Подводная лодка типа «Atilay» (Турция)
За Подплав!
“Автономка” Александра Викторова
Реквизированный подводный флот (подводные лодки Турции во Второй Мировой войне)
Еще во время Первой Мировой войны турецкие моряки при обороне Дарданелл убедились в реальной силе подводного флота. Однако страна, после проигранной мировой войны, пережившая еще и войну с Грецией, была не в состоянии думать о строительстве новых кораблей, едва поддерживая на плаву уцелевшую часть султанского флота.
К началу 30-х гг. положение Турции стабилизировалось, и вспомнили о подводных лодках, которые при своей эффективности не требовали очень больших финансовых затрат. Германия к тому времени еще не вернула себе право строить подводные лодки, но ее лучшие конструкторы перебрались в Голландию, где основали фирму IvS (Инженерная Судостроительная Контора). Эта фирма стала принимать заказы на разработку проектов и постройку подлодок от всех желающих. В Испании на верфи “Echevarrietta у Larrinaga” с 1929 по 1932 г. построена по чертежам фирмы IvS лодка Е-1, или “Echevarrietta”. Получив определенный опыт, конструкторы пошли дальше, испанцы решили не приобретать лодку, так как у них шла постройка лодок серии D по лицензии американской фирмы “Holland”. Осматривать лодку приезжали специалисты многих стран, в том числе и из СССР. Тогда и был заказан проект лодки, положенный в основу создания наших лодок IX серии (типа “Сталинец”). Наконец, в 1934 г. готовую лодку приобрела Турция, переименовав ее в “Gur”. Вообще турки старались заказывать лодки во многих странах: две построены в Голландии в 1927 г. по проекту опять же IvS, две в 1931 г. приобретены в Италии.
В 1935 г. по англо-германскому морскому соглашению немцы вернули себе право постройки подводных кораблей и здесь-то и пригодился опыт IvS. Убедившись в хороших качествах купленного корабля, Турция заказала теперь уже непосредственно в Германии сразу 4 подводные лодки. Из них одна должна была строиться в Турции под немецким наблюдением. Лодки относились к двум разным типам. В 1936 г. заказаны две лодки, подобных немецкой субмарине IX типа, еще одна такая же лодка строилась в Стамбуле. Верфь Германия в Киле выполнила заказ, и в 1938 г. “Atilay” и “Saldiray” пополнили турецкий флот, правда первая уже в 1942 г. погибла на учениях в проливе Дарданнелы, последняя, третья лодка закончена постройкой в Турции в 1939 г.
Еще одна лодка, строившаяся по заказу 1937 г. — “Batiray”, как и “Gur”, была вариантом немецкой океанской лодки типа I.
Водоизмещение 1128/1284 т, длина 86,6 м ширина 6,8 м, осадка 4,12 м. Скорость 18/8,4 узла. Вооружение 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 12 торпед, одно орудие 105 мм, 2×20 мм, 40 мин.
С началом Второй Мировой войны почти готовую лодку 20 сентября 1939 г. реквизировали и зачислили в германский флот под названием UA. Эта субмарина участвовала во многих компаниях, имела победы, но поскольку все-таки была нестандартной немецкой с 1942 г. она больше служила для учебных целей. 2 мая 1945 г. последний командир UA обер-лейтенант граф фон-унд-цу Арко-Зинненберг затопил свой корабль в Киле. Позднее лодку подняли, но не восстанавливали.
Не надеясь только на Германию, Турция в марте 1939 г. заказала еще 4 подводные лодки в Великобритании. Это были корабли среднего класса, их проект базировался на очень удачной английской лодке типа S. Разница заключалась в небольшом уменьшении размеров и сокращении на один числа торпедных аппаратов.
Компания “Vickers Armstrong” на своей верфи в Barrou in Firners быстро начала реализовывать полученный заказ.
Характеристики кораблей следующие:
Водоизмещение 683/856 т, длина 61,4 м, ширина 6,8 м, осадка 3,6 м, скорость 13,7/8,4 узла. Вооружение — 4 носовых торпедных аппарата и один кормовой вне прочного корпуса, 9 торпед, одно орудие 102 мм. Лодки получили названия: “Oruc Reis”, “Murat Reis”, “Burak Reis” и “Uluc Ali Reis”.
После начала Мировой войны и эти лодки постигла та же участь: они были реквизированы английским военным флотом и переименованы в Р-611, Р-612, Р-614 и Р-615 соответственно. Две первые лодки спущены на воду в июле 1940 г. и после непродолжительного использования при обороне метрополии в 1942 г., совершив с английскими командами опасный переход через все Средиземное море, прибыли в Турцию и переданы заказчику. На двух последних лодках можно было внести необходимые изменения, приблизив их к стандартам английского флота, в частности на лодках поставили торпедные аппараты, способные стрелять английской торпедой Мк-8, кормовой аппарат заряжался торпедой Мк-10. Эти переоборудования позволили использовать лодки как тренировочные лодки “Ройял Неви”. В октябре-ноябре 1940 г. лодки сошли на воду, и когда две первые “турчанки” отправились домой, две последние пошли в Западную Африку, в район Фритауна (Сьерра-Леоне). Там они изображали немецкие лодки для тренировки экипажей противолодочных кораблей, базирующихся поблизости.
В начале 1943 г. Адмиралтейство решило одну из этих лодок направить в район Маллакского пролива, на поддержку голландских субмарин, патрулирующих в этом районе.
17 апреля 1943 г. Р-615 под командой лейтенанта С.Ламберта покинула Фритаун и двинулась в ганский порт Такоради, под эскортом одного лишь моторного тральщика ММ-107. Утром следующего дня “конвой” встретил торговое судно “Empire Bruce” и сблизился с ним для опознания. Любопытство оказалось роковым. За “купцом” уже наблюдала немецкая лодка U-123 обер-лейтенанта Хорста фон Шрё- тера. Теперь он быстро выбрал более интересную цель и около 8 утра атаковал Р-615 торпедой, которая прошла мимо. Атаку заметили с эскортного корабля и сообщили на лодку, но лейтенант Ламберт не поверил в достоверность донесения, к тому же связь была плохая, и приказал следовать дальше. Шрётер командовал большой океанской лодкой с июля 1942 г. и обладал достаточным опытом, чтобы разобраться в ситуации и рискнуть повторить атаку. К тому же был еще один фактор, подталкивавший его к более активным действиям. Два предыдущих командира U-123 – капитан-лейтенант Карл Мёле и капитан-лейтенант Рейн Хардеген получили за заслуги “Рыцарские кресты”. Без сомнения и Шрётеру хотелось достигнуть такого результата, а потопленная субмарина явно приближала его к заветной цели.
Примерно через час после первой атаки, в 9.05 снова сработали торпедные аппараты немецкой лодки и теперь не зря. Две торпеды попали в правый борт в район боевой рубки Р-615 и она мгновенно затонула со всем личным составом.
Шрётер неуклонно шел к заветной цели, он не успокоился на достигнутом, через несколько часов догнал и потопил “Empire Bruce”. Немецкий подводник добился желаемого и 1.06.1944 г. получил “Рыцарский Крест” и чин капитан-лейтенанта, В этом отношении U-123 можно назвать абсолютным рекордсменом Кригсмарине, шесть офицеров этой лодки удостоены такого высокого отличия. За Р-615 осталась сомнительная слава последней английской лодки, потопленной немецкой субмариной. U-123 пережила надолго свою жертву. 18 августа 1944 г. лодка попала в Лориане под налет союзной авиации и затонула. Позднее ее подняли французы и вывели в состав своего флота под названием “Blaison”, прослужила лодка до 1955 г.
Последняя лодка “реквизированного флота” — Р-614 до конца войны изображала из себя “живую мишень” для противолодочных кораблей, а в декабре 1945 г. благополучно прибыла в Турцию и передана заказчику. Так закончилось невольное участие турецкого подводного флота во Второй Мировой войне. Остальные подводные лодки собственно турецкого флота “вступили в войну” против Германии в феврале 1945 г., когда боевые действия на Черном море давно закончились.