Подводная лодка S80 «Scorpene» (Испания)
S-80 подводная лодка класса – S-80-class submarine
- 3,200 тонн (3,100 длинных тонн; 3500 коротких тонн) всплыли
- 3426 тонн (3,372 длинных тонн; 3777 коротких тонн) погружные
- 1 вал Этанол-AIP
- 3 Био-этанол двигатели (3 х 1200 кВт)
- 1 электрический двигатель (3500 кВт), блок топливных элементов 1 AIP (300 кВт)
- 12 кп (22 км / ч, 14 миль / ч) с обработанной поверхностью
- 19 кп (35 км / ч, 22 миль / ч) погружали
S-80 класс (или Исаак Перал класс ) является испанским классом четырех подводных лодок в производстве испанской компанией Navantia в ее Картахене верфи для ВМС Испании . Как и в других современных подводных лодках, они оснащены воздухонезависимый двигатель .
Первый планировалось ввести в строй в 2015 году, а второй в 2016 году, но «проблемы веса дисбаланс» задержки проекта в течение 7 лет. Головное судно в классе, Isaac Peral (S-81), находится в стадии строительства, и , как ожидается , будет доставлен в декабре 2022 S-80 класса также предлагаются на экспорт.
содержание
возможности
S-80 Plus подводных лодки класса предназначены для улучшения миссий сценариев угроз. Их оперативная мобильность позволит им работать в отдаленных районах, путешествия скрытно на высоких скоростях. Их независимая двигательная воздуха (AIP) , система нового технологического проектирования, обеспечит их способность оставаться в районе , в течение очень длительного периода времени , не будучи обнаруженным и их способность действовать в возможных конфликтных зонах.
Возможности включают в себя:
- Боевая система для многократного получения целевого в различных сценариях
- Возможность перевозки личного состава, в том числе сил специальных операций
- Низкий уровень шума и магнитные подписи для того, чтобы свести к минимуму обнаружения
- Низкий РЛС и ИК-сигнатуры для того, чтобы свести к минимуму обнаружение
силовая установка
S-80 – AIP ( воздухонезависимый двигатель система) на основе биоэтанола -Процессора , состоящий из реакционной камеры и нескольких промежуточных реакторов Coprox. Предоставлено Hynergreen из Abengoa , система преобразует биоэтанола (BioEtOH) в высокой степени чистоты водорода . Выход питает ряд топливных элементов от UTC питания компании.
Reformator подается с биоэтанола в качестве топлива и кислорода (хранится в виде жидкости в криогенном резервуаре высокого давления), генерирования водорода и диоксида углерода в качестве субпродуктов. Полученный водород и больше кислорода подается на топливных элементах .
Биоэтанола процессор также производит поток высокой концентрации углекислого газа и других газовых примесей, которые не полностью сгоревших во время сгорания. Этот поток газа смешивают с морской водой в одном или нескольких эжектора скрубберы Вентури , а затем с помощью новой системы, СЕКО 2 (или СО 2 Система удаления), разработанный Bionet , и цель которого состоит в растворении «пузырьки» СО 2 в вода до неопределимых уровней.
Скорости потока кислорода и топлива непосредственно определяется спроса на электроэнергию. Мощности AIP в S-80 субмарины составляет по меньшей мере 300 кВт (400 л.с.). Электромотор постоянного магнита перемещает винт фиксированного специальной конструкции, которая не создает кавитацию на высокой скорости.
история
В 1980 – е годы Франция начала исследования для замены их S-60 Дафна -класса дизельных подводных лодок . Французская верфь DCNI придумала все-новый дизайн под названием S-80, с каплевидным корпусом и новым оружием и датчиками, что их правительство приняло решение не финансировать. DCNI затем предложил более дешевый вариант называется S-90B, в S-70 Agosta -класса подлодка с ограниченными усовершенствованиями , которые вновь были отвергнуты французами , но которые экспортировались в Пакистан. Между тем, Испания столкнулась с той же проблемой при замене их Daphné s, известный как Delfín класса в испанской службе, в рамках плана Altamar. Bazán (позже Изар, а затем Navantia) начал новый дизайн , но когда он начал выглядеть как S-80, она была достигнута договоренность о сотрудничестве в создании совместного предприятия на основе французского S-80. Этот совместный проект был показан в Ле Бурже Navale в октябре 1990 года.
Конец холодной войны означал , что финансирование высохло и совместное предприятию пришлось ждать до 1997 года для их первой продажи – в Чили – новый дизайн, который был назначен классом Scorpene на экспортных рынках. В том же году Испания снова начала смотреть на своих требованиях, а в 1998 году они показали , что они будут покупать четыре Scorpènes, возможно с системой воздухонезависимый двигатель (AIP) для большей выносливости при погружении. Требование сотрудников для Scorpene варианта S-80 было завершено в октябре 2001 года Это было вскоре обогнали события, как Armada (темно – синяя) стала более заинтересована в использовании подводных лодок для проецирования силы , чем в более статичной защитной роли. Этот сдвиг был закреплен в руководстве января 2002 года от начальника военно – морских операций и в стратегическом обзоре обороны в феврале 2003 года новое требование призвал к большей подводной лодки с лучшими ракетами на выносливость и наземных атак, который стал известен как S-80A дизайн. Это была AIP подводная лодка с диаметром корпуса 7,3 м (24 футов) по сравнению с 6,2 метров (20 футов) для семьи Scorpene, погруженной водоизмещением около 2400 тонн по сравнению с 1740 тонн, больших рулевых поверхностей и другое положение плавников.
Испанское правительство одобрило покупку четырех S-80A подводных лодок в сентябре 2003 года и подписал контракт с Изар 24 марта 2004 г. Оригинал сделка была € 1,756m спроектировать и построить четыре подводные лодки, около € 439m за лодку, но к 2010 году этот увеличилась до € 2,212m ( € 553m / катер). План предусматривал первая лодка будет поставляться в 2011 году , но правительство размывания, кто должен поставить боевую систему толкнул ее обратно в 2013 году В 2011 году бюджетный кризис в Испании дальше задержала первую поставку до 2015 года, а остальные лодки доставляются с интервалом один год до 2018. Строительство S-81 не началось 13 декабря 2007 г. В январе 2012 года имена были объявлены, в честь трех инженеров , которые сделали подводные лодки и первый командир подводного флота Испании соответственно – Isaac Peral (S-81), Narciso Monturiol (S -82), Косме Гарсиа (S-83) и Матео Гарсиа де лос Рейес (S-84).
В мае 2013 года Navantia объявила , что серьезный вес дисбаланс конструктивный недостаток был идентифицирован , который будет задерживать доставку первой подводной лодки ВМС Испании , пока возможно , 2017. Избыточный вес 75 – был добавлен к югу во время строительства и 100 тонн текущий дизайн не может всплывать на поверхность после погружения. Бывший испанский чиновник говорит , что проблема может быть прослежена на просчет – кто – то , видимо , поставить десятичную точку в неправильном месте или путем добавления новых технологических устройств. Удлинение подводной лодки будет создавать дополнительную плавучесть , хотя по цене € 7,ого на метр. С проектом также страдает неэффективные системы AIP (который должен был позволить субмарина остаться на ходу в течение 28 дней , но управлял только 21 дней) Министерство обороны Испании объявлено в июне 2013 года, что Navantia подписал на американской компании General Dynamics Electric Boat чтобы помочь решить лишний вес. В сентябре 2014 года обнаружено избыточный вес , как сообщается, были решены , и строительные работы должны быть готовы возобновить в конце октября 2014 г. В ноябре 2014 г. Navantia вновь сообщили, завершив редизайн работу по решению проблемы избыточного веса. В целом, корпус будет удлинен на семь метров, а водоизмещение увеличилось на 75 тонн. По состоянию на январь 2018 года, предполагаемая дата поставки первой подлодки сентября 2022 г. В январе 2017 года было сообщено , что система AIP не будет готов для доставки первой подводной лодки.
ВМС Индии считается S-80 для следующего поколения подводных лодок в рамках проекта 75I.
Смотрите также
Рекомендации
Эта статья содержит материал от испанской Википедии
Подводная лодка S80 «Scorpene» (Испания)
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА “СКОРПЕН” (ФРАНЦИЯ)
DCNS объявила о поставке компанией “DCNS Индиа” в соответствии с согласованным графиком бортового оборудования для подводных лодок, строящихся в рамках программы “Проект 75”. Оборудование передано компании “Мазагон док лимитед”.
Начальные контракты общей стоимостью в 187,98 млрд рупий, предусматривающие строительство шести НАПЛ типа “Скорпен”, правительство Индии подписало с французскими и индийскими компаниями в октябре 2005 года.
Строительство подводных лодок осуществляется в соответствии с соглашением о передаче технологий компанией “Мазагон док лимитед” при участии DCNS.
В июне 2011 года “DCNS Индиа” подписала контракт с “Флэш Форж Индиа” (Flash Forge India Pvt. Ltd.), предусматривающий передачу ноу-хау и оказание технической помощи в производстве оборудования для установки на борту НАПЛ “Скорпен”.
В настоящее время DCNS совместно с “Мазагон док лимитед” сертифицируют другие индийские компании для поставки оборудования, необходимого для строительства НАПЛ.
На текущий момент проект, предусматривавший изначально ежегодную поставку ВМС Индии по одной НАПЛ с 2012 года, отстает от графика почти на 3 года.
По заявлению министра обороны Индии А.К.Энтони, задержка была вызвана различными причинами, включая сложность передачи технологий, необходимость расширения инфраструктуры верфи “Мазагон док”, а также проблемы с закупкой некоторых материалов и оборудования.
За счет модернизации инфраструктуры верфь “Мазагон док” в перспективе сможет выпускать более одной НАПЛ в год.
Согласно текущей оценке хода реализации программы, первая НАПЛ “Скорпен” будет принята на вооружение ВМС Индии в 2015 году, а оставшиеся пять – в период 2016-2018 гг. (ЦАМТО)
Как стало известно в ходе прошедшей в Бразилии международной выставки “ЛААД-2009”, согласовано выделение 70% кредитных средств, необходимых для постройки подводных лодок “Скорпен” для бразильских ВМС, сообщает “Форкаст интернэшнл” со ссылкой на официальный французский источник.
Согласно данной информации, 70% финансирования постройки подлодок будет обеспечено в рамках кредита французских коммерческих банков. Бразильское правительство должно обеспечить выделение оставшихся 30% стоимости подлодок.
Соглашение о проектировании и постройке четырех НАПЛ с условием передачи технологии производства французская судостроительная компания DCNS подписала с ВМС Бразилии в декабре 2008 года.
Согласно условиям контракта, DCNS будет выступать основным подрядчиком постройки подлодок. Строительство НАПЛ будет осуществляться созданным для этой цели совместным предприятием с участием DCNS и бразильской компании “Одебрехт”. Планируется, что первая подводная лодка будет принята на вооружение в 2015 году. DCNS будет осуществлять производство ключевого оборудования для НАПЛ на своих предприятиях.
DCNS также обеспечит оказание технической поддержки основного подрядчика “Одебрехт” в проекте постройки военно-морской верфи, на которой будут построены подводные лодки. Кроме того, компания окажет техническое содействие при проектировании и постройке “неядерной части” первой бразильской атомной подводной лодки.
По информации СМИ, общая стоимость соглашения на постройку подводных лодок и необходимой инфраструктуры составляет 8,8 млрд дол.
Ранее DCNS совместно с испанской компанией “Навантия” изготовила две подводные лодки класса “Скорпен” для ВМС Чили, которые были переданы в 2004 году, и завершает постройку двух подлодок для ВМС Малайзии.
В июле 2010 года Малайзия получила вторую дизель-электрическую подводную лодку класса “Скорпен”, построенную во Франции. Лодка “Тан Разак” прибыла в Малайзию из Тулона, преодолев расстояние протяженностью 7283 морских мили.
В общей сложности, на переход из Франции в Малайзию было затрачено 47 суток, из которых 40 суток ДЭПЛ водоизмещением 1758 тонн находилась в подводном положении. Маршрут перехода, начавшегося 30 апреля, пролегал через Египет, Саудовскую Аравию, Оман, Индию. Теперь лодке предстоит пройти незначительный ремонт и техобслуживание, после чего 14 июля она перейдет на базу ВМС Малайзии Сепангар и присоединится к первой лодке класса “Скорпен”, получившей название “Танку Абдул Раман” и прибывшей в Малайзию в сентябре 2009 г.
5.03.2013
В Бразилии в городе Итагуаи штата Рио-де-Жанейро открыта кораблестроительная верфь по производству подводных лодок UFEM (Metal Structures Manufacturing Unit), работы по созданию которой начались в июне 2010 г., верфь оснащена всем необходимым промышленным и специальным оборудованием для производства корпусных секций неатомных подводных лодок (НАПЛ) типа “Скорпен”.
02.04.2013
Индия получит первую неатомную подводную лодку (НАПЛ) типа Scorpene в 2014 году, а остальные пять будет получать в течение последующих пяти лет – по одной ежегодно. Об этом корр.АРМС-ТАСС сообщил представитель французской кораблестроительной компании DCNS на международной аэрокосмической и военно- морской выставке ЛИМА-2013, которая завершила свою работу на острове Лангкави в Малайзии.
15.06.2013
ПОСТРОЙКА ИНДИЙСКИХ ПОДЛОДОК SCORPENE ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ МИНИМУМ НА ГОД
Поставка ВМС Индии подводных лодок, построенных про проекту Scorpene, снова откладывается. Очередная задержка связана с несогласованностью закупок: в частности, до сих пор не определены условия поставки торпед из-за коррупционного скандала вокруг одного из вероятных поставщиков. Подробности приводит Jane’s.
Очередная задержка составит не менее года, ее оценивают в 12-18 месяцев. Ранее проект задерживался на три года, а сейчас говорить о сдаче первой подводной лодки можно будет не раньше 2016 года. Причиной нового срыва сроков оказалась невозможность вовремя закупить все необходимое для строительства.
Особое место в списке проблем с закупками занимают 98 торпед, которые оцениваются почти в 300 миллионов долларов. Изначально предполагалось приобрести торпеды Black Shark, которые производит компания WASS, но потом в Индии разразился скандал вокруг закупки военных вертолетов другого производителя, AgustaWestland. И WASS, и AgustaWestland являются дочерними компаниями Finmeccanica, поэтому коррупция при закупке вертолетов заставила Индию пересмотреть планы по оснащению новых подлодок торпедами от того же поставщика. Кроме того, и само начало программы по строительству подводных лодок Scorpene по проекту французской компании DCNS сопровождалось скандалом, The Indian Express со ссылкой на Outlook писал о том, что сделка сопровождалась четырехпроцентной взяткой: этот факт, впрочем, так и не был подтвержден официально среди остальных коррупционных процессов.
Многие другие закупки были согласованы лишь к концу 2012 года, а некоторые до сих пор не совершены. Предполагается, что всего ВМС Индии получат шесть подводных кораблей этого типа. Дизель-электрические подводные лодки водоизмещением 2000 тонн вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра, могут развивать скорость в подводном положении до 20 узлов и погружаться на глубину до 300 метров.
Лента.ру
«Scorpène» является многоцелевой подлодкой средних размеров с неатомной силовой установкой, и предназначена для борьбы с надводными и подводными целями, проведения разведки, поддержки операций сил специального назначения, постановки наступательных минных заграждений, осуществления дозорных и блокадных действий.
Внешние очертания подводной лодки отличаются полностью новой гидродинамической формой, очень напоминает атомную субмарину класса «Рубис». Благодаря новой форме корпуса удалось снизить шумность, а также гидродинамическое сопротивление во время движения. Снижению шумности способствует и широкое использование при монтаже оборудования эластичных фундаментов.
Подводные лодки типа «Скорпен» — серия новейших французских подводных лодок, строящихся на экспорт, так как ВМС Франции отказались от дизельных подводных лодок в пользу атомных. Эти лодки стоят на вооружении ВМС Чили и КВМС Малазии, а также строятся для Бразилии и Индии.
Группой фирм, входящих в кораблестроительный концерн «DCN», для французской подводной лодки «Скорпен» (Agosta-90B) разработана парогенераторная анаэробная ЭУ типа ”MESMA” (Module D’Energie Sous Marine Autonome). Полномасштабный береговой опытный образец анаэробной ЭУ был пущен в эксплуатацию еще в 1998 году. По данным концерна «DCN», выходная мощность анаэробной ЭУ ”MESMA” составляет 200 кВт, что позволяет увеличить дальность подводного плавания в 3-5 раз, при средней скорости 4-5 узлов.
«Scorpène» – однокорпусная субмарина. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает прочный корпус сверху и в носовой части. Все внешние поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала. Хвостовое оперение имеет достаточно консервативную крестообразную форму, в отличие от «модной» и широко применяемой в современных подлодках Х-образной формы. При этом нижний вертикальный стабилизатор имеет значительно меньшую высоту, чем верхний – чтобы не мешать, в случае аварийной ситуации, когда субмарине придется лечь на дно.
Диаметр прочного корпуса составляет 6200 мм. Он выполнен из стали марки 80 HLES, способной выдерживать давление на глубине 350 м. Внутри корпус разделен на два отсека коффердамом, вставленным в районе миделя. В коффердаме находится шлюз и аварийный люк. В носовом отсеке находятся торпедные аппараты, жилые помещения, а также центральный пост, в кормовом – главным образом, элементы энергетической установки. Длина корпуса субмарины составляет 67,6 м, максимальная ширина – 8 м, осадка в надводном положении – 6,2 м. Водоизмещение подлодки составляет 1580 тонн в надводном положении и 1740 тонн – в подводном положении.
Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа субмарины класса «Scorpène» удалось сократить до 31 человек – 6 офицеров и 25 старшин и матросов. Кроме того, имеется шесть дополнительных мест с откидными койками – для кадетов или коммандос. Повседневное управление субмариной осуществляет вахта из девяти человек. Имеющиеся запасы обеспечивают лодке автономность в 70 суток. Сокращение численности экипажа рассматривается проектировщиками как одно из важных мероприятий, направленных на снижение средств по эксплуатации субмарины класса «Scorpène» на протяжении их жизненного цикла. Этому же способствует и увеличение межремонтного периода. Благодаря этому подлодка класса «Scorpène» может проводить в море до 240 суток в год.
Вооружение новых субмарин данного класса принципиально не отличается от других современных субмарин и включает шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов, конструкция которых соответствует стандарту STANAG 4405, стрельба из которых ведется самовыходом или пневматическим способом – в зависимости от типа оружия. Само же оружие может быть очень разнообразной, что определяется конкретным заказчиком. Боекомплект торпед и ракет составляет 18 единиц, этим субмарины класса «Scorpène» выгодно отличаются от своего германского конкурента – на лодках проекта U-214 боекомплект составляет всего 12 единиц. Загрузка боекомплекта, является весьма сложной операцией, поскольку требует демонтажа нескольких панелей обшивки и установления специальной каретки. Собственно, это нельзя считать существенным недостатком, поскольку подобное решение часто применяется на современных неатомных подводных лодках с их обтекаемыми очертаниями и отсутствием плоской палубы.
Основу силовой установки субмарин класса «Scorpène» составляет двигатель «Magtronic» компании «Jeumont Electric» – многофазный синхронный электромотор переменного тока с постоянным магнитным возбуждением. Главные магнитные поля в нем создаются кобальтовыми магнитами, без потерь в роторе двигателя, что повышает его КПД и уменьшает потребность в охлаждении. Система управления двигателем построена на биполярных транзисторах. Мощность силовой установки составляет 2900 кВт. Он приводит в действие семилопастный гребной винт. Силовая установка позволяет подлодке развивать скорость 12 узлов на поверхности и 20,5 узла под водой. Дальность хода на поверхности составляет 6500 миль при скорости 8 узлов, под водой – 550 миль при скорости 4 узла.
Подводные лодки класса «Скорпене» оборудуются интегрированной тактической системой боевого управления SUBTICS созданной фирмой «UDS International». Данная система интегрирует сенсоры, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Aquarius» и средства управления оружием. Для управления и контроля всеми этими элементами служит шесть многофункциональных консолей, каждая из которых оборудована двумя цветными мониторами, а также планшетом тактической обстановки. Подсистема «Aquarius» обеспечивает анализ параметров движения целей, их классификацию, сопровождение, подготовку способов во избежание угрозы и тактического планирования, выбор и предварительное программирование вооружения, а также управления торпедными аппаратами и устройством их перезарядки.
Водоизмещение:
– надводное 1580 т,
– подводное – 1740 – 1750т,
Длина – 66,4 – 67,56 м,
Ширина 6,2 м
Глубина погружения 300 – 350 м,
Наибольшая скорость:
– в подводном положении – 20,5 узлов ,
– в надводном – 11 узлов.
Дальность плавания в надводном положении – 6400 миль на скорости 8 узлов
Автономность 45 – 50 суток
Экипаж из 31 человек.
ВООРУЖЕНИЕ
шесть 533-мм торпедных аппаратов,
торпеды “Блэк шарк” итальянской компании WASS
ПКР SM-39 “Экзосет” французской MBDA.
Испанцы посрамили российские субмарины
Почему наша страна не способна строить неатомные подводные лодки четвертого поколения
Испанская компания Abengoa успешно завершила стендовые испытания воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), которая будет использована на большой подводной лодке водоизмещением 2500 тонн проекта S-80. Таким образом, Испания вошла в клуб стран, которые овладели технологией ВНЭУ. Российские инженеры бьются над этой проблемой уже почти четверть века. Однако свет в конце туннеля не просматривается.
Мадрид запланировал строительство четырех лодок, которые начнут поступать в ВМС Испании с 2022 года с интервалом в 1,5−2 года. Строительство субмарин ведется на верфях судостроительного объединения Navantia в Картахене. Первая и вторая из них — S-81 Isaac Peral и S-82 Narciso de Monturiol — ВНЭУ не получат. Она будет установлена на третьей и четвертой субмаринах — S-83 Cosme García и S-84 Mateo García de los Reyes.
Следует особо отметить, что испанцы свою ВНЭУ не вымучили, а получили в результате конкурентной борьбы двух компаний — Abengoa и Técnicas Reunidas. И каждая из них создала работоспособную и эффективную установку. Победа досталась Abengoa в определенной мере еще и потому, что она является крупнейшим производителем и одним из мировых лидеров в области технологий производства биоэтанола. Именно это топливо используется в испанской ВНЭУ.
Использование ВНЭУ на дизель-электрической подводной лодке позволяет значительно повысить ее боевые возможности за счет увеличения скрытности. Дело в том, что классическая дизель-электрическая подводная лодка, у которой электродвигатель питается от аккумуляторных батарей, не может находиться под водой больше двух суток. В подводном положении работающий электродвигатель, а также электрооборудование и электронные системы разряжают аккумуляторы.
Для приведения лодки в работоспособное состояние аккумуляторы необходимо заряжать от генератора, который работает от дизельного мотора. Но под водой дизель работать не может, ему необходим большой объем воздуха. Помимо этого необходимо выводить за пределы корпуса лодки ядовитые выхлопные газы. Поэтому лодка для подзарядки аккумуляторов должна всплывать. В связи с чем она может стать легкой добычей противолодочных комплексов противника.
Правда, существует половинчатый способ решения этой проблемы при помощи использования шноркеля, изобретенного еще в начале прошлого века. Он представляет собой выдвижную трубу, поднятую над водой как и перископ. Через нее в лодку, которая при этом находится под водой, поступает забортный воздух и удаляются продукты работы дизеля — ядовитые газы.
Но этот способ был хорош до поры до времени, пока не появились современные эффективные средства обнаружения субмарин радиолокационным и магнитометрическим методами. Так что от шноркеля пришлось отказаться.
Проблему длительного нахождения лодки в подводном положении сейчас решают ВНЭУ. Они не только не сжигают воздух, но и некоторые из них не выделяют вредных веществ. Лодки с такими установками способны работать без всплытия от 2 до 4 недель.
Известны четыре типа ВНЭУ. Двигатель Стирлинга (ДС). Его принцип работы основан на получении энергии за счет создания разности температур в рабочем теле — газе. Газ, перемещаясь в замкнутом объеме, толкает поршень, который вращает вал, работающий на электрогенератор или же непосредственно на гребной вал. Для создания разности температур используется сжиженный газ.
В электрохимическом генераторе (ЭХГ) энергия получается в результате протекания химических реакций, причем на выходе получается электроэнергия. Паротурбинная установка замкнутого цикла (ПТУ) отличается от обычной тем, что в ней вместо камеры сгорания используется нагреватель, в котором рабочее тело не участвует в процессе выделения тепла из топлива. Четвертый тип — дизельный двигатель замкнутого цикла — в подводной технике большого применения не нашел.
Теория тепловых машин существует, можно сказать, с незапамятных времен. Но некоторые ее наработки на флоте стали использоваться совсем недавно. ДС был запатентован шотландским священником Джеймсом Стирлингом в 1816 году. Но в подводную технику он начал внедряться в 80-е годы прошлого века. Вначале шведы построили три экспериментальные лодки. А потом появились три серийные субмарины «Готланд», в которых использовались два ДС суммарной мощностью 500 л.с.
ДС используется также и в японской лодке Soryu («Голубой дракон»), которая оснащена четырьмя ВНЭУ с суммарной мощностью в 8000 л.с.
На основе ЭХГ построены ВНЭУ немецких лодок проекта 212. Однако невысокая выходная мощность ВНЭУ позволяет лодке двигаться под водой со скоростью лишь 3−5 узлов. В связи с чем эти лодки имеют гибридную ЭУ, в которую входит и дизель. Куда удачнее лодки проекта 209, развивающие скорость 11,5 узла при дальности подводного хода в 400 миль.
ВНЭУ, работающие на принципе ПТУ замкнутого цикла, используются во французских субмаринах Scorpene. Они производятся исключительно на экспорт, поскольку в ВМС Франции эксплуатируются только атомные подводные лодки. В них в качестве топлива используется этиловый спирт, окислитель — жидкий кислород, хранящийся в специальных сосудах.
И вот теперь испанцы создали свою ВНЭУ, которая является ЭХГ. В ней используется биотопливо, которое в специальном реакторе разлагается на чистый водород и углекислый газ, выводящийся в забортную воду. Водород вступает в реакцию с жидким кислородом, образуется электроэнергия. Энергии достаточно для того, чтобы лодка находилась под водой две недели.
А теперь о наших печальных делах. Испанцы начали создавать ВНЭУ в 2003 году, через два года она начнет устанавливаться на лодку S-83. И S-83 станет лодкой четвертого поколения. Наши прекрасные «Варшавянки», самые малошумящие в мире, за что их прозвали «черными дырами», к четвертому поколению относиться не могут. Потому что у них нет ВНЭУ.
Но она могла бы быть у еще более совершенной субмарины проекта 677 «Лада», проектирование которой в КБ «Рубин» началось в 1997 году. Параллельно шли работы по созданию ВНЭУ.
В 2004 году, когда лодку, получившую название Б-585 «Санкт-Петербург», спустили на воду, ВНЭУ не была готова. И в 2010 году, когда лодку в дизельном варианте передали в опытную эксплуатацию Северному флоту, установки не было.
Работы по созданию установки и, соответственно, их финансирование продолжались в расчете на то, что ВНЭУ в конце концов появится, и ее можно будет использовать на двух других лодках проекта «Лада» — «Кронштадт» и «Великие Луки», — которые тогда строились. Но через год-два они будут уже полностью готовы, а ВНЭУ все еще нет. Нет, спустя 23 года после начала разработки. Правда, в 2017 году работы остановили, когда стало понятно, что деньги тратятся впустую. А спустя год появились бодрые сообщения о том, что КБ «Рубин» в скором времени создаст ВНЭУ.
И что в ней использована уникальная технология получения чистого водорода из дизельного топлива при помощи риформинга. И это заклинание о том, что пока никто в мире не додумался до такого прогрессивного метода, повторялось из года в год. А теперь уже из поколения в поколение, потому что от рождения человека до получения им диплома об инженерном образовании проходит 23 года.