступление во флот — 1982 год. Водоизмещение — 4600 тонн.
- Все дизельные подводные лодки ВМФ России.Фотообзор
Проект 2012030