0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводные лодки типа Scorpene (Франция)

Подводные лодки типа Scorpene (Франция)

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE (ФРАНЦИЯ)
MULTI-PURPOSE NON-NUCLEAR
SUBMARINE SCORPENE (FRANCE)

Как сообщают бразильские ресурсы, 25 сентября 2019 года впервые вышла в море на заводские ходовые испытания головная завершенная постройкой для ВМС Бразилии большая дизель-электрическая подводная лодка S 40 Riachuelo модифицированного французского проекта Scorpene (бразильское обозначение тип SBR). Лодка была построена на бразильском судостроительном предприятии Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба близ Рио-де-Жанейро по проекту и при содействии французского судостроительного объединения Naval Group и станет первой в серии из четырех единиц.
После возобновления работ, в июне 2016 года ВМС Бразилии утвердили новый график постройки подводных лодок по программе PROSUB, согласно которому, головная лодка SBR-1 (S 40 Riachuelo) должна была быть спущена на воду в июле 2018 года и сдана флоту в июле 2020 года. Однако уже очевидно, что и этот график не выдерживается, и сейчас отставание для головного корабля составляет около полугода. По последним сообщениям, сейчас ввод Riachuelo в строй ВМС Бразилии запланирован на октябрь 2020 года.
Для трех других строящихся по программе лодок графиком были установлены следующие сроки:
SBR-2 (S 41 Humaitá) – спуск в сентябре 2020 года и сдача в декабре 2021 года.
SBR-3 (S 42 Tonelero) – спуск в сентябре 2021 года и сдача в декабре 2023 года.
SBR-4 (S 43 Angostura) – спуск в декабре 2022 года и сдача в декабре 2024 года.
Что же касается планируемой к постройке в рамках программы PROSUB при французском содействии первой бразильской атомной подводной лодки SNBR (получившей предварительное название Alvaro Alberto), которая по соглашению 2009 года должна была быть сооружена на ICN к 2025 году, то она в настоящее время так и остается в основной стадии проектирования и подписания контрактов. Пересмотренный график 2016 года предусматривал начало детализации программы постройки SNBR во второй половине 2018 года, а дата начала ее строительства все еще «находится в стадии рассмотрения» (то есть откладывается на неопределенный срок). Сейчас номинально сроком окончания строительства атомной подводной лодки числится 2029 год.
https://bmpd.livejournal.com

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE

«Scorpène» является многоцелевой подлодкой средних размеров с неатомной силовой установкой, и предназначена для борьбы с надводными и подводными целями, проведения разведки, поддержки операций сил специального назначения, постановки наступательных минных заграждений, осуществления дозорных и блокадных действий.
Внешние очертания подводной лодки отличаются полностью новой гидродинамической формой, очень напоминает атомную субмарину класса «Рубис». Благодаря новой форме корпуса удалось снизить шумность, а также гидродинамическое сопротивление во время движения. Снижению шумности способствует и широкое использование при монтаже оборудования эластичных фундаментов.
Подводные лодки типа «Скорпен» — серия новейших французских подводных лодок, строящихся на экспорт, так как ВМС Франции отказались от дизельных подводных лодок в пользу атомных. Эти лодки стоят на вооружении ВМС Чили и КВМС Малазии, а также строятся для Бразилии и Индии.
Группой фирм, входящих в кораблестроительный концерн «DCN», для французской подводной лодки «Скорпен» (Agosta-90B) разработана парогенераторная анаэробная ЭУ типа ”MESMA” (Module D’Energie Sous Marine Autonome). Полномасштабный береговой опытный образец анаэробной ЭУ был пущен в эксплуатацию еще в 1998 году. По данным концерна «DCN», выходная мощность анаэробной ЭУ ”MESMA” составляет 200 кВт, что позволяет увеличить дальность подводного плавания в 3-5 раз, при средней скорости 4-5 узлов.
«Scorpène» – однокорпусная субмарина. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает прочный корпус сверху и в носовой части. Все внешние поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала. Хвостовое оперение имеет достаточно консервативную крестообразную форму, в отличие от «модной» и широко применяемой в современных подлодках Х-образной формы. При этом нижний вертикальный стабилизатор имеет значительно меньшую высоту, чем верхний – чтобы не мешать, в случае аварийной ситуации, когда субмарине придется лечь на дно.

Диаметр прочного корпуса составляет 6200 мм. Он выполнен из стали марки 80 HLES, способной выдерживать давление на глубине 350 м. Внутри корпус разделен на два отсека коффердамом, вставленным в районе миделя. В коффердаме находится шлюз и аварийный люк. В носовом отсеке находятся торпедные аппараты, жилые помещения, а также центральный пост, в кормовом – главным образом, элементы энергетической установки. Длина корпуса субмарины составляет 67,6 м, максимальная ширина – 8 м, осадка в надводном положении – 6,2 м. Водоизмещение подлодки составляет 1580 тонн в надводном положении и 1740 тонн – в подводном положении.
Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа субмарины класса «Scorpène» удалось сократить до 31 человек – 6 офицеров и 25 старшин и матросов. Кроме того, имеется шесть дополнительных мест с откидными койками – для кадетов или коммандос. Повседневное управление субмариной осуществляет вахта из девяти человек. Имеющиеся запасы обеспечивают лодке автономность в 70 суток. Сокращение численности экипажа рассматривается проектировщиками как одно из важных мероприятий, направленных на снижение средств по эксплуатации субмарины класса «Scorpène» на протяжении их жизненного цикла. Этому же способствует и увеличение межремонтного периода. Благодаря этому подлодка класса «Scorpène» может проводить в море до 240 суток в год.
Вооружение новых субмарин данного класса принципиально не отличается от других современных субмарин и включает шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов, конструкция которых соответствует стандарту STANAG 4405, стрельба из которых ведется самовыходом или пневматическим способом – в зависимости от типа оружия. Само же оружие может быть очень разнообразной, что определяется конкретным заказчиком. Боекомплект торпед и ракет составляет 18 единиц, этим субмарины класса «Scorpène» выгодно отличаются от своего германского конкурента – на лодках проекта U-214 боекомплект составляет всего 12 единиц. Загрузка боекомплекта, является весьма сложной операцией, поскольку требует демонтажа нескольких панелей обшивки и установления специальной каретки. Собственно, это нельзя считать существенным недостатком, поскольку подобное решение часто применяется на современных неатомных подводных лодках с их обтекаемыми очертаниями и отсутствием плоской палубы.
Основу силовой установки субмарин класса «Scorpène» составляет двигатель «Magtronic» компании «Jeumont Electric» – многофазный синхронный электромотор переменного тока с постоянным магнитным возбуждением. Главные магнитные поля в нем создаются кобальтовыми магнитами, без потерь в роторе двигателя, что повышает его КПД и уменьшает потребность в охлаждении. Система управления двигателем построена на биполярных транзисторах. Мощность силовой установки составляет 2900 кВт. Он приводит в действие семилопастный гребной винт. Силовая установка позволяет подлодке развивать скорость 12 узлов на поверхности и 20,5 узла под водой. Дальность хода на поверхности составляет 6500 миль при скорости 8 узлов, под водой – 550 миль при скорости 4 узла.
Подводные лодки класса «Скорпене» оборудуются интегрированной тактической системой боевого управления SUBTICS созданной фирмой «UDS International». Данная система интегрирует сенсоры, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Aquarius» и средства управления оружием. Для управления и контроля всеми этими элементами служит шесть многофункциональных консолей, каждая из которых оборудована двумя цветными мониторами, а также планшетом тактической обстановки. Подсистема «Aquarius» обеспечивает анализ параметров движения целей, их классификацию, сопровождение, подготовку способов во избежание угрозы и тактического планирования, выбор и предварительное программирование вооружения, а также управления торпедными аппаратами и устройством их перезарядки.
Французская компания DCNS весной 2015 года заключила контракт на техническую поддержку двух поставленных ВМС Малайзии неатомных подлодок (НАПЛ) класса 2000 Scorpene, базирующихся в Кота-Кинабалу (Сабах). Контракт будет действовать в течение двух лет (до 31 мая 2017 года). Компания будет оказывать техническое содействие эксплуатации субмарин до начала их первого крупного ремонта. Планируется, что НАПЛ «Тунку Абдул Рахман» встанет на капитальный ремонт в ноябре 2015 года, «Тун Разак» в июне 2017 года.

Читать еще:  Фрегат УРО Type 123 "Brandenburg" (Германия)

7 апреля 2015 года в Индии спущена на воду первая неатомная ПЛ Kalvari, построенная по лицензии французской компании DCNS (класс Scorpene). На верфи компании Mazagon Docks Ltd будут построены шесть лодок этого класса, название Kalvari головная субмарина получила по эстафете от ПЛ советского проекта 641 (код НАТО Foxtrot), которая была первой подлодкой в составе ВМС Индии. Ввод в строй «Кальвари» намечен на сентябрь 2016 года.

Водоизмещение:
– надводное 1580 т,
– подводное – 1740 – 1750 т,
Длина – 66,4 – 67,56 м,
Ширина 6,2 м
Глубина погружения 300 – 350 м,
Наибольшая скорость:
– в подводном положении – 20,5 узлов ,
– в надводном – 11 узлов.
Дальность плавания в надводном положении – 6400 миль на скорости 8 узлов
Автономность 45 – 50 суток
Экипаж из 31 человек.

шесть 533-мм торпедных аппаратов,
торпеды «Блэк шарк» итальянской компании WASS
ПКР SM-39 «Экзосет» французской MBDA.

Проект «Скорпене» — субмарины для экпорта

Начиная с 70-х годов прошлого века мировой рынок неатомных подводных лодок практически монополизировали верфи Федеративной Республики Германии.

Отличные «U-боты» 209-го проекта поставлялись флотам полутора десятков стран, а в Турции, Индии, Бразилии и Южной Корее была налажена их постройка по лицензии. Успехи других стран были гораздо скромнее. Пытаясь составить конкуренцию немецким субмаринам, французское судостроительное объединение DCN добилось от своего правительства согласия на использование в экспортном проекте дизель-электрической подлодки ряда технологий, разработанных для атомных субмарин. Кроме того, была налажена кооперация с испанской фирмой «Навантия». Плодом сотрудничества стал проект подлодки «Скорпене».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

«Скорпене» является средней многоцелевой подводной лодкой с неядерной силовой установкой, предназначенной для борьбы против надводных и подводных целей, ведения разведки, поддержки операций сил специального назначения, постановки наступательных минных заграждений, осуществления дозорных и блокадных действий.

Читать еще:  Большие десантные корабли проекта 775 (СССР)

Внешние очертания ПЛ отличаются совершенно новой гидродинамической формой, что в сочетании с установленными на ограждении рубки рулями глубины очень напоминает атомную субмарину типа «Рубис». Благодаря новой форме корпуса удалось не только снизить гидродинамическое сопротивление движению, но и существенно улучшить шумовые характеристики лодки. Снижению шумности служит и широкое применение эластичных фундаментов при монтаже оборудования.

«Скорпене» выполнена по однокорпусной схеме. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает прочный корпус сверху и в носовой оконечности. Все внешние поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала.

Основу силовой установки «Скорпене» составляет двигатель «Магтроник» фирмы «Жюмон Электрик». От германского конкурента — мотора «Пермасин» фирмы «Сименс» — французское изделие отличается более эргономичной конструкцией, облегчающей доступ к узлам при техническом обслуживании и ремонте. Он приводит в движение семилопастный гребной винт. Дизель-генераторы использовали проверенные — немецкой фирмы MTU. Подводные лодки типа «Скорпене» оборудуют интегрированной тактической системой боевого управления SUBTICS (Submarine Tactical Integrated Combat System). Она интегрирует сенсоры, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Аквариус» и средства управления оружием. Для управления и контроля всех этих элементов служит планшет тактической обстановки и шесть многофункциональных консолей, каждая из которых снабжена двумя цветными мониторами. ПЛ оборудована гидроакустическим комплексом «Талес» TSM 2233. В его состав входит ГАС с носовой цилиндрической антенной, активные и пассивные бортовые антенны, буксируемая антенна, противоминная ГАС, а также устройство для замера собственных шумов. Кроме того, лодка оборудована навигационной РЛС «Келвин-Хьюз» модели 1007 и пассивной системой радиотехнической разведки AR-9000.

Подлодка вооружена шестью 533-мм торпедными аппаратами с боекомплектом 18 торпед. Возможно также применение ПКР «Экзосет» SM-39.

ПОСТАВКИ

Первым заказчиком «Скорпене» стали ВМС Чили. Контракт на две лодки был подписан в декабре 1997 года, а в 2005 и 2006 годах субмарины «О’Хиггинс» и «Каррера» вошли в состав флота. В 2002 году две подлодки заказала Малайзия. Субмарины, получившие названия «Танку Абдул Рахман» и «Тун Разак», вошли в строй в 2009 году. При исполнении чилийского и малайзиского контрактов одна лодка строилась в Испании, а другая — во Франции. Французская верфь изготовила носовые части всех субмарин, а испанская — кормовые.

Наиболее крупным в настоящее время заказчиком ПЛ типа «Скорпене» является Индия, 6 октября 2005 года подписавшая контракт на общую сумму 3,5 млрд долларов, предусматривающий приобретение шести таких субмарин. Все они строятся по лицензии в Индии — на верфи «Мазагон Док Лтд» в Мумбае. Головная «Кальвари» передана флоту в декабре 2017 года, а «Кхандери» — в марте 2018-го.

Последним по времени покупателем «Скорпене» стала Бразилия, заказавшая 23 декабря 2008 года четыре ПЛ. Так же как и Индия, эта страна строит «Скорпене» по лицензии — на верфи «Арсенал до Маринья» в Рио-де-Жанейро. Ожидается, что первая ПЛ «Риахуэло» вступит в строй в 2018 году. Интересно, что контракт предусматривает опцию на постройку и пятой субмарины — но уже атомной, с реактором бразильской разработки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Полное водоизмещение надводное/подводное, т: 1615/1775
  • Размеры, м:
    — длина: 67,5
    — ширина: 6,2
    — осадка: 5,8
  • Технические характеристики:
    — скорость надводная/подводная, узлов: 12/20
    — дальность надводная/подводная, миль: 6500 (при 8 узлах)/550 миль (при 5 узлах)
    — автономность, суток: 50
  • ГЭУ: дизеля MTU 12V 396 SE84 (4 х 632 кВт), электродвигатель «Жюмон» «Магтроник» (1 х 2900 кВт)
  • Экипаж, чел.: 43
  • Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов (боекомплект 18 торпед и ПКР «Экзосет»)
Читать еще:  Подводный крейсер Проект 941 «Тайфун» (СССР)

Первая бразильская подводная лодка типа Scorpene вышла в море

Как сообщают бразильские ресурсы, 25 сентября 2019 года впервые вышла в море на заводские ходовые испытания головная завершенная постройкой для ВМС Бразилии большая дизель-электрическая подводная лодка S 40 Riachuelo модифицированного французского проекта Scorpene (бразильское обозначение тип SBR). Лодка была построена на бразильском судостроительном предприятии Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба близ Рио-де-Жанейро по проекту и при содействии французского судостроительного объединения Naval Group и станет первой в серии из четырех единиц.

Вывод в море на завоодские ходовые испытания головной построенной для ВМС Бразилии большой дизель-электрической подводной лодки S 40 Riachuelo модифицированного французского проекта Scorpene (бразильское обозначение тип SBR) с бразильского судостроительного предприятия Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба, 25.09.2019 (с) ВМС Бразилии

Напомним, что строительство для бразильского флота четырех больших дизель-электрических подводных лодок SBR увеличенного модифицированного типа Scorpene по программе Programa de Desenvolvimento de Submarinos (PROSUB) ведется в соответствии с соглашением, заключенным 3 сентября 2009 года министерством обороны Бразилии с французским судостроительным объединением DCNS (ныне Naval Goup), выступающим генеральным подрядчиком по поставке Бразилии указанных четырех дизель-электрических и одной атомной подводной лодки. Для реализации этого соглашения в рамках совместного предприятия DCNS (Naval Group, доля 41 %) и бразильской группы Odebrecht (59 %) в Бразилии была построена новая специальная верфь подводного кораблестроения Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба.

Верфь ICN должна стать единым комплексом не только строительства, но и базирования, обслуживания и ремонта бразильских подводных лодок нового поколения. Изначально стоимость создания комплекса ICN оценивалась в 1,8 млрд долл, однако, видимо, превысила эту сумму.

Официально основные производственные мощности ICN были открыты 1 марта 2013 года, включая производственный комплекс UFEM, состоящий из 13 цехов общей площадью 57 000 кв. метров. Главный цех представляет собой эллинг, оснащенный 16 мостовыми кранами и 8000-тонными немецкими прессами. Производственные мощности должны позволить верфи одновременно вести строительство секций и конструкций трех дизель-электрических и одной атомной подводной лодки. Строительство дизель-электрических лодок ведется путем сборки каждой из насыщенных корпусных секций, изготовленных в UFEM, в цеху-эллинге ICN на территории построенной одновременно новой военно-морской базы. В целом на верфи ICN занято более 2000 человек.

Однако программа постройки подводных лодок PROSUB идет с хроническим отставанием. Головная подводная лодка S 40 Riachuelo (SBR-1) была формально заложена на ICN 27 мая 2010 года и планировалась изначально к сдаче уже в 2016 году, однако только к концу 2017 года были изготовлены все пять насыщенных секций, что позволило в январе 2018 года произвести их перемещение в цех-эллинг, где в течении 2018 года произвести стыковку корпуса, и только 14 декабря 2018 года лодка была спущена на воду. При этом половина по трудозатратам корпусных конструкций лодки Riachuelo (обе наиболее крупные носовые секции) были изготовлены в арсенале DCNS (Naval Goup) в Шербуре и поставлены на верфь ICN уже готовыми еще к концу 2013 года. Осенью 2015 года ввиду бразильского экономического кризиса работы по постройке лодок типа Scorpene на ICN приостанавливались на несколько месяцев.

Для трех других строящихся по программе лодок графиком были установлены следующие сроки:

SBR-2 (S 41 Humaitá) — спуск в сентябре 2020 года и сдача в ​​декабре 2021 года.

SBR-3 (S 42 Tonelero) — спуск в сентябре 2021 года и сдача в декабре 2023 года.

SBR-4 (S 43 Angostura) — спуск в декабре 2022 года и сдача в декабре 2024 года.

Что же касается планируемой к постройке в рамках программы PROSUB при французском содействии первой бразильской атомной подводной лодки SNBR (получившей предварительное название Alvaro Alberto), которая по соглашению 2009 года должна была быть сооружена на ICN к 2025 году, то она в настоящее время так и остается в основной стадии проектирования и подписания контрактов. Пересмотренный график 2016 года предусматривал начало детализации программы постройки SNBR во второй половине 2018 года, а дата начала ее строительства все еще «находится в стадии рассмотрения» (то есть откладывается на неопределенный срок). Сейчас номинально сроком окончания строительства атомной подводной лодки числится 2029 год.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector