0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка Type 210 «Ula» (Норвегия)

Подводная лодка Type 210 «Ula» (Норвегия)

Дизель-электрические подводные лодки типа «Ula» (Type 210) строились для ВМС Норвегии в Германии. Головная лодка вошла в строй в феврале 1989 года. Главная энергетическая установка одновальная, состоит из двух дизельных двигателей MTU 16V652TB91 мощностью 5600 л.с. и гребного электродвигателя. Вооружение включает восемь 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 14 торпед DM2A3 Seeal). Лодка оснащена гидроакустической станцией Atlas CSU83, радиолокационной станцией Calypso III.
На основе проекта Ula подводной лодки ВМС Норвегии Type 210 в немецкой компании ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) подготовлен проект тип 210mod современной компактный дизель-электрической подводной лодки. Эта ПЛ способна решать широкий круг задач в прибрежных и международных морских театрах.
При разработке проекта 210mod были использованы технические решения хорошо себя зарекомендовавшие в проектах ПЛ класс 209/1400mod, 212A и 214.
Сочетание решений по компактности ПЛ класса Ула и новейшие проверенные технологии по конструкции, оружию и вооружению позволили быстро и качественно подготовить проект подводной лодки класса 210mod. Все это обеспечило небольшое водоизмещение ПЛ ок. 1150 т.
• Наиболее значимые решения проекта 210 mod включают:
современные технологии малошумного движителя
• современные принципы построения автоматизации корабля
• хорошая маневренность корабля благодяря использованию Х-образного размещения кормовых стабилизаторов и рулей
• современная боевая информационно-управляющая система
• мощное оружие и набор средств для использования сил специального назначения
• компактное размещение выдвижных устройств, включающих перископ, РЛС и антенны связи
• хорошо сбалансированная система управления кораблем
Благодаря увязыванию всех этих функций, ПЛ класса 210mod могут служить универсальной платформой для многих решаемых задач. Подводная лодка способна использоваться в качестве автономного средства для сбора развединформации и проведения наблюдения в заданных районах моря, выполнения задач по борьбе с надводными кораблями противника и осуществления противолодочных задач.
Немецкая компания ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) предлагает ВМС Таиланда приобрести подводные лодки Тип 209/1400 или Tип 210, сообщается 29 января 2015 г. Это предложение было сделано в рамках Международной военно-морской конференции, проходящей в Бангкоке (Таиланд).
В конкурсе тайских ВМС, в котором предусмотрено приобретение трех субмарин в течение ближайших нескольких лет, фигурируют также российские ПЛ пр. 636 и китайские Тип 041 (класс «Юань»), ожидается предложение от Южной Кореи (компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering с ПЛ класса «Чанг Бого (Chang Bogo, Тип 209).

Водоизмещение, т 1150
Длина, м

5,5
Высота с рубкой, м

10,8 – 11
Экипаж, чел 21 или 15

4 х 533-мм торпедные аппараты
Запас торпед 10

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 31.01.2015

Подводные лодки типа 210

Подводные лодки типа «Ула» (норв. Ula-klassen ) — серия норвежских дизель-электрических подводных лодок. Подводные лодки типа «Ула» построены на верфях Германии в 1987—1992 годах. В Германии они обозначались как «Тип 210». Лодки были предназначены для замены устаревших подводных лодок типа «Коббен» и на 2007 год являются единственным классом подводных лодок на вооружении Норвегии. Ожидается, что они останутся в строю приблизительно до 2020 года.

Представители

Примечания

  1. Hvem Hva Hvor 1990, ISBN 82-516-1267-5
Читать еще:  Эскадренные миноносцы проекта 956 «Современный» (СССР)

Литература

  • S.Saunders. Jane’s Fighting Ships 2004-2005 — Jane’s Information Group Limited, 2005. ISBN 0-7106-2623-1
  • Hvem Hva Hvor — 1990, ISBN 82-516-1267-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Подводные лодки типа 210» в других словарях:

Подводные лодки типа «Щука» — Подводные лодки типа «Щука» … Википедия

Подводные лодки типа «Сауро» — Sauro sottomarine (Classe Nazario Sauro) … Википедия

Подводные лодки типа «Скипджек» — SSN 585 Skipjack class … Википедия

Подводные лодки типа 212 — (212А) Type U 212 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа HA-201 — 波二〇一型潜水艦 … Википедия

Подводные лодки типа XVII — ДПЛ типа XVII U Boot Klasse XVII ПЛ … Википедия

Подводные лодки типа VII — ДПЛ типа VII U Boot Klasse VII … Википедия

Подводные лодки типа «Резолюшн» — ПЛАРБ типа «Резолюшн» Resolution class … Википедия

Подводные лодки типа Щ проекта III — ДПЛ типа «Щука» Щ 301 серии III Основные характеристики Тип корабля Средняя ДПЛ Обозначение проекта сер … Википедия

Подводные лодки типа «Скейт» — ПЛАТ типа «Скейт» Skate class submarine … Википедия

Рано списывать норвежские подводные лодки типа «Ула»


Foto © Forsvaret

20 января вместе с сообщением о тральщиках главнокомандующий ВС Норвегии адмирал Хокон БРЮЮН-ХАНСЕН также официально подтвердил еще и необходимость продления эксплуатации ПЛ типа Ula на период после 2026-2030 годов. Это связано с затягиванием сроков заключения контракта на полномасштабную разработку и строительство серии новых ПЛ проекта Type 212CD (Common Design) для ВМС Норвегии и Германии. В соответствии с пока еще не откорректированным графиком, договор планировалось подписать до начала 2020 года, а поставка норвежскому флоту первой из четырех ПЛ планировалась на конец 2026го. Однако власти двух стран пока так и не смогли прийти к соглашению с генеральным подрядчиком в лице немецкой компании tKMS (thyssenKrupp Marine Systems GmbH). Переговоры продолжатся в текущем году, и от их успеха будет зависеть изменение графика поставок, поскольку от момента подписания контракта до передачи первой ПЛ заказчмку требуется около семи лет.

Подчеркивается, что на правительственном уровне Норвегия и Германия согласовали и заключили все формальные соглашения. Остается «твердый» договор с tKMS, который сейчас обсуждается, а также соответствующее соглашение о промышленной кооперации.

Норвегия упорно пытается помочь предприятиям национального ВПК оторвать кусочек покрупнее от бюджета проекта, рамочную стоимость которого в норвежской его части сначала оценивали в 20-30 миллиардов крон. Но потом сумма увеличилась до 41, а сейчас зафиксировалась на уровне 43-44 миллиарда (4,4 млрд. евро), хотя и сохраняет все шансы для дальнейшего роста, даже без учета возможного опциона еще на 1-2 единицы. Таким образом, проект уже перешагнул половину от 82 миллиардов самой крупной программы военных закупок за всю историю страны – истребителей пятого поколения F-35A Lightning II.

Кроме того, Стортинг требует, чтобы уровень промышленной кооперации соответствовал стоимости контракта, а обратные закупки должны обеспечивать доступ норвежской оборонной промышленности на немецкий рынок в приоритетных технологических областях. И все это должно быть согласовано до подписания основного договора.

В Норвегии на госуровне действует требование, что после закупки товаров и услуг оборонным ведомством за границей с контрактами более чем на 50 миллионов крон, страны-бенефициары в обязательном порядке должны инвестировать эквивалентные суммы в ВПК Норвегии. Такая схема называется обратной закупкой и является инструментом промышленной политики для поддержки национальных производителей и облегчения доступа на внешние рынки предприятиям норвежского ВПК.
В качестве отрицательного примера вспоминают, что этого не сделали, когда Норвегия заказывала ПЛ типа Ula в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Тогда просто заключили договор на их покупку без обязательного соглашения о промышленном сотрудничестве и без обязательств ФРГ по приобретению ПЛ того же типа. Согласно проведенному десять лет назад анализу Института оборонных исследований FFI (Forsvarets forskningsinstitutt), в результате ни ожидаемая экономия, ни обратные закупки, ни другие возможные положительные результаты от сотрудничества так и не были реализованы. Хотя Норвегия всегда пользовалась хорошей поддержкой со стороны немецкой промышленности и управления BWB (Bundesamt für Wehrtechnik und Beschaffung), но стоимость жизненного цикла для ПЛ типа Ula могла бы быть значительно ниже, если бы ФРГ не отказалась в 1977 году от планировавшегося приобретения лодок Type 210 для своих ВМС, и Норвегия не осталась единственным в мире эксплуатантом ПЛ данного проекта.

Читать еще:  Подводные лодки проекта Type 212 и 214 (Германия)

С учетом таких обстоятельств, видимо, переговоры с федеральным правительством и tKMS идут непросто. И даже если удастся что-то дополнительно выторговать, то не так уж и много, потому что параллельно правительство Норвегии усиленно бросилось искать новых соучастников для проекта 212CD в надежде, что более широкое чем двустороннее норвежско-германское международное сотрудничество позволит хоть немного сократить затраты.

Проект Type 212CD основан на оригинальном дизайне 212A – тип ПЛ, которые уже имеют 20-летний опыт эксплуатации в ВМС не только Германии, но и Италии. Оригинальные ПЛ Type 212A, как немецкие, так и итальянские, регулярно проходят модернизацию с заменой отдельных компонентов новыми, разрабатываемыми как раз для Type 212CD. В связи с этим в tKMS рассматривают Италию в качестве потенциального покупателя дизайна 212CD, а параллельно в Осло начали зондировать почву, чтобы попробовать сподвигнуть Рим на полноценное участие в программе 212CD.

Пожалуй, при всей неоднозначности этот вариант является самым реальным из возможных.

В настоящее время у ВМС Италии есть четыре ПЛ типа Todaro (Type 212) и четыре устаревшие типа Sauro. В опубликованном в начале 2019 года документе «Стратегическое планирование» указано, что тип Sauro планируется заменить четырьмя ПЛ проекта Type 212, возможно, в варианте 212CD.

Голландцы – близкий партнер Норвегии по НАТО, а подводники двух стран традиционно поддерживают тесные контакты. При этом Нидерланды вышли на международный рынок поиска замены своим ПЛ типа Walrus лишь ненамного позже, чем Норвегия для ПЛ типа Ula. С тех пор для голландцев постоянно действуют приглашение в любой момент присоединиться к совместному проекту Норвегии и Германии. Однако, насколько известно, ВМС Нидерландов нужны более крупные лодки, чем Type 212 – с большей мореходностью и автономностью, чтобы действовать на заморских голландских территориях в Карибском бассейне. Что-то вроде французской Scorpene, для участия которой в тендере Naval Group год назад в феврале 2019-го решила объединить усилия с голландским судостроителем Royal IHC.

Для подготовки ей достойного конкурента по программе Walrus Replacement Program национальная компания Damen Schelde Naval Shipbuilding объединилась в консорциум с Saab, чтобы адаптировать к требованиям ВМС Нидерландов шведский проект A26 (см. ниже). Планируется использовать опыт постройки ПЛ типа Collins, основные части которых производила Kockums, а собирали их на австралийской верфи в Аделаиде.

В конкурсе для ВМС Нидерландов немецкая tkMS участвует со своим проектом Type 212CD, но с учетом известных обстоятельств шансы её невысоки. Кстати, именно в споре с Damen недавно tkMS потерпела фиаско в конкурсе для своего собственного флота – ВМС Германии подписали контракт на строительство будущих фрегатов MKS 180 с голландцами.

Читать еще:  Дизельные подводные лодки проекта 641 (СССР)

Четвертым участником голландского конкурса по программе Walrus Replacement Program является испанская Navantia с проектом S-80 Plus. Но на фоне известных проблем тут вообще не о чем говорить.

Контракт на строительство первой подлодки нового поколения Нидерланды планируют подписать в 2021 году, а ее поставка ожидается в 2027 году.

В 2002-2003 годах Норвегия продала Польше четыре своих ПЛ типа Kobben немецкого проекта Type 206 постройки 1964-1967 годов. До настоящего времени они числятся в боевом составе польского флота, командование которого рассматривает варианты их замены. В связи с этим Норвегия на протяжении многих лет ведет переговоры с Польшей с целью возможного сотрудничества в области закупок, эксплуатации и технического обслуживания новых подводных лодок.

С норвежской стороны была надежда добиться сотрудничества в области совместных закупок ПЛ Type 212CD. Другой возможный вариант заключался либо в приобретении Польшей бывших в эксплуатации норвежских ПЛ типа Ula проекта Type 210, либо хотя бы двух немецких б/у из четырех 212А. Флот Германии мог тогда бы разместить заказ еще на две Type 212CD, чтобы заменить ПЛ, переданные Польше, уменьшив тем самым себестоимость единицы в варианте 212CD при строительстве более крупной серии из восьми лодок вместо шести.

Однако сейчас всё идет к тому, что Польша вместо всех этих вариантов купит в Швеции подержанные ПЛ типа Södermanland. Впрочем, для норвежских ПЛ типа Ula покупатель всё еще может найтись, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Как это ни смешно звучит, но ходят слухи, что в качестве возможного партнера рассматривали даже эту страну. Чтобы понять причину для столь нервной реакции, надо слегка углубиться в историю.

В середине 1990-х годов начались переговоры о совместной программе ПЛ Северных стран Nordic Submarine, более известной как «Проект «Викинг»» (Viking Project). Планировалось построить на тогдашней шведской верфи Kockums десять однотипных лодок нового поколения – четыре для Норвегии, четыре Дании и две Швеции. Но, просуществовав около десяти лет, проект развалился после того, как Дания отказалась от продолжения эксплуатации подводных лодок в своих ВМС.

С тех пор семь лет исследований вопроса привели к тому, что правительство Норвегии в ноябре 2014 года приняло решение о проведении конкурса для закупки новых лодок. Первоначально для участия в конкурсе пригласили шесть участников, одним из которых был шведский проект A26. Предложившая его Saab Kockums неоднократно подчеркивала, сколько норвежской ДНК содержится в этой подводной лодке, именно со ссылкой на Viking Project. Ага, весной 2016 года шведы вылетели из конкурса еще в первом туре вместе с итальянской Fincantieri, испанской Navantia и корейской DSME.

И ведь всё это на фоне предыдущей обиды за истребитель Gripen и последующей за САУ Archer. Не, нуачё, за спрос ведь денег не берут?

Кстати, между прочим, есть много признаков того, что в течение всего прошедшего 2019 года ситуация на Saab Kockums оставалась почти критической. Недавно министр обороны Питер ХУЛЬТКВИСТ информировал об этом Риксдаг за закрытыми дверями, но кое-какая информация просочилась наружу. Впрочем, и об этом мы тоже поговорим как-нибудь в другой раз.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector