Многоцелевой авианосец «John F. Kennedy» (США)
178 Авианосец USS John F. Kennedy CV-67 09 10 1973
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 178. Северная Атлантика. Авианосец «USS John F. Kennedy» CV-67. 09.10.1973 г.
Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: Фотоснимок в неблагоприятных погодных условиях на пределе дальности через объектив корабельный призматический визир БПК «Свирепый». Авианосец «USS John F. Kennedy» CV-67 в «фас» и в «профиль» в Северном море 07 октября 1973 года. В центре иллюстрации – единственный оставшийся рисунок автора из корабельной стенгазеты от 10 октября 1973 года. Формат рисунка большой, поэтому пришлось делать из него на сканере фотомонтаж.
Вот так, не жалея топлива и турбин, БПК «Свирепый» нёсся сквозь штормовую непогоду, порождённую далёким субтропическим ураганом Фрэн, навстречу эскадре «вероятного противника» и своей судьбе.
Напоминаю, режим постоянной боевой готовности на БПК «Свирепый» с начала арабо-израильской войны «Судного дня» никто не отменял. Мы жили и служили практически в условиях постоянной «Боевой тревоги».
Сегодня, 9 октября 1973 года, нашей целью опять был ударный авианосец США «Джон Ф. Кеннеди» или «USS John F. Kennedy» бортовой номер: CV-67.
Это с его палубы 4 октября 1973 года взлетели два истребителя F-4 Phantom II и пошли на перехват советского самолёта-разведчика Ту-16Р (по классификации НАТО – «Badger»), ведомого полковником Свиридовым. Наш самолёт контролировал учения ВМС США-НАТО в Северном море «Быстрое движение» («Rapid motion») 04-09.10.1973 г.
Американский ударный авианосец «Джон Ф. Кеннеди» («USS John F. Kennedy» CV-67) в это время участвовал в манёврах АУГ из 17-19 кораблей США и НАТО в Норвежском море.
Американский «фантом» F-4 настолько приблизился к советскому самолёту-разведчику, что «чиркнул» своим килем крыло Ту-16Р полковника Свиридова. Самолёты получили повреждения, которые всё же позволили им продолжить полёт.
За АУГ «Быстрое движение» в Северном и Норвежском морях следил ЭМ «Бойкий» (Краснознамённый Северный флот), но после аварии он вынужден был уйти к себе в базу и слежение за авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и сопровождавшим его крейсером «Ньюпорт Ньюс» принял на себя наш корабль, БПК «Свирепый».
Поздно вечером, практически ночью 06 октября 1973 года, в тёмном и туманном штормовом Северном море мы нашли эти корабли «вероятного противника», и не просто «нашли», а вошли в состав их ордера, стали как бы «кораблём охранения» этого действительно ударного и опасного американского авианосца и долго их сопровождали до самого Северного Полярного круга.
«Джон Ф. Кеннеди» («USS John F. Kennedy» CV-67) – это последний американский авианосец с котлотурбинной силовой установкой из серии авианосцев типа «Kitty Hawk» («Китти Хок»). После него американцы строят исключительно атомные авианосцы типа «Честер У. Нимиц».
Обозначение «CV-67» означает «многоцелевой авианосец бортовой номер 67», который одновременно является ударным (CVA) и противолодочным (CVS) авианосцем. Другие авианесущие боевые корабли ВМС США имеют следующие обозначения классификации: атомные ударные (CVAN), лёгкие авианосцы (CVL), десантные вертолётоносцы (LPH) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), то есть учебные корабли.
Начиная с 70-х годов противолодочные авианосцы (CVS) постепенно выводят из боевого состава ВМС США и их боевые задачи перекладывают на ударные авианосцы, то есть делают многоцелевые (CV) и атомные многоцелевые (CVN) авианосцы.
Всего в США построено 4 ударных авианосца типа «Kitty Hawk»: «USS Kitty Hawk (CV-63)», «USS Constellation (CV-64)», «USS America (CV-66)» и «USS John F. Kennedy (CV-67)».
Все эти авианосцы были построены в период 1956-1984 гг. на судоверфях: NY Shipbuilding Corporation, Brooklyn Navy Yard и Northrop Grumman Corp.
Все эти авианосцы имеют стандартное и полное водоизмещение (соответственно) – 60 933-61 174 / 80 945-84 914 т., длину, ширину и осадку (соответственно) – 300-320 / 76,7-86 / 11,3-12 м., предельную скорость хода – 34 узл. (62.968 км/час) и дальность автономного плавания – 19 300 миль (31;060,3392 км).
Общая численность моряков и военнослужащих на этих авианосцах (типовая) – 4685-5624 чел., из которых 502 штатных офицера.
Для самозащиты авианосцы типа «Kitty Hawk» имеют зенитно-ракетный комплекс Mk-10 ЗРК «Терьер». Авиагруппа каждого авианосца состоит самолётов и вертолётов разных типов (до 100 единиц).
После строительства в 1961 году самого большого американского авианосца «USS Enterprise» и трёх первых авианосцев типа «Китти Хок» в 1968 году вступил в строй последний корабль этой серии «USS John F. Kennedy» (проект 127С) и это был уже отдельный тип авианосных кораблей, – он стал ударным авианосцем.
На авианосце «USS John F. Kennedy» (CV-67) была установлена механизированная система подачи боеприпасов для самолётов и вооружения, которая могла подавать на ангарную палубу боеприпасы со скоростью до 2,5 т/мин. Причём по пути боеприпасы проходили через водонепроницаемые тамбуры, обеспечивающие авианосцу практическую непотопляемость в бою.
В качестве ГЭУ (главной энергетической установки» на авианосцах типа «Kitty Hawk» («Китти Хок») установлены 8 паровых котлов «Foster-Wheeler», которые обеспечивают работу четырёх паровых турбин общей мощностью в 280 000 л.с.
Эти авианосцы имеют по четыре винта, которые позволяют им идти по спокойному морю на скорости в 33,6 узла. ГЭУ и электростанция авианосца «USS John F. Kennedy» (CV-67) усилены двумя дополнительными турбогенераторами мощностью по 750 кВт, что позволяет «с лихвой» обеспечить электроэнергией корабль, экипаж, вооружение и парк самолётов.
«USS John F. Kennedy» (CV-67) изначально вооружался зенитными восьмиствольными ракетными ПУ «Sea Sparrow» класса «поверхность-воздух» Terrier с запасом 40 ракет на установку.
Однако главным оружием любого американского ударного авианосца, в том числе «USS John F. Kennedy» (CV-67), являются самолёты и вертолёты.
Удлинение взлётной палубы на «USS John F. Kennedy» (CV-67) позволило иметь такие тяжёлые ударные самолёты, как А-3 SkyWarrior или A-5 Vigilante. На американских ударных авианосцах могут размещаться: Истребители F-4B — 24 шт; Истребители F-8E — 12 шт; Разведчики RF-8G — 4 шт; Штурмовики А-4С — 24 шт; Штурмовики А-ЗВ — 10 шт; Штурмовики A-1J/A-1H — 12 шт; Разведчики RA-3B — 3 шт; Самолета РЭБ ЕА-ЗВ — 3 шт; Самолета ДРЛО 0Е-1В — 4 шт; Вертолета UH-2A — 4 шт (всего – 100 шт).
«USS John F. Kennedy» CV-67 был заложен на судоверфи «Northrop Grumman Shipbuilding» 22 октября 1964 г., спущен на воду 27 мая 1967 г. и вошёл в состав ВМС США 7 сентября 1968 г. (первая БС – боевая служба).
(1 августа 2007 года «USS John F. Kennedy» CV-67 будет выведен из состава флота и установлен в базе резерва ВМФ США в Филадельфии).
На американских авианосцах на палубе работают команды в разных по цвету рабочих куртках-жилетах: в жёлтых куртках – управленцы перемещением всех самолётов, в зелёных – обслуживающие палубы, в коричневых – обслуживающие самолёты, в фиолетовых – обеспечивающие заправку топливом, в красных – вооружением, а в белых – отвечающие за безопасность везде и всюду.
На полётной палубе авианосца, как правило, в деле находится от 200 до 500 человек, причём вахты длятся около 16 часов кряду. Режим работы палуб авианосца – 20 минут на запуск и 20 минут на посадку. После этого перерыв на заправку самолётов топливом и обслуживание агрегатов плавучего аэродрома.
На «USS John F. Kennedy» CV-67 четыре газовые катапульты, которые запускают по три самолёта одновременно в течение одной минуты. Это я видел сам, своими глазами, запечатлел на фотоплёнке и записал в своём разведотчёте.
Я сам наблюдал в корабельный перископический визир, как самолёт выруливает к катапульте, как поднимаются дефлекторы, защищающие команду от горячей газовой струи из двигателя самолёта.
Я видел, как прикрепляется к самолёту снизу устройство катапульты, чтобы удерживать его перед запуском. Самолёт начинает реветь своими двигателями, но не трогается с места. Затем там что-то ломается и самолёт практически «выстреливается» с палубы авианосца.
Самолёт соскакивает на переднем обрезе лётной палубы, проседает вниз почти до самой воды, а потом с рёвом и с натугой набирает высоту. Истребители и штурмовики легче соскальзывают с палубы на взлёте и резче набирают высоту. Когда самолёты взлетают один за другим или звеньями, то шум очень сильный…
Этот процесс взлёта и посадки мы смогли видеть только в первый день нашего пребывания в ордере АУГ вокруг авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67 и крейсера «Ньюпорт Ньюс» 7 октября 1973 года. После этого корабли охранения маневрировали и потихоньку оттеснили нас подальше от авианосца…
Самым опасным было приземление самолётов на палубу авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67. Некоторые самолёты пролетали над палубой, проскакивали её, заходили на второй круг и т.д. Я видел, что каждый самолёт «под брюхом» имел крюк, которым он мог зацепиться за один из нескольких (четырёх) тросов проложенных поперёк через палубу авианосца.
Я несколько раз наблюдал, как самолёт, который не зацепил этот посадочный трос, включал форсаж и взмывал вверх, чтобы снова и снова зайти на посадку. Честно скажу – хоть они и «вероятные противники», но каждый раз я переживал: сядет или не сядет самолёт на палубу авианосца. Особенно жутко было следить ночью за взлётом и посадкой самолётов на авианосце «USS John F. Kennedy» CV-67…
Последние ТТД (тактико-технические данные) авианосца CVA-67 «USS John F. Kennedy»:
Длина – 323 м;
Ширина – 76 м;
Осадка – 11,2 м;
Водоизмещение – 86000 тонн;
Судовая силовая установка – паровые турбины;
Скорость – 33,5 узла;
Экипаж – 3117 человек;
Вооружение:
Пусковые установки Mk-29 «Sea Sparrow» – 2;
Артиллерийская установка «Phalanx» 20мм – 2;
Состав авиакрыла:
Лётный персонал – 2480 человек;
Самолёты типа: F/A-18 «Hornet», F-14 «Tomcat», S-3B «Viking», EA-6B «Prowler», «Hawkeye» – всего 78 единиц.
В море на БС (боевой службе) американский ударный авианосец типа CVA-67 «USS John F. Kennedy», как правило, охраняют и обеспечивают не менее 10-12 кораблей и судов разного назначения, в том числе 2-3 подводных лодки.
Вот с таким не «вероятным», а реальным противником БПК «Свирепый» должен был встретиться в штормовом Северном море ночью 09 сентября 1973 года.
Однако вместо ударного авианосца «USS John F. Kennedy» CV-67 мы вновь обнаружили американский крейсер «Ньюпорт Ньюс».
«Ньюпорт Ньюс» ночью 9 октября 1973 года шёл в Северном море один и почему-то без ходовых корабельных огней…
USS John F. Kennedy (1967)
USS John F. Kennedy (CV-67)
Содержание
Общие сведения
Авианосцы типа Kitty Hawk стали последней серией американских авианосцев с традиционной энергетической установкой. Долгое время вместе с предыдущим типом Forrestal они составляли основу ВМС США, приняв участие в ряде локальных конфликтов. Хорошо отработанная конструкция кораблей в сочетании со своевременными модернизациями позволила им оставаться в строю флота вплоть до начала XXI века.
Ударный авианосец USS John F. Kennedy (CVA-67) строился по проекту 127B, несколько отличающемуся от головного корабля.
Описание конструкции
Авианосец строился по усовершенствованному проекту и отличался некоторыми конструктивными улучшениями – прежде всего, системой бронирования.
История
Заложен 22 октября 1961 года, спущен на воду 27 мая 1967 года, введён в состав флота 7 сентября 1968 года, выведен из состава флота 1 августа 2007 года.
1975 год — столкновение авианосца «Джон Ф. Кеннеди» с крейсером «Белкнап», крейсер был залит топливом из пропоротого борта авианосца и практически полностью уничтожен огнём.
Изначально по проекту «Джон Кеннеди» должен был быть построен с ядерной энергетической установкой, но в процессе строительства проект был изменён, и авианосец получил паротурбиную энергетическую установку.
Большая часть походов на боевое дежурство осуществлялось в Средиземное море. После нескольких столкновений с другими судами получил прозвище «Консервный нож».
Не считая ремонта, авианосец прослужил около 40 лет, церемония вывода из состава флота состоялась 1 августа 2007 года. В фильме «2012» именно этот авианосец обрушивается на Белый дом в Вашингтоне вместе с гигантской волной цунами.
Место дислокации
База ВМС США Мэйпорт до 2007 г. База резерва ВМФ США в Филадельфии, штат Пенсильвания — современное место швартовки на реке Делавэр
Интересные факты
Изначально по проекту «Джон Кеннеди» должен был быть построен с ядерной энергетической установкой, но в процессе строительства проект был изменён, и авианосец получил паротурбиную энергетическую установку.
Корабль был освящен девятилетней Кэролайн Кеннеди — дочерью тогдашнего президента.
С авианосца планируется снять всё вооружение, после чего он превратится в музей.
Это последний американский авианосец, использующий в качестве топлива мазут, и один из авианосцев-рекордсменов по продолжительности службы (около 40 лет).
В фильме «2012» именно этот авианосец обрушивается на Белый дом в Вашингтоне вместе с гигантской волной цунами.
Этот корабль принимал участие в боевых операциях, в частности, в Ливане (1983), Ливии (1988), Афганистане (2002) и Ираке.
См. также
Литература и источники информации
- Чечин А. А., Околелов Н. Н. Авианосцы типа FORRESTAL. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №7/2006. — 32 с.
- “Суперавианосцы” американского флота (англ.)
Галерея изображений
Вид на «остров» авианосца
Многоцелевой авианосец «Джон Ф. Кеннеди» (в центре) в составе соединения
Общий вид авианосца
Лейтенант ВМС США Джон Ф. Кеннеди – будущий президент, в честь которого назовут корабль
Миллиарды для “Джона Кеннеди”
5 июня интернет-портал defensenews.com опубликовал сообщение о том, что ВМС США подписали контракт с корпорацией Huntington Ingalls Industries на выполнение работ по строительству нового атомного авианосца John F. Kennedy (CVN 79). Сообщается, что подписанию предшествовали месяцы напряжённых переговоров и сумма контракта составила примерно 4,3 млрд долларов США. При этом большая часть платежа (3,353 млрд долларов) оплачивается подрядчику в рамках основного контракта за судостроительные работы и дальнейшую разработку проектно-дизайнерской документации. Вторая часть оплаты в размере 941 млн долларов вносится в качестве дополнений для оплаты подрядов по производству стали, изготовлению металлоконструкций и сборке корабельных блоков. Работы по контракту также включают в себя инженерный сервис и логистические услуги.
Майк Шаукросс, вице-президент судостроительной компании Newport News Shipbuilding (дочернее предприятие Huntington Ingalls Industries), прокомментировал это событие так: «Эти поступления очень важны не только для нас, но и для тысяч субподрядчиков со всей страны, которые поставляют нам оборудование, металлопрокат, конструкции, трубы и кабели, идущие на строительство John F. Kennedy – этой передовой платформы национальной обороны». Шаукросс также добавил, что все участники проекта имеют опыт строительства первого авианосца этой серии и готовы применить его при создании выдающегося во всех отношениях корабля.
Торжественная церемония первой резки металла, с которой стартовал процесс постройки нового авианосца, состоялась в декабре 2010 года, и к сегодняшнему дню монтажники-судосборщики уже построили более 450 из 1100 конструктивных корабельных блоков. Официальная закладка киля корабля намечена на 22 августа этого года, спуск авианосца на воду запланирован на 2018 год, а полностью строительство USS John F. Kennedy будет завершено к 2020 году.
USS John F. Kennedy, второй корабль Форд-класса, был заложен на верфях Newport News Shipbuilding в декабре 2010 года. Ранее серия именовалась CVN-21, и первым в ней стал атомный авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78). Корабли этой серии должны прийти на смену предыдущему поколению авианесущих кораблей классов Nimitz и Enterprise. При постройке авианосцев Форд-класса применяются новейшие достижения техники и внедрены прогрессивные конструктивные решения (в частности, стелс-технологии). Кроме того, при проектировании USS John F. Kennedy были внесены значительные изменения в конфигурацию внутренних помещений, а также архитектуру надстройки и взлётной палубы. Усовершенствование системы управления вооружением и повышение уровня автоматизации многих рабочих процессов позволит уменьшить численность экипажа на 500–700 и более человек. Общая численность экипажа вместе с авиагруппой и офицерами штаба составит около пяти тысяч человек. По размерам и конфигурации корпуса, обводам и расположению надстройки новый авианосец внешне похож на USS Nimitz, на смену которому он придёт. Длина корабля составляет более 330 м, а ширина в наибольшей части – около 78 м.
Согласно программе развития американского флота, запланирована постройка десяти авианесущих кораблей Форд-класса с ядерными силовыми установками. Их предполагается вводить в строй поэтапно, с интервалом примерно в пять лет и завершить строительство всей серии в 2058 году. График рассчитан таким образом, чтобы ввод новых авианосцев в строй происходил одновременно с выводом из эксплуатации старых кораблей, достигших предельного пятидесятилетнего срока службы.
Благодаря модернизации ядерных силовых установок и значительному повышению их эффективности USS John F. Kennedy не будет нуждаться в дозаправке топливом в течение около 50 лет (для сравнения, USS Enterprise мог работать без дозаправки 13 лет). Силовая установка авианосца будет на 25% мощнее, чем на первом корабле серии, а мощность электрогенераторов увеличена в 2,5 раза в сравнении с аналогичным оборудованием авианосца USS Nimitz. Два современных ядерных реактора А1В, вращая четыре корабельных винта, смогут разогнать корабль водоизмещением в 100 тыс. т до скорости в 35 узлов (почти 56 км/час). Увеличенная мощность силовых установок и усовершенствованная электроэнергетическая система обеспечат стабильную работу всего судового оборудования, включая четыре катапульты, а также лазерное и электромагнитное вооружение.
Авианосец John F. Kennedy будет нести на борту до ста самолётов, вертолётов и боевых беспилотных летательных аппаратов, обеспечивая примерно 160 вылетов в сутки (в экстремальной боевой ситуации возможно увеличение этого показателя до 220 вылетов). На авианосцах серии используется новейшая электромагнитная катапульта (вместо устаревшего парового оборудования) и модернизированная система торможения (аэро-финишер). Нововведения улучшили управляемость взлёта и посадки, при этом исключив экстремальные нагрузки на пилотов и авиатехнику и, в целом, повысив безопасность палубных операций. Кроме того, отказ от парового оборудования существенно снизил интенсивность коррозии судовых систем.
История присвоения названия авианосцу John F. Kennedy являет собой череду переименований. В декабре 2007 года в честь годовщины атаки на Перл-Харбор было предложено присвоить кораблю имя USS Arizona (вероятно, в память о потопленном японцами одноимённом линкоре). В 2009 году возникло иное предложение – назвать будущий авианосец именем Барри Голдуотера (известного сенатора от штата Аризона). В мае 2011 года Министерство обороны объявило о своём решении присвоить кораблю имя Джона Фицджеральда Кеннеди – 35-го президента Соединённых Штатов, который в молодости служил в военно-морском флоте.
На вооружении нового авианосца будут находится две установки с ракетами средней дальности RIM-162 ESSM (производитель – компания Raytheon). Каждая ПУ состоит из восьми контейнеров по четыре ракеты класса «корабль-воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Это оружие предназначено для борьбы с высокоскоростными и манёвренными противокорабельными ракетами на дистанциях до 50 км. Ещё две пусковые зенитно-ракетные установки RIM-116 (совместное производство компаний Raytheon и Diehl BGT (Германия) предназначены для ближнего радиуса обороны корабля и могут поражать скоростные цели на дистанциях от 500 м до 10 км при минимальной высоте мишени 4 м. Ракетное вооружение корабля дополняют шесть скорострельных автоматических пушек – две установки Phalanx (калибр 20×102 мм) и четыре M2 (12,7 мм). Помимо этого, предусмотрена возможность установки на авианосце лазерного или рельсотронного вооружения.