Фрегат Type 16 Godavari (Индия)
Фрегаты типа Godavari
- 1 × 2 – ЗРК Оса-М (могли использоваться как противокорабельные).
Артиллерия главного калибра:
Godavari, Gomati, Ganga
Содержание
История создания
Предшественники
Индия начала производство фрегатов типа Nilgiri – лицензированных “широких” фрегатов типа Leander почти одновременно с Великобританией – во второй половине 1966 года. Первые 4 корабля строились с минимальным отклонением от первоначального проекта (но с уровнем локализации около 60%), однако заложенные в 1974 и 1975 ещё два фрегата уже строились под более тяжёлые вертолёты и имели иное противолодочное вооружение.
Ряд источников (в том числе Jane’s Figjting Ships 1989-90) упоминают о модернизации, которой подверглись некоторые из фрегатов этого типа – замене орудия ГК на советские ракеты П-15, а зенитных автоматов – на ЗАК АК-230. Проверка этой информации не представляется возможной. Возможно, за модифицированные корабли были приняты индийские фрегаты типа Whitby, действительно модернизированные подобным образом и имевшие похожий по форме корпус. В любом случае, этот проект вполне укладывается в общую канву модернизаций, которым подвергались фрегаты типа Leander. Если модернизация имела место, то она, очевидно, была частью программы перевооружения, одним из итогов которой стало строительство фрегатов типа Godavari
вверху – тип Leander третьей серии, внизу – тип Nilgiri (первые 4 корабля и последние 2)
Предпосылки к созданию
К 1970 году характеристики фрегатов типа Leander уже были недостаточными. В Великобритании запускается программа перевооружения их ракетным оружием, параллельно с идущей с 1966 года разработкой их “наследников”. Индийский флот, естесственно, существовал в иной системе требований, но Индо-Пакистанская война 1971 (несмотря на то, что к её завершению ни один из фрегатов типа Nilgiri готов не был) также вынудила приступить к разработке нового проекта фрегата. Отправной точкой в разработке стало требование по размещению на борту двух тяжёлых противолодочных вертолётов (потери индийского флота в этой войне были вызваны действиями пакастанских ПЛ). С другой стороны, успешное применение противокорабельных ракет (и прогресс морских вооружений в целом) требовало установки ракетного вооружения. Английские 114-мм АУ Mk 6, стоявшие на находившихся в строю и в постройке фрегатах также не могли уже считаться универсальными.
В 1975-78 годах старые фрегаты английской постройки типа Whitby получили вместо башни ГК снятые с ракеты П-15 «Термит», став первыми в индийском флоте кораблями со смешаным оснащением (и, соответственно, примером интеграции оснащения разных стандартов).
Проектирование
Для выполнения поставленных требований были спроектированы корабли длиннее и шире Nilgiri. Несмотря на то, что проект 16 считается развитием проекта Leander’ов, основное сходство заключается в форме подводной части корпуса (как и у британского “коллеги” – первой серии типа Broadsword) и составе ЭУ. Для последней предлагалась установка газовых турбин, но от неё отказались, поскольку относительно недавно была выполнена локализация английских паровых турбин (для типа Nilgiri).
Комплекс артиллерийского и ракетного вооружения был позаимствован у экспортного варианта советских МРК проекта 1234 (находились в постройке во время разработки проекта), несмотря на их значительно ослабленное ракетное вооружение относительно советских кораблей.
В целом, индийским разработчикам удалось добиться 72% локализации производства.
Описание конструкции
Корпус
В проекте были приняты общие решения по компоновке, аналогичные английскому типу Broadsword (в свете идентичности исходного проекта и примерной идентичности времени разработки) – небольшая седловатость корпуса, короткий открытый участок второй палубы на корме (у Godavari, формально, это верхняя палуба, так как посадочная площадка на фактически верхней палубе не доходит до кормового среза) и массивная многоблочная центральная надстройка. За надстройкой – посадочная площадка вертолётов. Непосредственно перед надстройкой – место установки ПКРК (при таком расположении минимизируется ущерб от реактивной струи при пуске ракет). Имелись и отличия. Установка пусковых параллельно ДП привела к тому, что недостающую щирину корпуса в носовой части компенсировали небольшие спонсоны (в английском проекте ракеты были чуть повёрнуты к ДП, что направляет струю от корпуса). Надстройка начинается чуть дальше в корму, что позволило расположить на баке башню ГК (англичане прийдут к этому после Фолклендской войны, в третьей серии Broadsword’ов). Более вместительный ангар также занимает всю ширину корпуса, из-за чего надстройка сохраняет ширину до самого конца. Верхние ярусы надстройки более высокие и изготовлены из аллюминиевого сплава, а не стали.
В Фолклендскую войну англичане потеряют два фрегата Type 21 из-за пожаров на надстройках из сплавов, так что решение о возврате к стальным надстройкам на Type 22 будет признано верным. Одновременно с этим, индийские строители так и не смогут избавиться от трудностей при сварке этих сплавов, имевших место ещё на Nilgiri.
Broadsword и Godavari рядом с предшественниками
Вооружение
Ракетное вооружение
Основная статья: Navy:Противокорабельная_ракета_Термит
Советские противокорабельные ракеты, созданные в 1950х и имеющие несколько более поздних вариантов. Созданные для установки на малые корабли и обладающие достаточной мощностью, ракеты этого типа были широко распространены не только в советском флоте, но и на кораблях других стран (Китай и КНДР производили их самостоятельно). Обладают системой самонаведения (впрочем, дальность самих ракет больше дистанции захвата цели головками самонаведения). Могут рассматриваться как советский эквивалент ракет Exocet.
Относительно конкретной версии истановленных на Godavari ракет имеются расхождения. Jane’s за 2004-5 указывает на П-22 (то есть экспортный вариант П-15М, модификации 1972 года с дальностью 80 км)Jane’s за 1989-90 заявляет в вооружении SS-N-2C (натовское обозначение П-21, ещё одного экспортного варианта П-15М), но в описании указывает ракеты П-20/П-21 (П-20 – экспортный вариант П-15У, модификации 1965 года).
Основная статья: Navy:Зенитно_ракетный_комплекс_М4_Оса-М
Версия ЗРК М4 Оса морского базирования. Приняты на вооружение в СССР в начале 1970х, модернизировались в 1975 и в первой половине 1980х. Пусковая установка – автоматизированная двухбалочная. В неактивном состоянии и для перезарядки убирается под палубу. Дальность поражения целей – до 15 км, скорострельность – 2 пуска в минуту. Ракеты комплекса имеют возможность наведения на корабли противника, но небольшая масса не позволяет причинить серьёзный урон сколь-либо крупным кораблям, поэтому данная опция используется, прежде всего, на малых сторожевых кораблях (которые используются, прежде всего, в береговой охране и не имеют иного ракетного вооружения).
Основная статья: Navy:Зенитно_ракетный_комплекс_Barak
В ходе модернизации фрегатов в 2000-х годах ЗРК Оса-М были заменены на израильские ЗРК Barak. Несмотря на меньшую предельную дальность (12 км), этот комплекс обеспечивает большее количество одновременно запускаемых ракет и является в целом более современным. На каждом фрегате было установлено 3 модуля ЗРК, по 8 вертикальных пусковых в каждом. ЗРК, демонтированные с головного корабля, были позднее установлены на авианосец Vikramaditya
Главный калибр
Основная статья: АК-725
Устновка ГК была позаиммствована у МРК прокта 1234, и на тот момент это решение вполне соответствовало выбранному типу – эти орудия испольвовались в советском флоте в качестве универсальных и на кораблях, типом выше фрегата, например, на авианесущих крейсерах проекта 1123. Спаренная универсальная АУ 57 мм/75 поступила на вооружение в 1964 году и обеспечивала поражение надводных и воздушных целей на дистанции 8.5 км. Предположительно, заменена на 76-мм АУ OTO Melara при модернизации.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Основная статья: АК-230
Для обеспечения ПВО ближней зоны зенитные пушки АК-230 были популярным решением. Принятые на вооружение а 1962 году, они достаточно долго сохраняли эффективность в качестве орудий ПВО ближнего радиуса (до 6.8 км), будучи одними из первых зенитных орудий, полностью управляемых по данным РЛС.
Основная статья: АК-630
При всех своих замечательных качествах, к началу 2000-х системы АК-230 не могли обеспечивать ближнюю противоракетную оборону должгым образом. Для повышения возможностей ПВО и
Авиационное вооружение
Различия между кораблями первой серии
До масштабной модернизации между фрегатами типа имелись некоторые различия в части оснащения. На головном фрегате ТА позволяли применять торпеды индийского производства того же калибра, была установлена подкильная ГАС 750 (аналогично предшествовавшему типу) и не было опускаемой ГАС. На Gomati были установлены РЛС обнаружения воздушных целей LW 05 и навигационная РЛС 987, подкильная ГАС 184. На Ganga использовалась подкильная ГАС APSON индийского производства, такая же планировалась для второй серии.
Вторая серия
В 1986 году было принято решение о создании второй линии по производству боевых кораблей. В рамках этого планировалось, что на Mazagon Dock Limited в Бомбее будут построены три фрегата второй серии проекта 16. Основным отличием должна была стать 76-мм АУ OTO Melara вместо АК-725. Корпус первого корабля был заложен в 1989, но в процесс утверждения проекта вмешались изменения, а постройка была приостановлена. В итоге, вторая серия проекта 16 была построена уже по проекту 16А
Модернизации и переоборудования
Все корабли серии прошли модернизацию, состоявшую в замене вооружения и радиолокационного оснащения, для приближения по боевым возможностям к типу 16А. На выходе корабли получили:
- 4 ЗАК АК-630 вместо 4 ЗАК АК-230
- 3 × 8 ВПУ ЗРК Barak вместо ЗРК ОСА-М
- соответствующие РЛС управления огнём
- судя по фотографиям головного фрегата, как минимум, на нём установка ГК также была приведена к унификации с последующим типом
См. также
Примечания
Литература и источники информации
Галерея изображений
Схема фрегата типа Godavari. Несмотря на подпись и название на корпусе, изображён точно не головной фрегат – он имеет бортовой номер F20 и некоторые отличия в деталях корпуса. F21 – это Gomati на период начала 2000-х (на момент постройки – F22). Схема внешнего расположения соответствует опубликованной в Jane’s Fighting Ships 2004-5
Godavari -класса фрегат – Godavari-class frigate
- 3600 тонн (стандарт)
- 3850 тонн (с полной нагрузкой)
- 2 × Babcock & Wilcox котлы 38,7 кг / см 2 (550 фунтов на квадратный дюйм)
- 2 × паровая турбина 30000 л.с. (22400 кВт)
- 2 валы
- радиолокационный
- Signaal LW08 D-диапазона поиска воздушного радара
- МР-310U Ангара (НАТО: глава Чистый С) E / F-диапазона воздуха 3D / Поверхность радара
- 2 × Signaal ZW06 или Дон Кей I-группа навигационных радары
- РЛС МР-103 ГОКО управления огнем
- EL / M-2221 STGR управления огнем радар (Barak САМ)
- МПЗ-310 РЛС (SS-N-4 SAM)
- Selenia СИН-3 (Бхарат Аджанта и Elettronica TqN-2) используется для ESM / ECM
- Приманки
- 2 × Соломорезки / факельные пусковые
- 1 × Graesby G738 буксируемых торпеда приманка
- 4 × SS-N-2D СТИКС AShM
- 24 × Барак СЭМ (3 × 8 клеток VLS единиц)
- 1 × АК-725 с двойным стволом 57 мм пушка
- 4 × АК-630 6-стволом 30 мм Гатлинга
- 2 × 324 мм тройные (12,8 дюйма) трубки (Whitehead A 244S или индийский НСТ 58 торпеды)
В Godavari -класса фрегаты (ранее Type 16 или Project 16 фрегатов) являются ракетными фрегатами по ВМС Индии . Godavari класс был первым значительным дизайн и разработка военного корабля инициатива коренных ВМС Индии. Его конструкция представляет собой модификация Нилгири класса с упором на содержание коренного 72%, больший корпус и обновленных вооружениях.
Один корабль этого класса в настоящее время служит в ВМС Индии. Класс и головной корабль, INS Годавари названы в честь реки Годавари . Последующие корабли в классе, INS Ганг и INS Гомати также принимают их имена из индийских рек .
INS Гомати был первое индийское судном ВМС иметь цифровую электронику в ее системе боевых данных. Корабли объединить системы индийских, российских и западных вооружений.
содержание
история
Концепция для Godavari класса возникла из уроков , извлеченных в ходе индо-пакистанской войне 1971 года . Была потребность судна уникальная индийские требования, для развертывания гибрида исконно спроектированного, а также российские и европейские систем вооружения.
Одним из требований было развернуть два Си Кинг вертолеты с корабля. В Нилгире -класса сосуды были слишком малы для этого требования. Окончательный проект включил большую корпус для того , чтобы приспособить это. INS Годавари была выведена из эксплуатации 23 декабря 2015 года, и ее Barak 1 ракета земля-воздух будет установлена на флагманском INS Викрамадитья . INS Ганга был отправлен в отставку с действительной службы на 28 мая 2017 года, и был списан на 22 марта 2018 года.
дизайн
Хотя управление морской техники предложил заменить паровую тягу с газовыми турбинами, было принято решение не делать этого, так как Bharat Heavy Electricals Limited и Hindustan Aeronautics Limited сделала значительные инвестиции в объекты и оснастки для проектирования паровых турбин и вспомогательных систем.
Для вооружения, ракеты и пушки пакет советского Nanuchka класса корвет был установлен на фрегате.
Киль головного корабля INS Годавари был заложен в 1978 году на Mazagon Dock Limited в Бомбее . Она была введена в эксплуатацию в декабре 1983 года.
Статистика: корабельный состав ВМС Индии на 01.01.2016
В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (подводные лодки, авианосцы, крейсера , эсминцы, фрегаты, корветы , мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1500 т), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении*. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие их традиционным написаниям либо словарной фонетической транскрипции**.
9 статистических наблюдений:
1 ) по суммарному полному водоизмещению ( 275 900 тонн) ВМС Индии хоть и ненамного, но превзошли Францию и Великобританию (274 800 и 259 000 тонн), и вышли на 4-е место в мире после США, России и Китая ; после вступления в строй “Куин Элизабет” и “Принс оф Уэлс” англичане снова вырвутся вперёд и, надо полагать, очень надолго ; отрыв от Франции, судя по амбициозным планам наращивания индийских морских сил, будет только возрастать;
2 ) по среднему полному водоизмещению ( 5 700 т), соответствующему большому фрегату или небольшому эсминцу, индийский флот, также как и итальянский, является флотом “ближней океанской зоны”, предназначенным прежде всего для решения задач на больших морских ТВД, плавно переходящими в океанский – в Аравийском море и Бенгальском заливе;
3 ) атомные подводные силы индийских ВМС находятся в зачаточном состоянии – они представлены единственной, взятой в аренду ПЛАК пр. 971 российской постройки ; первая “карманная” (6000 т надв.) ПЛАРБ типа “Арихант” строится уже 18 лет ( ! ), и после вступления в строй (2016?) не станет сколь-нибудь грозной силой – пока (с ракетами K -15 с дальностью 700 км) проект носит исключительно противопакистанский характер ( K -15 долетят до Карачи, но не до Исламабада), в случае перевооружения на K -4 (3500 км) Дели сможет держать под прицелом Пекин ; в планах – 6 ПЛАРБ и 6 ПЛА;
4 ) познакомившись поближе с неатомными лодками трёх кораблестроительных школ (российской, немецкой и французской), индусы, похоже, готовы отдать предпочтение нашей – головная “Скорпен” ещё не вступила в строй, а они уже ведут переговоры о серийном строительстве ДЭПЛ пр. 636 на индийских верфях;
5 ) как известно, первый индийский авианосец собственной постройки “Викрант” (пр. 71) должен заменить сполна выслуживший свой срок 56-летний “Вираат” (бывший британский “Гермес”), однако есть информация, что индусы не намерены ограничиваться двумя АВ – запланированный третий (“Вишал”?), надо полагать, нужен для того, чтобы каждый из двух флотов ВМС Индии (Западный и Восточный) имел одну боеготовую АУГ на постоянной основе;
6 ) на фоне других ведущих флотов мира индийские ВМС выделяются очень большой долей кораблей иностранной постройки : все подводные лодки кроме двух (12 из 14), оба авианосца, 5 эсминцев из 10, 6 фрегатов из 14, единственный ДВКД, итого – более половины ( 54 %) корабельного состава ; при этом следует отметить, что положение стремительно меняется к лучшему (все строящиеся корабли строятся на национальных верфях);
7 ) корабли в Индии пока строятся медленно, причём большой разницы в сроках постройки между классами не наблюдается : авианосец “Викрант” – 9,33 года (если будет передан ВМС согласно плану – в 2018 г.), эсминцы типа “Дели” и “Колката” ( “Калькутта” ) – в среднем 9,45 года, фрегаты типа “Шивалик” и “Брахмапутра” – 9,08 года, корветы типа “Каморта” – 8,02 года; по мере излечения судпрома от детских болезней положение будет улучшаться;
8 ) доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет) составляет 31,3 %, а средний возраст корабельного состава – 18,4 года, что значительно лучше показателей ВМС США (24,5% и 19,2 года), не говоря уже о ВМФ РФ (12,5% и 24,5);
9 ) самые старые корабли ВМС Индии: уже упоминавшийся авианосец “Вираат” (56,1), ДВКД “Джалашва” – бывший американский типа “Остин” (44,8), эсминцы типа 61МЭ “Раджпут” (31,8), фрегаты типа 16 “Годавари” – вариация британских “Линдеров” (28,9), дизель-электрические ПЛ (26,0), танкодесантные корабли типа “Магар” (23,7).
* Исключение сделано для корвета “Кадмат” – второго корабля типа 28 “Каморта”, переданного ВМС 07.01.2016 и учтённого с возрастом 0,00.
** В большинстве случаев в сочетаниях согласных с ” h ” ( dh и некоторых других) опущена буква “х”, поскольку она “перегружает” слово, а соответствующий ей звук является всего лишь придыхательным.