16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка Проект 949 «Oscar I» (СССР)

Подводная лодка Проект 949 «Oscar I» (СССР)

Проект 949 «Гранит» ( NATO – “Oscar I”).

1. Количество подводных лодок проекта: 2

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (2)

14.04.1987 – почетное наим.
«Минский комсомолец»
06.04.1993 – «Мурманск»

Исторические справки номерных экипажей АПК проекта 949: 24, 504, 522, 590

4. История проекта:

В результате совершенствования морских вооружений потенциального противника “противоавианосные” возможности Cоветских ПЛАРК проекта 675 (даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей.

Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу из подводного положения 20-24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация средств поражения позволяла “пробить” ПРО перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления противолодочной обороны противника и отрыв от преследования.

Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались в 1967 году, а в 1969 году ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание “тяжелого подводного ракетного крейсера”, оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения.

Проект, получивший индекс “949” и шифр “Гранит”, разрабатывался в ЛМПБ “Рубин” под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. После его смерти в 1977 году главным конструктором был назначен И.Л. Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ – В.Н. Иванов. При разработке нового ракетоносца предполагалось широко использовать научно-технический задел и отдельные конструкторские решения, полученные при со здании самой скоростной в мире подводной лодки проекта 661.

Ракетный комплекс “Гранит”, создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность – не менее 500 км, максимальная скорость – не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения “Гранит” отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате “Гранит” приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.

Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. Система “Успех”, основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система МКРЦ – “Легенда”

В ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса “Гранит”, завершившиеся в августе 1983 г. Однако еще до их окончания в состав Северного флота вошел головной подводный крейсер.

Комплекс «Гранит» был принят на вооружение в 1983 году. Сверхзвуковая ПКР «Гранит» имеет ав­тономную бортовую систему управления и высокоустойчивую (помехозащищенную) ССН. Опубликованы следующие основные характеристики ракеты: д лина – 10,0м, диаметр – 0,85м, размах крыла- 2,6м, стартовая масса – 7000кг, скорость полета – 2,5М, дальность стрельбы – 550 км, боевая часть – ядерная или фугасная массой 750кг.

Улучшенные по сравнению с ПКР «Аметист» и «Малахит» основные характеристики ПКР «Гранит» – увеличенная скорость и дальность полета, а также большая масса БЧ были получены не только за счет совершенствования новой ракеты, но и за счет уве­личения ее массогабаритных характеристик.

В результате не только ПКР «Гранит», но и их подводные носи­тели – ПЛАРК проекта 949 существенно отличались от ранее созданных ПЛАРК проектов 670 и 670М.

На ПЛАРК проекта 949 принят втрое больший, чем у ПЛАРК проектов 670 и 670М ракетный боекомплект, что при многоракетном залпе обеспечивает возможность преодоления ПКР ПРО корабельных соединений. Существенно большая полная подводная скорость новых ПЛАРК позволяет им осуществлять оперативное развертывание в районы использования, а повышенная скрытность за счет применения механизмов и средств защиты АПЛ третьего поколения, в целом увеличивает эффективность решения возлагаемых на них задач.

ПЛАРК проекта 949 – девятиотсечная ПЛ с ПК цилиндрической формы в носовой и средней частях корабля – районе размещения ракетных контейнеров. Наклонное (под углом 45° к основной плоскости ПЛ) забортное расположение контейнеров (сверху ракетные контейнеры закрыты волнорезными щитами заподлицо с наружным корпусом, установленными из рас­чета 1 щит на 2 контейнера) , их большое число и значительные габариты обусловили большую ширину корабля и развитое междубортное пространство, Кроме противокорабельного ракетного вооружения ПЛАРК оснащена мощным торпедным и торпедно-ракетньм вооружением двух калибров, которое размещено в носовом отсеке ПК корабля.

Для обеспечения ПЛАРК высокой скорости полного подводного хода предусмотрена АЭУ большой мощности (двухвальная, с двумя паропроизводящими и двумя паротурбинными установками) и раздвоенная форма кормовой оконечности (подобно, принятой в проекте 661). Главная энергетическая установка максимально унифицирована с пр.941, имеет блочную конструкцию и систему двухкаскадной амортизации. АЭУ включает два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов и два турбогенератора ДГ-190 (2 х 3200 кВт).

Торпедное вооружение представлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу торпедами, а также ракето-торпедами “Водопад”, “Ветер” и “Шквал” на всех глубинах погружения.

Читать еще:  Подводная лодка Type 1081 «Sauro» (Италия)

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Медведица”.

ПЛАРК имеет неограниченный район плавания в т.ч. в Арктических районах, что обеспечивается специальными подкреплениями легкого корпуса и ограждения рубки. Для совершения длительных автономных походов на корабле созданы хорошие условия обитаемости экипажа с комфортными каютами, санитарно-бытовыми и спортивными помещениями, зоной отдыха. Для возможности спасения личного состава в аварийных ситуациях, в ограждении рубки ПЛ установлена всплывающая спасательная камера на весь экипаж корабля.

Развитое вооружение, средства защиты, а также мощная энергетика, обусловили большое водоизмещение, главные размерения, что заставило вести постройку ПЛАРК третьего поколения на «Севмашпредприятии» в г. Северодвинске. Серийное строительство развернутое с середины 70-х годов, завершилось в 1981 (1980?)г. сдачей ВМФ головного корабля К-525 (первый командир капитан 1 ранга А. Паук, впоследствии контр-адмирал; проводил швартовые и ходовые испытания и выводил с завода капитан 1 ранга А. Илюшкин). В общей сложности предполагалось построить 20 ПЛРК данного типа.

По проекту 949 было построено только 2 корабля, последующие корабли строились по проекту 949А с дополнительным, для улучшения внутренней компоновки систем вооружения и вспомогательного оборудования, отсеком ПК и соответственно с увеличенной длиной и водоизмещением ПЛ.

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей. Корабли проекта 949 были выведены из состава флота в 1996 году.

По мнению многих аналитиков, что также как и в развитии ПЛАРБ сторонники развития ПЛАРК в пр. 949 переступили пределы здравого смысла и логики. На повестку дня в подводном кораблестроении вставал вопрос создания многоцелевых ПЛА. В этом случае для решения задачи поражения АУГ если таковую необходимо было бы все же решать многоцелевые ПЛ должны действовать в составе разнородных сил – авиации, ПЛ, НК и т.д. Можно сказать, что развитие ПЛАРК в ВМФ СССР было вполне оправдано лишь до середины 70-х гг. Именно к этому моменту они как главная ударная сила по борьбе с АУГ себя исчерпали и их дальнейшее развитие определялось либо инерцией, либо полным непониманием тогдашним руководством ВМФ СССР законов развития военной техники.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод – проектирование и строительство “узкоспециализированных” ПЛАРК имело смысл лишь до определённого момента. Как показывает мировой опыт будущее за многоцелевыми ПЛ, способными решать широкий спектр задач, в том числе и борьбу с ударными авианосными соединениями. Но это ни в коей мере не умоляет высоких боевых возможностей кораблей проекта 949.

5. Схема проекта:

6. Реконструкция залпа:

7. Тактико-технические данные проекта:

Подводные лодки проекта 949 «Гранит»

Основная двигательная установка

  • 2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650Б мощностью по 190 мВт;
  • 2 х паропроизводящих установки;
  • 2 х блочных паротурбинных установки “Азурит” с ГТЗА ОК-9 мощностью по 49000 л.с..

Резервная двигательная установка

  • 2 х электродвигателя малого хода мощностью по 225 л.с..

Вспомогательная двигательная установка

  • 2 х подруливающих устройства..

Содержание

История создания

Предпосылки к созданию

После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.

Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.

Проектирование

Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):

  • число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
  • число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
  • характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;
Читать еще:  Патрульный катер типа «Kilic» (Турция)

Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки – вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.

Постройка и испытания

Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 кораблей. После постройки двух субмарин производство продолжилось по улучшенному проекту 949А «Антей». В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском оpере и в Севастополе. Постройку ПЛАРК проекта 949 осуществляли с 1975 года в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии» (ССЗ №402). В создании ПЛАРК проекта 949 участвовало 129 предприятий и 16 министерств Совмина СССР.

Описание конструкции

Корпус

Как и все предыдущие советские подлодки, ПЛАРК 949-го проекта конструктивно имеет двухкорпусную архитектуру – внешнюю гидродинамическую оболочку и внутренний прочный корпус. Кормовая часть с оперением и двумя гребными валами аналогична атомным подлодкам проекта 661. Расстояние между внешним и внутренним корпусами обеспечивает значительный запас плавучести и живучесть в случае попадания торпеды.

Прочный корпус цилиндрической формы, изготавливался из стали АК-33, толщина которой составляла 45-68 миллиметров. Корпус был рассчитан на максимальную глубину погружения 600 метров. Концевые переборки прочного корпуса сферические, литые, радиус кормовой – 6,5 метров, радиус носовой – 8 метров. Поперечные переборки плоские. Переборки между 1 и 2, а также 4 и 5 отсеками они рассчитаны на давление 40 атмосфер и имеют толщину 20 миллиметров. Таким образом, подлодка разделяется на три отсека-убежища для аварийных ситуаций на глубинах до 400 метров. Другие переборки внутри зон спасения были рассчитаны на 10 атмосфер (для глубин до 100 метров). Прочный корпус был разделён на 9 отсеков:

  1. торпедный;
  2. управления, аккумуляторный;
  3. радиорубка и боевые посты;
  4. жилые помещения;
  5. вспомогательные механизмы и электрооборудование;
  6. реакторный;
  7. ГТЗА;
  8. ГТЗА;
  9. гребные электродвигатели.

Легкий корпус лодки покрыт противогидроакустическим покрытием. Вдоль легкого корпуса расположено размагничивающее устройство. Ограждение шахт выдвижных устройств смещалось в сторону носовой части подлодки. Оно отличается большой длиной — 29 метров. В нём кроме выдвижных устройств находятся всплывающая спасательная камера. Ограждение шахт выдвижных устройств оснащен ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы предназначавшимися для взламывания льда во время всплытия в сложных ледовых обстановках. В нём кроме выдвижных устройств находятся всплывающая спасательная камера. Конструкция лодки специально оборудована для плавания в арктических районах – имеются специальные подкрепления легкого корпуса и рубки. Убирающиеся носовые горизонтальные рули размещаются в носовой оконечности.

ПЛАРК К-206 «Мурманск» отличается от К-525 «Архангельск» более стреловидным килем с контейнером антенны буксируемой гидроакустической системы типа «Пеламида».

Энергетическая установка

Энергоустановка корабля максимально унифицирована с главной энергетической установкой ПЛАРБ проекта 941 и имеет систему двухкаскадной амортизации и блочное исполнение. Она включает два водо-водяных реактора ОК-650Б по 190 мВт каждый и две паровые турбины с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9 суммарной мощностью 98000 л.с, которые работают через редукторы, снижающие частоту вращения, на два гребных вала. Паротурбинная установка располагается в двух различных отсеках. В состав энергоустановки корабля также входят два турбогенератора ДГ-190 по 3200 кВт каждый.

Главная энергоустановка за счет двухвальности имеет стопроцентное резервирование. Главный турбозубчатый агрегат, паропроизводящая установка, электродвигатели, автономные турбогенераторы а также линия вала и гребной винт одного борта дублируются вторым бортом. В связи с этим при выходе из строя одного элемента или всей механической установки одного борта подлодка свои боевые возможности не теряет.

Дополнительное оборудование

Разработанные для субмарин 949-го проекта аварийные средства спасения состава превосходят аналогичные средства подлодок предыдущих проектов. В носовой зоне находится всплывающая камера вмещающая весь экипаж. Кормовая зона оборудуется системой индивидуального спасения – путём выхода из аварийного люка в водолазном снаряжении. Люк располагается в девятом отсеке. Автономный буй комплекса В-600, поднимающийся с глубин до 1000 метров, обеспечивает автоматическую передачу данных на расстояние до 3000 километров в течение 5 суток об аварии на подводной лодке и её координатах в момент отделения от лодки буя.

Запасы воздуха высокого давления (ВВД) обеспечивают возможность продувания балласта в количестве, нужном для компенсации отрицательной плавучести в случае затопления любого отсека с повреждением двух цистерн главного балласта на глубине менее 150 метров. Время продувания всех цистерн с перископной глубины – менее 90 секунд. Для аварийного продувания используются пороховые газогенераторы. Система гидравлики функционирует от пары дублирующих друг друга насосных станций рулевой и судовой гидравлики, размещённых в девятом и третьем отсеках. В случае полного обесточивания подводной лодки они имеют запас энергии, необходимый для трёх перекладок носовых горизонтальных и кормовых рулей. Водоотливные средства подлодки обеспечивают удаление воды не только в надводном положении, но и на всех глубинах включая предельную, причём суммарная откачка на предельной глубине – более 90 кубических метров в час.

Читать еще:  Подводная лодка типа «Le Redoutable» (Франция)

Экипаж и обитаемость

Для членов экипажа атомной подлодки создали оптимальные условия для автономного плавания большой продолжительности. Личный состав обеспечивался индивидуальными постоянными спальными местами в 1-, 2-, 4- и 6-местных каютах. Отсеки с жилыми помещениями оборудовались радиотрансляционной сетью. На подлодке имеются столовая и кают-компания для одновременного приёма пищи сорока двумя моряками, для выпечки хлеба и приготовления пищи – камбуз, состоящий из варочного и заготовительного отделений. Запас провизии, рассчитанный на полную автономность, находился в кладовых и провизионных камерах. На подводных лодках также имеются спортзал, солярий, бассейн, живой уголок и сауна.

На всех режимах при работающей главной энергоустановке система кондиционирования и вентиляции обеспечивает в помещениях нормативные значения воздуха по влажности, температуре и химическому составу. Система химической регенерации обеспечивает в отсеках подлодки в течение всего плавания в автономном режиме содержание углекислого газа и кислорода в пределах установленных норм. Системой очистки воздуха исключается содержание вредных примесей.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основное вооружение ПЛАРК 949-го проекта включает ракетный ударный комплекс 3К45 «Гранит» с 24 наклонными пусковыми установками (ПУ) СМ-225 со сверхзвуковыми ПКР 3М45 «Гранит» – SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.

Пусковая установка СМ-225 – наклонная с постоянным углом возвышения – 40 градусов. Старт «мокрый» – ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПЛАРК оснащена системой повседневного и стартового обслуживания ракетного комплекса с цистернами замещения отрицательной плавучести выпущенных ракет и соответствующими водоотливными и воздушными системами. Система компенсационных цистерн обеспечивает нахождение лодки в заданном коридоре глубин при старте ракет.

Ракета 3М45 комплекса «Гранит», имеющая ядерную 500 Кт или фугасную боевую часть 750 кг, оснащается маршевым твердотопливным ракетным двигателем (ТДР) КР-93 с твердотопливным кольцевым ракетным ускорителем. Максимальная дальность огня от 550 до 600 километров, максимальная скорость на большой высоте соответствует М=2,5, на малой – М=1,5. Стартовая масса – 7 тыс. килограмм, диаметр корпуса – 0,88 метра, длина – 19,5 метров, размах крыла – 2,6 метра. Ракеты могут выстреливаться не только одиночно, но и залпом.

Торпедное вооружение

Торпедно-ракетный автоматизированный комплекс «Ленинград-949» дает возможность использовать торпеды, а также ракето-торпеды «Ветер» и «Водопад» на всех глубинах погружения. Комплекс включает два 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата оснащенных устройством быстрого заряжания со стеллажами поперечной и продольной подачи, размещенных в носовой части подлодки, и приборы управления торпедного огня «Гринда». Устройство быстрого заряжания позволяет использовать весь боезапас торпед в течение нескольких минут. В боекомплект входит 24 торпеды: 650-мм противокорабельные 65-76А, 533-мм универсальные УСЭТ-80, ракеты «Шквал» и противолодочные ракеты 84Р и 83Р. Торпедами можно стрелять с глубин до 480 метров на скоростях от 13 до 18.

ПЛА проекта 949 «Гранит», 949 А «Антей» («Oscar I,II»)

  • Рубрика:
  • Железо |
  • Атомные подводные лодки третьего поколения и 21 века

Предназначен для нанесения ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. По конструкции-двухкорпусная подводная лодка с прочным корпусом цилиндрической формы переменного диаметра, разбитым на 10 отсеков. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах.

Тактико-технические характиристики

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

4×650мм ТА; 4×533мм ТА. Запас торпед — 24 в различных комбинациях

Ракетное вооружение

24 ПУ контейнерного типа вне прочного корпуса (24ПКР)

Радиотехническое вооружение

Серия:

К-148 «Краснодар» (1986)
К-132 «Иркутск» (1987)
К-119 «Воронеж» (1988)
К-173 «Красноярск» (1988)
К-410 «Смоленск» (1990)
К-442 «Челябинск» (1990)
К-456 «Вилючинск» (1991)
К-266 «Северодвинск» (1992)
К-186 «Омск» (1993)
К-141 «Курск» (1995)
К-526 «Томск» (1997)
К-139 «Белгород» (1999)

  • Главная /
  • Железо /
  • Атомные подводные лодки третьего поколения и 21 века /
  • ПЛА проекта 949 «Гранит», 949 А «Антей» («Oscar I,II»)

Смотрите также

Лодка на рейде

Петелин Александр Иванович

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Добавить комментарий

Самое читаемое

Атомная подводная лодка К-141 «Курск». Версия гибели

Основные версии гибели атомной многоцелевой подводной лодки «Курск». Мнение России и мирового сообщества. Операция по подъёму АПЛ «Курск». Видео.

Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М

Устройство ИДА-59М Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М (рис. 9) предс­тавляет собой автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания. Аппарат изолирует органы…

Методика проведения искусственной вентиляции легких и закрытого массажа сердца

При различных несчастных случаях, когда у пострадавшего отсутствуют дыхание и признаки сокращения сердца, необходимо как можно раньше приступить к искусственной вентиляции легких и к закрытому…

Новости

Сдачу атомной подлодки «Казань» запланировали на осень 2020 года

Головную многоцелевую атомную подлодку усовершенствованного проекта 885М (шифр “Ясень-М”) “Казань”, передадут Военно-Морскому Флоту России осенью 2020 года

115 лет подводным силам Тихоокеанского флота

Россия отметила 115-ую годовщину со Дня образования подводных сил Тихоокеанского флота. Во Владивостоке в 1905 году появился первый отряд подлодок “миноносцев”

Подлодка «Дмитров» вышла в море для отработки курсовой задачи

Экипаж дизель-электрической подводной лодки Балтийского флота “Дмитров” приступил к выполнению учебно-боевых задач и отработке нормативов

В Петербурге простились с Героем России моряком-подводником Аркадием Ефановым

На 66-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга Аркадий Петрович Ефанов – Герой Российской Федерации

Советскую подлодку «Щ-317» нашли на дне Финского залива

На дне Финского залива на глубине 78 метров участники поисковой экспедиции “Поклон кораблям великой Победы” обнаружили советскую подлодку “Щ-317”

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: