0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка проекта 701 (СССР)

Подводная лодка проекта 701 (СССР)

Проект 701 (NATO – “Hotel III”).

1. Количество подводных лодок проекта: 1.

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

вступление в строй

СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (1)

мод. по проекту 701

4. История проекта:

В первой половине 60-х годов, когда в США развернулись крупномасштабные работы по созданию мощной, широко разветвленной системы освещения подводной обстановки, возникла опасность дальнейшего осложнения для советских подводных ракетоносцев задачи преодоления противолодочных рубежей потенциального противника. Ответом на эту угрозу могло быть создание нового поколения морских баллистических ракет, обладающих увеличенной дальностью и способных стартовать из воды, с борта носителей, находящихся в непосредственной близости от советских берегов.

В 1963 году в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева развернулись работы по созданию первой в мире межконтинентальной (максимальная дальность — порядка 8000 км) баллистической ракеты с подводным стартом. В этом же году в ЦКБ-16 под руководством главных конструкторов А.С. Смирнова и Н.Ф. Шульженко был разработан аванпроект “701” лодки-носителя МБР (рассматривались варианты с ядерной и дизель-электрической силовой установкой, рассчитанные на различный боекомплект).

По аналогичной тематике работало и ОКБ-52, возглавляемое генеральным конструктором В.Н. Челомеем. Там предполагалось создать морской вариант “универсальной” межконтинентальной ракеты УР-100. Комплекс получил индекс Д-8. Для его размещения была проработана подводная лодка проекта 702. Кроме того, в ЦКБ-18 в 1964 году под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева разрабатывался вариант размещения ракет комплекса Д-8 на погружающейся стартовой платформе.

Хотя моряки одобрили проект СКБ-385, ряд специалистов высказывал сомнение в возможности достижения “макеевской” ракетой, даже в случае оснащения ее системой астрокоррекции требуемой дальности. В то же время УР-100 должна была иметь систему радиоуправления (с размещением пунктов наведения на берегу). К достоинствам системы В.Н. Челомея относилась и относительная дешевизна унифицированной ракеты, которую предполагалось использовать, кроме всего прочего, и в общенациональной системе противоракетной обороны “Таран”.

Однако после рассмотрения альтернативных предложений предпочтение в 1964 году было все же отдано “макеевскому” проекту. Правительственное решение о разработке межконтинентального ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29 вышло 28 сентября 1964 г.

Первые испытания отдельных элементов новой ракеты были проведены на Черном море в 1968 году. В дальнейшем испытания перевели на Государственный центральный морской полигон в Неноксе, где в 1969-1971 гг. с наземного стенда было выполнено 20 пусков. Однако для окончательной отработки перспективного ракетного комплекса требовалось разместить его на реальной подводной лодке. Для этих целей в 1964 году было принято решение использовать один из атомоходов проекта 658, а также дизель-электрическую ПЛ проекта 629, проведя их радикальную модернизацию.

Проект переоборудования лодки проекта 658 был разработан в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.Ф. Шульженко. В 1969-1970 гг. в Северодвинске были проведены работы по модернизации К-145 — шестого по счету корабля проекта, требовавшего постановки на капитальный ремонт.

Корпус атомной подводной лодки (получившей проектный номер “701”) был удлинен до 130 м за счет врезки дополнительной секции ракетного отсека. В огромной рубке (“самой длинной рубке в мире”, — как с гордостью говорили о ней сами подводники) разместили шесть шахт с ракетами Р-29. На корабле установили и новое оборудование, обеспечивающее использование межконтинентального ракетного комплекса.

Первый пуск ракеты Р-29 с ПЛАРБ пр. 701 был выполнен 15 декабря 1971 г. из акватории Белого моря. Испытания были продолжены в августе-ноябре 1972 г. Однако во второй половине мая 1972 г. во время одного из пусков произошла авария опытной ракеты: в процессе наддува баков при предстартовой подготовке не поступил сигнал о давлении горючего в баке первой ступени, что свидетельствовало о серьезной неисправности. Благодаря грамотным действиям экипажа лодка быстро всплыла в надводное положение с открытой крышкой шахты. Бак с горючим от “передува” разорвался, и верхняя часть ракеты была выброшена за борт лодки. Причиной аварии, едва не приведшей к трагическим последствиям, явилась неснятая на заводе технологическая заглушка.

В дальнейшем к участию в испытаниях привлекли и головной корабль проекта 667БК-279. Было проведено, в общей сложности, 19 пусков, 18 из которых признали успешными. При этом 13 ракет было запущено с борта К-145. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение 12 марта 1974 г.

В 1976 году подводная лодка К-145 проекта 701 начала нести боевую службу в составе СФ. Была списана в 1989 году.

5. Схема проекта:

общее расположение ПЛ проекта 701

Укрупненный чертеж (439 Кб)
1 — 400-мм ТА; 2 — запасные 400-мм торпеды; 3 — кормовой входной люк; 4 — кубрики команды; 5 — баллоны системы ВВД; 6 — щит управления турбогенератором; 7 — пост управления энергетической установкой; 8 — ПТА; 9 — конденсатор ПТА; 10- циркуляционный насос; 11 — реактор ВМ-А; 12 — дизель-генератор ДГ-460; 13 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 14 — ракетные шахты; 15 — ПМУ устройства РКП; 16 — ПМУ «Шлюз»; 17 — перископ ПЗНА-7; 18 — перископ ПЗН-8; 19 — перископ ПР-12; 20 — ПМУ АП СОРС «Накат-КМ» и системы «Нихром»; 21 — ПМУ ВАН; 22 — ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 23 — ходовой мостик; 24 — прочная рубка; 25 — центральный пост; 26 — гиропост; 27 — каюты офицеров и кают-компания; 28 — носовой входной люк; 29 — носовой горизонтальный руль; 30 — 533-мм ТА; 31 — обтекатель антенны ГАС МГ-25; 32 — антенна ГАС «Плутоний»; 33 — антенна ГАС «Арктика-М»; 34 — носовой торпедный (жилой) отсек; 35 — АБ; 36 — аккумуляторный (жилой) отсек; 37 — пост шифровальщика; 38 — посты АКЦВС «Альфа-701»; 39 — посты управления комплексом Д-9; 40 — носовой ракетный (четвертый) отсек; 41 — кормовой ракетный (четвертый-бис) отсек; 42 — выгородка вспомогательных механизмов ракетного комплекса; 43 — отсек вспомогательных механизмов; 44 — реакторный отсек; 45 — турбинный отсек; 46 — шинно-пневматическая муфта; 47 — электромеханический отсек; 48 — холодильная машина Э-320; 49 — жилой (вспомогательных механизмов) отсек; 50 — кормовой торпедный (жилой) отсек; 51 — привода кормовых горизонтальных и вертикальных рулей.

6. Тактико-технические данные проекта:

Подводная лодка проекта 701 (СССР)

С целью повышения тактико-технических характеристик морского стратегического ракетного оружия в 1963 г. комиссия ВПК рассмотрела вопрос о необходимости создания комплекса Д-9 с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой высокой точности Р-29 (4К-75), длительного хранения, а также с высокой степенью готовности к старту из подводного или надводного положения носителя. В этом качестве одновременно рассматривались как ДЭПЛ, так и АПЛ существующих проектов. Формально работы над комплексом Д-9 начались после выхода постановления Правительства Советского Союза от 28 сентября 1964 г. К этому моменту Институт Вооружения ВМФ (НИИ-28) разработал на него ТТЗ, а ГУК ВМФ рассмотрело предэскизные варианты его носителей, которые на начальном этапе работ имели один и тот же индекс – пр.701. Впоследствии (в декабре 1964 г. после выдачи ТТЗ) проект атомного носителя воспринял этот индекс, а проект дизельного носителя получил новый индекс – пр.601. Разработкой обоих проектов должно было заниматься ЦКБ-16.

Одним из носителей стала соответствующим образом модернизированная АПЛ пр.658. В процессе проведения работ коллективу конструкторов ЦКБ-16 во главе с Н.Н. Исаниным предстояло решить две задачи. Во-первых, разработать технический проект и рабочие чертежи для переоборудования АПЛ пр.658 с целью проведения на ней совместных летных испытаний ракет комплекса Д-9. Во-вторых, разработать технический проект размещения на АПЛ пр.658 комплекса Д-9 с целью изучения возможности перевооружения всей серии этих кораблей. После завершения совместных летных испытаний ракеты Р-29, головную лодку серии также должны были дооборудовать в боевой корабль. Ответственным за работы по самому комплексу Д-9 было назначено СКБ-385 во главе с В.П. Макеевым, а по его штатному носителю – АПЛ второго поколения пр.667Б – ЦКБ-18 во главе с С.Н. Ковалевым.

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт Aeritalia G.222 / C-27J Spartan (США-Италия)

В основу разработки технического проекта 701 было положено стремление по возможности сохранить без изменения общекорабельные технические средства и системы АПЛ пр.658, а также в максимально возможной степени увеличить ракетный боезапас. Как показали расчеты, выполнение этих двух условий позволяло разместить на корабле пр. 701 шесть (вместо трех на пр.658) ракетных шахт комплекса Д-9. В декабре 1964 г. ВМФ выделил для модернизации К-145 (зав. №906). В марте 1965 г. ЦКБ-16 закончило разработку технического проекта и 2 августа 1965 г. его утвердили совместным решением Министерства судостроительной промышленности и командования ВМФ. При этом был выдвинут целый ряд замечаний, для устранения которых требовалось выполнить дополнительные проектные проработки и совместно с ЦНИИ-1 МО (в/ч 27177) принять решение об их внедрении в пр. 701.

Эти замечания касались в основном комплектации навигационного комплекса «Сигма-701» и АКЦВС «Альфа-701» (или «Альфа-2»). Их устранение потребовало перекомпоновки ряда помещений корабля. Имелись разногласия и с проектировщиком самого комплекса – СКБ-385. В частности, В.П. Макеев настаивал на том, чтобы шахты были спроектированы на давление, создаваемое в них в процессе пуска ракет, в то время как ЦКБ-16 проектировало их исходя из предельной глубины погружения лодки. Только после проведения специальных пусков, доказавших требуемую прочность конструкции шахт, разногласия удалось устранить.

В соответствии с предложением заместителя Судостроительной промышленности Ю.Г.Деревянко для модернизации корабля пр.658 у него полностью вырезали ракетный отсек и небольшие части прилегающих к нему третьего и пятого отсеков. Вместо них вваривался новый блок, состоявший из двух ракетных отсеков, а также увеличенными частями третьего и пятого отсеков. Длина лодки при этом увеличивалась на 42 м. В период с августа 1964 г. по ноябрь 1965 г. ЦКБ-16 поставило на ССЗ-402 (который должен был осуществлять модернизацию К-145) весь комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями.

Однако проектирование и испытания комплекса Д-9 шли с хроническим отставанием от установленных сроков. Так, например, СКБ-385 долгое время не могло представить массогабаритные характеристики ракеты Р-29, что задержало проектирование и постройку специального погружающегося стенда ПС Д-9. Он также проектировался ЦКБ-16 (главный конструктор Я.Е.Евграфов), но строился на ССЗ-444 в Николаеве. Постройку корпуса и насыщение стенда удалось осуществить лишь в сентябре 1967 г., а не в августе 1966 г., как намечалось ранее. Первый пуск (с глубины 50 м) макета 4К-75 ракеты Р-29 произвели на Черном море вблизи Феодосии только 27 сентября 1967 г. Он оказался неудачным – из-за выхода из строя амортизаторов и преждевременной остановки двигателя макет не достиг расчетной высоты, упал и при ударе о воду взорвался. Всего до конца 1967 г. с ПСД-9 предполагалось произвести три пуска, но третий из них не состоялся из-за неисправности бортовых систем макета, и только в марте 1968 г. стендовые испытания были продолжены.

Интересной особенностью испытаний комплекса Д-9 являлось введение дополнительного этапа – проверки на пожаровзрывобезопасность (ПВБ) заклиненных в шахтах макетов ракеты Р-29. Как оказалось, в случае аварии двигательной установки разрушаются не только обе ступени ракеты, но и некоторые из конструкций пусковой установки и насыщения шахты. Одновременно деформировались надстройки погружающего стенда. Результаты этих испытаний потребовали частично изменить конструкцию шахты. В частности, были ослаблены зубцы кремальеры, запиравшей крышку шахты. Теперь в случае несанкционированного повышения давления в ней крышка открывалась, разрушая зубцы кремальеры. При открытой шахте пожар (или взрыв) находящейся в ней ракеты уже не представлял непосредственной угрозы для подводной лодки.

После завершения ПВБ начался третий (летный) этап испытаний Р-29, который осуществлялся с наземного стенда в Неноксе (Архангельская область) и был направлен на отработку системы астрокоррекции полета ракеты на заданные цели. Он продолжался с некоторыми перерывами вплоть до ноября 1971 г. Четвертый (совместный летный) этап испытаний должны были осуществить с использованием К-145, модернизированной по пр.701.

Корабль прибыл на ССЗ-402 в ноябре 1965 г., и как предполагал первоначальный план выполнения работ, он должен был быть готовым к испытаниям к концу 1969 г. Вместе с тем, в декабре 1967 г. техническая готовность лодки достигала 90,5% (вместо предполагавшихся 97%), что объясняется отсутствием поставок оборудования и механизмов ракетного комплекса (прежде всего, АКЦВС «Альфа-701», АУКСППО и арматуры). В конце концов, существенное отставание разработки комплекса Д-9 от сроков, установленных Правительством, привело к тому, что в ноябре 1969 г. совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ была приостановлена реализация технического проекта 701 на перевооружение всей серии лодок пр.658. Впоследствии от этих планов отказались вообще, так как началась (в марте 1970 г.) постройка более совершенных АПЛ пр.667В, которым было отдано предпочтение.

К-145 простояла у построечной стенки завода вплоть до декабря 1970 г. Затем она самостоятельно перешла в губу Оленью, где до 25 марта 1971 г. провели корабельные швартовные испытания (ШЛИ) и парные стыковки систем комплекса Д-9, а также закончили подготовку к пускам ракет Р-29 из двух шахт при использовании нештатных приборов АКЦВС «Альфа-701» (к этому моменту ее еще не ввели в строй). Штатный образец этой АКЦВС изготовили только в апреле 1971 г. Для его монтажа и доработки корабль пришлось вернуть на СМП. К декабрю 1971 г. он был готов к проведению совместных летных испытаний (СЛИ) комплекса Д-9. К этому моменту завершились испытания на полигоне в Неноксе.

20 декабря 1971 г. на К-145 погрузили первую ракету Р-29, а 25 декабря в Белом море произвели ее пуск из надводного положения (ледовая обстановка не позволяла осуществить подводный старт). После этого лодка перешла в губу Оленью, базируясь в которой, она продолжила в Баренцевом море СЛИ. 27 мая 1972 г. во время пятого пуска ракеты, в процессе предстартовой подготовки на глубине 40 м, на этапе предварительного наддува топливных баков первой ступени, из-за передува бака горючего началось разрушение соединительного днища баков и смешение компонентов топлива. Лодка была вынуждена всплыть в надводное положение. После того как открыли крышку аварийной шахты, ракета взорвалась. Многие детали и конструкции ПУ оказались поврежденными, и корабль вновь пришлось возвратить на СМП. К 3 августа 1972 г. боеспособность К-145 восстановили, а спустя восемнадцать суток (21 августа) был осуществлен шестой пуск Р-29.

Дальнейшее проведение СЛИ на корабле пр.701 сочли нецелесообразным, так как завешалась постройка К-279 – головной лодки пр. 667В. Совместным решением Министерства общего машиностроения и ВМФ шесть ракет Р-29, подготовленных под программу пусков с борта К-145, передали на новый корабль для продолжения СЛИ комплекса Д-9. Что же касается К-145, то ее в сентябре 1972 г. возвратили на СМП. В соответствии с совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ от августа 1973 г. лодку дооборудовали в боевой корабль. 19 декабря 1976 г. ее приняли в состав флота и включили в состав 18-й ДиПл 12-й эскадры, базировавшейся в губе Оленья.

АПЛ пр. 701 разработана ЦКБ-16 на базе лодки 658 под руководством Н.Н. Исанина, а затем Н.Ф. Шульженко и В.В. Борисова. Корабль предназначался для нанесения ударов межконтинентальными БР Р-29 по береговым объектам, расположенным в глубине территории противника. В соответствии с техническим проектом модернизации АПЛ пр.658, на ней вырезали ракетный отсек и небольшие части прилегающих к нему третьего и пятого отсеков. Вместо него вставили и приварили новый блок (вставку) длиной 42 м. Он состоял из двух ракетных отсеков кругового сечения, а также увеличенных частей третьего и пятого отсеков. В ракетных отсеках в один ряд за прочной рубкой и выдвижными устройствами были установлены шесть шахт со смонтированными в них ПУ 4С-75-1.

Читать еще:  Эскадренный миноносец УРО «Kidd» (США)

В носовом ракетном отсеке также размещались системы и устройства с постами управления комплексом, а в кормовом – механизмы и устройства, не требовавшие обслуживания при стрельбе. В процессе проведения модернизации на лодке заменили навигационный комплекс новым – «Сигма-701», а также все корабельные системы и устройства, обслуживающие комплекс Д-2 новыми, входившими в состав комплекса Д-9 или обеспечивавшими его боевое использование. В частности, установили: АКЦВС «Альфа-701»; аппаратуру автоматической системы дежурного термостатирования (АСДТ) и холодильную установку для охлаждения приборных отсеков ракет с системой управления; аппаратуру прицеливания (оптико-электронную систему); систему телеметрического контроля (СТК); систему единого времени (СЕВ-12Л); систему аварийного орошения и затопления шахт; систему микроклимата, контроля давления, температуры и состава газово-воздушной смеси в шахтах; систему аварийного слива окислителя ракет, а также новые КСППО и АУКСППО.

Несмотря на то, что длина ракеты Р-29 была больше чем Р-13 (13,0 против 11,84 м), длина ракетной шахты комплекса Д-9 была несколько меньше длины ракетной шахты комплекса Д-2 (благодаря использованию резинометаллической амортизации и из-за отсутствия поднимающегося пускового стола). Благодаря этому удалось отказаться от громоздкого ограждения, имевшегося на АПЛ пр.658, охватывающего прочную рубку, выдвижные и выходящие за прочный корпус верхние части ракетных шахт. На корабле пр.701 верхние части ракетных шахт прикрывались специальным банкетом, располагавшимся за ограждением рубки. За банкетом находилась платформа с ВВАБТ «Параван» и ее лебедка. Для обеспечения требуемой продольной прочности корпуса, в его нижней части в районе между первым и седьмым (реакторным) отсеками, смонтировали киль коробчатой конструкции. На лодке имелось 16 (а не 14 как у АПЛ пр.658) бескингстонных ЦГБ, причем роль средней группы (позволявшей кораблю всплывать в позиционное положение) играли шесть из них (№5, №6, №6бис, №7, №7бис и №9). ЦГБ продувались ВВД, а концевые группы также отработанными газами ДГ.

Основные ТТЭ
Водоизмещение, т:
– нормальное. 4981
Главные размеренна, м:
– длина наибольшая 129,8
– ширина наибольшая 9,2
– ширина по кормовым горизонтальным стабилизаторам 12,8
– осадка средняя 8,2
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м:
– рабочая 320
– предельная 400
Автономность по запасам провизии, сут 50
Экипаж, чел 123

Энергетическая установка :
Главная:
– тип АЭУ
ППУ:
– количество х тип (индекс) ЯР 2 х ВВР (ВМ-А)
– суммарная тепловая мощность ЯР, мВт. 140
ПТУ:
– количество х мощность (индекс) ГТЗА, л.с 2 х 17 500 (ГТЗА-601)
– число оборотов гребного винта, об/мин 500
– количество х тип движителей 2 х ВФШ
ЭЭС:
– количество х мощность (тип и индекс)
основных источников, кВт. 2 х 1400 (НТГ, ГПМ-21)
– количество х мощность (тип и индекс)
резервных источников, кВТ. 2 х 460 (ДГ, ДГ-460)
– тип аварийного источника свинцово-кислотная АБ
– количество групп х элементов в каждой группе 2 х 112
Вспомогательная.
– количество х мощность (тип и индекс) РСД, кВт 2 х 390
(ГЭД на линии вала, ПГ-116)
Скорость хода, уз:
– наибольшая подводная под ГТЗА 23,3
– наибольшая подводная под ГЭД 8,0
– наибольшая надводная под ГТЗА 15,0

Вооружение:
Ракетное:
– индекс комплекса Д-9
– боезапас 6 БР Р-29
– вид старта подводный или надводный, из РШ в ПК
– АКЦВС «Атолл-701
Торпедное:
– количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533
– боезапас 4
– количество х калибр ТА, мм 2 (Н) + 2 (К) х 400
– боезапас 10
– ПУТС Ленинград-658»
Радиоэлектронное:
– НК «Сигма-701» в обеспечении астронавигационного перископа «Сегмент»
– РЛК «Альбатрос» (РЛК-101)
– СОРС «Накат»
– станция опознавания «Хром-КМ»
– КСС «Молния-Л»
– В ВАБТ. «Параван»
– ГАС «Арктика-М»
– ШПС МГ-10
– станция ЗПС «Яхта»
– ГАС миноискания «Плутоний»
– ГИСЗ «Горизонт» (МГ-43)
– эхолот НЭЛ-6
– эхоледомер ЭЛ-1
– перископ зенитный ПЗНГ-8М
– перископ атаки ПЗНА-7

Подводная лодка проекта 701 (СССР)

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 701. NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES OF PROJECT 701

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 701

NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES OF PROJECT 701

В 1963 г. Военно-промышленная комиссия рассмотрела вопрос о необходимости создания комплекса Д-9 с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой Р-29, длительного хранения, а также с высокой степенью готовности к старту из подводного или надводного положения носителя. В этом качестве носителей ракетного комплекса рассматривались проекты дизельных и атомных подводных лодок. Институт Вооружения ВМФ (НИИ-28) разработал ТТЗ на проектирование ракетного комплекса, а ГУК ВМФ рассмотрело предэскизные варианты его носителей, которые на начальном этапе работ имели один и тот же индекс – пр.701.
В 1963 году по решению ВПК в ЦКБ-16 проводились работы по ПЛ пр. 701. На лодке предполагалось разместить ракетный комплекс Д-9 в составе 12 и 16 пусковых установок, прорабатывались различные варианты энергетических установок корабля (атомные и дизельные). В проработке так же предлагалось переоборудование ПЛ пр. 629 на 3 и 6 шахт для Р-29.
Формально работы над комплексом Д-9 начались после выхода постановления Правительства Советского Союза от 28 сентября 1964 г.
В 1964 году было принято решение о переоборудовании одной ПЛ проекта 658 для отработки и испытания ракетного комплекса Д-9. В декабре 1964 г. ВМФ выделил для модернизации К-145 (зав. №906) Технический проект 701 был разработан ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Ф.Шульженко) в 1965 году, на подводной лодке предусматривалось размещения 6 ракет Р-29 в один ряд (вместо 3-х на ПЛ проекта 658), взамен IV отсека было врезано два новых отсека общей длиной 25,5 м. На ПЛ разместили навигационный комплекс «Сигма-М». Состав основного оборудования сохранился по проекту 658. В носовом ракетном отсеке также размещались системы и устройства с постами управления комплексом, а в кормовом – механизмы и устройства, не требовавшие обслуживания при стрельбе.
По проекту 701 предусматривалось вооружение подлодок проекта 658М шестью пусковым установками 4С-75-1 для ракет Р-29 комплекса Д-9.

На корабле пр.701 верхние части ракетных шахт прикрывались специальным банкетом, располагавшимся за ограждением рубки. За банкетом находилась платформа с ВВАБТ «Параван» и ее лебедка. Для обеспечения требуемой продольной прочности корпуса, в его нижней части в районе между первым и седьмым (реакторным) отсеками, смонтировали киль коробчатой конструкции. На лодке имелось 16 (а не 14 как у АПЛ пр.658) бескингстонных ЦГБ, причем роль средней группы (позволявшей кораблю всплывать в позиционное положение) играли шесть из них (№5, №6, №6бис, №7, №7бис и №9). ЦГБ продувались ВВД, а концевые группы также отработанными газами ДГ.
Отсеки подводной лодки:
I отсек — торпедный-жилой.
II отсек — аккумуляторный-жилой;
III отсек — центральный пост;
IV отсек — носовой ракетный
IV-бис отсек — кормовой ракетный
V отсек — вспомогательных механизмов;
VI отсек — реакторный;
VII отсек — вспомогательных механизмов;
VIII отсек — турбинный;
IX отсек — электромеханический;
X отсек — кормовой жилой и вспомогательных механизмов;
XI отсек — кормовой торпедный.
В марте 1965 г. ЦКБ-16 закончило разработку технического проекта и 2 августа 1965 г. его утвердили совместным решением Министерства судостроительной промышленности и командования ВМФ. При этом был выдвинут целый ряд замечаний, для устранения которых требовалось выполнить дополнительные проектные проработки и совместно с ЦНИИ-1 МО (в/ч 27177) принять решение об их внедрении в пр. 701.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МБР Р-29

На вооружении с 1974 г.

надводный и подводный с глубины до 50 м

Примечание:
ББ – боевой блок;
ГЧ – головная часть;
КБМ – Конструкторское бюро машиностроения;
РГЧ – разделяющаяся головная часть;
РГЧ ИН — разделяющаяся головная часть индивидуального наведения

Читать еще:  Десантный вертолетный корабль-док типа L50 «Galicia» (Испания)

Эти замечания касались в основном комплектации навигационного комплекса «Сигма-701» и АКЦВС «Альфа-701» (или «Альфа-2»). Их устранение потребовало перекомпоновки ряда помещений корабля. Имелись разногласия и с проектировщиком самого комплекса – СКБ-385. В частности, В.П. Макеев настаивал на том, чтобы шахты были спроектированы на давление, создаваемое в них в процессе пуска ракет, в то время как ЦКБ-16 проектировало их исходя из предельной глубины погружения лодки. Только после проведения специальных пусков, доказавших требуемую прочность конструкции шахт, разногласия удалось устранить.
В соответствии с предложением заместителя Судостроительной промышленности Ю.Г.Деревянко для модернизации корабля пр.658 у него полностью вырезали ракетный отсек и небольшие части прилегающих к нему третьего и пятого отсеков. Вместо них вваривался новый блок, состоявший из двух ракетных отсеков, а также увеличенными частями третьего и пятого отсеков. Длина лодки при этом увеличивалась на 42 м. В период с августа 1964 г. по ноябрь 1965 г. ЦКБ-16 поставило на ССЗ-402 (который должен был осуществлять модернизацию К-145) весь комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями.
Однако проектирование и испытания комплекса Д-9 шли с хроническим отставанием от установленных сроков.
Первоначально на ПЛ пр. 701 предполагалось установить ЦВМ «Азов», разработчик НПО «Агат» (гл. конструктор Я.А.Хетагуров). При разработке этой машины учитывался передовой опыт в этой области ведущих американских, английских фирм, а так же отечественные разработки. На ЦВМ «Азов-1» отрабатывались схемно-технологические решения, проводились различные испытания. Позже, на основе этой машины под руководством Я.А.Хетагурова для ракетного комплекса Д-9 на ПЛ пр. 701 была создана система «Альфа-1». Ядром системы был высоконадежный многопроцессорный вычислительный комплекс.
Отработка комплекса Д-9 велась на подводной лодке проекта 701 (модернизированная лодка проекта 658) с системой «Альфа-1». Была также разработана система «Альфа-2» для переоборудования под комплекс Д-9 подводной лодки проекта 629 (проекта 601).
Переоборудование подводной лодки К-145 (зав. №906, командир В.И.Илларионов) в экспериментальную АПЛ по проекту 701 началось на Северном машиностроительном предприятие в 1965 году и было закончено в 1970 году. Швартовые испытания завершились на Северном флоте в Оленьей Губе 25 марта 1971 года.
Испытания ракет Р-29 на полигоне завершились в ноябре 1971 года, поэтому к совместным испытаниям лодки и комплекса Д-9 приступили только в декабре 1971 года. 20 декабря 1971 г. на К-145 погрузили первую ракету Р-29.

Первый период испытаний (лодка проекта 701) проходил в филиале полигона в Североморске. Затем летные испытания продолжались в Северодвинске. Ракеты готовились на технической позиции и по железной дороге доставлялись на причал Северного машиностроительного предприятия, где базировались подводные лодки. Там же проводились погрузка, генеральные испытания. Пуски осуществлялись со стартовых позиций в Белом море.

Первый запуск 25 декабря 1971 года с борта АПЛ К-145 пр.701 был успешно произведен из надводного положения, так как ледовая обстановка в Белом море не позволяла произвести подводный запуск.
Пуск ракет Р-29 мог быть осуществлен как из подводного так и надводного положений. Все ракеты могли быть выпущены в одном залпе при скорости подводной лодки до 5 узлов, с глубины до 50 метров и волнении моря до 6 баллов
Последующие три старта также прошли успешно. Но во время пятого запуска в марте 1972 года во время предстартового наддува баков ракеты произошло разрушение топливных баков первой ступени. Подлодка по команде капитана 2 ранга Ю. Илларионова произвела срочное всплытие. Была выдана команда на отмену предстартовой подготовки и открыта крышка шахты. Однако эти меры не предотвратили взрыва. Корпус шахты выдержал, но авария вынудила отправить лодку на ремонт на Северный машиностроительный завод. Ремонт продолжался до 3 августа 1972 года.
Совместные испытания были закончены 28 ноября 1972 года после пуска 13 ракет. Две ракеты впервые в мире были запущены на межконтинентальную дальность — по полигону в акватории Тихого океана. Позднее для проведения испытаний была привлечена АПЛ К-279 проекта 667Б, с нее выполнено 6 пусков. Комплекс Д-9 принят на вооружение 12 марта 1974 года Постановлением СМ №177-67, производство ракет Р-29 было развернуто на Красноярском машиностроительном заводе.
Приемный акт лодки был подписан 19 декабря 1976 года. 19 декабря 1976 года ПЛАРБ «К-145» была зачислена в состав 18-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок с местом базирования в Гремиху.
В 1977 — 1978 годах ПЛАРБ находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
В кампанию 1979 — 1980 годов ПЛАРБ «К-145» выполнила два автономных похода на боевую службу.
В период с марта по июнь 1979 года на лодке была произведена перезарядка активных зон реакторов.
В 1984 — 1989 годах ПЛАРБ «К-145» находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
14 марта 1989 года лодка была выведена из боевого состава ВМФ.
Всего с момента спуска на воду ПЛАРБ «К-145» прошла 83170 морских миль за 11798 ходовых часов.
С 1988 года по 2002 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву на отстое.
По состоянию на 2002 год лодка проходила утилизацию на судоремонтном заводе №35 в Росте.

В экспозиции музее истории СПМБМ «Малахит» представлена модель интересного и малоизвестного подводного ракетоносца проекта 701.

Проектант ЦПБ «Волна»
Гл.конструктор Н.Ф. Шульженко
Завод-строитель СМП
Число кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1976
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 4900
Длина наибольшая, м 129,8
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 7,4
Запас плавучести, % 29
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип ППУ типа ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 426П
— число групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гребных валов х частота
вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 5-лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 24
— надводная под ГТЗА 14-15
— подводная под ГЭД ок. 6
— надводная под ДГ и ГЭД 7-8
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж (в т. ч. офицер.), чел. 106(32)

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-9 (ракета Р-29)
— число ракет 6
— тип рак. шахт вертикальные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр кормовых ТА, мм 2 х 400
— общее число х калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
— система управления стрельбой «Ленинград-658»
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГАС миноискания «Плутоний»
— ГАС ЗПС и ОГС МГ-25
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— ст. опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-658М»
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— автомат. радиопеленгатор АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— кораб. приемоиндикатор КПФ-2
— дистанц. магн. компас КДЭ-П
— зенитн. перископы ПЗНГ-8, ПЗН-7 и др.
Радиосвязное:
— р/передатч. КВ «Искра»,»Окунь-ПЛ»
— р/приемник КВ «Брусника-М-ПЛ»
— приемо-передатч. УКВ «Графит-1»
— р/приемник ДВ «Глубина» и др

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector