Дизельные подводные лодки проекта 611 (СССР)
Дизельные подводные лодки проекта 611 (СССР)
Проект 611 (NATO “Zulu-I, II и III”).
Нереализованные модернизации: 611-бис, АВ611Д7, АВ611 с П-120, 611М, А611, 631.
1. Количество подводных лодок проекта: 26
2. Изображение проекта:
вид сбоку с артиллерийским вооружением
вид сбоку после демонтажа артиллерийского вооружения
3. Состав проекта:
вступления в строй
ЛЕНИНГРАД: Завод “Судомех” (№ 196) (8)
достроена и испытана на
зав. № 890 в г.Талинн
1957 – мод. по пр. АВ611
1970 – мод. по пр. АВ611Ц
10.02.1978 – пер. в УТС-432
20.04.1970 – пер. в Б-863
1978? – пер. в БС-863?
1980 – пер. в УТС-578
198? – затонула у пирса
1957 – мод. по пр. П611
1968? – мод. по пр.611Р(?)
20.04.1970 – пер. в Б-864
03.09.1974 – пер. в УТС-364
1969 – НИС “Вега”
20.04.1970 – пер. в Б-866
1973 – НИС “Лира”
1965 – мод. по пр. 611РЭ
28.08.1972 – пер. в УТС-299
1971 – мод. по пр. 611П
03.08.1977 – пер. в БС-69
199? – затонула у пирса
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№402) (18)
заложена на заводе №196
1956 – мод. по пр. В611
1960 – мод. по пр. ПВ611
1964 – мод. по пр. 611РА
20.04.1970 – пер. в Б-867
15.05.1971 – пер. в УТС-76
14.06.1978 – пер. в УТС-249
1979 – затонула у пирса
1966 – мод. по пр. 611РУ
28.08.1972 – пер. в УТС-300
1957 – мод. по пр. АВ611
1969 – НИС “Лира”
1970 – мод. по пр. АВ611К
20.04.1970 – пер. в Б-874
04.12.1975 – пер. в СМ-295
14.06.1978 – пер. в РЗС-248
1979 – затонула у пирса
20.04.1970 – пер. в Б-877
23.07.1976 – пер. в УТС-226
1979 – затонула у пирса
1957 – мод. по пр. АВ611
09.10.1962 – получила наим.
«Мурманский комсомолец»
1969 – мод. по пр. АВ611С
1973 – мод. по пр. АВ611Д
03.08.1977 – пер. в БС-78
1957 – мод. по пр. АВ611
1968? – мод. по пр. АВ611?
20.04.1970 – пер. в Б-879
1991? – музей в г.Ден-Хельдер
(Голландия)
2002? – музей в г.Амстердам
(Голландия)
2019 – утилизация
20.04.1970 – пер. в Б-881
1978 – мод. по пр. 611П
(иногда указ. как пр. 611РЕ)
31.08.1977 – пер. в БС-82
1971 – НИС “Орион”
24.08.1981 – пер. в РЗС-253
1957 – мод. по пр. АВ611
1969 – мод. по пр. АВ611Е
03.08.1977 – пер. в БС-89
24.08.1981 – пер. в УТС-352
198? – затонула у пирса
1979 – НИС “Марс”
12.08.1983 – пер. в УТС-423
20.04.1970 – пер. в Б-891
1975 – мод. по пр. 611П
1977 – пер. в БС-891
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 611: 42, 152, 153, 326, 465
4. История проекта:
16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, после чего ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.
К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные ПЛ XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.
Новые ПЛ имели 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 запасных торпед располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины типа АМД-1000. На верхней палубе перед рубкой разместили спаренную 57-мм универсальную установку СМ-24-3 3ИФ, а в кормовой части рубки – спарку 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех ПЛ сняли, после чего их скорость возросла на узел.
Лодка была оснащена устройством РДП, имела на вооружении 2 перископа на вращающихся площадках, РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, станцию обнаружения радиолокационных сигналов и была оборудована современной по тем временам ГАС. Лодки оснащались рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, которые были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «Бамаг», устанавливавшимися на пл довоенных проектов. Новые муфты были не только проще и надежней в эксплуатации, но и позволяли производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 метра выполнялся из новой высоколегированной стали толщиной от 18 до 22 мм., с наружным расположением шпангоутов, ранее не применявшимся на отечественных ПЛ. Данная мера позволило существенно увеличить полезный объем внутренних помещений. ПЛ делилась на 7 отсеков:
1-й отсек – торпедный; стелажи для запасных торпед
2-й отсек – аккумуляторный; офицерская кают-компания, аппаратура ГАС, душевая, в нижнем ярусе – АБ
3-й отсек – центральный пост; рубки РТС, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства;
4-й отсек – аккумуляторный; кают-компания старшин, радиорубка, провизионные камеры, камбуз, в нижнем ярусе – АБ;
5-й отсек – дизельный; 3 дизеля типа 37Д (2000 л.с.) и два дизель-компрессора типа ДК-2;
6-й отсек – электромоторный; два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и один средний ГГЭД типа ПГ-102;
7-й отсек – торпедный; койки личного состава, под настилом 1-й палубы – электродвигатель экономхода.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Два бортовых электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4х-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода “Судомех” 10 января 1951г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям (после спуска на воду для достройки и испытаний была передана заводу № 890 в г.Таллин (Эстонская ССР), куда перешла собственным ходом). Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники “Рубин” (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом “был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований”. В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.
В процессе эксплуатации лодки неоднократно модернизировались. Упоминаются следующие модернизации: В611 – для отработки баллистических ракет Р-11ФМ, АВ611 – доработанный В611 для серийного строительства, ПВ611 – отработка ракеты С4.7, П611 – испытания ракетного комплекса П-10, 611РА – испытания ГАС миноискателя «Радиан-1», АВ611С – испытания опытного образца астрокорректора «Символ», АВ611Е – испытания ГАК «Енисей», 611РУ – испытания ГАК «Рубин», 611РЭ – испытания гидроаккустической буксируемой антенны «Рассвет» и ГАК «Керчь», АВ611К – испытания навигационно-космической системы «Штырь-М» (по зарубежным источникам – корабль управления), АВ611Ц – испытания комплекса аппаратуры космической связи «Цунами-Б», АВ611Д – испытание аппаратуры измерения и контроля физических полей кораблей (по зарубежным источникам – экспериментальный минный заградитель), 611П – носитель-буксировщик автономных обитаемых аппаратов (ПЛ БС-82 имела ряд отличий, поэтому в некоторых источниках указывается как проект 611РЕ). В некторых источниках упоминается проект 611Р, существование и назначение которого требует уточнения. Несколько подводных лодок проекта 611 в разное время в 70-х – 80-х годах были переоборудованы по проекту УТС-611 в учебно-тренировочных станции (УТС). ПЛ Б-79 проекта АВ611 в конце 60-х годов была модернизирована для испытаний в научных целях по неизвестному автору сайта проекту. А611 и 611М – проекты ЦКБ-18 с улучшенными характеристиками по основному назначению (по зарубежным источникам для испытаний торпедного оружия и после снятия артиллерийского вооружения, соответственно) – реализованы не были. Проект 631 – предэскизный проект на базе 611 с увеличенной автономностью, разработан в 1954 году ЦКБ-18, не реализован. В 1962 году ЦКБ-16 разрабатывало модернизацию под ракетный комплекс Д-7 (АВ611Д7). Проект был разработан и оформлен в кальках, но завершен не полностью, так как руководство ВМФ не выдало на него тактико-техническое задание. В 1968 году ЦКБ-16 разрабатывало проект опытовой ПЛ на базе проекта АВ611 для проведения испытаний ПКР П-120 “Малахит”. Для переоборудования ВМФ выделил ПЛ проекта АВ611, но переоборудование не производилось – испытания комплекса “Малахит” производилось на ПЛАРК проекта 670М. Проект 611-бис – предэскизный проект ПЛ с ПГТУ. Кроме того четыре ПЛ использовались для дальних походов “Лира”, “Орион”, “Марс” и “Вега” с научными целями без существенных переоборудований.
5. Схема проекта:
Продольный разрез, план и сечения подводной лодки проекта 611
(первые корпуса, арт. вооружение затем снято):
1 – перо руля; 2 – торпедный аппарат; 3 – аварийный телефонный буй; 4 – входной люк с тубусом; 5 – баллоны ВВД; 6 – щит управления гребными электродвигателями; 7 – гребной электродвигатель; 8 – двигатель 37Д; 9 – наружный клапан шахты подачи воздуха к дизелям; 10 – камбуз; 11 – 25-мм артиллерийская установка 2М-8; 12 – устройство РДП; 13 – перископ атаки; 14 – зенитный перископ; 15 – прочная рубка; 16 – 57-мм артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ; 17 – офицерские помещения; 18 – торпедо-погрузочный люк; 19 – запасные торпеды; 20 – цистерна главного балласта; 21 – цистерна плавучести; 22 – приемник шумопеленгатора; 23 – носовая дифферентная цистерна; 24 – топливная цистерна внутри прочного корпуса; 25 – аккумуляторная батарея; 26 – цистерна быстрого погружения; 27 – электродвигатель экономического хода; 28 – междубортная топливная цистерна; 29 – кормовая дифферентная цистерна; 30 – гребной винт; 31 – кормовой горизонтальный руль; 32 – стабилизатор; 33 – помещение команды; 34 – уравнительная цистерна; 35 – рубка радиосвязи; 36 – центральный пост; 37 – трубопровод подачи воздуха к дизелям; 38 – трубопровод РДП; 39 – антенна активной радиолокационной связи; 40 – прибор управления торпедной стрельбой; 41 – артиллерийский погреб; 42 – рубка штурмана; 43 – носовые горизонтальные рули.
Продольный разрез подводной лодки проекта 611 после снятия арт. вооружения:
1. Носовой ТА; 2. Носовой торпедный (жилой) отсек; 3. Носовой аккумуляторный отсек; 4. Репитор гирокомпаса; 5. ЦП; 6. Кормовой аккумуляторный отсек; 7. Дизельный отсек; 8. Кормовой ТА; 9. Электромоторный отсек; 10. Кормовой торпедный отсек; 11. Баллоны системы ВВД; 12. Цистерна плавучести; 13. Приемник станции “Марс”; 14. Цепной ящик; 15. ЦГБ №1; 16. ЦКЗ; 17. Носовая дифферентная цистерна; 18. Цистерна дистиллятной воды; 19. Шахта перископа атаки; 20. Цистерна быстрого погружения; 21. Уравнительная цистерна; 22. Дизель 37Д; 23. ГЭД ПГ-102; 24. Щит управления ГЭД; 25. Шинно-пневматическая муфта; 26. Упорный подшипник; 27. ЭД экономичного хода; 28. Топливные танки; 29. Кормовая дифферентная цистерна; 30. Средний гребной вал; 31. Боевая рубка; 32. Зенитный перископ “Факел М01”; 33. Перископ атаки; 34. Рамочная антенна; 35. ВАНН; 36. Устройство РДП; 37. Антенна станции “Накат” (РТР).
6. Тактико-технические данные проекта:
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛ пр. 611
ПЛ пр. 611 были двухкорпусными. Прочный корпус (толщина листов 18 – 22 мм) длиной 67,5 м выполнялся сварным, за исключением съемных листов для погрузки механизмов, которые соединялись с прочным корпусом на заклепках или шпильках. В средней части (на длине 39,6 м) он имел форму цилиндра с диаметром 5,6 м, в оконечностях – форму усеченных конусов. Диаметр носовой концевой переборки составлял 3,4 м, кормовой – 2,9 м. Из 7 водонепроницаемых отсеков три (первый, третий и седьмой_ служили отсеками-убежищами и оборудовались специальными устройствами для выхода команды из затонувшей ПЛ. Если концевые переборки прочного корпуса были сферическими литыми, то прочные переборки отсеков-убежищ – сферическими сварными, рассчитанными на давление 10 кгс / кв. см. Над третьим отсеком размещалась прочная рубка.
Для удобства размещения оборудования внутри прочного корпуса шпангоуты были установлены снаружи его. Из-за отсутствия необходимого профиля полособульба они были изготовлены из двутавровых балок (№55) путем разрезки их стенок по высоте на 2 части. Легкий корпус, закрывавший прочный корпус по всей его длине, в средней части имел круглые сечения. Острые образования в оконечностях обеспечивали хорошую мореходность и удобство размещения винторулевого комплекса. Легкий корпус выполнялся из листов толщиной от 3 до 8 мм, причем 8-мм листы устанавливались в районе ватерлинии для обеспечения плавания в мелкобитом льду. Ограждение рубки закрытого типа со специальными волноотбойниками предохраняло от заливания мостик при состоянии моря до 5 – 6 баллов.
В междубортном пространстве размещалась система погружения – всплытия, состоящая из 10 цистерн главного балласта (ЦГБ). Концевые цистерны ЦГБ (№ 1 и № 7) и средняя группа цистерн ЦГБ (№№ 5 и 6) заполнялись и осушались через кингстоны, а остальные – через шпигаты. Продувание цистерн ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранящимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия ПЛ в позиционное положение остальные цистерны ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех цистерн ЦГБ воздухом высокого давления. Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. Вентиляция цистерн ЦГБ осуществлялась через клапаны вентиляции, размещенные на палубных стрингерах цистерн.
Перекладка рулей, открывание-закрывание крышек торпедных аппаратов, кингстонов и клапанов вентиляции, подъем и опускание перископов выполнялось с помощью системы гидравлики (рабочее давление 100 кгс / кв. см).
При этом одна из внутренних цистерн была предназначена для обеспечения топливом марки ДС дизель-компрессоров “ДК-2”. Для приема усиленного запаса топлива могла использоваться уравнительная цистерна № 2, хотя это и приводило к значительным неудобствам при эксплуатации ПЛ в начальный период плавания.
Запас пресной воды на первых ПЛ серии обеспечивал всего 40% автономности. Его пополнение для обеспечения полной автономности производилось двумя электроопреснительными установками с последующим обогащением дистиллированной воды солями жесткости в фильтре-обогатителе. В дальнейшем запас пресной воды был увеличен на 2,9 куб. м (за счет использования размещенной в ограждении рубки прочной шахты стабилизатора глубины без хода “Спрут”, работа которого оказалась неудовлетворительной).
ПЛ имела трехвальную энергетическую установку (бортовые гребные винты – трехлопастные, средний – четырехлопастный). Каждая из линий валов могла приводиться в движение либо дизелем, либо гребным электродвигателем. На средней линии вала, кроме того, находился электродвигатель экономического хода, через полый якорь которого проходил гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивало простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода. Для питания среднего электродвигателя в моторном режиме впервые в подводном судостроении было применено повышенное напряжение (400 в), что позволяло значительно уменьшить габариты самого двигателя, так и (почти вдвое) габариты аппаратуры управления.
Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине использовалось устройство работы дизелей под водой (РДП), представлявшее собой выдвижную мачту для подачи атмосферного воздуха. Воздушный канал РДП имел специальный поплавковый клапан, предотвращавший попадание воды при захлестывании устройства водой. Удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки.
Аккумуляторная батарея (АБ) состояла из четырех групп по 112 аккумуляторов типа “46 СУ” в каждой группе и размещалась в аккумуляторных ямах второго и третьего отсеков в 2 яруса и имела установку механического перемешивания электролита. Дистиллированная вода для доливки АБ хранилась в четырех резиновых мешках в специальной цистерне. Перегонка воды из мешков в расходные бачки производилась путем подачи в спеццистерну забортной воды из цистерны кольцевого зазора. Как показали испытания, резиновые мешки быстро “старели” и теряли герметичность. Поэтому уже в ходе эксплуатации ПЛ спеццистерну дистиллированной воды разделили на 2 половины, в одной хранилась дистиллированная вода, а другая использовалась для размещения расходуемой воды.
Устройство перископа позволяло изменять высоту его подъема, оставляя положение окуляра постоянным по высоте, и производить круговой обзор, находясь на специальной площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи гидропривода.
Первоначально для обеспечения строительства ПЛ пр. 611 была разработана специальная технология постройки, предусматривавшая возможность монтажа в блок-секциях всех видов оборудования. Но так как при этом исключалась возможность гидравлических испытаний прочного корпуса в сборе, представители ВМФ посчитали такую технологию неприемлемой и фактически все ПЛ пр. 611 строились без насыщения блок-секций оборудованием, которое устанавливалось уже после гидравлических испытаний прочного корпуса в сборе.
Строительство ПЛ по. 611 было развернуто в Ленинграде на заводе № 196 (ныне ГП “Адмиралтейские верфи”) и в Северодвинске на заводе № 402 (ныне Северное машиностроительное предприятие).
Сборка и сварка всех секций прочного корпуса и оконечностей головной ПЛ пр. 611 “Б-61” (командир Н.И.Дзиновский, инженер-механик В.Г.Васильев) были закончены в декабре 1950 г. Официальной датой закладки считается 10 января 1951 г., когда на стапеле была установлена третья секция прочного корпуса – центральный пост. 26 июля ПЛ была спущена на воду. Неудовлетворительная организация достроечных работ на заводе и угроза ледостава вынудили перевести ПЛ “Б-61” для достройки в Таллинн на завод № 890.
27 декабря 1951 г. ПЛ своим ходом в ледовых условиях совершила этот переход.
Испытания головной ПЛ затянулись, т.к. выявился ряд серьезных недостатков, потребовавших проведения крупных работ по их устранению. В мае 1952 г. при стрельбе “водой” (вхолостую) из носовых торпедных аппаратов из-за разряжения, вызванного выходом воздушного пузыря в пространство (ограниченное платформой волнорезных ниш), были обнаружены поперечные колебания волнорезных щитов и всей носовой оконечности. Одновременно наблюдалось увеличение усилий на тягах привода открывания крышек торпедных аппаратов, что приводило к потере устойчивости тяг и появлению недопустимых деформаций.
Для устранения этих дефектов в платформах волнорезных ниш пришлось сделать дополнительные вырезы, а тяги приводов заменить на более прочные, изготовленные из нержавеющей стали. Немало хлопот доставило и магнитное поле ПЛ в районе 4-го отсека при работе среднего электродвигателя, и в районе размещения АБ значительно превышавшее допустимые величины. Для его снижения потребовалось изменить прокладку кабелей и направление тока в двух группах АБ путем разворота всех элементов на 180 градусов. В январе 1953 г. при проведении скоростных испытаний на мерной линии выяснилось, что наибольшая надводная скорость ниже спецификационной. Поэтому было решено обрезать кромки лопастей гребных винтов, после чего стало наблюдаться так называемое “пение” винтов. Оказалось, что обрезанные кромки винтов не были заострены. После устранения этого недостатка “пение” прекратилось, но наибольшая надводная скорость все же оказалась на 1 уз ниже спецификационной.
В июле 1953 г. на глубине 60 м на ПЛ возник пожар. После всплытия на поверхность из 4-го отсека был выведен личный состав, а отсек загерметизирован. Расследование показало, что пожар возник в результате короткого замыкания в главном распределительном щите. Для восстановления отсека потребовался месяц напряженной круглосуточной работы. После окончания всех испытаний головной ПЛ 31 декабря 1953 г.. наконец, был подписан приемный акт.
Комиссия Государственной приемки кораблей (ГКП) под председательством известного подводника Героя Советского Союза Н.А.Лунина высоко оценила головную ПЛ пр. 611, отметив, что ПЛ этого проекта обладают высокими ТТЭ, отвечают современным требованиям и способны успешно решать все поставленные перед ними задачи на океанских путях и у отдаленных баз противника. ГПК был также внесен ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование ТТЭ ПЛ пр. 611 и более эффективное использование их вооружения, механизмов и систем.
За создание большой ПЛ пр. 611 группе инженеров в 1957 г. была присуждена Ленинская премия. Звание лауреатов Ленинской премии было присвоено главному конструктору ПЛ пр. 611 С.А.Егорову, заместителям главного конструктора: Г.Я.Альтшулеру и А.В.Угрюмову, главному конструктору гидроакустической станции “Феникс” М.А.Штемту и главному строителю завода № 196 Е.П.Корсаку.
ПЛ пр. 611 заняли ведущее место в ряду главных ударных сил ВМФ. Они несли боевую службу на всех океанах, в Средиземном море, совершали длительные автономные походы, участвовали в тактических учениях, находились в оперативном дежурстве.
Большую роль ПЛ пр. 611 сыграли и в отработке использования с ПЛ нового для того времени ракетного оружия.
В 1955 г. ЦКБ-18 разработало проект П-611 переоборудования ПЛ “Б-64” для отработки и использования с ПЛ крылатых ракет (реактивных самолетов-снарядов). Переоборудование предполагало установку одного самолета-снаряда “П-10” (главный конструктор Г.М.Бериев), контейнера для хранения самолета-снаряда со сложенными консолями крыла, стартового устройства, системы навигационных приборов, комплексной системы управления стрельбой, а также устройств, систем и приспособлений для нормальной эксплуатации реактивного вооружения.
Установка нового оборудования потребовала снятия запасных торпед со стеллажами, торпедопогрузочного устройства, артиллерийского вооружения с боеприпасом, а также некоторого уменьшения запаса топлива и пресной воды.
Наибольшей перекомпоновке подвергся первый отсек. Контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения, был установлен на палубе надстройки в диаметральной плоскости в корму от ограждения рубки. Самолет-снаряд транспортировался из контейнера на стартовую раму, которая хранилась в сложенном положении, а в боевом поднималась на угол 20,5 градусов. Старт осуществлялся в надводном положении поверх ограждения рубки в нос.
Переоборудование ПЛ проводилось на заводе № 402. Испытания проводили с 23 сентября по 31 октября 1957 г. За этот период было сделано 4 пуска самолета-снаряда, которые признали удачными, после чего работы на ПЛ пр. 611 были прекращены, т.к. к этому времени более успешно завершились испытания самолетов-снарядов
“П-5” на ПЛ пр. П-613. Позднее ПЛ “Б-64” была восстановлена по пр. 611.
Более плодотворными стали работы по модернизации ПЛ пр. 611 для использования баллистических ракет. В сентябре 1954 г. был утвержден разработанный ЦКБ “Волна” (ныне СПМБМ “Малахит”) технический проект В – 611 – переоборудование строящейся ПЛ пр. 611 “Б-67” в экспериментальную ПЛ для испытаний на ней пуска баллистических ракет, с целью выработки требований как к баллистическим ракетам, используемым с ПЛ, так и к самим ПЛ – носителям баллистических ракет. Проект разрабатывался применительно к армейской ракете “Р-11”, которая была доработана для использования в морских условиях и получила индекс “Р-11 ФМ”. Морским испытаниям предшествовали летно-конструкторские испытания с наземных стендов: из неподвижной шахты и шахты, установленной на качающемся основании, имитирующим качку ПЛ. Проектом предусматривалась установка в ограждении рубки двух стартовых установок в виде вертикальных шахт с герметичными крышками Старт ракеты осуществлялся в надводном положении с верхнего среза шахты, куда ракеты вместе со стартовым столом поднималась специальным подъемником, оборудованным удерживающими устройствами.
Работы по переоборудованию ПЛ “Б-67” проводились на заводе № 402 и завершились в сентябре 1955 г.
Работами по переоборудованию ПЛ руководил Н.Н.Исанин. Руководителем летных экспериментальных пусков был С.П.Королев, главным наблюдающим от ВМФ – Б.В.Васильев.
Первый старт баллистической ракеты с ПЛ был произведен 16 сентября 1955 г. в 17.32. По результатам испытаний ПЛ “Б-67” была рекомендована для Принятия ВМФ СССР в качестве учебно-опытной для накопления опыта эксплуатации.
После завершения опытной эксплуатации 30 июня 1956 г. ПЛ вошла в состав ВМФ. По результатам ее испытаний и опытной эксплуатации решением правительства 4 строившиеся ПЛ по пр. 611 (“Б-73”, “Б-78”, “Б-79” и “Б-89”) и одну из числа, находившихся в составе ВМФ (“Б-62”), переоборудовали по пр. АВ 611 (увеличение водоизмещения на 60 т, снижение скорости полного подводного и надводного хода на 2,5 3з и 4,5 уз соответственно, уменьшение автономности на 15 суток) ПЛ пр. АВ 611 приобрели новый вид оружия – 2 баллистические ракеты с ядерными зарядами. Стрельбы ракетами проводились при волнении моря 4 – 5 баллов на скорости хода 8 – 10 уз. Подготовка к старту осуществлялась в подводном положении и занимала около 2 часов. Старт первой ракеты производился через 5 минут после всплытия на поверхность, старт второй – через 5 минут после старта первой. Четыре ПЛ, переоборудованные на заводе № 402, были сданы флоту в 1957 г. , а одна ПЛ (“Б-89”), переоборудованная во Владивостоке на Дальзаводе, – в октябре 1958 г., в ходе их сдачи головная ПЛ “Б-73 ” прошла испытания на полную глубину погружения.
Для отработки подводного старта было принято решение о переоборудовании ПЛ “Б-67” по пр. АВ -611 для проведения испытаний ракеты “Р-11 ФМ”, доработанной для подводного старта. Испытания начались в середине 1959 г. и завершились 10 октября 1960 г. успешным запуском ракеты “Р-11 ФМ” из подводного положения.
Успешный ход работ по переоборудованию ПЛ пр. 611 по пр. В-611, АВ-611 и ПВ-611 позволил приступить к проектированию ракетных ПЛ нового поколения и созданию более совершенных комплексов баллистических ракет.
Использовались ПЛ пр. 611 и для отработки других видов вооружения и техники.
В настоящее время ПЛ пр. 611, В-611 и АВ-611 исключены из состава ВМФ. Интересна судьба ПЛ “Б-80”, которую в 1992 г. продали в Нидерланды. Ныне ПЛ “Б-80” стоит у причала в г. Ден-Хельдер и используется в качестве музея. Часть ее отсеков восстановлена полностью, часть используется для проведения выставок и встреч. Рядом с ПЛ предполагается развернуть музей истории российского подводного кораблестроения и мореплавания.
Подводные лодки проекта 611
Полные характеристики
Литература
26 лодок – проекта 611, 611AB, 611-П, 61 IP Класс ZULU
Б-61 (зал- 10 января 1951, сп- 26 июля 1951, вст- 31 декабря 1953),
Б-62 (31 декабря 1953),
Б-63 с 1970 Б-863 (30 июня 1954),
Б-64 (30 декабря 1954),
Б-65 (6 декабря 1954),
Б-66 с 1970 Б-866 (29 декабря 1954),
Б-67 (30 июня 1956),
Б-68 (27 ноября 1955),
Б-69 (31 декабря 1955),
Б-70 (29 июня 1955),
Б-71 (30 сентября 1956),
Б-72 (30 июня 1956),
Б-73 (30 ноября 1957),
Б-74 (31 октября 1956),
Б-75 (6 ноября 1956),
Б-76 (28 ноября 1956)
Б-77 (30 ноября 1956),
Б-78 с апреля 1978 МУРМАНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (30 ноября 1957),
Б-79 (3 декабря 1957),
Б-80 (13 июля 1957),
Б-81 (13 июля 1957),
Б-82 (17 августа 1957),
Б-88 (25 сентября 1957),
Б-89 (13 декабря 1957),
Б-90 (30 октября 1957),
БС-891 до 1974 Б-91 (15 июля 1958)
Водоизмещение: 1831/2400 т, Размеры: 90,5 x 7,5 (9,54 – по стабилиз.) x 5,1 м, Глубина: 200/170 м, 10-533 мм TT (6 нос., 4 кормов.) 22 торпеды или 32 мины АМД-1000 + 4торп., 1 x 2- 57 мм (СМ-24 ЗИФ) – 250 выстрелов, 1 x 2- 25 мм 2M-8 (в 1957 сняты), 3 диз. типа 37-Д, 6000 л.с., 3 элдв. (бортовые ПГ-101 по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с.), 5400 л.с., 3 вин., 17/15 уз., 4230 миль (16,5), 22000 миль (9,2)/15 миль (15) или 443 мили (2,1). 283 т. топл., 65 чел. Время непрерывного пребывания под водой- 200 час. Автоном.- 75 сут. Аккум. 46 СУ по 112 элементов в 4 группах. ПУТС Л-6/4, гирокомпас Курс-3, лаг ГОМ-111, эхолот НЭЛ-4, РЛС Флаг, РЛС Накат, ГАС Тамир-5 ЛС, шумопеленгатор Марс-24, передатчики Р-641, Р-647, Рейд-И, приемники Р-670 и Р-673. Перископ атаки С-2 с датчиком курсового угла ДКУ-5, перископ зенитный С-8 (ДКУ-7).
Первая серия послевоенных больших ПЛ. Техническое задание утверждено в январе 1946, в августе 1949 на з-де Судомех изготовлен натурный макет. Гл. констр.- С.А. Егоров. Строились в Ленинграде (завод Судомех) и в Северодвинске. Двухкорпусная, 7 отсеков. Б-64 в 1956-57 оборуд. на з-де 402 в ракетную по пр. 611-П (одна ракета П-10 в контейнере), затем ракета снята. Б-61, Б-62, Б-67, Б-73, Б-78, Б-79, Б-89 оборудованы в ракетные (гл. констр. Н.Н.Исанин) по пр. 611AB – две ракеты (Р-11 ФМ) в вертикальных шахтах, с надводным стартом (в НАТО – Z-5). Подготовка к старту – в подводном положении, 2 часа, старт первой ракеты через 5 мин после всплытия, старт второй- через 5 мин после первой, при волнении 4 балла и скорости до 12 уз. Б-67 в 1958 испытывалась на полную глубину погружения и на воздействие подводных взрывов на ракеты. В 1990 году списана последняя ракетная лодка Б-78. 2 ПЛ использовались для океанографических исследований, 1 ПЛ продана в Голландию под ресторан, БС-89 (пр. 611-Р) испытания ГАК Енисей, Б-70, Б-62, Б-68 с 1966 испытания новых ГАС, Б-863 с июня 1978 опытовая. (Все на ТОФ). БС-69 и БС-891 оборудованы на СФ для носителей подводных пловцов, БС-82 переоборудована для поиска подводных кабелей.
Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ
Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии
Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель
Подводная лодка “Краб”, первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором