Эскадренный миноносец Проект 956 «Современный» (СССР)
Последние эсминцы Советского Союза – проект 956
Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» – эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.
В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.
Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:
– обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;
– поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;
– вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);
– обнаружение коммуникаций противника;
– готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;
– выполнение внешнеполитических задач.
Были пересмотрены различные варианты решения данных задач:
– соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;
– массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;
Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-КБ подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения – ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.
Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).
Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину – 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.
Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:
– наличие площадки для вертолета типа Ка-252;
– установка ЗРК «Ураган»;
– пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);
– артустановки АК-130;
– установка паротурбинной энергоустановки.
В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей.
Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов – их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.
Строительство ЭМ проекта 956
1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).
Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.
Устройство и оборудование
У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.
Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.
ЭМ проекта 956 – единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.
Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара. Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.
Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».
Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.
Установленное вооружение:
– ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект – 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК – 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;
– Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.
– Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» – 0.4 -1.0.
– ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения – 0.94-0.99;
– РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра.
– 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.
– РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.
– КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
– 21-КМ – салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.
РТВ включает в себя:
-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;
– систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ.
– комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;
– ГАК «Платина-С» – станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;
– станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.
В состав РЭБ входят:
– МП-401 – комплекс РТР;
– МП-407 – станция постановки активных помех;
– ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;
– СУ «Смета» – система управления ПК-2М
– с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;
– СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.
Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.
Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:
– списаны корабли: “Отчаянный”, “Современный”, “Отличный”, “Окрыленный”, “Безупречный”, “Расторопный”, “Боевой”, “Безудержный”/”Гремящий”.
– проданы КНР: “Важный”/”Екатеринбург”/”ХАНЬЧЖОУ”, “Вдумчивый”/”Александр Невский”/ “ФУЧЖОУ”, “Внушительный”/ “ТАЙЧЖОУ”, “Вечный”/”НИНБО”.
– утилизация: “Осмотрительный”, “Стойкий”, “Внушительный”.
– недостроенный: “Внушительный”.
В составе ВМФ России:
– КТОФ –”Бурный” (ремонт), “Быстрый”, “Безбоязненный”(резерв)
– КСФ – “Адмирал Ушаков”.
– ДКБФ – “Беспокойный” (резерв), “Московский комсомолец”/”Настойчивый”.
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы
Основные характеристики:
– водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;
– длина по ватерлинии/макс – 145/156.5 метра
– ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра;
– осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра;
– автономность до 30 суток;
– дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.
Что осталось от российских эсминцев “Сарыч”?
История российских эсминцев началась в конце 19 века. До 1898 года в Российской Империи строились миноносцы водоизмещением 90-150 тонн и обладавшие скоростью 20-25 узлов. Такие корабли не имели собственных имен и в простонародье назывались как “номерные миноносцы”. Эти корабли имели в носу неподвижный торпедный аппарат и два однотрубных торпедных аппарата на верхней палубе. Их перевоплощение в класс экскадренных миноносцев произошло после Русско-японской войны 1904-1905 года.
Спустя более чем сто лет после окончания Русско-японской войны понятие эсминцев как класса постепенно начало уходить в прошлое, особенно с отказом от советской классификации кораблей, отличающейся от мировой. В данный момент во всем мире происходит тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами.
Сегодня под этот клас подходят как большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, о которых мы писали в одном из предыдущих материалов, так и современные фрегаты проектов 1154 и 22350. Но если говорить о “чистых” эсминцах, то такими являются эскадренные миноносцы проекта 956 “Сарыч”.
956 “Сарыч” – кто же ты такой
СССР с 1965 по 1981 годы не классифицировал свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных.
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы, стали строившиеся с 1981 года эсминцы проекта 956 типа “Сарыч” (по классификации НАТО тип “Современный”). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.
Главным вооружением кораблей этого проекта стали: 8 пусковых противокорабельных ракет “Москит”, зенитно-ракетный комплекс “Ураган” (48 ракет), две спаренные автоматические артустановки калибра 130 мм, два спаренных торпедных аппарата, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-1000.
Построенные корабли
Всего в серии планировалось построить 25 кораблей, из которых была построена только 21 единица. Из них 4 корабля впоследствии были достроены для Китая.
Построенные корабли: “Современный” (1980 г.п.), “Отчаянный” (1982 г.п.), “Отличный” (1983 г.п.), “Осмотрительный” (1984 г.п.), “Безупречный” (1985 г.п.), “Боевой” (1986 г.п.), “Стойкий” (1986 г.п.), “Окрыленный” (1987 г.п.), “Бурный” (1988 г.п.), “Ведущий” (1988 г.п.) , “Быстрый” (1989 г.п.), “Расторопный” (1989 г.п.), “Безбоязненный” (1990 г.п.), “Безудержный” (1991 г.п.), “Беспокойный” (1991 г.п.), “Московский комсомолец” (1992 г.п.) , “Бесстрашный” (1993 г.п. далее “Адмирал Ушаков”), “Важный” (1999 г.п. далее “Ханчжоу”), “Вдумчивый” (2000 г.п. далее Фучжоу”), “Внушительный” (2005 г.п. далее “Тайчжоу”), “Вечный” (2006 г.п. далее “Нинбо”).
Боевая служба
Первый корабль проекта, эсминец “Современный”, практически сразу После вступления в состав флота приступил к испытаниям корабельного вооружения, во время которого совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Черноморский флот, в Севастопольскую военно-морскую базу.
Из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей (“Современный”, “Отчаянный”, “Отличный”, “Безупречный”, “Окрыленный”, “Гремящий”, “Расторопный” и “Безудержный”) вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота, шесть других кораблей (“Осмотрительный”, “Боевой”, “Стойкий”, “Быстрый”, “Бурный” и “Безбоязненный”) вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота – преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей).
Во время службы в советском ВМФ эсминцы активно принималми участие в боевых службах и крупных учениях, таких как “Океан-83”, “Атлантика-84”, “Заполярье-84”, “Эскадра-84”, “Монкада-85” и многих других. Также корабли практически всегда осуществляли контроль за учениями НАТО в Норвежском и Средиземном морях, где следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран.
После 1991 года
Распад Советского Союза и последующее за ним сокращение гособоронзаказа, в который включалось не только строительство новых кораблей, но и ремонт уже находящихся в составе флота, сказалось на кораблях проекта 956. Из-за отсутствия финансирования была заморожена достройка новых кораблей, а текущий и средний ремонт уже построенных практически не проводился. Эти проблемы, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной установки, для которой требовались подготовленные специалисты, сказались на том, что большая часть эсминцев не “прожила” и десяти лет. Практически все корабли были неспособны выйти в море. В итоге, уже к 2002 году из семнадцати построенных эсминцев в строю фактически находилось всего пять кораблей, остальные были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.
По состоянию на сегодня в боевом составе российского флота находится два корабля данного проекта “Быстрый” (ТОФ) и “Адмирал Ушаков” (СФ). Кроме того, еще два корабля, “Бурный” (ТОФ) и “Настойчивый” (БФ), в ремонте, который может обернуться их отправкой в резерв с последующим списанием. Еще четыре представителя проекта (“Ханчжоу“, “Фучжоу“, “Тайчжоу“, “Нинбо“) находятся в составе китайского флота и проходят модернизацию.
Стоит отметить, что не все списанные из состава флота корабли утилизированы. Эсминцы “Боевой” и “Безбоязненный” поставлены в резерв в бухте “Абрек”, эсминец “Гремящий” в данный момент утилизируют под Североморском, а “Расторопный” в Кронштадте, эсминец “Безудержный” ждет утилизации, а “Беспокойный” переоборудуют в музей для парка “Патриот” в Кронштадте. Практически все эти корабли используются или использовались как ЗИПы для ходовых кораблей.
Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо.
Пассажирский лайнер – эсминец
Из-за сумасшедшей ситуации, которая сложилась в начале 90-х годов, появились столько же сумасшедших идей на волне конверсии. Зарплаты не выплачивались, финансирование на заводы не поступало, и тогда заводы начали пробовать выпускать гражданскую продукцию.
Если заводы вместо выпуска кораблей начали пробовать себя в выпуске других видов продукции, таких как фляжки, кастрюли, рыбацкие короба, то у конструкторов появились более оригинальные идеи. Кто-то придумал переделывать подводные лодки проекта 941 в подводные перевозчики нефти и газа, а кто-то заложил идею о переоборудовании “Сарычей” в круизные лайнеры.
По этой идее была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956 (заводские № 879, ныне “Фучжоу”, и недостроенный № 880, впоследствие утилизированный). По проекту судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Экипаж должен был составлять 161 человек.
Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают “люкс”, 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж “лидо” и универсальный магазин.
Из-за отсутствия инвесторов проект остался неосуществленным.
Сегодня
Сегодня на ходу только два корабля “Адмирал Ушаков” и “Быстрый”. Так, в мае-июне текущего года “Адмирал Ушаков” принял участие в артилерийских стрельбах в Баренцевом море. В ходе учений экипаж корабля провел комплекс стрельб по макетам плавающих мин, а также выполнил артиллерийские стрельбы по имитированным воздушным целям в полигонах на море. Эсминец “Быстрый” в июне провел серию военных учений в Японском море.
Будущее
Будущее чистокровных эсминев в России очень туманно. Практически все руководство судопромом и флотом мечтает о “Лидере”.
Эскизный проект эсминца проекта 23560 “Лидер” был разработан “Северным ПКБ”. По проекту корабль имеет длину 200 метров, максимальную ширину 20 метров, осадку в 6,6 метров, сможет развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 суток. Системы вооружения включают в себя до 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.
По словам заместителя главкома ВМФ РФ по эксплуатации вооружения вице-адмирала Виктора Бурсука, строительство эскадренных миноносцев проекта “Лидер” может стартовать после 2020 года. Кроме того, уже выполнен аванпроект, по результатам которого в ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года – строительство.
Будет ли “Лидер”? Возможно. Но сперва необходимо сдать все несданные заказы и закончить, наконец, модернизацию атомного крейсера “Адмирал Нахимов”, о котором пойдет речь в одном из следующих материалов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Эскадренные миноносцы проекта 956
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Эсминцы типа “Современный” (проект 956) – 17+5 единиц
Ознаменовали собой возрождение класса эсминцев, строительство которых возобновилось после 20-летнего перерыва. Имеют паротурбинную энергетическую установку. Оснащены телескопическими ангарами для вертолетов. Единственные за всю историю отечественного флота эсминцы, официально причисленные к кораблям 1 ранга.
СОВРЕМЕННЫЙ (заводской № 861). 7.5.1975 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.3.1976 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 18.11.1978 г., вступил в строй 25.12.1980 г. и 24.1.1981 г. включен в состав КСФ. 6.1 2.1989 г. поставлен в Мурманске на капитальный ремонт.
ОТЧАЯННЫЙ (заводской № 862). 7.5.1975 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.3.1977 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 29.3.1980 г., вступил в строй 30.9.1982 г. и 24.11.1982 г. включен в состав КСФ. 2 – 6.5.1 985г. нанес визит в Алжир. 26.6.1992 г. поставлен в Мурманске на капитальный ремонт.
ОТЛИЧНЫЙ (заводской № 863). 14.4.1976 г.-зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.4.1978 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 21.3.1981 г., вступил в строй 30.9.1983 г. и 15.12.1983 г. включен в состав НСФ. 28.12.1984 г. – 2.1.1985 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 21 – 25.7.1989 г. – в Норфолк (США).
ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ (заводской № 864). 14.4.1976 г.зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.10.1978 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 24.4. 1 982 г., вступил в строй 30.9.1984 г. и 7.12.1984 г. включен в состав КТОФ. В периоде 21.8 по 22.11.1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам).
БЕЗУПРЕЧНЫЙ (заводской № 865). 21.2.1979 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1980 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в августе 1983 г., вступил в строй 6.11.1985 г. и 7.1.1986 г. включен в состав КСФ. 2 – 5.6.1984 г. нанес визит в Триполи (Ливия), 9 – 13.7.1990 г.- в Портсмут (Великобритания) и 20-24.2.1991 г, – в Александрию (Египет). 3.11.1993 г. поставлен в Папа-Губе на капитальный ремонт.
БОЕВОЙ (заводской № 866). 21.2.1 979 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.3.1982 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 4.8.1984 г., вступил в строй 28.9.1986 г. и 5.11.1 986 г. включен в состав КТОФ. 1 8 -23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен), 12 – 16.5.1988 г.-в Вонсан (Северная Корея) и 31.7-4.8.1990 г.-в Сан-Диего (США). 25.11.1993 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт.
СТОЙКИЙ (заводской № 867). 1.8.1981 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.9.1982 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 27.7.1985 г., вступил в строй 31.12.1986 г. и 24.2.1987 г. включен в состав КТОФ. 22.10.1993 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт.
ОКРЫЛЕННЫЙ (заводской № 868). 5.11.1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16,4.1983 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 31.5.1986 г., вступил в строй 30.12.-1987 г. и 19.2.1988 г. включен в состав КСФ.
БУРНЫЙ (заводской № 869). 11.4.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1984 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в феврале 1987 г., вступил в строй 30.9.1988 г. и 9.11.1988 г. включен в состав КТОФ.
ВЕДУЩИЙ, с 18.8.1988 г.- ГРЕМЯЩИЙ (заводской № 870). 30.10.1984 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.11.1984 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 30.5.1987 г., вступил в строй 30.12.1988 г. и 1.5.1989 г. включен в состав КСФ. 25.6 – 1.7.1990 г. нанес визит в Гавану (Куба), а 25.5 – 1.6.1993 г. принял участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию битвы за Атлантику. С 18.8.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7 СФ и ВПК проекта 57-А КСФ.
БЫСТРЫЙ (заводской № 871). 30.10.1984 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.10.1985 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 28.11.1987 г., вступил в строй 30.9.1989 г. и 31.10.1989 г. включен в состав КТОФ. 5 – 8.6.1990 г. нанес визит в Киль (Федеративная Республика Германии), 23 – 30.8.1993 г.- в Циндао (Китай) и 31.8 – 4.9.1993 г.- в Пусан (Республика Корея).
РАСТОРОПНЫЙ (заводской № 872). 21.3.1985 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.8.1986 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 4.6.1988 г., вступил в строй 30.12.1989 г. и 28.2.1990 г. включен в состав КСФ. 11 – 15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).
БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ (заводской № 873). 26.11.1 986 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1987 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в марте 1989 г., вступил в строй 28.11.1 990 г. и 29.12.1990 г. включен в состав КТОФ. 15 – 19.6.1991 г. нанес визит в Антверпен (Бельгия).
БЕЗУДЕРЖНЫЙ (заводской № 874). 26.11.1986 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1987 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в июне 1990 г., вступил в строй 25.6.1991 г. и 11.7.1991 г. включен в состав КСФ. 26 – 31.5.1993 г. принял участие в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию битвы за Атлантику.
БЕСПОКОЙНЫЙ (заводской № 875). 26.11.1986 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1988 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в 1990 г., вступил в строй 28.12.1991 г. и 11.2.1992 г. включен в состав ДКБФ.
МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, с 15.2.1992 г.- НАСТОЙЧИВЫЙ (заводской № 876). 30.12.1987 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1989 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в 1991 г., вступил в строй 30.12.1992 г. и 5.2.1993 г. включен в состав ДКБФ. 19 -26.6.1993 г. нанес визит в Киль и 28.6 – 2.7.1993 г.- в Вилыемсхавен (Федеративная Республика Германии).
БЕССТРАШНЫЙ (заводской № 877). 30.12.1987 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1990 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен в 1992 г., вступил в строй 30.1 2.1993 г. и 21.1.1994 г. включен в состав КСФ.
ВНУШИТЕЛЬНЫЙ (заводской № 2211). 11.4.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.8.1983 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, но вскоре снят со строительства, спущен 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе.
Водоизмещение:
полное 7940 т
стандартное 6500 т
длина 156,37 м
ширина 17,19 м
осадка 7,79 м
Мощность ПТУ 2×49750 л.с.
скорость хода:
максимальная 33,4
экономическая 18,4 уз
дальность плавания экономическим ходом 5340 миль.
Вооружение: 2х4 ПУ ПКРК “Москит” (8 ракет), 2 ПУ ЗРК “Ураган” (48 ракет), 2х2 130-мм А-218 и 4х6 30-мм орудия АК-630М орудия, 2х2 533 ТА, 2 РБУ-1000 (48 РГБ-10), 1 вертолет Ка-27.