7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка проекта П-627А (СССР)

Подводная лодка проекта П-627А (СССР)

1982? – пер. в К-60
14.03.1989? – пер в Б-60?

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 627А: 15, 120, 121, 123, 127(?), 184, 343

4. История проекта:

С учетом опыта разработки проекта первой ПЛА проекта 627, 22 октября 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на основе АЛЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки с торпедным вооружением проекта 627А (шифр «Кит»).

Проектирование этих кораблей осуществлялось в СКБ-143 и велось под наблюдением специалистов ВМФ. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.Ф.Бовыкин, затем капитан 2 ранга Б.Ф.Васильев.

В проекте серийных ПЛАТ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятые на опытной ПЛА проекта 627. Вместе с тем в них реализовали мероприятия по повышению живучести ПЛ, надежности ее оборудования, изменили состав штурманского вооружения и т.д. Для создания более благоприятных условий работы ГАС «Арктика-М» ее антенну разместили в киле­вой части носовой оконечности в специальном наплыве. Над торпедными аппаратами установили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10. По своим ТТЭ ПЛАТ проекта 627А практически не отличалась от опытной ПЛА.

Весной 1956 г. был разработан технический проект усовершенствованного корабля, а осенью того же года была завершена переработка рабочих чертежей и эксплуатационной документации. В 1955 г., не дожидаясь результатов испытания первого атомохода и завершения проектных работ, в Северодвинске развернулись работы по строительству серии из 12 кораблей проекта 627А.

Первая АПЛ проекта (К-5) была заложена в августе 1956 г., и вошла в строй Северного фло­та 27 декабря 1959 г. В ходе испытаний К-5, при мощности энергетической установки, составляющей 80% от номи­нальной, была достигнута самая высокая в мире скорость длительного подводного хода – 28 узлов. Расчеты показы­вали, что при выходе на максимальную мощность скорость должна была достичь 30 узлов.

В процессе серийного строительства продолжалась отработка конструкций АЭУ и корабля. Была существенно повышена надежность паропроизводящей установки, заменено некоторое оборудование, установлена новая система управления торпедной стрельбой, усовершенствовано радиоэлектронное вооружение.

В начале 60-х годов основные проблемы обеспечения надежной эксплуатации ПЛА и их энергетических установок удалось решить. Это позволило совершить ряд дальних походов, в том числе и подледных плаваний.

Созданные в небывало короткие сроки атомные ПЛ первого поколения явились достойным вкладом в обеспечение обороноспособности страны. Они с честью пронесли военно-морской флаг через все океаны. Корабли проекта 627А прошли славный путь, вписав яркую страницу в историю Советского Военно-морского Флота.

Все лодки проекта 627А были выведены в резерв и списаны в 1989-1992гг. К-115, К-14, К-42 и К-133 завершили свою службу на Тихоокеанском флоте, остальные – на Северном.

5. Схема проекта:

Продольный разрез ПЛА проекта 627А:

1 – выгородка ГАС; 2 – антенна ГАС; 3 – 533 мм торпедные аппараты; 4 – запасные торпеды; 5 – койки личного состава 1 -го (торпедного) отсека; 6 – торпедопогрузочный люк; 7 – жилая палуба 2-го (аккумуляторного) отсека; 8 – аккумуляторная батарея; 9 – баллон ВВД; 10 – боевая рубка; 11 – палуба центрального поста (3-й, центральный, отсек); 12 – выдвижные устройства (перископ, антенны РЛС, радиосвязи, пеленгаторная рамка); 13 – палуба 4-го (дизель-генераторного) отсека; 14 – ядерные реакторы АЭУ; 15 – баллон ВВД; 16 – палуба 5-го (реакторного) отсека; 17 – турбины; 18 – 6-й (турбинный) отсек; 19 – баллон ВВД; 20 – палуба 7-го (электромеханического) отсека; 21 – 8-й (жилой) отсек; 22 – аварийно-спасательный буй; 23 – кормовой отсек.

Читать еще:  Атомная подводная лодка типа «Sturgeon» (США)

6. Тактико-технические данные проекта:

Проект П-627А

Формально работы над опытной АПЛ пр. П-627А начались в соответствии с уже не раз упоминавшимся постановлением Правительства от 25 августа 1956 г. Причем, этим постановлением оговаривались не только срок разработки технического проекта (до четвертого квартала 1957 г.), но и примерная дата ввода корабля в строй (в третьем квартале 1959 г.). Фактически, предварительные проработки по данному проекту начались еще в 1955 г., когда СКВ-143 получило от ОКБ-240 исходные данные по стратегической ракете П-20. Проект корабля разрабатывался без какого-либо ТТЗ, на основе технического проекта 627А с внесением необходимых изменений, вызванных размещением на лодке самолета-снаряда, систем и аппаратуры повседневного, а также предстартового обслуживания. На начальном этапе работ главным конструктором проекта являлся руководитель СКБ-143 В.Н. Перегудов, а затем его сменил Г.Я. Светаев. Главным наблюдающим от ВМФ была сотрудник 1-го ЦНИИ МО инженер-капитан 1 ранга А.Н. Донченко, которую в декабре 1959 г. сменил инженер-капитан 3 ранга B.C. Kpoвяков.

Как показала проработка эскизного проекта (представлен на рассмотрение в первом квартале 1957 г.), размещение ракетного вооружения потребовало увеличения нормального водоизмещения АПЛ пр. П-627А по сравнению с прототипом на 480 т и уменьшения скорости хода на 4,5-5 уз. По результатам рассмотрения эскизного проекта (в начале мая 1957 г.) было решено разработать технический проект с учетом выполнения следующих требований. Обеспечить лодке возможность погружения и всплытия, а также плавания в подводном положении с затопленным контейнером, надводную непотопляемость и остойчивость, управляемость на перископной глубине в режиме движения под ГЭД с заглушёнными реакторами обоих бортов и с возможностью пуска установки одного из бортов. Кроме того, требовалось увеличить запасы ВВД и вылет перископа, изготовить из маломагнитной стали легкий корпус, ограждение рубки, ракетный контейнер, цистерны замещения и стабилизаторы.

В техническом проекте (представлен на рассмотрение в четвертом квартале 1957 г.) требование обеспечить надводную непотопляемость и остойчивость привело к необходимости увеличить ширину легкого корпуса корабля до 9,2 м. С целью уменьшить сопротивление движению в подводном положении, в кормовой части ограждения рубки за контейнером установили специальный обтекатель. Так как длина ПК увеличилась, то увеличилось и расчетное давление на него. Учитывая, что сталь для изготовления ПК была принята такой же, как и в пр. 627А (в целях унификации), глубина погружения пр. П-627А снизилась до 285 м (против 300 м у пр. 627А). В этом проекте (в отличие от пр. 627А и эскизного проекта) были приняты плоские межотсечные переборки, рассчитанные на давление 10 кг/см2 , прочные уравнительные цистерны вынесли в межкорпусное пространство, а для аварийного замещения плавучести контейнера спроектировали балластно-аварийную цистерну. На стабилизаторах установили малые кормовые горизонтальные рули (МКГР), которые использовались на больших подводных скоростях (свыше 16 уз), благодаря чему исключалась возможность превышения допустимых дифферентов, а на малых ходах лодка управлялась по глубине большими кормовыми горизонтальными рулями (БКГР).

В техническом проекте также изменился состав вооружения. Вместо восьми 533-мм ТА (принятых в пр. 627А и в эскизном проекте) на нем оставили только четыре 533-мм ТА, а остальные заменили двумя 400-мм ТА. Сократился торпедный боезапас. Был установлен второй зенитный перископ. В конечном итоге, после реализации всех требований, нормальное водоизмещение корабля в техническом проекте возросло до 3950 т. Он был утвержден в мае 1958 г. После этого ЦКБ-143 приступило к разработке рабочих чертежей, с учетом замечаний по техническому проекту и опыта эксплуатации первой АПЛ пр. 627А.

Читать еще:  Атомные подводные лодки пр.627 и 627А (СССР)

В процессе разработки технических чертежей в проект продолжали вносить изменения. Среди них можно отметить вынос цистерны быстрого погружения из третьего отсека в межкорпусное пространство, замену трех групп АБ двумя с элементами нового типа, замену компрессоров более совершенными и производительными, внедрение устройства закрытия (открытия) забортных отверстий и вырезов в легком корпусе при помощи шпигатных затворов и кингстонов и т.п. В результате внесенных изменений нормальное водоизмещение корабля возросло до 4014 т.

В марте 1957 г. (когда была завершена разработка эскизного проекта) на ССЗ-402 начали заказывать сталь для конструкций прочного корпуса корабля (зав. №282). Тогда предполагалось, что он будет передан флоту в начале 1960 г. В задачу опытной АПЛ пр. П-627А входила отработка в корабельных условиях комплекса П-20. Серийными его носителями должны были стать лодки пр. 653. Однако в феврале 1960 г. было принято решение о прекращении работ по комплексу П-20 и, как следствие, по пр. П-627А. Такое решение объясняется появлением более эффективных комплексов БР. Строившуюся лодку решили переоборудовать в опытную АПЛ пр. ПТ-627А.

Главные размерения, м:

– длина наибольшая 110,2

– ширина корпуса наибольшая 9,2

– осадка средняя 6,3

Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный

Подводная лодка проекта П-627А (СССР)

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)

9 сентября 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление о начале работ над первой отечественной атомной ПЛ. Общее руководство этой программой возложили на В.А.Малышева, занимавшего пост заместителя председателя Совета Министров СССР и заместителя начальника 1 Главного управления при Совете Министров СССР, которое вело разработку атомной техники. Научным руководителем работ по созданию атомной энергетической установки (АЭУ) и атомной ПЛ стал директор Института атомной энергетики Академии наук СССР академик А.П.Александров. Для непосредственного выполнения проработок в Москве на территории НИИ химического машиностроения (НИИхиммаш) организовали 2 рабочие группы: одна -для проектных проработок атомной ПЛ, другая – для разработки ее энергетической установки. Первой руководил заместитель директора ЦНИИ-45 В.Н.Перегудов, второй – директор НИИхиммаша Н.А.Доллежаль.
Официальная церемония закладки опытной АПЛ пр. 627 (заводской номер – 254) состоялась 24 сентября 1955 г. Строительство корабля велось интенсивно, и к августу 1957 г. был закончен монтаж основного оборудования. 9 августа этого же года АПЛ была спущена на воду методом поперечного спуска.
Первым командиром АПЛ пр. 627 , получившей тактический номер “К-3”, стал опытный подводник капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко. Старшим помощником командира – капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, а командиром электромеханической части инженер-капитан 2 ранга Б.П.Акулов. В начале июля 1958 г. АПЛ “К-3” была предъявлена для проведения ходовых испытаний правительственной комиссии под председательством вице-адмирала В.Н.Иванова, которые проходили в Белом море в период с 3 июля по 1 декабря.
4 июля 1958 г. в 10.03 впервые в истории отечественного подводного флота АПЛ начала движение под атомной энергетической установкой. А.П.Александров, руководивший испытаниями АЭУ, записал в вахтенном журнале АПЛ: “Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар”. Начался исторический отсчет морских миль, пройденных отечественным атомным флотом.
Совет Министров СССР, утвердивший 17 января 1959 г. “Акт правительственной комиссии”, обязал ВМФ принять АПЛ “К-3” в опытную эксплуатацию, а промышленность выполнить все необходимые работы по заявке флота.

Читать еще:  Авианосцы типа Forrestal class (США)

В августе 1956 г. на заводе № 402 был заложен головной корабль пр. 627А – АПЛ “К-5”. В сентябре 1958 г. ее спустили на воду, а в конце 1959 г. АПЛ “К-5” под командованием капитана 2 ранга С.С.Салова вышла на государственные испытания. Всего по проекту 627А заводом № 402 в период с 1956 г. по 1964 г. было построено 12 АПЛ.

Водоизмещение:
Надводное – 3 065 т.
Подводное – 4 750 т.
Длина: 107,4 м.
Ширина: 7,9 м.
Осадка: 5,65 м.
Материал прочного корпуса: маломагнитная сталь
Количество отсеков: 9 (девять)
Тип: Атомная установка типа ВМА и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с
Количество валов: 2
Мощность: Тепловая мощность – 2 х 70 МВатт
Мощностью на валу – 2 х 17500 л.с.
Скорость:
Надводная – 15,2 узл.
Подводная – 28-30 узл.
Макс. глубина погружения: 300 м.
Автономность: 50 суток
Команда: 104 чел. (30 офицеров)

8 х 533 мм торпедных аппаратов (боезапас – 20 торпед)

08.04.2012
Одна из крупнейших катастроф атомного флота России четверть века была окружена строжайшей тайной. 8 апреля 1970 года в Бискайском заливе на атомной подводной лодке К-8 возник пожар. По плану лодка должна была вернуться на базу 10 апреля. Но поскольку в это время разворачивались маневры «Океан», возвращение задержали. Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море К-8 была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина — 22 апреля 1970 года.
Катастрофа случилась вечером 8 апреля 1970 года на глубине 40 метров около 10 часов вечера. Как предположила потом комиссия, в седьмом энергетическом отсеке, по правому борту подводной лодки, начался пожар. Дым по системе вентиляции втянуло в трубку гидроакустиков. К тому же с первых минут вышла из строя вся радиосвязь.
12 апреля 1970 года АПЛ К-8 ушла под воду. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

12.10.2012
Две затопленные атомные подлодки Северного флота К-27 и К-159 будут подняты и утилизированы на суше, источник в Минобороны сообщил «Известиям», что этот пункт включен в доработанный проект Стратегии развития Арктической зоны РФ, подлодка К-27 проекта 645 с осенью 1981 г. затоплена у Новой Земли, а К-159 проекта 627А затонула в 2003 году в Баренцевом море, когда ее буксировали на утилизацию, если первую субмарину, лежащую на глубине 75 м, поднять не составит чрезмерных усилий, то со второй лодкой вопрос сложнее. Точной глубины залегания никто не знает. Фигурировали цифры и 170 м, и 250 м. (Известия.ru)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: