0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка проекта 645 (СССР)

Подводная лодка проекта 645 (СССР)

ОПЫТНАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 645

В октябре месяце 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление о разработке опытной атомной лодки проекта 645 с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ).
Внешне АПЛ К-27 (проект 645) сохранила фамильное родство с первой атомной лодкой К-3 («Ленинский комсомол») и фактически являлась ее глубокой модификацией. Помимо нового «атомного сердца», корабль получил лёгкий корпус из новой маломагнитной стали, «обшитой» звукопоглощающим резинокордным покрытием.
Главным конструктором лодки стал А.К. Назаров, которого в СКБ-143 пригласил начальник бюро и главный конструктор «Ленинского комсомола» В.И. Перегудов, курировавший работы по подводной лодке с жидкометаллической атомной энергетической установкой (АЭУ) на начальном этапе работ с 1952-1955 гг. Главным наблюдающим по К-27 была А.Н. Донченко — инженер-капитан 1 ранга, единственная женщина, занимавшая когда-либо подобную должность.
На подводной лодке проекта 645 использовались реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) из сплава свинец-висмут. Кроме того, в составе АЭУ впервые были применены автономные турбогенераторы (АТГ). АТГ размещались в отдельном отсеке, расположенном между реакторным и турбинным отсеками. Применение АТГ обеспечивало независимость электроэнергетичекой систеы ПЛ от режима использования ГТЗА. Утяжеление энергетической установки было частично компенсировано за счет отказа от размещения на ПЛ резервных дизель-генераторов. Претерпела некоторые изменения и конструкция корпуса. На ПЛ проекта 645 были применены плоские межотсечные переборки, рассчитанные на давление 10 кг/см2. Легкий корпус впервые был выполнен из маломагнитной стали. На ПЛ проекта 645 впервые применена механизация и дистанционное управление перезарядкой торпедных аппаратов. Внешним отличительным признаком ПЛ проекта 645 от ПЛ проекта 627А были несколько измененные обводы носовой оконечности, вызванные перекомпановкой антенн ГАС. Технический проект ПЛ проекта 645 был завершен в конце 1956 г.

Закладка ПЛ состоялась 15 июня 1958 г., а 1 апреля 1962 г. лодка была спущена на воду. Акт о принятии атомной подводной лодки 645 в состав ВМФ был подписан 30 октября 1963 г. ПЛ в основном успешно эксплуатировалась до 1968 г., когда произошла тяжелая авария одного из реакторов.

24 мая 1968 года в Баренцевом море произошла ядерная авария на атомной подводной лодке Северного флота К-27, во время аварии переоблучились 144 человека из них в последствии четверо умерли в госпитале. На атомной подводной лодке К-27 проекта 645 впервые в мире был установлен реактор с жидким металлом. Разработка технического проекта атомной лодки К-27 завершилась в 1956 г. По своим тактико-техническим элементам АПЛ пр. 645 была близка к серийным лодкам пр. 627А и имела с ними внешнее сходство.
Подводная лодка была законсервирована, а в 1981 затоплена у Новой земли.

Нормальное водоизмещение, м3 3410
Длина наибольшая, м 109,8
Ширина корпуса наибольшая, м 8,3
Осадка средняя, м 5,8
Запас плавучести, % 28
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж, чел. 104
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВТ, реактор РМ-1 (с ЖМТ)
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ автономные ТГ АТГ-610,
постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1600
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 28-СМ-1
— количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, пост. ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гр. валов х частота вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 6-лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 29
— надводная под ГТЗА ок. 15
— подводная под ГЭД ок. 7

ТОРПЕДНОЕ:
— число х калибр ТА, мм 8 х 533
— общее число торпед 20
— система управления
стрельбой «Ленинград»
тип торпед противокорабельные и противолодочные
ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГЛС ЗПС МГ-15
— ГАС миноискания «Плутоний-5»
— ГАС ОГС «Свет-М»
РАДИОЛОКАЦИОННОЕ:
— РЛС кругового обзора «Призма» —
СОРС «Накат»
— станция опознавания «Хром-К»
НАВИГАЦИОННОЕ:
— навигационный комплекс «Плутон»
— магнитный компас КМДК-1
— эхолот «Айсберг»
— эхоледомер «Лед»
— радиопеленгатор АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— корабельный приемный
индикатор КПИ-3М
— перископы зенитный и командирский и др.
РАДИОСВЯЗНОЕ:
— р/передатчики КВ Р-641Д и Р-647
— р/приемник КВ Р-670
— всеволновый р/приемник Р-673
— р/приемник ДВ Р-672
— р/приемопередатчик УКВ Р-609 и др.

Читать еще:  Тральщик типа M40 Berkeley (Испания)

12.10.2012
Две затопленные атомные подлодки Северного флота К-27 и К-159 будут подняты и утилизированы на суше, источник в Минобороны сообщил «Известиям», что этот пункт включен в доработанный проект Стратегии развития Арктической зоны РФ, подлодка К-27 проекта 645 с осенью 1981 г. затоплена у Новой Земли, а К-159 проекта 627А затонула в 2003 году в Баренцевом море, когда ее буксировали на утилизацию, если первую субмарину, лежащую на глубине 75 м, поднять не составит чрезмерных усилий, то со второй лодкой вопрос сложнее. Точной глубины залегания никто не знает. Фигурировали цифры и 170 м, и 250 м. (Известия.ru)

Подводная лодка проекта 645 (СССР)

Проект 645 (NATO – “November”).

1. Количество подводных лодок проекта: 1.

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ N402, Северное машиностроительное предприятие (1)

Информация о номерных экипажах АПЛ проекта 645: 246

4. История проекта:

На первых атомных подводных лодках, как в СССР, так и в США, были использованы паропроизводящие установки с водо-водяными реакторами. Однако в 1957 г. в состав американских ВМС вошел второй опытный атомоход — «Си Вульф», оснащенный реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Применение реакторов с ЖМТ позволяло улучшить КПД энергетической установ­ки за счет более высокой температуры теплоносителя на выходе из реактора и повышения температуры перегретого пара.

Работы над корабельным реактором аналогичного типа на­чались в СССР в 1955 г. 22 октября 1955 г. вышло партийно-правительственное постановление о создании опытной атомной торпедной подводной лодки проекта 645 с двух­реакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем (сплав свинец-висмут). Первона­чально разработка АПЛ осуществлялась под руководством главного конструктора В. Н. Перегудова, в 1956 г. его сменил А. К. Назаров. Главным наблюдающим от ВМФ была назначена инженер-капитан 1 ранга А.Н. Донченко (единственная в СССР женщина, окончившая Военно-морскую академию), которую позже заменил А.С. Губкин.

Тактико-техническое задание на новую лодку не выдавалось, работы были начаты непосредственно со стадии тех­нического проекта: предполагалось, что АПЛ проекта 645 должна была отличаться от лодки 627-го проекта лишь энергетической установкой, что позволило бы с макси­мальной объективностью оценить достоинства ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем. Однако полностью этот замысел осуществить не удалось. В проект корабля вносились изменения, обусловленные опытом эксплуатации первых атомоходов, а также резуль­татами испытаний опытной ядерной энергетической уста­новки с жидкометаллическим теплоносителем на стенде Физико-энергетического института. Сохранение архитектуры проекта 627А привело к тому, что в США и НАТО ПЛА проекта 645 была причислена к классу «November». На самом деле, ее носовая оконечность в верхней части легкого корпуса, была выполнена конусообразной в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Работы по техническому проекту АПЛ были закончены осенью 1956 г. Следует заметить, что при этом не ставились жесткие требования по шумности лодки и влиянию ее аку­стических помех на работу бортовых гидроакустических станций. В рамках проектирования были выполнены лишь расчеты критических оборотов гребных винтов и воздуш­ного шума в отсеках корабля. В ноябре 1957 г. были выпущены рабочие чертежи, а 15 июня 1958 г. в Северодвинске была проведена закладка опытного атомохода. 30 октября 1963 г. АПЛ проекта 645 с тактическим номером К-27 была включена в состав ВМФ. Как и корабли 627-го проекта, новая АПЛ предназначалась для борьбы с надводными кораблями и транспортными су­дами противника при действиях на океанских и удаленных морских театрах.

Прочный корпус подводной лодки был выполнен из нового сплава стали с пределом текучести 60 кгс/мм 2 . Еще одним нововведением по сравнению с проектом 627 явилось применение плоских межотсечных переборок, способных выдерживать давление 10 (12,5?) кгс/см 2 , что обеспечивало аварийное всплытие с глубины до 100 м при затоплении любого из отсеков.

Для изготовления легкого корпуса, балластных цистерн, ограждения рубки и оконечностей корабля была впервые применена маломагнитная сталь с пределом текучести 40 кгс/мм 2 . Это позволило при той же величине магнитного поля АПЛ почти вдвое уменьшить массу размагничиваю­щего устройства, на 50% сократить потребляемую им мощ­ность и в два раза — число отверстий в прочном корпусе для прохода кабеля размагничивающего устройства. Прочный корпус лодки делился на девять водонепроницае­мых отсеков несколько иного, чем на проекте 627, расположения:

2-й — аккумуляторный и жилой;

3-й — центральный пост;

5-й — турбогенераторный (в нем размещались также холодильные установки и вспомогательные механизмы);

8-й — жилой (в нем также были размещены холодильники);

9-й — жилой (в нем размещались и рулевые машины).

Перемещение тяжелых реакторов ближе к носу корабля позволило улучшить дифферентовку, однако такое компо­новочное решение одновременно ухудшило условия обес­печения радиационной безопасности центрального отсека, а радиолокационную и радиорубку потребовалось перене­сти на нижнюю палубу.

Читать еще:  Минный заградитель типа N82 «Falster» (Дания)

Главная энергетическая установка мощностью 35000 л. с. состояла из двухреакторной паропроизводящей и двухвальной паротурбинной установок, двух автономных (а не навесных, как на АПЛ проекта 627) турбогенераторов и ак­кумуляторной батареи.

Авторы АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем пред­полагали следующие ее преимущества:

— более низкое (ок. 20 атм.) давление в первом контуре, нежели в установках с водо-водяным теплоносителем, что позволяло уменьшить напряжения в конструкциях перво­го контура;

— большее, чем в первом контуре, давление второго контура позволяло предполагать невозможность попадания проте­чек первого контура во второй;

— возможность использования более дешевых низколегиро­ванных сталей.

Имелись и недостатки, к основным из которых следовало отнести:

— высокую стоимость теплоносителя и его большой вес;

— необходимость периодического регенерирования теплоно­сителя для поддержания его чистоты;

— необходимость поддержания сплава в разогретом (рас­плавленном) состоянии даже при стоянке в базе, что чрезвычайно усложняло базовое обслуживание.

Атомная энергетическая установка с ЖМТ разрабатывалась ОКБ «Гидропресс». Общее научное руководство осуществлялось Физико-энергетическим институтом, научным руководителем проекта был академик АН УССР А.И. Лейпунский.

Входящие в состав ГЭУ два ядерных реактора ВТ-1 с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут имели суммарную мощность 146 мВт. Температура теплоносителя на выходе из реактора составляла 440°С, а температура пе­регретого пара — до 355°С. Реакторы обладали рядом экс­плуатационных преимуществ. В частности, их расхолажи­вание осуществлялось без использования парогенераторов и насосов первого контура за счет естественной циркуля­ции сплава и включения каналов расхолаживания. Исклю­чалась возможность распространения радиоактивности во второй контур и в энергетические отсеки в случае наруше­ния плотности парогенераторов в результате большего дав­ления во втором контуре по сравнению с первым. В состав автономного турбогенератора (АТГ) входила одно­корпусная активная турбина с редуктором, однопроточный конденсатор и электрический генератор постоянного тока. На АТГ правого борта был применен планетарный редук­тор. Мощность на клеммах составляла 1600 кВт при напря­жении 320 В и частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Автономные турбогенераторы позволяли осуществлять ши­рокое маневрирование подводной лодки при любых режи­мах работы ГЭУ и длительном ходе под гребными электро­двигателями при выходе из строя обоих главных турбозубчатых агрегатов (лодка была оснащена двумя двигателями подкрадывания ПГ-116 мощностью по 450 л. с.). В отличие от корабля проекта 627 применение вспомога­тельной дизель-электрической установки не предусматри­валось (создатели атомохода несколько опрометчиво пола­гали, что наличие автономных турбогенераторов обеспечи­вает необходимую надежность энергетической установки). Впервые была применена новая система поддува и контро­ля за давлением в отсеках, управляемая из центрального поста.

Центральный пост АПЛ проекта 645 по сравнению с кораб­лем 627-го проекта стал более просторным и удобным. По составу гидроакустического, радиолокационного, телеви­зионного и штурманского вооружения, а также средствам связи лодка была практически аналогична АПЛ проекта 627 (ГАС «Арктика-М», РЛС «Накат-М», навигационный комплекс «Плутон-645»). В то же время на корабле был ус­тановлен второй перископ, повысивший надежность визу­ального наблюдения.

Впервые в мире на лодке 645-го проекта было применено устройство быст­рого заряжания торпедных аппаратов. Оно имело индиви­дуальные для каждого ТА механизмы подачи торпед, позво­ляющие осуществлять одновременное заряжание. За создание энергетической установки нового типа для АПЛ проекта 645 группе специалистов в 1964 г. была прису­ждена Ленинская премия.

В процессе эксплуатации в легком корпусе корабля появи­лись многочисленные трещины различной протяженности. Первоначально это было объяснено тем, что производство маломагнитной стали осваивалось в СССР впервые, техно­логия изготовления из нее листов обшивки и корпусных конструкций недостаточно освоена, а сварочные проволоки и электроды из маломагнитных материалов не обладают необходимыми технологическими свойствами. Однако в дальнейшем выяснилось, что главная причина растрескивания заключалась в том, что маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью: под дейст­вием морской воды в ней развивалась межкристаллическая коррозия, приводящая к образованию трещин. В результа­те в дальнейшем от применения маломагнитной стали на подводных лодках было решено отказаться. Также не оправдало себя в ходе эксплуатации и размагни­чивающее устройство. Выяснилось, что оно спроектирова­но неудовлетворительно, степень компенсации магнитного поля и его стабильность были недостаточными. В дальней­шем опыт (пусть и негативный) создания размагничиваю­щего устройства для АЛЛ проекта 645 был использован при разработке других атомоходов.

Столь же неудачным решением, как показал опыт эксплуа­тации корабля 645-го проекта, оказался и отказ от вспомо­гательной дизель-энергетической установки. Меры по снижению акустического поля АПЛ 645-го проек­та были, как выяснилось, явно недостаточными. Шумность лодки оказалась не только выше шумности АПЛ ВМС США, но и значительно превышали требования, установ­ленные ВМФ СССР. Уже в ходе эксплуатации корабля бы­ли проведены доработки, направленные на повышение его акустической скрытности.

Однако главные сложности при эксплуатации лодки доставила энергетическая установка с реакторами на ЖМТ. Значительно усложнилась эксплуатация лодки при дли­тельной стоянке, а также при доковании: требовалось под­держание температуры теплоносителя первого контура вы­ше температуры его плавления (125°С). Затруднялось про­ведение ремонтных работ по первому контуру вследствие за­грязнения его оборудования высокоактивным полонием-210, образующимся при нейтронном излучении висмута. Значительно усложнилось оборудование места базирова­ния АПЛ с реактором на ЖМТ (требовалась система при­готовления сплава, емкости и устройства для приема с АПЛ радиоактивного теплоносителя). После вступления в строй К-27 совершила два похода на полную автономность.

Читать еще:  Подводная лодка проекта П-627А (СССР)

Во время походов АПЛ ходила на различных глубинах (вплоть до рабочих) и скоростях. При этом особенности ГЭУ не накладывали каких-либо ограничений на эксплуатацию корабля.

В мае 1968 г. К-27 вышла в море для проверки работоспособности энергетической установки, а также для отработки учебно-боевых задач. 24 мая при проверке параметров работы ГЭУ на режимах полного хода произошло резкое падение мощности реактора. Одновременно был отмечен значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение уровня теплоносителя в буферной емкости и появление воды в аварийном конденсаторе.

Наиболее вероятной причиной возникновения аварии, в результате которой погибло девять членов экипажа атомохода, являлось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в нее окислов сплава свинец-висмут и шлаков.

В связи с аварией потребовались дополнительные исследования воздействия сплава и растворенных в нем окислов на циркуляцию теплоносителя, а также состояние поверхностей контура, изучение условий образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. Полученные результаты были использованы при разработке ГЭУ для лодок 705-го проекта.

После аварии восстановление К-27 было признано нецелесообразным. В течение 13 лет она находилась в резерве, после чего была затоплена в Карском море.

Предполагалось построить две под­водные лодки проекта 645, однако строительство второй было отложено до получения опыта эксплуатации К-27, а затем ввиду произошедшей аварии, и вовсе отменено.

Во многих источниках (включая достаточно авторитетные) присутствуют ошибочные сведения о несуществующих кораблях этого проекта – К-45 и К-49.

5. Схема проекта:

Продольный разрез ПЛА проекта 645:

1 — жилые помещения; 2 — холодильная установка; 3 — ГЭД РСД; 4 — ГТЗА; 5 — АТГ; 6 — ППУ; 7 — прочные цистерны; 8 — ЦГБ; 9 — ЦП; 10 — АБ; 11 — запасные торпеды; 12 — ТА; 13 — ГАС миноискания; 14 — ГЛС ШПС.

6. Тактико-технические данные проекта:

Подводные лодки проекта 645 ЖМТ «Кит»

К-27 — советская атомная подводная лодка, построенная по проекту 645ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Конструкция лодки близка к проекту 627 «Кит».

Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. До 7 сентября 1965 года числилась КрПЛ и только после была переведена в разряд опытовых.

24 мая 1968 года в результате аварии реактора весь экипаж был переоблучён, погибло 9 [1] членов экипажа: один матрос задохнулся в противогазе непосредственно на борту, восемь человек умерли позднее в госпитале от полученных на борту высоких доз радиации. Лодка была выведена из эксплуатации и поставлена на прикол в губе Гремиха (г. Островной). 1 февраля 1979 года исключена из состава ВМФ и сдана в ОФИ для демонтажа и утилизации. 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 году затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

Содержание

История гибели

Подводная лодка К-27 (пр.645 класса «Ноябрь» ЖМТ) находилась в Баренцевом море. Проверялись параметры ГЭУ на ходовых режимах после выполнения модернизационных работ. Мощность реактора самопроизвольно начала снижаться. Личный состав, не разобравшись в ситуации, попытался поднять мощность ядерного реактора, но безуспешно. В это время возросла гамма-активность в реакторном отсеке до 150 Р/час и произошел выброс радиоактивного газа в реакторный отсек с буферной емкости. Радиационная обстановка на подводной лодке ухудшилась. Личный состав сбросил аварийную защиту реактора. Как выяснилось позже, в результате аварии разрушилось около 20 % тепловыделяющих элементов активной зоны. Причиной аварии стало нарушение теплосъема с активной зоны. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды и уровнях облучения личного состава нет.

АПЛ была затоплена 10 сентября 1981 года в Карском море возле п.о. Степового. Сегодня она находится на глубине 34 метра, на её борту около 2000 ядерных контейнеров, кроме двух ядерных реакторов. 24 мая 1968 года во время ядерной аварии на левом ядерной реакторе,которая случилась в 11-35, впоследствии в госпитале в Ленинграде умерло четыре подводника и один погиб 25 мая в лодке, задохнувшись в противогазе при следовании в зараженный реакторный отсек. За прошедшие годы со дня ядерной аварии ушло из жизни свыше 80 человек,которые тогда были на корабле в море.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector