0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельная подводная лодка пр.651 (СССР)

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

  • 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов (18 торпед, в том числе с ядерным зарядом);
  • 4 х 400-мм кормовых торпедных аппарата (4 торпеды);
  • 4 х управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500);

История создания подводных лодок проекта 651

Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.

В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.

Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:

  • Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
  • Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.

Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.

Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет

Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.
2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.
3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.
4. Отсек управления.
5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электоромоторов.
8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

  • Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
  • Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки.
    Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.

Одна из «Джульетт» проекта 651

История службы подводных лодок проекта 651

Тихоокеанский флот

К-63. Красное Сормово (заводской номер 513), заложена 25 апреля 1962 г, спущена на воду 26 июля 1963 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-63. Сдана на слом 1991 г.

К-70. Красное Сормово (заводской номер 514), заложена 25 марта 1962 г, спущена на воду 6 февраля 1964 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-270. Сдана на слом 1991 г.

K-120. Красное Сормово (заводской номер 534), заложена 25 марта 1967 г, спущена на воду 11 июля 1968 г, вступила в с строй 26 декабря 1968 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, с 1987 переименована в Б-120. Сдана на слом в 1991 г.

K-73. Красное Сормово (заводской номер 523), заложена 11 августа 1964 г, спущена на воду 31 мая 1966 г, вступила в с строй 15 декабря 1966 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, в 1977 переименована в Б-73. Сдана на слом в 1991 г.

Северный/Балтийский флот

К-156. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 552), заложена 16 ноября 1960 г, спущена на воду 31 июля 1962 г, вступила в с строй 10 декабря 1963 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-156. Сдана на слом 1988 г.

К-85. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 553), заложена 25 октября 1961 г, спущена на воду 31 января 1964 г, вступила в с строй 30 декабря 1964 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-124. Сдана на слом 1988 г.

К-24. Красное Сормово (заводской номер 511), заложена 15 октября 1961 г, спущена на воду 15 июля 1962 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-24. В 1994 г. в небоеспособном состоянии продана в Германию, в настоящее время переоборудована в плавучий ресторан (с несуществующим обозначением U-461).

К-68. Красное Сормово (заводской номер 512), заложена 25 января 1962 г, спущена на воду 30 апреля 1963 г, вступила в с строй 28 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-68. В 1985 г. переоборудована по проекту 651Э, пройдя дооснащение малогабаритной атомной энергоустановкой. С 1992 передана в резерв, в 2005 г. передана на утилизацию (Мурманская область).

К-77. Красное Сормово (заводской номер 515), заложена 11 марта 1965 г, спущена на воду 31 октября 1965 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-77. В начале 1990-х г.г. в небоеспособном состоянии продана в Финляндию (под ресторан), затем в США, где снялась в роли подводной лодки К-19 в одноименном фильме, затем была переделана под музей, но в 2007 году затонула. В 2008 году поднята и в связи с нецелесообразностью восстановления — сдана на слом.

Читать еще:  Подводная лодка типа «Le Redoutable» (Франция)

К-81. Красное Сормово (заводской номер 522), заложена 20 ноября 1963 г, спущена на воду 7 августа 1964 г, вступила в с строй 14 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-81. В 1971 году модифицирована по проекту 651К. В 1991 году выведена из боевого состава флота, фактически оказавшись брошенной в бухте г.Лиепая. Разграблена охотниками за цветным металлом, в конце 1991 г. затонула, поднята латвийцами в середине 1990-х и разделана на метал.

K-78. Красное Сормово (заводской номер 525), заложена 25 июля 1965 г, спущена на воду 30 марта 1967 г, вступила в с строй 11 января 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-478. Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл.

K-203. Красное Сормово (заводской номер 531), заложена 25 декабря 1965 г, спущена на воду 30 июня 1967 г, вступила в с строй 2 декабря 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-203. Сдана на слом в 1994 г.

K-304. Красное Сормово (заводской номер 532), заложена 6 августа 1966 г, спущена на воду 24 января 1967 г, вступила в с строй 21 сентября 1968 г. Причислена к Северному флоту, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994 г.

Черноморский флот

K-58. Красное Сормово (заводской номер 521), заложена 15 июля 1963 г, спущена на воду 15 декабря 1966 г, вступила в с строй 23 сентября 1966 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-58. Затонула во время стоянки в 1992 г., сдана на слом.

K-67. Красное Сормово (заводской номер 524), заложена 31 января 1965 г, спущена на воду 29 октября 1966 г, вступила в с строй 30 сентября 1967 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-67. Сдана на слом в 1994 г.

K-318. Красное Сормово (заводской номер 533), заложена 29 марта 1966 г, спущена на воду 29 марта 1968 г, вступила в с строй 29 сентября 1968 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 г. переименована в Б-318. Сдана на слом в 1994 г.

Подводная лодка проекта 651 в гавани, носовые пусковые установки крылатых ракет открыты.

Дизельная подводная лодка пр.651 (СССР)

Проект 651 (NATO – “Julliett”).
Модификации проекта: 651К и 651Э.
Нереализованные модификаци: 683 и 603.

1. Количество подводных лодок проекта — 16.

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод имени С. Орджоникидзе (ССЗ №189) (2)

25.07.1977 — пер. в Б-156

25.07.1977 — пер. в Б-124

ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (ССЗ №112) (14)

25.07.1977 — пер. в Б-24
1999 — музей г.Пеенемюнде (Германия)

25.07.1977 — пер. в Б-68
19.04.1990 — пер. в БС-68
1985 — мод. по пр. 651Э

25.07.1977 — пер. в Б-63

25.07.1977 — пер. в Б-270

25.07.1977 — пер. в Б-77
2002 — музей г.Провиденс (США)
2007 — затонула, поднята

25.07.1977 — пер. в Б-58
1992 — затонула

25.07.1977 — пер. в Б-81
1970(?) — мод. по пр. 651К
1991 — затонула, поднята

25.07.1977 — пер. в Б-73

25.07.1977 — пер. в Б-67

25.07.1977 — пер. в Б-478
1992 — затонула

25.07.1977 — пер. в Б-203

25.07.1977 — пер. в Б-304

25.07.1977 — пер. в Б-318

25.07.1977 — пер. в Б-120

Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 651: .

4. История проекта:

В 60-е годы наращивание отечественных под­водных сил, предназначенных для борьбы с надвод­ными кораблями и судами противника, осуществ­лялось не только путем создания атомных ПЛ, воо­руженных ПКР — ПЛАРК проекта 675, но и ракет­ных дизель-электрических ПЛ проекта 651 , воору­женных ПКР комплекса «П-6» (проектант — ЦКБ-18). Большие ПЛ про­екта 651 были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были построены при применении в качестве кор­пусных материалов стали повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отлича­лись от ДПЛКР проектов 644 и 665 , ранее создан­ных путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613 , увеличенными скоростью и даль­ностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ.

ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).

Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963—1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).

ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» — по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления ракетной стрельбой и двух ти­пов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех суток. Однако, после сня­тия с вооружения КР комплекса «П-5» в 1966г. необхо­димость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров, систем и устройств, обслужи­вающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом та­кими же как и на ПЛАРК проекта 675.

ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ про­екта 651. Одиночные пуски ракет дали хорошие ре­зультаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659 (отходящие газовые струи маршевого и старто­вого двигателей стартующей ракеты, попадая в воз­духозаборник КР, готовящейся к старту, вызывали срыв потока и подъем температуры в маршевом дви­гателе, что приводило к падению его оборотов и даже остановке двигателя), При этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов не оказывала существенно­го влияния на работу маршевого двигателя ракеты, В результате испытаний был установлен порядок запус­ка ракет и временной интервал между пусками, обес­печивающие залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.

ПКР комплекса «П-6» обладали большой дально­стью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система прибо­ров «Успех-У», предназначенная для приема целеу­казания с самолетов, патрулирующих в районе дей­ствия ДПЛКР.

Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м). Последне шесть кораблей проекта постройки завода «Красное Сормово» строились по несколько измененному проекту. Неофициально он был известен как проект 651Т или как «мобилизационный». В отличие от базового проекта эти лодки во втором отсеке несли четыре (по другим данным — шесть) 533-мм запасных торпед. Они хранились на специальных стеллажах. На этих стеллажах в мирное время размещались койки для личного состава, которые в случае необходимости (в период «мобилизации») можно было демонтровать и заполнить стеллажи торпедами. Торпеды подавались в первый отсек через четыре люка в прочной переборке. Люки располагались напротв оси четырех верхних ТА. Запасные торпеды могли подаваться именно в эти ТА. На схеме показан именно «мобилизацонный» вариант ПЛ проекта 651.

Читать еще:  Вертолетоносец типа «Ocean» (США)

Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода ПГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1ДЛ42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 200 л. с.).

Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках проекта 651 было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3” (4 группы по 152 элемента), имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. Однако такую батарею получили только тр корабля, но и на них впоследствии АБ заменили свинцово-кислотными батареями.

ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм 2 . Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.

Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.

Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.

По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.

Данный проект имел две основные модернизации: 651К – ПЛ была оборудована приемной антен­ной и аппаратурой системы космического целеука­зания КР «Касатка-Б», 651Э – ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6.

Также на базе этого проекта разрабатывались проекты 683 (проект АПЛ, оснащенной АЭУ малой мощности) и 603 (проект перевооружения на ракетный комплекс Д-9), однако они так и остались нереализованными.

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:

Подводные лодки проекта 651

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

ДПЛРК – Проект 651

К-156 16.11.1960 / 31.07.1962 / 10.12.1963
К-86 25.10.1961 / 31.01.1964 / 30.12.1964
К-24 15.10.1961 / 15.12.1962 / 31.10.1965
К-68 25.01.1962 / 30.04.1963 / 28.12.1965 В 1985 году модифицирована по проекту 651Э
К-63 25.04.1962 / 26.07.1963 / 12.06.1966
К-70 25.08.1962 / 06.02.1964 / 31.12.1964
К-77 31.01.1963 / 11.03.1965 / 31.10.1965
К-58 15.07.1963 / 12.02.1966 / 23.09.1966
К-81 20.11.1963 / 07.08.1964 / 14.12.1965 Модифицирована по пр.651К
К-73 01.08.1964 / 31.05.1966 / 15.12.1966
К-67 31.01.1965 / 29.10.1966 / 30.09.1967
К-78 25.07.1965 / 30.03.1967 / 01.11.1967
K-203 25.12.1965 / 30.06.1967 / 02.12.1967
К-304 06.08.1966 / 24.11.1967 / 21.08.1968
K-318 29.03.1967 / 29.03.1968 / 29.09.1968
К-120 25.03.1967 / 11.07.1968 / 26.12.1968

В 60-е годы наблюдалось наращивание подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями противника. Эту функцию традиционно должны были выполнять ПЛ вооруженные крылатыми ракетами. Наряду с созданием атомных подводных лодок пр.675 активно строились и дизель-электрические ПЛ пр.651. Разработка лодки велась в ЦКБ МТ “Рубин”. Главный конструктор А.С. Кассацер, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.А. Коцюбин. Эскизный проект был подготовлен к маю 1958 года и в январаре 1959-го утверждён постановлением Совета Министров СССР. Первоначально планировалось построить 72 лодки. Всего же в период с 1963 г. по 1968 г. в состав ВМС вошли 16 ПЛ этого проекта. Надо сказать что большие ПЛ. пр.651 были единственными отечественными дизельными подводными лодками с КР специальной построки. Все остальные создавались на базе торпедных ДПЛ. Естественно это положительно отразилось на тактико-технических характеристиках. Головной корабль был заложен 16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ. 31 июля 1962 года ПЛ была спущена на воду и после завершения испытаний, 10 декабря 1963 года вошла в состав ВМФ. Заводские испытания проходили в районе Балтийска и Таллина. На Балтийском ССЗ впервые использовалась сталь марки АК-25, отсутствие опыта привело к наличию большого числа дефектов в сварных швах. Из-за отсутствия полигонов для ракетных стрельб в Балтийском море лодку перебазировали на Северный флот. При испытания ПКР П-6 выяснилось, что при залповой стрельбе газовые струи маршевого и стартого двигателей передних ракет, попадая в воздухозаборники задних вызываю сбои в работе их двигателей, вплоть до остановки двигателя. Аналогичная проблема уже встречалась на ПЛАРК пр.659. Тогда её удалось решить путём перепрофилирования газоотводных выгородок. В данной же ситуации изменение формы газоотводов не привело к положительному результату. В конце концов ограничились выработкой порядка запуска ракет. Лодка была двухкорпусной, с развитым ограждением рубки и надстройки. Легкий корпус (за исключением первых семи лодок) покрыт противогидроакустическим покрытием, которое кстати увеличило водоизмещение на 124 тонны. Прочный корпус из стали АК-25 разделён на 8 отсеков. Прочная рубка овальная, крыша имеет форму круглого цилиндра с образующей, параллельной плоскостью. На первых пяти лодках легкий корпус и прочные цистерны изготавливались из маломагнитной стали и уже через три года эксплуатации на одной из ПЛ были обнаружены многочисленные коррозионные повреждения в районе ЦГБ. Проведённые исследования показали что, на всех корпусах, изготовленных из этой стали через 5-6 лет появлялись трещины. Кроме того применение пневматического управления запорными клапанами колонки аварийного продувания, настолько ускорило открытие клапана, что при перепуске воздуха в незаполненный водой трубопровод, воздух мгновенно нагревался и при наличии на внутренних стенках труб масла происходил взрыв маслянных паров. Подобные случаи имели место на АПЛ проектов 659 и 675. Сложности возникли при проектировании кормовой части корпуса и винто-рулевого комплекса. Необходимо было обеспечить большую скорость хода и при этом возможно низкий уровень шума. Мощные ГЭД, с трудом вписывавющиеся в обводы ПК ограничили угол развала линий вала и требовали винтов такого диаметра, что они не размещались в принятых ранее размерах. В итоге винты поместили в направляющие насадки, повышавшие критические скорости хода и пропульсивный эффект. Это дало возможность придать кормовой части такую форму, которая существенно уменьшила длину корпуса и позволило достичь приемлемого диаметра винтов. По сравнению с другими ДПЛ того времени были существенно улучшены условия обитаемости. Весь личный сосотав обеспечивался спальными местами. Жилые помещения распологались в носовой части (1 и 2 отсеки). Имелась общесудовая система вентиляции и кондиционирования, а также электрическая система отопления. Дополнительно в отсеках имелись автономные фреоновые воздухоохладители. ГЭУ включала в себя два четырёхтактных 12-ти цилиндровых дизеля 1Д43 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом. Мощность каждого дизеля 4000 л.с. при 500 об/мин. Дизеля нереверсивные со встроенным редуктором. Источником электроэнергии был четырёхтактный 6-ти цилиндровый дизель 1ДЛ42 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом мощностью 1720 л.с. при 700 об/мин, работающий на генератор постоянного тока ПГ-142 (1000КВт). Впервые в отечественном подводном судостроении использовались серебряно-цинковые АБ – 4 группы по 152 элемента. Максимальная сила разрядного тока – 14000 А в течении полутора часов. Серебряно-цинковые АБ были установлены всего на трёх кораблях: К-24, К-85, К-256. Основными премуществами серебряно-цинковых АБ перед свинцово-кислотными были: значительно большая ёмкость, возможность перерыва в зарядах, неполное их проведение и как правило не требовали долива на протяжении гарантийного срока эксплуатации. В процессе эксплуатации выявились и недостатки. Низкая надёжность и невозможность разряда АБ малыми токами, что усложняло управление гребной установкой и затрудняло маневрирование. В дальнейшем эти недостатки были устранены, но осложнение отношений с Китаем, основным поставщиком серебра не позволили установить серебряно-цинковые АБ на все лодки. А на тех лодках где они были установлены после выработки ресурса были заменены на свинцово-кислотные АБ.

Читать еще:  Эскадренный миноносец типа «Durand De La Penne» (Италия)

Характеристика ДПЛРК проекта 651
Длина наибольшая 85,9 м
Ширина наибольшая 9,7 м
Осадка 6,9 м
Водоизмещение:
нормальное 3174 м.куб.
подводное 3750 м.куб.
Запас плавучести 40,0%
Предельная глубина погружения 300 м
Рабочая глубина погружения 270 м
Полная скорость подводного хода 18,1 уз.
Надводная скорость 16,0 уз
Автономность 90 сут.
Экипаж 78 чел.

Основным вооружением являлись КР П-6. Четыре пусковые установки попарно размещенные в надстройке, в нос и в корму от ограждения рубки. Перед стрельбой ракетные контейнеры поднимались под углом 15 градусов к горизонту. Флотские острословы окрестили лодки этого проекта “раскладушками”. Запуск ракет осуществлялся только из надводного положения. Помимо КР П-6 лодка могла также нести КР П-5. На лодке соответственно имелись две системы управления ракетной стрельбой (“Север-А-651У” для КР П-5 и “Аргумент” для КР П-6) и два типа бортразъёмов для ракет П-5 и П-6. Перевооружение лодки ракетами другого типа занимало около трёх суток. В 1966 году ракетный комплекс П-5 был снят с вооружения. Было демонтировано оборудование обслуживающее эти ракеты. Торпедное вооружение состояло из шести носовых 533мм ТА и четырёх кормовых 400мм ТА. Общий боезопас 18 торпед (6-533мм и 12-400мм). Кроме того, на ряде лодок при необходимости во втором отсеке могли размещаться дополнительные запасные 533-мм торпеды. Правда это приводило к некоторому ухудшению условий размещения личного состава. Торпедной стрельбой управляла система “Ленинград-651”.

Радиоэлектронное вооружение включало:
Навигационный комплекс “Сила-Н-651”
ГАК “Арктика-М
Станцию шумопеленгации МГ-10
Станцию обнаружения гидролокационных сигнало МГ-13
Систему звукоподводной связи МГ-15
РЛС РЛК-101
СОРС “Накат”

Так как КР П-6 обладали большей дальностью стрельбы (до 450 км), остро вставала проблема целеуказания. Установленная на лодка система приборов “Успех-У” принимала целеуказание с самолётов. Естественно боевая устойчивость подобного источника целеуказания была небольшой, а при действии лодки в удалённых районах и вовсе сомнительной. Была сделана попытка обеспечить целеуказание от разведывательных ИСЗ. Для этого К-81 была модернизирована по проекту 651К. На ней была смонтирована приёмная антенна и аппаратура системы космического целеуказани КР “Касатка-Б”. Лодки проекта 651 базировались в основном на Северном Флоте, где они интенсивно эксплуатировались, совершая боевые патрулирования в Средиземном море. Позже их стали переводить на Балтийский и Черноморский флоты. Действие этих ДПЛРК в составе ЧФ и БФ больше отвечало их боевым возможностям так как только в ближней зоне и в закрытых морях их можно было надёжно прикрыть от противолодочных сил противника. Пр.651 получился достаточно удачным. К несомненным достоинствам относятся: универсальность оружия, хорошая управляемость в надводном и подводном положении, малая заливаемость надстройки при cильном волнении и хорошие условия обитания. ДПЛ пр.651 и АПЛ пр.675 завершили в ВМФ СССР эпоху ПЛРК с надводным стартом. В 60-х годов в Советском Союзе рассматривались различные варианты повышения боевой эффективности многочисленных дизель-электрических подводных лодок. Одним из следствий этих работ было создание вариантов переоборудования ДЭПЛ в атомные подводные лодки за счет оснащения их вспомогательной ядерной энергетической установкой. Предполагалось, что в случае обострения международной обстановки удастся в сравнительно короткие сроки резко повысить боевой потенциал подводного флота, трансформировав наиболее современные и мощные из уже построенных ДЭПЛ в АПЛ. Однако на практике вспомогательной атомной энергетической установкой была оснащена лишь одна большая дизель-электрическая подводная лодка 651-го проекта.

ПЛРК этого типа предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор – А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ – И.А. Коцюбин). Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963-1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком). ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) – противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас – шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас – 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы – 250 м). Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода МГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1Д42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 2000 л. с.). Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках 651-го проекта было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3”, имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м. Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали. Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие. По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода – более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.

Однако сохранить высокие характеристики подводного хода на достигнутом уровне не удалось, в начале 60-х годов произошло резкое обострение, а в дальнейшем – полный разрыв Cоветско-китайских отношений. “Великая дружба” сменилась многолетней враждой. Это самым нежелательным образом сказалось и на отечественном подводном кораблестроении. Из-за прекращения массовых поставок китайского серебра, необходимого для производства серебряных аккумуляторов, уже с четвертой лодки 651-го проекта кораблестроители вынуждены были перейти к установке обычных свинцовых аккумуляторных батарей “60 СМ-П”. В результате скорость подводного хода упала до 14,5 узлов и, что самое печальное, дальность плавания экономической подводной скоростью сократилось более чем вдвое – до 350 миль. Высокий боевой потенциал кораблей 651-го проекта в сочетании с желанием вернуть им утерянные (с переходом на свинцовые аккумуляторы) тактические качества, очевидно, и обусловили приоритетность оснащения созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6 подводных лодок именно этого типа. Модульная установка мощностью 600 кВт помещалась в цилиндрическом контейнере, который располагался вне прочного корпуса, в кормовой части корабля. Малые размеры контейнера требовали внесения минимальных изменений в конструкцию легкого корпуса. Дополняя “штатную” энергетическую установку ДЭПЛ, вспомогательная атомная установка обеспечивала возможность длительного плавания в подводном положении (правда, с относительно низкой скоростью). Для кратковременного движения под водой с большой скоростью должны были задействоваться аккумуляторы. Проект подводной лодки с вспомогательной атомной энергетической установкой был разработан горьковским ЦКБ “Лазурит” под руководством главного конструктора Н.И. Кваши. В 1985 году на заводе “Красное Сормово” по проекту 651Э была переоборудована одна из ранее построенных ПЛ 651-го проекта. K-68 Испытания и опытная эксплуатация корабля позволили отработать конструкцию и в условиях реальных плаваний оценить целесообразность использования малогабаритных атомных энергетических установок для увеличения боевых возможностей ДЭПЛ. Следует отметить, что создание подобных установок, до сих пор не имеющих мировых аналогов, является отечественным приоритетом. Исследования в данном направлении велись и в других странах (в частности, в Канаде), однако не привели к каким-либо конкретным результатам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector