0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор»

15 августа 2013 года на воду был спущен первый быстроходный патрульный катер, построенный по проекту 03160 «Раптор». Данный катер был спроектирован специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. В настоящее время военным морякам переданы 4 катера данного типа, еще 4 катера находятся в стадии постройки и должны быть сданы флоту до конца 2015 года. Катер «Раптор» был представлен на акватории Международного военно-морского салона, который проходил с 1 по 5 июля в Санкт-Петербурге. Катера проекта «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми и маневренными вооруженными катерами в нашей стране.

Быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — это серия катеров прибрежной зоны, которые могут выполнять задачи в светлое и темное время суток. Данные быстроходные катера на флоте планируется использовать для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. В зависимости от необходимости один такой катер может перевезти 20 человек с вооружением и снаряжением, а также нести боевую службу в заданном районе, перехватывать и задерживать плавсредства нарушителей и т.д. Одной из особенностей катеров данного проекта является тот факт, что они в состоянии двигаться на любых курсовых углах при волнении на море до 5 баллов включительно: на скорости 20 узлов при высоте волн 4,5 метра и на скорости 28 узлов при высоте волн 2,5 метра. Таким образом, конструкция катера обеспечивает ему отличную мореходность, высокую скорость движения, безопасность и эффективность при разных условиях эксплуатации.

Катера проекта «Раптор» в состоянии работать в прибрежной морской зоне, в проливах и устьях рек. Установленное на катере оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от своей базы. Корпус катеров данного проекта выполнен из алюминия.

Назначение катеров проекта 03160 «Раптор»:

— Доставка групп десанта до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при посадке и высадке группы.

— Несение дежурства в указанных районах.

— Обеспечение обороны пунктов базирования судов флота на незащищенных рейдах от атак малоразмерных надводных, наземных и воздушных целей.

— Обеспечение действий подразделений спецназначения из состава морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при выполнении задач по охране государственной границы РФ.

Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). Дальность обнаружения целей составляет 3 000 метров, прицельная дальность стрельбы — 2 000 метров. Дополнительным вооружением являются два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62-мм, которые устанавливаются на вертлюжных установках.

Катера проекта «Раптор» отличаются наличием бронезащиты. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера были оборудованы броневой защитой, которая соответствует по пулестойкости российским классам защиты «5» и «5А». Иллюминаторы катера выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

Головной быстроходный патрульный катер «П-274» проекта 03160 «Раптор» с заводским номером «701» был спущен на воду 15 августа 2013 года. 27 августа того же года были проведены его заводские испытания. С 31 декабря 2014 года в составе Новороссийской военно-морской базы проходили испытания уже 3 катера данного проекта. 5 марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского флота России в Новороссийске государственная приемочная комиссия провела приемку данных патрульных катеров. 12 июня 2015 года в День России на данных катерах были подняты Андреевские флаги, все три катера были зачислены в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. Речь идет о быстроходных патрульных катерах «П-274» заводской номер «701» и первом и втором серийном катерах данного проекта с заводскими номерами «П-275» и «П-276» и заводскими номерами «702» и «703» соответственно. Третий серийный катер данного проекта «П-281» с заводским номером «704» был спущен на воду в 2014 году. 25 марта 2015 года он был принят государственной комиссией, после чего был доставлен в место базирования — в порт Кронштадт. Быстроходный патрульный катер будет использоваться для проведения различных операций в составе Балтийского флота России.

Внешне новый российский катер, строящийся на заводе «Пелла» в Санкт-Петербурге, очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H, которые также известны под обозначением CombatBoat 90 или CB90. Эти катера разработки и производства шведской компании Dockstavarvet широко используются с 1991 года. Всего построено более 250 катеров данного типа. Катер оказался достаточно удачным и был принят на вооружение ряда государств. Данные катера активно эксплуатируются военно-морскими силами и различными силовыми структурами Швеции, Норвегии, США, Греции, Мексики, Бразилии и ряда других государств. Скорее всего, российский «Раптор» стал лицензионной версией шведского многоцелевого катера, которая пополнила ряд многочисленных вариантов и модификаций оригинального Strb 90H. При этом, судя по всему, российская адаптация катера слегка больше по габаритным размерам, получила более мощные двигатели (за счет этого увеличилась скорость хода) и более мощное вооружение. На российских катерах основным оружием является 14,5-мм пулеметный модуль, тогда как на западе в основном используются пулеметы калибра 12,7-мм.

Во всех государствах, в которых катера проекта Strb 90H и их разновидности стоят на вооружении, они используются для патрулирования акваторий, высадки морских десантов, проведения поисково-спасательных работ и осуществления спецопераций. Для всех катеров данного типа характерно наличие носовой аппарели десанта, которая используется для высадки десанта на берег и по ширине способна пропускать по одному десантнику одновременно. Сразу за аппарелью расположена рубка, в которой оборудованы места для работы двух членов экипажа. За рубкой находится десантное отделение, в котором на удобных сидениях может разместиться 20 человек. Помимо высадки через носовую аппарель десантники могут высаживаться через задние и верхние люки десантного отсека.

Читать еще:  Головной тральщик Type 331 «Lindau» (Германия)

Корабли проекта 03160 «Раптор» не являются первыми подобными катерами, поступившими на вооружение нашей страны. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны (ФСО) закупила у шведской компании Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII (строительные номера 534, 548-550, 558, 569-574), которые использовались на различных российских акваториях. Эти катера представляли собой несколько уменьшенные по размерам «коммерческо-правоохранительные» варианты популярных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ90) и в отличие от своих военных прародителей не имели штатного бронирования и вооружения. Катера со строительными номерами 569 и 570 поступили в ФСО в 2011 году, первоначально они базировались в Москве, но осенью 2013 года оба катера переправили в Новороссийск, где они были переданы в состав ВМФ России. Известно, что эти катера применялись для обеспечения безопасности во время проведения в Сочи Зимних Олимпийских игр. После катера перебросили в Севастополь, где они участвовали в обеспечении визита туда президента России Владимира Путина 9 мая 2014 года.

Тактико-технические характеристики:
Главные размеры: длина наибольшая — 16,9 м, ширина наибольшая — 4,1 м, осадка максимальная — 0,9 м.
Водоизмещение — 23 тонны.
Скорость хода — 48 узлов.
Суммарная мощность силовой установки — 1690 кВт.
Дальность плавания — 300 миль на экономичном ходу.
Экипаж — 2 человека.
Спецперсонал — 20 человек.
Вооружение: боевой модуль «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм, 2х7,62 мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.

Невидимый «Раптор»: чем уникален самый скоростной катер ВМФ РФ

От перехвата нарушителей до поддержки спецназа

Патрульные или, как их еще называют, десантно-штурмовые катера типа «Раптор» предназначены для действий в 100-мильной прибрежной зоне действия. Еженедельник «Звезда» составил список задач, которые выполняют «Хищники»:

— несут дежурство (патрулирование) в назначенных районах;

— выполняют перехват и задержание маломерных надводных целей (нарушителей);

— перевозят досмотровые группы, подразделения морского десанта или спецназа численностью до 22 человек с личным оружием, оборудованием и боезапасом, обеспечивая при этом максимально возможную быстроту при высадке и посадке;

— обеспечивают действия подразделений спецназначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также оказывают содействие силам пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны государственной границы;

— принимают участие в обороне пунктов базирования, кораблей, судов, различных морских платформ и сооружений от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей, а также подавляют наземные огневые точки в интересах групп спецназа или десанта;

— выполняют поисково-спасательные мероприятия в районах патрулирования.

«Хищник» с элементами «невидимки»

Корпус «Раптора» выполнен из алюминиевого сплава, причем в носовой его части устроена аппарель для высадки десанта. За аппарелью расположены проход в десантное отделение и рубка катера. В десантном отделении могут быть размещены десантная или досмотровая группа, контртеррористическое подразделение, водолазы и спасатели, медперсонал с оружием и снаряжением. Посадка десантной группы на катер обычно выполняется через задний люк десантного отсека. Таким же образом они могут и покидать десантное отделение. В передаче цикла «Военная приемка» командир одного из катеров типа «Раптор» Максим Панин, в частности, отметил, что водо- и газонепроницаемая дверь десантного отсека позволяет не пропускать воду в другие помещения.

Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 тонны, наибольшую длину 16,9 метра, наибольшую ширину 4,1 метра, его фиксированная высота составляет около 3,5 метра, а максимальная осадка не превышает 0,9 метра. Штатный экипаж катера — всего два человека. Силовая установка «Раптера» уникальна. Она включает два дизеля мощностью по 1100 лошадиных сил и два водомета, которые способны эффективно работать даже в случае неполного заполнения канала водой. Это позволяет катеру выполнять сложные маневры с большим креном. «Раптор» может развивать максимальную скорость хода до 48-50 узлов и совершать на экономичном ходу плавание на дальность до 300 миль.

По заявлению разработчиков, катер способен выполнять задачи при волнении до пяти баллов. На скорости 28 узлов — при высоте волны 2,5 метра, 20 узлов — при высоте волны 4,5 метра. На сегодняшний день «Рапторы» — самые скоростные боевые катера, которыми располагает российский Военно-Морской Флот. С ними не способен тягаться ни один более крупный корабль — ни наш, ни вражеский. «Хищник» может догнать любого противника.

Водоплавающий «танк»

Одна из изюминок «Раптора» — мощная система бронирования, разработанная специально для него. Помещение специального персонала (десанта) и рулевая рубка бронированы по классу защиты 5 и 5А, а иллюминаторы изготовлены из пулестойкого бронестекла толщиной 39 миллиметров.

Не менее внушителен и состав вооружения «Хищника». Прежде всего это уникальный по боевым возможностям отечественный универсальный боевой гиростабилизированный автоматизированный дистанционно управляемый модуль «Управа-КОРД» разработки санкт-петербургского НПО «Карат» и ковровского Завода им. В. А. Дегтярева. В составе модуля: 14,5-миллиметровый крупнокалиберный пулемет КПВТ или 12,7-миллиметровый пулемет «КОРД», а также два 7,62-миллиметровых пулемета 6П41 «Печенег», которые размещаются на вертлюжных установках побортно в кормовой части катера. С таким вооружением «Раптор» действительно способен управиться с любым нарушителем и даже подавить хорошо защищенную огневую точку. «Управа-КОРД» любую цель превратит в решето.

Читать еще:  Корабль противоминного обеспечения типа «Inchon» (США)

Боевой модуль «Управа-КОРД» устанавливается за рулевой рубкой катера и получает целеуказания по каналам собственного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ), в состав которого входят:

— телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием);

— лазерный подсветчик цели.

Причем наружные окна ГОЭМ очищаются от грязи в автоматическом режиме, что обеспечивает уверенное обнаружение цели на дальности до 3000 метров и возможность ведения прицельного огня на дальности до 2000 метров. Система управления огнем боевого модуля «Управа-КОРД» обеспечивает поиск и обнаружение целей, в том числе на фоне помех, выработку данных целеуказания по ним, после чего по команде открывает огонь.

Вначале выполняется пристрелочная очередь, после чего система управления сама корректирует огонь до полного поражения цели. В то же время в системе управления огнем предусмотрен и предупредительный режим — для производства предупредительного огня по судну-нарушителю. После выбора необходимого режима система управления огнем самостоятельно вычисляет точку на безопасной дистанции от цели и дает предупредительную очередь. Кто не понял и проигнорировал предупредительный огонь, получает огонь на поражение. При необходимости «Раптор» может быть вооружен и модулем с автоматическим гранатометом, что превращает его в полноценную водоплавающую «мини-Катюшу».

Особо отметим, что экипажи быстроходных патрульных катеров типа «Раптор» в обязательном порядке проходят комплексную подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге и на заводе-изготовителе.

Не только поразить, но и спасти

Впрочем, «Раптор» может не только уничтожать силы и средства противника и высаживать десант, но и выполнять спасательные операции. Правда, это будет делать уже не патрульный или десантно-штурмовой катер, а его специализированный медицинский, оснащенный особой системой жизнеобеспечения вариант. Главная задача такого «Хищника» — скоростная перевозка двух пострадавших в сопровождении медперсонала, а также спасение людей в районе несения дежурства на расстоянии до 100 миль.

Но есть у «Раптера» и официальные функции. Предназначение подвида такого «Хищника» — транспортное обслуживание представителей военного командования. Именно «Раптор» день и ночь дежурит у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Патрульный катер «Раптор» — быстр, вооружен и очень опасен

Проект 03160, шифр «Раптор», — это быстроходный патрульный катер прибрежной зоны.

«Мангуст» — хорошо, но нужно лучше

Довольно странно было бы наклепать весь флот из одних авианосцев (хотя, порой, и очень хочется) или атомных подводных лодок. Попробуйте, например, на авианосце или атомарине патрулировать портовую акваторию. Или осуществлять задержание в лабиринте шхер малоразмерной скоростной цели, вроде широко распространенной жестко-надувной лодки «Zodiac». Результат подобного перформанса, думаем, был бы вполне предсказуемым.

В 80-е советский флот для патрулирования акватории, обороны пунктов базирования ВМФ, осуществления поисково-спасательных работ, а также обнаружения, перехвата и задержания малых надводных целей активно использовал сторожевые катера проекта 1400, шифр «Гриф». Спроектированные в 1967 году ЦКБ «Алмаз» для использования морскими частями погранвойск КГБ СССР 36-тонные «Грифы» вполне отвечали своему предназначению. Построенные в количестве более 300, некоторые из этих катеров до сих пор несут службу. Однако, к началу 90-х «Грифы», порядком изношенные и способные развивать лишь 29 узлов, явно устарели.

Долгое время отечественному ВМФ в силу недостаточного финансирования приходилось обходиться тем, что есть. Ситуация стала меняться лишь в начале XXI века. Для начала Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».

Всем он был хорош, особенно скоростью. 28-тонный «Мангуст» без проблем разгонялся до 53 узлов! Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Получив «Мангуст», ВМФ захотел уже не просто патрульный катер, а такой патрульный катер, который способен высаживать на необорудованное побережье диверсионно-разведывательную группу. Что подразумевало наличие у катера хоть какого-то бронирования, небольшой осадки и носовой аппарели для высадки десанта.

В общем, флоту захотелось получить катер для спецназа. Чтобы он и свою базу мог охранять, и скоростную мелочь в прилегающей акватории гонять, и в твиндек или на палубу большого десантного корабля влезать, и на вражеский берег незаметно выбираться, а если прижмет — огрызаясь из крупнокалиберного пулемета, быстро убегать.

Шведский след

«Мангуст», больше напоминавший Формулу-1 в мире катеров, под столь специфическую «хотелку» явно не подходил. Какое-то время российские кораблестроительные КБ потратили на неуверенные творческие метания… Но потом решили не изобретать велосипед, а взять уже готовую иностранную конструкцию, чтобы на ее базе и создать катер для ВМФ России.

В практике отечественного военного кораблестроения это не было чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что очень подходящий по своим ТТХ катер еще в 1991 году разработала шведская компания Dockstavarvet, и с тех пор постоянно пиарила свой Stridsbåt 90, он же — Combat Boat 90 (CB90) на всех доступных международных военно-морских выставочных площадках.

Тот факт, что катера этого проекта к концу 2010 года состояли на вооружении уже не только шведского флота, но и американского, британского, греческого, мексиканского, малайзийского и норвежского, окончательно убедил российских моряков, что CB90 — это то, что надо.

В итоге, взяв концепцию шведского катера за основу, КБ ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России к 2013 году разработало конструкцию российского патрульного катера проекта 03160. Новый патрульный катер получил соответствующий его назначению «хищный» шифр «Раптор».

Читать еще:  Минный корабль Type 343 «Hameln» (Германия)

Впрочем, часто вместо безликой классификации «патрульный» применительно к «Раптору» используется другой, более подходящий эпитет — «десантно-штурмовой».

Зубастый малыш

Корпус «Раптора» с целью облегчения конструкции выполнен из алюминиевого сплава, за счет чего его вес составляет всего 8 тонн. При этом прочностные характеристики корпуса весьма высоки: «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.

В носовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель для высадки/приема десанта. Позади первого отсека, часто именуемого экипажем «форпик», находится возвышенный над палубой ходовой пост. В нем располагаются рабочие места командира катера и рулевого-сигнальщика, отвечающего также за вооружение катера.

Основное вооружение катера располагается за ходовым постом и представляет собой разработанный ОАО «НПО «Карат» дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Последний включает в себя гиростабилизируемый оптико-электронный модуль и крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет КПВТ.

«Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, автоматически просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы. Среди типовых функций системы управления огнем модуля имеется и т.н. «предупредительный огонь». Это когда выбравший данную функцию оператор захватывает цель, а электроника сама рассчитывает угол поворота пулемета, при котором очередь не заденет цель, но аккуратно ляжет поперек ее курса.

Дальность обнаружения боевым модулем целей составляет 3 км, прицельная дальность стрельбы — 2 км. При этом дальность полета 14,5-мм пули с высокой убойной силой составляет 8 км. На дистанции в 500 метров боеприпасы КПВТ способны насквозь прошить 32-мм броню. При попадании в типовую обшивку самолета пули 12,5-мм пулемета создают пробоины диаметром до 400 мм.

В случае необходимости, вместо КПВТ боевой модуль может быть укомплектован автоматическим гранатометом.

Живучий и бронированный

«Раптор» способен принять на борт взвод морской пехоты, спецназа или боевых пловцов со всем положенным ему по штату вооружением. Позади ходового поста и под боевым модулем «Управа-Корд» находится большой десантный отсек. В нем побортно расположены 20 амортизирующих кресел со страховочными ремнями. Кресла имеют механизм индивидуальной настройки под массу своего «пользователя».
За десантным отсеком находится кормовой отсек катера, представляющий собой машинное отделение с двумя мощными турбодизелями, механизмом сцепления и водометами. Последние придают «Раптору» феноменальную маневренность, позволяя разворачиваться буквально на «пятке». Во время выхода в море за работой двигательной установки катера следит третий член экипажа — моторист.

Отсеки катера разделяются водонепроницаемыми переборками. В случае поступления забортной воды в один отсек это дает возможность избежать затопления остальных. Над машинным отделением катера имеется платформа, огражденная бронированным фальшбортом. Здесь, в случае необходимости, на вертлюжных установках побортно может устанавливаться пара 7,62-мм пулеметов «Печенег».

Кстати, о броне. Композитные панели, способные выдержать попадание 7,62-мм пуль, прикрывают не только пулеметную платформу катера, но и ходовой пост с десантным отсеком. Стекло в иллюминаторах катера также пулестойкое — толщиной в 39 мм.

Плюсы и минусы

«Раптор» оборудован самыми современными средствами связи, обнаружения и навигации. Турбодизели позволяют катеру развивать скорость до 48 узлов. В то же время на малом ходу их работа за пределами машинного отделения практически не слышна, что дает «Раптору» возможность подкрадываться к цели почти бесшумно.

Для подъема катера на палубу корабля-носителя или на берег предусмотрены специальные рымы.

Личный состав катеров типа «Раптор» до начала службы в обязательном порядке проходит комплексную и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге, а также непосредственно на предприятии-строителе.

Однако, при всех многочисленных плюсах «Раптора», есть у катера и минусы. Формирование алюминиевых корпусных конструкций оказалась делом достаточно трудоемким, что вынуждает выполнять его исключительно вручную. Также среди узлов и агрегатов катера присутствует заметное количество иностранных комплектующих. В условиях санкционной политики Запада это весьма актуализирует для производителя вопрос импортозамещения.

От Москвы-реки до Тартуса

Головной «Раптор» был спущен на воду 15 августа 2013 года. На данный момент ОАО «ЛСЗ «Пелла» сдало Флоту уже 11 патрульных катеров проекта 03160, которые несут службу на Балтийском и Черных морях.

Любопытный нюанс. Черноморские «Рапторы» успели поучаствовать не только в охране мероприятий Олимпиады-2014 в Сочи, но и в патрулировании акватории сирийского порта Тартус, где находится 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России.

Еще один «Раптор» — П-344 — можно увидеть у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки. По всей видимости, данный «Раптор» используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.

Стоит отметить, что победное шествие концепции шведского Stridsbåt 90 по постсоветскому пространству на «Рапторах» не закончилось. С явной оглядкой на шведский катер, концерн «Калашников» разработал прямого конкурента проекту 03160 — десантный катер проекта 02510 типа «БК-16». Украинцы тоже не пожелали оставаться в стороне от модных флотских веяний и объявили о начале проектирования на базе проекта CB 90 собственного десантно-штурмового катера под шифром «Кентавр».

Поскольку задача легкой транспортировки «Кентавра» на палубах и в твиндеках других кораблей перед украинскими разработчиками не ставилась, они сразу увеличили размеры своего катера настолько, чтобы он мог принять на борт не 20, а 32 десантника. И 5 членов экипажа. И 2 пулеметно-гранатометных модуля. И 2 блока с авиационными НУРСами. И морские мины. И, до кучи, решетчатые экраны для защиты от РПГ.

Водоизмещение «Кентавра» сразу «прыгнуло» до 54,5 тонн. В общем, украинское видение концепции небольшого скоростного малозаметного катера для патрулирования и спецопераций, с точки зрения военно-морских аналитиков, стало выглядеть довольно комично. Чего не скажешь о «Рапторах».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector