0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка типа «Agosta» (Франция)

Неатомные подводные лодки Agosta 90B. Французский проект для пакистанского флота

С конца девяностых годов в составе военно-морских сил Пакистана несут службу неатомные подводные лодки проекта Agosta 90B французской разработки. Эти корабли и контракт на их постройку имеют весьма интересную историю, отголоски которой еще долго влияли на политическую обстановку во Франции. Сами подлодки не менее серьезно влияют на стратегическую обстановку в своем регионе. Несмотря на свою малую численность, Agosta 90B обеспечивают пакистанскому флоту определенные преимущества перед вероятным противником.

Контракт и коррупция

В конце семидесятых годов Пакистан и Франция подписали контракт на поставку двух французских ДЭПЛ типа Agosta-70. Эти лодки изначально строились для ЮАР, но санкции ООН не позволили передать их заказчику. Интерес к уже построенным кораблям проявил Пакистан, и вскоре они вошли в состав его военно-морских сил. Так началось сотрудничество Исламабада и Парижа в сфере подводного кораблестроения.

В 1992 году стартовали новые двусторонние переговоры, целью которых было приобретение еще нескольких подлодок для пакистанского ВМС. В сентябре 1994-го был подписан контракт о совместном производстве трех субмарин нового проекта Agosta 90B. В соответствии с соглашением, головную подлодку серии должна была построить Франция. Также от нее требовалось передать Пакистану технологии и документацию для строительства еще двух и помочь с поставкой части агрегатов. Стоимость контракта почти достигла 1 млрд долларов США.

Через несколько лет после подписания контракта разразился скандал. Оказалось, что французская сторона через соответствующие организации и официальных лиц лоббировала проект «Агоста» и решала такие задачи не вполне законными методами. Часть средств, уплаченных за три подлодки, разошлась по счетам различных лиц в Пакистане и Франции. В зарубежной прессе эта история получила название «Дело Карачи». Те или иные отголоски той ситуации имели место и через два десятилетия после подписания контракта на подлодки.

В соответствии с пакистано-французским договором, строительство первой подлодки возлагалось на компанию DCNS (ныне Naval Group), а именно на завод DCN Cherbourg. Закладка головной подлодки Agosta 90B для Пакистана состоялась 15 июля 1995 года. Впоследствии, после принятия в боевой состав ВМС Пакистана, корабль получил имя PNS Khalid (S-137).

Строительство продолжалось до декабря 1998 года. Еще несколько месяцев ушли на ходовые испытания, и 6 сентября 1999-го военно-морские силы Пакистана подписали акт о приемке. В декабре на подлодке подняли флаг, и она начала службу.

Вторая подлодка серии, PNS Saad (S-138), должна была строиться совместными усилиями. В Шербуре изготовили часть агрегатов корпуса и других изделий, предназначенных для отправки в Карачи. Пакистанский завод Karachi Shipyard and Engineering Works Ltd. выполнил окончательную сборку лодки. Закладка лодки «Саад» состоялась в июне 1998 года, спуск на воду – в августе 2002-го. Заказчику ее сдали в самом конце 2003 года.

1 марта 1997 года в Карачи состоялась закладка третьей подлодки PNS Hamza (S-139). Ее строительство являлось задачей пакистанской промышленности, хотя французские специалисты оказывали определенную помощь. Первую подлодку собственной сборки Пакистан спустил на воду только летом 2006 года. Испытания завершились осенью 2008-го. Вскоре ВМС Пакистана начали ее эксплуатацию.

Со сдачей третьей субмарины строительство серийных Agosta 90B завершилось. Пакистан оказался первым и последним заказчиком таких подлодок. Другие заказы не поступали и, по всей видимости, уже никогда не появятся.

Следует отметить, что три подлодки типа Agosta 90B отличались по своей конструкции, в первую очередь по типу энергетической установки. Первые два корабля получили только дизель-электрические системы, а третий сразу оснастили комбинированной установкой с дизельными двигателями и ВНЭУ. В 2011 году «Халид» и «Саад» прошли модернизацию, в ходе которой лишились части агрегатов дизель-электрической установки – вместо них разместили ВНЭУ.

В 2018 году ВМС Пакистана подписали контракт на модернизацию двух первых подлодок Agosta 90B. Он предусматривает замену части радиоэлектронного оборудования и вооружения с целью повышения основных характеристик. Контракт на проведение работ получила турецкая компания STM. Примечательно, что французские судостроители из DCNS тоже участвовали в тендере, но проиграли.

На данный момент субмарины Khalid и Saad находятся в Турции. Службу несет только третий представитель серии, Hamza. В 2020-21 годах две отремонтированные и модернизированные подлодки вернут в Пакистан. Вероятно, после этого будет проведена модернизация третьей «Агосты-90Б».

Проект Agosta 90B был создан на основе предыдущего Agosta-70 путем его переработки с использованием современных материалов и технологий. Это позволило сохранить часть решений и тем самым упростить строительство. В то же время, новые компоненты и технологии обеспечили значительный прирост тактико-технических характеристик.

Лодки Agosta 90B имеют двухкорпусную конструкцию с разделением прочного корпуса на отсеки. Общая длина корабля – 76 м, ширина – 6,8 м. Водоизмещение в надводном положении – 1595 т, в подводном – 2083 т. Прочный корпус усилили за счет применения новых сплавов, что позволило довести рабочую глубину до 350-400 м.

Сейчас три пакистанские субмарины имеют комбинированную энергетическую установку, включающую дизели и воздухонезависимые двигатели. ДЭУ включает пару двигателей SEMT-Pielstick 16 PA4 V 185 VG общей мощностью 3600 л.с. и ходовой электродвигатель фирмы Jeumont Schneider мощностью 3400 л.с., связанный с единственным гребным винтом, а также 160 аккумуляторов. До установки ВНЭУ две подлодки серии несли увеличенное количество аккумуляторных батарей. Для их размещения использовались объемы, изначально выделенные под ВНЭУ.

Читать еще:  Подводная лодка Проект 949 «Oscar I» (СССР)

После модернизации 2011 года все корабли имеют дополнительную ВНЭУ типа MESMA (Module d’Energie Sous-Marine Autonome – «Автономная энергоустановка подлодки»). Это изделие является совместной разработкой нескольких французских компаний. Интересно, что при создании отдельных компонентов ВНЭУ использовались наработки по ракетно-космической тематике.

Система MESMA строится с применением камеры сгорания, в которую подаются этанол и сжиженный кислород. Парогазовая смесь из камеры сгорания поступает в парогенератор. Водяной пар из последнего идет на турбину с номинальной мощностью более 200 кВт. Отработанный пар конденсируется и возвращается в парогенератор. Выхлоп от камеры сгорания с высокой температурой и давлением может выбрасываться за борт. Электроэнергия от турбины и генератора поступает в аккумуляторы или на ходовой двигатель.

По данным разработчиков, изделие MESMA имеет КПД не менее 20% и отличается минимальным расходом топлива. В рекламных материалах такая установка сравнивается с атомным реактором – их отличает только источник тепла для работы механизмов.

В надводном положении неатомные подлодки типа Agosta 90B могут развивать скорость 12 узлов. Скорость в подводном положении превышает 20 узлов. Экономическая скорость в 9 узлов при использовании дизелей обеспечивает дальность хода до 10 тыс. морских миль. При использовании ВНЭУ подводная скорость ограничена 3-4 узлами. Дальность хода – 1500 миль, продолжительность подводного плавания – не менее 18 суток. Таким образом, по заявленным ходовым характеристикам французские подлодки являются одними из лучших в мире.

Основным средством наблюдения за обстановкой у Agosta 90B является гидроакустический комплекс Thales TSM 223 французского производства. В корме помещается гибкая буксируемая антенна. Также предусматривается использование оптического перископа и радиолокационной станции. В рамках текущей модернизации осуществляется замена части этой аппаратуры. В частности, теперь две субмарины будут нести РЛС Kelvin Hughes SharpEye и полноценный блок оптико-электронного оборудования Airbus OMS 200 на телескопической мачте, призванный дополнить стандартный перископ.

Основное вооружение лодок Agosta 90B – четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм. С их помощью используется современное торпедное вооружение зарубежного производства. Также аппараты являются пусковыми установками для противокорабельных ракет SM-29 Exoset. Общий боекомплект в носовом отсеке – до 20 ракет или торпед. Возможно применение морских мин, до 28 единиц. По разным данным, в настоящее время ведутся работы по адаптации крылатых ракет Babur-III для использования на подлодках «Агоста». Так, в 2017 году сообщалось о проведении испытательного пуска такой ракеты с неназванной подводной платформы.

Сбор и обработка данных, а также управление всеми бортовыми системами осуществляется комплексом UDS SUBTICS Mk 2. Значительная часть задач по контролю и управлению возлагается на автоматику, что позволило сократить нагрузку на экипаж, а также уменьшить его численность. Экипаж включает 36 человек, в том числе 7 офицеров. Для сравнения, ДЭПЛ типа Agosta-70 требовали экипаж из 54 человек. Автономность по запасам продовольствия для экипажа – 90 суток.

Сила регионального масштаба

В настоящее время в списках ВМС Пакистана имеется две старые дизель-электрической подлодки типа Agosta-70 и три относительно новые субмарины Agosta 90B. Вместе они составляют не самые многочисленные, но достаточно мощные пакистанские подводные силы. Они достаточны для защиты морских границ страны от нападения надводных кораблей или подлодок, а кроме того, сами могут выполнять удары по объектам противника на значительных удалениях от баз.

Важнейшей особенностью французского проекта, реализованного при участии пакистанских судостроителей, является применение комбинированной энергоустановки с воздухонезависимой частью. Это резко повышает реальные технические и боевые характеристики. В зависимости от текущих условий и особенностей операции, неатомная подлодка типа Agosta 90B вполне способна стать серьезным конкурентом и соперником даже для АПЛ противника.

Подлодки «Агоста-90Б» закладывались и строились с середины девяностых годов, из-за чего их уже нельзя назвать в полной мере современными. Заявленный состав вооружения может приводить к сомнениям в отношении боевой эффективности. Тем не менее, необходимо учитывать не только характеристики подлодок ВМС Пакистана, но и возможности соседних стран. Флоты других государств региона, в том числе основного стратегического противника в лице Индии, не могут претендовать на мировое лидерство. Как следствие, требования к пакистанским подлодкам известным образом сокращаются.

Если учитывать текущий уровень развития флотов региона, подлодки PNS Khalid (S-137), PNS Saad (S-138) и PNS Hamza (S-139) оказываются весьма серьезной силой, способной решать поставленные задачи. Впрочем, реальные возможности подводных сил Пакистана пока серьезно ограничены. До 2020-21 годов две лодки из трех имеющихся будут проходить ремонт, из-за чего в строю остается только один современный корабль, дополненный двумя устаревшими.

Через несколько лет Пакистан восстановит свои подводные силы, причем две из пяти субмарин будут иметь новейшее бортовое оборудование, что известным образом скажется на их боевом потенциале. Странам региона необходимо учитывать это и готовиться к новой угрозе. Пакистан не может позволить себе крупные и мощные военно-морские силы и действует, исходя их имеющихся возможностей. И даже в такой ситуации его подлодки могут угрожать вероятному противнику. Впрочем, реальная эффективность подводных сил в целом и неатомных лодок Agosta 90B в частности может зависеть от ряда факторов и серьезно отличаться от ожидаемой.

Agosta -класса подводная лодка — Agosta-class submarine

  • Французский флот (бывший)
  • ВМС Испании
  • ВМС Пакистана
  • 1500 длинных тонн (1524 т) всплыли
  • 1760 длинных тонн (1788 т) погружают (Франция, Испания)
  • 2,050 длинных тонн (2083 т) погружают (Пакистан)
  • 67 м (219 футов 10 в) (Франция, Испания)
  • 76 м (249 футов 4 дюйма) (Пакистан)
  • 12 узлов (22 км / ч, 14 миль / ч) с обработанной поверхностью
  • 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль / ч) погружали
  • 10,5 узлов (19,4 км / ч; 12,1 миль / ч) погружных ( фыркает )
  • 300 м (980 футов) (Франция, Испания)
  • 350 м (1,150 футов) (Пакистан)
  • 5 офицеров
  • 36 мужчин
  • Томсон CSF DRUA 33 Радар
  • Thomson Sintra DSUV 22
  • DUUA 2D Sonar
  • DUUA 1D Sonar
  • DUUX 2 Sonar
  • DSUV 62А буксируемый массив
  • SM 39 Exocet
  • 4 × 533 мм (21 дюйма) лук торпедных
  • ECAN L5 Mod 3 & ECAN F17 Mod 2 торпеды
Читать еще:  Подводная лодка типа «Ohio» (США)

В Agosta -класса подводная лодка представляет собой класс из дизель-электрического быстро атаки подводной лодки , разработанной и построенной по французской DCNS в 1970 — е годы , чтобы добиться успеха в Дафни подводных лодок. Подводные лодки служили в ВМС Франции , а также экспортируется в ВМС Испании и Пакистана . Они в настоящее время в активной службе с ВМС Испании и Пакистана , а также были заменены Scorpene подводных лодок класса в ВМС Франции . ВМС Франции сгруппированных эта модель подводной лодки в наиболее способных класса как Oceanique , что означает «океанский» .

содержание

ВМС Франции

построен Арсенал де Шербур

  • Agosta (S 620) — завершен в 1977 — списан 1997
  • Bévéziers (S 621) — завершенные 1977 — списан 1998
  • La Прайя (S 622) — завершен в 1978 году — списан 2000
  • Ouessant (S 623) — завершен1978 — списан 2001

ВМС Испании

построенный в Картахене доке

  • Galerna (S 71) — завершено 1983 — вэксплуатации
  • Siroco (S 72) — завершено 1983 — списан 2012
  • Mistral (S 73) — завершил 1985 — в процессе эксплуатации
  • Tramontana (S 74) — завершено 1985 — вэксплуатации

ВМС Пакистана

  • PNS / M Хашмат (S135) — завершен в 1979 году, первоначально названный Astrant
  • PNS / M Hurmat (S136) — завершен в 1980 году, первоначально названные Приключения

С 10 сентября 1974 года, Южная Африка объявила расширить свою подводную руку, введя в оборонных переговорах с Францией о приобретении Agosta-70 -класса подводных лодок. Премьер — министр Южной Африки П. В. Бота занимается обсуждением с приобретением двух Agosta-70 -класса субмарины с президентом Франции Валери д’Эстен и был капитан LJ Woodburne как проект-менеджер приобретения Agosta-70 программы в южноафриканской флоте . Dubigeon-Normandie , французский подрядчик, построил два Agosta-70 подводную лодку класса. Тем не менее, Франция отказано в порядке доставки южноафриканской ВМС после осуществления резолюции 418 (эмбарго на поставки оружия) со стороны Организации Объединенных Наций .

В 1983-85, класс подводных лодок были развернуты в Аравийском море во время и предотвратить индийские действия в морском театре. В рамках операции холодной войны, они были размещены в Аравийском море , а затем приступили к развертываются на миссии Дальней , чтобы проверить глубину и погружают выносливость в Индийском океане .

Варианты

Эти подводные лодки класса Агоста-9 представляют собой улучшенную версию с современными системами, лучше батареями с более выносливостью, способностью глубокой водолазной, нижней акустической кавитацией и лучше автоматическим управлением (уменьшение экипажа от 54 до 36). Он может быть оснащен MESMA воздушно-независимой двигательной системы (AIP). Она способна нести комбинированную нагрузку до 16 торпед, SM39 Exocet и МОРСКИХ ядерных крылатых ракет .

Подводные лодки были построены по передаче технологии Франция в Пакистан , что привело к сложным и длительным переговорам между правительством Беназир Бхутто и администрацией Миттерана в 1992 году, и подписали с администрацией Ширака в 1992 годе Agosta-90Bs были выбраны над британским Апхолдер / Виктория-класс , и проект были изначально направлен на $ 520 млн , но программа передачи технологий стоила $ 950 млн , для которых Франция первой предоставляли кредиты , которые были выплачены в течение пяти-шести лет. В 2000 году Франция дала Пакистану лицензию на предоставление коммерческого производства подводных лодок для потенциальных клиентов.

SM39 был тест-выстрел из Халида -класса подводной лодки в 2001 году.

  • PNS / M Халид (S137) — построен во Франции DCN Шербур, завершенный в 1999 году
  • PNS / M Саад (S138) — построен в Пакистане с помощью Франции, законченная в 2002 году
  • PNS / M Хамза (S139) — построен в Пакистане с помощью Франции, введены в эксплуатацию 14 августа 2006

Подводная лодка типа «Agosta» (Франция)

ОКЕАНСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА AGOSTA (ФРАНЦИЯ)

OCEAN SUBMARINE AGOSTA (FRANCE)

25.06.2016

Как сообщает ресурс «Defenseworld.net» в материале «Turkey’s STM Wins Modernization Of Pakistani Agosta 90B Submarine Contract Beating DCNS», турецкая судостроительная компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. (STM) побеlbkf в пакистанском тендере на средний ремонт и модернизацию подводных лодок проекта Agosta 90B, причем ее конкурентом выступал французский концерн DCNS, являющийся проектантом и строителем этих ПЛ.
Для турецкой компании это первый экспортный контракт такого рода. Контракт включает в себя твердое обязательство на ремонт одной подводной лодки, и еще две – в опционе. Контракт был подписан 22 июня 2016 года в Равалпинди (Пакистан) между министерством обороны Пакистана и STM.
В рамках реализации контракта STM начнет переговоры с DCNS для оценки объема работ. В ходе тендерной процедуры, которая началась 16 апреля, технический и производственный уровень STM был признан более высоким, чем у французского конкурента.
Ремонт и модернизация будут проводиться на пакистанской верфи. Первая модернизированная лодка должна быть передана заказчику через 45 месяцев. Оставшиеся две пройдут модернизацию с годичным перерывом между ремонтом каждой из них.
http://bmpd.livejournal.com

Читать еще:  Подводный крейсер Проект 941 «Тайфун» (СССР)

07.03.2018

Министерство оборонной промышленности Пакистана заключило с турецкой компанией STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Ticaret) контракт на проведение модернизации второй состоящей на вооружении ВМС страны НАПЛ класса «Халид» (»Агоста-90B»).
Как сообщает Jane’s Defence Weekly, контракт был подписан в Пакистане генералом Аршадом Махмудом (Arshad Mahmood), представляющим Министерство обороны страны, и генеральным менеджером STM Давутом Йылмазом (Davut Yilmaz).
Как сообщал ЦАМТО, в июне 2016 года Министерство оборонной промышленности Пакистана заключило с выбранной основным подрядчиком STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Ticaret A.S) базовый контракт на проведение модернизации трех НАПЛ «Халид». Он предусматривал проведение работ по модернизации в Пакистане первой подлодки и включал опцион на усовершенствование еще двух НАПЛ.
Первая модернизированная НАПЛ класса «Халид» должна быть поставлена заказчику в 2020 году, вторая – в 2021 году.
По заявлению STM, при модернизации второй подлодки будет использоваться то же оборудование, что и при работах на первой НАПЛ. Однако в ее конфигурацию будут включены и дополнительные системы.
В рамках модернизации второй подлодки STM планирует внести изменения в прочный корпус для интеграции различных систем, которые должны быть поставлены иностранными и национальными компаниями, включая турецкие Havelsan и Aselsan.
Работы по модернизации будут включать замену всех гидроакустических систем, перископа, систем боевого управления, а также конвертеров, поста управления рулем, РЛС и радиоэлектронных систем.
Помимо проектирования, инженерной поддержки и закупочной деятельности, STM обеспечит комплексную логистическую поддержку и обучение персонала ВМС Пакистана.
Работы будут проводиться на предприятиях ВМС Пакистана.
ЦАМТО

12.03.2019

Турецкая фирма STM подписала вчера контракт на наращивание потенциала подводных лодок Agosta 90B, сообщает defenseworld.net 9 марта. Компания модернизирует четыре подводные лодки ВМС Пакистана.
Тендер на модернизацию подводных лодок был выигран STM в июне 2016 года в борьбе с французским конкурентом. Подводная лодка класса «Агоста» это тип дизель-электрической подводной лодки для замены субмарин Daphné ВМС Франции.
Подводные лодки класса Agosta-90B являются улучшенной версией с современными системами, батареями повышенной емкости, большей глубиной подводного хода, более низкой акустической заметностью и лучшим автоматическим управлением (сокращение экипажа с 54 до 36). Субмарины можно оборудовать с системой ВНЭУ (AIP) типа MESMA. ДЭПЛ способна применять 16 торпед, ПКР SM39 Exocet и морские крылатые ядерные ракеты.
Подводные лодки были построены Пакистаном путем передачи технологии Францией.
Военный паритет

ОКЕАНСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА AGOSTA

Океанские подводные лодки I класса проекта S-70 начали строиться на верфи ВМФ в Шербуре с 1972 года. При проектировании был учтён американский опыт эксплуатации USS Albacore (AGSS-569), благодаря чему «Агосты» получили более обтекаемую форму, чем предшествующие проекты.
Подводные лодки типа «Агоста» имеют двухкорпусную конструкцию и крестообразное кормовое оперение. Лёгкий корпус имеет более обтекаемую форму, чем предыдущие французские проекты, прочный корпус выполнен в виде цилиндра с коническими оконечностями. Вне прочного корпуса находятся балластные цистерны, антенны ГАС, вспомогательное оборудование. В конструкции ограждения прочной рубки и выдвижных устройств широко применяется высокопрочный стеклопластик.
Основным двигателем является электромотор Jeumont-Schneider мощностью 2990 л.с., работающий на один пятилопастной винт большого диаметра. Два шестнадцатицилиндровых дизель-генератора SEMT-Pielstick 16 PA4 VI 185 заряжают аккумуляторную батарею, состоящую из двух групп по 160 элементов. В дополнение установлен один электромотор «подкрадывания» для малого хода. Его мощность в 32 л.с. позволяет развивать ход до 1,5 узлов.
До 1976 года были построены четыре корабля для ВМС Франции, в 1977—1978 годах были построены две лодки для ЮАР, однако в соответствии с резолюцией ООН № 418 о введении эмбарго на поставку вооружений в ЮАР в связи с апартеидом, корабли были проданы Пакистану. В 1981—1984 годах четыре корабля были построены по французскому проекту в Картахене для ВМС Испании, в 1998—2005 — ещё три для ВМС Пакистана по улучшенному проекту Agosta 90B.

СЕРИЯ
• Agosta (S 620) Франция 19 октября 1974 выведена из строя в 1997 году
• Bévéziers (S 621) 14 июня 1975 выведена из строя в 1998 году
• La Praya (S 622) 15 мая 1976 выведена из строя в 2000 году
• Ouessant (S 623) 23 октября 1976 выведена из строя в 2001 году до 2005 года использовалась для тренировки подводников Малайзии
• Hashmat (S 135) Пакистан 14 декабря 1977 в строю изначально называлась Astrant
• Hurmat (S 136) 1 декабря 1978 в строю изначально называлась Adventurous
• Galerna (S 71) Испания 5 декабря 1981 в строю
• Siroco (S 72) 13 ноября 1982 в строю
• Mistral (S 73) 14 ноября 1983 в строю
• Tramontana (S 74) 30 ноября 1984 в строю
• Khalid (S137) Пакистан 13 августа 1998 в строю проект Agosta 90B, строилась во Франции
• Saad (S138) 2003 в строю проект Agosta 90B, строилась в Пакистане при помощи Франции
• Hamza (S139) 2005 в строю проект Agosta 90B, строилась в Пакистане без иностранной помощи

Водоизмещение, т
— Надводное 1510 – 1524
— Подводное 1760 – 1788
Длина, м 67,6
Ширина, м 5,4
Энергетическая установка Дизель-электрическая, 2 дизель-генератора по 1250 л.с., 1 электромотор 2990 л.с., 1 винт
Скорость, дальность плавания, узл
— надводная 12
— подводная 20,5
Макс. глубина погружения, м 300 – 350
Автономность, сут 68
Экипаж, чел 36+5

Торпедно-минное вооружение 4×533 мм носовых ТА, 20 торпед или 36 мин
Ракетное вооружение ПКР Exocet SM-39 вместо части торпед

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector