10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводные лодки типа Los Angeles class (США)

Подводные лодки типа Los Angeles class (США)

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА КЛАССА «ЛОС-АНДЖЕЛЕС»
NUCLEAR SUBMARINE OF CLASS «LOS ANGELES”

В ВМС США насчитывается 51 АПЛ типа Los Angeles, шестнадцать из них дислоцируются на Тихом океане и тридцать две – в Атлантике. Первая АПЛ серии вступила в строй в 1976г., последняя – USS «Cheyennе» была закончена в 1996г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Моторс Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).
Девять АПЛ типа Los Angeles были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.
АПЛ типа Los Angeles являются ударными подводными лодками, оснащёнными также средствами для борьбы с ПЛ противника, ведения разведовательных действий, специальных операций, переброски спецподразделений, нанесения ударов, минирования, поисково-спасательных операций.
К 1991 г. 75% сил ударных подводных лодок вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», как часть их штатного снаряжения. Начиная с SSN719 («Провайденс») все лодки оборудовали системой вертикального старта, включающей 12 пусковых труб снаружи прочного корпуса, позади носовой сферической антенной решетки гидроакустической станции BQQ-5.


24.05.2012
На борту атомной подлодки SSN-755 Miami, стоящей на военно-морской верфи Портсмут на острове Киттери, штат Мэн, произошел пожар, сообщает Associated Press в среду, 23 мая.
В результате пожара пострадали четыре человека, заявили представители руководства верфи. После оказания медицинской помощи все пострадавшие были отпущены из больницы, добавили они, не став уточнять никаких иных подробностей. Местные СМИ, в свою очередь, сообщили, что пострадавшие – пожарные, тушившие возгорание на АПЛ.
Представители руководства верфи также рассказали, что очаг возгорания находился в носовом отсеке подлодки. Реактор АПЛ “Майами” в момент происшествия был отключен, в результате пожара он не пострадал. Причины возгорания пока не установлены.
USS Miami SSN 755 – многоцелевая атомная подлодка класса “Лос-Анджелес” – была принята на вооружение ВМС США в июне 1990 года, сообщает The Portland Press Herald. На военно-морскую верфь в Портсмуте Miami прибыла в марте 2012 года для прохождения технического осмотра и модернизации ряда систем. Экипаж АПЛ на момент прибытия на верфь состоял из 133 человек.

26.05.2012
Возможность возвращения в строй сгоревшей в сухом доке судоверфи “Портсмут” г. Киттери, шт. Мэн американской атомной подводной лодки SSN-755 “Майами” пока находится под вопросом.
Пожар, охвативший командный и жилой отсеки лодки и длившийся около 5 часов, оценивается представителями ВМС США как “обширный”. Как отметил контр-адмирал Рик Брикенридж, еще рано говорить о том, может ли “Майами” быть восстановлена. Причины возгорания и стоимость причиненного ущерба пока не называются. Выгоревшие отсеки в настоящее время опечатаны, чтобы предотвратить поступления кислорода до тех пор, пока военные не будут уверены, что пожар не возобновится.

07.06.2012
Судоремонтный завод ВМС США в Портсмуте представил данные о предварительном расследовании причин пожара на атомной подводной лодке ВМС США SSN755 Miami, причиной пожара стал пылесос, который использовался для очистки жилых помещений и был оставлен в конце рабочей смены в одном из свободных помещений.

24.07.2012
В окружном суде штата Мэн предъявили обвинения подозреваемому в поджоге атомной подлодки “Майами” (USS Miami), совершенном в мае. Как сообщает CNN, на скамье подсудимых оказался маляр, который уже дал признательные показания.
По данным Kennebec Journal, 24-летний сотрудник верфи ВМС в Портсмуте Кейси Джеймс Фьюри (Casey James Fury) был арестован еще в минувшую пятницу. Помимо поджога на самой подлодке ему также вменяют пожар на территории дока в Мэне, где она находилась. Второй инцидент произошел 16 июня.
В случае признания вины маляру грозит пожизненный срок. Также его могут обязать возместить ущерб от пожаров и выплатить штраф в 250 тысяч долларов, уточняет CNN.
Возгорание на АПЛ “Майами” произошло 23 мая. Его очаг находился в носовом отсеке корабля. В ходе тушения пожара, которое заняло около десяти часов, пострадали несколько человек. Вскоре причиной пожара было признано возгорание пылесоса, однако как полагало следствие, тряпки попали в его шланг случайно.
Ущерб от инцидента был оценен в 400 миллионов долларов. Полная стоимость подлодки, спущенной на воду в 1990 году, составила 900 миллионов долларов. Отправить ее на ремонт или утилизировать, в ВМС пока не решили. (lenta.ru)

23.08.2012
ВМС США потратят 450 миллионов долларов на восстановление и ремонт подводной лодки “Майами” типа “Лос-Анджелес”, пострадавшей от пожара 23 мая 2012 года, оценка стоимости ремонта на 50 миллионов долларов выше, чем ожидалось изначально, стоимость ремонта может увеличиться еще на 45 миллионов долларов.

19.09.2012
На ремонт атомной многоцелевой подводной лодки с ракетно-торпедным вооружением USS Miami SSN-755 типа “Лос-Анджелес”, поврежденной в результате пожара 23 мая этого года, выделено 94 млн долларов, контракт выдан Electric Boat Corp командованием морских систем ВМС США, сообщило министерство обороны.

14.10.2012
Атомная подводная лодка американского ВМФ Montpelier типа “Лос-Анджелес” и ракетный крейсер CG-56 San Jacinto типа CG-47 Ticonderoga столкнулись в субботу (в ночь на воскресенье по московскому времени) во время плановых учений около восточного побережья США, сообщает телекомпания NBC.
В США во время учений ракетный крейсер столкнулся с атомной подводной лодкой. Инцидент произошел у восточного побережья Соединенных Штатов. Никто из членов экипажей не пострадал, передает ИТАР-ТАСС.
Дозорные крейсера “Сан Джасинто”, оснащенного системой противоракетного перехвата “Иджис”, заранее увидели поднятый над водой перископ подлодки “Монпелье”, однако избежать удара не удалось.
В результате столкновения был поврежден обтекатель гидролокатора крейсера. Атомный реактор подлодки остался невредим. Оба корабля остались на ходу. В данный момент ведется расследование обстоятельств произошедшего.
Многоцелевая атомная подводная лодка Montpelier типа “Лос-Анджелес” была построена в 1991 году. Атомный крейсер San Jacinto, оснащенный противоракетной системой “Иджис”, состоит на вооружении ВМС США с 1988 года.

08.08.2013
Американские военные отказались от восстановления атомной подводной лодки Miami, которую в 2012 году поджег работавший в порту маляр. Стоимость восстановления АПЛ составляла 450 миллионов долларов и руководство флотом приняло решение списать Miami на утилизацию. Расходы на ремонт подводной лодки уже составили 94 млн долл. Ознакомление руководства с новыми оценками стоимости восстановительных работ привело к отмене ремонта. АПЛ, серьезно поврежденную пожаром в 2012 году, отправят на утилизацию.

16.09.2013
ВМС США потратили 71 миллион долларов на подготовительные работы для ремонта АПЛ Miami, пострадавшей от пожара в 2012 году, прежде чем объявили в августе 2013 года об отказе от восстановления лодки, сообщает The Associated Press. Средства израсходованы на ликвидацию последствий пожара на АПЛ, планирование и первичные ремонтные мероприятия. ВМС США намеревались провести ремонт лодки на военно-морской верфи Портсмут и в 2015 году вернуть 23-летнюю Miami в состав флота еще на 10 лет, но внезапное обнаружение трещин в трубопроводе повысило стоимость работ с 450 млн до 700 млн дол, которые флот не может себе позволить.
Центральный Военно-Морской Портал

Читать еще:  Подводная лодка типа «Agosta» (Франция)

28.11.2013

Многоцелевая подводная лодка ВМС США Dallas 25 ноября вернулась на военно-морскую базу Нью-Лондон в Гротоне, штат Коннектикут, из своего последнего похода, сообщает Navy Times. Подводная лодка вышла из Гротона в мае и за время похода преодолела около 34000 морских миль, посетив с визитами порты Бахрейна, о. Диего-Гарсия, Испании и Португалии.
Dallas, 7-я из 61-й построенной ПЛ типа Los Angeles, входит в состав ВМС США с 1981 года. Совершила кругосветное плавание, участвовала в операции “Буря в пустыне”. Вывод лодки из состава флота запланирован на 2014 год. Власти г. Даллас, штат Техас, планируют превратить ПЛ Dallas в музей, расположенный в черте города. В настоящее время службу продолжают порядка 40 ПЛ типа Los Angeles.
ЦВМП

06.12.2013
ВМС США произвели запуск беспилотного летательного аппарата с борта подводной лодки в погруженном положении. Как объявила 5 декабря исследовательская лаборатория военно-морских сил, беспилотник под кодовым наименованием XFC UAS (eXperimental Fuel Cell Unmanned Aerial System), был запущен с помощью торпедного аппарата атомной подводной лодки «Провиденс» типа «Лос-Анджелес». После нескольких часов полета БПЛА совершил посадку на территории испытательного полигона ВМС США на Багамских островах. Для запуска использовался специально разработанный контейнер Sea Robin, умещающийся в пусковом контейнере крылатых ракет Tomahawk. Контейнер был выпущен при помощи стандартного торпедного аппарата калибра 533 миллиметра. После запуска Sea Robin всплыл и осуществил вертикальный запуск беспилотника. Блоком питания для БПЛА служил “совершенно автономный чисто электрический топливный элемент”, рассчитанный “более чем на 6 часов” работы БПЛА. На разработку нового аппарата у ВМС ушло менее 6 лет.
ИТАР-ТАСС

ХАРАКТЕРИСТИКИ АПЛ «ЛОС-АНДЖЕЛЕС»:

Водоизмещение, т: 6000 (надводное) и 6900 (подводное).
Размеры, м: длина 109,7, ширина 10,1, осадка 9,85.
Глубина погружения, м: 450 (рабочая) и 750 (максимальная).
Торпедные аппараты: 4 х 533-мм посередине корабля.
Основной боекомплект: 26 единиц вооружения калибра 533 мм (торпеды Мк 48, противолодочные ракеты SUBROC на первых шести лодках, противокорабельные ракеты «Гарпун» и крылатые ракеты «Томагавк») или 52 мины Мк57, Мк60 или Мк67.
Ракеты: 15 крылатых ракет «Томагавк» (начиная с 34-й лодки).
Электроника: радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели BPS-15, гидроакустическая станция BQQ-5 с буксируемой антенной решеткой, системы управления торпедной стрельбой Мк 113 (первые 13
Главная энергетическая установка — один S6G реактор с водяным охлаждением давлением, снабжающий энергией две паровые турбины, работающие на один гребной вал.
Скорость хода, узлов: 18 (надводная) и 31 (подводная).
Глубина погружения, м: 450 (рабочая) и 750 (максимальная).
Торпедные аппараты: 4 х 533-мм посередине корабля.
Основной боекомплект: 26 единиц вооружения калибра 533 мм (торпеды Мк 48, противолодочные ракеты SUBROC на первых шести лодках, ПКР «Гарпун» и крылатые ракеты «Томагавк») или 52 мины Мк57, Мк60 или Мк67.
Ракеты: 15 КР «Томагавк» (начиная с 34-й лодки).
Электроника: РЛС обнаружения НЦ BPS-15, ГАС BQQ-5 с буксируемой антенной решеткой, системы управления торпедной стрельбой Мк 113 (первые 13 единиц) или Мк 117 (более поздние единицы, и устанавливается на первых i3), спутниковая система связи WSC-3, подводный телефон.
Экипаж, чел.: 127.

Подводные лодки типа Los Angeles

General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding

Содержание

Общие сведения

В конце 1971 года американская верфь Newport News Shipbuilding завершает разработку нового проекта многоцелевой атомной подводной лодки, позднее получившей название в честь города Лос Анджелес (США, штат Калифорния). Головная лодка заложена в январе 1972 года, и спустя четыре года, в ноябре 1976-го она вступает в состав флота. К началу 1983 года в составе ВМС США уже числится 20 лодок, выделены средства на постройку еще 21 лодки этого типа, вплоть до 1988 финансового года (1984 – 3 шт., 1985 – 4 шт., 1986 – 4 шт., 1987 5 – шт., 1988 – 5 шт.). С 1989 до 1996 год проект снова получает ассигнования на постройку еще 21 подлодки.

С 1976 по 1996 год было построено 62 АПЛ типа Лос Анджелес, поэтому это самая многочисленная серия в истории атомного подводного флота. Данные лодки соединяют в себе высокие скоростные преимущества и возможности современного вооружения. Являются многоцелевыми подлодками, назначение которых заключается в борьбе с другими ПЛ, разведка, переброска спецподразделений, поисково-спасательные операции и т.д. Срок службы лодок первой серии составляет 30 лет, но может достигать сорока двух лет лет с одной перезагрузкой топлива.

Описание конструкции

Корпус

Корпус разделён на два отсека:

Первый (центральный) отсек включает в себя расположенные на трёх палубах три группы помещений различного назначения:

  • центральный пост
  • жилые помещения
  • помещения торпедных аппаратов и запасных торпед
  • аккумуляторная батарея и цистерны
  • помещения для вспомогательных механизмов и цистерны

Второй (реакторный) отсек имеет двухпалубную конструкцию. В него входят:

  • паропроизводящая установка
  • реактор S6G

Третий (турбинный) отсек также имеет двухпалубную конструкцию. В нём находятся:

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка лодок состоит из главной и вспомогательной установок. В главную энергетическую установку входят:

  • Водо-водяной реактор GE PWR S6G, постройки General Electric. Роль теплоносителя и замедлителя выполняет вода. По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W (производства Westinghouse Electric Corporation), он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура.
  • два главных циркуляционных насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя и замедлителя.
  • два малооборотных многополюсных турбогенератора мощностью по 4 МВт каждый, вырабатывающие электроэнергию с напряжением 450 В и частотой 60 Гц.
  • две паротурбинные установки мощностью по 30 000 л.с., работающие на один вал, при этом скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и передается на гребной вал.
  • компенсатор объёма, обеспечивающий поддержание номинального давления 140 кгс/см² (14 МПа) в первом контуре.
  • два парогенератора для производства водяного пара с давлением выше атмосферного за счёт теплоты первичного теплоносителя, поступающего из ядерного реактора.
  • биологическая защита, состоящая из композиционных материалов для предотвращения воздействия ионизирующего излучения на экипаж.
  • гребной электродвигатель мощностью 325 л.м. фирмы Magnatek, использующийся как привод подруливающего устройства при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки.
  • аппаратура управления и контроля.

При проектировке АПЛ типа Лос Анджелес было уделено большое внимание снижению уровня шумов путём отказа от насосов большой производительности, что к тому же упрощало электрооборудование и контрольную аппаратуру.

По данным американского министерства обороны, максимальная скорость подводных лодок класса Los Angeles составляет более 25 узлов. Однако по неподтвержденным данным может составлять от 33 до 37 узлов.

Вспомогательное оборудование

В средства РЭБ на АПЛ Лос Анджелес входят поисковая система BRD-7, системы обнаружения ПЛ – WLR-1H и WLR-8(v)2 и РЛС – WLR-10, система акустического обнаружения WLR-9A/12 (на данный момент проходят испытания системы AN/WLY-1 для замены WLR-9A/12).

АПЛ типа «Лос-Анджелес» оснащены большим набором гидролокационного оборудования и датчиков: гидроакустический комплекс AN/BQQ-5 (модернизация AN/BQQ-2) который включает сферическую антенну AN/BQS-13, навигационный комплекс MINI SINS, пассивная буксируемая акустическая антенна ТВ-23/29 и боковая низкочастотная пассивная BQG 5D/E, активный высокочастотный гидролокатор ближнего действия Ametek BQS 15 используемый также для обнаружения льдов, высокочастотный активный гидролокатор MIDAS (Mine and Ice Detection Avoidance System — Система обнаружения и избегания мин и льдов), активный поисковый гидролокатор Raytheon SADS-TG, система управления стрельбой Мк117.

Читать еще:  Фрегат УРО Type 124 «Sachsen» (Германия)

На АПЛ так же устанавливается усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. CAMS-11 воздействует на кислородную установку, работу скруббера, устанавливает температурный режим дожигания водорода и окиси углерода, контролирует состояние древесно-угольных фильтров. Данная система способна обеспечивать нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 суток.

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа Лос Анджелес являются многоцелевые высокоточные дозвуковые крылатые ракеты Tomahawk, дальность полёта которых составляет от 900 до 1700 км. С момента принятия на вооружение в 1983 году, ракеты постоянно модифицировались. В настоящее время используются модификации ракеты TLAM-C и TLAM-D с моноблочной боеголовкой массой 454 кг. Эффективность ракет заключается в низкой высоте полёта (большое количество «мёртвых зон» для средств обнаружения ПВО), высокой точности, низкой стоимости производства и дальнейшего обслуживания, лёгкости развёртывания на неспециализированных кораблях и подводных лодках. Пуск производится посредством четырёх установок вертикального пуска Mk 41, расположенных в центральной части корпуса.

На лодках спущенных на воду до 1982 года наблюдалась проблема связанная с нехваткой помещений для хранения боезапаса, однако начиная с USS Providens проблема решена путём оснащения всех лодок вертикальными пусковыми системами, а пусковые шахты ракет Tomahawk располагаются вне прочного корпуса позади носовых гидрофонов ГАК.

Минно-торпедное вооружение

Для поражения надводных целей и скоростных ПЛ лодки типа Лос Анджелес вооружаются 533-мм торпедами Мк 48 с активно-пассивным самонаведением на дальностях до 50 км или 38 км образцами с наведением в режимах эхопеленгования или шумопеленгования соответственно. Торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели. Боеголовка Мк 48 составляет 267 кг. Существуют два варианта укомплектования боекомплекта ПЛ Лос Анджелес: 26 единиц Мк 48 либо 14 Мк 48 и 12 тактических ракет Tomahawk.

Модернизации и переоборудования

История службы

Лодки типа Лос Анджелес за время своей службы успели принять участие во многих операциях: девять АПЛ этого типа принимали участие в войне в Персидском заливе в 1991 году. Находясь на боевых позициях в восточной части Средиземного моря, две лодки произвели первый пуск крылатой ракеты “Томагавк” по территории Ирака. Так же участвовали в конфликтах в Косово и Афганистане. В середине 2001 года подводная лодка USS Scranton (SSN-756) совершила всплытие в арктических льдах.

24 мая 2012 года на борту USS Miami (SSN-755), базировавшейся на тот момент в Портсмуте (штат Мэн), произошёл пожар, в результате которого пострадали четыре пожарных, тушивших возгорание. По словам руководства верфи, очаг возгорания находился в носовом отсеке подлодки, реактор в этот момент был отключён и не пострадал. Позже выяснилось, что причиной возгорания стал маляр, оставивший в конце рабочей смены включённый пылесос, которые в итоге и загорелся, из-за случайно попавших его шланг тряпок. Стоимость ремонта примерно была оценена в 450 миллионов долларов, контракт на ремонт выдан Electric Boat Corp командованием морских систем ВМС США. Однако год спустя, уже потратив 71 миллион долларов на подготовительные работы для ремонта, было решено отказаться от восстановления списать USS Miami (SSN-755) на утилизацию.

14 октября 2012 года подлодка USS Montpelier (SSN-765) и ракетный крейсер CG-56 San Jacinto столкнулись в ночь с субботы на воскресенье, во время плановых учений около восточного побережья США. Никто из членов экипажей не пострадал. Дозорные крейсера San Jacinto заранее увидели поднятый над водой перископ подлодки “Монпелье”, однако избежать удара не удалось. В результате столкновения был поврежден обтекатель гидролокатора крейсера. Атомный реактор подлодки остался невредим. Оба корабля остались на ходу. В данный момент ведется расследование обстоятельств произошедшего.

25 ноября 2013 года USS Dallas (SSN-700) возвращается на военно-морскую базу Нью-Лондон в Гротоне (штат Коннектикут) из своего последнего плавания, за время которого преодолела около 34 000 миль, посетив с визитами порты Бахрейна, о. Диего-Гарсия, Испании и Португалии.

Подводный противник. АПЛ типа “Лос-Анджелес”

История атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).

В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?

Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.

Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» – самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» – прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.

Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 “Акула” их вообще 19!

Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» – 500 метров, предельная – 600!

Читать еще:  Дизельная подводная лодка пр.644 (СССР)


Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителями!

С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.

Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:

– однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.

– качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.

– некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».

Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.

У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).

Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» – 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.


Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».

Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…


Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.

Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?

Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.

Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» – грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).

В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.

Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: