6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка Проект 641Б «Танго» (СССР)

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 10.

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 10.

Большие противолодочные подводные лодки проекта 641Б («Танго»)

Строились на заводе «Красное Сормово» с 1972-го по 1982 год. Всего построено 18 единиц.
Главные конструкторы — З.А.Дерибин, Ю.Н.Кормилицын.
При проектировании в значительной степени использовались технические решения проекта 641 («Фокстрот»). Принципиально новыми решениями были: новое гидроакустическое вооружение, боевая информационная управляющая система, более совершенный навигационный комплекс, обеспечивающий плавание и использование оружия в высоких широтах. Подводная лодка оказалась самой малошумной для того времени.
На подводной лодке были улучшены условия обитаемости: размещение офицеров в двухместных каютах, обеспечение всего личного состава спальными местами (в том числе 50% старшин и матросов — в каютах).
Надо сказать, что в этот период советская наука и промышленность интенсивно работали над созданием новых типов «родного» оружия подводных лодок — торпед.

ТТХ основных торпед, принятых на вооружение в 50-70-х годах XX века

Большие подводные лодки-спасатели проекта 940 («Ленок», NATO – “India”).

Построены 2 единицы заводом в Комсомольске-на-Амуре для Тихоокеанского и Северного флотов.
Эти подводные лодки предназначены для спасения экипажей подводных лодок, затонувших в прибрежных районах. Несут по 2 глубоководных спасательных аппарата. Кроме того, специальные носовые конструкции предусматривают использование ПЛ-спасателя способом жесткой сцепки «нос в нос» с затонувшей подводной лодкой для обеспечения бесшлюзового перехода личного состава из аварийной в лодку-спасатель.

Водоизмещение 3900/4 800 куб. м, вооружение отсутствует.
К сожалению, практический опыт использования ПЛ этого проекта на Тихоокеанском флоте дал сомнительные результаты. Базировавшаяся в б. Улисс ПЛ-спасатель в 1981 году в идеальных для себя условиях (расстояние 5 миль до места гибели ПЛ С-178, глубины ровные, до 60 м) не смогла осуществить сцепку «ПЛ-ПЛ» из-за покладки под углом к затонувшей подводной лодке. В результате «способствовала» гибели части подводников, ожидавших в полузатопленном отсеке окончания соединительных манипуляций и потерявших физические силы от переохлаждения.

Средние дизельные противолодочные подводные лодки проекта 877 («Варшавянка», «Кило»)

Являются исключительно противолодочными подводными лодками («субмарины-киллеры»).
С 1982 года построено 32 единицы для отечественных флотов, строились для флотов «дружественных» стран еще 14 (Индия — 10, Польша — 1, Алжир — 2, Румыния — 2, а фактически продана — 1, Иран — 3, Китай — 2). Строительство продолжается.

Заводы: в Комсомольске-на-Амуре, «Красное Сормово», Адмиралтейский (Санкт-Петербург).
Главный конструктор — Ю.Н.Кормилицын (ЦКБ «Рубин»).
«Варшавянка», по существу, является современной дизельной подводной лодкой нового поколения. Предназначена для борьбы с подводными лодками противника (в том числе и современными атомными) во внутренних и окраинных морях и ближних морских зонах, а также с кораблями и судами противника самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота.
Малошумна, обладает хорошими скоростными и маневренными характеристиками, оснащена современным радиоэлектронным вооружением и системами автоматизированного управления и применения оружия. Большинство механизмов снабжено вибропоглощающим покрытием и установлено на амортизаторах, другие — скомпонованы блоками на специальных платформах
Основные тактико-технические характеристики:
Водоизмещение 2 400/3 000 куб. м, корпус «альбакоровского» (каплевидного) типа. Скорость полного подводного хода — около 20 уз.
Отличительная особенность ГЭУ: два дизель-генератора по 1500 кВт, главный гребной электродвигатель мощность 5 500 л.с. на одну линию вала с 6-лопастным винтом большого диаметра.
Вооружение: 6 носовых торпедных аппаратов (запас торпед — 12) с дистанционным управлением подготовки к стрельбе и перезарядки. Отдельные подводные лодки вооружены переносными ЗРК «Стрела-2М» с кранцами первых выстрелов.

ПЛ Б-871 «АЛРОСА» (пр. 877 В) имеет опытный водометный движитель вместо винта, построена на «Красном Сормове» в 1990 году, находится в составе Черноморского флота России. Последние корпуса 8 лодок 877-го проекта увеличены на две шпации, что позволило установить новую энергоустановку, улучшить ремонтопригодность. Конструкторы и строители сумели увеличить ресурс оборудования в два раза.
На базе «чистого» проекта 877 лодки для соцстран имели модификацию 877 Э, а для других заказчиков 877 ЭКМ. Строительство «экаэмов» в 90-е годы прошлого века позволило российской промышленности перейти к созданию экспортной модификации улучшенной ПЛ проекта 877 — проекта 636 (improved Kilo). А именно: усовершенствованный гидроакустический комплекс, главный эл/двигатель, дизель-генератор, двигатель эконом-хода, всего 36 единиц оборудования создано специально для этого проекта (все с уменьшенной вибрацией), что позволяет иметь максимальную скорость 20 узлов при значительно меньшей шумности, чем у предшественниц. Массогабаритные характеристики изменились мало, длина корпуса увеличилась на 120 см, чуть возросло водоизмещение. Две лодки этого проекта уже находятся в составе ВМС КНР.

Читать еще:  Подводные лодки класса «George Washington» (США)

Дальнейшим развитием неатомного кораблестроения в 21 веке стал проект 636 М (ЦКБ «Рубин», ОАО «Адмиралтейские верфи»). Эти лодки класса «Кило» имеют более мощную энергетическую установку, аккумуляторную батарею с увеличенным в 2,5 раза сроком службы при той же мощности, более мощный ГАК, перископ с каналом ночного видения, телевизионным каналом и лазерным дальномером, буксируемую антенну СДВ и КВ-диапазонов, новейший инерциальный навигационный комплекс. Главной же особенностью ПЛ этого проекта является наличие ракетного комплекса двух типов:
«Clab-S» с ПКР ЗМ-54Э (Дстр. — 220 км на дозвуковой скорости с переходом на сверхзвук за 20 км от цели, вес БЧ 220 кг) и «Clab-S» с ПКР ЗМ-54Э1 с дальностью стрельбы до 300 км и БЧ 300 кг. В настоящее время подписаны контракты с Китаем, Алжиром и Вьетнамом на постройку 16 лодок, ведутся переговоры с Индонезией о постройке двух ПЛ этого проекта. С 2010 года для российского ВМФ на «Адмиралтейских верфях» началось строительство ПЛ проекта 636.3. «Новороссийск»: водоизмещение норм. — 2350 т, подводное — 3100 т; длина 73,8 м; ширина — 9,9 м; осадка средняя — 6,2 м; двухкорпусная; энергоустановка: 2 дизеля по 150 кВт, главный ГЭД — 1×4040 кВт, ГЭД эк/хода — 1×95 кВт, 2 группы ак. бат.; скорость макс, н/х- 11 уз., макс, п/х-20 уз.; Дплав. в режиме РДП-7500 миль на скорости 7 уз., п/х со скоростью 3 уз. — 400 миль; вооружение: 6 533 ТА (18 торпед или 24 мины), ЗУР -6 шт.; глубина погружения — 300 м; автономность — 45 суток; экипаж — 52 человека.

Проект 677 («Лада») — проектирование в 1987 году в ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор Ю.Н.Кормилицын), с 1997 года строительство на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге для российского ВМФ ПЛ «Санкт-Петербург» и для экспортных поставок «Амур» («Амур-950» и «Амур-1650»). В конструктивном исполнении лодка схожа со своими предшественниками пр. 877 и 636, но, впервые с 40-х годов прошлого столетия, создана ПЛ однокорпусной архитектуры с минимальным запасом плавучести для обеспечения надводной непотопляемости, что позволило снизить ее водоизмещение почти в 1,3 раза. Корпус стальной, соосный с легким, разделен на 5 отсеков и по высоте на 3 платформы, имеет крестообразное кормовое оперение, передние горизонтальные рули расположены на ограждении рубки. Имеется опреснительная установка и общекорабельная система кондиционирования. Снижение шумности обеспечивается использованием дизель-генераторов переменного тока вместо постоянного, низкооборотного всережимного ГЭД и еще целого комплекса мер по снижению уровня физических полей. А установка высокоэффективного гидроакустического комплекса, в том числе и выпускаемая буксируемая гидроакустическая антенна, позволяет надеяться на упреждающее обнаружение кораблей противника, в том числе и малошумных ПЛ.
Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами автоматизировано и осуществляется с операторских пультов на ГКП. Управление всеми средствами радиоэлектронного оборудования осуществляется БИУС «Литий».

Дизель-электрическая ПЛ IV поколения проекта 677

В комплекс вооружения входят: универсальные торпеды УСЭТ-80, УГСТ; сверхскоростные противолодочные ракеты типа «Шквал»; противокорабельные крылатые ракеты типа «Бирюза» (SS-N-27 Sizzler) системы «Клаб-С». Применение перечисленного оружия осуществляется из 6 носовых 533-мм ТА (боезапас 18 торпед). Цикл подготовки оружия и стрельба полностью автоматизированы, готовность к залпу торпедами из 2-х дежурных аппаратов составляет несколько секунд, перезарядка торпед производится автоматически механическим способом. Всего по проекту 677 («Лада») для российского ВМФ строятся 4 ПЛ.
Подводные лодки семейства «Амур» («Амур-950» и «Амур-1650») являются экспортным вариантом дизель-электрических ПЛ класса «Лада». По замыслу конструкторов и строителей, лодки этого проекта могут действовать в любом районе Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием. Автоматизированное управление кораблем, всеми механизмами и оружием позволяет значительно сократить численность экипажа. Конструктивные решения позволяют установку отдельных видов оборудования, как производства заказчика, так и третьих стран. Важнейшей особенностью лодок этого проекта является возможность оснащения воздухонезависимыми энергетическими установками производства ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Энергия»*. Использование электрохимических генераторов позволяет значительно увеличить автономность и дальность плавания в подводном положении. Установка с запасами реагентов размещается в специальном модуле, который может быть встроен в лодку как при постройке, так и при ремонте (модернизации).

Читать еще:  Атомная подводная лодка типа «Vanguard» (Великобритания)

*ПЛ пр. 677 с комбинированной ГЭУ в составе дизель-электрической и воздухонезависимой энергоустановки (ВНЭУ) имеет существенно большую дальность непрерывного подводного плавания.

Стоит добавить, весьма серьезными конкурентными преимуществами данного проекта являются:
— возможность залпового пуска противокорабельных ракет (за t = 2 мин.), что резко снижает эффективность ПРО противника;
— длительные межремонтные сроки эксплуатации по сравнению с дэпл западного производства.
Ударные возможности этих лодок определяются наличием уникального ракетного комплекса «Клаб-С» — 10 пусковых универсальных вертикальных ПУ с ПКР ЗМ-54Э, или ЗМ-54Э1, или с КР ЗМ-14Э (по береговым целям) производства ОКБ «Новатор» (г. Екатеринбург). Корабельную универсальную систему управления производит ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат»» (г. Москва). Для хранения и пуска ракет этого типа могут использоваться 533-мм ТА. Дальность — до 300 км, высота полета 10-20 м, вес БЧ 200-450 кг, скорость 0,6-0,8 М, система наведения комбинированная — инерциальная + активная РЛС.

Подводная лодка в степях Тольятти

Что случилось в Тольятти 22 апреля 2005 года

«Судьба подводных лодок напоминает судьбу балерин. Короткая, яркая жизнь – затем забвение, даже у бывших поклонников. Правда – есть исключения…» — из рассказа экскурсовода. Сегодня мы с помощью хранителя Паркового комплекса истории техники имени Сахарова в Тольятти Александра Курочкина расскажем, как в этом музее появился самый большой, пожалуй, экспонат. Расскажем — и покажем.

22 апреля 2005 г. в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 встала на площадке Технического музея ВАЗа. Завершилась почти двухлетняя эпопея, которая началась у стенки дока «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода в мае 2003 года.

Проект 641 — Б был разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.

Б-307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, от Заполярья до тропических вод.

В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями средиземноморской эскадры СССР.

В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет планового ремонта, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.

Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ России передало подлодку Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.

Читать еще:  Эскадренные миноносцы типа «Arleigh Burke» (США)

С целью уменьшения осадки из лодки было выкачено 300 тонн жидкого балласта и выгружено 117 тонн твердого балласта.
Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку. Работы выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.

Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 г.
Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.

Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею. Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м.с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки.

Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной около 5 км.
Для буксировки лодки использовались (БАТ-2) средства разрушения и преодоления препятствий и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков (полиспастов) и подземных якорей.

На своём пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольяттти – Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла.

22 апреля 2005 года, в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Небывалое в мировой истории – свершилось!

PS. Для тех, кто в Тольятти. Экскурсия по 4-ём отсекам подводной лодки Б-307 начнутся с 1 мая 2018 года. Стоимость билета — 250 руб. (отдельно от входного билета в Парк)

Южное шоссе 137 . Работаем без выходных и обедов.
с 8-00 до 17-00, с 1 мая до 20-00

Взрослый билет — 200 руб. Школьники, студенты — 100 руб. Дошкольники — бесплатно.

Подводная лодка проекта 641 («Foxtrot»), ПЛ проекта 641Б («Tango»)

  • Рубрика:
  • Железо |
  • Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

В середине 1950-х гг. в ЦКБ-18 (ныне — ЦКБ МТ «Рубин») был разработан проект большой ПЛ, на четверть века ставшей основной дизельной подлодкой в СССР. Корабли пр. 641 («Фокстрот») строились на заводах «Судомех» и «Адмиралтейский» (Ленинград) с 1958 г., частично на заводе № 402 (г. Северодвинск) в 1962 г. Всего было построено 75 единиц. Главные конструкторы — Е. А. Егоров и З. А. Дерибин.

Новинками этих двухкорпусных ПЛ, разделенных на 7 отсеков, являлись:
— откидная радиоантенна «Ива»;
— более мощная ГАС «Геркулес»;
— новый торпедный автомат стрельбы «Геркулес»
— глубина стрельбы до 80 м.

Основные тактико-технические элементы:
— водоизмещение
(надводное / подводное), т 1950 / 2400
— длина, ширина, осадка, м 91,3×7,5×7,5
— глубина погружения
(рабочая / предельная), м 250 / 280
— скорость хода
(надвод. / подвод.), уз. 16,4 / 16
— кол-во имощность двигателей
(дизели / электродв.), л.с. 3×6000 /
2×1350, 1×2700
-дальность плавания, мили
(надвод./ подвод. ходом) 30000 (8 уз.)/
15 (16 уз.)
— экипаж, чел. 70
— автономность, сут. 90
— вооружение:
носовые 533-мм ТА, шт. 6 (12 торпед)
кормовые 533-мм ТА, шт. 4

ПЛ этого проекта несли боевую службу в Средиземном море (Северный флот) и в западной части Индийского океана (Тихоокеанский флот), широко поставлялись в дружественные страны.
Большие противолодочные ПЛ проекта 641 Б («Танго») строились на заводе «Красное Сормово» с 1972 по 1982 гг. Всего построено 18 единиц. Главные конструкторы — З. А. Дерибин, Ю. Н. Кормилицин. При проектировании лодок значительно использовались технические решения пр. 641, хотя внешне это два разных корабля.

Принципиально новыми были:
— гидроакустическое вооружение;
— боевая информационная управляющая система;
— более совершенный навигационный комплекс,
Подводная лодка пр. 641 Б оказалась самой малошумной для своего времени. На ней были улучшены условия обитаемости: размещение офицеров в двухместных каютах, обеспечение всего личного состава спальными местами. Основные ТТХ субмарины приближались к прототипу. Водоизмещение несколько увеличилось, имелся электродвигатель экономического хода (140 л.с.), у последних единиц — буксируемые антенны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector