20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крейсер-вертолетоносец типа «Jeanne D’Arc» (Франция)

Крейсер-вертолетоносец типа «Jeanne D’Arc» (Франция)

КРЕЙСЕР-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ R 97 JEANNE D’ARC (ФРАНЦИЯ)
CRUISER-HELICOPTER R 97 JEANNE D’ARC (FRANCE)

Идея строительства специализированных вертолетоносцев пришла в головы ученых в 1950-е гг. Этому способствовало то обстоятельство, что вертолет, как летательный аппарат нового типа, зарекомендовал себя как универсальное техническое средство, пригодное для решения как транспортных, так и боевых задач. В частности, успехом увенчались первые опыты по использованию вертолетов для высадки морских десантов и для борьбы с подводными лодками. Особенно важным свойством вертолета для кораблей было необходимость иметь сравнительно небольшие взлетно-посадочные площадки благодаря его вертикальному взлету.
Тогда исследования в этом направлении велись во многих странах мира, включая Францию, Италию и Советский Союз. Именно этим трем странам в дальнейшем удалось творческие фантазии исследователей и конструкторов воплотить в реальной жизни и оснастить корабли своих флотов крейсерами-вертолетоносцами.

К проектированию будущего крейсера-вертолётоносца во Франции приступили в середине 1950-х годов. Первоначально речь шла об относительно простом и недорогом корабле, предназначенном для замены устаревшего и изношенного учебного крейсера«Жанна д’Арк». Однако в дальнейшем проект был радикально пересмотрен и преобразован в многоцелевой Проект нового корабля – вертолетоносца получил кодовое обозначение РН-57. К тому времени, по проекту, корабль был способен выполнять функции, как учебного корабля, так и противолодочного и десантного вертолётоносца.
Корабль решили строить в 1957 г., когда расходы на его создание были включены в бюджет страны. Закладка корабля – вертолетоносца ПЛО под названием La Resolue состоялась 07.07.1960 г. на военно-морской судоверфи арсенала в г. Бресте. Корабль был спущен на воду 30.09.1961 г. и вступил в строй 30.06.1964 г., а 16.07.1964г. получил новое обозначение R 97 Jeanne d’Arc.
Крейсер предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок силами базирующейся на нем эскадрильи противолодочных вертолетов и во взаимодействии с другими противолодочными кораблями. Крейсер-вертолетоносец может быть использован также в качестве учебного или десантного.
По проекту вертолетоносец имел полное водоизмещение в 13000 т, на нем могли базироваться 8-15 тяжелых вертолетов ПЛО, на корабле предусматривались помещения на 700 человек десанта. Корпус корабля по своим основным конструктивным решениям аналогичен корпусу легкого крейсера ПВО С 611 Colbert. Корпус сделан из стали и разделен водонепроницаемыми переборками на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. Посадочная площадка длиной 70 м и шириной 26 м была расположена на крыше ангара. Под полетной палубой находится ангар размером 5 х 20 х 36 м. Для подачи вертолетов на полетную палубу корабль оборудовали палубным лифтом. По проекту вооружение корабля должно было включить зенитно-ракетный комплекс «Мазурка» с одной спаренной пусковой установкой в носу и четыре одноствольные 100-мм автоматические артустановки.
Корабль вступил в строй в 1964 году, с этого момента он используется в качестве учебного. Он в дальнейшем получил наименование R97 «Жанна д’Арк».

Первоначально крейсер хотели оснастить мощным 305-мм реактивным бомбомётом производства шведской компании «Бофорс», затем решили заменить его на спаренную пусковую установку ЗРК средней дальности «Масурка». Однако зенитно-ракетный комплекс «Мазурка» не прижился на крейсере (осталось только место для размещения ПУ), остальное проектное вооружение оставалось долгое время практически в неизменном составе.
На корабле проходят практику выпускники военно-морских училищ Франции. В мирное время на борту обычно имеет 6 вертолетов типов Аlouette III, Puma, Gazelle. Во время войны он может использоваться в качестве многоцелевого корабля. После небольшого дооборудования крейсер может применяться как десантный вертолетоносец. Тогда авиагруппа корабля составит 8 вертолетов типов Super Frelon, Super Puma или Lynx.

В процессе эксплуатации крейсер «Жанна д’Арк» проходил модернизацию, на корабле усовершенствовали радиоэлектронное вооружение и в 1975 году его оснастили ракетным комплексом Exocet («Экзосет») с двумя встроенными пусковыми установками с противокорабельными ракетами ММ 38, с дальностью стрельбы до 42 км. После чего корабль стал ракетным, он получил возможность бороться и с крупными надводными кораблями противника.

Кроме этого вооружение крейсера состоит из четырех одноствольных 100-мм автоматических артустановок с тремя радиолокационными системами управления огнем DRBC 32А, двух 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов. Экипаж 506 чел (из них 33 офицера), 13 преподавателей и 150 курсантов. В военное время возможен прием на борт 700 морских пехотинцев с носимым оружием. Для их доставки на берег, кроме вертолетов, предусматривается возможность приема на шлюпбалки двух десантных катеров типа LCVP.
Корабль оснащен модульным постом обработки информации, компьютерной системой контроля за тактической обстановкой и комбинированным центром управления десантными операциями.

Читать еще:  Эскадренный миноносец Type 42 Batch 1 «Birmingham» (Великобритания)

В мае 2004 года Санкт-Петербург с визитом посетил французский учебный вертолетоносец Janne d’Arc. При посещении Санкт-Петербурга на крейсере «Жанна д’Арк» кормовые две 100-мм пушки отсутствовали (вероятно они были демонтированы), на полетной палубе было выставлено четыре вертолета: два типа Аlouette III и два типа Dauphin. Предполагалось, что корабль будет находиться в составе ВМС Франции до 2010 г. и выполнять возложенные на него функции учебного корабля.

До конца сентября 2014 года выведенный из состава французского флота крейсер-вертолетоносец и учебный корабль Jeanne d’Arc (R 97) должен быть отбуксирован из Бреста, где он сейчас находится, в Бордо для разделки на мощностях компании Bartin Recycling et Petrofer Société Nouvelle. В настоящее время корпус корабля именуется Q 860.
В течение четырех-шести месяцев в Бордо будет происходить разборка внутренних помещений корабля, а затем корпус будет поставлен в сухой док для окончательной разделки. После окончания работ на Q 860 его место на разборке займет списанное судно Q 683 (бывший крейсер С 611 Colbert, списанный еще в 1991 году, и до 2006 года использовавшийся в качестве корабля-музея).

Водоизмещение, т:
– стандартное 10575
– полное 13270
Длина, м:
– по ватерлинии 172
– максимальная 182
Ширина, м 24
Осадка, м 7,30
Главная энергетическая установка (ГЭУ) двухвальная, котлотурбинная, состоит из 4 котлов и двух паровых турбин
Общей мощность ГЭУ, л.с. 40000
Общая мощность электро-генераторов, кВт 4400
Запас топлива, т:
– корабельного 1360+ авиационное топливо
Скорость полного хода, уз. 26,5
Дальность плавания, миль:
– наибольшая 6800 миль (16 уз.),
– полным ходом 3000 миль
Экипаж, чел. 627 (в том числе 31 офицер, 182 младших офицера, 414 матросов)
Курсанты, чел. 140
Десант, чел. До 700 (при проведении десантных операций)

Авиационное вооружение:
• 8 вертолетов различных типов (Super Frelon, Dauphin, Lynx),
• в учебных походах базируются 4 вертолета «Дофин».
• Полетная палуба 61×21 м,
• Подпалубный ангар размером 20 х 36х5 м
• Вертолетоподьемник 1х 12 т
Артиллерийское вооружение:
• 2 х 100-мм артустановки 1953
• 4 х 12,5-мм пулемета
Ударное ракетное вооружение:
• 6 х ПКР MM38 «Exocet»
Десантное вооружение:
• В состав высадочных средств крейсера входит 2 десантно-высадочных катера типа LCVP
Радиоэлектронное вооружение:
• 2 навигационных РЛС Racal Decca 1226,
• РЛС обнаружения надводных и воздушных целей Thomson-CSF DRBV 51,
• РЛС обнаружения воздушных целей Thomson-CSF DRBV 22D,
• 3 РЛС управления огнем Thomson-CSF DRBC 32A/B
• средства РЭБ, ПУ пассивных помех AMBL 2A Syllex
Гидроаккустическое вооружение
• подкильная ГАС Thomson-CSF DUBV 24C

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 20.09.2014

Источники: А.В.Карпенко «Жанна д’Арк» в Петербурге или последние из крейсеров-вертолетоносцев еще в строю», ВТС «Бастион», Шунков В.Н., Справочник «Авианесущие корабли и морская авиация», bmpd.livejournal.com, Mer et Marine, ship.bsu.by, http://www.quickiwiki.com и др.

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020

Крейсер-вертолетоносец “Jeanne D’Arc”

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

К началу 60-х годов вертолет зарекомендовал себя как универсальное техническое средство, пригодное для решения как транспортных, так и боевых задач. В частности, успехом увенчались первые опыты по использованию вертолетов для высадки морских десантов и борьбы с подводными лодками. Поэтому сразу несколько морских держав приступили к строительству крупных надводных кораблей с усиленным вертолетным вооружением.

Во Франции такой корабль решили строить в 1957 г., когда расходы на его создание были включены в бюджет страны. Проект носил кодовое обозначение РН-57, а сам крейсер планировали назвать La Resolue. Закладка корабля под этим названием состоялась 07.07.1960 г. на верфи арсенала в г. Бресте. Корабль был спущен на воду 30.09.1961 г. и вступил в строй 30.06.1964 г., а 16.07.1964г. получил новое обозначение R 97 Jeanne d’Arc.

Крейсер предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок силами базирующейся на нем эскадрильи противолодочных вертолетов и во взаимодействии с другими противолодочными кораблями. Крейсер-вертолетоносец может быть использован также в качестве учебного или десантного. В последнем случае на нем может быть размещено 700-800 морских пехотинцев, что по французским штатам примерно соответствует полку морской пехоты. При этом первая волна десантников может быть доставлена на берег базирующимися на корабле тяжелыми транспортно-десантными вертолетами, а достаточно сильная артиллерия крейсера-вертолетоносца может оказать огневую поддержку действиям десантников.

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.640 (СССР)

Корпус корабля по своим основным конструктивным решениям аналогичен корпусу легкого крейсера ПВО С 611 Colbert. Корпус сделан из стали и разделен водонепроницаемыми переборками на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. Для защиты от навигационных повреждений практически по всей длине корпуса имеется второе дно. В междудонном пространстве оборудованы цистерны для топлива, масла и пресной воды.

Развитая надстройка занимает более 2/3 длины корпуса, ее нижний ярус простирается на всю ширину корабля от борта до борта. В носовой оконечности оборудованы ходовая и штурманская рубки, боевой информационный пост, посты радиосвязи и РЛС, а также центр управления действиями десантных войск. Нижний ярус кормовой оконечности выполнен в виде полетной палубы, над ней устроен пост управления полетами вертолетов.

Полетная палуба имеет размеры 26 х 78 м и позволяет осуществлять одновременно взлет и посадку двух вертолетов. При этом на ней могут находиться еще 4 вертолета. Под полетной палубой находится ангар размером 5 х 20 х 36 м. В мирное время там, кроме вертолетов и мастерских для ремонта и технического обслуживания вертолетов и их радиоэлектронного оборудования, находятся также временные помещения для курсантов или солдат морской пехоты. При необходимости эти помещения можно демонтировать, а освободившиеся площади использовать для размещения дополнительных вертолетов. Непосредственно под ангаром размещаются погреба авиационного боезапаса, цистерны с авиатопливом и кладовые авиационного имущества. Эти помещения соединены с ангаром с помощью лифтов и трубопроводов.

Для подачи вертолетов из ангара на полетную палубу корабль оборудован вертолетоподъемником палубного типа. Он расположен в кормовой части полетной палубы и имеет грузоподъемность 12 т. Кроме временных помещений в ангарах, для размещения личного состава используются вполне комфортабельные каюты и кубрики на второй и третьей палубах. Каюты старших офицеров находятся в нижнем ярусе надстройки, здесь же расположена офицерская кают-компания. Многие жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха, используются также автономные кондиционеры.

Живучесть корабля обеспечивается как за счет конструктивных мероприятий (локальная броневая защита, водонепроницаемые переборки, двойное днище и т. п.), так и наличием противопожарных и водоотливной систем.

Для повышения живучести 2-вальной паротурбинной главной энергетической установки последняя выполнена в виде двух автономных эшелонов, размещенных в отдельных отсеках, между которыми расположен отсек вспомогательных механизмов и систем. В состав каждого эшелона, работающего на одну линию вала, входят 2 паровых котла, турбина и вспомогательные механизмы.

Крейсер развивает скорость до 26,5 узлов, при этом дальность плавания составляет 3000 миль. При скорости хода 16 узлов обеспечивается дальность плавания 6800 миль. Запасы топлива составляют 1360 т, корабль имеет специальные устройства для пополнения запасов в море. Суммарная мощность генераторов электроэнергетической установки равна 4400 кВт.

На крейсере-вертолетоносце могут базироваться до 8 вертолетов различных типов (от транспортно-десантных Super Frelon и Super Puma до противолодочных Dauphin и Linx). Для выдачи целеуказания противолодочным вертолетам корабль оборудован гидроакустической станцией с подкильной антенной DUBV-24C.

Ударное вооружение корабля состоит из шести одноконтейнерных пусковых установок противокорабельного комплекса Exocet MM-38. Корабль имеет также сильное артиллерийское вооружение в виде четырех одноствольных 100-мм универсальных артустановок палубно-башенного типа mod 1953DP, размещенных в носу и на полуюте (кормовые артустановки в настоящее время демонтированы). Считается, что с их помощью он может оказать эффективную огневую поддержку высадившимся десантным подразделениям. Благодаря большому углу возвышения орудий, высокой скорострельности и наличию радиолокационных систем управления стрельбой, эти артустановки могут быть использованы также для обеспечения ПВО корабельных ударных группировок и конвоев. Зенитно-ракетного комплекса на крейсере нет, хотя установка его дважды планировалась, но так и не была выполнена. В разное время планировалось установить на корабле сначала спаренную ПУ ЗРК Masurca, потом более современный ЗРК Crotale Naval с 8-зарядной пусковой установкой, но ни один из этих комплексов так и не был установлен.

В состав радиоэлектронного вооружения крейсера входят две навигационные РАС DRBN-34 (Decca RM 1229) для управления полетами вертолетов, РЛС обнаружения воздушных целей DRBV-22D, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DPxBV-50, три РЛС управления огнем ВРчВС-32А. На крейсере установлены также станции радиотехнической разведки и РЭБ ARBR-16 и АРчВХ-10, а также аппаратура навигационной системы TACAN (SRN-6).

Читать еще:  Подводная лодка типа Harushio (Япония)

Водоизмещение: стандартное 10575 т, полное 13270 т
Длина: по ватерлинии 172 м, максимальная 182 м
Ширина: 24 м
Осадка: 7,30 м
Скорость хода: 26,5 узлов
Силовая установка: двухвальная, котлотурбинная, состоит из 4 котлов и двух паровых турбин общей мощностью 40000 л.с..
Общая мощность электро-генераторов 4400 кВатт
Запас топлива: 1360 тонн + авиационное топливо
Дальность плавания: максимальная 6800 миль(на 16 узлах), 3000 миль полным ходом
Вооружение: 2 100-мм артустановки 1953DP, 4 12,5-мм пулемета, 6 ПКР MM38 “Exocet”
Авиационное вооружение: 8 вертолетов различных типов (Super Frelon, Dauphin, Lynx), в учебных походах на крейсере базируются 4 вертолета “Дофин”.
Размеры полетной палубы 61×21 м, грузоподьемность подьемника 12 тонн.
Радио-электронное оборудование: 2 навигационных РЛС Decca RM 1229, РЛС обнаружения надводных и воздушных целей Thomson-CSF DRBV 50, РЛС обнаружения воздушных целей Thomson-CSF DRBV 22D, 3 РЛС управления огнем Thomson-CSF DRBC 32A средства РЭБ, ПУ пассивных помех AMBL 2A Syllex
Гидроаккустическое вооружение: подкильная ГАС Thomson-Marconi DUBV 24C
Экипаж: 31 офицер, 182 младших офицера, 414 матросов, 140 курсантов. При проведении десантных операций крейсер может принять на борт до 700 человек десанта. В состав высадочных средств крейсера, кроме вертолетов входит 2 десантно-высадочных катера типа LCVP

Энциклопедия кораблей
Jeanne D’Arc (Жанна д’Арк)

Jeanne D’Arc (Жанна д’Арк)

Тип: крейсер (Франция).

Водоизмещение: 11270 тонн.

Размеры: 145,3 м х 19,4 м х 8 м.

Силовая установка: трехвальная, вертикальные паровые машины тройного расширения.

Максимальная скорость: 21,8 узла.

Вооружение: четырнадцать 140-мм (5,5″), два 193-мм (7,6″) орудия.

Бронирование: 40—152 мм — пояс, 120—160 мм — башни, 38 мм и 51 мм — палуба.

Спущен на воду: июнь 1899 г.

Приведено изображение: на 1902 г.

«Jeanne D’Arc» был первым из французских больших броненосных крейсеров, и его конструкция стала основой для многих более поздних кораблей этого класса. Крейсер имел весьма характерный профиль — высокий борт и шесть высоких труб, сгруппированных по три. Для крейсера он был достаточно хорошо защищен бронированным поясом на всю длину корпуса, сверху соединявшимся с бронированной палубой, а снизу — с днищем, образуя своего рода футляр. Внутренняя компоновка представляла собой некое подобие сот из водонепроницаемых отсеков, проходов, перегородок и бункеров с углем. На носу и корме в башнях стояли 193-мм (7,6″) орудия, причем носовая башня находилась в 11 м над ватерлинией. Вспомогательные 140-мм (5,5″) орудия располагались на двух уровнях вдоль бортов, в спонсонах или за бронированными щитами. Машинное отделение располагалось между двумя группами котлов, каждая из которых имела по три трубы. В ходе испытаний выяснилось, что в кочегарках поднимается слишком высокая температура, и потребовалось провести дополнительные работы по усовершенствованию вентиляционной системы. Перед Первой мировой войной «Jeanne D’Arc» получила статус учебного корабля. В 1934 г. была списана и отправлена на слом.

Тип: вертолетоносец (Франция).

Водоизмещение: 13208 тонн.

Размеры: 180 м х 25,9 м х 6,2 м.

Силовая установка: двухвальная, турбины.

Максимальная скорость: 26,5 узла.

Вооружение: четыре 100-мм (3,9″) орудия.

Авиация: восемь вертолетов.

Спущен на воду: сентябрь 1961 г.

Приведено изображение: на 1964 г.

Первоначальное название — «La Resolue». В 1957 г. был принят проект учебного крейсера «La Resolue», который должен был заменить построенный до Первой мировой войны «Jeanne D’Arc». В связи с отказом от строительства большого авианосца конструкция «La Resolue» претерпела ряд принципиальных изменений, в результате появилась «Jeanne D’Arc», крейсер, авианосец и десантный корабль одновременно. Все надстройки расположены впереди, а пространство на корме заняла вертолетная площадка с расположенным под ней узким ангаром. Из четырех 100-мм (3,9″) орудий два находятся в башнях по обе стороны мостика, а остальные размещаются на корме. В роли транспортно-десантного корабля «Jeanne D’Arc» может перевозить 700 солдат и восемь больших вертолетов. Оснащение в 1975 г. ракетами «Exocet» позволило ему эффективно бороться с надводными кораблями. В мирное время «Jeanne D’Arc» выполняет функции учебного судна, на котором одновременно проходят практику 198 курсантов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: