0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий авианосец типа «Invincible» (Великобритания)

Wundefwaffe

История мировых войн

Служба авианосца Invincible

Изначально основной задачей Invincible считались противолодочные операции (ASW). Корабль предполагалось использовать в качестве флагманского при формировании авианосных противолодочных групп и других оперативных соединений. Командование ВМС Великобритании и НАТО планировали, что он будет привлекаться для дальнего противолодочного охранения авианосных ударных групп, защиты океанских коммуникаций, а также для самостоятельного поиска и уничтожения подводных лодок противника на противолодочных рубежах в наиболее важных районах Атлантики.

Решать эти задачи Invincible должен был при помощи своих палубных противолодочных вертолетов, а для самообороны на нем имелись самолеты СВВП типа Harrier. Кроме того, Invincible мог использоваться и в качестве десантного вертолетоносца (LPH), на котором размещались до 500 морских пехотинцев и транспортные вертолеты Sea King.

Несмотря на несомненную ценность такого корабля и важность решаемых им задач, спустя всего несколько месяцев после его ввода в строй вдруг объявили, что Invincible будет продан Австралии. Предполагалось, что авианосец переименуют в H.M.A.S Australia и он станет флагманским судном R.A.N (Royal Australian Navy), заменив старый Melbourne (бывший H.M.S Majestic). Будущее и других английских авианесущих кораблей было весьма неопределенным. Имелась высокая вероятность того, что, по меньшей мере, один из них будет законсервирован — в тяжелой экономической ситуации правительство Великобритании таким образом сокращало расходы.

Судьбу авианосца Invincible резко изменил англо-аргентинский вооруженный конфликт 1982 года, разыгравшийся в результате захвата Аргентиной Фолклендских (Мальвинских) островов, расположенных в Южной Атлантике. Когда в начале апреля 1982 года аргентинские силы вторглись на Фолклендские острова, английский флот располагал всего двумя авианосцами — Invincible и Hermes. Последний в 1981 году был повторно переоборудован из десантного вертолетоносца в авианосец, приспособленный для базирования самолетов Sea Harrier (на нем был оборудован трамплин), что обошлось ВМС в 30 млн. фунтов стерлингов.

Другими авианосцами, на которые еще хоть как-то могла рассчитывать Великобритания, были новый Illustrious, достраивающийся на верфи Swan Hunter, и старый авианосец Bulwark, законсервированный на верфи в Портсмуте (Portsmouth). Последний «настоящий» британский авианосец Eagle к этому моменту уже заканчивали разделывать на металлолом, а еще один авианосец — Triumph в 1981 году был продан Испании (после того, как простоял несколько лет в резерве, в Chatham).

Для освобождения Фолклендских островов в Великобритании была разработана операция, получившая кодовое обозначение Corporate. Общее руководство группировкой войск и силами флота было возложено на специально созданный в Нортвуде, близ Лондона, штаб во главе с командующим ВМС Великобритании адмиралом Дж.Филдхаусом. В штаб вошли командующий ВВС маршал авиации Дж.Кертис, начальник штаба ВМС вице-адмирал Д.Халифакс, командующий подводными силами вице-адмирал П.Хербет и командующий морской пехотой генерал-майор Ж.Мур.

Непосредственное руководство силами в районе конфликта возлагалось на командира 317-го оперативного соединения контр-адмирала Джона Вудворда (Woodward). Для обеспечения связи штаба с экспедиционными силами на геостационарную орбиту даже вывели английский искусственный спутник связи «Гепфиллер».

Ядро экспедиционной группировки англичан составили два противолодочных авианосца Hermes и Invincible (соединение тактически делилось на авианосные группы 317.8 и 317.9), на борту которых размещались 20 самолетов Sea Harrier. Флагманским судном стал Hermes, на котором поднял свой флаг адмирал Вудворд. На нем находилось девять вертолетов Sea King из 826-й эскадрильи (Squadron) и двенадцать самолетов Sea Harrier из 800-й эскадрильи. Invincible, которым командовал капитан Блэк (J.J. Black), имел на борту девять вертолетов Sea King из 820-й эскадрильи (пилотом одного из них был принц Эндрю) и восемь Sea Harrier из 801-й эскадрильи.

5 апреля 1982 года, после краткого периода лихорадочной подготовки Hermes и Invincible оставили Портсмут и с сопровождающими их кораблями отправились в Южную Атлантику. Однако из-за крайне сжатых сроков им удалось взять лишь около 80 процентов необходимого имущества. К тому же часть грузов оказалась не на тех кораблях.

Сразу обнаружились и технические неполадки — на второй день у авианосца Invincible отказал один из гребных винтов (у него сломалась зубчатая муфта). Ремонт занял пять суток и проводился на ходу. Большие неудобства доставляли и значительные вибрации движительной установки, возникавшие при скорости хода Invincible свыше 21 узла.

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что, начиная с 12 апреля, английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся ближе 200 миль от Фолклендских островов. Правда, и сами британские авианосцы являлись весьма заманчивыми целями. Без них возвращение островов под власть правительства Великобритании было бы обречено на провал.

Адмирал Вудворд как-то сказал: «Если мы потеряем Invincible, то успех операции будет в большой опасности, если потеряем Hermes, то операции конец». В случае, если бы один из авианосцев был потерян, британским силам пришлось бы отступить, перегруппироваться и ждать подхода Illustrious и Bulwark для осуществления очередной попытки вернуть острова.

Учитывая это, в доке №03 Портсмутской верфи началась расконсервация стоящего здесь авианосца Bulwark (однотипный с авианосцем Hermes). Были максимально ускорены и работы по вводу в строй авианосца Illustrious, которые удалось закончить на три месяца раньше срока. После кратких ходовых испытаний он направился в Южную Атлантику, войдя в строй 20 июня 1982 года — уже на пути к Фольклендам.

С похвальной оперативностью англичане, учитывая опыт, полученный в ходе боевых действий, оснастили Illustrious ЗАК ближнего действия Phalanx, которые до этого считались слишком дорогостоящими.

Переход к району боевых действий занял 27 дней. И уже 1 мая был проведен первый налет британской авиации на аэродром в Порт-Стэнли. Началась боевая работа самолетов Sea Harrier, взлетавших со своих плавучих аэродромов— авианосцев Invincible и Hermes, которые курсировали в 150 — 300 километрах к северо-востоку от Фолклендских островов.

На СВВП Sea Harrier возлагались задачи по истребительному прикрытию британских экспедиционных сил. Пара самолетов отправлялась на патрулирование каждые 20 минут. Очередные две машины стояли на палубе в пятиминутной готовности. На один самолет приходилось до 6 вылетов в день. Такая интенсивная боевая работа и тяжелые погодные условия Южной Атлантики стали причиной нескольких аварий. Так, 29 мая при взлете с авианосца Invincible разбился не сумевший набрать высоту Sea Harrier; пилот смог катапультироваться. Другой самолет просто соскользнул с обледеневшей полетной палубы во время рулежки.

Чтобы склонить военный успех на свою сторону, командование ВВС Аргентины пыталось уничтожить английские авианосцы, используя для этого самолеты Super Etandard, вооруженные противокорабельными ракетами AM.39 Exoset (4 мая им уже удалось потопить британский эсминец Sheffield). Однако эта задача осложнялась тем, что уже 15 мая аргентинцам пришлось отказаться от использования разведывательных самолетов Neptune, которые являлись «глазами» ударных самолетов, из-за элементарной нехватки запчастей.

Вместо самолетов Neptune ВМФ Аргентины предложили использовать радар AN/TPS-43F и радар слежения AN/TPS-44 Alert IIA, находящийся в Пуэрто-Архентино. Эти радары постоянно отслеживали передвижение всех британских самолетов, фиксируя места стартов Sea Harrier.

Читать еще:  Корабль противоминного обеспечения типа «Inchon» (США)

25 мая 1982 года радары, расположенные в Пуэрто-Архентино, определили местонахождение возможной цели (британских авианосцев) в 176 км к северо-востоку. В 14.28 пара самолетов Super Etandard взлетела с авиабазы Рио-Гранде и после дозаправки от самолета-заправщика КС-130Н направились к цели. На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения цели аргентинские летчики обнаружили авианосец Hermes в окружении большого числа других кораблей.

Осуществив пуск ракет Exoset в 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. Однако англичанам удалось сбить ракеты с курса, выставив помехи— дипольные отражатели. В результате дезориентированные ракеты поразили находившийся в 6 км от авианосца контейнеровоз Atlantic Convair, который спустя два часа затонул в результате полученных повреждений вместе с находившимися на его борту 15 вертолетами «Уэссекс» и «Чинук».

После этой операции в распоряжении аргентинцев осталась всего лишь одна противокорабельная ракета, в то время как необходимость поражения британских авианосцев только возросла. По этой причине 29 мая CANA (Морская авиация Аргентины) и FAA (ВВС Аргентины) решили предпринять совместную операцию. Для участия в ней привлекались четыре штурмовика А-4С Skyhawk из 4-й истребительной группы. Замысел заключался в следующем: как только Super Etandard выпустят эту последнюю ракету, штурмовики А-4С Skyhawk последуют за ней и сбросят на авианосец 227-кг бомбы, а потом они должны будут принять на себя основной удар защитной системы атакованного корабля.

Эта операция, в результате которой, как утверждают аргентинцы, им удалось серьезно повредить авианосец Invincible, развивалась следующим образом. 30 мая в 12.30 Super Etandard стартовали из Рио-Гранде. Ведущий самолет 0752/3-А-202 с последней ракетой пилотировал лейтенант А.Франсиско, второй 0755/3-А-205 — лейтенант Л.Кольявино, в задачу которого входила поддержка напарника. Через пять минут за ними последовали А-4С Skyhawk.

Около 14.30 ракета AM.39 Exoset была наведена на цель, находящуюся в 25 км от самолета, и произведен ее пуск. После этого истребители Super Etandard развернулись и ушли домой. Все А-4С Skyhawk продолжали следовать за Exoset. В двенадцати километрах от цели кораблями охранения был сбит первый Skyhawk, а в двух километрах — второй (оба пилота погибли). Те же корабли совместно с вертолетами, используя средства РЭБ, увели ракету с боевого курса. Однако летчикам двух оставшихся А-4С Skyhawk все же удалось сбросить бомбы по цели. Одна из них взорвалась на палубе авианосца, позади надстройки.

Вернувшись домой, летчики заявили, что добились двух попаданий в Invincible. Однако, согласно английским данным, Invincible в тот день не только не подвергся атакам, но над ним даже не пролетел ни один неприятельский самолет. Под удар попали несшие дозор фрегат «Эйвенджер» и эсминец «Экзетер», а Invincible якобы находился в 40 милях от места аргентинской атаки.

12 июня высадившиеся британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли. 14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон на островах во главе с генералом Менендосом капитулировал.

После окончания боевых действий Invincible еще некоторое время находился у Фолклендских островов и отбыл на родину только 29 июля. Он пришел в Портсмут 17 сентября, где ему был оказан торжественный прием. Invincible провел в море 166 дней, что, по всей вероятности, является самым продолжительным боевым походом авианосца без захода в порт.

Успешные действия Invincible в ходе конфликта способствовали тому, что его продажа Австралии была отменена и флагман австралийского флота H.M.A.S Melbourne 30 июня 1982 года был выведен из состава флота без замены, хотя австралийцам и предлагали вместо Invincible старый Hermes.

После Фолклендской операции правительству Великобритании пришлось согласиться с тем, что в боевом составе британского флота все же необходимо иметь авианосцы. Со своей стороны, руководство ВМС определило, что в любой момент в составе флота должно быть два действующих авианосца, а третий может выводиться в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации. Этими авианосцами и стали корабли Invincible, Illustrious и Ark Royal. Последний вошел в строй в 1985 году, а в 1986 году старый Hermes был продан Индии.

Окончание «холодной войны» сделало угрозу глобального военного конфликта гораздо менее реальной, но тем не менее в мире продолжают возникать локальные очаги напряженности. В этой изменившейся обстановке военная стратегия НАТО для первоочередных действий в кризисных ситуациях предусматривает использование сил немедленного реагирования и быстрого развертывания.

В Великобритании, являющейся активным членом атлантического альянса, ВМС традиционно считаются главным видом вооруженных сил и основным средством обеспечения проведения политики государства, именно на ВМС возлагается задача обеспечения действий сил немедленного реагирования. Для этого в составе флота формируются экспедиционные группы, главной ударной силой которых являются авианосные корабли.

Основные тактико-технические данные авианосца Invincible (после модернизации)

Легкий авианосец типа «Invincible» (Великобритания)

ЛЕГКИЙ АВИАНОСЕЦ INVINCIBLE (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

A LIGHT AIRCRAFT CARRIER INVINCIBLE (UK)

Египетские источники сообщают, что британская военно-морская группировка внезапно покинула Средиземное море. Несмотря на продолжающиеся разговоры о неизбежном ударе по Сирии, шесть британских военных кораблей прошли через Суэцкий канал и вышли в Красное море. Мимо Порт-Саида прошли авианосец HMS Illustrious, эсминец Westminster, десантный корабль Lyme Bay, амфибия HMS Bulwark, транспорт Fort Austin и вспомогательный корабль. Предполагается, что для прохода через канал британцам потребуется 16 часов.

21.10.2013
Во вторник нуждающиеся в деньгах войска Британии начали поиск покупателей для своего единственного оставшегося авианосца, отметив, что рассматриваться будут предложения от компаний, благотворительных организаций, и доверительных фондов.
Стареющий, потрёпанный в боях HMS Illustrious – 210 метров в длину и 22 тысячи тонн водоизмещением – один из известнейших символов военно-морских сил Британии. Он перевозил вооружение в ходе войны в Персидском заливе и использовался при эвакуации британских граждан из Сьерра-Леоне.

22 июля вертолетоносец HMS Illustrious королевских ВМС Великобритании в последний раз вернулся на базу приписки Портсмут, сообщает royalnavy.mod.uk.
В течение 32 лет службы корабль прошел 900 тыс миль и будет выведен из состава ВМС в конце этого года. Вертолетоносец встретил воздушный парад, в котором приняли участие вертолеты Apache, Merlin, Lynx и Sea King. Вдоль гавани Портсмута выстроились десятки семей членов экипажа, которые приветствовали прославленный корабль.
«Илластриес» будет заменен более молодым, крупным и эффективным многоцелевым вертолетоносцем HMS Ocean, который только что вернулся в строй после ремонта на сумму 65 млн ф.ст. Министерство обороны Великобритании организовало тендерные заявки для частных компаний, благотворительных организаций и трестов, чтобы обеспечить будущее существование выводимого в отставку вертолетоносца.
«Илластриес» — второй из трех авианосцев класса Invincible — был построен на верфи компании Swan Hunter.
Военный Паритет

28 августа 2014 года в Портсмуте состоялась церемония спуска военно-морского флага на британском легком авианосце R 06 Illustrious — последнем остававшемся в строю Королевского флота корабле типа Invincible. Таким образом, в британском флоте закончилась эпоха этих кораблей.
Illustrious был вторым кораблем в серии из трех единиц типа Invincible и был введен в состав ВМС Великобритании в июне 1982 года. Головной корабль R 05 Invincible был списан в 2005 году, а третий R 07 Ark Royal — в 2010 году. После этого Illustrious оставался единственным действующим номинальным британским авианосцем, хотя использовался только в качестве вертолетоносца, поскольку эксплуатация самолетов Harrier с него была прекращена.
Illustrious вернулся в Портсмут из своего последнего выхода в море 22 июля 2014 года. Хотя авианосцы Invincible и Ark Royal после списания были проданы на слом в Турцию, сообщается, что министерство обороны Великобритании надеется сохранить Illustrious в качестве корабля-музея.
bmpd.livejournal.com

Читать еще:  Большие десантные корабли проекта 775 (СССР)

26.08.2016
Бывший флагман Королевского флота Ее Величества авианосец «Илластриус» (Illustrious) отправится в последний путь — на металлолом. На этой неделе британское военное ведомство подпишет контракт на утилизацию с одной из турецких верфей. Сумма сделки — 2,1 млн фунтов стерлингов.
Как сообщает британская газета The Sun, в свой последний путь из военно-морской базы в Портсмуте «Илластриус» выйдет в октябре.
По словам источника газеты, военные пытались сохранить корабль, который 32 года защищал безопасность страны и остался последним представителем класса авианосцев «Инвинсибл» (Invincible), однако разумных предложений, что делать с бывшим флагманом так и не поступило. В итоге, он должен освободить место для нового авианосца «Квин Элизабет» (Queen Elizabeth) — на 280-метровом корабле смогут базироваться до 40 американских истребителей пятого поколения F-35.
Депутат Европарламента Дэвид Кэмпбелл Баннерман этим летом усиленно лоббировал идею сохранения и передачи «Илластриуса» военно-морскому музею в Фалмуте, но его усилия не возымели действия.
Авианосец «Илластриус» вступил в строй в июне 1982 года и выведен из состава флота в августе 2014 года. Водоизмещение корабля достигает 22 тысяч тонн, а длина — 210 метров. Максимальная скорость — 30 узлов. Автономность — 5800 миль. Авиационная группа у кораблей этого класса изначально составляла 14 самолетов и вертолетов, но на «Илластриусе» их число было увеличено до 22. Флагман задействовали для операций в Ираке, Боснии и Сьерра-Леоне.
http://flot.com

01.12.2016

7 декабря выведенный из эксплуатации британский авианосец HMS Illustrious («Прославленный») отправится в Турцию для раздели на металлолом, сообщает «Военный Паритет».
Корабль был продан турецкой компании LEYAL Ship Recycling Ltd за 2,1 млн фунтов стерлингов, до этого предпринимались все усилия, чтобы сохранить авианосец в качестве музея, но эти попытки провалились. «Илластриес» был выведен из состава королевских ВМС Великобритании в 2014 году, отслужил 32 года.
«Одноклассники» Invincible и Ark Royal также были переработаны на металлолом. Отмечается, что британский флот с тяжелым сердцем прощается с кораблем.
Военный Паритет

ЛЕГКИЙ АВИАНОСЕЦ INVINCIBLE

Легкий авианосец “Инвинсибл” был первым судном своего класса. Поначалу корабль проектировался, как крейсер, но позже был реконструирован в авианосец. “Инвинсибл” может нести 12 вертолетов и 6 самолетов с вертикальным взлетом.
Отказ Великобритании от строительства оснащенных самолетами авианосцев и прекращение в1966 году программы создания CVA-01 обусловили разработку тактико-технических требований для строительства штабного крейсера водоизмещением 12 500 тонн с авиагруппой из шести вертолетов ПЛО «Си Кинг» в 1967 году.
Испытательные полеты самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) с различных кораблей проводились с 1963 г., когда опытный «Кестрел» совершал полеты с палубы авианосца «Арк Ройал». В мае 1971 г. на нем в рамках программы летных испытаний базировались уже четыре «Харриера».
Корабль спроектировали таким образом, чтобы сделать возможным применение и обслуживание морского варианта самолета КВВП «Харриер», стоявшего на вооружении Королевских ВВС. Предвидение проектировщиков было должным образом вознаграждено, когда в мае 1975 года было официально объявлено, что новый корабль будет нести самолеты «Харриер». Первый представитель типа «Инвинсибл», одноименный корабль ВМС Великобритании, был заложен в июле 1973 года на верфи «Викерс» в Барроу-ин-Фернессе.
Его строительство велось без задержек. Контракт на строительство второго корабля, «Илластриес» был заключен в мае 1976 года, а третьего «Индомитебл» — в декабре 1978 года.
По политическим соображениям третий корабль впоследствии был переименован в «Арк Ройал».
Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из четырех газотурбинных двигателей “Олимпус” TM3B мощностью 64 тысячи л. с. Энергетическая установка обеспечивает авианосцу скорость полного хода 28 уз и дальность плавания 5000 миль при экономической скорости 18 уз.

Авианосцы типа Invincible

В начале 1960-х гг. английский Королевский флот располагал остатками былой мощи, в том числе пятью ударными авианосцами, водоизмещением 27000 — 54000 т и двумя десантными, по 27300 т. Почти все они были начаты постройкой во Вторую мировую войну, закончены после нее, модернизировались и все же вскоре попали в разряд безнадежно устаревших. Их должны были сменить новые корабли этого класса.

Конечно, можно было возобновить строительство классических авианосцев, и на 1966 г. наметили закладку «Фьюриеса» (53340 т), но такие плавучие аэродромы стали не по карману Великобритании; или пополнить флот входившими в моду вертолетоносцами — они и размерами поменьше, и ценою подешевле. Англичане предпочли пойти своим путем.

. Обычно сначала создавался авианесущий корабль, затем (или одновременно) для него разрабатывали специальные или переоборудовали серийные самолеты. Но в это время английские конструкторы создали удачный боевой самолет «Харриер». Поворачивая вниз четыре сопла турбореактивного двигателя «Пегас», летчик мог взлетать и садиться вертикально или с очень небольшим разбегом. Новая машина впервые в своем классе несла приличную боевую нагрузку.

Им заинтересовались армейцы, а за ними и моряки, для которых подготовили палубную модификацию «Си Харриер», которую можно было применять в качестве истребителя-перехватчика и штурмовика. «Вертикалки» ничто не мешало размещать и на обычных авианосцах, но в Адмиралтействе сочли за лучшее построить для них специальные корабли, на которых нашлось бы место и вертолетам разного назначения.

Еще в 1962 г. англичане приступили к проектированию авианосцев нового типа, предназначенных для охраны судоходства на морских и океанских коммуникациях, борьбы с подводными лодками и высадки десантов. Их задумали оснастить «Си Харриерами» для нанесения бомбовых и ракетных ударов по надводным и наземным целям, противолодочным вертолетам и самолетам дальней радиолокационной разведки. Когда к двум «штатным» 30-мм пушкам «Си Харриеров» добавляли четыре управляемые ракеты «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух», эти машины превращались в истребители.

Конструктивно корабли выполнили гладкопалубными, с высоким надводным бортом. По правому борту располагался традиционный, но удлиненный «остров» с ходовым мостиком, рубками, постами управления системами, вооружением, полетами палубной авиации, противопожарным оборудованием, радио- и радиолокационными антеннами и двумя широкими дымовыми трубами.

На взлетно-посадочной палубе длиной 168 и шириной 12,2 м предусмотрели шесть площадок для старта самолетов и вертолетов. Англичане отказались от обычных для авианосцев громоздких катапульт, ускоряющих и сокращающих разбег взлетающих самолетов, а по левому борту, в носовой части палубы, устроили подъем под углом 7° — своеобразный трамплин для стартующих с полной нагрузкой «Си Харриеров», чтобы избежать перерасхода топлива при вертикальном подъеме.

Читать еще:  Подводная лодка типа «Agosta» (Франция)

Ангарная палуба с расширением впереди предназначалась для хранения летательных аппаратов. Предусматривалась ее модернизация перед перевооружением кораблей на самолеты новых типов. При возникновении пожара она разделялась огнестойкими, герметичными шторами на три изолированные отсека. Рядом с ней устроили мастерские для обслуживания авиатехники, оборудования и вооружения, а по бортам, за «висячими» — не доходившими до днища переборками, разместили две промежуточные палубы и трубопроводы.

По бокам ангарной палубы проделали вырезы с площадками для корабельных катеров. Британские специалисты разработали новые самолетоподъемники с гидравлическими приводами, которые получились вдвое легче обычных.

Ниже находились жилые помещения, столовые и сквозной проход по всему кораблю, под ними были кубрики для моряков и авиаспециалистов.

Для обеспечения живучести машинное отделение разместили в двух эшелонах, каждый состоял из пары отсеков. В них установили новинку для того времени — газовые турбины типа «Олимпус ТМ38», спроектированные инженерами компании «Роллс-Ройс», работавшие на реверсивные редукторы. Для их подъема при необходимости на верхнюю палубу предусмотрели шахты. В 1982 г., при походе к Фолклендским островам, на «Инвинсибле» за пять суток через такую на ходу извлекли выработавшую ресурс турбину и заменили новой. Кроме того, имелись восемь дизель-генераторов общей мощностью 14 тыс. кВт. Все механизмы смонтировали на рамах с амортизирующими устройствами.

Непотопляемость кораблей должны были обеспечивать двойное дно, продольные переборки и бортовые цистерны для топлива. Две пары неубирающихся бортовых рулей уменьшали размах качки и предотвращали заливание верхней палубы в свежую погоду.

Согласно проекту, радиотехническое оборудование каждого нового авианосца должно было состоять из спутниковой и автоматизированной систем обработки информации и обмена ею «Линк-11» и «Линк-14» и средств связи компании «Маркони», радиолокационных станций — обнаружения воздушных целей на расстоянии 265 км; надводных кораблей; навигационной и двух, служащих для управления огнем оборонительного вооружения. Поиск подводных лодок осуществлялся подкильной гидроакустической станцией, работающей в активном режиме.

Корабли оснастили средствами радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. В составе авиационной группы было восемь-девять «Си Харриер», девять противолодочных вертолетов «Си Кинг» HAS.5 и три «Си Кинга» ABW.2 дальнего радиолокационного обнаружения. Последние в 90-х гг. собирались заменить усовершенствованными «Мерлинами» ЕН-101. Состав авиагруппы мог меняться.

. 14 апреля 1973 г. компания «Виккерс» в Барроуин-Фирнесс получила заказ на строительство головного авианосца и 20 июля корпус R05 «Инвинсибл» заложили на стапеле, 3 мая 1977 г. спустили на воду и 11 июля 1980 г. корабль зачислили в состав Королевского флота. Его оборонительное вооружение состояло из зенитноракетного комплекса «Си Дарт» (боекомплект 36 ракет, досягаемость 40 км), трех 30-мм зенитно-артиллерийских установок «Голкипер» (4200 выстрелов в минуту), двух 6-ствольных 20-мм пушек «Вулкан-Фаланкс» с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту. Позже состав вооружения менялся.

7 октября 1976 г. на верфи «Сван Хантер» в Уэллсэнде началось строительство R06 «Илластриес», 1 декабря 1978 г. его спустили на воду и 20 июня 1982 г. ввели в строй.

14 декабря 1978 г. на том же предприятии заложили R07 «Арк Ройаль» (спущен 2 июня 1981 г., поднял флаг 1 ноября 1985 г.). У него угол подъема носовой рампы (трамплина) увеличили до 12°, зенитно-ракетный комплекс сместили к корме, число 20-мм «Вулкан-Фаланксов» довели до трех, установили 30-мм пушку «Эрликон», внедрили конструктивные усовершенствования — длина корабля возросла до 209,1 , ширина до 36 м, а водоизмещение достигло 20000 т. «Илластриес» и «Арк Ройаль» еще строились, а их старший собрат успел получить боевое крещение.

В 1982 г. Аргентина заявила о претензиях на Фолклендские (Мальвинские) острова, захваченные Англией еще в 1833 г., направила к ним боевые корабли и высадила десанты^ Британцы послали туда через Атлантику, группу кораблей, в том числе авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл», на которых было 20 «Си Харриеров», кроме них, в боях участвовали и армейские «Харриеры» и другие самолеты.

Британская авиация блокировала аэродромы противника, днем и ночью атаковала его на суше и в океане, поддерживала действия морской пехоты, при этом показала полное превосходство над неприятелем в выучке и тактике. Например, летчики «Си Харриеров» выработали и успешно применяли новый прием — заметив нагоняющий их аргентинский истребитель или приближающуюся с хвоста ракету, они изменяли вектор тяги силовой установки, их самолет как бы подскакивал или тормозился, уклоняясь от ракеты и пропуская вперед противника. После этого оставалось только занять выгодное для атаки положение. В боях над Фолклендскими островами только «Си Харриеры» записали на свой счет 23 аргентинских самолета.

После конфликта на авианосцах типа «Инвинсибл» сочли необходимым увеличить количество скорострельных зенитных пушек калибром 20 и 30 мм, оказавшихся весьма эффективным средством поражения низколетящих самолетов и противокорабельных ракет.

В 1986—1989 гг. «Инвинсибл» прошел очередной ремонт и, одновременно, модернизацию. Подъем носовой рампы довели до 12° (как было на «Арк Ройаль»), ангар увеличили, чтобы размещать в нем вертолеты «Мерлин», установили новые радиолокатор, гидроакустическую аппаратуру, системы связи, на 50% нарастили вместимость погребов для торпед, бомб и цистерн для авиационного топлива. После этого водоизмещение корабля возросло на 600 т, что, впрочем, не сказалось на его ходовых и маневренных качествах

В 1989 г. авианосцы этого типа ввели в состав 3-й флотилии надводных кораблей Королевского флота. Два находились в строю, третий в резерве или ремонте. В 1991 г. на «омоложение» поставили «Илластриес», усилив его оборонительное вооружение четырьмя зенитноракетными комплексами «Си Вульф» с радиолокаторами управления стрельбой, ангар приспособили для базирования многоцелевых вертолетов. В десантном варианте корабль принимал вместо противолодочных 16 транспортных вертолетов и усиленный батальон морской пехоты.

А что же дальше, кто последует за «Инвинсиблами»? Еще в 1989 г., на 10-й выставке военно-морской техники в Портсмуте, компания «Виккерс» представила проект авианесущего корабля водоизмещением 20 000 т, разработанного на основе корпуса коммерческого судна. Его предполагалось оснастить «Си Харриерами», тяжелыми вертолетами, зенитными ракетными комплексами «Си Вульф» с вертикальными пусковыми установками и артиллерийскими «Голкипер».

Нелишне напомнить, что 25 мая 1982 г. аргентинские летчики потопили вспомогательный авианосец «Атлантик конвейер», с которого уходили на боевые задания «Си харриеры» и вертолеты. Англичане получили его, переделав обычный контейнеровоз, в частности, усилив палубу. Что же, истории свойственно повторяться..

Английский легкий авианосец типа «Инвинсибл»:

Водоизмещение стандартное — 16000 т, полное — 19500 т, скорость — 28 узлов, вооружение: 8—9 самолетов «Си Харриер», до 14 вертолетов «Си Кинг», два спаренных ЗРК «Си Дарт», две 6-ствольные 20-мм артустановки «Вулкан-Фапанкс», три 30-мм артсистемы «Голкипер», две 20-мм зенитные пушки «Эрликон», мощность силовой установки — 11 2000 л.с., дальность плавания — 5000 миль, длина — 206,6 м (по ватерлинии 192,8 м), ширина — 31,9 м (27,5 м), осадка — 6,4— 8 м, высота борта — 21,5м. Экипаж — 666 моряков и 402 человека летнотехнического состава

Игорь БОЕЧИН
Техника-Молодёжи, №4’2004

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector