Подводная лодка проекта 660 (Россия)
Подводная лодка проекта 660 (Россия)
ПРОЕКТ 660 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ. PROJECT 660 LARGE MISSILE SUBMARINE
ПРОЕКТ 660 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
PROJECT 660 LARGE MISSILE SUBMARINE
Ракетная ПЛ проекта 660 с комплексом Д-2 и с комбинированной энергетической установкой была спроектирована в ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер). Она стала не первым проектом подводных лодок для оснащения ракетным комплексом Д-2.
Разработка ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13, для вооружения дизельных ПЛ пр.629 и атомных ПЛ пр.658, для поражения береговых неподвижных целей задана Постановлением СМ СССР №1240-631 от 21 августа1956 года. Комплекс Д-2 предназначен для поражения стратегических объектов противника и для размещения и пуска ракет с движущихся в надводном положении подводных лодок проектов 629 (ЦКБ-16, главный конструктор Н.Н.Исанин) и 658 (ЦКБ-18, главный конструктор С.Н.Ковалев).
Для размещения ракетного комплекса Д-2 правительство задало разработку еще одного подводного ракетного корабля — ПЛ проекта 660 с комбинированной энергетической установкой. В 1958 году ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер) разработало предэскизный проект 660 корабля нормальным водоизмещением в 3150м3. Эта ПЛ имела два корпуса, прочный из стали и наружный из маломагнитной стали. Прочный корпус был цилиндрический в оконечностях и в форме “восьмерки” в средней части. Запас плавучести ПЛ 27%, глубина погружения до 300 м.
В состав комбинированной энергоустановки входила дизель-электрическая установка (два дизеля Д43 мощностью по 4000 л.с. и два главных электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с.) и энергоустановку «ЕД — продукт Б-2» (единый двигатель с использованием перекиси натрия). Такое решение могло обеспечить ПЛ время непрерывного пребывания под водой до 600 часов (дальность плавания под водой до 2800 миль при скорости хода в 2 узла) и наибольшую скорость до 15 узлов в надводном и подводном положениях.
Ракеты Р-13 расположены в стационарных вертикальных шахтах внутри прочного корпуса, старт ракет — надводный, со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. Пусковые установки СМ-60 для ракет Р-13 были спроектированы ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк), приборы контроля разрабатывались НИИ-49. Установки обеспечивали хранение ракет при транспортировке и их надводный старт с верхнего среза шахты. Принцип действия и состав основных узлов ПУ был в основном аналогичен стартовой установке, разработанной в ОКБ-1 ранее для ПЛ проектов В611 и АВ611.
Ракета Р-13 (4К-50) имела одну ступень с двигателем на жидком топливе и отделяемый блок большой мощности. Старт ракеты осуществлялся с верхнего среза шахты подводной лодки. Конструкцией ракеты обеспечивался наддув бака горючего выхлопными газами газогенератора центральной камеры сгорания, а бак окислителя наддувался газами от газогенератора рулевых камер. Это позволило отказаться от сжатою воздуха. использованного ранее на других ракетам. Бак окислителя располагался перед баком горючего и разделялся промежуточным днищем на полубаки. Расход окислителя осуществлялся из нижнего, а затем из верхнего полубака. Для обеспечения пожаровзрывобезопасности ПЛ ракета Р-13 на берегу заправлялась только окислителем, а заправка ее горючим производилась из цистерн ПЛ непосредственно перед стартом.
В состав торпедного вооружения вошли четыре 533-мм торпедные аппараты (все носовые) и четыре 400-мм аппараты (все кормовые), прибор управления торпедной стрельбой «Ленинград», общий боезапас торпед был в 16 единиц. На корабле предполагалось установить ГАС «Арктика-М».
Проект 660 подводной лодки предполагалось использовать для ракет Р-13 с подводным стартом. Проектно-поисковые работы по созданию ракеты с подводным стартом на базе Р-13 начались в СКБ-385 в 1957 году. В них просто пытались приспособить ракету Р-13 к подводному старту.
Ракетный комплекс с БР Р-13М разрабатывался СКБ-385 с 1958 года параллельно с комплексом с ракетой Р-21 ОКБ-586 . Р-13М — первая ракета в СКБ-385 с подводным стартом. По проекту Р-13М были выполнены общие виды ракеты и комплекса, подробные конструкторские проработки не выполнялись. Основное внимание в проектных проработках уделялось изучению происходившим при подводном старте процессам. Были выработаны первые принципиальные решения, которые в дальнейшем были использованы в других проектах морских баллистических ракет. Одно из них — создание в хвостовом отсеке воздушного “колокола”, который обеспечивал “мягкий” старт ракеты при выходе ее из шахты подводной лодки. Старт ракеты Р-13М предполагалось проводить на маршевом двигателе. Предварительная защита проекта, вместе с другими ракетами, проводилась в 1958 году в Ленинграде.
Дальнейшее проектирование ПЛ проект 660 оказалось нецелесообразным из-за высокой стоимости опытно-конструкторских работ по созданию энергоустановки типа “ЕД — продукт Б-2” на большую мощность (испытания установки этого типа меньшей мощности планировались на опытной ПЛ проекта 637), в то же время спроектированная ПЛ уступала по основным ТТХ строящейся в то время атомной ракетной ПЛ проекта 658.
Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор А.С. Кассациер
Состояние и время разработки, г. предэскизный проект, 1958
Нормальное водоизмещение, м3 . 3150
Длина наибольшая, м 82,9
Ширина наибольшая, м 9,8
Осадка средняя, м 7,8
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Материал прочного корпуса сталь
Материал наружного корпуса маломагн. сталь
Энергетическая установка:
— тип комбинированная (ДЭУ + ЕД — продукт Б-2)
— тип дизелей Д43
— число х мощность дизелей
(в реж. ДЗЦ*), л.с. 2 х 4000(3200)
— тип вспомогат. ДГ ДБ-69
— число х мощность
вспомогат. ДГ, л.с. 2 х 120
— тип ГЭД ПГ-101
— число х мощность (част.
вращ., об/мин) ГЭД, л.с. 2 х 1350(420)
— число х мощность
ГЭД эконом. хода, л.с. 2 х 90
— число гребных валов 2
— тип АБ серебр.-цинковая 120СЦ
— число групп АБ х число
элементов в группе 2 х 152
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 15,0
— наибольшая подводная
при ходе под ДГ и ГЭД 15,0
— экономич. подводная
при ходе под ДГ 2,5
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз).
— в режиме РДП с топливом
в перегруз 13000-14000(7)
— подводная 50(15) или 2800(2)
Автономность, сут. 70
Время непререрывного
пребывания под водой, час. 600
Экипаж, чел. 74
Ракетное:
— тип БР
— тип ракет Р-13
— тип ракетноо комплекса Д-2
— боекомплект, шт. 3
— ви старта надводный
Торпедное:
— число х калибр носовых ТА, мм 4 х 533
— число х калибр кормовых ТА, мм 4 х 400
— общее число торпед х калибр, мм 4 х 533 и 12 х 400
_______
* — ДЗЦ — дизель, работающий по замкнутому циклу
Подводная лодка проекта 660 (Россия)
3. Состав проекта: (не реализован)
4. История проекта:
В 1957 году ГУК ВМФ поручило ЦКБ-18 разработку предэскизного проекта 660 океанской подводной лодки с ракетным вооружением и энергетической установкой с единым двигателем на базе использования надперекиси натрия (продукт Б-2). В состав энергетической установки входило два дизеля Д43 Коломенского завода мощностью по 4000 л. с . ( при работе по замкнутому циклу 3200 л.с.), вспомогательный дизель-генератор ДБ-69 мощностью 120 л.с., гребной электродвигатель экономического хода мощностью 90 л.с., серебряно-цинковая аккумуляторная батарея типа 120 СУ (две группы по 152 элемента).
Подводная лодка проектировалась двухкорпусной, двухвальной , водоизмещением 3150 т. Наибольшая длина составляла 82,9 м, ширина — 9,8 м, осадка — 7,78 м, запас плавучести — 27%, глубина погружения 300 м, наибольшая скорость в надводном положении — 15 уз, в подводном положении — 15 уз, дальность плавания ею — 50 миль, дальность плавания экономической подводной скоростью 2,5 уз — 2800 миль, автономность 70 суток, экипаж 74 человек.
Вооружение составляли три ракеты Р-13, четыре носовых 533-мм и четыре кормовых 400-мм торпедных аппарата. Система сжатого воздуха была спроектирована на давление 400 кгс/см 2 .
Проект 660 разрабатывался в группе главного конструктора А.С. Кассациера .
Несмотря на высокие проектные тактико-технические элементы проекта 660 в августе 1958 года работы по нему прекратили в связи с развертыванием проектирования подводных лодок с атомными энергетическими установками.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение 3150 т
наибольшая длина 82,9 м
запас плавучести 27%
глубина погружения 300 м
V макс. в надводном положении 15 уз
V макс. в подводном положении 15 уз
дальность плавания в ПП V макс. 50 миль
дальность плавания в ПП V экон . (2,5 уз) 2800 миль
автономность 70 суток
экипаж 74 человека
ракетное три ракеты Р-13
торпедное 4 х НТА 533-мм и 4 х КТА 400-мм.
– Ильин В.Е., Колесников А.И. “Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник”, Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
– “Отечественные атомные подводные лодки”, Техника и Вооружение, 05-06.2000г.
– Широкорад А.Б. “Оружие отечественного флота”, Минск Харвест, Москва АСТ, 2001г.
– Баданин В.А. “Подводные лодки с единым двигателем”, Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
– “История отечественного судостроения”, т.5., Санкт-Петербург, 1996г.
Подводная лодка проекта 660 (Россия)
В 1957 году ГУК ВМФ выдало ЦКБ-18 задание на разработку предэскизного проекта 660 океанской ПЛ с ракетным вооружением и энергетической установкой «единого» двигателя с использованием надперекиси натрия (по типу установки пр.637). Основным оружием на ПЛ были 3 ракеты дальнего действия типа Р-13, предполагался подводный старт ракет.
Была принята энергетическая установка, в состав которой входили:
– два дизеля Д43 Коломенского завода, мощностью в надводном положении по 4000 л.с., при работе по замкнутому циклу – 3200 л.с.;
– два вспомогательных дизель-генератора ДБ-69, мощностью по 120 л.с. при 2200 об/мин., с генераторами и зубчатыми передачами на бортовые линии валов;
– два гребных электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. при 420 об/мин;
– два электродвигателя экономического хода мощностью по 90 л.с. при 2000 об/мин;
– серебряно-цинковая аккумуляторная батарея, состоящая из 304 элементов типа «120 СЦ» по 152 элемента в группе;
– оборудование для регенерации выхлопных газов на подводном ходу по типу и назначению соответствующие оборудованию пр.637.
ПЛ была двухкорпусной, двухвальной. Бункера под «единый» продукт, цистерны замещения продукта и щелочная цистерна находились в междубортном пространстве. Прочный корпус предполагалось изготовлять из стали АК-29, наружный корпус из маломагнитной стали. Система сжатого воздуха должна была иметь давление 400 кгс/см. ПЛ пр.660 по дальности непрерывного плавания под водой экономическим, средним и полным ходами под «единым» двигателем превосходила любую дизель-аккумуляторную ПЛ. Однако она значительно уступала строившейся уже в то время ракетной атомной ПЛ пр.658. К тому же для реализации пр.660 с совершенно новой машинной установкой необходимо было провести большое количество опытных работ. В связи с этим, а также учитывая, что отработка машинной установки типа пр.637 потребует по крайней мере 4-5-летнего срока, в августе 1958 года было решено дальнейшие работы по пр.660 прекратить. Проект 660 разрабатывался в группе главного конструктора А.С.Кассациера.
Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 660
Водоизмещение нормальное, м 3150
Длина наибольшая, м 82,9
Ширина наибольшая, м 9,8
Осадка средняя, м 7,78
Глубина погружения предельная, м 300
Команда, чел. 74
Автономность, сут. 70
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч. 600
Наибольшая надводная скорость, уз. 15
Наибольшая подводная скорость при работе главных двигателей по замкнутому циклу совместно с электродвигателями, уз. 15
Дальность плавания ею, мили 50
Дальность плавания экономической подводной скоростью 2,5 узла под дизелем ДС-69 при усиленном запасе топлива, мили 2800
Вооружение
Ракеты типа Р-13, шт. 3
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм с глубиной стрельбы 80-100 м, шт. 4
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 400 мм с глубиной стрельбы 200-250 м, шт. 4
Запасные торпеды калибра 400 мм, шт. 8