Подводная лодока типа «Guppy» (Турция)
Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов
Шестьдесят лет назад, когда американский госдолг еще не принимал таких угрожающих значений, а расходы Соединенных Штатов на все, в том числе и на оборону, были вполне разумны – в те далекие времена Военно-Морские Силы США выглядели совсем иначе, нежели чем сейчас. На рубеже 1940-50-х годов, американский флот представлял собой груду ржавого хлама времен Второй мировой войны, при этом Конгресс отчаянно не желал выделять средства на строительство новых кораблей.
Странная ситуация имела простое объяснение: за годы войны промышленность США сдала флоту такое громадное количество техники, что возник резонный вопрос: как быть дальше? Большая часть флота не погибла в боях. Даже после «генеральной уборки» в 1946-47 годах, когда в резерв было выведено несколько десятков «лишних», по мнению командования, авианосцев, линкоров и крейсеров – американский флот был по-прежнему переполнен техникой военных лет.
Пускать на слом сотни еще вполне современных кораблей, и строить вместо них новые боевые единицы – было бы откровенным мотовством. Тем не менее, техника была подвержена неизбежному физическому износу и моральному старению – в эпоху, когда горизонт уже осветился заревом грядущих ядерных установок и факелов ракетных двигателей, требовалось немедленное пополнение флота новыми кораблями. Но пополнения флота не производилось!
Адмиралам популярно объяснили, что в ближайшие 10 лет новых кораблей ждать не стоит – выделенных средств едва ли хватит на несколько экспериментальных конструкций, и, возможно, пару крупных единиц для авианосного флота. В остальном, моряки должны готовиться к тому, что в случае войны, им придется воевать устаревшей техникой.
Во избежание повторения очередного Перл-Харбора, руководству флота пришлось включить воображение и использовать на «полную катушку» модернизационный ресурс кораблей – в 1950-е годы ВМС США сотрясло несколько масштабных программ модернизации флота. Одним из наиболее любопытных проектов был GUPPY – комплекс сравнительно простых и дешевых мероприятий, радикально изменивших характеристики американских субмарин.
Срочное погружение!
В 1945 году, после раздела трофейных немецких кораблей, в руки янки попали два «Электробота» тип XXI – U-2513 и U-3008. Знакомство с самыми мощными и совершенными лодками Второй мировой войны оставило неизгладимые впечатления у американских специалистов; тщательно изучив конструкцию и характеристики «Электроботов» американцы сделали правильный вывод: ключевыми факторами, от которых напрямую зависит эффективность и боевая устойчивость современной подводной лодки, являются её скорость и дальность хода в погруженном состоянии. Всем остальным – артиллерийским вооружением, скоростью надводного хода или автономностью можно в той или иной степени пренебречь, принеся их в жертву Главной Задаче субмарины – движению в подводном положении.
Длительность нахождения под водой для дизель-электрических подлодок, в первую очередь, была ограничена ёмкостью аккумуляторных батарей. Даже самые крупные и мощнее лодки времен Второй мировой не могли оставаться под водой дольше двух-трех суток – затем неминуемо следовало всплытие, включалась система вентиляции аккумуляторных ям – мощные воздушные потоки удаляли за борт скопившиеся ядовитые выделения, а тарахтящие дизель-генераторы гнали живительную электрическую силу по жилам кабелей обратно в аккумуляторные батареи.
За один цикл нахождения в подводном положении лодки успевали «проползти» не более 100…200 миль. К примеру, даже самая крупная из советских лодок – крейсерская субмарина XIV-серии могла пройти под водой всего около 170 миль 3-узловым экономическим ходом. А если рукоятка машинного телеграфа устанавливалась на «Самый полный вперед», заряд батарей кончался уже через час или 12 миль пройденного пути. Характеристики американских лодок типа «Гато», «Балао» и «Тенч» были еще скромнее – менее 100 миль на двух узлах, при этом максимальная скорость движения в подводном положении не превышала 9-10 узлов.
Для исправления этой досадной ситуации и была разработана программа GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program). Как явственно следует из её названия, целью программы было радикальное улучшение скоростных характеристик лодок в подводном положении. Выполнение поставленной задачи полагалось достигнуть тремя основными способами:
– максимальным насыщением внутреннего пространства лодки аккумуляторными батареями, кол-во аккумуляторных групп планировалось увеличить в 2 раза – с двух до четырех!
– оптимизацией обводов для снижения гидродинамического сопротивления при движении в подводном положении;
– установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение, позволяющее двигаться неограниченно долгое время на перископной глубине, «высунув» из-под воды кончик воздухозаборника и выхлопной трубы дизеля.
Разумеется, в ходе модернизации совершенствовалась радиоэлектронная «начинка» кораблей, появлялись новые РЛС, сонары и системы управления торпедной стрельбой.
Первые работы были завершены в августе 1947 года: две подлодки ВМС США – USS Odax и USS Pomodon прошли интенсивный курс модернизации по программе GUPPY I. С палуб кораблей демонтировали все артиллерийские установки, пиллерсы ограждения, брашпили и даже один из перископов – все для снижения гидродинамического сопротивления в подводном положении.
Новые формы приобрела рубка – гладкая, обтекаемая конструкция, получившая среди моряков название «парус». Отдельные изменения коснулись носовой части корпуса – привычный V-образный силуэт приобрел на скругленные GUPPY-формы. Но главные метаморфозы произошли внутри. Освободившиеся погреба артиллерийского боезапаса, часть холодильных камер и хранилищ ЗИП – все свободное пространство от носа до кормы было заполнено аккумуляторными батареями (АКБ) – всего 4 группы по 126 элементов нового типа.
Новые АКБ имели большую ёмкость, но малый срок службы (всего 18 месяцев – в 3 раза меньше, чем оригинальные батареи времен ВМВ) и большее время зарядки. Кроме того, они были опаснее в эксплуатации в связи с повышенным выделением водорода – пришлось модернизировать систему вентиляции аккумуляторных ям.
Одновременно с АКБ, модернизации подверглась вся электросистема лодок – гребные электромоторы нового типа, герметичные распределительные щитки, электроприборы, рассчитанные на новый стандарт электросети (120V, 60Гц). Одновременно появился новый радиолокатор и была модернизирована система кондиционирования воздуха в отсеках.
Результаты работ превзошли все ожидания – лодки USS Odax и USS Pomodon побили все рекорды, разогнавшись в подводном положении до 18 узлов – быстрее, чем уникальный немецкий «Электробот». Значительно возросла дальность подводного хода, при этом экономическая скорость увеличилась до трех узлов.
Успешная модернизация позволила продолжить работы в этом направлении: в период с 1947 по 1951 год еще 24 лодки ВМС США прошли модернизацию по программе GUPPY II – в этот раз, наряду с оптимизацией обводов корпуса и увеличением количества АКБ, в конструкцию был внедрен шноркель для работы дизелей в подводном положении.
В 1951 году была предложена альтернатива – чуть менее масштабный и дешевый вариант модернизации по программе GUPPY-IA (всего 10 модернизированных лодок). В этот раз янки отказались от размещения на борту двух дополнительных групп АКБ, сохранив прежнее количество элементов. Изменению подверглась лишь сами элементы – применялись улучшенные АКБ Sargo II – они были эффективнее и долговечнее, в то же время, элементы этого типа доставляли чрезвычайно много хлопот: требовалось регулярно перемешивать электролит и использовать систему охлаждения аккумуляторных ям.
Все остальные приемы программы GUPPY (шноркель, новые обводы корпуса) были использованы в полном объёме. В целом, программа GUPPY IA не впечатлила моряков – несмотря на свою меньшую стоимость, модернизированные лодки серьезно уступали «нормальным» GUPPY II в дальности и скорости подводного хода.
В период с 1952 по 1954 год, еще 17 лодок времен Второй мировой прошли модернизацию по программе GUPPY IIA – на этот раз янки постарались исправить ключевой недостаток всех GUPPY – отвратительные условия, ввиду чрезвычайно насыщенной внутренней компоновки и обилию АКБ. Конструкторы пожертвовали одним из четырех дизелей, вместо которого разместили насосы, компрессоры и приводы системы кондиционирования воздуха. Произошли некоторые изменения во внутреннее компоновке помещений: холодильные машины теперь находились прямо под камбузом, а гидроакустический пост «переехал» в освободившееся насосное помещение под центральным постом.
Отсутствие четвертого дизеля немало сказалось на уменьшении скорости надводного хода, однако, теперь на борту лодки были обеспечены более-менее комфортные условия обитания (насколько слово «комфорт» может быть применимо к подводному флоту).
Тем не менее, морякам было очевидно, что модернизационный потенциал лодок практически исчерпан. Оставался последний шанс: программа GUPPY III – самая масштабная из всех GUPPY, включавшая в себя резку и удлинение прочного корпуса лодки (работы велись в период с 1959 по 1963 гг).
Длина каждой из 9 модернизированных лодок увеличивалась на 3,8 метра, надводное водоизмещение возрастало до 1970 тонн. Образовавшийся резерв пространства был использован для размещения современного гидроакустического комплекса BQG-4 PUFFS. Автоматизация позволила сократить экипаж, – взамен увеличился торпедный боекомплект и улучшились уловия обитания на борту. По образцу GUPPY-IIA, со всех лодок демонтировлся четвертый дизель. Часть рубки изготовлялась из пластика.
Стоит заметить, что точное количество лодок, принявших участие в проекте GUPPY установить затруднительно – многие из них неоднократно проходили модернизацию в рамках различных этапов программы. Так, «первенцы» USS Odax и USS Pomodon прошли «апгрейд» по программе GUPPY II, а еще восемь GUPPY II были впоследствии модернизированы до стандарта GUPPY III. Несмотря на общие установленные стандарты, все лодки имели некоторые отличия в конструкции, компоновке и оборудовании – в зависимости от верфи, где проводились работы.
Также, часть лодок проходила ограниченную модернизацию в рамках программ помощи союзникам – к примеру, четыре лодки, предназначавшиеся для ВМС Италии и Нидерландов прошли «апгрейд» по программе GUPPY-IB. Экспортные корабли получили все основные преимущества программы GUPPY, за исключением современного радиоэлектронного оборудования.
Кроме того, существовали неформальные программы модернизации, близки по духу к GUPPY. Так, 28 лодок военного периода впоследствии получили шнорхели и некоторые другие элементы программы GUPPY, связанные с минимальными изменениями в конструкции – была демонтирована артиллерия и выступающие внешние элементы, «облагораживались» обводы корпуса, в ряде случаев подвергалась замене радиоэлектронная «начинка».
70 лет в строю
Большинство лодок военных лет, прошедших модернизацию по различным вариантам программы GUPPY, активно служили под звездно-полосатым флагом до середины 1970-х годов, когда массовое вступление в строй атомоходов подвело черту под карьерой ДЭПЛ в американском флоте.
Однако, те из субмарин, кому посчастливилось отправиться на экспорт, прожили гораздо более долгую и насыщенную жизнь. Лодки GUPPY пользовались чрезвычайно высоким спросом на международном рынке морского оружия – маленькие, простые и относительно дешевые, они идеально подходили для оснащения флотов небольших и не слишком обеспеченных стран. При этом их боевые качества заметно превышали их размеры – даже во времена ядерных реакторов и хирургически точного ракетного оружия, модернизированные ДЭПЛ времен Второй мировой сохраняли немалый боевой потенциал. Лодки массово эксплуатировались по все миру в составе флотов Аргентины, Бразилии, Турции, Италии, Нидерландов, Республики Тайвань, Пакистана, Греции, Боливии, Чили и даже Канады.
Среди экспортных лодок случались истинные долгожители. Например, USS Catfish, успевшая принять участие в Фолклендской войне в составе ВМС Аргентины. Несмотря на удручающее техническое состояние субмарины, британским «морским волкам» стоило немало усилий, чтобы уничтожить ARA Santa Fe (S-21) – еле ползущую в надводном положении лодку забили с помощью противокорабельных ракет и сброшенных с вертолетов глубинных бомб. При этом, поврежденная малышка смогла дойти до острова Юж. Георгия и сесть на грунт у самого берега.
Но самая поразительная история связана с двумя лодками ВМС Тайваня – USS Cutlass и USS Tusk, ставшими, соответственно, «Хай Ши» и «Хай Пао». Обе субмарины, спущенные на воду в 1944-45 годах, по состоянию на 2013 год все еще числятся в строю, как учебно-боевые единицы, и периодически совершают выходы в море!
Невероятное долголетие американских «Гэтоу», «Балао» и «Тенч» времен Второй мировой войны имеет два очевидных объяснения:
1. Субмарины ВМС США изначально имели солидные возможности и строились с большим прицелом на будущее. Достаточно сказать, что любая «Гэтоу» была в три раза крупнее среднестатистического немецкого U-бота типа VII.
2. Грамотная модернизация по программе GUPPY, позволившая старым лодкам еще 20-30 лет после войны служить наравне с новыми кораблями.
Прочитайте онлайн Боевые корабли мира на рубеже XX XXI веков. Часть I. Подводные лодки | Торпедные ПЛ типа Murat Reis (тип GUPPY IIА)
Торпедные ПЛ типа Murat Reis (тип GUPPY IIА)
Длина наибольшая, м…93.4
Ширина корпуса наибольшая, м…8,3
Осадка средняя, м…5,0
Запас плавучести, %…32
Глубина погружения оперативная, м…150
Экипаж чел 85 (9 офицеров)
– тип…ДЭУ с полным
– число х мощность (тип)
дизелей в составе ДГ л.с… 3 х 2250
(“Fairbanks-Morze 38D 8 1/8 х 10”)
– число х мощность ГЭД, л. с…2 х 2400
– число гребных валов…2
– число групп АБ х число
элементов в группе…4×126
Запас топлива, т…330
Скорость полного хода, уз:
Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:
– число х калибр носовых ТА, мм…6 х 533
– число х калибр кормовых ТА, мм…2×533
– тип торпед…МК 23 и Мк 37
– число мин, принимаемых
– тип СУО…Мк 106 TFCS
– тип ГАС…ШПС EDO AN/BQR-2B,
ГЛС EDO AN/BGS-4, ШПС Sperry Raytheon AN/ BQG 3 – пассивного определения дистанции -тип РЛС…SS-2A, (поисковая), СОРС
Находившиеся в составе турецких ВМС три торпедные ПЛ это бывшие американские ДПЛ типа Ваlао, военной постройки, прошедшие модернизацию по программе GUPPY НА.
Программа GUPPY включала несколько ступеней и имела целью существенное улучшение ТТХ ДПЛ ВМС
США военной постройки. Так по программе GUPPY IA устанавливались устройства РДП и изменялась конфигурация ограждения рубки По программе GUPPY II число элементов АБ было доведено с 250 до 504, и установлены модернизированные ГЭД (по 2700 л. с.) По программе GUPPY III были установлены новые гидроакустическое и радиотехническое вооружение, установлен ДГ мощностью 1600 л. с, улучшены условия обитаемости экипажа. Длина ПК была увеличена на 4,5 м, а высота ограждения – на 1,5 м, Само ограждение рубки было изготовлено из стеклопластика.
Во время службы в составе ВМС США ПЛ S 336 и S 338 использовались в качестве ПЛ – целей для тренировок сил ПЛО. ПЛ S 340 является единственной из эксплуатируемых в настоящее время ПЛ GUPPY НА со ступенчатым ограждением рубки.
ПЛ S 336 была передана Турции 11.1970 г., и вошла в состав ее ВМФ 17.12.1971 г.; S 338 соответственно -24.08.1973 г. и 01.07.1974 г.: S 340в июне 1972 г. и 24.04.1973 г., a S 346 -15.08.1973 г. и 18.08.1973 г. Всего Турции было передано 7 ПЛ этого типа, но ПЛ S 337 Oruc Reiis, S 345 Prevese и S 335 Burak Reis были исключены из состава флота соответственно в 1987 г. (2 ед.) и 1996 г. (S 335). На оставшихся ПЛ глубина погружения ограничена перископной.
Склеиваемая пластиковая модель подводной лодки Guppy ib Class. Масштаб 1:350
История подводной лодки Guppy ib Class
Guppy ib Class – американская подводная лодка, построенная в рамках одноименной программы и впоследствии переданная итальянскому флоту. В Италии подлодка носила название «Леонардо Да Винчи». Программа по модернизации некоторых американских судов с самого начала предполагала их отправку за рубеж. Подлодки имели небольшие габариты, на них отсутствовали современные для послевоенной эпохи гидролокаторы, системы вооружения и управления огнем. Кроме этого, суда имели довольно тонкий корпус. В общей сложности через переоборудование прошло 4 корабля. Два из них отдали флоту Италии, а еще две подлодки отправились в Нидерланды. Процесс происходил в 1948 году на верфях Филадельфии, а сами подлодки строились еще в 1942-1946 годах и некоторые успели принять участие в боях против Германии и Японии.
Схожая программа имела место в 1973 году, когда американское правительство передало модернизированную подлодку Тайваню, причем она используется и в наши дни, что делает судно старейшей дизельнойподводной лодкой в истории. Сравнительно тонкий корпус судна стал следствием использования сверхпрочной стали, а двигатель относился к дизель–электронному типу. Флотское руководство некоторых стран, куда экспортировались лодки, сумело убедить американцев в необходимости установки радаров СС и СС-2. Впоследствии конструкции лодок еще сильнее усилили, что позволило им уверенно действовать в Северных морях. В данном случае кораблестроительная программа стала примером удачной модернизации, позволившей оснастить флота союзных стран, не прибегая к масштабным финансовым затратам.
Описание склеиваемой пластиковой модели Guppy ib Class
Набор для постройки модели подлодки в масштабе 1:350 изготовлен специалистами фирмы AFV-CLUB. Внутри упаковки вниманию автора предстают две части корпуса, а также три литника с аккуратными деталями из светло-серого пластика. Здесь же представлен лист с фототравлеными элементами, куда, ко всему прочему, входят перила и несколько лестниц. Производитель включил в комплект несколько резиновых деталей. Маркировка комплекта позволяет оформить подводную лодку в качестве боевой единицы итальянского флота с бортовым номером и необходимой атрибутикой. При сборке автору поможет подробная инструкция и набор чертежей с пошаговым руководством. Используя их, он справится с задачей, пополнив коллекцию редким и красивым экспонатом.
ВНИМАНИЕ. Фирма-производитель оставляет за собой право на внесение незначительных изменений в некоторые характеристики без предварительного уведомления. Во избежание недоразумений при покупке наборов, материалов и инструмента уточняйте информацию у продавцов. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.