Фрегат типа «Lupo» (Италия)
Фрегат типа «Lupo» (Италия)
Тип «Лупо» (Lupo) / BMC Италии
Водоизмещение: 2208 т. стандартное, 2525 т. полное.
Размерения: длина 113,2 м, ширина 11,3 м, осадка 3,7 м.
ЭУ: двухвальная комбинированная типа CODOG (два газотурбинных двигателя LM2500 компаний «Дженерал элекгрик»/ФИАТ мощностью 50 000 л. с. и два дизельных GMT мощностью 10 000 л. с.).
Скорость хода: 35 уз.
Вооружение: восемь спаренных ПУ «Тезео» (16 ПКР «Отомат» Мк 2), восьмизарядная ПУ Мк 29 (восемь ЗУР RIM-7M «Си Спэрроу» или «Аспид»); универсальная 127-мм АУ, две спаренные 40-мм ЗАУ «Бреда»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 для противолодочных торпед Мк 46; вертолет AB 212ASW.
РЭВ: РЛС – ОВЦ / ОНЦ RAN 10S, ОНЦ SPQ-2F, ОВЦ / подсветки целей SPS-702, управления стрельбой RTN 10Х, две RTN 20Х (АУ) и Мк 95 (ЗУР), навигационная SPN-748; БИУС IPN 20; активные и пассивные средства РЭБ; две 20-ствольные ПУ ложных целей SCLAR; подкильная ГАС DE1160В; комплекс гидроакустического противодействия SLQ-25 «Никси».
Экипаж: 185 человек.
Тип «Маэстрале» (Maestrale)
Водоизмещение: 2500 т. стандартное, 3200 т. полное.
Размерения: длина 122,7 м, ширина 12,9 м, осадка 4,6 м
ЭУ: двухвальная комбинированная типа CODOG (два газотурбинных двигателя LM2500 компаний «Дженерал электрик»/ФИАТ мощностью 50 000 л. с. и два дизельных GMT мощностью 12 600 л. с.)
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: четыре ПУ «Тезео» (4 ПКР «Отомат» Мк 2), восьмизарядная ПУ Мк 29 (16 ЗУР «Аспид»); универсальная 127-мм АУ, две спаренные 40-мм ЗАУ «Бреда»; два однотрубных 533-мм ТА В516 для универсама торпед А184, два трехтрубных ТА Мк 32 для противолодочных торпед Мк 46; два вертолета АВ 212ASW.
РЭВ: РЛС – ОВЦ / ОНЦ RAN 10S. 0НЦ SPS-702, управления стрельбой RTN ЗОХ (ЗУР) и две RTN 20X (АУ), опционная SPN-703; БИУС IPN 20; активные и пассивные средства РЭБ SLR-4 и SLQ-D; две ПУ ложных целей «Дагай» и две 20-ствольные SCLAR; комбинированная (корпусная и ПГП) ГАС DE 1164; комплекс гидроакустического противодействия SLQ-25 «Никси».
Экипаж: 232 человека.
Фрегаты УРО типа «Лупо» («Лупо», «Саджиттарио», «Персео» и «Орса») были разработаны и построены компанией «CN Риунити» (в настоящее время «Финкантьери»). К 2003 году в боевом составе остался только фрегат «Персео». Основным предназначением этих кораблей было эскортирование конвоев и, при необходимости, поражение надводных целей с помощью ПКР. Корпус состоит из 14 водонепроницаемых отсеков и оснащен успокоителями качки. ЭУ корабля имеет высокий уровень автоматизации и размещена в четырех отсеках – вспомогательное оборудование, газотурбинные двигатели, редуктор и дизель-генераторы. Для базирования палубного вертолета АВ 212ASW имеется телескопический ангар.
Фрегаты типа «Лупо» хорошо зарекомендовали себя в итальянском флоте и были заказаны Венесуэлой («Марискаль Сукре», «Альмиранте Брион», «Хенераль Урданета», «Хенераль Сублетте», «Хенераль Салом» и «Альмиранте Гарсия»), Перу («Мелитон Карвахаль», «Вильявисенсио», «Монтеро»и «Мариатегуи») и Ираком («Хиттин», «Тхикар», «Аль-Ярмук» и «Аль-Кадисия») в модернизированном варианте, с постоянным ангаром и без боезапаса ЗУР. Иракские корабли так и не дошли до заказчика, так как сначала у Ирака не было денег для их оплаты, а в 1990 году ООН ввела санкции против этой страны в связи с оккупацией Кувейта. Поэтому эти фрегаты были переданы итальянским ВМС и переименованы в «Артильерие», «Авиере», «Берсальере» и «Гранатьере» соответственно.
Основным противокорабельным оружием этих фрегатов в составе ВМС Италии является ПКР «Отомат» Мк 2, оснащенная активной радиолокационной головкой самонаведения и имеющая низкую высоту полета. Стандартные ПУ «Тезео» были модернизированы, чтобы нести по две ракеты. Для увеличения дальности эффективной стрельбы базирующийся на корабле вертолет может осуществлять наведение ракет на среднем участке траектории полета.
Восемь кораблей типа «Маэстрале» представляют собой удлиненную версию фрегата типа «Лупо», имеют меньше вооружения и в большей степени предназначены для борьбы с ПЛ. Увеличение длины и ширины корабля позволило разместить на нем стационарный ангар и ГАС ПГП в кормовой части. Кроме того, улучшились мореходность корабля и условия обитания экипажа, появилось место для размещения второго вертолета. Однако все это привело к снижению боезапаса на 12 ПКР и скорости хода на 3 уз. ГАС ПГП фирмы «Рэйтеон» работает в том же диапазоне частот, что и подкильная, и может быть опущена под слой скачка. Это является важным фактором в сложных гидрологических условиях, встречаемых в Средиземном море.
Возможности фрегатов по ПЛО увеличены за счет палубных противолодочных вертолетов АВ 212ASW, оснащенных опускаемой ГАС ASQ-13B фирмы «Бендикс» и вооруженных торпедами Мк 46 или глубинными бомбами Мк 54. Такими же торпедами может вестись стрельба и из корабельных ТА. Кроме того, в кормовой части под вертолетной площадкой имеются два неподвижных однотрубных 533-мм ТА для торпед А184 фирмы «Уайтхед мотофидес», которые имеют дальность хода 25 км, скорость 36 уз., наведение по проводам и могут применяться как против надводных, так и подводных целей. В 1994 году было принято решение модернизировать обе ГАС для повышения их возможностей и придания способности обнаруживать мины. Также может быть установлена и буксируемая антенная решетка.
Фрегат типа «Lupo» (Италия)
РАКЕТНЫЙ ФРЕГАТ ТИП «LUPO» (ИТАЛИЯ)
MISSILE FRIGATE TYPE «LUPO» (ITALY)
Разработаны и построены судостроителями фирмы «Кантьери Навали Риунити» («CN Риунити», в настоящее время «Финкантьери»).. Проектирование началось на рубеже 1960-1970-х годов, и первые корабли были заложены в 1974-м.
Итальянские корабли, ориентированные на действия преимущественно в акватории Средиземного моря, часто представляли собой примеры развития одних качеств в ущерб другим, в первую очередь – дальности (поскольку для Средиземного моря она являлась второстепенной). Фрегаты типа «Лупо» изначально проектировался как корабль весьма умеренного водоизмещения, с высокой скоростью и очень мощным для своих размеров вооружением.
Для итальянского флота запланировали постройку четырех кораблей, которые были введены встрой с 1977 по 1980 год.
Находящиеся в составе итальянских военно-морских сил, «Лупо» (F5 64), «Саджитарио» (F565), «Персео») (F566) и «Орса» (F567) предназначены прежде всего для охранения, обладая при этом в случае необходимости способностью ведения противокорабельной войны. Корпус делится на 14 водонепроницаемых отсеков и имеет неподвижные кили — стабилизаторы. Для уменьшения численности экипажа главной энергетической установки высоко автоматизирована и разделена на четыре отдельных отсека, в которых размещены вспомогательные механизмы, модули газотурбинного двигателя, главный редуктор и дизель-генератор переменного тока. Телескопический ангар предназначен для размещения легкого вертолета противолодочной обороны, который может также использоваться для ракетных ударов по надводной (наземной) цели.
Основным предназначением этих кораблей было эскортирование конвоев и, при необходимости, поражение надводных целей с помощью ПКР.
Корпус корабля гладкопалубпый, со значительными коэффициентами полноты площади ватерлинии и мидель-шпангоута, с широкой транцевой кормой, продольно-поперечным набором, состоящим из стрингеров бульбового профиля и рамных шпангоутов, с носовым буль-бом (для улучшения пропульсивных качеств) и небольшим фальшбортом в носовой оконечности. Корпус выполнен из стали и разделен водонепроницаемыми переборками (доходящими до верхней палубы) на 14 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении трех любых смежных отсеков. Система стабилизации состоит из бортовых рулей и скуловых килей. В конструкции надстроек широко использованы алюминиевые сплавы. Фрегат оборудован для действий в условиях применения средств массового поражения. Постоянно может поддерживаться избыточное давление в цитадели, охватывающей помещения от третьего и до кормового отсека. ГЭУ расположена в двух отсеках (газотурбинном и дизельном), разделенных отсеком редукторов. Два ДГ мощностью по 420 кВт установлены в дизельном отсеке и два ДГ такой же мощности – в специальном отсеке, находящемся перед носовым (с ГТД) МО. Благодаря использованию низкооборотных малошумных ВРШ удалось исключить из схемы ГЭУ реверс-редуктор. Управление ГЭУ полностью автоматизировано. Мореходные качества позволяют кораблю использовать оружие при волнении моря не более четырех баллов.
Корпус состоит из 14 водонепроницаемых отсеков и оснащен успокоителями качки. ЭУ корабля имеет высокий уровень автоматизации и размещена в четырех отсеках – вспомогательное оборудование, газотурбинные двигатели, редуктор и дизель-генераторы. Для базирования палубного вертолета АВ 212ASW имеется телескопический ангар.
Основным противокорабельным оружием этих фрегатов в составе ВМС Италии является ПКР «Отомат» Мк 2, оснащенная активной радиолокационной головкой самонаведения и имеющая низкую высоту полета. Стандартные ПУ «Тезео» были модернизированы, чтобы нести по две ракеты. Для увеличения дальности эффективной стрельбы базирующийся на корабле вертолет может осуществлять наведение ракет на среднем участке траектории полета.
В период с 1991 по 1994 год все корабли этого типа подверглись капитальному ремонту и модернизации. Она включала в себя установку поискового радара для обнаружения низковысотных целей CORA SPS-702, новые гироскопические стабилизаторы и средства связи, включая систему SATCOM.
Практически одновременно с постройкой фрегатов типа , «Лупо» для ВМС Италии строились и вступили в состав флота первые два корабля экспортного заказа для ВМС Перу, отличавшихся от итальянского оригинала РЛС, ракетными комплексами ПВО («Аспид» вместо «Си Спэрроу») и увеличенной площадкой для вертолета, пригодной для базирования «Си Кинг». Еще два корабля строились на перуанской верфи и были закончены в 1984 и 1987 годах («Мелитон Карвахаль», «Вильявисенсио», «Монтеро» и «Мариатегуи»).
Фрегаты типа «Лупо» хорошо зарекомендовали себя в итальянском флоте и были заказаны Венесуэлой («Марискаль Сукре», «Альмиранте Брион», «Хенераль Урданета», «Хенераль Сублетте», «Хенераль Салом» и «Альмиранте Гарсия») и Ираком («Хиттин», «Тхикар», «Аль-Ярмук» и «Аль-Кадисия») в модернизированном варианте, с постоянным ангаром и без боезапаса ЗУР. Иракские корабли так и не дошли до заказчика, так как сначала у Ирака не было денег для их оплаты, а в 1990 году ООН ввела санкции против этой страны в связи с оккупацией Кувейта. Поэтому эти фрегаты были переданы итальянским ВМС и переименованы в «Артильерие», «Авиере», «Берсальере» и «Гранатьере» соответственно.
К 2003 году в боевом составе ВМС Италии остался только фрегат «Персео».
Когда служба в Италии самых первых фрегатов типа «Лупо» подошла к концу, перуанский флот с радостью удвоил численность своих фрегатов (по два в 2004 и 2006 годах).
По оценке зарубежных военно-морских специалистов, фрегаты типа «Лупо» при относительно небольшой стоимости являются одними из лучших по мореходным и боевым качествам среди фрегатов флотов западноевропейских стран и полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса. Продолжением этой серии стали фрегаты типа Артильере.
Восемь кораблей типа «Маэстрале» представляют собой удлиненную версию фрегата типа «Лупо», имеют меньше вооружения и в большей степени предназначены для борьбы с ПЛ. Увеличение длины и ширины корабля позволило разместить на нем стационарный ангар и ГАС ПГП в кормовой части. Кроме того, улучшились мореходность корабля и условия обитания экипажа, появилось место для размещения второго вертолета. Однако все это привело к снижению боезапаса на 12 ПКР и скорости хода на 3 уз. ГАС ПГП фирмы «Рэйтеон» работает в том же диапазоне частот, что и подкильная, и может быть опущена под слой скачка. Это является важным фактором в сложных гидрологических условиях, встречаемых в Средиземном море.
Водоизмещение, т:
• стандартное 2 208
• полное 2 525
Главные размерения, м:
• длина наибольшая 113,2
• ширина наибольшая. 11,3
• осадка при полном водоизмещении 3,7
Главная энергетическая установка:
• Тип дизель-газотурбинная, только с раздельной работой двигателей
• количество х тип ГТД суммарная мощность, л.с..2 х LM 2500 – 50 000
• количество х тип ДД – суммарная мощность, л.с..2 х GMT BL 230.20 М- 10 000
• количество гребных винтов.2 ВРШ
Скорость хода, уз:
• наибольшая.35
• под дизелями 21
Экипаж, чел. (в том числе офицеров) 185 (16)
Комплекс противокорабельных ракет:
• тип комплекса «Teseo» Mk 2 (TG 2)
• количество ПУ х направляющих8×2
• боекомплект 16 ПКР «Otomat» Mk 2
Зенитный ракетный комплекс:
• тип комплекса «Albatros»
• количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 8 (Мк 29 мод. 2)
• боекомплект.64 ЗУР «Aspide» или RIM-7M
• СУ Мк 91 с РЛС Мк 95 мод. 1
Артиллерийские комплексы:
• количество АУ х стволов (тип АУ) 1 x 1 – 127/54 («ОТО Меlаrа»)
• количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2 – 40 («Breda»)
• СУ 2 х «Dardo» с РЛС RTN-20X
• количество АУ х стволов (тип АУ).2×1 – 20-мм
Противолодочное:
• количество ТА х труб (тип ТА) 2 х 3 – 324-мм (Мк 32 мод. 5)
• тип торпед. Мк 46 мод. 5
Авиационное:
• количество х тип вертолетов.1 х АВ 212 ASW
• оборудование ВПП светотехническое
• тип ангара телескопический
Радиоэлектронное:
• БИУС.SADOC 2 (IPN-20) с системами Link 11, SATCOM
• РЛС обнаружения ВЦ.SPS-774 (RAN-10S)
• РЛС обнаружения НЦ.SPQ-2F
• РЛС обнаружения НЦ и выдачи ЦУ в СУ SPS-702
• РЛС навигационная. SPN-748
• СУ ЗРК и 127-мм АУ. NA-10 мод. 2 с РЛС SPG-70 (RTN-10XI
• средства РТР..SLR-4
• активные средства РЭП.2 х SLQ-D
• пассивные средства РЭП
• количество ПУ х направляющих SCLAR 2 х 20 – 105-мм
• ГАС с подкильной антенной.DE 1160 В
• система противоторпедной защиты. SLQ-25 «Nixie»
Многоцелевой фрегат класса FREMM
На вооружение ВМФ Франции поступил головной многоцелевой фрегат класса FREMM (Frigates European Multi Mission) D 650 Aquitaine (Аквитания). Официальная церемония состоялась 23 ноября 2012-го года. Акт о приемке подписал начальник штаба ВМС Франции (chef d’état-major de la Marine) адмирал Бернард Рогель (Bernard Rogel). FREMM является совместной франко-итальянской программой строительства многоцелевых фрегатов, предназначенных для противолодочной и противовоздушной обороны, уничтожения надводных кораблей и нанесения ударов по наземным объектам в глубине территории противника. Каждый фрегат имеет возможность действовать и как корабль управления целевой группы.
Согласно программе FREMM, будут построены фрегаты в двух версиях: для противолодочной борьбы (Anti-Submarine Warfare, ASW) и поддержки наземных операций. Тем не менее, каждый тип фрегата будет располагать одинаковыми оборонительными возможностями от средств воздушного нападения и надводных кораблей противника. Обе версии будут располагать вертолетами NH90 и крылатыми ракетами, способными атаковать наземные цели. Противолодочная версия FREMM (ASW) будет располагать буксируемым гидролокатором и дополнительными торпедами. Версия поддержки наземных операций будет оборудована беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и возможностью высадки десанта на вражеский берег.
Изначально ВМС Франции и Италии намеревались закупить до 27 фрегатов FREMM, поставки планировались на 2008-ой год, крайний корабль серии должен быть построен в течение второго десятилетия 21-го века. Официальный старт программы был дан, когда обе страны достигли первоначального соглашения в 2002-ом году. Заказываемые фрегаты обоими странами будут различаться в зависимости от конкретных требований, изложенных каждым флотом.
В интервью Defense News адмирала Рогеля спросили о слухах об отсрочке поставок следующих фрегатов FREMM в связи с экономической ситуацией во Франции в целом и сокращении военного бюджета в этом году на 66.4 миллиона евро в частности:
“Трудно ответить, потому что мы ещё готовим Белую книгу (военный бюджет Франции). Важно не начинать с определения возможностей, а с военных и оборонных амбиций, затем изложить их в бюджетном контексте и лишь затем определить возможности. Военно-морская составляющая очень важна. Благодаря недавнему докладу Сената Франции, который говорит о “maritimization” (усиления ВМФ), люди понимают важность моря для нашей страны.
Ходят слухи, но пока Белая книга не будет завершена, у нас не будет определена финансовая составляющая нашей обороны. Конечно, будут предприняты необходимые усилия, но следует помнить, что их последствия не одинаковы при сокращениях в течение трех или четырех лет – или долгосрочной перспективе, около 10 лет. Все это происходит на фоне обновления флота: подводных лодок с баллистическими ракетами, поступления фрегатов FREMM, подводных лодок Barracuda и морских патрульных судов, которые заменят нынешнее разнообразие флота.
Франция обладает вторым по величине военно-морским флотом после США, что накладывает на нас определенные обязательства и обязанности. Сегодня трудно определить приоритеты, но мы находимся в середине пути обновления части французского флота”.
Член оборонной комиссии Италии Пирс Фаусто Речиа (Pier Fausto Recchia) сообщил, что на строительство фрегатов FREMM Италия заложила в бюджет Министерства обороны 321 миллион евро в 2013-ем году, 261 миллион в 2014-ом году и 268 миллионов в 2015-ом году. Итальянские FREMM предназначены в первую очередь для замены фрегатов Lupo и Maestrale.
Европейское управление по закупкам вооружений (OCCAR) заключило контракт в 3.5 миллиарда евро с промышленной группой, состоящей из компаний Thales, Fincantieri, DCN и MBDA на разработку и строительство первой партии фрегатов класса FREMM. Первые восемь фрегатов, шесть из которых будут выполнены в противолодочном варианте (ASW) и два других для поддержки наземных операций, будут построены для французских ВМС. Поставки должны были начаться в 2011 году и завершиться до 2016-го года. Французские фрегаты F67, F70 и Aviso A69 будут заменены на FREMM. В настоящий момент размещен заказ на 12 фрегатов, что делает программу FREMM крупнейшей военно-морской программой в Европе.
Начало программы FREMM состоялось 14 ноября 2005, резка первого листа для Аквитании – 16 марта 2007, закладка на верфи DCNS Лорьян – в декабре 2007-го года, спуск на воду – 29 апреля 2010-го года, первый выход в море – 18 апреля 2011-го и принятие на вооружение – 23 ноября 2012-го года.
Производитель особо подчеркивает, что фрегаты FREMM не имеют себе равных в своем классе (водоизмещение 6000 тонн) благодаря:
– Качеству сборки корабля;
– Надежности всех используемых компонентов;
– Малому размеру экипажа;
– Низкому расходу топлива при крейсерской скорости.
В октябре 2004 года Alenia Marconi Systems (AMS) опубликовала сообщение, что она была выбрана в качестве основного поставщика программы FREMM. В основу ракетного комплекса фрегата лягут радары системы EMPAR разработанные AMS для программы Horizon. AMS также поставит новое поколение радаров IFF, радаров среднего радиуса действия RAN 30X/I, системы управления огнем NA-25.
Благодаря современному оборудованию, экипаж корабля, включая авиагруппу, составляет всего 108 человек (22 офицера, 70 унтер-офицеров, 16 старшин и матросов). В дополнение на его борту могут разместиться 145 человек десанта (в особых случаях до 180).
Корабль оснащен гибридной двигательной установкой, включающей 2 газотурбинных двигателя CODLOG LM2500 G4 мощностью 32 МВт (43 500 л.с.). При проведении противолодочных операций может использоваться малошумный режим движения с помощью обратимых электродвигателей в 2.5 МВт каждый, позволяющий развивать скорость в 16 узлов. Максимальная скорость достигается механическим приводом и двумя винтами постоянного шага. Также имеется одно выдвижное поворотное подруливающее выдвижное устройство с электрическим приводом. Итальянский военно-морской флот сохранил за собой возможность оснащения фрегатов дополнительными газовыми турбинами для достижения кораблями скорости в 32-33 узла.
Устанавливаемое оборудование фрегата включает в себя радиолокационную систему Геракл (Herakles). Крылатые ракеты Scalp запускаются посредством системы вертикального старта (vertical launch system, VLS) Sylver-70 и предназначены для нанесения ударов по объектам противника глубоко на его территории. Кроме того, французские фрегаты будут располагать противокорабельными ракетами MM40 Exocet Block 3. Итальянские фрегаты FREMM будут располагать противокорабльной системой вооружения TESEO/OTOMAT и противолодочными ракетами MILAS. Аквитания начал ходовые испытания в апреле 2011 года. Во время испытаний в июне этого года он провел успешные торпедные стрельбы.
Общее для обоих вариантов фрегата вооружение включает в себя 16 зенитных ракет (зарезервировано место для 32) Aster 15 в системе вертикального старта Sylver A50 (возможно размещение Sylver A70), две корабельные артиллерийские установки Oto-Melara Oerlikon KBA 25мм/80, два 324-мм торпедных аппарата системы Eurotorp MU-90 (19 торпед), 2 пусковых установки противоракет AMS Oto-Melara SCLAR-H, два 20-и миллиметровых пулемета с дистанционным управлением, два 12.7-и миллиметровых пулемета. Противолодочный вариант дополнительно располагает 4-16 противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, четырьмя противолодочными ракетами MBDA Milas дальностью до 35-и км (Teseo и Milas используют ту же самую пусковую установку) и двумя корабельными артиллерийскими установками Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart. Версия поддержки наземных операций располагает восемью противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart и одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 127/64 LW со снарядами Vulcano. Авиагруппа представлена двумя вертолетами NH-90 NFH или одним NH-90 NFH и одним EH101.
Электронные системы включают многофункциональный радар Selex EMPAR (итальянский фрегат), трёхмерный многофункциональный радар S-диапазона Héraklès с дальностью 250 км, боевую систему управления ракетами SAAM-ESD, радар ближнего/среднего диапазона для наблюдения за поверхностью и воздушной обстановкой на малых высотах SELEX Sistemi Integrati (экс-AMS) RAN-30X/I (SPS-791), 2 системы автоматического управления стрельбой Selex NA25 (итальянский фрегат), систему управления артиллерийским огнём 76-мм орудия Sagem Najir, 2 поверхностных радара, инфракрасную систему обнаружения и сопровождения типа SASS (Galileo) или Thales Artemis, системы управления на основе системы, разработанной для Horizon, система посадки вертолёта Samahé, системы внутренних и внешних коммуникаций интегрированная со спутниками военного и гражданского назначения, активные и пассивные средства радиоэлектронной борьбы, включая акустические и электронные приманки.
Sonar: стационарная среднечастотная гидроакустическая станция Thompson/Thales Marconi Sonar UMS 4110 CL весом около 8 тонн, 2 метра в высоту и оборудована 500 гидрофонами позволяющая обнаруживать мины. Низкочастотный буксируемый сонар Thales 4249 устанавливается только на противолодочной версии ASW.
Стоимость: общие расходы по программе с учетом расходов на проектирование и строительство 10 фрегатов составляют 5.68 миллиарда евро. За первые два фрегата было переведено 1.25 миллиардов евро и 51 миллион на подготовку и поддержку. Транш на реализацию следующих четырех фрегатов составил 1.628 миллиарда евро, в то время как поддержка для всех шести фрегатов обойдется в 130 миллионов евро.
Помимо принятого на вооружение фрегата D 650 Aquitaine, базирующегося в Бресте, для ВМФ Франции 18.10.2012 был спущен фрегат D651 Normandie, на верфи в Лорианее 15.12.2010 и 30.11.2011 заложены фрегаты D652 Provence и D653 Languedoc соответственно. Оба заложенных фрегата будут базироваться в Тулоне. Всего в настоящее время Франция намеревается построить 11 кораблей типа FREMM, девять противолодочного варианта ASM и два корабля для поддержки наземных операций (крайние в серии).
Итальянские фрегаты класса FREMM Carlo Bergamini (этот фрегат был выполнен в многоцелевом варианте) и Virginio Fasan были спущены на воду 16.07.2011 и 31.3.2012 соответственно, как другие итальянские фрегаты класса FREMM, будут базироваться в Специи. Первые два должны поступить на вооружение в 2013-м году. Следующие три фрегата для ВМФ Италии F591 Virginio Fasan, F592 Carlo Margottini и F592 Luigi Rizzo были заложены 17.12.2009, 14.9.2010 и 28.9.2011 соответственно. Строительство кораблей осуществляется итальянской судостроительной компанией Fincantieri на верфи Рива Тригозо (Генуя). ВМС Италии планируют приобрести 10 фрегатов класса FREMM, четыре в противолодочном варианте ASW и шесть для поддержки наземных операций.
Кроме того, в Лориане ведется строительство фрегата Mohammed VI класса FREMM для ВМС Марокко, являющегося вторым фрегатом FREMM французской постройки. Он был спущен на воду 14.09.2011, его ходовые испытания запланированы на 2013-й год.
Тактико технические характеристики FREMM
Страна: Франция
Разработчик: DCN Лорьян
Силовая установка: гибридная, 2 газотурбинны, 2 винта фиксированного шага
Электроснабжение: 4 дизель-генератора по 2.1 МВт каждый
Максимальная скорость: 27 узлов
Дальность: 6000 морских миль на скорости 15 узлов
Полное водоизмещение: 5980 тонн
Наибольшая длина: 142 м
Ширина: 19.4
Осадка: 5 м (с подруливающим устройством 7.3 м )
Вертолетная площадка: 26.5х18.5 м способная принимать 11-и тонный вертолет класса NH90, EH101
Вертолетный ангар: 18х12.5 м
Автономность: 45 дней
Экипаж: 108
Десант: 145 (до 180)
Ожидаемый срок службы корабля не менее 30 лет