Подводные лодки типа Ohio class (США)
Подводные лодки типа Ohio class (США)
Появление этих кораблей ознаменовало собой новый этап в развитии стратегических наступательных вооружений. Это были первые в мире атомные ракетные подводные лодки третьего поколения. Доктрина глобальной ядерной войны, которой придерживались ведущие мировые державы в 60-е годы XX века, предусматривала, что после внезапного нападения противника с применением ядерного оружия обязательно последует ответный «удар возмездия». После всестороннего анализа американские военные специалисты пришли к выводу, что наибольшие шансы нанести такой удар имеют атомные ракетные подводные лодки. Однако быстрое развитие противолодочного оружия и систем подводного обнаружения привело к тому, что ПЛАРБ первого и второго поколений стремительно теряли свое главное преимущество – скрытность.
И при проектировании нового подводного ракетоносца перед американскими конструкторами была поставлена задача не только кардинально повысить наступательную мощь корабля, но и значительно уменьшить его физические поля, и прежде всего – снизить шумность. Последнее требование во многом определило технические характеристики и архитектуру подводной лодки типа «Ohio class». Атомные ракетные подводные лодки типа «Ohio class» составляют основу стратегических ядерных сил США. Эти корабли стали самым разрушительным средством ведения войны за всю историю человеческого общества. Главный американский козырь морских сил ядерного сдерживания – межконтинентальная баллистическая ракета «Trident» («Трезубец»). Состоящая на вооружении ВМС США модификация этой ракеты «Trident II» имеет дальность полета, в зависимости от типа боевой части, от 9 до 12 тыс. км. Теоретически подводная лодка типа «Ohio class» может нанести ракетно-ядерный удар по территории противника прямо из своей базы.
Проектирование американской ПЛАРБ третьего поколения началось в 1971 году в соответствии с утвержденной программой создания системы стратегического вооружения ULMS (Undersea Long-range Missile System). Рассматривались разные варианты конструкции будущей субмарины, но в конце концов была выбрана весьма необычная схема: однокорпусная, одновальная, с большим удлинением корпуса и малым числом водонепроницаемых отсеков (всего четыре, включая короткий реакторный). Как и в случае с АПЛ типа «Лос-Анджелес», американцы сознательно пошли на риск, пожертвовав живучестью лодки ради повышения ее скрытности. Заметим, современные ей советские ПЛАРБ по концепции были совершенно иными: двухкорпусными, двухреакторными, с большим числом водонепроницаемых отсеков (обычно десять) и дублированием основных жизненно важных систем. Разумеется, безаварийная эксплуатация американских субмарин могла осуществляться только при высоком уровне квалификации их экипажей. Следует признать, что принятые американцами рискованные технические решения в целом себя оправдали. За все время эксплуатации ПЛАРБ типа «Ohio class» на них не отмечено ни одной серьезной аварии. Зато по сей день они остаются одними из самых малошумных в мире.
Контракт на строительство головной ПЛАРБ SSBN-726 «Ohio» был заключен с фирмой «General Dynamics» 25 июля 1974 года. Первоначально планировалось построить 10 подводных лодок; позже их число увеличили до 24. Но в связи с окончанием холодной войны Конгресс США в 1991 году сократил программу строительства до 18 единиц. По водоизмещению лодки типа «Ohio class» более чем вдвое превосходили своих предшественников – ПЛАРБ типа «Лафайет». Поэтому верфь в Гротоне, специализировавшуюся на производстве атомных субмарин, пришлось капитально модернизировать: построить крытый эллинг, док, установить новые краны грузоподъемностью до 300 т Одновременно была разработана передовая технология сборки кораблей из секций, находящихся в высокой степени готовности. Ракетоносцы строились двумя сериями. Первые восемь единиц изначально оснащались ракетами «Trident I» C-4 с дальностью стрельбы 7400 км, а последующие – ракетами «Trident II» D-5, способными поражать цели на дальности около 11 000 км. К настоящему времени ПЛАРБ первой группы модернизированы: четыре в соответствии с международным договором СНВ-2 переоборудованы в носители крылатых ракет, а остальные перевооружены ракетами «Trident II».
По конструкции ПЛАРБ «Ohio class» – однокорпусная и одновинтовая. Прочный корпус сварен из специальной маломагнитной стали толщиной 75 мм. Цистерны главного балласта расположены в оконечностях. Лодка имеет характерную для американских субмарин одновинтовую схему с крестообразным кормовым оперением без вертикальных стабилизаторов, с полноповоротной плоскостью. Еще два горизонтальных руля установлены на ограждении рубки. Внутри прочный корпус разделен на четыре главных отсека. В первом на четырех палубах расположены центральный пост, боевые посты комплексов обнаружения, связи и управления оружием, торпедные аппараты с запасными торпедами, аккумуляторная батарея, жилые помещения, кают-компания, камбуз, лазарет и так далее, вплоть до библиотеки и тренажерного зала. Второй отсек почти полностью занимают 24 вертикальные ракетные шахты. Кроме того, там размещаются спальные места боевого расчета ракетного комплекса.
В третьем отсеке находятся реактор, два парогенератора и вспомогательные механизмы. Четвертый отсек – турбинный; в нем установлены две паротурбинные установки, корабельная электростанция, электродвигатель для режима подкрадывания и ряд вспомогательных систем. Конструкция прочного корпуса обеспечивает рабочую глубину погружения до 300 м. Ядерный реактор S8G производства фирмы «Дженерал Электрик» – двухконтурный, водо-водяного типа, с естественной циркуляцией первого контура. Расчетный период работы между перезарядками активной зоны – 20 лет. Увеличенный диаметр прочного корпуса ПЛАРБ типа «Ohio class» позволил применить малооборотные турбины, установить высокоэффективные амортизаторы и оснастить ГЭУ надежной биологической защитой. Вместе с применением малошумного гребного винта все это позволило существенно снизить уровень акустического поля.
Основное оружие – трехступенчатые твердотопливные ракеты «Trident II» размещаются в 24 вертикальных шахтах. Пуск ракет может осуществляться с глубины до 30 м и при скорости хода субмарины до 5 узлов. Ракеты несут разделяющиеся головные части с боеголовками, имеющими индивидуальное наведение. Теоретически число боеголовок на каждой ракете может достигать 14, но по условиям договора об ограничении наступательных вооружений СНВ-2 их не должно быть больше 8. По официальным заявлениям ВМС США, сегодня ракеты «Trident II» оснащены в основном восьмью боеголовками W76 мощностью по 100 килотонн, но несколько ПЛАРБ типа «Ohio class» несет ракеты с шестью боеголовками W88 мощностью по 475 кт. Помимо ракет, лодка оснащена четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, установленными в первом отсеке под углом к диаметральной плоскости (как на АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Они предназначаются для самообороны и могут стрелять управляемыми по проводам торпедами Mk.48.
Средства обнаружения первоначально были представлены гидроакустическим комплексом AN/BQQ-6, включавшим активно-пассивную ГАС AN/BQS-13 с носовой стационарной антенной диаметром 4,6 м, пассивную станцию AN/BQR-23 со стационарной антенной и AN/BQR-15 с протяженной буксируемой антенной длиной 47,7 м на тросе длиной около 700 м. Кроме того, имелась навигационная ГАС AN/BQR-19, противоминная ГАС AN/BQS-15 и РЛС AN/BPS-15A (или AN/BPS-16). В ходе модернизаций в 2000-е годы ГАК AN/BQQ-6 был значительно усовершенствован и получил новое обозначение AN/BQQ-10. Для оповещения об акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Шумовые помехи создают станция гидроакустического противодействия AN/WLY-1 и восемь пусковых установок Mk.2. Кроме того, ПЛАРБ типа «Ohio class» могут брать на борт имитаторы Mk.70. Последние представляют собой ложные цели, которые могут выстреливаться из торпедных аппаратов.
Согласно договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-2, США и России разрешалось иметь в боевом составе по 14 подводных стратегических ракетоносцев. Поэтому в 2003-2007 годах четыре первые ПЛАРБ типа «Ohio class» были переоборудованы в носители крылатых ракет BGM-109 «Tomahawk». В 22 ракетных шахтах разместили пусковые установки с боезапасом семь ракет каждая; таким образом, субмарина теперь могла нести 154 BGM-109 «Tomahawk». Две шахты были переоборудованы в шлюзовые камеры для высадки боевых пловцов через модули DDS или стыковки со сверхмалыми диверсионными подводными лодками типа ASDS. С ними также могут стыковаться глубоководные обитаемые аппараты. Последние предполагается использовать для спасения экипажа в случае аварии, так как штатных всплывающих спасательных камер, принятых в российском ВМФ, на американских субмаринах нет. После переоборудования подводные лодки сменили обозначение SSBN на SSGN с сохранением прежних номеров 726-729. Оставшиеся четыре лодки первой серии после 1998 года прошли модернизацию, в ходе которой были перевооружены ракетами «Trident II». Система «Trident I», соответственно, была снята с вооружения, и боевые возможности ПЛАРБ типа «Ohio class» обеих серий отныне стали идентичными.
Восемь ПЛАРБ типа «Ohio class» первой серии (с ракетами «Trident I») базировались на Тихоокеанском побережье США, в Бангоре (штат Вашингтон). Они вошли в состав 17-й эскадры ПЛ и несли боевое патрулирование в центральной части Тихого океана, в районе Гавайских островов. Десять лодок второй серии служили в Атлантике и базировались на Кингс-Бей (штат Джорджия). Они составляли 20-ю эскадру ПЛ. Район их боевого дежурства – акватория вокруг Бермудских островов. В 2000-е годы произошла рокировка: после переоборудования четырех субмарин в ПЛАРК две из них (SSGN 728 Florida и SSGN 729 Georgia) были переведены в Кингс-Бей, зато большая часть ракетоносцев второй серии ушла на Тихий океан. По сей день ПЛАРБ типа «Ohio class» несут активную службу: они находятся в океане 60-70 % времени. С целью повышения интенсивности боевого использования каждая субмарина укомплектована двумя экипажами, которые поочередно сменяют друг друга во время стоянки на базе.
Технические характеристики ПЛАРБ типа «Ohio class»
Огайо -класса подводная лодка – Ohio-class submarine
$ 2 млрд (в конце 1990-х)
(2,86 $ млрд в 2016 долларов)
- 16,764 тонн (16,499 длинных тонн) всплыли
- 18750 тонн (18450 длинных тонн) погружные
- 1 × S8GPWR ядерный реактор
- 2 × редукторные турбины ; 60000 SHP (45 МВт) Фэрбэнкс Морзе вспомогательный дизель
- 1 × 325 л.с. (242 кВт), вспомогательный двигатель
- 1 вал с семью лезвиями винтом
- 12 узлов (22 км / ч, 14 миль / ч) с обработанной поверхностью
- 20 узлов (37 км / ч, 23 миль / ч) погружные (официальные)
- 25 узлов (46 км / ч; 29 миль / ч) погружают (сообщается)
- BQQ-6 пассивный носовая установлен массив (который включает в себя BQS-13 массива управления огня)
- BQR-19 навигации
- TB-16 или BQR-23 буксируемый массив
- BQR-25 конформной массив
Огайо класс из атомных подводных лодок является единственным классом баллистических ракет подводных лодок (ПЛАРБ) в настоящее время на вооружении ВМС Соединенных Штатов . Четырнадцать из восемнадцати лодок ПЛАРБ, которые, наряду с военно – воздушных силами США стратегических бомбардировщиками и межконтинентальными баллистическими ракетами , составляют ядерное сдерживание триады оставшихся четыре США были преобразованы из своих первоначальных функций , как РПКСНО до крылатых ракет подводных лодок (ПЛАРК) , В Огайо -класса лодка, каждая вытесняя 18750 тонн погруженных, является третьей по величине субмарины в мире, позади 48000-тонный класса Typhoon и 24000-тонный Борей класса в ВМФ России . Огайо класс заменил Бенджамин Франклин – и Lafayette -класса ПЛАРБ.
Свинцовая подводная лодка этого класса является USS Ohio . В 14 Trident II ПЛАРБ вместе нести около половины американских активных стратегических термоядерных боеголовок. Несмотря на то, что ракеты Trident не имеют заданные целей , когда подводные лодки идут на патруле, они могут быть предоставлены целями быстро, от стратегического командования США , базирующимися в штате Небраска , с использованием безопасных и постоянные ссылок радиообмена , в том числе очень низкие частоты систем. Все в Огайо -класса подводных лодки, за исключением USS Генри М. Джексон , названы в честь американских штатов , которые ВМС США традиция ранее зарезервирована для линейных кораблей и крейсеров .
В Огайо -класса лодки являются крупнейшие подводные лодки когда – либо построенных для ВМС США. Два российские ВМС классов имеют большие суммарные смещения: в советских -разработана Typhoon класса подводных лодки имеют более чем вдвое общее смещение, и Россия «s Борого класс субмарина имеет примерно 25% больше смещения, но в Огайо -класса лодки нести больше ракет , чем либо : 24 ракеты Trident за штуку, по сравнению с 16 по классу Borei (20 по Borei II) и 20 по Typhoon класса.
содержание
Описание
Огайо класс подводных лодок был разработан для длительных стратегических сдерживающих патрулей. Каждая подводная лодка назначаются два полных экипажей, называемой Голубым экипаж и экипаж Gold, каждый , как правило , подают 70- до 90 дней сдерживающих патрулей. Для того, чтобы уменьшить время в порту для оборота экипажа и пополнения, три крупных логистических Люки были установлены , чтобы обеспечить снабжение большого диаметра и доступ к ремонту. Эти люки позволяют быструю передачу поддонах поставок, замены оборудования, модулей и компонентов оборудования, ускоряя пополнение и поддержание подводных лодок. Кроме того, «стелс» способность подводных лодок был квантовый скачок от всех предыдущих баллистических ракет подводных лодок. Огайо был практически невозможно обнаружить в ее ходовых испытаниях в 1982 году, что дает американскому флоту чрезвычайно передовую гибкость.
Дизайн класса позволяет лодке работать в течение примерно 15 лет между капитальными ремонтами. Эти подводные лодки , как сообщается, тихо , на их крейсерской скорости 20 узлов (37 км / ч, 23 миль / ч) или больше , чем предыдущие Лафайета -class подводных лодок в 6 узлов (11 км / ч, 6,9 миль в час), хотя точная информация остается засекречены. Управления огнем для них Марк 48 торпеды осуществляется системой 2 Mark 118 Mod, в то время как система управления огнем Ракетный является Марк 98.
В Огайо подводные лодки -class были построены из секций корпуса, причем каждая секция четыре палубы быть диаметром 42 футов (13 м). Срезы были произведены в General Dynamics Electric Boat объекта, Quonset Пойнт , штат Род – Айленд , а затем собран на своей верфи в Гротоне, штат Коннектикут .
ВМС США имеют в общей сложности 18 Огайо -класса подводных лодок , которые состоят из 14 баллистических ракет подводных лодок (ПЛАРБ), и четыре крылатых ракет подводных лодок (ПЛАРК). Подводные лодки ПЛАРБА также известны как подводные лодки «Трайдент», а также обеспечить морское базированием ножки США ядерной триады . Каждая ПЛАРБ подводная лодка вооружена до 24 Trident II подводных лодок баллистических ракет (БРПЛ). Каждый ПЛАРК способен перевозить 154 Tomahawk крылатых ракет , а также дополнение ракет Гарпуна уволит через их торпедные .
В рамках СНВ договора, четыре трубки на каждой ПЛАРБ будут отключены, в результате чего каждый корабль с только 20 доступны для warloads.
история
Огайо класс был разработан в 1970 – е годы , чтобы нести одновременно спроектированный Trident подводных лодок баллистических ракет . Первые восемь Огайо подлодки -класса были вооружены сначала с 24 Trident I C4 БРПЛ. Начиная с девятой Trident подводной лодкой, штат Теннесси , остальные лодки были оснащены большой, трехступенчатая Trident II D5 ракетой . Ракета Trident I несет восемь несколько индивидуального наведения боеголовки , а ракеты Trident II несет 12, в общей сложности доставки более разрушительной силой , чем ракеты Trident I и с большей точностью. Начиная с Аляски в 2000 году, флот начал преобразовывать оставшиеся баллистических ракет подводных лодок , вооруженных ракетами С4 нести ракеты D5. Эта задача была завершена в середине 2008 года. Первые восемь подводных лодок имели свои домашние порты на Бангор, штат Вашингтон , чтобы заменить подводные лодки , несущие ракеты Поларис A3 , которые затем были снятия с эксплуатации. Оставшиеся 10 подводных лодок , первоначально имели свои дома порты в Кингс – Бей, штат Джорджия , заменив Посейдон подводных лодок и Trident Backfit Атлантического флота.
ПЛАРБ / ПЛАРК преобразования
В 1994 году Nuclear Posture Review исследования установлено , что из 18 Огайо ПЛАРБ ВМС США будут действующими в общей сложности 14 будет достаточно для стратегических потребностей США было принято решение преобразовать четыре штата Огайо -класса лодки в ПЛАРК , способных проведения обычной земли атаки и специальные операции . В результате, четыре старые катера классового Огайо , Мичиган , Флорида и Джорджия -progressively вступили в процесс преобразования в конце 2002 года и были возвращены в строй к 2008 году лодки могли после этого нести 154 крылатых ракет Tomahawk и 66 специальное эксплуатационный персонал, среди других возможностей и обновлений. Стоимость переоборудовать четыре лодки составляла около $ 1 млрд (2008 долларов) за судно. Во время преобразования первых четырех подводных лодок в ПЛАРК (см ниже), пять подводных лодок, Пенсильвания , Кентукки , Небраска , штат Мэн , и Луизиане , были переведены из Кингс – Бей в Бангор. Другие переводы происходят как стратегические цели оружейных изменений Соединенных Штатов.
В 2011 году Огайо подлодки -класса совершили 28 сдерживающих патрулей. Каждый патруль длится около 70 дней. Четыре лодки на станции ( «жесткое предупреждение») в специально отведенных местах патрулирования в любой момент времени. С января по июнь 2014 года, штат Пенсильвания провели 140-дневный длинный патруль, самый длинный на сегодняшний день.
Преобразования модифицированного 22 из 24 88-дюймовый (2,2 м) Диаметр Trident ракетных труб , чтобы содержать большие вертикальные системы запуска , одна конфигурация из которых может быть кластер из семи крылатых ракет Томагавк . В этой конфигурации, количество крылатых ракет , проведенных может быть максимум 154, эквивалент того , что , как правило , размещены на поверхности боевой группы. Другие возможности полезной нагрузки включают в себя новые поколения сверхзвуковых и гиперзвуковых крылатых ракет, а также подводная лодка , запускаемых Intermediate баллистические ракеты, беспилотные летательные аппараты , в ADM-160 MALD , датчики для противолодочной или разведки, наблюдения и разведки миссий, противоминных отравляющие полезных нагрузок , такие как / BLQ-11 система Long Term Mine Reconnaissance и протяжные универсальный плавучей пусковой и крадущиеся доступной капсульные системы специализированы канистры полезной нагрузки.
Ракетные трубы также имеют место для укладки контейнеров , которые могут продлить вперед время развертывания специальных сил. Два другие Trident трубки преобразуется в пловец блокировка камеры. Для специальных операций, то Advanced SEAL система доставки и сухая палуба убежище могут быть установлены на локаут камере и лодка сможет вместить до 66 специальных операций моряков или морских пехотинцев, таких как Navy SEALs , или USMC MARSOC команды. Улучшение коммуникационное оборудование установлено в процессе обновления позволяет ПЛАРК служить вперед развернутым, подпольной Малый комбатанта Объединенного командного центра.
26 сентября 2002 года ВМС наградили General Dynamics Electric Boat США контракт стоимости 442,9 млн начать первый этап программы конверсии подводного ПЛАРКА. Эти средства покрывали лишь начальный этап преобразования в течение первых двух лодок на графике. Расширенные закупки финансировались на $ 355 миллионов в финансовом году 2002, 825 млн $ в бюджете FY 2003 года , и в рамках плана военного бюджета пяти лет, на $ 936 миллионов в 2004 финансовом году, 505 млн $ в 2005 финансовом году, и 170 млн $ в 2006 финансовом году. Таким образом, общая стоимость переоборудовать четыре лодки чуть менее $ 700 млн за судно.
В ноябре 2002 года , штат Огайо вошел в сухом доке , начиная с ее 36-месячной дозаправки и ракеты-преобразования капитального ремонта . Electric Boat объявил 9 января 2006 года , что было завершено преобразование. Преобразованный Огайо присоединился к флоту в феврале 2006 года, а затем Флориде в апреле 2006 года преобразован Мичиган был поставлен в ноябре 2006 года преобразован Огайо отправился в море в первый раз в октябре 2007 года Грузия вернулась на флот в марте 2008 года в Kings Bay . Эти четыре ПЛАРКА , как ожидается, останется на вооружении примерно до 2023-2026 гг. В тот момент, их возможности будут заменены Virginia Payload Module снабженных Вирджинии -класса подводных лодок .
АПЛ США типа «Колумбия» пополнит американские подводные силы
В оенно-морские силы США 21 сентября 2017 г. выдали компании «Дженерал Дайнемикс Электрик» (General Dynamics Electric) заказ на завершение проектирования новой стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) типа «Колумбия» (COLUMBIA). Согласно контракту на подрядчика возлагается разработка окончательного проекта всего корабля, необходимых технологий, включая новый ядерный реактор, а также изготовление первых модульных компонентов для корабля-прототипа. Первая АПЛ США этого типа должна поступить в эксплуатацию к концу 2030г.
Особенности контракта и организации службы новых АПЛ США
Командование ВМС США планирует закупить 12 кораблей типа «Колумбия». Они заменят 14 оставшихся АПЛ США тип «Огайо» (OHIO). Последние намечается вывести из состава флота в период 2027-2039 гг. Строительство корабля USS «Columbia»(SSBN 826) должно начаться в 2021 г. после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 г. Ввод в эксплуатацию двенадцатой и последней АПЛ США намечен на 2042 г.
АПЛ тип «Огайо»
Строительство будет происходить на верфи «Электрик Бот» (Electric Boat, EB) в г. Гротон (Groton), шт. Коннектикут, а также на заводе EB в г. Квонсент-Пойнт (Quonset Point), шт. Род-Айленд. В качестве важнейшего субподрядчика фигурирует компания «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding), шт. Вирджиния. Предприятие изготавливает корму, нос, надстройку и вспомогательные машинные отделения подводной лодки.
Верфь компании «Электрик Бот»
Задание на разработку первичного проекта нового корабля «Электрик Бот» получила в 2012 г. На момент заключения сумма пятилетнего контракта составила 1,85 млрд. долл. США. В 2008 г. компания получила отдельный заказ на разработку новой системы пусковых шахт для атомного оружия (заказчик – общий ракетный департамент, Common Missile Department). Объем контракта, выданного в сентябре 2017 г., оценивается в 5.1 млрд. долл. США. Общая стоимость программы закупок, включая исследования и разработки, оценивается в 127 млрд. долл. США.
Разрабатываемая модель подводной лодки нацелена на службу в составе ВМС в течение 42 с половиной лет. Ожидается, что на протяжении этого периода каждая АПЛ США типа «Колумбия» выполнит 124 боевых службы. Продолжительность плановой боевой службы составит 77 суток.
Завод компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг»
Между походами устанавливается период регламентных работ от 35 до 50 суток. После 10 и 30 лет эксплуатации предусмотрены шестимесячные периоды обслуживания. К этому добавляется также двухлетний капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.
Как принято для АПЛ США, корабли типа «Колумбия» управляются двумя полностью укомплектованными экипажами: «синим» и «золотым». Команды сменяют друг друга после завершения очередного похода. Численность экипажа – 155 чел. Последний корабль останется в строю до 2084 г.
Стратегическая роль «Колумбии»
Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.
В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.
Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США. Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.
Адмирал Джон РИЧАРДСОН
Особенности конструкции
Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».
Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA).
АПЛ тип «Вирджиния»
Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:
- поглощающее покрытие корпуса корабля;
- особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
- расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
- мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
- широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
- навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
- система охлаждения.
Новые разработки для новой АПЛ США
Для самозащиты тип «Колумбия» имеет обычные торпедные аппараты в носовой части. Наступательное вооружение состоит из 16 ракет «Трайдент II D5» (на четыре меньше, чем на типе «Огайо»).
Подводный старт МБР «Трайдент 2»
Новая пусковая установка
Одной из новинок АПЛ США типа «Колумбия» станет универсальный ракетный модуль (Common Missile Department Module, CDM), одновременно принимающий четыре ракеты. Узел имеет альтернативное обозначение, которое можно перевести, как «четверной пакет» (quad Pack). Уже во время первичной фазы строительства, модуль интегрируется в корпус. На АПЛ типа «Огайо» пусковые установки монтировались в корпус корабля по отдельности и только после завершения строительства подводной лодки.
Блок пусковых АПЛ «Колумбия»
Согласно данным «Электрик Бот», применение четырех CMD-модулей экономит несколько месяцев строительства и несколько миллионов долларов на одну подводную лодку. Кроме того, новые пусковые установки ракет на один метр длиннее, чем применяемые в прошлом. По расчетам конструкторов, такой подход в будущем позволит установить более крупные ракеты. Хотя по сообщениям в настоящее время не существует программы разработки новых ракет для АПЛ США, высказываются предположения, что закупка таковых потребуются в середине 2040-х годов.
Ядерный реактор и привод
Для АПЛ типа «Колумбия» специально разработан новый ядерный реактор, который является «элементом жизненного цикла» корабля. В отличие от АПЛ «Огайо» топливные стержни этого ядерного реактора не потребуют замены после 20 лет эксплуатации. Это означает, что 12 АПЛ «Колумбия» смогут гарантировать оперативное присутствия равное 14 кораблям типа «Огайо».
Кроме того, «Колумбия» станет первой АПЛ США, оснащенной электрическим приводом, который должен повлиять как на более эффективную передачу энергии, так и на уменьшение сигнатуры шума подводной лодки. Последнее свойство считается особенно важным, поскольку потенциальные противники разрабатывают более мощные противолодочные ГАС.
Наряду с этим американские аналитики отмечают, что одной из проблем остается финансирование. Программа строительства новой АПЛ через 15 лет угрожает проглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако, командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021-2035 гг. и найдет источники для дополнительного финансирования в размере 4 млрд. долл. в год.
Таким образом, ВМС США выдали заказ на окончательное проектирование АПЛ нового поколения под обозначение тип «Колумбия». Планируется построить 12 кораблей, призванных заменить 14 состоящих в настоящее время на вооружении АПЛ типа «Огайо». Первая новая подводная лодка вступит в состав подводного флота США к концу 2030 г., последняя – в 2042 г. В целом программа рассчитана на период до 2080 г.
По материалам журнала «MarineForum»