Подводная лодка A14 «Nacken» (Швеция)
Изобретение, превратившее шведский подводный флот в лучший в мире
Эти подводные лодки дешевые, тихие и способны нанести большой ущерб
В течение десятилетий подводные лодки выпускались в двух отдельных вариантах: традиционные дизель-электрические подводные лодки , которые должны выходить на поверхность каждый день или два, чтобы заряжать свои шумные, дышащие воздухом дизельные двигатели, и атомные подводные лодки , которые могли тихо гудеть под морем на относительно высокой скорости в течение нескольких месяцев, благодаря своим ядерным реакторам.
Разумеется, недостатком атомного двигателя является их значительная дороговизна, по сравнению с дизельными, и наличие ядерных технологий. Дизельная подводная лодка может также работать тише, отключая свои двигатели и работая на аккумуляторах, но только в течение очень короткого промежутка времени. Тем не менее, в скрытности и выносливости сохраняется разрыв, который многие страны хотели бы преодолеть по доступной цене.
Одной из таких стран стала Швеция, которая оказалась в оживленном районе напротив российских военно-морских баз на Балтийском море. Хотя Швеция не является членом НАТО, Москва ясно дала понять, что может принять меры для «устранения угрозы», как выразился Путин, если Стокгольм решит вступить в альянс или поддержать его. После того, как в 1981 году советская подводная лодка класса « Виски» села на мель всего в шести милях от шведской военно-морской базы, шведские корабли несколько раз открывали огонь по подозреваемым советским подводным лодкам в течение 1980-х годов. Совсем недавно Россия провела учения, имитирующие ядерную атаку на Швецию, и, вероятно, проникла в территориальные воды Швеции, по крайней мере, с одной подводной лодкой в 2014 году.
Еще в 1960-х годах Швеция начала разработку модернизированной версии двигателя Стирлинга, двигателя с преобразованием тепла в замкнутом цикле, впервые разработанного в 1818 году. Впервые он был использован для автомобиля в 1970-х годах, затем шведский судостроитель Kockums успешно модернизировал двигатель Стирлинга для подводной лодки Nacken военно-морского флота А14 в 1988 году. Поскольку Стирлинг сжигает дизельное топливо, используя жидкий кислород, хранящийся в криогенных резервуарах, а не в воздушно-реактивном двигателе, он может спокойно плавать под водой на низких скоростях в течение нескольких недель без необходимости всплытия на поверхность .
В конце 1990-х Kockums построил три подводные лодки класса « Готланд» , первые действующие подводные лодки, разработанные с использованием систем независимой воздушной тяги . Впоследствии технология Стирлинга была внедрена на многих японских и китайских подводных лодках, в то время как Германия и Франция разработали более дорогие подводные лодки на основе топливных элементов и паровых турбин.
Между тем, Швеция в период между 2003 и 2005 годами переоборудовала свои четыре дизель-электрические подводные лодки Västergötland конца 80-х годов, чтобы использовать двигатели Стрилинг. Две из этих подводных лодок были переименованы в класс Södermanland , а две другие были проданы в Сингапур. Последние лодки класса Archer приспособлены для работы в более теплых водах и могут похвастаться улучшенными системами навигации и управления огнем.
Швеция намерена вывести на воду свои лодки Södermanland в период между 2019 и 2022 годами. С 1990-х годов Kockums размышлял над концепцией подводной лодки следующего поколения A26 , чтобы сменить класс Gotland , но столкнулся с многочисленными неудачами. Стокгольм отменил закупку A26 в 2014 году, и в какой-то момент правительство Швеции даже предприняло рейд, пытавшийся конфисковать чертежи у немецкой материнской фирмы Thyssen-Krupp .
Затем Kockums был приобретен шведской фирмой Saab . В июне 2015 года министр обороны Швеции Стен Толгфорс объявил, что Стокгольм наконец-то обязуется закупить две субмарины A26 по цене, эквивалентной 959 млн.долл, что составляет менее одной пятой стоимости атомной подводной лодки класса Вирджиния ВМС США.
Kockums утверждает, что A26 достигнет нового уровня акустической скрытности благодаря новой технологии «GHOST» (Genuine Holistic Stealth), которая включает в себя акустические демпфирующие пластины, гибкие резиновые опоры для крепежа, менее отражающий корпус и др. Предположительно, корпус A26 также будет необычайно устойчивым к подводным взрывам.
Шведская фирма представила концепт-арт, изображающий подводную лодку с «подбородочным» парусом, Х-образные хвостовые плавники для большей маневренности в скалистых водах Балтики, и четыре 533-миллиметровые торпедные шахты могут запускать тяжелые торпеды, подкрепленные двумя 400-миллиметровыми шахтами, которые будут использовать торпеды с проводным управлением. Четыре двигателя Стирлинга, по-видимому, позволяют обеспечить более устойчивую подводную крейсерскую скорость от 6 до 10 узлов .
Kockums подчеркнул модульность новых конструкций, которая должна снизить затраты на разработку для специализированных вариантов, таких как например, вмещающих до 18 крылатых ракет “Томагавк” в системе вертикального запуска.
Еще одной важной особенностью является специальный «многоцелевой» портал для развертывания спецназа и подводных транспортных средств , что очень востребовано для современных подводных лодок. Портал, расположенный между торпедными аппаратами в носу, также можно использовать для извлечения подводного беспилотника AUV-6, который можно запустить из торпедных шахт. При использовании портала A26 обычно опускается на дно океана – маневр, который также может помочь ему избежать обнаружения.
Kockums теперь продает три разные версии A26. «Средняя» модель, предназначенная для шведской службы, будет иметь длину 63 метра и вытеснять около 2000 тонн. Экипаж, как правило, насчитывает около 26 ед., а максимальная выносливость составляет 45 дней, включая погружение от 18 до 30 дней, обычно выдерживая скорость 10 узлов. Эта выносливость, в том числе типичная дальность 6500 миль, должна дать ей возможность для операций в Атлантическом океане, в отличие от Готланд, которые не предназначены для трансокеанского развертывания.
Существует также меньшая 51-метровая версия « Pelagic » для патрулирования на короткие расстояния, а модель с расширенным диапазоном протяженностью до 80 метров и водоизмещением 4000 тонн, которая может понравиться операторам в Тихом океане из-за его дальности 10 000 миль и 50-ти дневной выдержки.
Два A26 Швеции должны быть завершены в период между 2022 и 2024 годами, после чего можно будет оценить, могут ли они соответствовать своим амбициозным параметрам производительности.
Если вам понравился материал, ставьте лайк , и подписывайтесь на наш канал! Впереди вас ждет еще много интересного о вооружении России и других стран мира.
Military
Further Reading
A14 Nacken
A conventional, non-nuclear submarine (SSK) has only two power sources: a battery for submerged,covert operations and, a diesel generator for surface transit (or snorting), and battery charging. The battery on the SSK tends to be bigger than that on the SSN, typically storing 2 to 4 times the energy and so providing reasonable submerged endurance, albeit nowhere near that of SSNs. A submarine is vulnerable to detection when surfaced or snorting, so there is a demand for increasedsubmerged endurance, particularly in the littoral. For SSKs in particular, the development of a stealthy, high performance, air-independent propulsion system is a key requirement.
The A14 Nacken was Sweden’s first air-independent propulsion submarine. Stirling engines have been operated by the Swedish Navy in the A14-class submarine Nacken (1000 tons) since 1989. The system produces heat from liquid oxygen in an external combustion chamber that is transferred under a constant and relatively low pressure to the engine via a heat pipe. The external chamber is kept in over pressure to facilitate overboard discharge of exhaust at depths of 300 meters. This indirect heating technology makes it possible to seprarate the engine from an external heating system, which limits risks.
Kockums began testing a prototype Stirling engine in 1983 and carried out tests on a floating platform in 1985. Two Mk 1 engines were then exhaustively trialed aboard the Swedish submarine Nдcken. An 8 m long section containing two V4-275 SUB Mk 1 Stirling engines, two large Liquid Oxygen (LOX) tanks, and shock mounts and sound isolation equipment was inserted in the submarine. In the configuration adopted by the Swedish Navy the Stirling AIP plant is intended as an auxiliary low-power, long-endurance system to complement (but not replace) the conventional diesel/electric plant. The main function of the AIP source is to power the boat (with minimum radiated noise) during low- and medium-speed surveillance operations, allowing the main battery to remain fully charged and available for engagements demanding full speed.
In August 1990, the Swedes completed a year long test of the Sterling engine in the 1,030 ton diesel submarine, NACKEN. Submerged patrol time without snorkeling was increased by a factor of 3 to 5. A 1,000 hour running time goal was achieved with the Sterling engine. On the average, NACKEN operated two weeks without snorkeling, compared to the normal five to seven days. During a 20 day patrol, the percentage of time spent snorkeling at periscope depth (50 feet) with snorkel mast raised was reduced from 11% (72 hours) to 0%.
There seems to be a growing acceptance that the use of LOX is necessary for a successful AIP system on manned platforms, and several countries are now considering using it. The Swedish Navy have been assessing its use since 1967. In 1988, a Stirling-based section, which included a small cryogenic tank, was inserted into the submarine Nдcken.
This research culminated in the launch of the world’s first series-constructed, non-nuclear submarine with an AIP system incorporating LOX at Kockums, in Malmц, in 1995. The new class of submarine, the A 19 Gotland–class (first-of-class laid down 20 November 1992), powered by Stirling engines, was the result of these successful trials.
Sweden leased an air-independent propulsion (AIP) submarine to Denmark. HMS Nдcken was delivered in February 2001 and underwent a communications system refit, being undertaken by Swedish shipyard, Kockums. Under the terms of the lease the Danes paid for the submarine in three instalments of DKK28 million (US$3.3m), with a final down payment in 2005 if they decide to retain it. They also had the option of returning the submarine. The arrangement was “a lease to buy or return” that was necessary to maintain capability until Denmark, Sweden and Norway’s jointly procured Viking submarines entered service in 2007. The agreement also gave crews a “technological lift” in the operation of more modern systems such as AIP and aid the progress of the Tp 62 torpedo procurement programme. Denmark’s existing fleet of five operational submarines dated from the 1960s, and lack the sonar and acoustic capabilities that HMS Nдcken can provide.
HMS Nдcken returned to the country after spending three years in the service of the Royal Danish Navy (RDN) as HDMS Kronborg. The Danish flag was lowered for the last time on 27 October 2004 after the boat sailed into Karlskrona naval base, southeast Sweden. Denmark had taken over Nдcken, partly to boost its small submarine service and partly to gather AIP experience in preparation for the next-generation Viking class, which was to be built in partnership with Sweden. In June 2004, however, the Danish parliament decided to stop operating submarines in Denmark altogether, effectively terminating the country’s involvement with the Viking program as well.
Подводная лодка A14 «Nacken» (Швеция)
Николаев А.С. 2016
Подводные лодки ВМС Сингапура.
Датой рождения ВМС Сингапура может считаться 9 августа 1965 года, когда Сингапур получил независимость от Малайзии, а вместе с отделением от Малайзии получил 2 деревянных судна (RSS « Panglima » и RSS « Singapura »), которые вошли в состав Добровольческих Сил Сингапура. Официальный статус флота ВМС Сингапура получили 1 апреля 1975 г. О подводных лодках в Сингапуре заговорили в 90-х годах прошлого века. 23.09.1995 Правительство Сингапура купило в Швеции ПЛ HMS « Sjobjoornen ».
Подводные лодки этого типа относятся к проекту А-12 (тип « Sjoormen »), были построены в 1965 – 1969гг. верфями ВМФ в Карлскроне и « Kockums Mekaniska Verkstads » в Мальме (HMS « Sjolejonet » (29.06.1967), HMS « Sjobjoornen » (09.01.1968), HMS « Sjohunden » (21.03.1968), HMS « Sjohasten » (06.08.1968), HMS « Sjoormen » (25.01.1967)). Первоначально КБ фирма « Kockums » разрабатывало проект А-11 ( ПЛ с ВНД на основе топливных элементов). Большие трудности в создании такого двигателя заставили специалистов фирмы пересмотреть проект в пользу обычной дизель-электрической ЭУ. Измененный проект А-11 В /12 был завершен в 1963, а головную « Sjoormen » заложили в 1965, в состав флота она вошла в 1967. ТТХ ПЛ 1130/1400 т; 50,5 х 6,1 х 5,1 м; однокорпусные; рабочая глубина погружения 150 м; дизели ( Hedemora-Pielstick PV/12PAZ) 4 х 600 л.с; электрогенераторы 4 х 600 кВт; э.д . (ASEA) 1 х 3000 л .с ; 4 АБ; 1 вал, 12/20 узлов; один низкооборотный 5-лопастный гребной винт большого диаметра; экипаж 16 человек (7 офицеров); автономность 21 сутки. Вооружение: 4 – 533-мм носовых ТА (боекомплект 12 торпед типа 613 либо вместо торпед 16 мин), 2 – 400-мм носовых ТА (6 торпед ПЛО типов 422 и 431); автоматическая система осуществляет перезаряжание всех ТА за 30 секунд. РЭВ: АСБУ « Ericsson » IBS-A-17 (SESUB-90B), РЛС « Therma », ГАК CSU-83 фирмы « Atlas Elektronik ». АСБУ обеспечивает одновременное слежение за 50 целями, в отношении 10 из них автоматически вырабатываются данные для применения оружия. Система одновременно и независимо управляет стрельбой 12 проводных торпед. Эти лодки были построены для замены безнадежно устаревших и полностью изношенных субмарин типа « Abboren ». Шведские конструкторы избрали принципиально новую (обтекаемую) форму корпуса и впервые применили Х-образное расположение кормовых стабилизаторов и рулей, а носовые рули поместили на ограждении рубки, сдвинутом к носу. Водонепроницаемые переборки разделяют прочный корпус на 5 отсеков. По высоте в нем два яруса. Отсек 1: верхняя палуба: ЦП, жилые помещения команды, кают-компания. На нижней палубе находятся ТА, запасные торпеды, механизмы общекорабельных систем. Отсек 2: наверху часть постов управления, внизу группа АБ. Еще одна группа АБ размещена в 3-м отсеке, на его верхней палубе жилые помещения унтер-офицерского состава. Отсеки 4 и 5 занимают ЭУ, вспомогательные механизмы, посты управления, приводы кормовых рулей. Все пять лодок прошли модернизацию в 1984 – 1985гг. В ходе ее установили новую БИУС и новую ГАС. В 1992 – 1994гг. на « Sjolejonet » и « Sjohunden » снова поменяли ГАС и БИУС.
ПЛ HMS « Sjobjornen » в ВМС Снгапура получила наименование RSS « Challenger », а все лодки этого типа в ВМС Сингапура стали именоваться как ПЛ типа « Challenger ». RSS « Challenger », закончив капитальный ремонт и переоборудование для службы в тропиках в сентябре 1997, несколько лет находилась в Швеции для обучения прибывавших из Сингапура новых экипажей (благодаря усилению автоматизации процессов управления, после модернизации численность экипажа была снижена до 11 человек). В 1997 году в Швеции были закуплены еще 3 подводные лодки того же класса – RSS « Centurion » (бывшая HMS « Sjolejonet »), RSS « Chieftain » (бывшая HMS « Sjohunden ») и RSS « Conqueror » (бывшая HMS « Sjoormen »), которые в течени и 1997 – 2003 годов также прошли капитальные ремонты и переоборудование. HMS « Sjohasten » была выкуплена на запчасти и в состав ВМС Сингапура не входила.
HMS « Sjoormen » ( сейчас – RSS «Centurion»)
В 2005 году ВМС Сингапура приобрело две подводные лодки шведского проекта А-17 типа « Vastergotland » – RSS « Swordsman » (HMS « Vastergotland », 27.11.1987) и RSS « Archer » (HMS « Halsingland », 20.10.1988). Перед передачей Сингапуру оба корабля прошли дооборудование по типу HMS « Sodermanland » – с установкой двигателей Стирлинга ( воздухонезависимой двигательной установки). В ВМС Сингапура это тип подводных лодок стал обозначаться как тип « Archer ».
ПЛ этого типа предназначались для Балтийского моря и являются дальнейшим развитием ПЛ типов « Shoormen » и « Nacken ». Имеют однокорпусную конструкцию. В носовой и кормовой оконечностях размещены ЦГБ. ПК собран из 4 секций по модульному принципу. Жилые помещения (6 кают) расположены на верхней палубе носового отсека. Имеется спасательная шлюзовая камера, наружный люк которой оборудован комингс-площадкой для стыковки со спасательным колоколом или подводным спасательным аппаратом. У ПЛ Х-образное кормовое оперение и рубочные носовые горизонтальные рули. Рули не выступают за габариты корпуса и не создают ограничений при швартовке или покладке лодки на грунт. Управление ПЛ автоматическое или ручное с использованием системы SCC-200 фирмы SAAB. Работа ЭУ контролируется системой NDS-100. По сравнению с ПЛ проектов А-12 м А 14, увеличен объем мероприятий по уменьшению уровней физических полей ПЛ, в т.ч. от обнаружения ИК приборами и газоанализаторами. В ноябре 1999 г. фирма Kockums получила контракт на 75 млн. долл , на модернизацию двух ПЛ типа « Vastergotland » – « Sodermanland » и « Ostergotland , предусматривающий, в частности, установку вспомогательной воздухонезависимой электроэнергетической установки ” Stirling МКЗ”. ТТХ ПЛ 1070/1143, 48,50-6-5,6, однокорпусные, глубина погружения оперативная 300м, автономность 45 суток, экипаж 20 (5 офицеров) человек, энергетическая установка – ДЭУ с полным электродвижением , число х мощность ДГ 2 х 760 кВт, 2 х 1080 (” Hedemora Pielstick ” V12A/15-UD VA-185). Скорость полного хода надводная (11 узлов), подводная (20 узлов), число х калибр ТА 6 х 533 и 3 х 400, боезапас торпед 12 (533) и 6 (400), число мин принимаемых взамен торпед – 12, число навесных минных контейнеров х число мин -2 х 24. Тип АСБУ “Ericsson IPS-17TFCS” (SESUB 900 А ), тип ГАК – “STN – Atlas Electronic” CSU-83.
В декабре 2013 года Сингапур законтрактовал у немецкого концерна ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) две неатомные подводные лодки нового германского проекта 218SG, передача которых заказчику запланирована на 2020 год. В 2015 году французский бюллетень «TTU» со ссылкой на шведскую прессу, сообщил, что в течение ближайших двух лет Сингапур должен приобрести еще две неатомных подводных лодки на основе тендера. Новые неатомные подводные лодки должны заменить в составе ВМС Сингапура четыре неатомные лодки типа « Challenger ».
Схема устройства перспективной германской неатомной подводной лодки проекта 216, который, как считается, мог лечь в основу проекта 218SG