17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельная подводная лодка пр.644 (СССР)

Дизельная подводная лодка пр.644 (СССР)

Проект 644 (NATO – “Whiskey Twin Cylinder”).

Модернизации: 644Д, 644-7. Нереализованный проект: 644П.

1. Количество подводных лодок проекта — 6

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступления в строй

ГОРЬКИЙ: «Красное Сормово» им. А.А. Жданова (ССЗ № 112) (6)

Модерн. по проекту 644

Модерн. по проекту 644
27.01.61 — погибла

Модерн. по проекту 644

Модерн. по проекту 644

Модерн. по проекту 644
Модерн. по проекту 644-7

Модерн. по проекту 644
Модерн. по проекту 644Д

4. История проекта:

Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет велись параллельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем. Причем бюро, возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предполагалось переоборудовать большие ДПЛ пр. 611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых ускорителей, а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные ДПЛ пр. 613. Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественной стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км. Испытания СКР П-5 проводились на опытовой ПЛ пр. П613 С-146 и были завершены к 1959 году.

В 1956-1957гг. для использования крылатых ракет комплекса П-5 был разработан проект 644 переоборудования лодки пр. 613 (ЦКБ-18, СКБ-112 (рабочие чертежи), главный конструктор П.П. Пустынцев). А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР было шесть ПЛ пр. 644. Это были первые серийные отечественные ПЛ с крылатыми ракетами.

В соответствии с проектом переоборудование ПЛ пр. 613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. КР комплекса П-5 размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Малые размеры ПЛ пр. 613 не позволили установить ракетные контейнеры в носовой части лодки. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира.» Остальное РЭВ осталось таким же как на ПЛ пр. 613. Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и другое оборудование, системы и устройства, обслуживающие ракетный комплекс, а также, цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка. ЭУ состояла из двух дизелей 37Д (каждый мощностью по 2000 л.с.), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (каждый мощностью 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (каждый мощностью 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцово-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой. Вооружение состояло из двух СКР П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм ТА с боезапасом в 4 торпеды (из-за перепланировки помещений, кормовые ТА и запасные торпеды были сняты). Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась.
При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов. Лодки проекта 644 в течении 60-х годов находились на боевой службе.

КР П-5 были присущи недостатки, в числе которых отмечалась низкая точность стрельбы. В усовершенствованной модификации П-5Д была применена радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а также установлены более точные гироскопы в автопилоте. Кроме того в бортовой системе управления был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей, чем ранее, высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника. Для испытаний СКР П-5Д была использована ПЛРК пр. 644 «С-162» (заводской номер 603). Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце 1961 года на Белом море. Они подтвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.

Разрабатывался также улучшенный проект 644П с двумя ракетами П-5, однако дальнейшего развития разработка не получила.

Читать еще:  Атомные подводные лодки пр.675 (СССР)

В начале 60-х годов была создана ракета комплекса П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью. Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на ПЛ «С-158» (заводской номер 504), переоборудованной по проекту 644-7 на заводе «Красное Сормово». Причем предусматривалось возможность стрельбы КР двух типов П-5Д и П-7. Для этого были переделаны ракетные контейнеры, установлены унифицированные пульты предстартовой подготовки и новая система управления ракетной стрельбой. Потребовалось также перебалансировать ПЛ для возможности использования КР комплекса П-7 с большей массой, чем у ракеты П-5. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли. Работы с ними были прекращены в 1965 году, а в 1966 году были сняты с вооружения ракеты комплекса П-5. ПЛРК пр. 644 в 1969-1974 гг. были выведены из состава флота.

С середины 60-х годов задачи отечественных ПЛ по поражению наземных объектов были возложены на лодки с БР. К этому времени БР стали превосходить КР по дальности стрельбы и защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал ПЛ лучшую защиту от сил ПЛО. Но в конце 50-х — начале 60-х БР с надводным стартом и малой дальностью стрельбы не имели перед КР комплекса П-5 никаких преимуществ и создание ДПЛКР продолжалось.

5. Схема проекта:

1 — носовые ТА, 2 — торпедный (жилой) отсек, 3 — носовой аккумуляторный (жилой) отсек
4 — центральный пост, 5 — астронавигационный перископ, 6 — кормовой аккумуляторный (жилой) отсек,
7 — помещение приборов ракетного комплекса, 8 — подъемный ракетный контейнер, 9 — дизельный отсек,
10 — электромоторный отсек, 11 — кормовой отсек

6. Тактико-технические данные проекта:

Дизельная подводная лодка пр.644 (СССР)

СРЕДНЯЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 644. AVERAGE MISSILE SUBMARINE PROJECT 644

СРЕДНЯЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 644

AVERAGE MISSILE SUBMARINE PROJECT 644

По постановлению Совмина от 25 августа 1955 года в ЦКБ-18 разработали в срочном порядке технический проект 644 (гл. конструктор П.П.Пустынцев) уже с установкой 2-х контейнеров на палубе ПЛ пр.613 для запуска крылатых ракет из надводного положения. Большую часть рабочих чертежей этой модернизации поручалось разработать СКБ-112.
В процессе более детальной проработки выявились некоторые несоответствия, ликвидируя которые пришлось откорректировать технический проект, внести изменения в договорную спецификацию ЦКБ-18. По проекту 644 предусматривалось переоборудование торпедных ПЛ проекта 613, предусматривавшего установку ракетного комплекса П-5 без изменений ПК за счет снятия кормовых ТА, запасных торпед носовых ТА, перекомпоновки жилых и др. помещений, установки докового киля и пр.
Проектом переоборудования предусматривалось изменение размещения оборудования в отсеках лодки, при этом наибольшей перекомпоновке подверглись I, III и IV отсеки. Из корпусных конструкций изменения претерпели:
— ограждение рубки — из-за установки нового выдвижного устройства астронавигационной системы «Лира-П»;
— наружный корпус — из-за установки прочных аварийно-балластных цистерн;
— надстройка — из-за установки двухконтейнерного блока для ракет П-5 и газоотвода. Сам прочный корпус остался без изменений.
Наибольшая ширина лодки увеличилась на 0,3 м. Из торпедного и артиллерийского вооружения были оставлены только торпедные аппараты с торпедами в них. Кормовые торпедные аппараты срезаны по концевую сферическую переборку кормовой оконечности прочного корпуса и приспособлены под хранение продуктов. Запасные торпеды и артиллерийское вооружение с боезапасом и оборудованием с ПЛ снималось. Для повышения остойчивости лодки при размещении контейнеров в надстройке 18 баллонов воздуха высокого давления были перенесены в киль. Кроме того, на ПЛ ниже основной линии устанавливался балластный киль.

Энергетическая установка подводных лодок Проекта 644 состояла из двух дизелей 37Д (мощностью по 2000 л.с. каждый), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (мощностью по 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (мощностью по 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцов-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой.
Условия обитаемости на ПЛ пр.644 стали значительно хуже, чем на ПЛ пр.613. 12 человек не имели спальных мест (из них 3 офицера). В первом отсеке было установлено 29 коек вместо 18 на пр.613. Каюты офицеров были тесны и неудобны. Отсутствовал шифропост (для шифровки использовалась каюта командира ПЛ). В остальном ПЛ пр.644 мало отличалась от ПЛ пр.613.
Средства гидроакустики, радиолокации и радиосвязи были сохранены по проекту 613, на корабле установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и приборы управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4, навигационные приборы «Север-Н-644». Навигационный комплекс «Север Н», разработанный НИИ-303 (ЦНИИ «Электроприбор», главный конструктор С.Ф.Фармаковский) по техническому заданию ЦКБ-18 по составу отличался от НК «Сила Н» отсутствием планшета и прибора сигнализации.

Комплексы «Север Н» и «Сила Н» были рассчитаны на работу в диапазоне широт ±75°. Для точного определения своего места и соответственно направления на цель, на подводной лодке устанавливался астронавигационный перископ «Лира». В те годы они были основными для ПЛ с крылатыми ракетами. Госиспытаниям комплекса «Север Н» проводились на головной дизельной лодке проекта 644 на Северного флота.
Аппаратура предстартового контроля и производства старта была разработана в ОКБ-424 (главный конструктор В.П.Григорьев).
Вооружение корабля включало 2х установки крылатых ракет П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и 4х носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 4-10 торпед. Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Ракеты П-5 располагались в 2-х прочных подъемных контейнерах, установленных на палубе надстройки параллельно диаметральной плоскости за ограждением рубки. Контейнеры для хранения и пуска ракет были спарены в одном блоке и устанавливались на палубе надстройки, в корму от ограждения рубки. При подготовке к старту контейнерный блок поднимался на угол 15° при помощи гидроподъемника, действовавшего от корабельной системы гидравлики. С обоих торцов каждый контейнер закрывался крышками, имевшими резиновое уплотнение. Открытие и закрытие крышек осуществлялось с помощью гидравлических приводов. В стартовом положении контейнеры удерживались гидравлическими стопорами. Крылатые ракеты хранились в контейнерах полностью заправленными, с боевой частью и с пристыкованными стартовыми агрегатами. От передвижения внутри контейнера они удерживались устройством крепления по-походному, управляемым дистанционно изнутри лодки, и задним раскреплением, которое снималось автоматически при старте. Корпуса контейнеров были рассчитаны на предельную глубину погружения лодки. В контейнерах поддерживался микроклимат, регламентируемый по температуре и давлению воздуха, газовому составу и влажности.

Читать еще:  Ракетный крейсер Проект 1164 "Слава"

Старт ракет был надводный из контейнеров под углом 15 град. к горизонту в корму ПЛ, при волнении моря до 3 баллов и скорости хода ПЛ до 6 уз.
В процессе переоборудования с лодки удалены запасные торпеды и артиллерийское вооружением с боезапасом. Для повышения остойчивости ниже основной плоскости установлен доковый, киль с твердым балластом. Полному переоборудованию подвергся четвертый отсек, в котором размещены приборы управления стрельбой, пульты предстартовой подготовки, управления контейнерами, производства старта, а также приборы дистанционного контроля микроклимата в контейнерах, гидроподъемники для подъема и опускания контейнеров, преобразователи для питания счетно-решающего устройства “Лира-П” и др. оборудование и аппаратура. В третьем отсеке на месте рубки гидроакустики размещена рубка штурмана, зенитный перископ заменен астронавигационным “Лира-П”, командирский перископ — перескопом типа “ПЗН”. Переоборудовались частично и другие отсеки.
Проект был закончен в декабре 1956 года и утвержден совместным решение ВМФ и МСП в апреле 1957 года. При утверждении проекта предлагалось одновременно с его корректировкой выполнить ряд дополнительных проработок. Корректированный технический проект 644 с заданными проработками был рассмотрен в июле 1957 года и утвержден.
Позднее при корректировке договорной спецификации был внесен пункт, гарантирующий аварийное всплытие ПЛ, погружение и плавание под водой с одним затопленным контейнером (как при закрытых, так и при открытых крышках), что обеспечивалось продуванием аварийно-балластной цистерны. Для замещения массы крылатых ракет на первых двух ПЛ предусматривалась специальная цистерна, размещавшаяся в IV отсеке под аккумуляторной ямой. На последующих лодках эта цистерна использовалась как топливная (№6), а цистерна для замещения массы ракет была вынесена в междубортное пространство и выполнена прочной.
В декабре 1956 года материалы технического проекта 644 переданы ЦКБ-112 (“ЦКБ “Лазурит”, главный конструктор Леонтьев Б.А.). К разработке рабочих чертежей ПЛ пр. 644 бюро приступило в апреле 1957 года и уже в октябре выдало заводу все необходимые для переоборудования рабочие чертежи, а затем и техническую документацию.
Работы по переоборудованию головной подводной лодки “С-80”, зав. № 801 (ответственный сдатчик И.Я.Калин) были начаты в июле 1957 года и продолжались до апреля 1959 года. Ответственными сдатчиками остальных подводных лодок на заводе были Третьяков А.Н., Меньшиков Ю.К., Шишкин В.А., Жиров А.П., Старцев К.С., Клинышкин К.Н.
С 27 августа по 15 ноября 1959 года проводились заводские испытания, а с 15 ноября 1959 года по 15 января 1960 года — государственные испытания.
На заводе «Красное Сормово» в 1959-1960 гг. было построено шесть лодок по проекту 644.
После проведения швартовных испытаний (с 15 февраля по 26 августа 1959 года) в г.Горьком и г.Северодвинске приступили к заводским испытаниям (с 27 августа по 15 ноября 1959 года) и, наконец, с 15 ноября 1959 г. по 15 января 1960г. проведены государственные испытания. Государственная комиссия отметила, что: “…старт крылатых ракет из контейнеров с раскрытием крыла в полете является надежным и его применение на подводных лодках по сравнению с другими системами позволяет получить меньшие габариты контейнеров, упростить конструкцию стартового устройства и, как следствие, разместить на подводной лодке большее число крылатых ракет”.
Всего по проекту 644 заводом “Красное Сормово” было переоборудовано 6 кораблей.

Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами Проекта 644

Характеристики дизельных подводных лодок с крылатыми ракетами Проекта 644 (НАТО: «Whiskey Twin Cylinder»)

История создания дизельных подводных лодок Проекта 644

Первые крылатые ракеты для первых ракетных подводных лодок

К началу 1950-х г.г. в СССР, как и в США велись активные работы по созданию крылатых ракет для вооружения подводных лодок. Общий недостаток и советских и американских ракет того периода заключался в большом количестве предстартовых операций.

Ракету перед стартом надо было тщательно подготовить — выкатить из ангара, разложить крылья, и только после этого запускать — притом, строго из надводного положения. Учитывая, что дальнобойность ракет того времени редко достигала даже полутысячи километров, подводная лодка с подобным вооружением становилась фактически «одноразовой»: если бы её не утопила авиация ещё в момент подготовки к стрельбе, то уж точно не дали бы уйти эсминцы противника.

Как раз в то же время в Советском Союзе был совершен качественный прорыв в деле конструирования ракетного вооружения. Конструкторское бюро Владимира Николаевича Челомея предложило совершенно новую идею. Ракета прямо на заводе «упаковывалась» в специальный контейнер и в дальнейшем не извлекалась из него ни на хранении, ни в боевом походе. Контейнер был для неё и защитным «чехлом» и «ангаром» и стартовой площадкой.

Советская крылатая ракета комплекса П-5

Старт ракеты происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались уже в полёте. В качестве носителя ракеты должны были использоваться переоборудованные торпедные дизельные подводные лодки проекта 613.

Так появилась первая в истории отечественного ракетостроения крылатая ракета П-5.

Подводные ракетоносцы проекта 644

Несмотря на новый принцип, крылатая ракета П-5 сохранила и ряд «плохих» черт предшественников, в частности, её запуск был возможен только из надводного положения, а дальность стрельбы составляла около 300 км. Однако, такие преимущества как компактность ракетного комплекса П-5 и выигрыш во времени подготовки запуска ракеты, явно перевешивали все недостатки.

Дизельная подводная лодка проекта 644, поворотные контейнеры крылатых ракет П-5 хорошо видны за рубкой

Испытания крылатой ракеты П-5 проводились на опытовой подводной лодки проекта 613 с индексом С-146 и были успешно завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР таких лодок было шесть. Все они были переоборудованы из лодок проекта 613, и получили новый шифр: Проект 644.

Эксплуатация и боевая службы дизельных подводных лодок Проекта 644

Все 6 дизельных подводных лодок Проекта 644 с крылатыми ракетами на борту вступили в строй до конца 1953 года и успешно несли службу на море, оставаясь в боевом составе флота вплоть до 1966 года, когда их «главный калибр» — ракетный комплекс П-5 не был снят с вооружения.

Конечно эти корабли не отличались совершенством (впрочем, как и заокеанские подводные лодки того же периода): маленькие боекомплект, низкая точность и небольшая дистанция стрельбы крылатыми ракетами — все это не способствовало долгой службе на флоте. Кроме того, если по проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов, то на практике все это сводилось к волнению моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.

Читать еще:  Торпедный катер проекта 183У (СССР)

Дизельная подводная лодка проекта 644, вид сверху-сзади. Учитывая непростую задачу по модернизции Проекта 613 до Проекта 644, контейнеры крылатых ракет вписаны в силуэт корабля почти идеально

Тем не менее, проект модернизации «613» до «644» был успешным и оказал положительное влияние на развитие как советского подводного флота, так и дальнейшего развития ракетного вооружения морского базирования.

С середины 1960-х годов задачи отечественных подводных лодок по поражению наземных объектов были возложены на лодки с баллистическими ракетами. К этому времени они уже стали превосходить крылатые ракеты и по дальности стрельбы и по защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал лодке лучшую защиту от сил противолодочных кораблей и авиации противника.

Подводные лодки Проекта 644

  • Наименование: «С-80», заводской номер: 801, заложена: 13.05.1950 г., спущена на воду: 21.10.1950 г., вступила в строй: 02.12.1951 г.
  • Наименование: «С-44», заводской номер: 803, заложена: 21.10.1950 г., спущена на воду: 19.05.1951 г., вступила в строй: 31.12.1955 г.
  • Наименование: «С-46», заводской номер: 805, заложена: 27.03.1951 г., спущена на воду: 09.08.1951 г., вступила в строй: 30.12.1952 г.
  • Наименование: «С-158», заводской номер: 504, заложена: 32.12.1952 г., спущена на воду: 16.05.1953 г., вступила в строй: 31.12.1953 г.
  • Наименование: «С-162», заводской номер: 603, заложена: 25.03.1953 г., спущена на воду: 08.07.1953 г., вступила в строй: 28.04.1954 г.
  • Наименование: «С-69», заводской номер: 407, заложена: 15.01.1952 г., спущена на воду: 16.11.1952 г., вступила в строй: 10.04.1953 г.

Подводная лодка Проекта 644. Поворот контейнера с ракетой П-5 в боевое положение.

Конструкция дизельных подводных лодок Проекта 644

Дизельные подводные лодки Проекта 644 с крылатыми ракетами на борту, представляли собой модернизацию подводных лодок более раннего Проекта 613, проведенную без изменения прочного корпуса лодки.

Из корпусов кораблей убрали кормовые торпедные аппараты, сняли запасные торпеды носовых торпедных аппаратов и перекомпоновали помещения в носовых отсеках. Новое оружие кораблей — крылатые ракеты П-5 размещалось в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Столь странное место для ракет определялось не военными соображениями, а весьма малыми размерами лодок-«доноров» проекта 613.

Целеуказание ракетам на лодках проекта 644 осуществлялось при помощи навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира.» Остальное РЭВ осталось таким же как на кораблях проекта 613.

Помимо на «644-ых» лодках установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс, а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной подводной лодки с одним затопленным ракетным контейнером.

Чертеж дизельной подводной лодки Проекта 644.

Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны системы воздуха высокого давления (ВВД), а твердый балласт размещен в доковом киле.

В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка.

Энергетическая установка подводных лодок Проекта 644 состояла из двух дизелей 37Д (мощностью по 2000 л.с. каждый), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (мощностью по 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (мощностью по 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцов-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой.

Вооружение корабля включало 2х установки крылатых ракет П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и 4х носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 4-10 торпед. Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Стрельба крылатыми ракетами осуществлялась из надводного положения, при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился против движения (к корме). Стрельба залпом не предусматривалась.

Модификации и дальнейшие работы по дизельным подводным лодкам Проекта 644 (Проект 644Д, Проект 644-7)

Ракетный комплекс П-5 имел сравнительно неважную точность стрельбы, поэтому работы по его совершенствованию велись фактически с момента приемки на вооружение. Результатом этих работ стала крылатая ракета П-5Д, оснащенная радиолокационной доплеровской системой измерения угла сноса и путевой скорости, а также более точными гироскопами в автопилоте.

Кроме того в бортовой системе управления ведением огня был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника.

Чертеж «главного калибра» дизельной подводной лодки Проекта 644, крылатой ракеты П-5.

Для испытаний ракетного комплекса П-5Д была использована подводная лодка проекта 644 с индексом «С-162». Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце 1961 года на Белом море. Они потвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.

В начале 60-х годов была создана ещё одна крылатая ракета — П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью.
Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на подводной лодке «С-158» переоборудованной по проекту 644-7 (предусматривавшем стрельбы ракетами обоих типов П-5Д и П-7) на заводе «Красное Сормово». Проект 644-7 отличался измененными ракетными контейнерами, установленными унифицированными пультами предстартовой подготовки и новой системой управления ракетной стрельбой.

Потребовалось также перебалансировать корабль для возможности использования комплекса П-7, отличавшегося от предшественников большей массой. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли — их носители «644-ки» к этому времени, уже устарели морально и доживали последние дни в составе флота.

источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector