Подводная лодка проекта 659Т (СССР)
Подводная лодка проекта 659Т (СССР)
Бесперспективность ПКР стратегического назначения П-5 (а затем П-5Д и П-7) уже в декабре 1963 г. заставила приступить к переоборудованию кораблей пр.659 в носители исключительно торпедного оружия. Целесообразность такого решения объяснялась двумя причинами. Во-первых, перевооружение этих кораблей на комплекс П-6 требовало большого объема работ и огромных финансовых вложений. В 1962-1963 гг. в ЦКБ-18 был разработан пр. 659А – модернизации лодки пр.659 под шесть ПКР П-6. Как показали расчеты, этот корабль не обладал запасом на модернизацию для подобного перевооружения. Достаточно сказать, что для размещения аппаратуры и оборудования повседневного обслуживания, предстартовой подготовки и запуска его КР требовалось удлинить прочный корпус лодки не менее чем на 3,8 м. В условиях, когда производственные мощности были загружены постройкой кораблей пр.675, подобная модернизация морально устаревших кораблей не имела никакого смысла.
Во-вторых, благодаря такому решению к началу 70-х годов удалось довести численность торпедных АПЛ первого поколения до 19 единиц. Причем в базах Дальнего Востока базировалось девять кораблей, что считалось крайне важным для решения задач, стоявших перед отечественным флотом. Даже когда он начал пополняться более эффективными АПЛ второго поколения, переоборудование лодок пр.659 в носители торпедного оружия продолжалось, хотя, судя по всему, оно уже и не имело смысла.
Пр.659Т был разработан в 1964-1965 гг. в ЦКБ-18 под руководством Н.А. Климова, а затем О.Я. Марголина. Работы на всех пяти АПЛ были проведены на СРЗ «Звезда» в период с декабря 1963 г. по декабрь 1976 г. Интересно то, что первой под переоборудование была поставлена К-122. К этому моменту еще не была завершена разработка её проекта и на начальном этапе все работы свелись к демонтажу ракетного комплекса, который продолжался до конца 1964 г. Пр. 659Т предусматривал переоборудование ракетной АПЛ без изменения конструкций и объемов прочного корпуса, количества ТА, состава и расположения основного оборудования. Таким образом, перекомпоновке подвергались только первые три отсека корабля и его надстройка. Так как общий боезапас было решено довести до 32 торпед, стеллажи для них, помимо носового отсека, установили на верхней палубе второго отсека. Для этого пришлось отказаться от одной группы АБ, перенести часть кают офицеров на нижнюю палубу или в кормовые отсеки. Надстройка сохранялась только в носовой части лодки, а в районе размещения ракетных контейнеров ее уменьшили по высоте (для обеспечения требуемых параметров остойчивости в надводном положении). Такое конструктивное решение придало палубе надстройки характерный подъем к форштевню.
Несмотря на то, что в период проведения работ по переоборудованию на вооружение были приняты новейшие образцы гидроакустических средств, такие например, как комплекс «Керчь», АПЛ пр.659Т сохранили морально устаревшие станции, установленные в период их постройки. Из-за этого корабли имели крайне ограниченные боевые возможности. Данное обстоятельство усугублялось техническим несовершенством кораблей.
АПЛ пр.659Т была разработана ЦКБ-18 под руководством Н.А. Климова, а затем О.Я. Марголина. По конструкции прочного корпуса, составу и компоновке основного оборудования она полностью повторяла прототип. Исключение составили три носовых отсека. В первом и во втором установили дополнительные стеллажи для хранения 16-ти запасных 533-мм торпед. Причем торпеды из второго отсека подавались в первый через четыре люка в прочной переборке. Люки располагались напротив оси 533-мм ТА.
Для размещения стеллажей для запасных торпед во втором отсеке, пришлось демонтировать одну группу АБ. Часть офицерских кают с верхней палубы перенесли в освободившиеся объемы, а часть – в кормовые отсеки. Решение задачи облегчалось тем, что из-за отказа от ракетного вооружения была упразднена БЧ-2, и экипаж корабля сократился на шесть человек. В третьем отсеке несколько изменили компоновку центрального поста, что было связано с установкой ряда дополнительных приборов системы торпедной стрельбы. Также были изменены обводы легкого корпуса. За счет демонтажа контейнеров и обслуживающих их механизмов удалось сократить высоту надстройки. Вместе с тем, для обеспечения высоких мореходных качеств в надводном положении носовую оконечность лодки оставили без изменений.
Основные ТТЭ
Водоизмещение, т:
– нормальное. 3650
– подводное 4820
Главные размеренна, м:
– длина наибольшая 111,2
– ширина корпуса наибольшая 9,2
– осадка средняя 6,35
Запас плавучести, % 29
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут 50
Экипаж, чел 98
Энергетическая установка :
– тип атомная
ППУ:
– количество хтип (марка) ЯР 2 хВВР (ВМ-А)
– суммарная тепловая мощность ЯР, мВт 140
ПТУ:
– количество х мощность (марка) ГТЗА, л.с. 2 х (ГТЗА-601) 17 500
– тип ТГ навесные
– количество х мощность (марка) ТГ, кВт. 2 х (ГПМ-21) 1400
– количество хтип движителей 2 хВФШ
Резервные источники энергии и средства движения:
– количество х мощность (марка) ДГ, кВт 2 х 460 (М-820)
– тип АБ свинцово-кислотная (38-СМ)
– количество групп АБ х элементов в группе. 2 х 112
– количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт. 2 х 450
Скорость хода, уз:
– наибольшая надводная 15
– наибольшая надводная под ДГ и ГЭД 7-8
– наибольшая подводная 24
– наибольшая подводная под ГЭД 6
Дальность плавания под ГЭД (со скоростью хода, уз), мили: 500 (5-6)
Вооружение :
Ракетное:
– наименование комплекса П-5
– боезапас (тип) ПКР 6 (П-5)
– вид старта надводный, из поднятых РК
– система подготовки и старта «Север А-659»
Торпедное:
– количество х калибр ТА, мм .4 (Н) х 533
– боезапас (тип) торпед 20 (53-65М или 53-65К)
– количество х калибр ТА, мм 2 (Н) х 400 + 2 (К) х 400
– боезапас (тип) торпед 12 (СЭТ-40 или МГТ-1)
– ПУТС «Ленинград-659»
Радиоэлектронное:
– НК «Сила-Н-659»
– ГЛС-ШПС «Арктика-М»
– ШПС кругового обзора МГ-10
– ГЛ С миноискания «Плутоний»
– ГАСЗПС «Свияга» (МГ-25)
– ГАС ОГС «Свет-М»
– ГИСЗ. «Береста-М» (МГ-23)
– РЛК «Альбатрос» (РЛК-101)
– станция опознавания «Хром-М»
– СОРС «Накат»
– эхолот НЭЛ-5
– радиопеленгатор. АРП-53
– перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗН-10
– перископ ПР-14
Подводная лодка проекта 659Т (СССР)
Проект 659 (NATO – “Echo I”).
Нереализованная модификация – 659Р
1. Количество подводных лодок проекта: 5+1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
вступление в строй
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (№199) (5+1)
1970 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-45?
1970 – мод. по проекту 659Т
25.07.1977 – переим. в К-259
1992? – переим. в Б-259?
1972 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-66?
1968 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-122?
1976 – мод. по проекту 659Т
1992? – переим. в Б-151?
1962 – снята с постройки
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 659: 185, 331
4. История проекта:
Постановление правительства о создании ПЛАРК проекта 659 было принято 25 (26) августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658 ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5, – проекту 659. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта 659 был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем – Николай Андреевич Климов. 23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением – комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета самолетов-снарядов. В 1969 г., после того, как П.П. Пустынцев стал главным конструктором проекта 675, главным конструктором проекта 659 был назначен Н.А. Климов, а его заместителями – О.Я. Марголин и В.К. Станкевич. Главным наблюдающим ВМФ по проекту 659 были И.И. Чуфрин и Ю.С. Вольфсон. Всего по проекту 659 было построено пять подводных лодок.
19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 г. предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строительства носителей этих ракет планировалось и в VII пятилетке (1961 – 1965 гг.).
К моменту окончания технического проекта лодки отсутствовал технический проект на комплекс ракетного оружия. В результате технические решения, принятые по главному оружию, являлись ориентировочными, и все необходимые изменения вносились на стадии рабочего проектирования, а также при постройке и даже в ходе испытаний головной ПЛАРК.
Строительство подводных лодок проекта 659 осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К. Волик). Наружные обводы, исходя из условий использования комплекса реактивного оружия в надводном положении, выбирались так же, как и на проекте 658. Заострение обводов носовой оконечности позволило обеспечить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейнеров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увеличению буксировочного сопротивления в подводном положении. После рассмотрения нескольких вариантов наиболее целесообразным было признано поднятие палубы надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспечило размещение всех контейнеров под палубой надстройки.
В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659 была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего проекта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959г.) разработка чертежей была закончена в октябре 1957г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок – в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док № 3 эллинга “А”) и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта 659.
Завод им. Ленинского Комсомола вторым в стране приступил к строительству атомных подводных лодок и во многом использовал опыт завода в Северодвинске, оказавшего существенную помощь в организации строительства ПЛА. На ПЛА проекта 659 размещалось 6 крылатых ракет комплекса П-5.
Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увеличена до 650 Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, длина 10,8 м и размах крыла 3,7 м. Ее стартовая масса равнялась 5200 км, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы составляла 350 км. Полет проходил на высоте 800—900 м. Силовая установка КР включала два стартовых твердо-топливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом.
Ракетные контейнеры были сблокированы попарно в три блока. Каждый блок контейнеров поднимался на стартовый угол 15° путем поворота на неподвижной полой оси, внутри которой размещались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с подводной лодкой – электрические к бортразъемам ракеты, а также к средствам, обеспечивающим необходимые параметры микроклимата в контейнере, и Яр. Перед стартом контейнеры, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, обе крышки (передняя и задняя) открывались. Подъем контейнеров осуществлялся гидравлическими подъемниками, размещенными во 2, 6 и 7 отсеках ПЛ. Все контейнеры поднимались за 140 секунд, крышки открывались за 20-25 секунд.
Шестиракетный залп мог осуществляться в определенной последовательности (6-3-2-5-4-1), где контейнеры 1 и 2 относятся к носовому блоку, 3-4 к среднему и 5-6 к кормовому.
Крылатые ракеты подавались на подводную лодку в полностью заправленном состоянии с установленной боевой частью и навешенными стартовыми двигателями. Стрельба производилась по пеленгу, равному курсу подводной лодки. Время после всплытия подводной лодки до пуска первой ракеты составляло около 4-х минут, время подготовки и пуск всех 6 крылатых ракет составляло около 12,5 минут.
Через открытую заднюю крышку контейнера выхлопные газы попадали в газоотводные выгородки, размещенные позади контейнеров. Первая конструкция этих выгородок оказалась неудачной – маршевые двигатели “задних” ракет при запуске захватывали отработанные газы “передних” ракет и глохли. Геометрия газоотводных выгородок была изменена таким образом, чтобы отходящие газовые струи направлялись подальше от стартующей ракеты, что вместе с описанной выше последовательностью старта ракет и обеспечило надежность 6-ти ракетного залпа.
Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8 м делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала надводную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков.
Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400. ПЛАРК вооружалась навигационным комплексом «Плутон-659», включающим гирокомпас «Маяк». Имелась гидроакустическая станция МГ-200 «Арктика», шумопеленгатор МГ-15, станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13 и другое целевое оборудование.
Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53-61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Ракетоносцы 659-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет находились цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайи, Японии, Панамского канала. Вероятно, ПЛАРК проекта 659 рассматривались и как перспективные корабли для вооружения молодого китайского военно-морского флота (однако охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х гг. на несколько десятилетий прервало военно-техническое сотрудничество между двумя великими державами).
Эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к направлению и скорости ветра, невозможность полета над местностью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависимость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимавшиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки доплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подводных лодок проекта 659. Так как ПЛАРК проекта 659 не обладали модернизационными возможностями, достаточными для их перевооружения ПКР комплекса «П-6», предназначенными для решения противокорабельных задач (требовалось увеличение длины ПК, установка комплекса «Аргумент» для корректировки траектории полета ПКР и пр.) было принято решение о переоборудование лодок по проекту 659Т (включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произведено в период проведения средних ремонтов (1968-1976 гг.)
Следует отметить, что общее расположение механизмов, оборудования и энергетической установки подводных лодок проектов 658 и 659 было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многое отсеки полностью соответствовали друг другу: четвертый отсек проекта 659 был аналогичен пятому проекта 658, пятый — шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов 658, 659, 675 была чрезвычайно высока.
Предпринимались попытки создания проекта атомного ретранслятора 659Р (ЛПМБ “Рубин”). Проект развития не получил.
В 90-х гг. все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
Возможность размещения на подводных лодках КР (крылатых ракет), предназначенных для стрельбы по берегу, исследовалась в Германии в конце Второй мировой войны. Работы в данном направлении в СССР были начаты в 1946 году. Группа специалистов под руководством вице-адмирала Гончарова на основе изучения опыта немецких специалистов, а также использования некоторых отечественных наработок, выбрала три основных направления развития ракетного вооружения для флота: баллистические, крылатые и зенитные ракеты.
В 1950-х годах баллистические ракеты советским военным руководством рассматривались в качестве «абсолютного» оружия, не имеющего средств противодействия. При этом крылатые ракеты, которые обладают характеристиками, близкими к реактивным истребителям первого поколения, могли теоретически быть перехвачены средствами противовоздушной обороны. В то же время крылатые ракеты по сравнению с баллистическими имели некоторые преимущества, такие как достаточно традиционная, хорошо отработанная конструкция, лучшие по сравнению с баллистическими ракетами массогабаритные характеристики, меньшая стоимость.
На вооружение американских ВМС в 1955 году приняли крылатую ракету «Регулус-1» с максимальной дальностью 400 км, под которую была переоборудована дизель-электрическая подлодка «Танни» (тип «Балао»). Пуск данной дозвуковой ракеты осуществляли из надводного положения. Применение радиокомандной системы наведения было сопряжено с необходимостью привлекать надводные спец. корабли или подводные лодки, которые должны обеспечивать наведение ракет на конечном участке ее траектории. При этом обстреливались только цели, которые находились от побережья на небольшом удалении. Все эти факты значительно ограничивали боевые возможности комплекса США. В результате крылатые ракеты «Регулус-1» в 1958 г. сняли с вооружения. Также были прекращены работы по созданию более совершенной сверхзвуковой крылатой ракеты «Регулус-2».
Однако в Советском Союзе к морским крылатым ракетам сложилось иное отношение. Это оружие во второй половине 1950-х годов признавалось весьма перспективным.
Разработку морских крылатых ракет, которые предназначались для поражения целей на берегу, вело ОКБ Лавочкина (П-40), Ильюшина (П-20) и Бериева (П-10). Для оснащения атомных подлодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта П-627А и проекта 653 создавалась сверхзвуковая мощная ракета П-20. Но попытки разместить на лодке крылатые ракеты при традиционном подходе для решения конструкторских задач становились причиной того, что пусковое оборудование подлодок получалось чрезмерно громоздким и тяжелым. В результате ПЛАРК несла только одну-две ракеты (концепция крылатых ракет П-20 оправдывалась только большой дальностью стрельбы — около 3,5 тыс. км, что значительно превосходило дальность других стратегических средств Военно-Морского Флота).
В.Н. Челомей избрал другой путь решения задачи, и предложил разместить относительно легкую крылатую ракету, имеющую сложенные крылья в пусковом контейнере. Это стало возможным за счет создания оригинального автомата раскрытия крыла, который срабатывал после выхода из контейнера ракеты. В результате процесс запуска ускорился и упростился. Появилась возможность увеличить в несколько раз боекомплект подлодки при сохранении водоизмещения.
Предложением Челомея заинтересовалось командование Военно-Морского Флота и С.Г. Горшков, новый Главнокомандующий. Экспертиза, проведенная при участии академиков М.В. Келдыша, А.Ю. Ишлинского и А.А. Дародицына также дала проекту положительную оценку. В результате приняли правительственное решение об образовании ОКБ-52 под руководством Челомея в подмосковном Реутове (постановление от 19.06.1955). В.Н. Челомею была поручена разработка крылатой ракеты П-5, имеющей дальность 350 км.
Первоначально П-5 была предназначена для дооснащения дизель-электрических подлодок, конкурируя с «бериевской» П-10, которая являлась аналогом американской «Регулус-2».
12 марта 1957 года состоялся первый пуск крылатой ракеты П-5 на Белом море с качающегося стенда СН-49. Ракета 22 ноября стартовала с борта опытовой подлодки С-146 (переоборудованная субмарина проекта 613). В результате сравнительных испытаний предпочтение отдали «челомеевскому» комплексу, который 19 июня 1959 года официально приняли на вооружение. Данной ракетой было оснащено 6 лодок проекта 644 (две ракеты) и 6 проекта 665 (созданы на базе подлодок проекта 613, четыре ракеты).
Однако для надежного поражения целей на территории Соединенных Штатов, которые располагали мощными противолодочными силами, являлось целесообразно разместить ракетное стратегическое оружие на менее уязвимых, чем дизель-электрические подводные лодки, носителях — атомных подлодках.
Разработка тех. проекта подводного ракетоносца 659-го проекта с крылатыми ракетами П-5 осуществлялась в соответствии с постановлением правительства от 26.08.1956.
Главный конструктор проекта П.П. Пустынцев, который был заменен Н.А. Климовым. Главный наблюдающий от Военно-Морского Флота Ю.С. Вольфсон.
Одновременные работы в одном и том же КБ над «стратегическими атомоходами» (с баллистическими и крылатыми ракетами) предполагали максимальную унификацию общекорабельных тех. решений. При этом проекты 658 и 659 «выросли» из торпедной атомной подлодки проекта 627.
На заседании Президиума ЦК КПСС 19.10.1957 рассматривался ход строительства отечественного подводного ракетоносного флота. Утвердили перспективный план строительства подлодок, в соответствии с которым к 1961 году предполагалось передать ВМФ 32 подводные лодки с КР П-5. Продолжение создания носителей данных ракет планировалось и в 1961-1965 годах – VII пятилетка.
Строительство лодок развернули в Комсомольске-на-Амуре (атомные подлодки с крылатыми ракетами 659-го проекта стали первыми атомоходами, которые были построены на Дальнем Востоке). К-45 – головной корабль — был заложен 28.12.1957, спущен на воду 12.05.1960, а приемный акт был подписан 28.06.1961. Первым командиром лодки назначили капитана второго ранга В.Г. Белашева. К-45 под его командованием успешно прошла испытания, которые завершились длительным автономным плаванием. Во время испытаний подлодка прошла 7073 мили, из которых 2569 миль было пройдено в подводном положении.
Подлодка вошла в состав Двадцать шестой дивизии, которая стала первым соединением Тихоокеанского флота, оснащенным атомоходами.
За первой советской атомной подлодкой с крылатыми ракетами последовали К-59, которая вступила в строй 10.12.1961, К-66 (10.12.1961), К-122 (13.04.1962) и К-259 (12.1962).
Подлодка имела двухкорпусную архитектуру. 6,8-метровый прочный корпус делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкцией обеспечивалась надводная непотопляемость при заполнении любого из отсеков.
Корабль оснащался главной энергоустановкой номинальной мощностью 35 тыс. л.с., которая включала два водоводяных реактора ВМ-А (каждый мощностью 70 мВт). Имелась пара групп аккумуляторов каждый по 112 элементов, пара 450-сильных электродвигателей подкрадывания ПГ-116 и пара дизельгенераторов постоянного тока ДГ-400.
Имелись шумопеленгатор МГ-15, ГАС МГ-200 «Арктика», станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13, а также другое целевое оборудование.
Ракетное вооружение подлодки состояло из 6 КР П-5. Ракета имела ядерную боевую часть, унифицированную с боевой частью баллистической ракеты Р-11ФМ (ее мощность первоначально составляла 200 килотонн, затем ее увеличили до 650 килотонн). Диаметр корпуса крылатой ракеты составлял 1000 мм, длина — 10800 мм и размах крыла — 3700 мм. Стартовая масса ракеты равнялась 5200 кг, максимальная скорость полета – М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы – 350 км. Высота полета – 800-900 метров. Силовая установка крылатой ракеты включала стартовый твердотопливный ускоритель и маршевый турбореактивный двигатель КРД-26 (2250 кгс). В систему управления входили автопилот, барометрический высотомер и счетчик времени.
Ракета на подлодке транспортировалась в герметическом контейнере длиной 12 м и диаметром 1,65 м, заполненном азотом. Ракета подготавливалась к старту с пульта управления дистанционно. Пульт управления располагался в первом отсеке подлодки. Время подъема контейнера в боевое положение (14 градусов) составляло 125 секунд. Контейнеры размещались по три на один борт в надстройке. Старт мог выполняться исключительно из надводного положения при скорости хода менее 8 узлов и волнении моря до 5 баллов.
Торпедное вооружение ПЛАРК проекта 659 включало четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 (20 торпед СЭТ-53м и 53-61, максимальная глубина ведения огня – 100 метров), а также 4 кормовых торпедных аппарата калибром 400 миллиметра (максимальная глубина стрельбы составляет 240 метров).
Технические характеристики атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 659-го проекта:
Наибольшая длина – 111,2 м;
Наибольшая ширина – 9,2 м;
Средняя осадка – 7,6 м;
Нормальное водоизмещение – 3731 м3;
Полное водоизмещение – 4920 м3;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Полная скорость подводного хода – 29 узлов;
Надводная скорость – 21 узел;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 120 человек.
Ракетоносцы проекта 659 провели службу на ТОФ. В зоне досягаемости ракет данных лодок находились цели на Западном побережье Соединенных Штатов (где, в частности, находились крупнейшие авиазаводы компании Боинг в Сиэтле, а также другие важные военные, промышленные и административные центры); в Японии, на Гавайских остовах, Панамский канал. Вероятно, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами 659-го проекта рассматривались в качестве перспективных кораблей для вооружения молодого китайского ВМФ (однако охлаждение отношений между СССР и Китаем в начале 1960-х годов прервало на несколько десятилетий военно-техническое сотрудничество между великими державами).
Сопоставляя характеристики «главного калибра» подводных лодок проекта 659 и возможности средств противовоздушной обороны основного вероятного противника – Соединенных Штатов, необходимо признать, что у ракет П-5 на рубеже 1950-1960-х годов были весьма высокие шансы уничтожить назначенные цели. Самый мощный американский зенитный ракетный комплекс зональной противовоздушной обороны того времени «Найк-Геркулес» был способен бороться с воздушными целями, высота полета которых составляла более 1500 м, а дальность стрельбы маловысотного комплекса «Хок» не превышала 18 тыс. м, что позволяло прикрыть данными ракетами только ограниченное число объектов. Очень скромные возможности по борьбе с П-5 имела и американская истребительная авиация, основу которой составляли дозвуковые истребители, которые были не способны бороться с целями, полет которых проходил на высоте нескольких сотен метров с околозвуковой скоростью. Сверхзвуковые истребители-перехватчики второго поколения — F-101B, F-102, F-104 и F-106, которые начали поступать на вооружение военно-воздушных сил США в конце 1950-х годов, могли уничтожать своими управляемыми ракетами только воздушные цели, летящие на больших и средних высотах, что делало данные самолеты практически «безвредными» для крылатых ракет П-5.
Но прогнозируемое совершенствование средств ПВО потребовало и повышения возможностей крылатых ракет. В 1958 году началась разработка П-5Д, в состав БРЭО которой вошел допплеровский измеритель скорости и угла сноса, позволивший повысить точность огня в два-три раза (составило 4 тыс. м). Максимальная дальность стрельбы увеличилась до 500 км. П-5Д 02.03.1962 была принята на вооружение. В 1959 году приступили к созданию крылатой ракеты П-5СН, имеющей радиовысотомер (что дало возможность уменьшить высоту полета до 300—400 метров, которая была практически недоступной для истребителей-перехватчиков, используемых в то время). Велись работы и в области снижения радиолокационной заметности (это сегодня называется технологией «стелс»). Комплекс данных мер должен был существенно повысить боевые возможности комплекса, обеспечив его способность преодолевать американское средства ПВО. Однако принципиальный недостаток крылатых ракет — надводный старт, увеличивающий уязвимость носителя — не удалось устранить. В результате в 1964 г. было принято решение отказаться от стратегических крылатых ракет, оставив их на вооружении подлодок только в качестве «второстепенного» оружия, которое дополняет противокорабельные оперативные ракеты П-6, созданные под руководством Челомея.
В связи с технической невозможностью переоснастить ПЛАРК 659-го проекта новым ракетным противокорабельным комплексом было принято решение переоборудовать данные ПЛА в торпедные. С августа 1965 года по конец 1969 г. все субмарины проекта 659Т (выполненному в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора О.Я. Марголина), на СРЗ в Большом Камне под Владивостоком были переделаны в торпедные атомные подлодки. Ракетное вооружение сняли, зашили вырезы в легком корпусе, а антенна радиолокационных станций управления ракетной стрельбой «Север» — демонтирована. При этом усилили торпедное вооружение подлодок.
ПЛА К-66 в 1980 году после аварии поставили на консервацию. На К-122 21.08.1983 произошел пожар. В результате этого погибло 14 человек (подлодку решили не восстанавливать). Все атомные подлодки проекта 659Т в 1990-х годах вывели из состава флота, после чего их передали на утилизацию.