6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка проекта 653 (СССР)

Подводная лодка проекта 653 (СССР)

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта: не реализован

4. История проекта:

Вслед за опытной атомной подводной лодкой проекта П-627А, оснащенной одной стратегической крылатой ракетой большой дальности П-20, разрабатываемой под руководством С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением Совета Министров 17 августа 1956г., в СКБ-143 летом 1958 г. началось проектирование ракетной подводной лодки проекта 653, несущей не одну, а две крылатые КР комплекса «П-20», которые размещались в ракетных контейнерах параллельно ДП в развитой по высоте и ширине надстройке, которая в нос от контейнеров переходила в ограждение рубки. Лодка имела конструкцию, близкую конструкции АПЛ проекта П-627А. Два контейнера с ракетами располагались горизонтально непосредственно за ограждением выдвижных устройств рубки. Ракетные контейнеры на этой АПЛ были столь же крупногабаритными, что и на АПЛ проекта П-627А. Это обусловило весьма большой объем проницаемых частей (2600 м 3 ) на ПЛАРК проекта 653. Для обеспечения остойчивости спроектированной ПЛ ее наибольшая ширина была увеличена на три метра против ширины ПЛ проекта П-627А. Был также увеличен наибольший диаметр ПК, что позволило уменьшить длину ПЛАРК проекта 653 по сравнению с длинной ПЛАРК проекта П-627А и за счет этого, а также улучшенных кормовых обводов наружного корпуса, получить при увеличенном водоизмещении корабля, такую же скорость полного подводного хода, что и у ПЛ проекта П-627А. Помимо увеличенного числа КР, ПЛАРК проекта 653 отличалась от ПЛАРК проекта П-627А применением для ПК более высокопрочной стали, паропроизводящей установки с усовершенствованным ядерным реактором, серебряно-цинковой АБ вместо свинцово-кислотной и др. Запуск КР с ПЛАРК в проекте 653 предусматривалось осуществлять таким же образом, как и с опытной АПЛ. При этом расчетное время нахождения ПЛ в надводном положении при старте двух ракет составляло 10 мин.

Надо отметить, что конструкторам пришлось осуществить большое число проработок, направленных на снижение размеров и массы контейнеров, а также на оптимизацию условий хранения и пуска ракет. В частности, рассматривались варианты изготовления контейнеров из титановых или маломагнитных сплавов, старта ракет прямо из контейнеров и их хранение в нейтральной газовой среде.

Особый интерес представляет энергетическая установка корабля. Ее ППУ ВМ-1М являлась модернизированной версией установки ВМ-А. В отличие от прототипа она была оснащена системой автономного расхолаживания с теплообменником и специальным электрическим насосом, более совершенными и надежными ЦНПК, новой системой компенсации утечек в газовой системе (при помощи подпиточных насосов), автоматическим управлением компрессором системы вакуумирования и бесконтактной СУЗ. Для снижения содержания кислорода и хлоридов во втором контуре (чье присутствие приводило к течи ПГ) его оснастили ионообменными фильтрами. Конструктивные решения, которые планировали реализовать в установке ВМ-1М, впоследствии использовали в АЭУ АПЛ второго поколения.

Торпедное вооружение корабля должно было включать в себя четыре 533-мм и четыре малогабаритных 400-мм ТА. Причем все они располагались в носовом отсеке: 533-мм ТА в его верхней части параллельно ДП корабля в два ряда, а 400-мм ТА – в его нижней части под углом 4° к ДП, также в два ряда. Погрузка и выгрузка боезапаса могла осуществляться через ТА с использованием специальных выдвижных балок с лотками, убирающихся под обечайку легкого корпуса. Один из вариантов эскизного проекта предусматривал вооружение из шести 533-мм и четырех 400-мм ТА.

Разработка эскизного проекта АПЛ была завершена в первом квартале 1959 г. После его рассмотрения 11 июля 1959 г. Главком ВМФ и председатель Государственного комитета по судостроению (ГКО приняли совместное решение, в котором признавались возможными некоторые отступления от требований ТТЗ. К ним относились установка навигационного комплекса «Сила-Н-653» (вместо комплекса «Сокол-Н-653»), использование для изготовления ракетных контейнеров стали АК-29 (вместо маломагнитной стали) и увеличение времени пополнения запасов ВВД (с 10 до 12 часов). Вместе с тем, признавалось нецелесообразным увеличение 533-мм ТА до шести единиц, замену предусмотренных ТТЗ 533-мм двумя 650-мм ТА, увеличение вылета выдвижных устройств до 7 м (вместо 5 м), сокращение времени срочного всплытия до 60 с и обеспечение погружения (или всплытия) и плавания под водой с двумя затопленными контейнерами.

Планировалось построить 18 серийных ПЛАРК проекта 653. Начать строительство ПЛАРК проекта 653 предполагалось в 1959г. Первые рабочие чертежи нового атомохода были направлены на завод № 402 в Северодвинск в декабре 1958г., однако к постройке головного корабля предприятие так и не приступило: в 1960 г. было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что привело и к прекращению всех работ над носителями этой КР.

Разработка проектов П-627А и 653 показала техническую возможность создания подводных носителей стратегических КР, однако из-за весьма больших габаритов ракет и контейнеров для их размещения, а также из-за отсутствия контейнерного старта вооружение АПЛ КР комплекса «П-20» было признано

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:

Подводная лодка проекта 653 (СССР)

ПРОЕКТ 653 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ

PROJECT 653 NUCLEAR SUBMARINE WITH MISSILE WEAPONS

В СКБ-143 практически параллельно с работами по проекту П627А началась разработка нового проекта 653 АПЛ с ракетным вооружением. Если АПЛ проекта П627А была опытным кораблем, на котором предполагалась отработка ракетной системы П-20, то лодки проекта 653 должны были стать серийными и войти в морскую составляющую стратегических ядерных сил СССР.
Необходимо отметить, что к тому времени в США аналогичная пронграмма шла полным ходом. Первый пуск самолета – снаряда Regulus подводного базирования состоялся в июле 1953 с подводной лодки «Танни» (SSG-282), переоборудованной субмарины времён второй мировой войны. «Танни» и однотипная с ней «Барберо» (SSG-317), были первыми в США патрульными лодками ядерного сдерживания. В 1958 году к ним присоединились две ракетных лодки специальной постройки, «Грейбек» (SSG-574) и «Граулер» (SSG-577), а затем атомная лодка «Хэлибат» (SSGN-587). Для того, чтобы на патрулировании всегда находилось не менее 4 ракет «Регулус», «Танни» и «Барберо» с двумя ракетами каждая патрулировали одновременно. «Грейбек» и «Граулер» с четырьмя ракетами, а также «Хэлибат» с пятью ракетами, патрулировали в одиночку.
Одновременно велась разработка ракеты Regulus-II, которая представляла собой полностью новую разработку, предназначенную для замены «Регулуса», уже было выполнено 48 испытательных пусков прототипа ракеты, 30 из которых были успешными, 14 частично успешными и 4 неудачными. Контракт на производство был подписан в январе 1958 года. Однако, из-за высокой стоимости ракеты (около $1 млн каждая) и появления баллистических ракет «Поларис» подводного базирования, программа «Регулус II» была закрыта 18 декабря 1958 года. По инерции производство ракет продолжалось еще до января 1959 года, всего было выпущено 514 ракет, которые прослужили в ВМС США до августа 1964 года.
Фактически получается, что когда советская программа по стратегическим крылатым ракетам морского базирования находилась в начальной стадии, американская уже подходила к своему завершению на том уровне развития военной техники.
Тем не менее ядерное оружие у Советского Союза уже было, а надежные средства его доставки еще создавались. Поэтому советские ученые и конструкторы шли к этой цели несколькими путями, в том числе, для морской компоненты создавались первые крылатые и баллистические ракеты.
Первоначально наши конструкторы под самолет-снаряд (крылатую ракету) предполагали переоборудование серийной АПЛ пр. 627А с минимальными изменениями в конструкции корпуса систем и механизмов. Однако опыт проектирования опытной лодки П-627А показал бесперспективность такого подхода. Поэтому в конце 1958 года 1-й ЦНИИ МО представил ТТЗ на разработку принципиально новой АПЛ, которое в январе 1959 году было утверждено.
Решение о проектировании атомной подводной лодки проекта 653 было принято в декабре 1958 года, а основные элементы корабля были утверждены постановлением СМ СССР в январе 1959 года. Эскизный проект 653 был закончен 30 марта 1959 года. К концу 1959 года СКБ-143 (гл. конструктор М.Г.Русанов) был завершен технический проект 653. В группу главного конструктора входили: заместитель главного конструктора В.В.Ромин и сотрудники В.Д.Левашов и Л.А.Симагин. Главным наблюдающим от ВМФ был Ю.С.Вольфсон. Уже в декабре того же годна началась отправка на завод-строитель рабочих чертежей. Первоначально по плану предполагалась постройка четырех АПЛ проекта 653, в дальнейшем по настоянию ВМФ их число в серии довели до 18 единиц. Сдачу головного корабля на заводе №402 планировалось осуществить в 1962 году.

Читать еще:  Десантный вертолетный корабль-док типа «San Giorgio» (Италия)

По проекту 653 подводная лодка имела двухкорпусную конструкцию, где прочный корпус (ПК) в форме цилиндра предполагалось изготовить из ударостойкой стали с высоким пределом текучести АК-29 (толщиной 25-35 мм), его оконечности. Оконечности прочного корпуса имели форму усеченных конусов со сферическими поверхностями штампо-сварной конструкции. Прочный корпус корабля делился на восемь отсеков плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2.
Легкий корпус предполагалось изготовлять из маломагнитной стали, и облицевать новыми нерезонансными резиновыми покрытиями НППРК-1М и НППРК-7.
По проекту 653 предусматривалась установка усовершенствованной водо-водяной ППУ типа ВМ-1М, автономных турбогенераторов как на АПЛ проекта 645. Благодаря увеличенному диаметру ПК на корабле использовали оригинальную компоновку ГЭУ: в четвертом отсеке размещались ППУ; в пятом отсеке – оба ГТЗА и один из АТГ; в шестом – второй АТГ и оба ГЭД, а также холодильные пароэжекторные машины. Такая схема сократила общую длину корабля примерно на 10-12 м, по сравнению с пр. П-627А. Наряду с улучшением кормовых обводов легкого корпуса и стабилизаторов, сокращение длины корпуса дало возможность сохранить такую же скорость полного подводного хода, что и у АПЛ пр. П-627А, при увеличенном почти на 1300 т нормальном водоизмещении.

Главной проблемой для проектировщиков корабля стала схема размещения двух ракетных контейнеров над прочным корпусом. Как показали расчеты, они вместе с обтекателями, приводами и системами, обслуживающими ракеты, должны были иметь массу более 600 т. Для того чтобы разместить на прочном корпусе корабля два столь громоздких контейнера, его диаметр, а также диаметр легкого корпуса пришлось увеличить.
Основное оружие подводной лодки – самолеты-снаряды (крылатые ракеты) ракетного комплекса П-20 имели вес ок. 20,0 т каждый, размещались она на ПЛ в двух контейнерах диаметром 4,6 м и длиной ок. 25 м. Контейнеры располагались параллельно друг другу в надстройке ПЛ в районе ограждения рубки. Вследствие принятого размещения ракетного оружия, объем проницаемых частей составил ок. 2600 м3, что привело к значительному увеличению полного подводного объема и сопротивления движению ПЛ.
Не менее сложной оказалась проблема разработки конструкции обтекателей контейнеров и стартовых устройств. Технический проект корабля предусматривал его исполнение в виде единой для обоих контейнеров поворотной конструкции. Она вписывалась в обводы ограждения и легкого корпуса и не нарушала общую архитектуру АПЛ.
Все операции по осуществлению старта ракет велись дистанционно из центрального поста. Последовательность операций аналогична таковой на ПЛ проекта П627А. На корабле установлена система управления стрельбой «Сокол-П-653″. Расчетное время старта двух ракет составляло ок. 10 мин., без учета времени на всплытие и погружение.

Торпедное вооружение включало четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппаратов с боезапасом, соответственно, четыре и 12 торпед. На АПЛ установлена система управления торпедной стрельбой «Ленинград-653″, она обеспечивала применение противокорабельных и противолодочных торпед. Гидроакустическое вооружение корабля состояло из станций: «Арктика-М», МГ-10, МГ-15, «Радиус» и «Свет-М», на корабле устанавливалась РЛС кругового обзора «Альбатрос», станция госопознавания «Нихром-М», навигационный комплекс «Сила-Н-653″, необходимое связное оборудование.
Несмотря на реальное воплощение конструкторских мыслей Постановлением СМ СССР от 5 февраля 1960 года было принято решение о прекращении работ по комплексу П-20. Это было обусловлено изменением взглядов высшего военного и политического руководства страны на развитие ракетного вооружения, из-за низкой эффективностью крылатых ракет в сравнение с разрабатывающимися к тому времени баллистическим ракетами морского базирования, тем более, что последние должны были иметь подводный старт. Это привело к тому, что создание ПЛ проектов 653 и П627А было признано нецелесообразным.
В феврале 1960 г. было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что через три месяца привело и к прекращению всех работ над носителями этой крылатой ракеты. Некоторое время в ОКБ Ильюшина продолжалась разработка по противокорабельной ракете большой дальности П-22 (дальность стрельбы до 1800-2000 км) на базе конструкции проекта П-20, однако, вскоре, прекратилась и эта программа.
30 мая 1960 года было принято правительственное решение о прекращении работ по проекту 653 и прекращена постройка ПЛ проекта П627А.

Читать еще:  Десантный вертолетный корабль-док типа «Albion» (Германия)

Проектант СКБ-143
Гл.конструктор М.Г. Русанов
Состояние и время разработки техн. проект, работы прекращены в 1960 г.
Нормальное водоизмещение, м3 5250
Полный подводный объем, м3 ок. 9800
Длина наибольшая, м 97,5
Ширина корпуса наибольшая, м 12,2
Осадка средняя, м 7,8
Запас плавучести, % 36
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 80
Экипаж (в т. ч. офицер.), чел. 101(26)
Энергетическая установка:
– тип ППУ ВМ-А
– число реакторов 2
– тип ПТУ ГТЗА-601
– число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 16500
– тип ТГ автономный ТГ
– число х мощность, кВт 2 х 1600
– тип АБ серебряно-цинковая 55СЦ
– количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 152
– тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
– число х мощность , кВт х частота вращения, об/мин 2 х 450 х 140
– число гр. валов х частота вращения, об/мин 2 х 500
– тип ГВ 5-лопастный или 6-лопастный
Скорость хода, уз.:
– подводная под ГТЗА 22,5-23,5
– надводная под ГТЗА 14,5-15,0
– подводная под ГЭД 5-6

Ракетное:
– тип самолеты-снаряды
– тип ракетного комплекса П-20
– число ракет 2
– сист. управления
стрельбой «Сокол П-653″
– вид старта надводный
Торпедное:
– число х калибр ТА, мм 4 х 533, 4 х 400
– общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
– сист. управления
стрельбой «Ленинград-653″
– тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
– ГЛС «Арктика-М»
– ШПС МГ-10
– ГАС ОГС «Свет-М»
– ГАС ЗПС МГ-15
– ГАС миноискания «Радиус»
Радиолокационное:
– РЛС кругового обзора «Альбатрос»
– СОРС «Накат»
– станция опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
– навигац. комплекс «Сила Н-675″
– автомат. радиопеленг. АРП-53
– корабельный индикатор КИ-55
– эхолот НЭЛ-6
– эхоледомер ЭЛ-1
– дистанцион. магн. компас КДЭ-П
– корабельные
приемоиндикаторы КПФ-1,КПИ-ЗМ
– зенитные
перископы ПЗНС-12, ПЗК-12 и др.
Средства радиосвязи:
– р/передатчики КВ «Искра-1″, «Тантал»
– р/приемник КВ «Оникс-П»
– радиостанция УКВ «Графит-1″
– р/приемники ДВ «Глубина» и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 25.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Ю. В. Апальков » Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг.».

Подводная лодка проекта 653 (СССР)

Работы СКВ-143 над АПЛ пр.653 начались в июне 1958 г. Изначально они предполагали переоборудование серийной АПЛ пр.627А с минимальными изменениями в конструкции корпуса систем и механизмов. Однако опыт проектирования опытной лодки П-627А показал бесперспективность такого подхода. Поэтому в конце 1958 г. 1-й ЦНИИ МО представил ТТЗ на разработку принципиально новой АПЛ, которое в январе 1959 г. было утверждено (по представлению министра обороны) соответствующим постановлением Правительства.

Главной проблемой для проектировщиков корабля стала схема размещения двух ракетных контейнеров над прочным корпусом. Как показали расчеты, они вместе с обтекателями, приводами и системами, обслуживающими ракеты, должны были иметь массу более 600 т. Достаточно сказать, что их объем (840 м3 ) был сопоставим с нормальным водоизмещением средней отечественной лодки периода Второй мировой войны Хбис серии (типа С), а диаметр на 200 мм превышал диаметр прочного корпуса средней ДЭПЛ пр. 613.

Для того чтобы разместить на прочном корпусе корабля два столь громоздких (длиной 20 и диаметром 4,2 м) контейнера, его диаметр, а также диаметр легкого корпуса пришлось увеличить. Так как обводы последнего охватывали контейнеры и плавно переходили в ограждение прочной рубки и выдвижных устройств, оно оказалось чрезвычайно большим. Не менее сложной оказалась проблема разработки конструкции обтекателей контейнеров и стартовых устройств. Технический проект корабля предусматривал его исполнение в виде единой для обоих контейнеров поворотной конструкции. Она вписывалась в обводы ограждения и легкого корпуса и не нарушала общую архитектуру АПЛ.

Надо отметить, что конструкторам пришлось осуществить большое число проработок, направленных на снижение размеров и массы контейнеров, а также на оптимизацию условий хранения и пуска ракет. В частности, рассматривались варианты изготовления контейнеров из титановых или маломагнитных сплавов, старта ракет прямо из контейнеров и их хранение в нейтральной газовой среде.

Особый интерес представляет энергетическая установка корабля. Ее ППУ ВМ-1М являлась модернизированной версией установки ВМА. В отличие от прототипа она была оснащена системой автономного расхолаживания с теплообменником и специальным электрическим насосом, более совершенными и надежными ЦНПК, новой системой компенсации утечек в газовой системе (при помощи подпи- точных насосов), автоматическим управлением компрессором системы вакуумиро- вания и бесконтактной СУЗ. Для снижения содержания кислорода и хлоридов во втором контуре (чье присутствие приводило к течи ПГ) его оснастили ионообменными фильтрами. Конструктивные решения, которые планировали реализовать в установке ВМ-1М, впоследствии использовали в АЭУ АПЛ второго поколения.

Торпедное вооружение корабля должно было включать в себя четыре 533-мм и четыре малогабаритных 400-мм ТА. Причем все они располагались в носовом отсеке: 533-мм ТА в его верхней части параллельно ДП корабля в два ряда, а 400-мм ТА – в его нижней части под углом 4° к ДП, также в два ряда. Погрузка и выгрузка боезапаса могла осуществляться через ТА с использованием специальных выдвижных балок с лотками, убирающихся под обечайку легкого корпуса. Один из вариантов эскизного проекта предусматривал вооружение из шести 533-мм и четырех 400-мм ТА.

Читать еще:  Подводная лодка проекта П-627А (СССР)

Разработка эскизного проекта АПЛ была завершена в первом квартале 1959 г. После его рассмотрения 11 июля 1959 г. Главком ВМФ и председатель Государственного комитета по судостроению (ГКО приняли совместное решение, в котором признавались возможными некоторые отступления от требований ТТЗ. К ним относились установка навигационного комплекса «Сила-Н-653» (вместо комплекса «Сокол-Н-653»), использование для изготовления ракетных контейнеров стали АК-29 (вместо маломагнитной стали) и увеличение времени пополнения запасов ВВД (с 10 до 12 часов). Вместе с тем, признавалось нецелесообразным увеличение 533-мм ТА до шести единиц, замену предусмотренных ТТЗ 533-мм двумя 650-мм ТА, увеличение вылета выдвижных устройств до 7 м (вместо 5 м), сокращение времени срочного всплытия до 60 с и обеспечение погружения (или всплытия) и плавания под водой с двумя затопленными контейнерами.

Программе создания корабля придавалось особое значение и поэтому, в соответствии с решением ВПК от августа 1959 г., СКВ-143 обязали согласовать с ССЗ-402 график его постройки и начать передачу рабочих чертежей еще до утверждения технического проекта, разработка которого была завершена лишь в декабре того же года. Изначально предполагалось построить четыре АПЛ пр. 653, а затем их число увеличили до 18 единиц. Четыре первые из них заказали в начале 1960 г., с расчетом передать флоту головной корабль серии в 1962 г. Однако в конце мая 1960 г. работы над пр. 653 были прекращены по тем же самым причинам, что и работы над пр. П-627А.

Технический проект 653 АПЛ был разработан в СКБ-143 под руководством М.Г. Русанова. Корабль должен был иметь двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус АПЛ пр. 653 предполагалось изготовить из ударостойкой стали с высоким пределом текучести АК-29 (толщиной 25-35 мм). Он был принят в форме цилиндра, а в оконечностях – в виде усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 , на восемь отсеков. Оконечности ПК представляли собой сферические поверхности штампо-сварной конструкции. Легкий корпус должны были изготовить из маломагнитной стали, и облицевать новыми нерезонансными резиновыми покрытиями НППРК-1М и НППРК-7. Благодаря увеличенному диаметру ПК на корабле использовали оригинальную компоновку ГЭУ: в четвертом отсеке размещались ППУ; в пятом отсеке – оба ГТЗА и один из АТГ; в шестом – второй АТГ и оба ГЭД, а также холодильные пароэжекторные машины. Такая схема сократила общую длину корабля примерно на 10-12 м, по сравнению с пр.П-627А. Наряду с улучшением кормовых обводов легкого корпуса и стабилизаторов, сокращение длины корпуса дало возможность сохранить такую же скорость полного подводного хода, что и у АПЛ пр. П-627А, при увеличенном почти на 1300 т нормальном водоизмещении.

В качестве ППУ в пр.653 было решено использовать реактор ВМ-1М, являвшийся развитием реактора ВМ-А, принятого в пр. 627’А и пр. П-627А. Он имел систему автономного расхолаживания с теплообменниками и специальным насосом, более совершенные главные и вспомогательные насосы первого контура, новую, бесконтактную СУЗ «Экран» и т.д.

Оба ракетных контейнера располагались над прочным корпусом за прочной рубкой, параллельно друг другу, с размещением между ними ПМУ. Ограждение рубки было совмещено с обтекателями контейнеров и легким корпусом корабля, который, как следствие, имел увеличенный диаметр – 12,2 м. Обводы легкого корпуса плавно округлялись кверху, образуя ограждение рубки, контейнеров и ПМУ. Для обеспечения единого обтекателя и стартовых устройств была принята конструкция одного поворотного обтекателя на два контейнера. Их крышки, размещенные в кормовой части, в отличие от пр.П-627А, открывались не на борт. При повороте обтекателя на борт, у одного из контейнеров появлялась возможность открытия крышки, а затем вывода ракеты на лафет, также расположенный под обтекателем заподлицо с надстройкой. После вывода ракеты носовая часть лафета поднималась при помощи гидропривода выше среза контейнера, и в таком положении осуществлялся старт по курсу корабля.

Основные ТТЭ
Водоизмещение, т:
– нормальное 5248
Главные размерения, м:
– длина наибольшая 97,5
– ширина корпуса наибольшая 12,2
– осадка средняя 7,8
Запас плавучести, %

36
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м:
– рабочая 320
– предельная 400
Автономность по запасам провизии, сут. 80
Экипаж, чел 101

Энергетическая установка :
Главная:
– тип АЭУ
ППУ:
– количество х тип (индекс) ЯР 2 х ВВР (ВМ-1М)
– суммарная тепловая мощность ЯР, мВт. 140
ПТУ:
– количество х мощность (индекс) ГТЗА, л.с 2 х 17 500 (ГТЗА-601)
– количество х тип движителей 2 х ВФШ
ЭЭС:
– количество х мощность (тип) основных источников, кВт ,. 2 х? (АТГ)
– количество х мощность (тип и индекс) резервных источников, кВт. 2 х 460 (ДГ, М-820)
– тип (индекс) аварийного источника свинцово-кислотная АВ (55-СЦ)
– количество групп х элементов в каждой группе АБ. 2 х 152
Вспомогательная:
– количество х мощность (тип и индекс) РСД, кВт 2 х 450 (ГЭД на линии вала, ПГ-116)
Скорость хода, уз:
– наибольшая подводная под ГТЗА 22-24
– наибольшая подводная под ГЭД 5-6
– наибольшая надводная под ГТЗА 14-15

Вооружение :
Ракетное:
– индекс комплекса П-20
– боезапас 2 стратегические КР П-20
– вид старта надводный, из стационарного РК с подъемом лафета
– система подготовки и старта «Сокол-П-653»
Торпедное:
– количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533
– боезапас 4 торпеды (53-65М или 53-65К)
– количество х калибр ТА, мм 4 (Н)х400
– боезапас 12 торпед (СЭТ-40 или МГТ-1)
– ПУТС «Ленинград-653»
Радиоэлектронное:
– НК «Сила-Н-653»
– ГАС «Арктика- М»
– ШПС МГ-10
– ГАС миноискания «Радиус»
– станция ЗПС «Свияга»
– станция обнаружения гидроакустических сигналов. «Свет-М»
– РЛК «Альбатрос» (РЛК-101)
– станция опознавания «Хром-К»
– СОРС «Накат»
– эхолот НЭЛ-6
– радиопеленгатор. АРП-53
– перископ зенитный ПЗНС-12
– перископ зенитный командирский ПЗК-12

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: