73 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводные лодки проекта Type 212 и 214 (Германия)

Подводные лодки Германии проекта 212

Подводные лодки типа 212 — серия немецких подводных лодок, построенных в 1999—2005 годах.

Содержание

История проекта

В 1987 году в связи с отменой ограничений на водоизмещение проектируемых субмарин в руководстве бундесмарине было сформулировано тактико-техническое задание на разработку и строительство восьми океанских подводных лодок на базе проекта 210. В 1994 году концерну HDW/NSW был выдан заказ на строительство первых четырёх лодок проекта 212, но из-за сложности силовой энергетической установки, строительство первой ПЛ началось только через 5 лет, в декабре 1999 года.

Конструкция

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус — армированный стеклопластик. Прочный — маломагнитная сталь, состоит из двух цилиндрических секций разного диаметра. В носовой — оружие и экипаж, в кормовой — СЭУ.

Энергетическая установка СЭУ

Работает в полностью автоматическом режиме без обслуживания личным составом.

  • Дизель генераторы
    • Первый: MTU 8V183/396 2300 л.с. (Siemens) — для плавания в режиме РДП, на поверхности и для зарядки аккумуляторных батарей (АБ).
    • Второй — воздухонезависимый двигатель Siemens-Permasin 382 л.с. — двигатель экономического хода, работает от 9 протон-обменных топливных элементов, которые включают в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом (все — вне прочного корпуса).
  • Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые высокой ёмкости, разделены на две группы по 144 элемента в каждой.
  • Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель генератора.

Представители

Модификации

Для ВМС Италии создан проект 212А — другое радиоэлектронное вооружение. Корпуса строились в Германии, а достройка производилась на итальянской верфи «Cantieri del Muggiano» в сухом доке.

Несколько изменённый экспортный вариант проекта 212 получил обозначение проект 214 — для ВМС Греции построено 4 единицы. 3 подводные лодки планирует закупить Пакистан. [3]

Испытания IDAS

В 2008 году с борта подводной лодки U-33 проекта 212 была впервые из подводного положения запущена управляемая ракета IDAS, предназначенная для борьбы с противолодочными вертолётами, малоразмерными кораблями и береговыми целями. [4]

Примечания

  1. HDW — Howaldtswerke-Deutsche Werft, Kiel
  2. NSW — Thyssen Nordseewerke, Emden
  3. Пакистан купит подводные лодки у Германии, lenta.ru, 28.11.2008
  4. Немцы запустили новую ракету с подлодки в погруженном положении, lenta.ru, 04.06.2008

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Подводные лодки Германии проекта 212” в других словарях:

Подводные лодки Германии типа VII — ДПЛ типа VII U Boot Klasse VII Основные характеристики Тип корабля Средняя ДПЛ Обозначение проекта … Википедия

Подводные лодки Германии типа VIIB — ДПЛ типа VII U Boot Klasse VII Основные характеристики Тип корабля Средняя ДПЛ Обозначение проекта … Википедия

Подводные лодки — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

Подводные лодки проекта 212А — Подводные лодки типа 212 (212А) Type U 212 … Википедия

Подводные лодки проекта 212 — Подводные лодки типа 212 (212А) Type U 212 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки проекта 214 — Подводные лодки типа 212 (212А) Type U 212 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа 212 — (212А) Type U 212 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки проекта 206 — ДПЛ проекта 206 Klasse 206 … Википедия

Подводные лодки типа 206 — ДПЛ проекта 206 Klasse 206 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки проекта 201 — ДПЛ проекта 201 Klasse 201 История корабля Государство флага … Википедия

Das Boot

Сравнительный анализ ТТХ и боевых возможностей лодок проекта 677 и U-212.

Цена, размеры и сложность в эксплуатации делают атомные подводные лодки доступными только для ограниченного числа государств первого ранга – США, России, Великобритании, Франции, Китая. Вместе с тем, спрос на подлодки как в промышленно развитых странах, так и в “третьем мире” растет, что обеспечивает развитие неатомных ПЛ, стабильно занимающих свою нишу как во флотах промышленно развитых стран, так и в третьем мире.

Наибольшим успехом на мировом рынке неатомных подводных лодок в течение последних тридцати лет пользуются российские (советские) и немецкие субмарины. Две страны, каждая из которых построила лодок больше чем все остальные страны мира вместе взятые, обладают наиболее развитой школой подводного судостроения, что обеспечивает их продукции стабильный сбыт.

Однако на всем протяжении соперничество российских и немецких дизелей сопровождалось вопросом: чьи лодки лучше? Сейчас этот вопрос вновь приобрел актуальность в связи с освоением обеими странами новых типов ПЛ – U-212 в Германии и проекта 677 в России.

Для того, чтобы дать ответ на вопрос “чья лодка лучше”, следует сравнить основные ТТХ и возможности оборудования обеих. Благодаря возросшей открытости таких сведений, подобное сравнение будет иметь результат, более-менее близкий к реальному.

Архитектура и размерения

Обе лодки, и российская и немецкая, относятся к классу больших ПЛ, способных действовать как в прибрежных водах, так и в открытом море. По размерам российская лодка превосходит немецкую – 67 метров длины и 1765 тонн надводного водоизмещения против 56 метров и 1450 тонн соответственно. По конструкции корпусов – российская лодка однокорпусная, немецкая – смешанная, одно-двухкорпусная (корпус лодки в районе энергетической установки и далее в корму имеет двойной борт, в котором, между внутренним прочным корпусом и наружным легким размещены реагенты электрохимического генератора).

Большие размеры российской лодки с одной стороны, повышают ее уязвимость, с другой – обеспечивают комфорт для экипажа и большую автономность (45 суток против 30) за счет количества запасов. Двухкорпусная конструкция немецкой лодки, несколько увеличивающая живучесть субмарины за счет большего запаса плавучести, но вместе с тем снижает скрытность ПЛ за счет более высокого уровня гидродинамических шумов.

Энергетическая установка

Немецкая лодка оснащена комбинированной воздухонезависимой энергетической установкой (ДЭУ+ЭХГ). Главной особенностью такой установки является входящий в ее состав электрохимический генератор (ЭХГ), в модулях топливных элементов которого при соединении водорода и кислорода выделяется электрическая энергия. При этом выработка энергии происходит бесшумно, а побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой легко найти применение на подводной лодке.

Такая установка значительно увеличивает дальность и время плавания лодки на малошумной скорости (3-5 узлов). С другой стороны, хранение на борту лодки жидкого кислорода увеличивает вероятность взрыва. Следует также обратить внимание, что, несмотря на очевидные преимущества электрохимического генератора, он не обеспечивает преимуществ при выполнении скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника – по максимальной подводной скорости немецкая и российская лодка почти равнозначны – 20 узлов у U-212 и 21 у проекта 677 при мощности электродвигателей в 3875 л.с. у U-212 и 4100 л.с. у проекта 677.

Читать еще:  Атомные подводные лодки пр.627 и 627А (СССР)

Кроме того, по сообщениям из ряда источников, немецкий дизель MTU-16V396, установленный на первой серии лодок типа 212, вызывает нарекания по своей надежности, из-за чего потребовалось переработать силовую установку на лодках следующих серий.

Российская лодка оснащена традиционной дизель-электрической установкой (ДЭУ) с полным электродвижением (дизель используется как электрогенератор, что повышает экономичность лодки и снижает ее шумность). В подводном положении лодка может двигаться как на электромоторе, так и под дизелями, которые в этом случае получают воздух через шноркель. Мощность дизелей позволяет проводить зарядку аккумуляторных батарей лодки в ускоренном режиме, что значительно сокращает время пребывания субмарины в перископном положении, увеличивая ее скрытность.

Скрытность

Уровень скрытности современных лодок является одним из самых засекреченных и самых обсуждаемых аспектов. Объективные данные в виде “шумовых портретов” обеих субмарин, которые позволили бы сравнить их малозаметность, недоступны, а рекламные проспекты не отличаются большой надежностью. Единственной возможностью сравнить уровень шумности обеих лодок является сопоставление по косвенным параметрам. В настоящее время для сравнения могут использоваться следующие известные факты.

В июне 2003 года, атомный ракетный крейсер “Петр Великий” принимал участие в маневрах, в ходе которых осуществлял поиск и обнаружение подводной лодки проекта 877 “Палтус” (предыдущее поколение по сравнению с лодками проекта 677 и U-212). Установленный на “Петре” гидроакустический комплекс (ГАК) “Полином” позволил обнаружить ПЛ лишь после того, как субмарина “условно потопила” крейсер четырьмя торпедами.

В начале июня 2006 года, сторожевой корабль Балтийского флота “Неустрашимый” участвовал в международных учениях Baltops-2006, в ходе которых засёк своим ГАК и некоторое время преследовал подводную цель, впоследствии опознанную как лодка типа U-212. Учитывая, что установленный на “Неустрашимом” гидроакустический комплекс по своим характеристикам значительно уступает “Полиному” атомного ракетного крейсера, можно сделать вывод, что старая подлодка проекта 877 как минимум не уступает в скрытности лодкам типа U-212. Вместе с тем по результатам испытаний головной лодки проекта 677 известно, что по скрытности субмарины этого типа превосходят проект 877 в шесть-восемь раз, что позволяет сделать вывод о значительном превосходстве этих лодок и над U-212.

Вооружение

По боевой мощи лодки обоих типов практически равны – обе несут по шесть торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра, однако, в отличие от немецкой лодки, которая несет только торпеды или морские мины, российская лодка может быть вооружена противокорабельными ракетами типа “Клаб”, запускаемыми через торпедные аппараты. По характеристикам торпед российская лодка несколько уступает немецкой в случае использования торпед типа САЭТ-60М, уступающих немецким DM2A4 по скорости (42 узлов против 50), глубине погружения (400 метров против 600) и дальности (15 километров против 20).

В случае использования новейших торпед УГСТ со скоростью 50 узлов, глубиной погружения 500 метров и значительно возросшей дальностью – до 40 километров, или подводных ракето-торпед ВА-111 “Шквал” с 200-узловой скоростью, российская лодка получает преимущество. Некоторое преимущество обеспечивается и ускоренной перезарядкой торпедных аппаратов – 35-40 секунд против 60 на немецкой лодке. Боезапас у обоих соперников одинаков – 18 торпед.

Гидроакустика и электроника

Гидроакустическое и электронное оборудование отечественных подлодок всегда было их слабым местом. Немецкая лодка оснащена автоматизированной системой боевого управления MSI-90U разработки норвежской фирмы Norsk Forsvarsteknolgi A/S. АСБУ объединяет в единый комплекс все системы обнаружения подлодки, обеспечивает сопровождение до 25 целей и позволяет в автоматизированном режиме решать огневую задачу, управляя под водой восемью торпедами одновременно. Установленная на проекте 677 АСБУ “Литий” также позволяет автоматизировать сопровождение целей и управление торпедами, но, по имеющейся информации, проигрывает MSI-90U по основным ТТХ.

Сравнить возможности обеих ПЛ по обнаружению целей затруднительно из-за отсутствия внятной информации по гидроакустическому комплексу проекта 677. Известно, что он оснащен шумопеленгаторными антеннами увеличенной чувствительности и рекордно больших размеров, что позволяет рассчитывать на серьезное улучшение характеристик по сравнению с модернизированными ГАК МГК-400, установленными на лодках проекта 877.

Немецкая лодка использует гидроакустический комплекс DBQS-40FTC разработки фирмы STN Atlas Electronic. В состав комплекса входят три пассивных гидроакустических станции с носовой, конформными бортовыми и буксирумой антеннами, а также активная гидроакустическая станция кругового обзора. Носовая ГАС ГАС DBQS-21DG обеспечивает определение в пассивном режиме дистанции до цели, фиксирование работы чужих активных гидролокаторов и замер уровня шумов собственной лодки. ГАС FAS 3-1 с бортовыми антеннами позволяет обнаруживать цели в секторе 45-135 градусов с левого и правого бортов и пеленгование с точностью до 1 градуса. ГАС TAS-3 (MAS) c буксируемой антенной обеспечивает дальнее обнаружение подводных целей.

Для активного обнаружения целей используется ГАС FMS-52 (MAS) английской фирмы Ferranti-Thomson, антенны которой расположены так, чтобы обеспечивать круговой обзор. Эта станция предназначена прежде всего для подводной навигации и обнаружения мин, а также для замера дистанции до цели в условиях, когда пассивная ГАС по каким либо причинам не позволяет этого сделать.

По набору средств – пассивные ГАС с антеннами большого размера, буксируемая антенна, активная ГАС – проект 677 не уступает лодкам типа U-212, но ТТХ российского комплекса неизвестны. Исходя из общих соображений и сравнения комплексов предыдущих поколений, можно предположить, что они несколько ниже чем у немецкого “ровесника”.

Подводя итог, можно сказать, что российская лодка больше немецкой, превосходит ее в скрытности, надежности энергетической установки, боевой мощи и автономности, но, скорее всего, уступает в возможности обнаружения целей под водой. Кроме того, в настоящее время немецкий флот имеет в строю уже четыре лодки проекта U212, российский – пока одну лодку проекта 677 в стадии завершения испытаний, еще три субмарины этого типа строятся.

Подводные лодки проекта Type 212 и 214 (Германия)

05:34 pm – Германский проект 212 vs. отечественного проекта 677.
Пост родился по просьбе init_0 .

Читать еще:  Подводные лодки пр.617М, 647, 635, 643 (СССР)

Вместо эпиграфа:
19 октября 2005 г. На военно-морской базе Эккернферде (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн) сегодня состоялась церемония ввода в состав ВМС ФРГ первых двух неатомных подводных лодок (НАПЛ) для ВМС ФРГ проекта 212 с анаэробной энергетической установкой кислородно-водородного типа. Лодки получили названия U-31 “Виттенберге” и U-32 “Эденкобен”. По сведениям АРМС-ТАСС, НАПЛ проекта 212 по комплексу характеристик являются самыми совершенными подлодками в мире с неядерными энергетическими установками.

еще фото (132.6 Kb)
Проект 212 сразу был заявлен как проект “самой-самой” неядерной боевой субмарины. Даже Шунков не удержался от пиара: “Создание в Германии подводной лодки проекта 212 с большой долей вероятности означает начало технической революции в области неядерного подводного кораблестроения, поскольку она является первой серийной подводной лодкой с комбинированной главной энергоустановкой в составе дизель-электрической установки и электрохимического генератора”. Попробуем разобраться так ли это применительно к отечественным ДЭПЛ.

Сразу возникает вопрос, с каким нашим проектом “немку” стоит сравнивать. Понятно, что не с базовым “Палтусом” (того начали строить ещё в Богом затёртом 1979-м) и не с “варшавянистым” импортным потомством (877ЭК, 877ЭКМ), на 90% копирующих своего прародителя. Ближе всего к 1994 г. (времени утверждения заказа на первую четвёрку у-боутов “212”) стоят проекты 636 (НАТО – imprived Kilo) и 677 (“Лада”). Поскольку первый из них в середине 90-х разработан на основе пр. 877 для флота КНР, то сравнивать китайские корабли (хоть и построенные в России) с немецкими будет как-то. неэтично. Значит, для эвентуальной членометрии у нас остаётся только одно железо – “Лада”, заложенная 26.12.97 г. на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге и в 2004-м спущенная на воду под названием Б-585 “Санкт-Петербург”.

еще фото (99.5 Kb)
Итак, приступим.
Первое, что бросается в глаза это то, что “Лада” поувесистее “немки” тонн на 300 и длиннее на 10 м, что теоретически делает первую более лёгкой мишенью. Ещё больше это впечатление усиливается после того, как в рекламном проспекте предприятия, создавшего U-31, читаем: “Для улучшения обтекаемости и соответственно снижения уровня гидродинамических шумов все отверстия легкого корпуса и ограждения боевой рубки при движении в подводном положении закрываются заслонками. Палубы присоединяются к прочному корпусу посредством эластичных вставок, все механизмы установлены на двухкаскадных звукоизолирующих платформах, а наиболее шумящие из них (дизель-генератор, компрессоры и другие) размещаются в звукоизоляционной выгородке. Специальное звукопоглощающее покрытие легкого корпуса подводной лодки обеспечивает ее низкую заметность для активных ГАС противника. Прочный корпус и другие конструкции новой лодки выполняются из маломагнитной стали, а легкий корпус – из стеклопластика, благодаря чему ПЛ имеет беспрецедентно низкий уровень магнитного поля”. Шунков, который этот текст к себе перепёр, почему-то не удосужился оповестить читателей, что взял его из рекламки. А реклама, как известно, это несколько приукрашенная действительность. Нет, про мини-магнитизм “212” ничего не хочу сказать плохого, но вот про акустическую незаметность пару цимесов брякну.

В июне 2003-м “Пётр Великий” во главе мощной ПУГ осуществлял учебный поиск куда более старой, чем “Лада”, 877-ой “Варшавянки”. Упрямая Kilo никак не находилась несмотря на то, что рвения ПЛОшники приложили по-максимуму – как никак с борта “Маршала Устинова” за кордебалетом наблюдали сам Ве-Ве Путин и президент Польши Квасьневский. В итоге БПК “Адмирал Левченко” таки условно замочкарил старичка-“Палтуса”, но тот к этому моменту уже успел условно всадить в “Петра” 4 торпеды.

К чему я это тут описываю? К тому, что ГАКи Полином “Петра” и “Левченко” это весьма мощные системы. Куда более мощные, чем ГАК Звезда на фрегате 1154-го проекта “Неустрашимый”. К чему я на этом акцентирую внимание? К тому, что в начале июня 2006-го года “Неустрашимый” участвовал в международных учениях Baltops-2006, в ходе которых засёк своим ГАК и некоторое время преследовал подводную цель, с высокой долей вероятности опознанную как германская подлодка проекта 212. Таким образом можно сделать вывод, что в плане гидроакустической скрытности старая “877”, как минимум, не уступает самоновейшей “212”. Словом, “Чёрная дыра” не стареет душой! . Тут самое время упомянуть, что по предварительным результатам испытаний “Санкт-Петербурга” шумность “Лады” в 6-8 раз меньше, чем у всего семейства “Варшавянок” (877, 877ЭК и 877ЭКМ). Вот такие пироги. Зря, ох зря Шунков пел осанну незаметности “немки”.

Наиболее мощной изюминкой немецкого проекта принято считать его “анаэробное” двигло. Главной особенностью энергетической установки является входящий в ее состав электрохимический генератор, в модулях топливных элементов которого при соединении водорода и кислорода выделяется электрическая энергия. При этом энергетическое превращение происходит бесшумно, а единственным побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой достаточно легко найти применение на подводной лодке. По критериям эффективности и безопасности водород было решено держать в связанном состоянии в форме гидрида металла (специальный сплав металла в соединении с водородом), а кислород – в сжиженном виде в специальных емкостях между легким и прочным корпусами ПЛ.
Состоящий из 9 модулей топливных элементов электрохимический генератор имеет суммарную мощность 300 кВт (по другим данным зарубежной печати – 800 кВт) и обеспечивает движение ПЛ в подводном положении со скоростью 3 узла в течение 20 суток с “показателями шумности ниже уровня естественных шумов моря”. Ахтунг! Несмотря на очевидные преимущества электрохимического генератора, он не обеспечивает требуемые оперативно-тактические характеристики подводной лодки океанского класса, прежде всего в части, касающейся выполнения скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника. Поэтому ПЛ проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой, в которой для движения на высоких скоростях под водой используются аккумуляторные батареи или топливные элементы, а для плавания в надводном положении – традиционный дизель-генератор, в состав которого входят 16-цилиндровый V-образный дизель MTU серии 396 и синхронный генератор переменного тока. Судя по просачивающейся в СМИ информации, анаэробное двигло проекта 212 вызвало у пользователей не один десяток рекламаций. Прежде всего – с точки зрения надёжности. Это заставило конструкторов проекта 212 после спуска четвёртой лодки (U-34) срочно озаботиться доработкой проекта.

С этой точки зрения двигло “Лады” оказалось куда более доведённым до ума. “Санкт-Петербург” имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов с выпрямителями, две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой, находящиеся в первом и третьем отсеках, а также всережимный гребной электродвигатель с постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт. Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов. Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт большого диаметра. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДП достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономическим ходом лодка может преодолеть 650 миль. По радиусу действия и по автономности (45 суток у “Лады” против заявленных 30 у “немки”) отечественный проект оказывается предпочтительнее.

Читать еще:  Фрегат УРО Type 124 «Sachsen» (Германия)

По параметрам скорость подводная и надводная/предельная глубина погружения немецкий проект и пр. 677 идут практически “ноздря в ноздрю”. Тоже относится к численности экипажа (у нас – 34 человека, у них – 27) и торпедному вооружению: 6 носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом в 18 торпед.

Правда дальше есть некие разнообразные цимусы. “Немка” на данный момент несёт электрические DM2A4 со скоростью под 50 уз. и активно-пассивной акустической системой самонаведения. Время перезарядки аппарата после залпа – минута. “Лада” – более медлительные (42 уз.), не столь дальнобойные (предельная дальность 15 км против немецких 20 км), но более убойные (заряд 300 кг против 240 кг у “немки”) САЭТ-60М. Система наведения – та же. Но кроме этого “Лада” может “плюнуть” убойнейшей универсальной глубоководной самонаводящейся торпедой УГСТ и даже “Шквалом”. Причём, цикл перезарядки аппарата укладывается в 30-40 сек.

Как и на других германских подводных лодках, на бортах ПЛ проекта 212 могут быть закреплены контейнеры с минами. Всего таким образом лодка может транспортировать и устанавливать 24 мины. Правда, контейнеры изрядно ухудшают обтекаемость бортов. Мины “немка” может загружать и в торпедные аппараты – по три донные или по четыре якорные. “Лада” берёт 24 мины только в торпедные аппараты.

Как это ни удивительно, на такой суперсовременной подводной лодке, как ПЛ проекта 212, отсутствует обычное для современных дизельных подводных лодок ракетное оружие в виде крылатых и противокорабельных ракет. Это оружие планируют включить в состав вооружения ПЛ лишь в перспективе. Зато “Лада” с самого начала заточена под вооружение ПКР Club-S и ракето-торпедами РПК-6 + имеет ПЗРК “Игла-1М”. Таким образом, можно констатировать, что в плане ассортимента ракето-торпедного вооружения “Лада” кроет “212” как бык-овцу. Мин “немка” способна нести больше, но платит за это потерей скрытности.

В чём, на мой взгляд, “212” действительно превосходит “Ладу”, так это в наличии автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) MSI-90U разработки норвежской фирмы Norsk Forsvarsteknolgi A/S. АСБУ MSI-90U объединяет в единый комплекс все системы обнаружения ПЛ, обеспечивает классификацию и сопровождение целей (до 25 одновременно), распределение их между системами оружия РЭБ, а также управление стрельбой до восьми торпед в различных залповых комбинациях. На этом фоне наш БИУС “Литий” смотрится бледновато. То, что немцы будут решать нажатием кнопки, у нас традиционно будет “думато” закипающими мозговыми извилинами экипажа. Впрочем, MSI-90U – тоже не идеал. Если кто не в курсе, тут законодателями мод являются австралийские ДЭПЛ типа Collins (проект Т-471) с их АСБУ SCCS Mk3. АСБУ разработана австралийским отделением фирмы Rockwell. SCCS Mk3 сопряжена с ГАК Scylla фирмы Thomson-Sintra ASM, чей гидроакустический комплекс признан наиболее совершенным из всех, установленных на данный момент на ДЭПЛ.

На “212” немцы удовлетворились установкой ГАК DBQS-40, разработанным немецкой фирмой STN Adas Elektronik. Основными компонентами DBQS-40 являются:
– пассивная ГАС DBQS-21DG с цилиндрической носовой антенной, работающая в диапазоне 0,3-12 кГц. В ее состав входят тракт определения в пассивном режиме дистанции до цели, тракт обнаружения сигналов активных ГАС и два датчика замера собственных шумов ПЛ;
– пассивная ГАС FAS 3-1 с протяженными конформными антенными решетками, расположенными по обоим бортам прочного корпуса ПЛ. Станция работает в диапазоне 0,01-2,5 кГц и обеспечивает обзор в секторах 45-135° правого и левого бортов, а также пеленгование целей с точностью до 1°;
– пассивная ГАС TAS-3 с буксируемой протяженной антенной, работающая в диапазоне низких и сверхнизких частот и обеспечивающая обнаружение целей на больших дистанциях;
– активная высокочастотная ГАС FMS-52 (MAS) английской фирмы Ferranti-Thomson, которая используется для обнаружения мин и подводной навигации. Она имеет четыре антенны, разнесенные по корпусу ПЛ таким образом, чтобы обеспечивался круговой обзор. Точность пеленгования целей – до 3°.

Увы, но предметно сравнить это богатство с аналогичным ГАК “Лады” я не могу за отсутствием внятных сведений об оном. Всё, что витает в свободном доступе, можно свести к следующему: “Гидроакустический комплекс пр. 677 включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности. Гидроакустическими антеннами столь большой площади не располагает ни одна из аналогичных подводных лодок в России и за рубежом. Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе”. Исходя из стандартной ситуации, когда отечественные ГАК по своей эффективности уступают западным аналогам, пока по умолчанию будем считать это правило действующим и по отношению к ГАК “Лады”.

Теперь итоговые выводы, которые никому не навязываю:
– “Лада” больше по размерам, чем “212”, но менее заметна.
– Энергетическая установка “Лады” более надёжна, чем у “212”.
– “Лада” имеет более мощный комплекс вооружения, чем “212”.
– АСБУ и ГАК “212” превосходят аналогичные системы “Лады”.

Грубо говоря, мы – невидимки, у нас здоровое сердце и пудовые кулаки. Но мы заметно более слепы и глухи, чем вероятный противник.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: