1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка проекта 646 (СССР)

Подводная лодка проекта 646 (СССР)

Постановлением СМ от 25 августа 1955 года на ЦКБ-18 возлагалась разработка проектов 642 (на базе проекта 611) и 646 (на базе проекта 641) подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. Разработка проекта 642 с комплексом П-10 по указанию заказчика была приостановлена еще в начальной стадии проектирования. Разработка проекта 646 была доведена до конца. Выполнялась она по утвержденному ТТЗ ВМФ, выданному в апреле 1956 года.

Технический проект 646 разрабатывался в двух вариантах, различавшихся только составом ракетного вооружения. В первом варианте предусматривалась установка на ПЛ комплекса П-5, а во втором варианте – П-10. Отсутствие у крылатой ракеты П-5 громоздкого стартового устройства, имевшегося у П-10, позволило в I варианте пр.646 принять вдвое больше ракет при одном и том же нормальном водоизмещении и тех же размерениях ПЛ.

Оба варианта проекта 646, за исключением состава ракетного оружия, имели практически одинаковые ТТД. В первом варианте поднимающиеся контейнеры для ракеты П-5 располагались в надстройке, попарно, в нос и в корму от ограждения рубки. Во втором варианте неподвижный контейнер и пусковые устройства располагались на палубе надстройки, по одной пусковой установке, в нос и в корму от ограждения рубки. Как в первом, таки во втором вариантах, старт ракет осуществлялся из надводного положения, при состоянии моря до 4-5 баллов, скорости ПЛ до 15 узлов и скорости ветра в любом направлении до 10 м/сек. Конструкция поднимающихся контейнеров в первом варианте была аналогичной проектам П-613 и 644, а конструкция неподвижного контейнера и пускового устройства во втором варианте была аналогичной проекту П-611.

Обеспечивалась возможность плавания ПЛ в подводном положении при двух затопленных контейнерах (одного носового и одного кормового) в I варианте и одного контейнера во И варианте за счет продувания прочных аварийно-балластных цистерн, специально предусмотренных для этой цели. Теоретический чертеж проекта 646 значительно отличался от пр.641, так как установка на ПЛ пр.641 ракетного оружия оказалась невозможной без частичного изменения легкого корпуса. Коренным изменениям по сравнению с пр.641 подвергся навигационный комплекс. В его состав входила двухгирокомпасная система «Маяк-646», гироазимут, гировертикаль и автопрокладчик («Сила-ГА», «Сила-ГВ» и «Сила-В»), а также астронавигационная система «Лира-П».

В остальном ТТД ПЛ пр.646, ее энергетическая установка и оборудование, соответствовали проекту 641. Материалы технического проекта 646 были представлены на рассмотрение ВМФ и МСП 1 октября 1957 года. Однако дальнейшего развития пр.646 не получил, так как в это время уже проектировались атомные ракетные подводные лодки. Согласно Постановлению Правительства от 31 декабря 1957 года все работы по проекту 464 были прекращены.

«Золотая рыбка» советского ВМФ

Осень 1971 года. Авианосец ВМФ США «Саратога» на подходах к базе зафиксировал сигнал неизвестного преследователя. Корабль шел на полном ходу, на скорости около 30 узлов, но оторваться от погони не получалось. Более того, таинственная подводная лодка не только шла наравне с авианосцем, но и могла его спокойно обогнать…

В тот день Пентагон пришел в замешательство – гордость американского военного флота получила «звонкую пощечину», а ранее неоспоримое превосходство США на море оказалось под вопросом. Что же это была за субмарина, и какова ее история?

Плод советского инженерного гения, секретная разработка, которая вошла в историю ВМФ нашей страны и изменила представление о подводном кораблестроении, подводная лодка проекта 661 «Анчар», более известная как подводная лодка К-162 (в 1978 г. переименована в К-222), – вне всякого сомнения, чудо военной техники, которому принадлежит мировой рекорд подводной скорости. На испытаниях К-162 достигла скорости 44,7 узла, или 80,4 км/ч, что сопоставимо со скоростью торпеды! К сожалению, данный факт не попал в книгу рекордов Гиннеса по причине секретности проекта.

В середине XX века внешняя политика США постоянно менялась. Учитывая веяния времени и напряженные отношения с СССР, командованием ВС США была принята новая стратегия «реалистического устрашения», главным пунктом которой значилось достижение превосходства в океанском пространстве. Создание ударных морских сил происходило путем формирования групп авианосцев, которым Советскому Союзу нечего было противопоставить.

В те годы СССР не обладал достаточными средствами для разработки и строительства своих авианосных кораблей, но руководство страны не могло проигнорировать новый виток внешней политики Америки. Поэтому был найден компромисс – развитие и модернизация подводных лодок.

Как говорится, новое время рождает новые потребности, которые субмарины тех лет удовлетворить не могли. Основным пунктом технического задания на разработку новой подлодки значилась возможность производить ракетный залп без всплытия, на небольшой глубине. В конце 60-х годов уже был принят на вооружение ракетный комплекс «Аметист», имевший возможность подводного пуска, поэтому перед советскими конструкторами встала задача создания субмарины-носителя, которую можно было вооружить этим комплексом.

Читать еще:  Подводные лодки типа Ohio class (США)

Эта проблема рождала новую – «Аметист» обладал небольшим радиусом действия, всего лишь около 80 км, поэтому разрабатываемая подлодка должна была обладать высокой скоростью и достаточной маневренностью, чтобы в кратчайшее время сблизиться с целью, произвести пуск и скрыться. Проект такой подводной лодки был разработан в 1960 году академиком Н. Н. Исаниным.

Субмарину Исанина, вне всякого сомнения, можно назвать экспериментальной. Некоторые технические решения, примененные в конструкции К-162, по мерке тех лет считались прорывом в корабельной отрасли. Большинство систем лодки было автоматизировано, а их контроль осуществлялся при помощи телемеханических средств – еще ни одна военная разработка СССР не использовала такого количества электроники!

Энергетический вопрос также был решен на должном уровне – специально для К-162 разработали новый атомный реактор. Лодка оснащалась двумя такими реакторами, которые обеспечивали работу новейшей пароэнергетической атомной установки. Запаса хода субмарины хватало без малого на четыре кругосветных плавания! Этот показатель в разы превышал все известные зарубежные аналоги.

Своим внешним видом К-162 напоминала кита. Можно сказать, что это символизировало слияние морской биологии и кораблестроения. Может быть, именно поэтому военные стали называть ее «Подводная лодка золотая рыбка», хотя общепринятой версией появления этого неофициального названия является дороговизна проекта – общие затраты на разработку составили один процент бюджета всего государства!

Пожалуй, самым революционным решением в конструкции «Золотой рыбки» стал материал обшивки корпуса – впервые в мировой практике судно было изготовлено из титанового сплава. Высокая стоимость этого металла была полностью оправдана – лодка получила невероятную прочность, коррозийную стойкость и малый вес. Именно благодаря этому были достигнуты впечатляющие скоростные характеристики.

Окончание работ над новой субмариной планировали завершить к 17 декабря 1969 года, ко дню рождения Л. И. Брежнева, но советские корабелы справились гораздо раньше – уже 13 декабря был произведен торжественный спуск лодки на воду…

Глубина погружения на испытаниях составила 100 метров. Подлодка вела себя устойчиво и стабильно набирала скорость. Всего лишь на 80% мощности реактора субмарина разогналась до 42 узлов (77 км/ч), что является невероятным показателем для морской техники, обладающей массогабаритными характеристиками уровня подводной лодки. Это было оглушительное достижение, которое ясно давало понять – ни один американский эсминец не сможет поймать нашу «Золотую рыбку».

В сентябре 1971 года, находясь в составе ВМФ СССР, подлодка совершила первый боевой выход, во время которого и состоялась знаменательная встреча с авианосцем «Саратога». С тех прошло много лет, и военные технологии совершили большой скачок вперед, но проект 661 вошел в историю как начало нового этапа в подводном кораблестроении всего мира. Это памятное достижение научной мысли советских ученых.

Армия

Техника и оружие

Русская «Хиросима»: как это было

Самая знаменитая советская подлодка К-19 вошла в строй 56 лет назад

12 ноября 1960 года в состав советского Военно-морского флота был передан первый в СССР атомный подводный ракетоносец — подлодка К-19, головная субмарина проекта 658. Она стала первой советской подводной лодкой с баллистическими ракетами на борту и атомной энергетической установкой и самой знаменитой отечественной субмариной. Лодка с драматичной судьбой положила начало строительству атомных подводных ракетоносцев — ключевого элемента стратегических ядерных сил России.

К созданию проекта 658 советские кораблестроители из Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18, нынешнее ЦКБ «Рубин») подошли, имея за плечами, с одной стороны, опыт постройки первых отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Ленинский комсомол» (проект 627 и 627А, «Кит»), с другой — первых дизель-электрических подлодок с баллистическими ракетами на борту.

Лодка проекта 658 предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами с ядерными зарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.

Главным конструктором проекта был утвержден будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда 37-летний Сергей Ковалев, который в конце 1940-х входил в группу советских специалистов, изучавших в Германии достижения немецких кораблестроителей.

Работа над проектом началась в августе 1956 года, а уже 12 ноября 1960-го был подписан приемный акт на головную подлодку серии К-19.

Быстрые решения

Субмарина 658-го проекта представляла собой подводную лодку двухкорпусного типа (внешний «прочный» корпус и внутренний «легкий»), состоящую из десяти отсеков. Длина корпуса — 114 м, ширина — 9,2 м. Водоизмещение — около 4030 тонн.

Читать еще:  Вертолетный корабль-док типа L10 «Fearless» (Великобритания)

Подробнее:

На подлодки «Колумбия» США потратят $100 млрд

В отличие от первых советских атомных подлодок проекта 627, имевших скругленную эллипсовидную форму носа, проект 658 получил заостренные обводы носовой оконечности.

Такое решение было принято для улучшения мореходных качеств К-19 в надводном положении. Изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении.

Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный, 5-й — дизельный, 6-й — реакторный, 7-й — турбинный, 8-й — электромоторный, 9-й — вспомогательных механизмов, 10-й — кормовой.

Как и в первых советских атомных подлодках, главная энергоустановка К-19 имела мощность 35 тыс. л.с. и включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт с парогенераторами, вращавшими два двигательных агрегата. Кроме того, у новой субмарины было два электродвигателя «подкрадывания» по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора.

При 80% мощности обеих паропроизводящих установок корабля в подводном положении максимальная скорость субмарины составляла около 24 узлов (44 км/ч).

На такой скорости дальность плавания достигала около 28 тыс. миль (до 50 тыс. км). При стопроцентной нагрузке силового агрегата можно было развить скорость около 26 узлов (46 км/ч). Автономность подлодки составляла 50 суток непрерывного пребывания в море без пополнения судовых запасов масла, топлива, провизии, пресной и дистиллированной воды.

Ракетное оружие состояло из трех баллистических ракет Р-13 с надводным стартом, размещенных в вертикальных шахтах. Такие же жидкостные ракеты, разработанные специальным конструкторским бюро №385 (СКБ-385) в Златоусте Челябинской области под руководством конструктора Виктора Макеева, стояли на первых советских подводных ракетоносцах — дизель-электрических субмаринах проекта 629.

Ограниченная ширина корпуса и солидные габариты 14-тонных ракет и их стартовых устройств сделали возможной установку ракетных шахт только в один ряд.

Каждая из трех ракет оснащалась полуторатонной ядерной боевой частью мощностью 1 Мгт (примерно в 50 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) и могла доставить ее на расстояние до 600 км от места пуска с отклонением до 4 км.

В целях обеспечения пожарной безопасности ракеты хранились заправленными только окислителем — АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте), а непосредственно топливо ТГ-02 размещалось в специальной емкости, вне прочного корпуса и отдельно для каждой ракеты. Оно подавалось на изделие перед стартом. Пуск трех ракет занимал 12 минут после всплытия лодки.

Подробнее:

Таблоиды пугают европейцев и американцев российской ракетой «Сармат»

Торпедное вооружение подлодки состояло из четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед) и двух малогабаритных 400-миллиметровых кормовых (6 торпед). Последние предназначались для самообороны и ведения огня противолодочными торпедами на глубине до 250 м, 533-миллиметровые торпеды могли использоваться на глубине до 100 м.

Необходимость всплытия для пуска ракет и, следовательно, автоматической демаскировки подлодки существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации атомной подводной лодки по проекту 658М была предусмотрена установка трех пусковых установок СМ-87-1 и ракет Р-21 с подводным стартом.

Одноступенчатая жидкостная 20-тонная ракета Р-21 могла взлететь из-под воды и доставить боевой блок на дальность 1400 км с отклонением в 3 км.

По условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин — «стартовом коридоре». Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40–60 м от донного среза ракеты при скорости лодки до 2–4 узлов (4–7 км/ч) и волнении моря до 5 баллов. Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску занимало около 30 минут. Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут.

При этом воздействие импульсов, возникающих во время старта ракет, приводило к всплытию подлодки на 16 м, что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты. Комплекс специальных средств, удерживающих субмарину в нужном диапазоне глубин, получил название «системы одержания».

Перед подводным пуском ракет шахты К-19 заливались водой, а для ликвидации разбаланса на лодке использовались специальные балластные цистерны с системой перекачки воды.

После выхода ракет из шахт необходимо было принять около 15 кубометров воды в «уравнительную цистерну».

Специальный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на вычислительные приборы, которые учитывали поправки на вращение Земли и наводили ракету на заданную цель.

Читать еще:  Атомные подводные лодки типа «Virginia» (США)

Строились первые советские ракетные атомоходы на заводе в Северодвинске. Головную лодку 658-го проекта К-19 заложили 17 октября 1958 года. На воду она была спущена 8 апреля 1959-го, а в строй вступила через полтора года. В 1961 году Северный флот пополнился атомным ракетоносцем К-33, в 1962-м — К-55 и К-40, в 1963-м — К-16 и К-145, а в 1964 году — К-149 и К-176.

Таким образом, за шесть лет была реализована программа строительства серии из восьми атомных субмарин, которые несли в общей сложности 24 баллистические ракеты с ядерными боевыми частями.

Первая и последняя К-19

Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года. В 1961-м подводная лодка вовсю отрабатывала задачи боевой подготовки: сделала три выхода в море, прошла под водой 5892 мили (11 тыс. км), над водой — 529 миль (980 км).

Подробнее:

Американские военные эксперты назвали пять лучших подводных лодок за всю историю

3 июля 1961 года в 4.00 утра на атомоходе в подводном положении произошла авария правого реактора.

К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта. В результате разгерметизации первого контура реактора возник мощный радиационный фон во всех отсеках.

Во время борьбы за жизнь подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 30 человек (15 – через несколько часов, девять — через несколько дней, шестеро — в течение года).

Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу. В постсоветское время инцидент стал широко известен, были опубликованы воспоминания участников событий, а в 2002 году был снят художественный фильм «К-19» с Харрисоном Фордом в роли капитана советской лодки. В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев выдвинул экипаж подлодки на Нобелевскую премию мира, настаивая на том, что героические действия экипажа спасли мир от страшной катастрофы и даже возможной ядерной войны: если бы погибшие моряки не предотвратили взрыв реактора, в США могли принять инцидент за попытку атаки своей военно-морской базы в этом районе.

После аварии лодка получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима», но после ремонта продолжила службу.

Проблему растрескивания трубок первого контура на АПЛ решили заменой нержавеющей стали на титан.

К-19 у моряков-подводников считалась невезучим кораблем. Несчастные случаи происходили с ней регулярно. 15 ноября 1969 года атомоход столкнулся в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 Gato, которая пыталась вести скрытное слежение за советской субмариной. Оба корабля получили повреждения.

24 февраля 1972 года, когда лодка находилась в 1300 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд, на борту «Хиросимы» вспыхнул пожар, в котором погибли 28 членов экипажа в 5-м, 8-м и 9-м отсеках.

При этом служба других подлодок 658-го проекта проходила благополучно. К-115 в 1963 году совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, за шесть суток пройдя подо льдами 1,6 тыс. миль (3 тыс. км). В 1968 году подледный переход повторила К-55, уже с ядерным оружием на борту.

Несмотря на высокую шумность и другие недостатки, подлодки проекта 658М оставались в строю в 1970-е годы, патрулируя океан в непосредственной близости от американского побережья, и обеспечивали минимальное подлетное время своих ракет. Это затрудняло для США меры противодействия ракетному удару, но одновременно делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения задачи очень проблематичным.

Подробнее:

Ракета «Булава» самоликвидировалась в полете

Служба последних атомных подлодок проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до конца существования СССР. К-16, К-33, К-40 и К-149 были списаны в 1988–1990 годах. Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе.

Последней в 1991 году военно-морской флаг спустила как раз головная подлодка серии К-19.

Первый ракетный атомоход советского производства по сравнению с аналогичным американским кораблем типа «Джордж Вашингтон» обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью, увеличенной глубиной погружения, однако уступал «американцу» по уровню скрытности и характеристикам информационных средств. Проект 658 весьма существенно проигрывал кораблю ВМС США по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения. Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракеты «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения субмарины, то на лодке советского производства эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: