0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельные подводные лодки проекта 641 (СССР)

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Во времена холодной войны между СССР и США на море сложилась патовая ситуация: с одной стороны, у янки не было проблем с надводными кораблями (в том числе и ракетоносцами), а вот у нашей страны флот (в том числе и в результате подковерных интриг) в этой области был заметно слабее. Зато у Советского Союза были подлодки. Разнообразие их было огромным: от малюток, которые можно увидеть в «Особенностях рыбалки», до громадных «Акул».

Несмотря на то что основной ударной силой нашего государства в то время были ядерные ракетоносцы, все же скромная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 сыграла в истории судостроения немалую роль.

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

Назначение лодок проекта 641


Как и предшественница, подводная лодка проекта 641 предназначалась для прикрытия морских караванов, защиты торговых и коммуникационных путей, сопровождения соединений. Но при этом новые машины обязаны были обладать лучшими скоростными показателями, большей автономностью, улучшенными условиями жизни и быта экипажа, а главное – нести на борту значительно больше вооружений.

В состав экипажа входило 70 человек, из них 12 человек – офицеры. Для всех были созданы прекрасные по тем временам условия жизни, которые на лодках проекта 611 были недостижимы. Особенно комфортной была подводная лодка Б-427 641 проекта.

Основные характеристики новых подлодок

Ответственными за проектирование сделали небезызвестных конструкторов С.А. Егорова и З. А. Дерибина. Корпус их разработки отличается малой седловатостью, а также заметно скошенным, «усеченным» форштевнем. Последнее было сделано для того, чтобы максимально улучшить мореходные качества подлодки в надводном положении. Лодки этого проекта также отличаются выраженными обтекателями в носовой части, которые служат для размещения различной радиолокационной и прочей аппаратуры.

Что касается комплектации, то первый отсек – традиционно торпедный. Подводная лодка проекта 641 могла вести огонь торпедами до глубины в 80 метров. Второй отсек был жилым, там находилась, в том числе, и кают-компания. В этом же отсеке, под палубным настилом, конструкторы разместили блоки аккумуляторных батарей. Четвертый стал (традиционно) местом, где расположился центральный пост.

Кроме того, там также были жилые каюты и дополнительные блоки аккумуляторов. Пятый отсек — дизельный, в следующем расположены электрические движки, а в последнем, то есть седьмом, базируются резервные торпедные аппараты.

Внешний облик лодок этого типа характеризуется еще и очень высоким ограждением вокруг рубки. Оно настолько «монументально», что над ним ничего не возвышается. Кроме того, в обтекателе на носу, о котором мы уже говорили выше, располагается не только электронная аппаратура, но также газоотвод и оборудование, обеспечивающее возможность работы дизельного двигателя под водой.

Чем были вооружены подлодки этого типа?

Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды. За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».

Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.


Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102.

Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

Три вала и три винта, шаг которых может быть изменен экипажем. Все рули глубины и направления имели сразу три привода: гидравлику, электрический и ручной, он же «последний шанс». Впервые был использован комплекс автоматической стабилизации «Мрамор», который значительно облегчал работу экипажа и слежение за положением субмарины в пространстве.

Первоначально на лодку устанавливались аккумуляторные батареи модели 46СУ, впоследствии замененные на более надежные и емкие 48СМ. Всего на борту этих субмарин было 448 батарей. Возможно, что на некоторых лодках могли использоваться АКБ марки 60СУ. Их упоминание встречается в нескольких эпизодах мемуаров советских подводников (в частности, там упоминается подводная лодка Б-427 641 проекта), но тут, возможно, имеет место обычная неточность.

Новинки в бортовом оборудовании


В конструкцию корабля включены новые виды гидролокационного, радиотехнического и навигационного оборудования, прочее высокотехнологичное (для тех времен) оборудование. Для обнаружения надводных целей используется радиолокационная система «Флаг», а продвинутая станция гидроакустиков МГ-10 могла принимать сигналы не только своих, но и чужих «асдиков». Тем же целям служит комплекс «Арктика-М», который постоянно действует в активном режиме.

Читать еще:  Рейдовый тральщик Проект 1258 «Евгения» (СССР)

Если купить модель подводной лодки Б-28 проекта 641, то можно увидеть большой наплыв в носовой части, где размещалась вся электроника.

Для пассивной защиты лодки предназначен «Свет-М», который загодя фиксирует даже далекие импульсы чужих гидролокаторов. Радиотехническая разведка осуществляется посредством комплекса «Накат». Следует учесть, что в процессе производства в конструкцию этих лодок постоянно вносились значительные изменения, а потому точно описать все варианты бортового оборудования не получится. Модернизированные субмарины проходят под индексом 641Б.

Основные недостатки, сведения об эксплуатации

Уже в начале строительства инженеры установили, что запаса прочности для модернизации у стандартного проекта практически нет. А потому при закладке последних субмарин этой серии они заново проектировались практически на ходу. В результате таких изменений был полностью переоснащен и заново скомпонован пятый отсек, конструкторы заменили дизельные моторы на более надежные, замене подверглись также стандартные аккумуляторные батареи.

На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше, а для Индии вообще закладывались особенные субмарины, имевшие множество серьезных отличий от первоначального проекта.

Так, туда ставились иные АКБ, имевшие больший ресурс при работе в условиях высоких температур, в четвертом отсеке были убраны сразу две каюты, за счет чего на подлодке удалось разместить систему кондиционирования воздуха, а также были значительно увеличены штатные емкости для пресной воды. Как в этом нуждалась наша подводная лодка Б-28 641 проекта, вынужденная в свое время долго укрываться от американцев в условиях тропиков!

Современное состояние парка

Всего за рубеж (не считая стран социалистического блока) передали 13 таких субмарин, причем получили их, в частности, Ливия и Куба. В настоящее время эти лодки точно сняты с боевого дежурства в Индии, на металл в середине 2000 годов были отправлены оба корабля Польши, судьба остальных неизвестна. Вероятнее всего, их просто разделали на металлолом. На вооружении нашей страны остается одна дизельная подводная лодка 641 проекта (вроде бы, сведения отрывочны), но ее наверняка в скором времени спишут, так как сегодня на смену старым модификациям идут «Лады» и другие дизель-электрические подлодки.

Также один экземпляр состоит на вооружении ВМС Украины (и является единственной подлодкой в тех краях). Правда, состояние корабля таково, что его уже неоднократно предлагали разделать на металл, так как его ремонт уже нецелесообразен. Чего стоит только то обстоятельство, что в 2012 году этот корабль первый раз за 20 лет выходил своим ходом в море. Выручает украинцев лишь то, что 641 проект (подводные лодки), фото представителей которого есть в статье, был весьма надежен с технической точки зрения.

На западе субмарины этого типа стали широко известны во времена Карибского кризиса. Именно они участвовали в прорыве блокады Кубы, причем точное количество подлодок, задействованных в этой операции, неизвестно и по сей день. Считается, что там были подводные лодки 641 проекта 19 бригады. Экипажам приходилось действовать в тяжелейших условиях, так как температура в отсеках порой доходила до 60 градусов по Цельсию, а всплывать для вентиляции и зарядки батарей было нельзя, во избежание обнаружения американскими судами. Увы, но классическая подводная лодка 641 проекта кондиционеров не имела…

В столь сложных условиях экипажи и даже командиру субмарин иногда в течение нескольких дней понятия не имели, что делается в мире, и не находятся ли СССР и США в состоянии атомной войны. Только высокая выучка и хладнокровие позволили предотвратить невероятную беду. Как-никак, на борту каждой подлодки были торпеды с ядерными зарядами!

Есть сведения, что в 60-х годах имели место случаи практически боевых соприкосновений лодок проекта 641 с американскими эсминцами. Особенно показателен случай, бывший в 1962 году. Подводная лодка проекта 641 с номером Б-36 долгое время патрулировала окрестности Кубы, успешно уходя от обнаружения ВМС США. Однажды ночью, во время планового всплытия, она была замечена с борта неустановленного американского эсминца, экипаж которого (без всяких предупреждений) произвел запуск противолодочной торпеды.

К счастью, экипаж Б-36 действовал грамотно и слаженно. От атаки удалось уйти, но… Американцы долгое время преследовали лодку (уйти на глубину было нельзя, аккумуляторы разряжены) и сбрасывали по ее курсу взрывпакеты и даже обычные гранаты, попутно глуша эфир. Передать радиограмму в Москву удалось лишь с восьмой попытки.

Несмотря на противодействие, экипаж сумел оторваться от преследования. И даже после этого лодка продолжала нести боевое дежурство, уйдя на Кольский полуостров только после того, как большая часть АКБ вышла из строя. В аналогичной ситуации оказался экипаж подводной лодки Б-28 проекта 641, но там обошлось без торпедных атак.

Подводные лодки проекта 641

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Подводные лодки проекта 641, 641И, 641K – 40 ед.

Б-2 (14 июня 1963),
Б-4 ЧЕЛЯБИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ с 18 января 1963 и до апреля 1992, (31 августа 1961),
Б-6 (30 июля 1964),
Б-7 (15 декабря 1961), Б-8 (18 декабря 1962),
Б-9 (30 ноября 1965),
Б-15 (30 сентября 1964), Б-21 (31 октября 1965),
Б-25 (6 сентября 1965),
Б-26 с 15 февраля 1965 ЯРОСЛАВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (24 марта 1966),
Б-28 (18 июня 1966),
Б-29 (28 ноября 1966),
Б-31 (25 июня 1963),
Б-33 (27 ноября 1961),
Б-34 (31 августа 1966),
Б-36 (30 сентября 1959),
Б-37 (5 ноября 1959),
Б-38 (30 сентября 1962),
Б-39 (28 декабря 1967),
Б-40 (6 сентября 1966),
Б-41 (24 декабря 1966),
Б-46 (30 июня 1967),
Б-49 с 23 сентября 1967 ВЛАДИМИРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (30 июня 1967),
Б-50 (8 декабря 1962),
Б-51 (26 октября 1967),
Б-53 (5 ноября 1962),
Б-855, до 1970 Б-55 (20 сентября 1963),
Б-57 (28 июля 1960),
Б-59 (10 июня 1961),
Б-85 (23 декабря I960),
Б-94 (25 декабря 1958),
Б-95 (30 февраля 1959),
Б-98 (15 мая 1964),
Б-101 (29 мая 1964),
Б-103 (24 декабря 1964),
Б-105 (15 июня 1962),
Б-107 (28 апреля 1965),
Б-109 (15 апреля 1965),
Б-112 (5 августа 1965),
Б-116 (25 августа 1960),
Б-130 (22 сентября 1960),
Б-133, с 1970 Б-833 (5 ноября 1959),
Б-135 (5 ноября 1959),
Б-139 (15 марта 1960),
Б-143 (5 ноября I960),
Б-153 (30 сентября 1961),
Б-156 (18 апреля 1961),
Б-164 (16 октября 1961),
Б-169 (28 июля 1962),
Б-205 (28 декабря 1969),
Б-213 (II августа 1970),
Б-309 (10 декабря 1978),
Б-311 (11 февраля 1978),
Б-330 (27 октября 1977),
Б-397 (31 декабря 1967),
Б-400 (25 сентября 1968),
Б-401 (19 сентября 1968, ошибочно получила N 402),
Б-402 (5 сентября 1969),
Б-405 (2 июля 1969),
Б-409 (10 сентября 1971),
Б-413 (25 декабря 1968),
Б-416 (4 декабря 1969),
Б-427 (4 декабря 1971),
Б-435 (6 ноября 1970),
Б-440 (25 декабря 1970),
Б-456 (10 октября 1972),
Б-464 (16 декабря 1973),
Б-470 (5 июля 1973),
Б-510 (20 октября 1983),
Б-522 (20 сентября 1974),
Б-533 (8 октября 1976),
Б-586 (30 ноября 1979),
Б-587 (25 октября 1981),
Б-588 (28 сентября 1982),
Б-590 (21 ноября 1980)

Читать еще:  Подводная лодка проекта П-627А (СССР)

Водоизмещение: 1950/2550 т
Размеры: 91,3 x 7,5 х 5,1м
Глубина: 280/250 м
10-533 мм ТА (6 нос., 4 кормов.) 22 торпеды или 32 мины, 3 диз. типа 2 Д-42, 6000 л.с. (на 45 ПЛ установлены дизели 37-Д, на Б-397 дизели 40-Д), 3 элдв., 5400 л.с. (средний элдв. 2700 л.с.), 3 вин., 16,4/16 уз. 477 т. топ., Дальность – 30000 миль (8,13 уз)/ 15,3 мили (16 уз). Аккумуляторы – 48 СМ (по 112 элементов в 4 группах). 70 чел. (11 офиц.) Автономн. – 90 сут. Время непрерывного пребывания под водой – 575 час.

Глубина стрельбы – до 80 м. Гирокомпас Курс-5, лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, РЛС Буря, РЛС Накат, ответчик свой-чужой Хром-К, ГАС кругового обзора Тулома, ГАС Арктика, ГАС обнаружения гидролокаторов Свет-М, антенна передатчика ВЧ Ива (заваливается),

Решение о проектировании принято в октябре 1954, гл. констр. С.А. Егоров, затем З.А. Дерибин. Строились в Ленинграде (з-ды Судомех и Адмиралтейский); Двухкорпусная, 7 отсеков. Головная Б-94 зал. 3 октября 1957, сп. 28 декабря 1957 (з-д Судомех). Поставлялись на Кубу – проект 641K (7 февраля 1979 Б-309, март 1980 Б-586, февраль 1984 Б-510), в Индию – проект 641И (апрель 1968 Б-51, март 1969 Б-401, февраль 1970 Б-402, ноябрь 1969 Б-405, ноябрь 1973 Б-456, декабрь 1973 Б-470, октябрь 1974 Б-464, февраль 1975 Б-522), в Ливию (декабрь 1976 Б-311, февраль 1978 Б-330 и Б-533, февраль 1981 Б-587, январь 1982 Б-588, февраль 1983 Б-590). 2 ПЛ переданы Польше (в 1987 и 1990). Экспортный вариант строился на Адмиралтейском з-де, одна оборудована по пр. 641ИЭ как учебный корабль.

Б-37 взорвалась 11 января 1962, Б-33 затонула во Владивостоке 26 января 1991. Выводятся в резерв и на слом.

Дизельные подводные лодки проекта 641 (СССР)

Проект 641 (NATO – “Foxtrot”).

Модернизации: И641, И641К, И641М, 641К(?), И641Л(?).

1. Количество подводных лодок проекта: 58+17

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Завод № 196 («Судомех») (46)

199? — брошена на отмели
утилизация предположительна

11.02.1962 — затонула, поднята

20.04.1970 — пер. Б-833

20.04.1970 — пер. Б-839
утилизация предположительна

03.08.1977 — пер. Б-326

199? — затонула, поднята

20.04.1970 — пер. Б-856
утилизация предположительна

18.01.1963 — переименована в
«Челябинский комсомолец»

20.04.1970 — пер. Б-854

1974 — НИС «Юпитер»

26.01.1991 — затонула, поднята.

20.04.1970 — пер. Б-838

20.04.1970 — пер. Б-853
199? — затонула
утилизация предположительна

1980 — НИС «Глобус»

20.04.1970 — пер. Б-855

03.11.1987 — перед. ВМС Польши
пер. в «Wilk» (292)

1982 — НИС «Регул»
199? — затонула, поднята

2004 – затонула, поднята

20.04.1970 — пер. Б-807

1978 — НИС «Сатурн»

20.04.1970 — пер. Б-825
1994 — затонула

20.04.1970 — пер. Б-821
03.11.1989 — переименована в
«Брянский комсомолец»
1995 — музей в г.Зеебрюгге (Бельгия)
2019 — утилизация

15.02.1965 — переименована в
«Ярославский комсомолец»
20.04.1970 — пер. Б-826

20.04.1970 — пер. Б-840

07.12.1988 (04.02.1989?) перед.
ВМС Польши, пер. «Dzik» (293)

ЛЕНИНГРАД: Ново-Адмиралтейский завод (16**)

1975 — мод по проекту И641
с 2004 — отстой в г.Рочестер
(Великобритания)

1976 — НИС «Сириус»
1996 — музей в г. Сан-Диего (США)

30.12.1987 — переименована в
«Ульяновский комсомолец»

2000 — музей в г.Калининград

1997 — перед. ВМС Украины
пер. U01 «Запорiжжя»
2014 — перед. ВМФ России
2015 — отстой

2003 — музей в г.Вытегра

1995 — музей в г.Сидней (Австралия)
1998 — музей в г.Лонг Бич (США)

проект И641, в ВМФ СССР — Б-402
18.12.1969 — перед. ВМС Индии
197? — мод. по проекту И641М(?)
2002 — музей в г.Вишакхапатнам

проект И641, в ВМФ СССР — Б-405
04.09.1969 — перед. ВМС Индии

проект И641, в ВМФ СССР — Б-401
06.12.1968 — перед. ВМС Индии

проект И641, в ВМФ СССР — Б-51
08.12.1967 — перед. ВМС Индии
197? — мод. по проекту И641М(?)

ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (13**)

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-456
31.08.1973 — перед. ВМС Индии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-470
03.11.1973 — перед. ВМС Индии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-464
10.08.1974 — перед. ВМС Индии
с 2011 — отстой

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-522
26.12.1974 — перед. ВМС Индии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-533
12.1976 — перед. ВМС Ливии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-587
04.1982 — перед. ВМС Ливии
с 2008? — отстой ?

Читать еще:  Подводная лодка Type 1081 «Sauro» (Италия)

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-588
02.1983 — перед. ВМС Ливии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-590
02.1982 — перед. ВМС Ливии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-311
02.1978 — перед. ВМС Ливии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-330
03.1978 — перед. ВМС Ливии

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-309
07.02.1979 — перед. ВМС Кубы

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-510
02.1984 — перед. ВМС Кубы

проект И641К, в ВМФ СССР — Б-586
03.1980 — перед. ВМС Кубы

Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 641:
42, 67, 124, 125, 132, 276, 326, 332, 336, 397, 465, 611, 855(?)
Исторические справки ремонтных и технических экипажей ПЛ проекта 641:
185, 348, 349, 350, 628

* распространенные ошибки:
— часто указывается на передачу ВМС Польши ПЛ Б-38 и Б-40 (на самом деле Б-29 и Б-98);
— сайт http://www.warships1.com/RUSss30_Foxtrot_name.htm ошибочно указывает на передачу ВМС Польши ПЛ Б-397 и Б-400;
— статья И.Боечина «Буки второго поколения» ошибочно указывает о наименовании Б-405 как «Тюменский комсомолец»;
— часто ошибочно указывается на то, что Б-143 находится как музей в г.Зеебрюгге (Бельгия), там находится Б-21;
— во многих источниках ошибочно указывается на то, что при буксировке в 2004 году затонула Б-101 (на самом деле — Б-15).
— во многих источниках ошибочно указывается о передаче Б-15 в музей в Нью-Вестминстере (Канада), эта ПЛ разделана на метал на Дальнем Востоке.
— во многих источниках ошибочно указывается о нахождении Б-39 в музее в Фолкстоне (Великобритания), на самом деле она находится в Сан-Диего (США).

** корабли с двигателями 2Д42.

4. История проекта:

Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.

По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м; 2-й – жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м — гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.

Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом «Ленинград-641».

В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.

Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей «Флаг», гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих «асдиков», «Арктика-М», действовавшая в активном режиме, аппаратура «Свет-М», фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки «Накат».

При строительстве кораблей был выявлен ряд недостатков (снижение поперечной остойчивости в подводном положении, отсутствие запаса по водоизмещению для модернизации). Поэтому последние корабли (которые строились на ЛАО) были перепроектированы. Были заменены 2-х тактные дизеля типа 37Д на 4-х тактные типа 2Д42 и АБ типа 46СУ на АБ повышенной емкости типа 48СМ, в результате был полностью перекомпонован 5-й отсек (в некоторых источниках иногда называются как проект 641К).

В НАТО новым «букам» присвоили название «Foxtrot». Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу. Польше передали два серийных корабля. В 1965г. специально для экспорта в Индию была разработана модификация И641 (ЛПМБ «Рубин», главные конструкторы З.А. Дерибин и Ю.Н. Кормилицин). На этих кораблях оставили АБ типа 46СУ, увеличили запасы пресной воды и убрали 2 каюты в 4-м отсеке, за счет чего разместили установку кондиционирования СПХМ-ФУ-90. Индии были переданы 4 корабля, 2 из них модернизировали на «Дальзаводе» по проекту И641М. В 1972-1983гг было построено еще 13 кораблей (4 – Индия, 6 – Ливия (в некоторых источниках — проект И641Л), 3 – Куба) по дополнительно доработанному проекту И641К, имевшему уменьшенный до 400-мм калибр кормовых торпедных аппаратов (главный конструктор Ю.Н. Кормилицин)

Спустя некоторое время на части лодок обновили оборудование и вооружение, однако это сочли недостаточным, и было решено провести более глубокую модернизацию. Усовершенствованный проект получил наименование 641Б.

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта (для ПЛ постройки до 1966 года):

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector