Подводная лодка проекта 659 (СССР)
Подводная лодка проекта 659 (СССР)
Проект 659 (NATO – “Echo I”).
Нереализованная модификация – 659Р
1. Количество подводных лодок проекта: 5+1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
вступление в строй
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (№199) (5+1)
1970 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-45?
1970 – мод. по проекту 659Т
25.07.1977 – переим. в К-259
1992? – переим. в Б-259?
1972 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-66?
1968 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-122?
1976 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-151?
1962 – снята с постройки
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 659: 185, 331
4. История проекта:
Постановление правительства о создании ПЛАРК проекта 659 было принято 25 (26) августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658 ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5, – проекту 659. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта 659 был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем – Николай Андреевич Климов. 23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением – комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета самолетов-снарядов. В 1969 г., после того, как П.П. Пустынцев стал главным конструктором проекта 675, главным конструктором проекта 659 был назначен Н.А. Климов, а его заместителями – О.Я. Марголин и В.К. Станкевич. Главным наблюдающим ВМФ по проекту 659 были И.И. Чуфрин и Ю.С. Вольфсон. Всего по проекту 659 было построено пять подводных лодок.
19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 г. предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строительства носителей этих ракет планировалось и в VII пятилетке (1961 – 1965 гг.).
К моменту окончания технического проекта лодки отсутствовал технический проект на комплекс ракетного оружия. В результате технические решения, принятые по главному оружию, являлись ориентировочными, и все необходимые изменения вносились на стадии рабочего проектирования, а также при постройке и даже в ходе испытаний головной ПЛАРК.
Строительство подводных лодок проекта 659 осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К. Волик). Наружные обводы, исходя из условий использования комплекса реактивного оружия в надводном положении, выбирались так же, как и на проекте 658. Заострение обводов носовой оконечности позволило обеспечить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейнеров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увеличению буксировочного сопротивления в подводном положении. После рассмотрения нескольких вариантов наиболее целесообразным было признано поднятие палубы надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспечило размещение всех контейнеров под палубой надстройки.
В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659 была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего проекта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959г.) разработка чертежей была закончена в октябре 1957г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок – в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док № 3 эллинга “А”) и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта 659.
Завод им. Ленинского Комсомола вторым в стране приступил к строительству атомных подводных лодок и во многом использовал опыт завода в Северодвинске, оказавшего существенную помощь в организации строительства ПЛА. На ПЛА проекта 659 размещалось 6 крылатых ракет комплекса П-5.
Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увеличена до 650 Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, длина 10,8 м и размах крыла 3,7 м. Ее стартовая масса равнялась 5200 км, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы составляла 350 км. Полет проходил на высоте 800—900 м. Силовая установка КР включала два стартовых твердо-топливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом.
Ракетные контейнеры были сблокированы попарно в три блока. Каждый блок контейнеров поднимался на стартовый угол 15° путем поворота на неподвижной полой оси, внутри которой размещались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с подводной лодкой – электрические к бортразъемам ракеты, а также к средствам, обеспечивающим необходимые параметры микроклимата в контейнере, и Яр. Перед стартом контейнеры, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, обе крышки (передняя и задняя) открывались. Подъем контейнеров осуществлялся гидравлическими подъемниками, размещенными во 2, 6 и 7 отсеках ПЛ. Все контейнеры поднимались за 140 секунд, крышки открывались за 20-25 секунд.
Шестиракетный залп мог осуществляться в определенной последовательности (6-3-2-5-4-1), где контейнеры 1 и 2 относятся к носовому блоку, 3-4 к среднему и 5-6 к кормовому.
Крылатые ракеты подавались на подводную лодку в полностью заправленном состоянии с установленной боевой частью и навешенными стартовыми двигателями. Стрельба производилась по пеленгу, равному курсу подводной лодки. Время после всплытия подводной лодки до пуска первой ракеты составляло около 4-х минут, время подготовки и пуск всех 6 крылатых ракет составляло около 12,5 минут.
Через открытую заднюю крышку контейнера выхлопные газы попадали в газоотводные выгородки, размещенные позади контейнеров. Первая конструкция этих выгородок оказалась неудачной – маршевые двигатели “задних” ракет при запуске захватывали отработанные газы “передних” ракет и глохли. Геометрия газоотводных выгородок была изменена таким образом, чтобы отходящие газовые струи направлялись подальше от стартующей ракеты, что вместе с описанной выше последовательностью старта ракет и обеспечило надежность 6-ти ракетного залпа.
Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8 м делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала надводную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков.
Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400. ПЛАРК вооружалась навигационным комплексом «Плутон-659», включающим гирокомпас «Маяк». Имелась гидроакустическая станция МГ-200 «Арктика», шумопеленгатор МГ-15, станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13 и другое целевое оборудование.
Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53-61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Ракетоносцы 659-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет находились цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайи, Японии, Панамского канала. Вероятно, ПЛАРК проекта 659 рассматривались и как перспективные корабли для вооружения молодого китайского военно-морского флота (однако охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х гг. на несколько десятилетий прервало военно-техническое сотрудничество между двумя великими державами).
Эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к направлению и скорости ветра, невозможность полета над местностью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависимость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимавшиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки доплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подводных лодок проекта 659. Так как ПЛАРК проекта 659 не обладали модернизационными возможностями, достаточными для их перевооружения ПКР комплекса «П-6», предназначенными для решения противокорабельных задач (требовалось увеличение длины ПК, установка комплекса «Аргумент» для корректировки траектории полета ПКР и пр.) было принято решение о переоборудование лодок по проекту 659Т (включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произведено в период проведения средних ремонтов (1968-1976 гг.)
Следует отметить, что общее расположение механизмов, оборудования и энергетической установки подводных лодок проектов 658 и 659 было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многое отсеки полностью соответствовали друг другу: четвертый отсек проекта 659 был аналогичен пятому проекта 658, пятый — шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов 658, 659, 675 была чрезвычайно высока.
Предпринимались попытки создания проекта атомного ретранслятора 659Р (ЛПМБ “Рубин”). Проект развития не получил.
В 90-х гг. все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
Великий СССР
Чтобы помнили
Главное меню
Навигация по записям
Проект 659
Возможности размещения крылатых ракет (КР), предназначенных для стрельбы с борта подводной лодки по берегу, исследовались в Германии еще в конце Второй моровой войны. В 1946 году работы в этом направлении были начаты и в СССР. На основе изучения немецкого опыта группой специалистов под руководством вице-адмирала Л. Г. Гончарова, а также использования ряда отечественных наработок, в Советском Союзе были выбраны три ключевых направления развития морского ракетного вооружения: баллистические ракеты, крылатые ракеты (КР) и зенитные ракеты.
Баллистические ракеты в 50-х гг. рассматривались советским военным руководством как «абсолютное» оружие, не имеющее средств противодействия. В то же время крылатые ракеты, обладающие характеристиками, близкими к характеристикам реактивных истребителей первого поколения, теоретически могли быть перехвачены существующими средствами ПВО. В то же время по сравнению с баллистическими ракетами КР имели ряд преимуществ — хорошо отработанная, достаточно традиционная конструкция, лучшие, чем у баллистических ракет, массо-габаритные характеристики, меньшая стоимость.
В 1955 году на вооружение ВМС США была принята крылатая ракета «Регулус»1 (максимальная дальность — 400 км), под которую переоборудовали дизель-электрическую подводную лодку «Танни» (тип «Балао»). Старт этой дозвуковой ракеты осуществлялся из надводного положения. Использование радиокомандной системы наведения требовало привлечения специальных надводных кораблей или ПЛ, которые обеспечивали бы наведение ракеты на конечном участке траектории. При этом могли обстреливаться лишь цели, находящиеся на небольшом удалении от побережья. Все это резко ограничивало боевые возможности американского комплекса. В результате в 1958 году КР «Регулус»1 была снята с вооружения. Прекратились работы и по созданию более совершенной сверхзвуковой КР «Регулус»2.
Однако в СССР к морским КР сложилось несколько иное отношение. Во второй половине 50-х годов это оружие признавалось достаточно перспективным.
Разработка морских крылатых ракет, предназначенных для поражения береговых целей, велась в ОКБ С.А. Лавочкина (П-40), С.Б. Ильюшина (П-20) и Г.М. Бериева (П-10). В частности, для оснащения атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК — подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) проектов П-627А и 653 создавалась мощная сверхзвуковая ракета П-20. Однако попытки разместить на корабле КР при традиционном подходе к решению конструкторских задач вели к тому, что пусковое оборудование подводных лодок получалось чрезмерно тяжелым и громоздким. В результате ПЛАРК могла нести лишь одну-две ракеты (концепция П-20 оправдывалась лишь большой дальностью стрельбы — порядка 3500 км, значительно превосходящей дальность других стратегических средств ВМФ).
Иной путь избрал В.Н.Челомей, предложивший разместить относительно легкую КР со сложенными крыльями в пусковом контейнере. Это стало возможным благодаря созданию оригинального автомата раскрыва крыла, срабатывающего после выхода ракеты из контейнера. В результате значительно упростился и ускорился процесс запуска. Кроме того, появилась возможность при сохранении водоизмещения в несколько раз увеличить боекомплект подводной лодки.
Предложением Челомея заинтересовалось руководство ВМФ и новый Главнокомандующий — С.Г. Горшков. Экспертиза, проведенная с участием таких специалистов, как академики М.В. Келдыш, А.А. Дародицын и А.Ю. Ишлинский также дала положительную оценку проекту. В результате было принято правительственное решение об образовании в подмосковном Реутове под руководством В.Н.Челомея ОКБ-52, которому было поручено создание крылатой ракеты П-5 с дальностью 350 км (постановление от 19 июня 1955 г.).
Первоначально комплекс П-5 предназначался для дооснащения дизель-электрических подводных лодок, конкурируя с «бериевским» комплексом П-10, являвшимся аналогом американского комплекса «Регулус»2.
Первый пуск П-5 состоялся 12 марта 1957 г. с качающегося стенда СН-49 на Белом море. А 22 ноября того же года ракета стартовала с борта опытной ПЛ С-146 (переоборудованная лодка 613-го проекта). В результате сравнительных испытаний предпочтение было отдано «челомеевскому» комплексу, который был официально принят на вооружение 19 июня 1959 г. Им было оснащено шесть лодок 644-го и шесть — 665-го проектов (созданы на базе ПЛ 613-го проекта, несли, соответственно, по две и по четыре ракеты).
Однако для более надежного поражения целей на территории США, располагавших мощными противолодочными силами, было целесообразно разместить стратегическое ракетное оружие на менее уязвимых, чем ДЭПЛ, носителях — атомных подводных лодках.
Разработка технического проекта подводного ракетоносца проекта 659 с КР П-5 осуществлялась в соответствии с правительственным постановлением от 26 августа 1956 г.
Главными конструкторами проекта последовательно являлись П.П. Пуснынцев и Н.А. Климов. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен Ю.С.Вольфсон.
Одновременные работы над ‘»стратегическими атомоходами» (с крылатыми и баллистическими ракетами) в одном и том же конструкторском бюро предполагало максимальную степень унификации общекорабельных технических решений. При этом как проект 658, так и проект 659 «выросли» из торпедной АПЛ 627-го проекта.
19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 году предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строительства носителей этих ракет планировалось и в VII пятилетке (1961-1965 гг.).
Строительство лодок было развернуто в Комсомольске-на-Амуре (ПЛАРК проекта 659 стали первыми атомоходами, построенными на Дальнем-Востоке). Головной корабль — К-45 — был заложен 28 декабря 1957 г., спущен на воду 12 мая 1960 г., а приемный акт на него был подписан 28 июня 1961 г. Первым командиром лодки был назначен капитан 2 ранга В.Г. Белашев, под командованием которого К-45 успешно прошла испытания, завершившиеся длительным автономным плаванием. В ходе испытаний корабль прошел 7073 мили, из них 2569 миль — в подводном положении. Лодка вошла в состав 26-й дивизии, ставшей первым соединением ТОФ, оснащенным атомоходами. За первой отечественной ПЛАРК последовали К-59, вступившая в строй 10 декабря 1961 г., К-66 (10 декабря 1961 г.), К-122 (13 апреля 1962 г.) и К-259 (декабрь 1962 г.).
Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8 м делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала надводную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков.
Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35.000 л.с., включавшей два водоводяных реактора ВМ-А (2 х 70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2 х 450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400. Имелась гидроакустическая станция МГ-200 «Арктика», шумопеленгатор МГ-15, станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13 и другое целевое оборудование. Ракетное вооружение корабля составляли шесть крылатых ракет П-5. Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 кг, затем была увеличена до 650 кг). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, длина — 10,8 м и размах крыла — 3,7 м. Ее стартовая масса равнялась 5200 км, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы составляла 350 км. Полет проходил на высоте 800-900 м. Силовая установка КР включала стартовый твердотопливный ускоритель и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер.
Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом. Подготовка ракеты к старту осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом отсеке подводной лодки. Время подъема контейнера из походного в боевое положение (14°) — 125 секунд. Ракетные контейнеры размещались в надстройке (по три на борт). Старт мог выполняться только из надводного положения при волнении моря до 4-5 баллов и скорости хода до 8 узлов.
Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-53м и 53-61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Ракетоносцы 659-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет находились цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайя, Япония, Панамский канал. Вероятно, ПЛАРК проекта 659 рассматривались и как перспективные корабли для вооружения молодого китайского военно-морского флота (однако охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х годов на несколько десятилетий прервало военно-техническое сотрудничество между двумя великими державами).
Сопоставляя характеристики «главного калибра» лодок 659-го проекта и возможности средств ПВО основного потенциального противника — США, следует признать, что ракеты П-5 имели на рубеже 50-60-х годов весьма высокие шансы поразить назначенные цели. Наиболее мощный американский ЗРК зональной ПВО того времени «Найк Геркулес» мог бороться с воздушными целями, летящими на высотах не менее 1,5 км, а маловысотный комплекс «Хок» обладал дальность стрельбы, не превышающей 18 км, что позволяло прикрыть этими ракетами лишь ограниченное число объектов. Весьма скромные возможности по борьбе с ракетами типа П-5 имела и истребительная авиация США, основу которой в те годы составляли дозвуковые истребители, не способные бороться с целями, летящими на высоте нескольких сот метров с трансзвуковой скоростью. Сверхзвуковые истребители перехватчики второго поколения — F-101B, F-102, F-104 и F-106, начавшие поступать на вооружение ВВС США в конце 50-х годов, могли поражать своими управляемыми ракетами лишь воздушные цели, летящие на средних и больших высотах, что делало эти самолеты также практически «безвредными» для П-5.
Однако прогнозируемое совершенствование средств противовоздушной обороны потребовало и повышения боевых возможностей крылатых ракет. С 1958 года началась разработка ракеты П-5Д, в состав БРЭО которой вошел допплеровский измеритель скорости и сноса, что позволило повысить точность стрельбы в два-три раза (КВО составило 4 км). Максимальная дальность стрельбы возросла до 500 км. 2 марта 1962 г. П-5Д была принята на вооружение. В 1959 году началось создание КР П-5СН с радиовысотомером (что позволило уменьшить высоту крейсерского полета до 300-400 м, практически недоступную для истребителей-перехватчиков того времени). Велись работы и по снижению радиолокационной заметности (сегодня это называется технологией «стелс»). Все эти меры должны были существенно повысить боевые возможности комплекса, обеспечивая его способность преодолевать средства противовоздушной обороны США. Однако принципиальный недостаток КР — надводный старт, существенно увеличивающий уязвимость корабля-носителя, — устранить так и не удалось. В результате в 1964 году было решено отказаться от стратегических КР, оставив их на вооружении подводных лодок лишь в качестве «второстепенного» оружия, лишь дополняющего противокорабельные оперативные ракеты П-6, также созданные под руководством В.Н.Челомея.
Из-за технической невозможности переоснащения ПЛАРК проекта 659 новым противокорабельным ракетным комплексом было решено переоборудовать эти подводные лодки в торпедные. С августа 1965 г. по конец 1969 года все корабли на судоремонтном заводе в Большом Камне под Владивостоком по проекту 659Т, выполненному в ЦКБ-18 (главный конструктор О.Я.Марголин), были переделаны в атомные торпедные подводные лодки. Ракетное вооружение было снято, вырезы в легком корпусе зашиты, а антенна РЛС управления ракетной стрельбой «Север» — демонтирована. Параллельно было усилено торпедное вооружение лодок.
В 1980 году АПЛ К-66 после аварии была поставлена на консервацию. 21 августа 1983 г. на К-122 произошел пожар, в результате которого погибло 14 человек (лодку было решено не восстанавливать). В 90-х годах все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.
Характеристика ПЛАРК проекта 659:
Длина наибольшая 111,2 м
Ширина наибольшая 9,2 м
Средняя осадка 7,6 м
Водоизмещение:
— нормальное 3731 м3
— полное 4920 м3
Предельная глубина погружения 300 м
Рабочая глубина погружения 240 м
Полная скорость подводного хода 29 уз
Надводная скорость 21 уз.
Автономность 50 сут.
Экипаж 120 чел.
Источник: «Техника и вооружение» 5-6’2000
Авторы: В.ИЛЬИН, А.КОЛЕСНИКОВ
Подводная лодка проекта 659 (СССР)
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 659. NUCLEAR SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES OF PROJECT 659
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 659
NUCLEAR SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES OF PROJECT 659
Постановление правительства о создании атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 659 было принято 25 августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658. ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5 — проекту 659. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта 659 был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем — Н. А. Климов. Главный наблюдающий от Военно-Морского Флота Ю.С. Вольфсон.
23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением — комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета самолетов-снарядов.
В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659 была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего проекта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959 г.) разработка рабочих чертежей была закончена в октябре 1957 г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок — в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док № 3 эллинга «А») и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта 659.
В 1969 г., после того, как П.П.Пустынцев стал главным конструктором проекта 949, главным конструктором проекта 659 был назначен Н.А.Климов, а его заместителями — О.Я.Марголин и В.К.Станкевич. От ВМФ главными наблюдающими были И.И.Чуфрин и Ю.С.Вольфсон.
Лодка проекта 659 была вооружена шестью КР комплекса П-5, расположенными попарно в надстройке в поднимаемых при старте на 15 градусов контейнерах. Контейнеры в опущенном положении «прятались» в надстройку, аналогичное решение было предложено еще на неосуществленном проекте 646. Наружные обводы, исходя из условий использования комплекса реактивного оружия в надводном положении, выбирались так же, как и на проекте 658. Общее расположение механизмов, оборудования и энергетической установки подводных лодок проектов 658 и 659 было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многие отсеки полностью соответствовали друг другу: четвертый отсек проекта 659 был аналогичен пятому проекта 658, пятый — шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов 658, 659, 675 была чрезвычайно высока.
АПЛ имела двухкорпусную архитектуру. 6,8-метровый прочный корпус делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкцией обеспечивалась надводная непотопляемость при заполнении любого из отсеков.
Заострение обводов носовой оконечности проекта 659 позволило обеспечить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейнеров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увеличению буксировочного сопротивления в подводном положении. После рассмотрения нескольких вариантов, было решено поднять палубу надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспечило размещение всех контейнеров под палубой надстройки.
Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400.
Ракета П-5 на АПЛ транспортировалась в герметическом контейнере длиной 12 м и диаметром 1,65 м, заполненном азотом. Ракета подготавливалась к старту с пульта управления дистанционно. Пульт управления располагался в первом отсеке подлодки. Время подъема контейнера в боевое положение (14 градусов) составляло 125 секунд. Контейнеры размещались по три на один борт в надстройке. Старт мог выполняться исключительно из надводного положения при скорости хода менее 8 узлов и волнении моря до 5 баллов.
Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53–61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Для обеспечения стрельбы ракетами П-5 на АПЛ установили навигационный комплекс «Сила-Н». В состав НК «Сила Н», разработанного ЦНИИ «Электроприбор» (главный конструктор В.И.Маслевский, наблюдающие от ВМФ Л.К.Овчинников и А.П.Князев), входили два апериодических ГК «Маяк» (главный конструктор Г. Д. Блюмин из МНИИ-1), гироазимут «Сила ГА» (главный конструктор В. И. Маслевский), гировертикаль «Сила ГВ» (главный конструктор А. И. Коган), ртутный лаг ЛР-8 («Бурун»), автопрокладчик «Сила В», АНС «Лира-П», система «Сила ПС» — приборы пи¬тания, связи и сигнализации (глав¬ный конструктор Ю. Д. Рихтерман). Комплекс «Сила Н» проходил государственные испытания на головной атомной ПЛ проекта 659 на ТОФ и был принят на вооружение в 1961 году. Эта навигационная система устанавливалась так же на ракетные ПЛ проектов 651 и 675.
Строительство подводных лодок проекта 659 осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К.Волик). Всего по проекту 659 было построено пять подводных лодок: К-45 (командир В.Г.Белашов), К-59 (командир А.В.Ганрио), К-66 (командир В.Г.Туманов), К-122 (командир В.В.Смирнов) и К-151 (командир И.В.Василенко).
ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ I ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 659
Переоборудована по проекту 659Т
Продольный разрез АПЛ пр. 659:
1 – антенна ГАС «Свет-М»; 2 – антенна ГАС «Свияга»; 3 – антенна ГАС МГ-10; 4 – носовой горизонтальный руль; 5 – носовой 400-мм ТА; 6 – 533-мм ТА; 7 – баллоны системы ВВД; 8 – аварийные буи; 9 – контейнер ПКРК П-5; 10 – привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК П-6; 11 – прочная рубка; 12 – ходовой мостик; 13 – перископ ПЗН-10; 14 – перископ ПР-14; 15 – ПМУ СОРС «Накат»; 16 – ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 17 – ПМУ АП радиопеленгатора «Рамка»; 18 – ПМУ ВАН; 19 – ПМУ устройства РКП; 20 – ПМУ «Ива»; 21 -дизель-генераторы; 22 – холодильные машины; 23 – компенсаторы объема; 24 – главный циркуляционный насос; 25 – маневровое устройство; 26 – главная паровая турбина; 27 – зубчатая передача; 28 – пост управления главной энергетической установкой; 29 – кубрики личного состава; 30 – якорный шпиль; 31 – кормовой входной люк; 32 – запасная 400-мм торпеда; 33 -привода кормовых рулей; 34 – 400-мм ТА; 35 – ЦГБ; 36 – кормовая дифферентная цистерна; 37 – девятый (кормовой торпедный) отсек; 38 – восьмой (кормовой жилой) отсек; 39 – седьмой (электроэнергетический) отсек; 40 – шинно-пневматическая муфта; 41 – шестой (турбинный) отсек; 42 – конденсатор; 43 – парогенераторы; 44 – пятый (реакторный) отсек; 45 – реакторы; 46 – четвертый (вспомогательных механизмов) отсек; 47 – цистерны дизельного топлива; 48 – центральный пост; 49 – третий (центрального поста) отсек; 50 – группы АБ; 51 – второй (аккумуляторный и жилой отсек); 52 – каюты офицеров; 53 – первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 54 – носовая дифферентная цистерна; 54 – цистерна кольцевого зазора; 55 – антенна ГАС «Арктика-М».
При первых пусках ракет П-5 с подводной лодки проекта 659, было отмечено влияние работающих маршевых и стартовых двигателей стартующих ракет на работу маршевых двигателей ракет, готовящихся к старту. На первых порах казалось, что неустойчивая работа маршевых двигателей ракет при залповой стрельбе вызывается повышенным сопротивлением газоотводных выгородок. Однако испытания, проводившиеся в июле-августе 1960 года на спе¬циальном двухконтейнерном стенде, показали, что выбранные форма и конструкция газоотводных выгородок не оказывают решающего влияния на работу маршевых двигателей ракет. Эти же испытания выявили, что работающий маршевый двигатель ракеты, готовящейся к старту, засасывает через воздухозаборник часть отходя¬щих газов маршевого двигателя и стартовика ракеты, стартующей из смежного контейнера, в связи с чем теряется устойчивость работы двигателя ракеты и понижаются его обороты на 10-15%. С целью определения ме¬роприятий, необходимых для обеспечения залповой стрельбы от двух и более ракет в залпе, двухконтейнерный стенд был переоборудован в четырехконтейнерный универсальный стенд, позволяющий изменять взаимное расположение любых двух соседних блоков контейнеров с их газоотводами в пределах, допускаемых надстройками подводных лодок. Для проведения испытаний на этом четырехконтейнерном стенде была создана межведомственная комиссия из представителей заинтересованных ведомств под председательством П.П.Пустынцева. После чего был определен порядок старта ракет с ПЛ
За разработку и создание ракетного комплекса П-5 Указом Президиума Верхов¬ного Совета СССР от 25 июня 1959 года ОКБ-52 было награждено орденом Ленина, а 505 непосредственных участников работы — правительственными наградами. В апреле 1959 года за выдающиеся достижения в области науки и техники авторскому коллективу в составе: Челомей В.Н., Пузрин СБ., Лифшиц М.И., Самойлов В.Е., Модестов В.А., Коровкин А.И., Шумилов И.М., Хрущев С.Н., Крылов В.В.была присуждена Ленинская премия. Ленинской премии удостоились также главный конструктор ЦКБ-18 Пустынцев П.П. и главный конструктор НИИ-923 Антипов Е.Ф.
Но в процессе эксплуатации и развития военно-морской техники у нас и за рубежом стало ясно, что эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к направлению и скорости ветра, невозможность полета над местностью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависимость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимавшиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки допплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подводных лодок проекта 659.
Кроме этого в ЦКБ-18 (гл. конструктор Н.А.Климов) прорабатывался вариант переоборудования АПЛ проекта 659 под ракетный комплекс П-6, он получил обозначение проект 659А, и в качестве носителя ретрансляционного комплекса связи — проект 659Р. Проект развития не получил.
В связи с технической невозможностью переоснастить ПЛАРК 659-го проекта новым ракетным противокорабельным комплексом было принято решение переоборудовать данные ПЛА в торпедные (включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произведено в период проведения средних ремонтов (1968–1976 гг.).
Переоборудование лодок по проекту 659Т включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения — число торпед калибра 533 мм увеличивалось с 4 до 16, торпед калибром 400 мм с 4 до 8.
ПЛА К-66 в 1980 году после аварии поставили на консервацию. На К-122 21.08.1983 произошел пожар. В результате этого погибло 14 человек (подлодку решили не восстанавливать).
В 1990-х гг. все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.
Проектант ЦКБ-18
Гл.конструктор П.П. Пустынцев, Н.А. Климов
Завод-строитель им. Ленинского комсомола
Число кораблей в серии 5
Сроки вступления в строй, г 1961-1963
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 3730
Длина наибольшая, м 111,2
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 6,35
Запас плавучести, % 32
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная
сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж, чел. 90
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 28 СМ
— число групп АБ х число элементов в группе 3 х 112
— тип РС ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гребных валов х частота вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 5-лопастный
Скорость хода, уз.:
— полная под ГТЗА 23-24
— надводная под ГТЗА 15-16
— подводная под ГЭД 6
— надводная под ДГ и ГЭД 7-8
Дальность плавания
под ДГ и ГЭД, мили 500
Ракетное:
— тип ракетного комплекса П-5
— число ракет 6
— система управления
стрельбой «Север А-659»
— тип рак. контейнеров подъемные
— вид старта надводный
Торпедное:
— число х калибр
носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр кормовых ТА, мм 2 х 400
— общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533,12 х 400
— система управления
стрельбой «Ленинград-659»
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС — ШПС «Арктика-М»
— ГАС «Тулома»
— ГАС ОГС «Свет-М»
— ГАС миноискания «Радиус»
— ГАС ЗПС «Свияга»
Радиолокационное:
— РЛС
кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— станция опознавания «Хром-К»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сила Н-659»
— эхолоты НЭЛ-5 и «Лед»
— радиопеленгатор АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— магнитный компас КДМ
— два зенитных перископа ПЗН-10 с навигационным устройством и др.
Радиосвязное:
— р/передатчики КВ «Искра-1″,»Тантал»
— р/приемник КВ «Оникс-П»
— приемо-передатчик УКВ «Графит-1»
— р/приемник ДВ «Глубина»
и др.
А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.02.2017
Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова