Головной фрегат типа «Jacob van Heemskerck» (Нидерланды)
Jacob van Heemskerck
Jacob van Heemskerck
Этот легкий крейсер был заложен 31 октября 1938 года на той же верфи NSM в Амстердаме спустя два с половиной месяца после ввода в строй головного корабля серии и спущен на воду 16 сентября 1939 года. Он стал третьим в голландском флоте кораблем, носившим имя вице-адмирала Якоба ван Хеемскерка[ 16 Якоб ван Хеемскерк (1567-1607) — голландский флотоводец, одной из величайших побед которого является разгром испанского флота у Гибралтара 25 апреля 1607 года. Сам адмирал в этой битве погиб.], после вооруженной шхуны XIX века и броненосца береговой обороны (1906, 4920 т.), в 1939 году сменившего название на Ijmuiden.
На рождение, пожалуй, ни одного корабля война не оказывала такого влияния, какое она оказала на этот голландский легкий крейсер. Еще до спуска на воду в Нидерландах была объявлена мобилизация и достроенные работы на Heemskerck производились форсированными темпами. К моменту немецкого вторжения крейсер был подготовлен к выходу в море, но вместо отсутствующего пока штатного вооружения на нем установили только 20-мм зенитные автоматы Hispano-Suiza. 10 мая 1940 года состоялось условное введение корабля в строй и на следующий день он, еще без гирокомпаса и с сокращенным составом команды на борту, вместе с крейсером Sumatra вышел из Флиссингена, направляясь в английский порт Имминхэм (согласно другим данным, выход состоялся 12 мая и крейсер прибыл не в Имминхэм, а в Портсмут).
2 июня Heemskerck в составе конвоя сопровождал крейсер Sumatra, на борту которого находились члены королевской семьи, в Галифакс. Во время непродолжительной стоянки в этом канадском порту голландский крейсер был оснащен размагничивающим устройством Degaussing, крайне необходимым против магнитных мин и торпед.
Jacob van Heemskerck по окончании переоборудования в крейсер ПВО в Великобритании. Прежние якорные ниши сменили обычные клюзы. Хорошо видны новая ходовая рубка, носовая группа 4-дюймовых орудий ГК и радар «тип 271» («фонарь») на мачте. Крейсер камуфлирован по английской схеме. Октябрь 1940 года
После возвращения в Великобританию корабль был направлен на военную верфь Royal Naval Dockyard в Портсмуте, где в период с 4 июля по 5 октября он получил стандартное оснащение и вооружение крейсера ПВО. Сильное зенитное вооружение являлось необходимым для конвойной службы, к которой предназначался Heemskerck. Но уже первые выходы крейсера в составе конвоев показали его недостаточную оснащенность радиолокационным оборудованием, что стало причиной первой модернизации.
Следующий ввод корабля в строй состоялся 17 февраля 1941 года. С апреля по декабрь крейсер базировался на Белфаст, исполняя функции эскортного корабля во время конвойных операций британского флота в Атлантике и Ирландском море. После японского налета на Пирл-Харбор и объявления Нидерландами войны Японии, Jacob van Heemskerck был направлен 12 января 1942 года в Ост-Индию. Но кораблю не пришлось принять участие в военных действиях в составе сил АБДА, уже уничтоженных японцами к моменту появления крейсера на этом театре. Поэтому 1 марта Heemskerck получил предписание отправиться в Коломбо, где вошел в состав британского Восточного флота, формировавшегося в это время на Цейлоне.
Heemskerck в 1942 году. Для размещения приемной радарной антенны над стойками грузовых кранов в начале 1941 года установили треногую грот-мачту
Jacob van Heemskerck в период действий в Индийском океане. В центре авианосец Illustrious, справа—линкор Warspite
После оккупации Андаманских островов и северной части Суматры японский флот готовился нанести удар по Цейлону, чтобы не допустить вмешательства Восточного флота в свои действия против Бирмы. Планировалось, что авиация оперативного соединения вице-адмирала Нагумо, состоявшего из 5 авианосцев, 4 линкоров, 3 крейсеров и 8 эсминцев должна нанести главный удар по острову. Одновременно соединению адмирала Одзавы (легкий авианосец, 6 крейсеров и 8 эсминцев) предстояло произвести погром британского судоходства в Бенгальском заливе. 26 марта 1 -й авианосный флот Нагумо вышел из Staring Вау на о. Целебес. 31 марта недавно вступивший в командование Восточным флотом адмирал Сомервилл вывел свои корабли в двух группах в море и крейсировал в ожидании противника к югу от Цейлона. В группу Force А входили более быстроходные линкоры и авианосцы и крейсера новой постройки. В составе второй группы (тихоходных кораблей), Force В, вместе с 4 линкорами типа R (Royal Sovereign), авианосцем Hermes, 2 старыми крейсерами Caledon и Dragon и 8 эсминцами находился Jacob van Heemskerck. Не получив данных о противнике, командующий вечером 2 апреля повел флот на атолл Адцу (секретную английскую базу в группе Мальдивских островов, расположенную в 600 милях к юго-западу от Цейлона) для пополнения запаса топлива. При этом несколько кораблей из состава обеих групп (2 тяжелых крейсера, авианосец и эсминец) были направлены в Коломбо и Тринкомали.
5 апреля японцы нанесли удар по Коломбо. Налет авиации причинил относительно небольшие повреждения береговым сооружениям и не вывел базу из строя, но в гавани были потоплены вспомогательный крейсер Hector (11198 т) и эсминец Tenedos, а несколько часов спустя и успевшие уйти из Коломбо тяжелые крейсера Cornwall и Dorsetshire из состава Force А. 9 апреля состоялась атака на Тринкомали: порт получил тяжелые повреждения, а заблаговременно оставившие его корабли соединения Force В авианосец Hermes и эсминец Vampire обнаружены и потоплены вместе с корветом Hollyhock и 2 танкерами. К этим потерям следует добавить 23 судна общим тоннажем 112312 т, потопленных соединением Одзавы в Бенгальском заливе, и 5 судов (32 404 т), ставших жертвами японских подлодок у западного побережья Индии.
В условиях господства авианосного флота Нагумо в Индийском океане, когда корабли Eastern Fleet не могли получить необходимого авиационного прикрытия ни в море, ни на базах Цейлона, ни тем более на атолле Адцу, Сомервилл решил оставить «быстроходный» отряд кораблей Force А в индийских водах (с базой в Бомбее) на случай использования противником легких сил, а группу Force В под командованием вице-адмирала Уиллиса отослать в Килиндини (Kilindini — Восточная Африка) для защиты морских коммуникаций. Fleemskerck оставался в составе этого соединения, действовавшего в западной части Индийского океана.
Крейсер Heemskerck в 1946 году
В сентябре-октябре крейсер находился в водах Мадагаскара, участвуя в десантной операции союзников Stream по захвату этого острова, колониального владения вишистской Франции. 10 сентября соединение контр-адмирала Теннанта, состоящее из английских легких крейсеров Birmingham, Gambia, голландского Jacob van Fleemskerck и смешанной англо-голландской[ 17 Голландские эсминцы Van Galen (бывший английский Noble) и Tjerk Hiddes (бывший Nonpareil),] 7-й флотилии эсминцев (7 единиц), обеспечивала высадку 29-й пехотной бригады и групп командос в Мадзунга и Мурундава на западном побережье Мадагаскара. Авиационное прикрытие осуществлял авианосец Illustrious в сопровождении корабля обеспечения Albat-ross и 4 эсминцев. 18 сентября союзные силы начали проведение операции Jane. 29-я бригада вновь погрузилась на транспорты и в сопровождении авианосца, линкора Warspite, Jacob van Fleemskerck и 7 эсминцев прибыла к Таматаве. 23 сентября была занята столица острова Антананариву и устранен вишистский губернатор. Французский гарнизон острова сдался 5 ноября после прибытия на Мадагаскар южно-африканских войск.
25 октября 1942 года Fleemskerck был передан в оперативное подчинение американского 7-го флота и до декабря 1943 года эскортировал конвои в Индийском океане, водах Австралии и Новой Зеландии. 26 ноября совместно с двумя корветами и австралийским крейсером Adelaide осуществлял эскортирование конвоя OW.1 из Фримантла в Диего-Суарес на Мадагаскаре. 10 декабря крейсера эскорта наткнулись на германский блокадопрорыватель Ramses (7983 т), шедший из Батавии во Францию. Во избежание сдачи немецкий экипаж затопил свой корабль.
В ходе упоминавшейся уже конвойной операции Pamfhlet в феврале 1943 года Fleemskerck конвоировал 5 войсковых транспортов-лайнеров до Сиднея, где 27.02. — 15.04. состоялись очередные ремонт и модернизация голландского крейсера.
В декабре 1943 года, находясь в Коломбо на Цейлоне, Fleemskerck получил предписание отправиться в Великобританию, но уже с полпути был направлен в Средиземное море, где с января по июнь 1944 года все так же служил в роли «конвоира», базируясь на Гибралтар. 19 апреля он вышел из пролива в составе эскортной группы TF.66 конвоя UGS.38 из 87 транспортов. Вечером 20 апреля к северу от Алжира конвой атаковали 60 немецких торпедоносцев. В результате были потоплены американский эсминец Lansdale (DD-426) и 2 транспорта, а два других получили повреждения. Голландскому крейсеру едва удалось увернуться от нескольких выпущенных в него торпед.
Крейсер ПВО Jacob van Heemskerck (C803) в середине 50-х годов
В июне 1944 года Heemskerck прибыл в Ливерпуль на верфь Cammel Laird, где ремонтировался с 14.06.1944 до февраля 1945 года. Одновременно была произведена очередная модернизация. После капитуляции Германии Jacob van Heemskerck стал первым голландским военным кораблем, который вошел в порт Амстердама (26 июля 1945 года).
В сентябре крейсер отправился в Ост-Индию, где индонезийцы вели партизанскую войну против голландских колонизаторов. Здесь он нес патрульную службу до 22 июля 1946 года, а затем был откомандирован из Батавии обратно в Голландию (прибыл в метрополию 29 августа). В дальнейшем Jacob van Heemskerck служил в качестве учебного артиллерийского корабля, совершив в сентябре 1947 года поход в Норвегию. В октябре 1948 года принимал участие в совместных учениях флотов Великобритании, Нидерландов и скандинавских стран. 12 января — 4 мая 1950 года крейсер вместе с авианосцем Karel Doorman (бывший английский Venerable) и фрегатом Johan Maurits van Nassau посетил Антильские острова. Оттуда отряд голландских кораблей направился в Южную Америку.
На этом заканчивается активная служба корабля, который вскоре вывели из состава кораблей первой линии. С 12 марта 1951 года Jacob van Heemskerck поступает в распоряжение капитана порта во Флиссингене, затем становится плавучей казармой, а с 1 октября 1954 используется уже исключительно в качестве стационера. В сентябре 1957 года крейсер отбуксировали в Схидам, где до июля 1958 года он служил плавказармой для экипажа авианосца Karel Doorman. После этого корабль вошел в состав резервного флота, а между 23 марта 1963 и 20 ноября 1969 года числился сторожевым кораблем во Флиссингене. 27 февраля 1970 года Heemskerck был исключен из списков флота и продан (за 696700 гульденов) на слом в Аликанте в Испании.
Следующий, четвертый, Jacob van Heemskerck появился в составе флота Нидерландов в 1983 году. Им стал фрегат УРО (F812), относящийся к модернизированной версии фрегатов типа Kortenaer.
Головной фрегат типа «Jacob van Heemskerck» (Нидерланды)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ТИПА ELLI (KORTENAER) (ГРЕЦИЯ)
MULTIPURPOSE FRIGATE TYPE ELLI (KORTENAER) (GREECE)
Фрегатоы УРО ВМС Нидерландов типа Kortenaer (в Германии – Bremen, модифицированный Kortenaer Класс 122) были спроектированы в качестве универсальных фрегатов, способных выполнять широкий круг задач, максимально унифицированных по системам вооружения и оборудованию с кораблями других стран НАТО. В 1975—1983 годах для ВМС Нидерландов было построено 12 кораблей этого типа, однако два из них ещё на завершающей стадии строительства были проданы Греции и вместо них было решено построить дополнительные два фрегата, но уже в варианте для обеспечения ПВО, типа «Якоб ван Хемскерк». Фрегат «Kortenaer» выпущен в Нидерландах, находится на вооружении ВМС Германии, Греции, Нидерландов, ОАЭ.
Отличительные признаки:
– Корабль корпусом и основными очертаниями похож на корабль класса Jacob van Heemskerck.
– Легко различимы следующие характерные черты: 76-мм АУ (положение «А»), на верху мачты находится купол РЛС управления огнем WM 25, не смонтирована ПУ ЗУР Pomona Standard, низкий ангар, взлетно-посадочная палуба над открытым ютом.
– В положении «В» размещен короб ПУ ЗУР Sea Sparrow.
– РЛС обнаружения ВЦ LW25 расположена на коротком открытом пилоне в передней части ангара непосредственно позади дымовой трубы.
– На греческих кораблях на ангаре устанавливается 76-мм АУ.
– Корабли класса Bremen оснащены высокой решетчатой мачтой, которая находится непосредственно перед дымовой трубой. Верхняя палуба прерывается. Кормовой ангар более высокий.
Контракт о приобретении (за 155 млн. долларов по курсу 1980 г.) в Нидерландах одного из фрегатов типа Kortenaer (пр.5) был заключен 15 сентября 1980 г. Кроме того, соглашение предусматривало постройку для Греции еще одного фрегата в Нидерландах и двух – в Греции. Впоследствии Греция отказалась строить их у себя ввиду сложной технологии и большой стоимости постройки В ноябре 1981 г. ей передали Pieter Florisz, а в октябре 1982 г. – Witte de With (оба в соответствии с ранее заключенным контрактом). 9 ноября 1992 г. греческое правительство решило приобрести Banckert, Callenburg и Van Kinsbergen, а в 1996 т. – Kortenaer, которые входили в состав ВМС Нидерландов. С приходом в Грецию на верфи ВМС в Скараманге все они прошли ремонт и модернизацию. В ходе ее установили ЗАК «Vulcan Phalanx» (либо на месте 76-мм АУ, либо две установки по бортам на носовом срезе вертолетного ангара) и увеличили размеры ангара на 2 м с целью размещения двух вертолетов АВ 212 ASW.
В дальнейшем планируется заменить ГАС на SQS-510, а на последних четырех кораблях серии (имеющих по одной 76-мм и 20-мм АУ) установить ЗРК RAM. Корпус фрегата стальной, с продольным набором. Он имеет две палубы (верхнюю и главную) и разделен водонепроницаемыми переборками (доходящими до главной палубы) на 16 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении трех любых смежных отсеков. Характеристики остойчивости не накладывают каких-либо ограничений на возможность использования фрегата при неблагоприятных метеорологических условиях. Для компенсации израсходованного топлива имеются балластные цистерны. Стальные надстройки разбиты на три блока, что, наряду с другими конструктивными мероприятиями, исключает их из общего изгиба корпуса. Средний блок занят воздухозаборными шахтами и воздухоочистительными фильтрами и дымовой трубой.
Фрегат разбит на шесть герметичных контуров (для защиты от ОМП), воздух в которые поступает через специальные фильтры. Форсажные ГТД расположены в носовом МО, а в кормовом – маршевые ГТД с самосинхронизирующимися муфтами, главными редукторами и упорными подшипниками. ГЭУ спроектирована с учетом безвахтенного обслуживания. В нормальных условиях контроль за ее работой осуществляют четыре человека. Электросеть обеспечивают четыре ДГ по 750 кВт. Главные и вспомогательные механизмы установлены на амортизаторы с использованием звукопоглощающих устройств и покрытий. Будучи в составе ВМС Нидерландов в 1990 1991 гг. фрегаты принимали участие в войне в Персидском заливе.
В 2008 году ВМС Греции планировали модернизировать авиационное оборудование на шести из 10 находящихся на вооружении фрегатах проекта «Элли» (ранее голландский «Кортенаер») в целях обеспечения эксплуатации вертолетов S-70B-6 «Эйджин Хоук». Полетные палубы кораблей будут усилены для приема вертолета, максимальный взлетный вес которого составляет 9,9 т, что вдвое больше эксплуатирующихся сейчас AB-212ASW. Кроме того, будет модернизирована система «Гарпун», обеспечивающая посадку на палубу.
К 2015 году три из девяти фрегатов класса Elli (Kortenaer) ВМС Греции доработаны для посадки вертолетов Sikorsky S-70B Aegean Hawk. Работы проведены под руководством технической службы военно-морской базы Саламис. Вертолетные взлетно-посадочные площадки усилены на фрегатах HS Navarinon, HS Themistocles, и HS Nikiforos Fokas для того, чтобы в случае необходимости принимать 10-тонный вертолет. Эти три фрегата теперь могут заправлять вертолеты S-70B, но размещать их в ангаре не могут, т.к. это потребует обширной переработки надстройки. Ранее вертолеты S-70 греческих ВМС размещались только на борту четырех фрегатов класса MEKO-200 HN, а также на большом корабле снабжения HS Prometheus и пяти десантных кораблях класса Jason.
СЕРИЯ:
Elli (б. Pieter Florisz) F 450 Ф. «Koninklijke Maatschappi] De Schelde», Флусинг 01.07.77 15.12.79 10.10.81 В ВМС Нидерландов F 812
Limnos (б. Witte de With) F 451 To же 13.06.78 27.10.79 18.09.82 В ВМС Нидерландов F813
Adrias (б. Callenburgh) F 459 To же 30.06.75 12.03.77 26.07.79 В ВМС Нидерландов F 808
Aegean (6. Banckert) F 460 To же 25.02.76 13.07.78 29.10.80 В ВМС Нидерландов F 810
Navarinon (б. Van Kinsbergen) F 461 To же 02.09.75 16.04.77 24.04.80 В ВМС Нидерландов F 809
Kountouriotis (б. Kortenaer) F 462 To же 08.04.75 18.12.76 26.10.78 В ВМС Нидерландов F 807
Водоизмещение, т:
• нормальное 3000
• полное 3630 – 3785
Длина, м: 130,5
Ширина, м: 14,6
Осадка, м: 6,2
Главная энергетическая установка 2 × ГТД RR Olympus TM3B + 2 × ГТД RR Tyne RM 1C
Мощность: 50 880 л.с. + 9 900 л.с.
Скорость, узл.: 30
Дальность хода, миль 4700 при 16 узлах
Экипаж, чел. 176, в том числе 17 офицеров
Ударное ракетное: 2 х 4 ПУ ПКР Harpoon Block 1С.
Зенитное ракетное: 1 х 8 ПУ ЗУР Raytheon Sea Sparrow Mk 29.
Артиллерийское:
• 1 х 1 76 мм/62 АУ ОТО Melara калибра Compact (на некоторых греческих кораблях 2 АУ).
• 1 х 6 20-мм АУ Vulcan Phalanx Mk 15.
Противолодочное: 2 х 3 324 мм ТА Мк 32, торпеды Honeywell Mk 46 Mod 5
Авиационное: 2 вертолета Agusta АВ 212 (ASW)
Радиотехнические средства:
• РЛС обнаружения ВЦ: Signaal LW08
• РЛС обнаружения НЦ- SignaalZW06
• Управления огнем: Signaal STIR. Signaal WM25.
• Гидроакустическая станция: ГАС SQS-505
Средства РЭБ:
• 2 х 6 ПУ дипольных отражателей Loral HycorSRBOC Mk36 (2 сдвоенные).
• Буксируемая торпедная ловушка SLQ-25 Nixie.
Источники: vmf.oruzie.su, Боевые корабли мира на рубеже XX – XXI веков Часть III Фрегаты. Ю.В. Апальков, www.militaryparitet.com, IHS Jane’s, Военный Паритет, library.kiwix.org, ru.wikipedia.org и др.
© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020
Royal Netherlands Navy / Koninklijke Marine
Jacob van Heemskerck – class Guided Missile Frigate (L-Frigate)
HNLMS Jacob van Heemskerck (F 812) – US Navy photo
The Royal Netherlands Navy Air Defence Frigate (Luchtverdedigingsfregat / L-Fregat) platform is based on the successful Kortenaer class . The AAW suite has been improved by adding a Mk13 mod 1 launcher with SM-1 capability. The sensor suite has been adapted by replacing the WM25 search and tracking radar with a DA05 air surveillance radar and a STIR 1.80 tracking and illumination radar and adding an additional STIR 2.40 tracking and illumination radar aft. The AAW suite provides three layers of defence, ensuring an AAW umbrella at task force level.
Later the DA05 air surveillance radar was replaced by SMART-S 3D radar. The ships are provided with command facilities for a Task Group Commander and his staff. In consistence with specialisation to the AAW functionality the medium calibre gun and the hangar are sacrificed.
The two frigates have been sold to Chile and are now sailing under the names CNS Almirante Latorre / FFG 14 (former F 812) and CNS Capitбn Prat / FFG 11 (former F 813).
Technical characteristics (as built):
Length: 130,50 meters
Beam: 14,60 meters
Draft: 4,30 meters (6,20 meters – w/propellers)
Displacement: 3750 tons (full load)
2 Rolls Royce Olympus TM3B gas turbines (51400 shp);
2 Rolls Royce Tyne RM1C gas turbines (9900 shp);
2 shafts; 2 controllable pitch propellers (CPP);
Crew: approx. 200
Armament (as built):
40 Standard Missile SM-1MR SAM (launched from Mk.13 launcher);
24 Sea Sparrow SAM (2 x 4 in Mk.29 launcher / manual reload);
8 Harpoon RGM-84 SSM (2 x 4 in Mk.141 launcher);
1 30mm Signaal SGE-30 Goalkeeper Close in Weapon System (CIWS);
2 20mm Oerlikon AA;
2 Mk.32/Mod.9 – twin 12,75” Torpedo Tubes, firing Mk.46/Mod.5 Torpedoes;